Кряшены: судьба народа без названия

Этногенез[править | править код]

Церковь Тихвинской иконы Богородицы — кряшенская церковь в Казани


Церковь Тихвинской иконы Богородицы, XIX в.

Традиционная версияправить | править код

Согласно традиционной и наиболее обоснованной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания, и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие, отдельного «кряшенского» этнического образования не было. Решающее же влияние на формирование кряшенов как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII веков (сформировавшаяся в это время группа носит название «старокрещённых татар») и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых»). В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя группа нагайбаков выделилась в 2002 году в отдельную национальность).

В пользу традиционной теории версии свидетельствуют данные археологии и культурные исследования в местах компактного проживания кряшен. Так у молькеевских кряшен отмечается устойчивая память об исламском происхождении их предков. По наблюдениям Г. Филиппова, в начале XX века у жителей ещё были живы предания:

В ряде деревень молькеевских кряшен имеются мусульманские кладбища, на которых, по преданиям, были похоронены отцы-основатели этих селений, их могилы были главным объектом культа. Особой популярностью как среди кряшен, так и местных татар-мусульман пользуются могила Ходжи Хасана в селе Хозесаново и могила Мяльки (Малик) бабая в Молькеево. Кряшены вместе с приезжавшими мусульманами посещают эти могилы, во время молений и жертвоприношений прибегают к помощи мулл. Также близ кряшенского села Ташкирмень Лаишевского района обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому и золотоордынскому периоду. В конце XIX века историк И. А. Износков, описывая селение, засвидетельствовал:

Альтернативные версииправить | править код

В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллигенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV—XIX веках и, как следствие этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства.

Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с X века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказалось в Крыму и на Средней Волге. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированном виде, как реликт исторической памяти.

Печать и литература[править | править код]

Газетыправить | править код

  • «Сугыш хабарляре» (Военные известия; —. Редактор — П. П. Глезденев)
  • «Дус» (Друг; февраль —. Редактор — С. М. Матвеев)
  • «Кряшен газеты» (Кряшенская газета; январь  — июль . Редактор — Н. Н. Егоров)
  • «Алга таба» (Вперёд; январь—апрель . Редактор — М. И. Зубков)
  • «Кызыл алям» (Красное знамя; октябрь  — январь )
  • «Киняш» (Совет; сентябрь  — декабрь ).
  • «Керэшен сузе» (Слово кряшен; февраль 1993—2002)
  • «Туганайлар» (Родные мои; c 2002 года)
  • «Кряшенские известия» (c 2009 года)

Художественная литератураправить | править код

Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев-Саврушевский, Даржия Аппакова, Н.[] Филиппов, Александр Григорьев, В.[] Чернов, Гаврила Беляев.

Массовый отход от православия

На 30–40-е годы XVIII века приходится массовый отход от православия крещеных татар Казанской губернии, несмотря на то, что именно в 40-е годы и в первой половине 50-х годов развернул свою буйную деятельность Конашевич по христианизации народов Поволжья, особенно усердно – татар.

Кроме того, значительная часть татар возвращалась в ислам. Поэтому истинную цифру для последующих лет приводить весьма трудно, да и ни одно исследование подобных данных не дает. 

Миссионеры занимались лишь христианизацией иноверцев, но не успевали, да и толком не могли научить их своей вере. Как писал М.Н. Пинегин, духовенство «в большинстве случаев состояло из лиц малограмотных, часто не знавших, что такое само слово «вера», и не умевших даже церковную службу справить как следует» (Пинегин, 1890. С. 137). Правда, такое положение имело отношение к начальному периоду петровско-тихоновских времен, и Петр I своим именным указом предписал поповским и диаконовским детям учиться в школах, а если учиться не захотят, то их на отцовские места не посвящать; более того, за поставление безграмотного священника власти угрожали архиереям лишением кафедры. 

«Потеря оказывается двойной»

В таком случае мы можем сказать об этих людях, что они сражались за Казань и поэтому были насильно крещены, так получается?

Да. Они не шли завоевывать Казанское ханство, не желали помогать Ивану Грозному, не соглашались с его решением. По этой причине их насильно крестили.

Была ли часть кряшен православными во времена Казанского ханства?

Во времена Булгарского государства только у армян была слобода православных. Среди татар и других народов, которые жили здесь, в районе Волги и Урала, православия не было. Одна часть народа была язычниками, другая часть исповедовала ислам. И во времена Казанского ханства было то же самое.

В Казани у армян была христианская слобода, но их было очень мало. Армяне ведь торговцы, поэтому для торговых связей их представители были и в Казанском ханстве. Но у них не было возможности влиять на народ по той простой причине, что их численность была небольшая. И цели такой не было. Они сами в своей автономии боялись, как бы их не перевели в ислам. Среди наших народов на Волге, Каме, Урале, Сибири православие не распространилось. Только когда пришел Иван Грозный, началось насильное крещение.

В России некоторые князья (татарского происхождения. – Ред.) были православными – Юсуповы, Аксаковы. Они и вправду перешли в христианство в ходе службы русскому государству. Это были отдельные примеры в Москве и Петербурге. Среди народа таких не было. Хотя есть те, которые утверждают, что были. Но это значит, что они не знают своего происхождения. А если хотят узнать, пусть пороются в архивах. В Москве есть Российский государственный архив древних актов, в Санкт-Петербурге – Сенатский архив, существуют и религиозные архивы. Там все написано. Пусть почитают.

Традиционная одежда

Куплеты к пляске-восьмерке

Your browser does not support the audio element.

Кряшенская народная песня. Оркестровая обработка Э.З. Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Старое Гришкино Менделеевского района Республики Татарстан. Полевые записи Л.В.Мироновой. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Одежда разных групп крещеных татар имеет различия. Во второй половине XIX в. она шилась из холста и пестряди (алача), в конце XIX – начале XX в. стали популярны фабричные ткани, хотя в основном они использовались для изготовления праздничной одежды.

У крещеных татар, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда вышла из употребления значительно позже.

Комплекс одежды крещеных татар отличался от одежды татар-мусульман наличием пояса (эзәр), который довольно быстро перестал использоваться, но сохранился в одежде отдельных групп.

Наиболее распространенными были рубахи из белого холста туникообразного покроя, без плечевых швов (покрой, одинаковый для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки – с отрезной талией, украшением грудного выреза (изю), с оборками по подолу. Переход к городской одежде произошел на основе именно такого типа одежды: добавились кокетка и ряд других элементов.

Замужние женщины носили под рубахой украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусочков цветного ситца нагрудники – кукрякче.

У мужских рубашек вышивались концы рукавов, подол, у рубашки жениха – приполок.

Штаны шились с широким шагом, были одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в начале XX в. получили распространение штаны городского типа (чалбар).

Как у мужчин, так и у женщин были популярны передники. У женщин передник являлся также частью праздничной одежды.

В качестве верхней одежды женщин и мужчин до середины XIX в. использовался камзол (у женщин имел приталенную форму). Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д.

Характерной летней одеждой как девушек, так и молодых женщин был холщовый джилян. Позже его шили также из фабричных тканей. Праздничные джиляны, особенно у невест, украшались.

В старину у крещеных татар имелась и другая халатообразная одежда – джуа (чыба).

У мужчин наиболее распространенной верхней одеждой был казакин. Весной и осенью носили суконный чекмень (чикмән): мужчины – прямоспинный, женщины – приталенный; женщины носили также приталенный армяк из черного сукна.

Зимней мужской и женской одеждой служили бешмет, шуба, полушубок, тулуп. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией (ее широкое использование отличает одежду крещеных татар от одежды татар-мусульман).

Обувью служили лапти татарского образца, суконные (тула оек) и вязаные чулки, сапоги (в том числе чәрек башмак), валенки.

Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у других татар, – зимняя шапка из овчины, иногда опушённая по краям мехом; широко бытовал и русский малахай. Летом носили войлочные шляпы черного и серого цветов. Позже получили распространение городские фуражки. Татарско-мусульманские типы головных уборов (тюбетейка, каляпуш, бархатный калфак, каттаджи) у крещеных татар отсутствовали. Девушки обычно не покрывали голову, лишь в праздники надевали шлемообразный убор (такия) или белый вязаный колпак (ак калфак) с налобной повязкой (ука чәчәк). Женщины носили сурэкэ (головной убор типа русской «сороки»), в некоторых группах – тастарный комплект (см. Тастар).

Украшения были весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (на головных повязках, накосниках, серьгах, шейных украшениях, браслетах и пр.).

Напев деревни Дурга

Your browser does not support the audio element.

Кряшенская народная песня. Хоровая обработка Л.В.Мироновой, оркестровая обработка Э.З.Чавлинова. По фольклорным материалам из деревни Дурга Балтасинского района Республики Татарстан. Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек»

Численность и размещение[править | править код]

Оценка численности кряшенов в Республике Татарстан по городским и сельским поселениям, в %

Исторический обзорправить | править код

В конце XIX века наиболее многочисленной подгруппой была предкамская группа кряшен, которая занимала пределы Мамадышского, Лаишевского и Казанского уездов Казанской губернии и южную часть Малмыжского уезда Вятской губернии. Численность этой подгруппы оценивается в 35 тыс. человек. Второй по численности была восточнозакамская подгруппа кряшен, расселенная в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Её численность составляла 19 709 чел.

При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были обозначены как народность, которая «указана неточно». По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, кряшен было 101,4 тысячи человек.

Современное состояниеправить | править код

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24 668 кряшен. Большинство из них (18 760 чел.) проживали в Республике Татарстан. Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4 510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.).

Таблица 1. Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.
Город/район Численность, чел. Доля во всем населении города/района, %
г. Казань с подчинёнными населёнными пунктами 2123 0,2
г. Азнакаево 4 0,0
г. Альметьевск с подчинёнными населёнными пунктами 185 0,1
г. Бавлы 1 0,0
г. Бугульма 8 0,0
г. Буинск 3 0,0
г. Елабуга 1197 1,7
г. Заинск с подчинёнными населёнными пунктами 91 0,2
г. Зеленодольск 26 0,0
г. Лениногорск 2 0,0
г. Набережные Челны с подчинёнными населёнными пунктами 3439 0,8
г. Нижнекамск 3277 1,5
г. Нурлат  —
г. Чистополь 258 0,4
Агрызский район 8 0,0
Азнакаевский район 1 0,0
Аксубаевский район  —
Актанышский район  —
Алексеевский район 47 0,2
Алькеевский район  —
Альметьевский район 523 1,4
Апастовский район
Арский район 7 0,0
Атнинский район 6 0,0
Бавлинский район  —
Балтасинский район 161 0,5
Бугульминский район  —
Буинский район  —
Верхнеуслонекий район 16 0,1
Высокогорский район 17 0,0
Дрожжановский район  —
Елабужский район 262 2,4
Заинский район 86 0,5
Зеленодольский район 43 0,1
Кайбицкий район 5 0,0
Камско-Устьинский район 2 0,0
Кукморский район 1087 2,0
Лаишевский район 21 0,1
Лениногорский район 111 0,5
Мамадышский район 1891 3,9
Менделеевский район 652 2,1
Мензелинский район 56 0,2
Муслюмовский район 3 0,0
Нижнекамский район 954 2,5
Новошешминский район 6 0,0
Нурлатский район 69 0,2
Пестречинский район 283 1,0
Рыбно-Слободский район 113 0,4
Сабинский район 26 0,1
Сармановский район 343 0,9
Спасский район 1 0,0
Тетюшский район  —
Тукаевский район 658 2,2
Тюлячинский район 15 0,1
Черемшанский район  —
Чистопольский район 151 0,7
Ютазинский район 12 0,1

В республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе в сёлах Старые Маты и Новые Маты, Новый Илик, Умирово, Новые Балыклы, Бюзюр, Утар, Кураз, Старый Азмей (совместно с башкирами) и др. По результатам переписи 2002 года, всего в Башкортостане проживают 4 510 кряшен; по неофициальным данным — более 10 тысяч.

Традиционная кухня

Основу пищи крещеных татар составляли мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов предпочтение отдавалось баранине, телятине, говядине; конина и свинина употреблялись не везде, мясо кур, гусей, уток – повсеместно.

В отличие от мусульман, крещеные татары широко использовали грибы, а также кровь животных (кан тәбәсе).

Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык, творог, в некоторых районах изготовляется разновидность сыра (чыгыр).

Основной напиток крещеных татар – чай, они также употребляют айран, квас, пиво (сыра, непременный напиток на свадьбах), медовые напитки (в том числе алкогольные), самогон.

Многие характерные черты бытового уклада крещеных татар давно исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь как семейная реликвия.

Быт крещеных татар испытал сильное воздействие современной городской культуры. Тем не менее крещеные татары сохраняют этнокультурную специфику, связанную с исповеданием христианства православного толка.

См. также: Питрау, «Бермянчек».

Самоидентификация и современное положение

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа, её отстаивал Глухов-Ногайбек.

В то же время среди заметной части интеллигенции существует мнение о кряшенах как отдельном народе.

Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом, считают также, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама менялся, по мере проникновения последнего в массы. По их мнению, помимо языка и быта кряшены в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества.

Одну из таких версий выдвигает историк и богослов Александр Журавский. Согласно его версии, кряшены не являются крещёнными в XVI веке татарами, а являются потомками тюркских племён, крещёных не позднее XII века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. В то же время, исследователь отмечает, что эти вопросы не представляются актуальными для официальной науки и потому их обязано изучать церковное краеведение.

Вопрос о происхождении и положении кряшен активизировался перед всероссийской переписью населения 2002 года. В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о самоопределении, год спустя одобренную Межрегиональной конференцией кряшен РФ.. Вопрос вышел за рамки исторического и культурного и стал политическим.

Православный священник из кряшен Павел Павлов находит саму идею «возвращения» в ислам оскорбительной: «За минувшие пять лет было множество призывов в прессе, чтобы мы вернулись в лоно ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей — соседи начинают поговаривать: „Почему вы ходите в церковь? Пойдём с нами в мечеть“. Но если мы православные, за что нам извиняться?»

Всероссийская перепись населения 2010 года выявила увеличение численности кряшен по сравнению с переписью 2002 года. Так, в 2002 году, согласно данным Росстата, в России проживало всего 24 668 кряшен, из которых 18 760 человек — в Татарстане. В 2010 году численность граждан России, назвавших себя кряшенами, выросла до 34 822 человек по России, а 29 962 из них проживали в Татарстане. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1 %, в Татарстане — на 59,7 %.

«Противостояние было очень сильным»

Народ как-то противостоял насильственному крещению?

Информации об этом нет, но я думаю, борьба была. Вот, к примеру, в документах переписи в 1717 и 1744 годах можно увидеть, что численность населения на порядок снизилась. Значит, они боролись, не сдавались, погибали. Умирали именно мужики, хозяева домов. В 57 семьях умерли 18 человек, все младше 47 лет. В деревне не осталось никого старше этого возраста, куда они все подевались? В предыдущей переписи они были, а здесь нет. Жены перестает рожать детей. Народ убегает в другие места. Только в 1830-х годах численность населения начинает потихоньку возрастать. Кукшумовцы на протяжении 160–170 лет тайно хранили свою веру, имена своих детей. Около 70 лет численность народа не росла, только убывала. Об этом не писали напрямую – вероятно, нельзя было. В государственных архивах нет такой информации. Есть только списки сбежавших.

В каких годах проходило крещение вашей деревни?

В 1710 году три семьи Хозесаново записали как чувашей. Потом таких стало восемь. В 1717 году их количество возрастает до 12, в 1744 году – до 20. С 44-го года по 62-й эта цифра становится только больше. В 1762 году состоялась третья ревизия. В ней прописано, какую фамилию и имя носили люди до крещения. В каком году у них родились дети, далее идет графа «О крещении», там уже написаны русские фамилия и имя.

Существует такое предположение, что кряшены исповедовали православие и до Казанского ханства. Как вы думаете, это может быть правдой?

Я считаю это глупостью. Откуда они могли прийти к этой религии до того, как русские приняли православие? Они что, были в Палестине, а может быть, в Армении? В то время Грузия и Армения начинают исповедовать православие, а Россия еще нет.

Вы говорите о Булгарской эре…

Да, я говорю об этом периоде. Если в Булгаре ислам принимают в 911 году, то на Руси православие принимают на 77 лет позже – в 88 году. А если так, то когда кряшены могли его принять? Они не знают своей истории. И в нашей деревне есть такие: сколько времени прошло – зачем все это надо, говорят они. Они не думают о том, сколько тяжестей пришлось перенести нашим отцам и дедам. Им важнее самим жить спокойно, а о предках они забыли. А человек разумный не должен так жить. Как говорится, если не знаешь прошлого, и будущего у тебя не будет. Те, кто так говорит, – это мамадышцы, рыбнослободцы, пестречинцы, мензелинцы, тукаевцы и елабужане. А все почему? С той стороны, чтобы взять Казань, в 1552 году приходит Бахтияр Дизюлин. Он приводит с собой пермских татар и русских. Тех, кто не соглашался идти брать Казань, крестил на месте. Такие называются «старокрещеными». А мы «новокрещеные». Те, кого крестили во времена Ивана Грозного, относятся к «старокрещеным».

У нас тоже восемь деревень, расположенных на горе, относятся к «старокрещеным» – это Сорок-Сайдак в Буинском районе, Бажый, Сориле в Батыревском районе (в Республике Чувашия. – Ред.). В 1551 году смелые сыны этих восьми деревень собрались и напали на Свияжск с намерением повергнуть его, но поход не увенчался успехом. Иван Грозный пришел как раз оттуда – с Дикого поля. Есть такая книга «350 лет со дня взятия Казани», там весь его маршрут прописан. Здесь он и встретился с народом. Позвал представителей и предложил: «Давайте вместе пойдем захватывать Казань». Тогда же насильно крестил еще восемь деревень. Они относятся к «старокрещеным». Но в архивах нет точной информации, когда их крестили и где. Войско ушло, разбрелось, отвоевало и растерялось. В то время церквей не было, поэтому и документы не велись. Один человек по фамилии Петров из Кряш-Серды Пестречинского района тоже начал исследование. Я ему посоветовал: «Ищи и обязательно найдешь». Он взялся за это дело и выяснил. Булгарами они были, мусульманами.

Литература

  • Есть такой народ – кряшены: Проблемы этноконфессиональной идентификации кряшен / Сборник материалов / Сост., науч. ред., автор поясн. ст. и коммент. к.и.н. А. В. Фокин. — Казань: Кряшенский приход г. Казани, Совет ветеранов кряшенского движения г. Казани, 2011. — 300 с.
  • Кряшены // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX – начало XX в.. — М.: Наука, 1977. — 184 с.
  • Соколовский С. В. Татары и кряшены в переписи населения 2002 г. // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — 2004. — Вып. 10. — С. 99—142.
  • Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. — Казань, 1948. — С. 30—34.
  • История и культура татар-кряшен (XVI—XX вв.). — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. — 960 с.
  • Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н. И. Ильминского: сб. документов и материалов / авторы-составители Р. Р. Исхаков, Х. З. Багаутдинова. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015. — 620 с
  • Мухамадеева Л. А. Общественные и культурные институты татар-кряшен в 1917—1940-х гг. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019.
  • Религиозный синкретизм и традиционная обрядность татар-кряшен Волго-Уралья (XIX — начало ХХ в.): сб. материалов и документов / авторы-составители Р. Р. Исхаков, Х. З. Багаутдинова. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Изд-во «ЯЗ», 2015. — 324 с.
  • Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (1921—1922 гг.): сб. материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р. Р. Исхаков, Г. А. Николаев. — Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. — 316 с.
  • Христианское просвещение и религиозные движения (реисламизация) крещеных татар в XIX — начале ХХ вв.: сб. материалов и документов / сост., автор вступительной ст., примечаний, научно-справочного аппарата Р. Р. Исхаков. — Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. — 412 с.

Антропологические типы кряшен[ | код]

Наиболее значительными в области антропологии кряшен являются исследования Т. А. Трофимовой, проведённые в 1929—1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Елабужском районе обследованы 103 кряшен, в Чистопольском районе — 121 кряшен. Антропологические исследования выявили у кряшен наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного.

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен.
Признаки Кряшены Елабужского района Кряшены Чистопольского района
Число случаев 103 121
Рост 166,7 165,0
Продольный диаметр головы 189,8 189,7
Поперечный диаметр головы 155,5 152,9
Высотный диаметр 127,3 126,9
Головной указатель 81,9 80,7
Высотно-продольный указатель 67,3 67,2
Морфологическая высота лица 124,9 127,6
Скуловой диаметр 141,7 141,4
Морфологический лицевой указатель 88,0 90,3
Носовой указатель 66,2 65,0
Цвет волос (% чёрных-27, 4-5) 45,4 62,0
Цвет глаз (% тёмных и смеш. 1-8 по Бунаку) 70,9 76,0
Горизонтальный профиль % плоских 1,0 2,5
Средний балл (1-3) 2,32 2,22
Эпикантус (% наличия) 1,0
Складка века 61,0 51,8
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 54,9 43,0
Средний балл (1-5) 2,25 2,57
Высота переносья, средний балл (1-3) 2,24 2,34
Общий профиль спинки носа % вогнутых 15,5 8,3
% выпуклых 13,6 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 18,4 30,5
% опущенных 18,4 26,5
Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N  % N % N % N %
Кряшены Елабужского района Татарии 24 52,2 % 1 2,2 % 17 37,0 % 4 8,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии 15 34,9 % 12 27,9 % 13 30,2 % 3 7,0 %
Все 39 43,8 % 13 14,6 % 30 33,7 % 7 7,9 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Происхождение кряшенов

Кряшены были подвержены влиянию не только тюркских, но и славянских, и финно-угорских народов. Тогда еще среди кряшен начались разделения, и даже появилась группа, которая заявила, что является отдельной национальностью (нагайбаки).

Но как бы там не решили кряшены, у науки есть своя трактовка. Согласно ее предположениям, она не только не признает нагайбаков как отдельный этнос, но и кряшенов, которых считает обычными татарами, решившими в одном из этапов существования принять другую религию. Сами же представители данного этноса уверены в том, что у них нет схожести с татарами.

Если посмотреть статистику переписи населения, то можно заметить, что на территории России проживает свыше 45 тысяч кряшенов, из которых 10 тысяч являются представителями нагайбак. Еще буквально 100 лет назад их было около ста тысяч. Но ассимиляция наложила свой отпечаток, причем это еще не предел, ведь современная молодежь вовсе не собирается сохранять свою нацию. Современная молодежь больше предпочитает западные правила жизни и заводит смешанные семьи.

Язык и алфавит[править | править код]

У кряшен в процессе обособления сформировался ряд собственных говоров. Среди них выделяется четыре говора:

  1. говор кряшен Нижнего Прикамья (казанский диалект татарского языка);
  2. говор заказанских кряшен (казанский диалект татарского языка);
  3. говор чистопольских кряшен (казанский диалект татарского языка);
  4. говор молькеевских кряшен (мишарский диалект татарского языка).

Кряшены в основном говорят на казанском диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен является исключением, он ближе к мишарскому диалекту татарского языка. Главные отличия говоров кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов[источник не указан 127 дней], сохранение архаичных старотатарских слов.

В царское время кряшены пользовались алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы, необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и публиковаться издания кряшенских общественных организаций. При этом в светской жизни использование стандартного татарского алфавита сохранилось.

Языковые особенности кряшен

В говоре кряшенов и литературном татарском языке есть отличие, в котором видно, что большая часть татар имеет в своей речи больше архаичных черт, в основном напоминающие старотатарское происхождение.

До того, как среди кряшенов начали внедрять христианство, они успели принять ислам. А вот к православию их, скорее всего, принудили. Христианизация народов Поволжья заняла свыше ста лет, но вот современные представители нации уверены, что их предки были мусульманами.

Тогда произошла необычная ситуация. После того как часть татар приняла крещение, оказалось, что нет священников и книг на их родном языке, которые могли бы объяснить значение их новой веры.

Это привело к тому, что кряшены долгое время были изолированы от мусульман и православных русских. Они могли позаимствовать что-то из ислама, имеющее языческие черты. Они вполне могли носить древнетюркское происхождение, и точно так же могли быть позаимствованы у ближайших соседей. На сегодняшний день языковая изоляция отсутствует, при этом кряшены помимо своего родного языка говорят на русском.

Это сейчас, а раньше они жили отдельно ото всех и были чужими

Это было до того времени, пока на них не обратил свое внимание переводчик Николай Ильминский, создавший кряшенский алфавит, затем школы, а после всего этого перевел на язык кряшенов различные церковные книги. За все его заслуги перед народом Ильминского прозвали отцом кряшенской интеллигенции

Церковь Тихвинской иконы Богородицы — кряшенская церковь в Казани

Все его разработки не были официальными. А до начала Великой Отечественной войны власти отнесли кряшенов к казанским татарам, после автономия была утрачена. Власти на этом не остановились и отделили церковь от государства. И все, что происходило, осуществлялось только на деньги прихожан. В результате большая часть церквей была закрыта.

Генетические исследования[править | править код]

Разные субэтносы татар Поволжья (казанских татар, мишарей, кряшен) объединяет высокая (более 60 %) доля наиболее частых гаплогрупп Y-хромосом: I1-M253, N1c-LLY22g, R1a-z93, сочетание которых характерно для населения Урало-Поволжья и Севера Восточной Европы. Преобладание этого компонента может указывать на сохранение в генофонде татар Поволжья наследия дотюркского автохтонного (или, во всяком случае, дозолотоордынского) населения региона.

Доля принесенного миграциями «южного» генетического компонента (суммарный вклад гаплогрупп Е1b1b1-M35; G2a-P15; I2а-P37.2; J1-М267; J2-M172) у казанских татар составляет 15 %, у мишарей — 23 %, у кряшен — 29 %. При этом в «южном» компоненте казанских татар преобладает гаплогруппа I2a-P37.2 (распространённая в Восточной Европе и в Средиземноморье), у кряшен — гаплогруппы G2a-P15 и J2-M172 (переднеазиатские по происхождению, но первая доминирует в популяциях Западного Кавказа, а вторая J2-M172 «кавказско-переднеазиатская»). Вклад третьего, наиболее тусклoго у татар «центральноазиатского» генетического компонента, составляет всего лишь 1 % у казанских татар, 3 % у мишарей и 6 % у кряшен (суммарная доля гаплогрупп С3-М217: О2-P31; O3-М122).

Популяция кряшен из Мамадышского и Алексеевского районов Татарстана характеризуется наличием гаплогрупп C3-M217 и G2a-P15, суммарная доля которых составляет около 20 %. При этом всё-таки доля гаплогруппы С3 в данной выборке кряшен меньше, чем гаплогруппы G2a.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector