Грот и храм святого апостоласимона кананита в абхазии

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕРКОВЬ СИМОНА КАНАНИТА

Это византийский тип христианского храма, увенчанный куполом и построенный в виде креста. Излишнего украшательства ни внутри, ни снаружи нет – всё дышит лаконичностью и аскетизмом. При этом храм Симона Кананита выглядит внушительно и величественно, особенно учитывая окружающую природу, ведь на фоне святилища виднеется лесистая горная спина, а крышей ему служит прозрачное и глубокое небо Абхазии. Внутри церковь когда-то была расписана великолепными фресками, которые до сей поры, к сожалению, не сохранились, но сегодня можно рассмотреть множество христианских символов, таких как: кресты, львы, рыбы и прочие атрибуты, выполненные рельефно. По утверждению одного из летописцев, древняя фресковая живопись храма Кананита изображала юных дев, мучеников и различных святых архангелов.

В живописные просторы ущелья реки Псцырха храм святого апостола Кананита вписывается естественно и гармонично. Оттенок церковных стен отличается благородным цветом слоновой кости. Кстати, их толщина сравнительно невелика – данную особенность отмечали многие наблюдатели прошлых веков, излагая свои мысли в летописях и прочих документах. Но это и не удивительно – храм, ведь не крепость. Кроме прочего, тонкость стен церкви Симона Кананита придаёт сооружению известное изящество.
Окна храма схожи с бойницами – они тонкие, высокие и арочные, разделенные мелкими рамами. Учитывая, что церковь Симона Кананита, несмотря на разрушения и умышленную деструкцию, дожила до дня нынешнего, можно смело утверждать – кладка здесь была на века. Церковь Симона Кананита в Новом Афоне не даром считается уникальным примером абхазского церковного зодчества – подобный храм сложно отыскать где-нибудь ещё. Примечательно, что в период расцвета Абхазского царства переживало подъём и православие – не было такого царя, который бы не прославился возведением христианской церкви или собора.

Видео Абхазия. Храм Симона Кананита

bislan bagateliya. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=k-eNZssOfEc. Не для коммерческого использования.

Святой апостол Симон Зилот

Греческая икона

Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в ХIХ в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой Апостол.

Священное Предание Церкви и опыт верующих свидетельствуют, что заступничество некоторых святых помогает будущим супругам найти друг друга, создать христианскую семью, хранить мир и согласие, совет и любовь. А также апостол Симон Зилот помогает преодолеть душевные потрясения и телесные недуги.

Особым даром молиться о супружестве Господь наделил святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, святых и праведных Иоакима и Анну, праведного Филарета Милостивого, благоверного князя Петра и княгиню Февронию Муромских, мучеников Гурия, Самона и Авива, а также апостола Симона.

Память этого святого отмечается дважды в году: в день его преставления – 10/23 мая и на празднование Собора 12-ти апостолов – 30 июня/13 июля.

Тропарь апостола Симона Зилота

Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Симона Зилота

Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Молитва святому апостолу Симону Кананиту

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия)

Экскурсии

  • Озеро Рица. Рицинский национальный парк
  • Гегский водопад
  • Голубое озеро
  • Пицундский храм
  • Новоафонский монастырь
  • Новоафонская пещера
  • Заповедник «Анакопия»
  • Храм и грот Симона Кананита
  • Храм святого Ипатия в крепости Абаата
  • Успенский собор в селе Моква
  • Бедийский собор
  • Илорский храм
  • Драндский собор
  • Сухумский кафедральный собор
  • Каманский монастырь
  • Село Лыхны
  • Село Псху
  • Форелевое хозяйство
  • Сухумский питомник обезьян
  • Ботанический сад
  • Абхазский государственный музей
  • Пещера Абрскила в селе Отап
  • Мюссерский храм

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Новый Афон

Местность, в которой жил в те времена Симон Зилот, находилась в окрестностях современного курорта Новый Афон. Здесь апостол дарованной ему небесами силой творил чудеса и знамения и благодаря этому смог найти последователей и обратить их в христианство. В Абхазии в те далекие времена действовал языческий обряд, согласно которому на жертвенный алтарь приносились не только животные, но и безвинные младенцы. У местных жителей был также распространен каннибализм. Усилиями апостола Симона местные жители осознали, насколько бесчеловечны, жестоки и дики эти древние обычаи, и вскоре отказались от них. Симон Кананит также занимался врачеванием и излечивал больных силой своей молитвы и простых прикосновений. Это, как ничто другое, вселило веру местного населения в него и его ученье. В результате этого все больше язычников просили Зилота крестить их и принимали христианскую веру.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

ГРОТ СИМОНА КАНАНИТА В АБХАЗИИ: ИСТОРИЯ СВЯТОГО МЕСТА

Издавна Симон Кананит, апостол-мученик, один из двенадцати ближайших апостолов Иисуса Христа, был послан на землю, где жили древние абазги – предки нынешних абхазов – об этом недвусмысленно гласит церковное предание. Считается, что святой жил среди простых людей, постился и самозабвенно творил молитвы во имя их блага и здравия. Нередко грот Кананита в Новом Афоне обступали толпы прихожан, чтобы послушать евангельские проповеди апостола о житие Иисуса Христа, положившего свою жизнь на алтарь искупления грехов человеческих.
В итоге Симон Кананит превратился в одного из самых почитаемых абхазских святых и, по большому счёту, стал родоначальником первой общины христиан в Абхазии. В те времена грот не был снабжён каменной лестницей, как сейчас, а внутреннее убранство кельи говорит о том, что Святой Кананит жил крайне аскетично.

Апостол Симон, как и великий Иисус, пострадал за веру – он также погиб мучительной смертью от рук жестоких легионеров Древнего Рима. Грот-келья Симона Кананита находится в живописном и великолепном ущелье реки Псцырха. Считается, что праведник жил здесь два года – с 53 по 55-й нашей эры. Недалеко от святыни расположены лаконичный храм Симона Кананита, незабываемый Новоафонский водопад и мистическая, заброшенная станция Псырцха, о которой давно ходят легенды.
Если обратиться к евангельскому житию Симона Кананита, можно узнать, что звали апостола по-разному: Шимон ха-Канаи – с древнееврейского, или Симон Зилот – по-гречески. В православной церкви один из наиболее скромных апостолов Христа чтится 23 мая по юлианскому и 10-го — по григорианскому календарю. Кстати, Симон Кананит, проживавший некогда в гроте Нового Афона, почитается и у католиков: церковный праздник, посвященный этому святому, назначен на 28 октября.
Примечательно, что помимо указанной информации, в Евангелиях очень мало сведений о Симоне Кананите. При этом точно известно, что Зилот или Кананит – прозвища, обозначающие одно и то же: благочестивый ревнитель, то есть человек, строго соблюдающий церковный закон.

Личность

Святой Симон Фанатик со своим атрибутом пилы

Имя Симон встречается во всех Синоптических Евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, без дальнейших подробностей:

Зилот

Для того, чтобы отличить его от Симона Петра , он называется Kananaios или Kananites , в зависимости от рукописи ( ), а в списке апостолов в Евангелии от Луки 6:15, повторяющееся в Деяниях 1:13, Зелот, « Фанатик ». И Kananaios, и Kananites произошли от еврейского слова קנאי qanai , означающего ревностный , хотя Иероним и другие ошибочно приняли это слово за то, что апостол был из города Cana , и в этом случае его эпитетом было бы «Kanaios» или даже от слова регион כנען Ханаан . Таким образом, перевод слова как «кананит» или «ханаанец» является традиционным и не имеет современных внеканонических параллелей.

Джеймс Тиссо — Сент-Саймон — Бруклинский музей

Роберт Эйзенман указал на современные талмудические ссылки на зелотов как на канна’им, «но не как на группу — скорее как на мстящих священников в Храме». Более широкие выводы Айзенмана, в том , что подвижник элемент в оригинальном апостолом группе был замаскирован и переписано , чтобы сделать его поддержку ассимилирующего Паулианства из язычников , более спорные. Джон П. Мейер указывает, что термин «фанатик» является неправильным переводом и в контексте Евангелий означает «ревностный» или «религиозный» (в данном случае для соблюдения Закона Моисея), поскольку движения фанатиков не существовало. до 30-40 лет после событий Евангелия. Однако ни Брэндон, ни Хенгель не поддерживают эту точку зрения.

Другие отождествления

Статуя Святого Симона в Archbasilica Святого Иоанна Латеранского, работы Франческо Моратти.

Симон Зилот не отождествляется с Симоном, братом Иисуса, упомянутым в Марка 6 : 3:

Католическая энциклопедия говорит , что Симон Кананит может быть таким же человек , как Симеон Иерусалима или Симон, брат Иисуса . Возможно, он был двоюродным братом Иисуса или сыном Иосифа от предыдущего брака.

Другая традиция гласит, что это Симеон Иерусалимский, который стал вторым епископом Иерусалима, хотя он родился в Галилее.

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Про житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит одним касанием исцелял любые болезни

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Икос 5

Видевши тя, апостоле Христов, Пречистая Богородица, от дальных стран на облаце приспевшаго ко пречестному Ея успению, возрадовася радостию святою и сподоби тя Своея беседы и благословения предсмертнаго; ты же о коликия радости исполнился еси, созерцая Сына Ея и Бога, со святыми Ангелы к Ней пришедшаго и святую душу Ея в руце Свои приемшаго. Сию радость твою и мы, благоговейно воспоминающе, от любве усердныя возглашаем ти сия всерадостныя глаголы: Радуйся, небошественный учениче Спасов, на погребение Матере Господни на облаце чудесно принесенный; Радуйся, Христа, в руце Свои душу Матере Своея приемшаго, созерцавый. Радуйся, погребению Пречистыя Богоматере достойно послуживый; Радуйся, вознесенную с телом горе Богородицу уразумевый. Радуйся, погребальныя пелены и праздный гроб Ея в Гефсимании видевый; Радуйся, в видении светозарнем со святыми Ангелы пришедшую Владычицу мира зрети сподобивыйся. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Симон Кананит имел прозвище или по месту рождения или из-за мировоззрения

Единственное, что остаётся исследователям, — это обратить внимание на прозвище святого Симона. Оно различается в разных книгах Нового Завета:

  • по Марку и Матфею — арамейское «Кананит»;
  • по Луке (Евангелие + Деяния) — греческое «Зилот».

Лука, скорее всего, не встречался со святым Симоном до написания своих текстов. Возможно, не увидались они и позже. А вот если не сомневаться, что Евангелие от Матфея действительно написал тот, кому оно приписано, то мы имеем дело со сведениями из первых рук — от ученика Иисуса Христа.

Матфей знал Симона, общался с ним в одной группе единомышленников.

И раз он говорит, что апостола звали Кананит, на это можно положиться.Вариант Луки — это перевод, так как оба слова означают одно и то же: «фанатик», «ревнитель».

Среди евреев действительно существовала группа зелотов (это точнее, чем синодальная передача «зилот», а по-еврейски «канаим») — общественное движение против греческого влияния. Не исключено, что даже несколько апостолов принадлежали к нему. Может, это прозвище было связано с особым религиозным рвением святого Симона.

А ещё есть вариант, что апостол просто родился в Кане Галилейской, оттого и прозвище. Где она находилась, точно неизвестно. Предание отождествляет её с современным местом Кафр-Кана.

Новоафонский монастырь, построенный там, где, как принято считать, жил последние годы апостол Симон Кананит. Фото: upload.tury.club

И тут надо вспомнить, что один ученик действительно родом из Каны:

(Ин. 21:2)

Может ли Нафанаил быть Симоном? Они же ни разу не упоминаются вместе

Исследователи Библии обращают внимание, что гораздо больше параллелей у Нафанаила и Варфоломея, так что, вероятно, именно они — один и тот же человек

Кто знает, вдруг Варфоломей и Симон просто жили в одной местности, или же догадка о происхождении Симона из Каны вовсе ошибочна.

История основания, строительства

С XI века в Греции упоминается Пантелеимонов монастырь, называемый Россикон. В конце XIX века Россикон планировали закрыть, а послушников распустить или вывезти в заброшенную обитель. Архимандрит Макарий направил прошение российскому монарху Александру III о выделении земли под строительство на территории России. Прошение удовлетворили, выделив землю на Черноморском побережье в Абхазии.

Монахи также получили крупное денежное пособие и бессрочное право на лов рыбы в реке Псырцха. За короткий срок строителями была выровнена площадка в горной местности, заложен фундамент большинства зданий, начато возведение стен. Во время военного конфликта с Турцией, монастырь подвергся разорению и разрушению.

Послушники началось активно восстанавливать разрушенные здания и уже через год проводятся богослужения во вновь отстроенном Покровском храме, через 3 года восстановлен храм Симона Кананита. В 1888 году при участии императорской семьи заложен собор Святителя Пантелеимона. Монарх преподнес обители музыкальные часы.

Освящение Свято-Пантелеимоновского собора собрало более 20000 паломников. Ново-Афонский монастырь в Абхазии стал самым крупным центром христианства на побережье Черного моря. Послушники занялись обустройством прилегающей территории.

Ими была проложена узкоколейная железная дорога, обустроена гидроэлектростанция, работали заводы разной направленности, функционировали мастерские. Послушники занимались выращиванием цитрусовых деревьев, были высажены виноградники, заложены сады. Насельников насчитывалось около 700 человек.

В 1924 г. монастырь закрыли, послушников изгнали. В последующие годы в помещениях обители были размещены разные учреждения, туристическая база, корпуса санатория, гостиница, музей, военный госпиталь. В 1994 году обитель вернули верующим, возобновились богослужения. С 2008 года святыню восстанавливают и реставрируют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector