«ночные ведьмы». судьба летчиц в годы войны

Топ училищ гражданской авиации

После успешного прохождения медкомиссии, сдачи нормативов и сбора документов важно ответить наглавный вопрос всех абитуриентов «Какое учебное заведение выбрать?». В России существует большое количество специализированных авиационных училищ и вузов

Мы собрали лучшие авиационные вузы и их филиалы — лётные училища и колледжи:

Московский государственный технический университет гражданской авиации. Его филиалы:

Иркутский филиал МГТУ ГА, 

Ростовский филиал МГТУ ГА, 

Егорьевский АТК имени В.П.Чкалова, 

Кирсановский АТК-филиала МГТУ ГА, 

Рыльский авиационный технический колледж, 

Троицкий АТК.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Его филиалы: 

Выборгский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА, 

Бугурусланское летное училище ГА (колледж), 

Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский  государственный университет  гражданской авиации», 

Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации (колледж), 

Хабаровский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА.

Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Бугаева. ​Его филиалы: 

Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации, 

Краснокутское лётное училище гражданской авиации имени заслуженного пилота СССР Васина, 

Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Самарский национальный исследовательский университет им. академика Королева. ​ Его филиал: 

Представительство Самарского университета в г. Тольятти.

Московский авиационный институт.

И вдохновляйтесь историей становления пилотом от первого лица:

Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина

В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».

Маликов И.А.

В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.

Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног

В число знаменитых летчиков Великой Отечественной войны хотелось бы включить и Георгия Павловича Кузьмина, который храбро сражался на истребителе даже после ампутации ног и, к сожалению, погиб в 30 лет в небе над Донбассом.

19 сентября 1941 года в районе Ельца Кузьмин был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Его внесли в списки потерь как погибшего – не зная, что старший лейтенант совершил вынужденную жёсткую посадку и с простреленными обеими ногами добрался до своих. В госпитале пилоту отрезали ступню левой и часть ступни правой ноги.

Кузьмин Г.П.

А он не смирился с инвалидностью, и в мае 1942-го добился возвращения к боевым вылетам. 28 апреля 1943 года Кузьмин стал Героем Советского Союза (сбил 15 самолётов противника лично и ещё 6 в составе группы).

Командир полка

В начале Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова возглавила Антифашистский комитет советских женщин, а затем попросилась в действующую армию. В 1942—1943 годах она командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия.

«Гризодубова лично вылетала на боевые задания на самолёте Ли-2. Существуют разные подсчёты, но есть все основания полагать, что в общей сложности она совершила не менее 200 боевых вылетов», — рассказал RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Комполка лично участвовала в бомбардировках вражеских объектов и полётах за линию фронта к партизанам. «Полёты к партизанам имели огромное политическое и моральное значение. Сам факт появления советского самолёта в тылу противника придавал не только партизанам, но и местному населению, временно находящемуся на оккупированной врагом территории, бодрость, умножал их силы в борьбе с врагом», — пишет в своей книге «В интересах всех фронтов» сослуживец Валентины Гризодубовой Герой Советского Союза Сергей Ушаков, который позднее стал первым замначальника главного штаба ВВС СССР.

Мужской коллектив полка выполнял все приказы женщины-командира беспрекословно, отмечают историки. По их словам, её даже называли матушкой, несмотря на то что тогда ей было всего 32—34 года. А вот гитлеровцы лётчицу ненавидели — её изображение поместили на агитационных плакатах с подписью, что она враг нацизма, и назначили за её голову награду.

В 1943 году Гризодубовой было присвоено звание полковника, однако авиацию дальнего действия она вскоре покинула. «У неё не сложились отношения с командующим — маршалом Александром Головановым», — пояснил Дмитрий Хазанов.

В конце войны Валентина Гризодубова работала в составе Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. После победы решила оставить военную службу и в 1946 году уволилась в запас.

Лётчики-испытатели СССР

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
  • За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
  • Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Военлетки

Неочевидным, на первый взгляд, может показаться то, что военная авиация — это сфера, куда при определенных условиях женщинам было попасть легче всего. Экстремальные условия войны заставляли государство и общество пересматривать и корректировать «мирные» взгляды на женскую военную службу вообще и службу в авиации в частности. Это хорошо видно при сравнении образов культурной репрезентации женщин в мирное и военное время.

К началу Второй мировой войны уже был накоплен и обобщен солидный опыт женских аэродинамических полетов. Легендарные советские «Ночные ведьмы» — полностью женский авиационный полк — не был уникальным явлением ни для СССР (здесь существовали и другие женские авиаподразделения), ни для воюющих армий мира (в США и Соединенном Королевстве были сформированы военизированные Женская вспомогательная служба пилотов, WASP, и Вспомогательный воздушный транспорт, АТА, соответственно).

Американки и англичанки (впрочем, в АТА летали женщины-антифашистки из всех бывших британских колоний, из европейских и латиноамериканских стран) делали крайне важную работу. Первые перегоняли разнотипные самолеты между заводами и аэродромами, выполняли воздушную разведку погоды, облеты авиатехники после доработок и ремонта, обучали курсантов для фронта, ставили мишени для стрельб. Вторые занимались тем же, а еще перевозили медикаменты, почту и британских военнослужащих.

Корнелия Кларк Форт. Работая инструктором по летному обучению, в 1941 году она первой из американских летчиков встретилась в небе над Перл-Харбором с самолетом «Зеро» японских «воинов божественного ветра». Источник

Однако летная деятельность советских ночных бомбардировщиц была сопряжена с гораздо более серьезным риском. Нередко экипажи бипланов У-2 (По-2) по нескольку раз за сутки пересекали линию фронта, чтобы произвести сбросы. Помимо женщин, прошедших подготовку в аэроклубах, «ведьмами» становились выпускницы или студентки старших курсов технических вузов, которых обучали полетам с нуля.

В этом полку установился особый климат: здесь читались лекции по метеорологии и физике атмосферы, разбирались аэронавигационные задачи. Этот научный компонент службы вовсе не обязательно соотносился с планом боевой подготовки. Между изнурительными ночными полетами девушки занимались художественной самодеятельностью, вели литературные дискуссии и упражнялись в поэзии.

В предпоследней дневниковой записи Евгении Рудневой — штурмана полка «ночных ведьм», можно прочесть о конференции (очевидно, полкового уровня), на которой обсуждалась проблема полетов к звездам. Бывшую студентку мехмата МГУ, успевшую до войны поработать в обсерватории и опубликовать научную статью по астрономии, подруги называли звездочетом: возвращаясь с заданий, девушка читала научно-популярные лекции о наблюдаемых звездах и созвездиях. Евгения пыталась писать на фронте сказку и в 23 года, при выполнении 645-го боевого вылета, сгорела в крымском небе вместе со своим командиром Прасковьей Прокофьевой.

Штурманки 46-го гвардейского авиаполка легких ночных бомбардировщиков: слева направо сидят Р. Гашева и Н. Меклин, стоят Н. Ульяненко, Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Источник

Феномен женских авиационных подразделений воюющих стран интересен еще и тем, что через них открывался широкий путь в небо для летательниц с периферий. Вместе с Евгенией Рудневой служили, например, и первая абхазская профессиональная штурманка Мери Авидзба (летать начала еще до войны), и первая казахская летчица Хиуаз Доспанова.

Женщины-лётчицы

Женщины лётчицы Великой Отечественной войны

  • Евдокия Давыдовна Бершанская
    С февраля 1942 года была командиром женского 588-го (46-го гвардейского Таманского) ночного легкобомбардировочного полка. Под ее командованием полк совершил 23 672 боевых вылета, сбросил на противника более 3000 т. бомб. Двадцать три летчицы полка стали Героями Советского Союза. В составе этого же полка сражалась с врагом командир эскадрильи, Герой Советского Союза Евдокия Андреевна Никулина. Она совершила 774 ночных боевых вылета.
  • Лидия Владимировна Литвяк
    Самая результативная женщина-летчица Великой Отечественной войны. Совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбила лично 11 самолетов и 1 аэростат-корректировщик противника, еще 3 самолета уничтожила в группе с товарищами. 1 августа 1943 г. погибла в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 г. и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР 5 мая 1990 г. ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

«Ночные ведьмы»

Право на небо

Еще на заре авиации Николай Жуковский (а он размышлял и о месте женщин в летном деле) сказал: «Самолет — величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы».

Только глубокое познание объективных законов природы может играть в авиации действительно важную роль. Современная авионика не требует от человека никаких запредельных физических усилий в пилотажно-навигационных действиях. Авторитет пола и представление о полетах как деле неженском — нелепые, хотя и невероятно живучие рудименты мышления.

Когда с фронтов Второй мировой стали возвращаться мужчины, летчицы WASP и АТА столкнулись с чудовищной несправедливостью.

Под различными предлогами женщин всё чаще стали отстранять от летной работы, и им снова потребовалось отстаивать свое право летать. Одним из последствий этого, по мнению летчиц из группы «Меркурий-13», стало то, что НАСА отправило женщину в космос на 20 лет позже, чем СССР, и должно было пройти еще 16 лет, прежде чем женщина стала командиром космического корабля.

В 1995 году Эйлин Коллинз стала первой пилотессой космического челнока, а в 1999-м — первой астронавткой, возглавившей космическую миссию (STS-93: вывод на орбиту рентгеновской обсерватории). Источник

А как интерпретировать тот факт, что в «Военном энциклопедическом словаре» — крупнейшем советском научно-справочном издании (863 страницы увеличенного формата), подготовленном в 1982 году Институтом военной истории МО СССР, не только не нашлось места для статей о женских авиационных подразделениях (пусть даже только советских авиаполков ВВС и ПВО), но даже не представлена ни одна из 23 летчиц полка «Ночные ведьмы», награжденных геройской звездой?

Крайне мало женских имен и в добротном справочнике В.Н. Бычкова «Летопись авиации и воздухоплавания» 2006 года.

Продолжая интеллектуальную игру с самим собой, нужно хотя бы попытаться ответить на вопрос: почему так упорно воспроизводятся социальные стереотипы об отношениях женщин и авиации?

Некоторые организации, например Всемирный институт женской авиации, ставя себе целью выровнять гендерный «крен» в авиакосмической отрасли, не только популяризируют историческое знание о той роли, которую сыграл «слабый» пол в авиаконструировании, аэронавтике, авиации и космонавтике, но также информируют о возможностях освоения женщинами аэрокосмических специальностей и даже оказывают помощь в получении профильного образования.

При желании каждый самостоятельно отыщет сотни увлекательнейших сюжетов из истории женской авиации и удивится виражам летных судеб воздухолетательниц разных времен и стран.

Может быть интересно

Воздушный океан покорен женщинами раз и навсегда! Прямо сейчас, в эту минуту, на планете десятки тысяч невест ветра моделируют полетные задания, готовят авиационную технику, управляют воздушным движением, пилотируют воздушные суда и принимают участие в обеспечении миссий к другим планетам. Авиация не может быть делом сугубо мужским или женским. Она — общее дело людей. Она — трагическая, величественная и вдохновляющая симфония о мечте, поиске и бесстрашии человечества.

Первые пограничники – Герои Советского Союза

Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.

Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.

Евгения Шаховская

Евгения Шаховская с авиатором Всеволодом Абрамовичем. Источник

Биография этой авиаторши тоже достойна авантюрного романа. Дочь состоятельного петербургского купца, жена гражданского инженера князя Шаховского, она получила лицензию пилота в Германии в 1912 году.

В 1913 году ее летная карьера, казалось, закончилась: во время тренировочного полета вместе со знаменитым авиатором Всеволодом Абрамовичем она попала в аварию. Княгиня, которая была за штурвалом, отделалась царапинами, а вот Абрамович, летевший пассажиром, погиб — считается, что именно из-за ошибки ученицы. Чувствуя свою вину, Шаховская объявила об уходе из авиации, но продолжала интересоваться самолетами.

Газетная вырезка. Источник

Шаховскую называют первой русской военной летчицей. Об этой карьере княгиня мечтала несколько лет: еще во время Итало-турецкой войны 1911–1912 годов она вызвалась добровольцем.

Впрочем, тогда Италия не воспользовалась ее предложением. Позже, уже после начала Первой мировой, Шаховская снова попыталась записаться добровольцем в армию, но и в этот раз ей отказали. Княгиня воспользовалась связями — и в конце концов, получив чин прапорщика, осенью 1914 года была зачислена в Ковенский крепостной авиационный отряд.

Но военная карьера продлилась всего месяц, и неизвестно, успела ли она за это время совершить хоть один боевой вылет. Уже 31 декабря того же года Шаховскую отчислили, а вскоре арестовали и обвинили в шпионаже в пользу Германии. Насколько это было обоснованным, неизвестно до сих пор, однако военный суд признал княгиню виновной и приговорил к смертной казни, которую позже заменили заключением.

Всё изменилось в феврале 1917 года: как «жертву царского режима» Шаховскую освободили из-под стражи. Обвинения в измене были сняты. После Октябрьской революции княгиня внезапно начала сотрудничать с большевиками в составе Киевской ГубЧК — и в 1920 году погибла в перестрелке при невыясненных обстоятельствах.

Женщины-летчицы

В те времена летчики были элитой элит советских войск, и девушки также были ее частью. Более того, после начала войны было сформировано несколько авиационных полков, полностью состоящих из девушек, и они отлично себя показали в боях.

Самым знаменитым был 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — или, как их прозвали сами фашисты, «Ночные ведьмы». И было за что — полк, мало того, что состоял исключительно из женщин, так еще и получил звание гвардейского за особые заслуги в уничтожении врага. К тому же, девушки были вынуждены летать только ночью — на их самолетах по другому было никак, поскольку на вооружении полка состоял тихоходный двукрылый учебный самолет ПО-2. До 1943 в нем не был даже пулемета, а бомбы приходилось подвешивать к днищу — бомбового отсека тоже не было предусмотрено.

Но отвага девушек доходила до того, что они даже не брали парашюты, загружая вместо них дополнительную бомбовую нагрузку. Любопытно, что прицела также изначально не было и девушки создали его сами, остроумно назвав ППР — «проще пареной репы». И вот, представьте, ночью, когда большинство истребителей не летают, в небе появляются юркие самолетики, которые благодаря своей конструкции могли несколько десятков километров планировать в полной тишине (что они и делали), забрасывая противника бомбами.

Немецкое сарафанное радио вскоре разнесло байку, согласно которой Германию бомбят выпущенные из сталинских лагерей преступницы, бешеные и способные не спать ночью. В общем, настоящие ведьмы Сталина.

23 девушки из этого полка были награждены звездами Героя Советского союза, что говорит о беспримерном мужестве и боевых качествах советских летчиц.

Говоря о женщинах-летчицах, нельзя не упомянуть и Лидию Литвяк, которая считается самой результативной женщиной-летчицей в мире за всю историю войн. На ее счету 12 самолетов противника. В боях за Сталинград Лидия немецкого аса Эрвина Майера, кавалера Рыцарского креста, на чьем счету было 30 воздушных побед. Когда захваченный в плен Майер (ему удалось спастись благодаря парашюту) попросил показать победившего его аса, он решил, что его пытаются разыграть. Перед ним была хрупкая девушка, для которой это был один из первых вылетов. Однако Лидия в таких деталях описала воздушный бой, что Майеру пришлось признать — это действительно сбивший его советский летчик.

Лидия Литвяк

Во время этих боев на борту ее самолета красовалась белая лилия, за что Лидия была прозвана «Белая лилия Сталинграда». К сожалению, в 1943 году она погибла, посмертно получив звание Героя Советского Союза.

Николай Михайлович Скоморохов

Если кто и мог напугать немцев, то это Скоморохов Н. М. Все летчики-асы Второй мировой войны преклонялись перед ним, т. к. его точности, аккуратности и внимательности можно было позавидовать. Он был маршалом авиации и дважды Героем СССР. По окончании ВОВ стал Депутатом Верховного Совета.

За историю Николай Михайлович выполнил более 600 боевых вылетов — мало какой другой пилот может похвастаться такими цифрами. Он лично уничтожил десятки вражеских бомбардировщиков, несколько подбил в группе. Когда он появлялся на небе, немецкие асы боялись, позиционировали его, как особую угрозу. Все дело в том, что за ведение военных действий Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет никогда не загорался, на нем не было даже царапины от пули противника. В свою очередь, фашистские истребители никогда не покидали битву невредимыми.

Любовь Голанчикова

Источник

Еще удивительнее биография второй российской дипломированной летчицы Любови Голанчиковой. Для нее, эстрадной певицы, известной под сценическим псевдонимом Милли Море, увлечение авиацией началось со случайности. В 1910 году она познакомилась с одним из пионеров российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым, который пригласил ее полетать в качестве пассажирки. Вскоре после этого Голанчикова записалась в школу «Гамаюн», где чуть раньше училась Зверева, и получила диплом пилота за номером 59. А вскоре журнал «Вестник воздухоплавания» уже сообщал, что артистка Любовь Голанчикова бросает сцену в пользу авиации.

Как и Зверева, карьеру авиаторши Голанчикова начала с показательных полетов. Первый чуть не закончился трагически.

Уже в 1912 году имя Голанчиковой становится известно всему миру. 22 ноября в Берлине она почти втрое бьет рекорд высоты, ранее принадлежавший немецкой летчице, и устанавливает новый мировой рекорд высоты для женщин — невиданные 2200 метров.

В следующий раз имя Голанчиковой попало в газеты в июле 1913 года, когда она в качестве навигатора сопровождала французского летчика Леона Летора, только что совершившего беспосадочный перелет Париж — Берлин, на обратном пути. В Париже журналисты первым делом задали Летору вопрос: «Не осложнила вам перелет женщина на борту?» Но Летор был не намерен поддерживать сексистские предубеждения.

Голанчикова мечтала о большем, чем просто показательные полеты: ей хотелось стать летчицей-испытательницей. Поначалу заводы ей отказывали (видимо, считая это неженским делом), но в 1913 году ей всё же удалось заключить контракт с небольшой аэропланной мастерской Ф. Ф. Терещенко на испытание аппаратов «Фарман-22». «Я, нижеподписавшаяся, — сказано в контракте, — Любовь Александровна Голанчикова, обязуюсь в течение года от сего числа летать на аппаратах, которые будут даны мне фирмой Червонской аэропланной мастерской, на других же аппаратах производить полеты не представляю себе права».

Боевой путь

Начиная с 1942 года и до самого конца войны полк ни разу не уходил на переформирование. Отряд «ночных ведьм» принимал участие во множестве военных операций.

За 4 года войны «ночные ведьмы» совершили 30 тысяч бомбардировок и сбросили на немецкую армию более 23 тысяч тонн боеприпасов.

На протяжении всего существования полка летчицы произвели в общей сложности 23 672 боевых вылета в битвах за Кавказ, за освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии и Польши, а также непосредственно в самой Германии в конце войны.

Самолеты могли нести лишь 2 бомбы за один раз, поэтому за ночь «ведьмы» совершали 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Рекордом стали 18 вылетов за ночь, которые совершила легендарная Надежда Попова, один из командиров отряда. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего в воздухе самолеты провели 28 676 часов. Женский авиационный полк уничтожал вражеские переправы, железнодорожные станции и поезда, склады, цистерны с горючим, автомобили, прожектора и огневые точки. В общей сложности они вызвали 811 пожаров и 1092 мощных взрыва.

Кроме уничтожения вражеских стратегически важных позиций, летчицы помогали окруженным солдатам советской армии, сбрасывая им мешки с продовольствием и боеприпасами.

Женщины во время войны

В 1930-х годах СССР стремился ни в чем не уступать Западу, и новые рекорды стали частью большой пропагандистской машины. Тогда же появились первые Герои Советского Союза, ими стали полярные летчики в 1934 году, спасшие челюскинцев. Героями передовиц немногочисленных советских изданий становились люди в основном тяжелых и экстремальных профессий: трактористы, летчики, шахтеры. Женщины не отставали от сильного пола и штамповали рекорды на зависть зарождающемуся феминистическому движению в западном мире. Пролетарская мода на утилитарные костюмы придавала советским женщинам еще большую брутальность и харизму. Тогда же в 1938 году был совершен знаменитый перелет Москва — Дальний Восток сначала мужским экипажем в составе Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского. А осенью того же года женским экипажем: Валентиной Гризодубовой, Полиной Осипенко и Мариной Расковой. Летчицы уже на тот момент были опытными и прославленными штурманами, имея за своими далеко не хрупкими плечами несколько мировых рекордов.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Мирная жизнь

После войны Гризодубова стала заместителем начальника НИИ-17 (будущего Института приборостроения). Она отвечала за испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации СССР. Причём в испытательных полётах принимала участие лично.

В 1960-е годы Валентина Гризодубова на время покинула Институт приборостроения, чтобы создать Научно-исследовательский лётно-испытательный центр на аэродроме в Солнцеве. Однако в 1972-м вернулась в институт и продолжала работать там до 1993 года.

6 января 1986 года Валентина Гризодубова получила вторую звезду Героя — на этот раз Социалистического труда. Легендарная лётчица ушла из жизни 28 апреля 1993 года в возрасте 84 лет.

«Гризодубова была одной из женщин, удостоенных наибольшего количества наград в истории СССР», — подчеркнул Дмитрий Хазанов. Помимо званий Героя она отмечена двумя орденами Отечественной войны, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны» и рядом других наград.

Сегодня именем Гризодубовой названы улицы многих городов бывшего СССР, воинские части и авиационные учреждения, открыты посвящённые ей музеи.

  • РИА Новости

Жизнь Гризодубовой — уникальный пример сочетания мирных и военных подвигов, считают историки.

«Валентина Гризодубова привыкла быть лидером. Первая в мире женщина, совершившая перелёт на такое расстояние, командир авиационного полка, создатель научно-исследовательского института… Начальству с ней, конечно, далеко не всегда было комфортно, но окружающие высоко ценили её смелость и способность брать на себя ответственность», — подытожила Ирина Архангельская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector