Патриаршее подворье пюхтицкого свято-успенского монастыря

Содержание:

История Московского подворья

История Московского подворья Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке: обитель была основана еще при жизни святого Сергия Радонежского.

Первое летописное упоминания монастыря (комплекс носил этот статус до 1744 года) относится ко времени строительства каменной Богоявленской церкви — 1460 году. Возведенный храм не уступал существовавшим шедеврам зодчества. Вскоре монастырь официально стал Богоявленским — по престолу его главной церкви. В 1661 году на территории возведена и освящена церковь Феодора Стратилата.

На протяжении XIV–XIX обитель часто оказывалась в центре событий государственной важности: в монастыре Сергия Радонежского часто бывали государи, в нем крестил своего сына Василий III, именно здесь в 1607 году произошло и всенародное покаяние горожан в госизмене. Те, кто ранее признали Лжедмитрия, пришли к обители, чтобы покаяться в грехе

С подворьем связано и начало царствования династии Романовых.

В 1764 году монахи были вынуждены покинуть обитель: императрица Екатерина II подписала указ о передаче земли государству, а монастырь был выселен. Там разместились Судный приказ и Комендантский дом.

Через какое-то время в храме снова стали проходить богослужения. До революции подворье не раз посещали царствующие особы — Александр II и Мария Александровна, Николай II.

В советское время на территории подворья размещался детский сад, затем мюзик-холл, проходили репетиции симфонического оркестра. С уходом советской власти подворье восстановили и в 1992 году передали РПЦ.

Сейчас в Московском Троицком подворье регулярно проходят службы. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Достойно есть».

Московское Троицкое подворье СТСЛ

Архитектурный ансамбль Пюхтицы

В конце девятнадцатого века архитектурным ансамблем занялся Преображенский. Он постарался максимально удобно расположить все строения обители таким образом, чтобы они не попадали на окружающую болотистую местность. В итоге получился довольно обширный и необычный проект, послуживший основой сегодняшней обители.

На плане, который мы привели в статье, можно увидеть все главные монастырские сооружения, такие как Успенский собор, трапезная, звонница и гостиница. Перед входом в главные ворота обители можно увидеть тот самый дуб, под которым была найдена икона. А чуть дальше паломники имеют возможность набрать воды из источника, который считают святым.

Паломничество в Пюхтинский Свято-Успенский женский монастырь

Несмотря на то, что монастырь указан как женский, совершить туда паломничество и помолиться могут как женщины, так и мужчины.

Это интересно: важным моментом является то, что к службе в Успенском соборе допускаются все, кто приехал. Также вы сможете пройти и обряд крещения в Крестильной церкви.

Ехать можно целенаправленно, а можно приехать и просто так.

Вне зависимости от того, как Вы туда доберетесь, вам нужно соблюдать несколько условий:

  • во-первых, вести себя благочинно и тихо;
  • а во вторых для женщин предусмотрен дресс-код, а именно — юбка длинной ниже колен и платок, покрывающий голову, иначе никак.

Если вы едете целенаправленно в Пюхтицкий монастырь, то вам необходимо будет отправить письмо на этот адрес, где следует указать свои личные данные.

Важно знать: в почте нужно латиницей прописать свои Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, город, где вы проживаете, ну и консульский отдел, в котором вы сможете оформить визу. Тогда вы получите приглашение, чтобы приехать в монастырь

Официальную информацию об обители в Пюхтице можно узнать на сайте — https://puhtitsa.ee/.

Если Вы приезжаете в монастырь, то проживание и пища будут для вас абсолютно бесплатными, но если Вы захотите оставить пожертвование, его примут с благодарностью.

Во время паломничества вам будет чем заняться, есть экскурсии в музей, по территории и к святому источнику. Также вы сможете приобрести товары, которые создали монахини своими руками.

Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры

На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.

Структура подворья:

  • храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
  • домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
  • воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
  • хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
  • театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
  • библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
  • музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
  • отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
  • издательство, которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.

Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.

ViktorJulin

Дорога к монастырю

До Эстонии большинство паломников добираются поездом. Проблем с билетами на данном направлении практически никогда не бывает, поэтому не стоит стараться приобрести их за несколько месяцев до поездки.

Лучше всего ехать в монастырь из Таллина, оттуда дважды в неделю отправляется прямой автобус. В пути паломникам придется провести около трех часов. Но не расстраивайтесь, если вы попали в промежуток, когда прямых маршрутов до обители нет. Вы всегда можете воспользоваться автобусом до Куремяэ. А оттуда от монастыря вас будет отделять дорога длиною всего лишь в семнадцать километров. Их многие паломники проходят пешком, а некоторые пользуются попутными машинами.

Пюхтицкий монастырь — это поистине удивительное место, которое пленяет сердце каждого, кто оказывается здесь. Интересно, но многие паломники, да и сами сестры признаются, что только здесь они могут дышать полной грудью и ощущать себя по-настоящему счастливыми.

Как приехать в монастырь

Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.

Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.

Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.

Как добраться

Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры находится в Троицкой слободе в Москве. Адрес: 2-й Троицкий переулок, 6, строение 9.

Автобусы

Ближайшая автобусная остановка расположена на Олимпийском проспекте (остановка общественного транспорта называется «1-й Троицкий переулок»). До нее ходят автобусы № 24, , т13. Расстояние от остановки до подворья — примерно 200 метров.

Остановка общественного транспорта на карте

Метро

Если вы добираетесь на метро, то ближе всего к подворью находятся станции «Достоевская» (придется пройти примерно один километр до храма) и «Цветной бульвар» (до подворья около 800 метров). Ниже по карте смотрите расположение этих станций.

Схема метро Москвы

Станции метро «Достоевская» и «Цветной бульвар» на карте

Такси

Через мобильные приложения вы можете вызвать авто от Яндекс.Такси, Uber, Maxim или Gett.

Московское подворье Троицкой лавры на видео

Подворье эстонской обители в Подмосковье

Храм в Юдино как и церкви в Перхушково и Акулово не закрывался в советские годы. В 1995 году этот подмосковный храм стал скитом Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Создание скита произошло в годы патриаршества Алексия II, который родился в Таллинне и, будучи епископом, опекал женский монастырь на своей малой родине в советские годы.

У Пюхтицкого монастыря сложилась счастливая судьба в XX веке. После революции 1917 года обитель оказалась на территории независимой Эстонии, поэтому не была закрыта. По итогам Великой Отечественной войны, когда Прибалтика вновь вошла в состав СССР, действовавший Пюхтицкий монастырь закрывать не стали, и монашеская жизнь в нем никогда не прекращалась.

Пюхтица в переводе с эстонского языка означает «святое место». Монастырь был основан рядом с дубом на горе, где в XVI веке местные эстонские крестьяне нашли чудотворную икону Божией Матери. С тех пор на святом месте стояла часовня, а в 1880-е годы стараниями губернатора Эстляндии князя Сергея Шаховского был открыт православный приход, преобразовавшийся в женскую общину, а в 1891 году – в полноценный монастырь. В 1990-е годы у обители появилось несколько скитов и подворий в России. Пюхтицкий монастырь открыл подворье в московском храме Николая Чудотворца в Звонарях, а также небольшое загородное подворье при храме преподобного Никона Радонежского у деревни Марино Сергиево-Посадского района.

Паломничество в монастырь

Обитель открыта для всех, кто хочет посетить ее. Сюда могут приехать и мужчины, и женщины — монастырь радушно открывает свои ворота каждому.

Паломники приезжают сюда с разными целями. Одни просто рассматривают монастырь как одну из достопримечательностей Эстонии, которая выделяется из общего списка мест, обязательных для посещения. Эта категория гостей редко остается на ночь и ограничивает свое посещение несколькими часами прогулок по территории обители и щелканьем затвора фотоаппарата.

Другая категория приезжих искренне желает познакомиться с жизнью сестер и вносит свой вклад в их будни. Паломники остаются здесь на месяц, неделю или всего лишь пару дней и помогают монахиням, кто чем может.

А есть особая категория гостей обители — это девушки и женщины, которые мечтают о монашеской жизни. Они приезжают сюда, чтобы проверить свои намерения и испытать силы. Некоторые из них уже сейчас готовы остаться в обители и только ждут благословения матушки, а другие пока еще сомневаются, поэтому просто приезжают сюда и вносят посильную помощь в дело развития обители.

Архитектурный ансамбль обители

Архитектурный ансамбль этой обители начал складываться в 1883 году. Автором его проекта выступил М.Т. Преображенский. Из-за сложностей рельефа и гидрологической обстановки (в момент образования монастыря местность была сильно заболочена) основные постройки были расположены в некотором отдалении от места обретения чудотворной иконы Успения Богородицы.

Ниже можно найти план и фото Пюхтицкого монастыря.

Схема монастыря

(1) Главный храм монастыря – пятиглавый Успенский собор. Он был построен в 1910 году, одним из жертвователей на строительство был св. праведный Иоанн Кронштадтский. Дорога, которая ведет к собору, проходит через арку ворот Святых врат (1895 год) – четырехугольной каменной постройки с шатровым верхом.

Успенский собор

(10) Справа перед входом в обитель находятся Святой дуб, где была обретена икона Богородицы, и (4) Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Дальше за ней – Святой источник.

Справа — Святой дуб, слева — Никольский храм

За Успенским собором, где сейчас находится почитаемая икона Успения Пресвятой Богородицы, находятся еще два старейших здания обители:

(2) Симеоно-Аннинская церковь (1895 год), объединенная с трапезной.

Симеоно-Аннинская церковь

Деревянная Сергиевская церковь (3), у стен которой нашли упокоение супруги Шаховские – радетели и основатели монастыря.

Сергиевская церковь

Также в комплексе расположены: (5) Святые врата со звонницей.

Святые врата обители со звонницей

За все время существования обители она никогда не подвергалась гонениям, в ней ничего не разрушалось, а только дополнялось и украшалось. Не прекращалось в ней и богослужение. С 1986 по 1990 год в монастыре, радением митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (в последующем патриарха Русской Православной Церкви Алексия II), были построены:

(8) Дом для представительских целей.

(13) Монастырская гостиница для паломников (они находятся справа от Успенского собора, за Симеоно-Аннинской церковью).

Монастырская гостиница

(7) Крестильная церковь.

(6) Колокольня Сергиевской церкви.

Колокольня Сергиевской церкви.

Основной ансамбль обители обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. В ней есть еще одни ворота, ведущие к часовне св. Николая.

Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря

Православное Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря (Москва) – действующее представительство указанной женской обители в столице России. Учреждено при Церкви Николы в Звонарях (Москва). Адрес: ул. Рождественка, 15/8 (ближайшие станции метро – Кузнецкий мост, Трубная, Лубянка).

Дата учреждения Подворья

Подворье учредили в 1994 году. Случилось это после открытия вновь в Москве Церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, который официальные власти закрыли в 1930-х годах. Представительство Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря основали при указанном храме.

Архитекторы храма

  • Имя автора первоначального храма, к сожалению, неизвестно.
  • после 1996: Чашкин А.И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1762-1781: Бланк К.И.

Из истории храма

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около 1505 г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с 1619 г. С 1657 года Церковь упоминается как каменная. Впервые в наименовании Церкви обозначение «в Звонарях» появилось в документах, датированных 1677 годом. Приход храма святителя Николая в Звонарях (Николы Божедомского) известен с 1677 года. Дошедшее до наших дней здание Церкви построили в 1762-1781 гг. по проекту архитектора Бланка К.И. на средства графа Воронцова И.

Архитектурный стиль и краткое описание Церкви

Ныне она представляет собой храм, сооруженный в архитектурном стиле барокко. Здание имеет укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси объём и стройный восьмерик с высоким куполом. Крупные детали отделки создают характерной для барокко парадный образ здания. Храм имеет четыре престола. Главный престол освящён во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Правый придел – освятили в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Левый придел посвятили святителю Николаю и святителю Алексию. Малый правый придел устроили в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского. И, наконец, малый левый придел освятили в честь Успения Божией Матери.

Храм после 1917 года

В годы богоборчества и гонений на православную церковь приход храма сняли с юридической регистрации и закрыли. Богослужения в нём прекратили. В 1934 году церковные здания передали для использования светскими учреждениями. Одно время в церковных помещениях размещался склад. Неоднократно возникала угроза сноса. С середины 1960-х годов и до возвращения Церкви верующим она принадлежала Московскому архитектурному институту.

Предистория появления при храме Подворья

Появлению Подворья Пюхтицкого женского монастыря в Москве предшествовали события, происходившие далеко от столицы России – в Прибалтике. С 1961 года заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построили дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

Возвращение Церкви верующим

8 июля 1993 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ об образовании при храме Святителя Николая в Звонарях Подворья Пюхтицкого монастыря. 22 февраля 1994 года здание храма передали Московской Патриархии для учреждения Пюхтицкого Подворья. 29 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое Освящение главного престола и двух боковых приделов Церкви. Ныне – это действующий православный храм с образованном при нём Подворьем, где протекает полнокровная церковная жизнь.

Святыни

В наши дни в Церкви из почитаемых святынь находятся на хранении:

  • чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»,
  • икона Успение Божией Матери.

Статус

Церковь, при которой образовано указанное Подворье, является объектом культурного наследия, имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Другие православные представительства

Подворье Патриаршее подворье Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря – не единственное подобное православное представительство в столице России. Большой интерес, к примеру, представляют также:

  • Подворье Саввино-Сторожевского Монастыря в Кунцево (Москва), 
  • известное Крутицкое Патриаршее Подворье (город Москва).

План, фото и описание Пюхтицкой обители

Прежде чем пройти в стены Пюхтицкого монастыря, вам необходимо посетить старинную часовню и священный дуб, которые находятся по правую сторону от дороги в обитель.

Также недалеко от них вы сможете увидеть Николо-Арсеньевский погребальный храм и погост при нём, а пройдя чуть дальше попадёте к святому источнику.

По левую сторону вы сможете увидеть подсобные хозяйства храма. Однако настоящая красота вас ожидает дальше. И начинается она со святых врат — резных, из красного кирпича, оборудованных звонницей.

Пройдя через них, вы сразу сможете увидеть центральный Успенский собор — пятиглавый, луковички выложены черепицей, а сам он выполнен из камня разных оттенков.

Также на территории находятся ещё четыре церкви:

  • Трапезно-Аннинская;
  • Сергиевская, к которой пристроена гостиница и чуть поодаль стоит колокольня Сергиевской же церкви;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи и священномученика Исидора;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары.

Также на территории находятся две часовни: Георгиевская и Никольская и домик для представительских целей.

История создания обители

Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.

Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.

Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.

В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.

Крещеный кабардинский князь, убитый ханом

Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».

Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».

История началась в 1713 году, когда в Астрахани один знатный трухмен сообщил крещеному гилянцу князю Заманову о будто бы текущей в Бухарском ханстве реке с золотым песком. Заманов взял трухмена в Москву и добился личной встречи с Петром I. Царь внимательно отнесся к новости о золотом песке Бухарии и приказал капитану-поручику гвардии Александру Бековичу-Черкасскому выяснить у трухменца больше сведений, поскольку тот владел восточными языками. К проекту добычи золота в Средней Азии и царь, и князь Черкасский отнеслись серьезно. Перед экспедицией  Черкасский съездил в Астрахань и в Кабарду, а вскоре был уполномочен Петром совершить посольство в Хиву и Бухару, чтобы узнать на месте о добыче золота, торговых путях, ведущих в Восточную Индию, и попутно склонить ханства к Российскому престолу.

В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.

Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.

В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.

Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.

Настоятельницы обители

Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.

Игуменьи:

  1. Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
  2. Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
  3. Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
  4. Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
  5. Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
  6. Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
  7. Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня

Интересно, что обитель с момента своего образования никогда не закрывалась. Она развивалась и разрасталась новыми зданиями, подворьями и другими сооружениями, которые были призваны создать комфортные условия для всех, кто приезжает сюда.

К примеру, монахи сумели построить очень уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и даже получить бесплатное трехразовое питание. Как говорят паломники, в гостинице всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно вкусная и свежая.

На сегодняшний момент в Пюхтицком монастыре трудятся сто двадцать монахинь. В советские времена их количество было значительно больше — сто шестьдесят. Сейчас большинство из них старше тридцати пяти лет и в монастыре остро ощущается нехватка молодых послушниц, которые могли бы внести свою посильную лепту в тяжелый монашеский труд. Однако, несмотря на это, настоятельница очень строго отбирает девушек. Ведь служение Богу — это призвание, а не мимолетный порыв души. Сюда часто приезжают верующие на труд, то есть с готовностью отдают свое время и силы на общее благо. Сестры всегда принимают помощь с большой теплотой и радостью, именно эта необычная атмосфера часто становится причиной желания остаться в этих стенах навсегда.

История Пюхтинского женского монастыря

История Пюхтинского монастыря – это история борьбы людей за право верить в то, во что они считают нужным верить и хотят верить.

Как уже было сказано, Пюхтинская обитель стоит на эстонской земле. В давние времена здесь у Журавлиной горы пролегал крупный торговый путь меж эстонскими, новгородскими и псковскими землями. Именно тогда эти места стали занимать русские крестьяне. Они селились здесь и строили свои церкви.Знаете ли Вы, что: когда в 13 веке началась экспансия крестоносцев, людям насильно начали навязывать католическую веру. На тех, кто не хотел менять православную веру на лютеранство, обрушились ужасные гонения. Людей хватали, насильно заставляли причащаться, а тех, кто и дальше продолжал сопротивляться, пытали и казнили.

Храмы, церкви и даже часовенки, которые посещали православные верующие, разрушали и сжигали дотла. Поэтому было на этой земле множество мучеников за православное христианство.

Преподобный Исидор Пелусиот жил в IV-V веках. Родом из Александрии. Вырос в среде благочестивых христиан. Он состоял в родстве с Феофилом, архиепископом Александрийским, и его преемником святым Кириллом

Так в начале 15 века, на реке Оможве, что близ древнего Юрьева, произошло ужасное убийство: пресвитер Никольской церкви Исидор и ещё 72 человека, являвшихся прихожанами этой церкви, были арестованы во время освящения воды в реке, затем два дня их держали в тюрьме, подвергали ужаснейшим пыткам. После их утопили подо льдом в той же реке Оможве, в том же самой Иордане, которую они соорудили, чтобы выйти на праздник Богоявления.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о статуе Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Кто управляет монастырем?

Несведущему человеку настоятельницы монастыря кажутся необычайно суровыми людьми. Поэтому личное знакомство с этими удивительно светлыми женщинами становится настоящим открытием.

За все время Пюхтицкий монастырь сменил семь настоятельниц. Все они были просто невероятными людьми, которые всю свою жизнь трудились на благо обители. Ее расцвет связывают с деятельностью матушки Варвары, которая управляла монастырем сорок три года. В Эстонии ее очень уважали и почитали, даже местные власти никогда не позволяли себе сделать какое-либо замечание матушке. Ведь это могло ненароком ранить ее.

С 2011 года всеми делами в обители заправляет матушка Филарета, пришедшая сюда еще совсем юной девушкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector