Храм святого иоанна предтечи в керчи
Содержание:
- Расскажем немного о храмах Керчи той эпохи
- Иоанна Предтечи, Керчь, история храма
- Реконструкции храма Иоанна Предтечи в XIX и XX веках
- Расписание богослужений[править]
- Дореволюционные храмы Керчи
- В царской России
- Храмы России
- Восстановление храма
- Храмы Керчи за городской чертой
- Православная Жизнь
- Богатейшая история: храм, переживший века
Расскажем немного о храмах Керчи той эпохи
Один из тех немногих храмов Керчи, которые достались горожанам в наследство от Российской империи, является Храм Святого Афанасия Керченского. Он был открыт в далёком 1864 году. В то время на северном склоне горы Митридат находилось кладбище, и поначалу храм Афанасия был кладбищенским и не имел прихода и прихожан. Административно он подчинялся Свято-Троицкому собору. В церкви велись службы по упокоившимся на погосте людям, среди которых были видные граждане Керчи и участники недавней Крымской войны.
С приходом к власти большевиков пострадали многие храмы Керчи. Храм святого Афанасия был закрыт в 1923 году, как и кладбище, которое он опекал. Ещё несколько раз церковь на непродолжительное время открывалась как приходская в тридцатых и во время оккупации, но кладбище было варварски разрушено, даже надгробия использовали в городском хозяйстве. Но главное, церковь не пострадала и недавно отметила стопятидесятилетие. В храме сохранилось несколько икон его молодости и икона Почаевской Божьей Матери. Найти храм Афанасия можно на северном склоне горы Митридат на пересечении улиц Рыбакова и Пантикапейской.
Храм Успения Пресвятой Богородицы своим появлением обязан местному купцу Александру Васильевичу Новикову, который пожертвовал землю под строительство в 1903 году в посёлке Старый Карантин (ныне микрорайон Аршинцево, или Камыш-Бурун), который тогда ещё не входил в состав города. В 1905 году место строительства храма освятило местное духовенство. Архитектором был назначен А.И.Карапетов, уже участвовавший в реконструкции храма Иоанна Предтечи. Деньги на новый храм были собраны из пожертвований местных жителей и средств, выделенных городским муниципалитетом. Уже в 1907 году пятикупольная церковь с колокольней украшала посёлок.
Храм Успения был подчинен Александро-Невскому храму в Керчи. После революции церковь не была разрушена, а после войны даже продолжала функционировать. После развала Советского Союза церковь реставрировали и по сей день она работает на благо своих прихожан. Церковь находится на улице Ульяновых, 31, возвышаясь над приземистым микрорайоном и блистая куполами.
Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского был освящен в 1861 году. Эта церковь помещалась в здании Музея древностей, который после оккупации Керчи англо-французскими войсками был разграблен и разрушен (1856 год). После этого здание передали Духовному ведомству, которое и открыло небольшую церковь. Но здание быстро пришло в аварийное состояние, пришлось его закрыть. Решено было строить новый храм, который, однако, так и не был построен. Тогда на деньги местных прихожан был построен молитвенный дом, в 1887 году освященный как Храм во имя князя Александра Невского. Так как керченцы не дождались постройки обещанного храма, молитвенный дом разрастался, появилась колокольня, дом священника, церковно-приходская школа.
С 1931 года храм Александра Невского стал частью Керченского исторического музея. В войну музей пострадал, но был реставрирован после войны. А храм был передан прихожанам в 1993 году, снова заработала церковно-приходская школа. С потерей здания церкви Музей потерял большую часть своей экспозиционной площади.
На том месте, где ныне стоит совсем молодой Храм Святого апостола Андрея Первозванного, раньше стоял одноименный храм при богадельне, открытой в 1893 году. Разрушенный во время Великой Отечественной войны, он возродился уже в нашем тысячелетии. Строительство началось в 2007 году, а в 2011 уже состоялось первое богослужение, хотя строительные работы продолжались. У храма пять куполов с позолотой, ещё один на возведённой рядом колокольне. Храм Андрея Первозванного пополняется иконами, росписями и, что самое главное, прихожанами. Расположена эта церковь в Комсомольском парке недалеко от тянущейся вдоль моря улицы Кирова.
Иоанна Предтечи, Керчь, история храма
Легенда гласит, что благословение на строительство церкви в Керчи дал ученик Иисуса Христа – Андрей Первозванный, который проповедовал в Крыму. И одним из первых городов, который посетил апостол, распространяя благую весть о воскресении Иисуса Христа, стала Керчь.
Возникновение храма Иоанна Предтечи в Крыму связывают также с именем Симона Кананита – второго апостола Христа, который входил в число двенадцати его учеников. Есть версия, что мощи святого Симона хранились в храме в течение непродолжительного времени, но так это или нет, сказать сложно.
Сегодня о следах пребывания Симона Кананита и Андрея Первозванного в Крыму свидетельствует каменная плита, стоящая во дворе церкви. В ее углублении находится след стопы, который, по церковному преданию, принадлежал одному из апостолов.
Официальной датой строительства храма в Керчи принято считать 752 год, то есть VIII век, хотя это всего лишь предположительная дата основания святыни. Она была взята за точку отсчета после того, как археологи обнаружили на одной из древних колонн надпись о том, что в 752 году в стенах церкви был похоронен некий мужчина по имени Георгий.
Однако сами колонны на 200 лет древнее надписи о захоронении. Археологи предполагают, что колонны могли быть взяты из еще более древней церкви, построенной в Керчи в VI веке. В IX веке эта церковь, по версии ряда исследователей, сгорела, а на ее месте был возведен храм Иоанна Предтечи.
Отсюда и взялись сомнения по поводу даты основания святыни: часть археологов относят ее к VIII веку, а часть – к IX.
Следующее упоминание о церкви Святого Иоанна относится к XI веку. На найденном в XIX веке Тмутараканском камне, хранящемся в Эрмитаже, указано расстояние между Керчью и Тмутараканью, которое князь Глеб измерил в 1068 году. Исследователи полагают, что за начальную точку измерения расстояния была взята церковь Иоанна Предтечи.
В средние века, когда Крым находился в колониальной зависимости от генуэзцев, храм Святого Иоанна находился на пике своей славы. Верующие генуэзцы даже Керченский пролив называли именем пророка, а саму Керчь именовали портом Иоанна Предтечи, что уж говорить о церкви их любимого святого: в эти времена она переживала свой расцвет.
Сложный период в истории храма начался в XV веке, когда в Крыму образовалось Крымское ханство. Крымские татары не стали разрушать христианский храм, но постарались соскрести и закрасить все фрески и иконы, бывшие в нем, а после превратили святыню в мечеть.
Статус православного храма церковь Иоанна Предтечи вновь обрела только после вхождения Крыма в состав Российской империи в конце XVIII века. А уже в начале XIX века, когда реконструировалась древняя часть храма, строители обнаружили под куполом две фрески с изображением святых, которые мусульмане не до конца уничтожили.
Фрески эти, по версии одного советского реставратора, написали ученики известного иконописца Феофана Грека.
Реконструкции храма Иоанна Предтечи в XIX и XX веках
Новая русская администрация Крыма не признавала принципы турецкой застройки городов, поэтому они активно перестраивались в соответствии со вкусами по европейски образованных российских архитекторов. Керчью занялся одессит Франсуа Шаль, по проекту которого старая турецкая церковь была разобрана. Интересно, что эта крепость была построена так, что храм Иоанна Предтечи оказался на земляном валу, что сильно затрудняло попадание в него.
На месте мусульманской твердыни была разбита площадь между горой Митридат и морем, центральной частью и украшением которой стал храм Иоанна Предтечи. Параллельно ведутся работы по перестройке здания церкви. В 1834 году к нему пристраивают западный притвор с тремя нефами, для чего разобран старый нартекс (в принципе, тот же притвор, только не отделяемый от пространства храма дверьми), десятью годами позже – колокольня (архитектор Александр Дигби) и притвор с северной стороны (архитектор А. Карапетов).
В 1896 году была построена часовня с той же северной стороны здания. Таким образом, храм Иоанна Предтечи принимает свой современный вид, в котором гармонично соединены древний византийский храм и пристройки девятнадцатого века. Старая часть представляет собой трёхапсидное четырехстолпное помещение. Оригинальная кладка старой постройки представляет собой красивое чередование известняковых плит и обожженного кирпича (плинфы).
Подобная же кладка используется и в оформлении арок. Её же можно увидеть и в кладке барабана купола над его узенькими светонесущими окнами. Со сложностями воссоздания техники получения обожженных кирпичей столкнулись советские реставраторы в двадцатом веке. Однако эта техника не была чем-то необычным, существующие византийские храмы и храмы Древней Руси изобилуют примерами её применения. Полусферический купол с крестом был единственным, располагался он в центре креста.
Ну а сама церковь так и осталась в пользовании греческой общины Керчи, которая была на то время довольно многочисленной.
Главный престол храма, как и он сам, назывался в честь Иоанна Предтечи. Алтарь был изготовлен ещё в восемнадцатом веке, иконостас блистал позолотой. Второй престол был назван в честь святой Екатерины. Самой значительной и старой была икона Иоанна Предтечи, мастерством росписи славились иконы Спасителя и Божьей Матери. Множество ценных реликвий, икон, дорогой утвари, книг, древних свитков было собрано клиром и общиной, однако всё это сгинуло в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Среди пропавших ценностей было Евангелие одиннадцатого века.
Древность храма Иоанна Предтечи и стала спасительницей этого памятника культуры в советскую эпоху. Церковь мыслилась как уникальный археологический объект, нежели как место отправления религиозных обрядов. Поэтому оно осталось стоять там, где его застала революция. Однако и должного внимания храму никто не уделял.
И только в начале семидесятых годов прошлого столетия храм Иоанна Предтечи решено было реконструировать. На то время он стоял посреди продуктового рынка, забытый и заброшенный. Главным архитектором была назначена Е.Лопушинская. Задумать и спроектировать оказалось легче, чем осуществить на деле. Здание сильно осунулось, все части храма, а в особенности купол, держались на честном слове. Поэтому для начала нужно было устанавливать поддерживающие конструкции и укреплять ветхие несущие стены здания церкви и колокольни. Реставрационные работы велись со скрупулёзной тщательностью, несмотря на то, что перед мастерами был объект чуждого советской идеологии религиозного характера.
Материалы старались подбирать в точности такие, какие использовались средневековыми зодчими, детали по возможности изготавливали в точном соответствии оригиналу. Удалось сохранить частично внутреннюю отделку с росписями. Был даже поставлен крест на купол, что вовсе выходило за рамки целей реставрационной бригады.
Архитектурные элементы храма Иоанна Предтечи |
В девяностых годах храм Иоанна Предтечи был передан православной церкви. Возобновились богослужения, у церкви появился приход.
Расписание богослужений[править]
Вторник
, 8.00 — часы, литургия, исповедь,причастие
17.00 — вечернее богослужение
Среда
, 8.0 — часы, литургия, исповедь, причастие
17.00-вечернее богослужение
Четверг
, 8.00 — часы, литургия, исповедь, причастие
17.00 — вечернее богослужение
Пятница
— 8.00 -часы, литургия, исповедь, причастие
17.00 — вечернее богослужение
Суббота
— 8.00 — часы, литургия, исповедь, причастие
10.00 — крещение
17.00 — всенощное бдение
Воскресение
— 7.00 — часы, 7.30 — ранняя литургия
9.30 — часы, 10.00 — поздняя литургия
По окончании литургии во все дни — молебен.
По окончании молебна — панихида.
В зимний период начало вечерних богослужений в 16.00.
Дореволюционные храмы Керчи
К концу девятнадцатого века самой большой церковью Керчи был Свято-Троицкий собор. Основанный на месте маленького одноимённого молитвенного дома, Свято-Троицкий собор открылся в 1835 году. Семью годами позже была построена колокольня
Собор пользовался вниманием особ императорского дома, в нём молились Николай I, Александр II, Александр III. У Свято-Троицкого собора был самый большой приход из всех храмов Керчи, но население города росло, ширился и приход, поэтому церковь было решено расширить, что и было выполнено к 1901 году
После Гражданской войны Свято-Троицкий собор пережил несколько войн, изъятия церковных ценностей и расстрел настоятеля. В 1931 году он был закрыт, помещения отданы под склад. В войну Свято-Троицкий собор был полностью разрушен. Только здание бывшей церковно-приходской школы осталось от него.
Но вернёмся в начало двадцатого века. Тогда только Свято-Троицкий собор был достаточно велик для прихожан. Храм Святого Афанасия был кладбищенской церковью, древний храм Иоанна Предтечи был слишком мал, как и Александро-Невский. Храм Успения Святой Богородицы в то время был за чертой города.
Не могла удовлетворить возрастающие запросы прихожан и Покровская церковь (в народе называемая Братской). Этот храм был открыт в 1877 году как домовая церковь Покровского братства. В суровом 1937 году церковь была закрыта, а во время тяжелых боев Великой Отечественной войны, как и Свято-Троицкий собор, разрушена. Ныне на месте, где она стояла, можно увидеть памятную табличку (пересечение улиц Кирова и Первого портового переулка).
В царской России
В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.
Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный, по другой — пророк Господень Иоанн.
Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция — наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.
До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века — архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.
Читайте о крымском святителе:
- Икона Луки Войно-Ясенецкого
- Молитва Луке Крымскому перед операцией
- Акафист святителю Луке
Храмы России
Российская федерация
Российская империя |
География | Фотографии | Храмы на карте |
При составлении географического каталога за основу взято административно-территориальное деление Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года. Для упрощения поиска многие города областного подчинения, закрытые административно-территориальные образования и проч. отнесены к административным районам, центрами которых они являются или территории которых их окружают.
режим просмотра: | Показаны все объекты |
Скрыть несохранившиеся объекты |
объектов | дополнительно |
всего: | 29045 |
Алтайский край | 147 |
Амурская область | 8 |
Архангельская область | 910 |
Астраханская область | 55 |
Белгородская область | 233 |
Брянская область | 429 |
Владимирская область | 1078 |
Волгоградская область | 153 |
Вологодская область | 869 |
Воронежская область | 236 |
Забайкальский край | 20 |
Ивановская область | 667 |
Иркутская область | 79 |
Калининградская область | 83 |
Калужская область | 946 |
Камчатский край | 4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9 |
Кемеровская область | 180 |
Кировская область | 404 |
Костромская область | 931 |
Краснодарский край | 482 |
Красноярский край | 225 |
Курганская область | 232 |
Курская область | 159 |
Ленинградская область | 603 |
Липецкая область | 308 |
Магаданская область | 10 |
Москва | 1595 |
Московская область | 3917 |
Мурманская область | 109 |
Нижегородская область | 767 |
Новгородская область | 429 |
Новосибирская область | 237 |
Омская область | 182 |
Оренбургская область | 157 |
Орловская область | 402 |
Пензенская область | 226 |
Пермский край | 541 |
Приморский край | 41 |
Псковская область | 604 |
Республика Адыгея | 19 |
Республика Алтай | 71 |
Республика Башкортостан | 136 |
Республика Бурятия | 54 |
Республика Дагестан | 2 |
Республика Ингушетия | 4 |
Республика Калмыкия | 10 |
Республика Карелия | 423 |
Республика Коми | 182 |
Республика Крым | 200 |
Республика Марий Эл | 143 |
Республика Мордовия | 353 |
Республика Саха (Якутия) | 21 |
Республика Северная Осетия — Алания | 24 |
Республика Татарстан | 536 |
Республика Тува | 4 |
Республика Хакасия | 28 |
Ростовская область | 169 |
Рязанская область | 648 |
Самарская область | 658 |
Санкт-Петербург | 467 |
Саратовская область | 131 |
Сахалинская область | 9 |
Свердловская область | 759 |
Севастополь | 65 |
Смоленская область | 454 |
Ставропольский край | 130 |
Тамбовская область | 321 |
Тверская область | 1487 |
Томская область | 96 |
Тульская область | 593 |
Тюменская область | 176 |
Удмуртская Республика | 166 |
Ульяновская область | 150 |
Хабаровский край | 11 |
Челябинская область | 321 |
Чеченская Республика | 1 |
Чувашская Республика | 111 |
Чукотский автономный округ | 1 |
Ярославская область | 1244 |
объектов | дополнительно |
всего: | 29045 |
Восстановление храма
Возрождение церкви началось в 1960-е гг., когда его объявили архитектурным памятником республиканского значения. Через десяток лет вслед за этим событием начались масштабные реставрационные работы, которые заняли четыре года. Сначала восстановили стены пристроек и колокольни, а лишь затем начали приводить в порядок древнее здание храма. Вследствие сильного оседания фундамента пришлось расчищать землю вглубь вокруг его основания.
Реставраторы постарались сохранить первозданные строительные и живописные элементы, максимально используя древние технологии и материалы.
Храмы Керчи за городской чертой
Северо-восточнее Керчи, на самом краю Керченского полуострова есть поселок Подмаячное. Местная церковь, самая восточная из храмов Керчи, носит имя Иконы Казанской Божьей матери. Община получила здание бывшего магазина под организацию церковного прихода в 2000 году. Была пристроена звонница, трапезная, просфорня и поставлен купол на крышу. Сейчас эту церковь можно увидеть на улице Рудя, неподалёку от берега Керченского пролива.
В селе Войково, которое вплотную примыкает к Керчи с запада, расположен знаменитый Катерлезский монастырь Святого Георгия. Ранее это село называлось Катерлез, отсюда и название. Основана обитель на месте легендарного появления святого Георгия перед пастухом на горе, которая после этого события была названа в честь великомученика
Обросшая легендами, она привлекла внимание высшего духовенства Таврической губернии, и в 1848 году архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий предложил возвести здесь каменную церковь.
Крымская война помешала скорейшему строительству храма, но проект не был забыт и в 1857 году воплотился в жизнь. В то же время архиепископ Иннокентий ратовал перед Синодом об открытии при храме монашеской мужской обители. Уже после смерти Иннокентия разрешение было получено и монастырь начал своё существование. В 1889 году построили новый зимний храм. К тому времени на территории обители уже стояли три келейных, трапезная, гостиница для паломников, хозяйские постройки и мастерские.
В 1900 году Катерлезский монастырь стал женским. Одной из версий такого оборота является нарушение мужчинами-монахами благочинности и устава обители. Так монастырь дожил до грозной революции. Из всех храмов Керчи и святых мест этого города больше всего от новой власти пострадал Катерлезский монастырь. Препирательства с руководством монастыря было недолгим. В 1924 году обитель и храм закрываются. Часть монахинь ушла в Косьмо-Дамиановский монастырь. Мало того, власти решили разрушить все постройки, служившие религиозному культу – они были варварски взорваны. Уже в наше время делаются попытки восстановить монастырь. Храму были переданы два недостроенных здания. Неподалёку подвизались монахини, для которых были благоустроены кельи, хотя до полного восстановления ещё далеко. Медленно, но и эта крымская святыня возрождается.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы – один из храмов Керчи, расположенный за пределами города. В момент его освящения в 1853 году село называлось Петровским, и новая церковь служила духовным надобностям всей округи. Ныне населённый пункт называется Ленинское. Он сильно пострадал и от атеистов советской эпохи и во время тяжелой Второй мировой войны, хотя именно война дала возможность оставшимся верующим посещать полуразрушенный храм без куполов. В 1961 году храм снова разрушили, и снова его отстроили прихожане. Окончательно власти его уничтожили в семидесятых годах, на его месте построили Дом культуры. В наше время храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ленинском был восстановлен, ему придана колокольня, теперь он снова служит местной пастве.
Храм иконы Божьей Матери Скоропослушницы, в селе Мысовое, которое находится между мысом Казантип и селом Щелкино, был построен на месте старого, каменного, однопрестольного храма, возведённого ещё до революции (1898 год). В 1937 году церковь была разрушена до основания, и только в 2010 году восстановлена на прежнем месте. Есть в этом приходе и своя икона Божьей Матери Скоропослушницы, переданная в дар из Белоруссии. Чтобы добраться до маленького посёлка, лучше держать за ориентир более крупное село Щелкино.
В селе Глазовка (бывшее Баксы), к которому медленно подбирается черта города, находится храм Святителя Николая Чудотворца. Открыт храм в 1994 году в здании местной библиотеки. Это село находится в полутора километрах западнее от упомянутого выше поселка Подмаячное.
Православная Жизнь
Храм Святого Иоанна Предтечи — православный храм в центре Керчи, старейший на территории Крыма. Памятник византийского зодчества.
Строение классифицируется как крестово-купольный храм, возведённый в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее похожие по построению церкви существовали в азиатских областях Византийской империи, в Константинополе и на Кипре.
Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих — так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.
Предположительное время постройки храма — между VIII и IX веками, но споры об этом продолжаются, и большинство специалистов склонны считать, что храм был возведён к IX или даже XI веке.
Подтверждением древности храма служат найденные в его кладке амфоры периода VIII века, использованные в качестве голосников, а также надпись на одной из колонн, которая поддерживает свод храма. Надпись гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (что соответствует 752 году от Рождества Христова).
Существует предание, что постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного.
Следующее упоминание о церкви можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей предположили, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.
Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть.
К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.
В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.
В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.
Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.
Существует версия, что храм построен на месте ещё более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V — начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте. Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, — исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи.
Сегодня церковь состоит из древней части и постройки XIX века. Во дворике церкви сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По местным сказаниям, этот след принадлежит Иоанну Предтече или Андрею Первозванному.
По материалам azbyka.ru
Богатейшая история: храм, переживший века
Предположительно храм Иоанна Предтечи появился в 752 г. н. э. Основания для этого дает надпись на колонне, где указана дата погребения некоего Георгия. Однако допускается, что колонна могла быть использована как часть другой церкви. Возведение сооружения, предположительно, началось с благословения Андрея Первозванного — одного из апостолов. Во дворе церкви до сегодня лежит плита, где отчетливо различается след человека: легенда гласит, что это след святого.
Над разработкой крестово-купольной планировки работали константинопольские архитекторы. Из-за несовпадения параметров колонн и капителей есть предположения о сборном характере постройки — возможно, эти части конструкции были взяты с других святынь.
История храма начинается со времен пребывания императора Юстиниана Первого у власти. Во времена Тмутараканского княжества церковь реконструировали: здание частично разобрали и построили заново, использовав уже имеющиеся колонны и фундамент. Во времена образования генуэзских колоний в Северном Причерноморье (XII–IV вв.) здание было популярно. Появление в нем фресок современные историки относят к этому периоду.
В последующие годы православная святыня стала мечетью — это произошло во время правления крымских ханов. Благодаря такому «перевоплощению» здание сохранилось почти без изменений, кроме замазанных или уничтоженных фресок. В XVIII веке Крым присоединился к Российской империи, и церковь пережила ряд изменений: с юга здания вмонтировали надгробные стелы, обнаруженные во время земляных работ, а с западной части пристроили придел.
В 1892 г. снесли стены крепости Босфор, которая окружала храм и мешала застройке города. Через пять лет, в 1834 г., церковь предстала с притвором с 3-мя нефами, оформленными в неовизантийском стиле. В 1845 г. архитектор Александр Дигби спланировал двухъярусный притвор, который в том же году пристроили к церкви.
В ХХ веке храм Иоанна Предтечи пережил трудные времена: в 30-х гг. его закрыли, сославшись на отсутствие прихода. В начале 60-х гг. святыне присвоили статус архитектурного памятника, при этом не постеснявшись открыть возле него рынок. В середине 70-х гг. архитекторы пытались сохранить здание: пристроили сварной каркас, использовали кирпич для восстановления храма, установили крест. До 90-х гг. в церкви располагался исторический музей; после — проводились богослужения. Храм вновь начал функционировать.