Святые места нового афона — храм, грот и келья апостола симона кананита

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Анакопийская крепость

За эти два дня во мне укрепилось мнение: чтобы любоваться красотами Абхазии, нужно быть фанатом активного отдыха. Мне нравится ходить пешком, но живу я в в равнинной местности. А тут сплошные подъемы и спуски! Пожалуй, впервые в жизни, я испытал себя на прочность в экстремальных для моего организма нагрузках. Кстати, мои дочери с легкостью переносили все тяготы тяжкого пути. Сразу после посещения пещеры мы отправились вверх, полюбоваться видом с вершины Иверской горы, где находятся руины Анакопийской крепости.

Это такие достопримечательности Нового Афона, которые обязательно нужно посетить. Нам подсказали заранее, что к месту парковки автомобилей можно добраться на такси. Мы воспользовались частным извозом и через 5 минут за 150 руб. начали 1,5 км восхождение по извилистому маршруту. Покрытие тропы было разным. Где-то частично заасфальтированное, некоторые участки покрыты каменными плитами. А часть пути засыпано некрупной галькой. Учитывая это обстоятельство, следует подумать об обуви: легкой и прочной.

Древние развалины

Не буду описывать весь путь, который изобиловал крутыми поворотами и представлял собой змейку. В одном месте мы сбились с проложенного маршрута и испытали всю прелесть «бездорожья» на крутом и опасном склоне.

Остатки бастиона Анакопийской крепости

Но все окончилось благополучно и минут через 40 мы были на вершине горы. Её украшают развалины древней крепости, старейшей достопримечательности Нового Афона. Народу, идущего вверх и спускавшегося вниз по тропе, было немного. Время было вечернее, и основная масса туристов уже покинула эти места. Мы тоже хотели спуститься вниз до темноты. Не буду описывать этапы постройки Анакопийской крепости — этого грандиозного каменного сооружения! Лишь подчеркну — человеческого ручного труда здесь затрачено немерено.

Панорама с вершины Анакопийской крепости

С вершины открывается потрясающий вид на черноморское побережье и Новый Афон. В ясную погоду даже видна столица Абхазии, город Сухум. Но и сами развалины древней крепости производят впечатление. Кроме того, здесь же можно утолить жажду в источнике, зачерпнуть из которого позволяет ворот с кружкой. Считается, что эта вода священная, поэтому нужно взять ее с собой. Мы об этом знали, поэтому заранее запаслись тарой. Кстати, вход на гору платный — 100 руб. с человека.

Вид на Новоафонский монастырь со сторожевой башни

Особо красивая панорама открывается с дозорной четырехэтажной башни! Подняться на неё можно по удобным, но довольно крутым деревянным лестницам. Это была наивысшая точка нашего подъема в этот день.

Встреча с паломниками из Воронежа

Новый Афон со смотровой площадки сторожевой башни

С верхней площадки башни Анакопийской крепости дочери сделали много снимков. Радовало большое количество туристов из России, представлявших различные регионы. Я пообщался не только с двумя женщинами моего возраста из Воронежа, но и тут же перекинулся несколькими словами с семейной парой из Новосибирска.

В Абхазии на каждом шагу слышна русская речь, в ходу только российские рубли. Из крепости до самой гостиницы мы шли пешком, на ходу обмениваясь дневными впечатлениями. У меня хватило сил добрести до моря и искупаться на закате дня. Это было здорово! Но сил поужинать уже совсем не было. Очень сильно хотелось спать. Так что лег в кровать, не ужиная. Но, не хлебом единым сыт человек, Я с избытком был переполнен дневными впечатлениями!

2014 – 2020, Яковлев. Все права защищены.

Экскурсии в Новый Афон

Обычно экскурсии проводятся в рамках поездок в Новый Афон, где находится мужской монастырь. Это живая традиция христианства. Выражается она в том, что для туристов поставили большую книгу в отдельной части храма. Иконы и роспись не реставрировали вообще никогда. Можно посмотреть на храм времён его создания и оформления. Однако всё находится в состоянии постоянного обновления. Монахи что-то делают, часто ходят в строительной одежде, собой подтверждая, что вера без дел мертва.

Экскурсия может пойти в сторону озера Рица. Оно завораживает своим ледяным покоем. Сущность красоты Абхазии нельзя постичь в одном месте. Нужно видеть эти горные озёра, спокойные для горной местности реки. Так вы поймёте зачем вообще апостол прибыл в ту Абхазию, которая тогда так даже и не называлась. Там существует особая энергия, которая даёт себя познать явным образом.

Новоафонский водопад

Этот рукотворный водопад высотой 8,6 м появился, когда монахи построили на склоне горы плотину для устранения застоя в реке Псырцха и предотвращения паводков.

Искусственный водопад использовался для хозяйственных целей: за ним создавались склады для продуктов, поток воды использовали для орошения посевов, а в получившемся водохранилище разводили карпов. Поток приводил в движение и построенную на плотине мельницу. Таким образом, искусственный водопад выполнял для монастыря роль ГЭС, которая, после восстановления в 2012 году, функционирует и сегодня, обеспечивая религиозное сооружение электричеством.

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Про житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит одним касанием исцелял любые болезни

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

По следам Симона Канонита…

…Пошёл к Симону Канониту тайцзи покрутить.

Не к нему самому, конечно, а в ущелье, где осталась пещера, в которой жил один из двенадцати апостолов Христа.

Когда я был маленьким, застал ещё фрески в этой пещере, исполненные его рукой.

Потом советская власть своей безжалостной рукой соскребла их со стен. Со временем потихоньку кто-то мозаикой там иконы выложил, кто-то свои принёс. Там сейчас чуть не все стены залеплены иконами, а внутреннее пространство затолплено паломниками и любопытными экскурсантами. Особенно сейчас, когда отдыхательный сезон начинается.

Может, и потому туда не хожу, что у меня возникает чувство, будто Канонита выдавили из его же пещеры, как опаздывающих пассажиров в час пик из вагона метро в Москве.

По крайней мере, его душу я ощущал прогуливающейся по берегу реки Псырцха, из-за которой всё ущелье.

Там, на этом берегу есть настолько правильная полянка, что заставляет и тайцзи на ней исполнять правильно.

Вот туда я и хожу…

По вымощенной камнями тропе, вдоль реки, мимо указателей, со стрелками направления к Божественному и отметок пребывания Симона Канонита в этих курортных благодатных местах.

Где Симону и отрубили голову (по одной версии) или забросали камнями до смерти (по другой версии).

На некоторых указателях так и написано — «К Симону Канониту»…

..Подхожу к площадке, рядом с ней, на скамеечке две мокрые и предельно хорошо упитанные тётеньки в купальных костюмах, упиваются святой водой (здесь источник — авт.), святым сладким воздухом и чёрным вином из пластиковой бутыли. Тётенькам хорошо. Маленькая худая девочка снимает пир духа на видео…

Им хорошо и хорошо…

…Кручу-верчу тайцзи, замешиваю потоки реки, неба и деревьев. При очередном повороте вижу, как за моей спиной двумя небесными облачками, потрясая плотью, мои движения имитируют эти две стопятидесятикилограммовые девушки, приговаривая на выдохе: «В ученики нас возьмите, мы тут недалеко, в Адлере живём..»

…Омылся святой водой. Хорошо. На обратном пути вижу экскурсантов, столпившихся у камня. В нём две ямки. Указатель гласит, что эти ямки — след ноги Симона Канонита…

Даже отпечаток каблука его ботинка отчётливо различим. Туда верующие кладут мелочь, а рядом зажигают свечки, закапывающие камень расплавленным воском.

Мне абхазы рассказывали, что когда Симон Канонит высадился на абхазский берег, он был в одном рубище и вместо обуви у него были деревянные колодки.

— Он устал, и лёг заночевать прямо на берегу, — рассказывали абхазы-очевидцы, конечно же, — Просыпается, а колодок нету. Абхазы сфиздили. А ты спрашиваешь, почему он от людей в пещере спрятался…

.. Больше не спрашиваю. Смотрю на каменистую тропу под своими ногами и вижу — отпечатки лап собаки Симона Канонита, вот тут остался след от копыта ишака Симона Канонита, вот ладошки ребёнка Симона Канонита, а вот тут ступал каблучок туфельки с ножки девушки-отдыхающей Симона Канонита…

Наследил он тут…

Оборачиваюсь к камню со следом его ноги

Там стоит парень, осторожно приложив ладонь к отпечатку ноги апостола. И я даже на расстоянии чувствую, как в эту ладонь вливается божественное тепло…

Ну и хорошо…

Экскурсии

  • Озеро Рица. Рицинский национальный парк
  • Гегский водопад
  • Голубое озеро
  • Пицундский храм
  • Новоафонский монастырь
  • Новоафонская пещера
  • Заповедник «Анакопия»
  • Храм и грот Симона Кананита
  • Храм святого Ипатия в крепости Абаата
  • Успенский собор в селе Моква
  • Бедийский собор
  • Илорский храм
  • Драндский собор
  • Сухумский кафедральный собор
  • Каманский монастырь
  • Село Лыхны
  • Село Псху
  • Форелевое хозяйство
  • Сухумский питомник обезьян
  • Ботанический сад
  • Абхазский государственный музей
  • Пещера Абрскила в селе Отап
  • Мюссерский храм

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Новоафонский водопад

Этот рукотворный водопад высотой 8,6 м появился, когда монахи построили на склоне горы плотину для устранения застоя в реке Псырцха и предотвращения паводков.

Искусственный водопад использовался для хозяйственных целей: за ним создавались склады для продуктов, поток воды использовали для орошения посевов, а в получившемся водохранилище разводили карпов. Поток приводил в движение и построенную на плотине мельницу. Таким образом, искусственный водопад выполнял для монастыря роль ГЭС, которая, после восстановления в 2012 году, функционирует и сегодня, обеспечивая религиозное сооружение электричеством.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Leandr Khaliullov

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

Oleg N.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector