История свияжского богородице-успенского мужского монастыря
Содержание:
- Фрески Успенского собора
- Музей Свияжска.
- История Свияжского Успенского монастыря
- Достопримечательности Свияжска
- Когда стоит приезжать
- Остров-плацдарм
- Церковь Константина и Елены, Свияжск
- Эпоха секуляризации церковных земель
- И зазвенят опять колокола…
- Лик Христофора
- История обители
- Краткая история Свияжска
- Заключение
Фрески Успенского собора
Содержание росписей Успенского собора уникально. Хотя сюжеты фресок взяты из основных религиозных книг, но все они отступают от строгих канонов. В куполе, вместо Образа Христа, расположено изображение бога Саваофа, сидящего на небесном троне. А Христос Эммануил на лоне бога, держит в руках сферу мира с белым голубем – символом святого духа. Все фрески храма как бы иллюстрируют учение об ангелах и духах, о сотворении мира, о жизни Адама и Евы до и после грехопадения, о Каине и Авеле. Картинам ветхого завета отдана верхняя часть храма, а нижняя посвящена жизнеописанию девы Марии, начиная с истории ее родителей. На западной стене вместо традиционного «Страшного суда» расположено «Поклонение волхвов». Фигуры на столбах тоже весьма примечательны. Особо удивительна фигура Христофора, которого обычно представляли с песьей головой, а здесь он изображен с лошадиной. Есть здесь и прижизненное изображение Ивана Грозного. Интересны и другие фигуры и сюжеты, которые можно разглядывать бесконечно.
Фрески Успенского собора
Никольская трапезная церковь или церковь Николая Чудотворца, строилась параллельно с Успенским собором и теми же псковскими мастерами и, так же как и Успенский собор, подвергалась впоследствии многочисленным перестройкам. Близко к церкви сооружена 43 метровая колокольня, вначале трёхъярусная, а позднее уже пятиярусная. От нижнего яруса был проделан потайной лаз к реке Щуке — для снабжения водой на случай внезапной осады. Здесь бережно чтут память о настоятеле Германе, сохраняются в неприкосновенности и келья его и личные вещи. Сейчас это действующая церковь только для монахов.
Все жилые и хозяйственные постройки монастыря – кельи, житницы, кухня, пивоварня т.д. – вначале строились деревянными, так же как и ограда. Только на рубеже 17-18 веков они постепенно стали меняться на каменные. Из строений этого периода сохранились три примечательных здания. Трехэтажный большой белый братский корпус, расположенный направо от входа в монастырь. Он образовался в результате слияния под одну крышу наместнических келий 17 века и надстроенных (ранее двухэтажных) братских келий 18 века.
Хорошо сохранился архимандритский или настоятельский корпус, построенный во второй половине 17 века. Он расположен у западной стены монастыря. Очень выразительно крыльцо с приземистыми круглыми колоннами и крытая широкая каменная лестница, ведущая в покои настоятеля на второй этаж. В свое время покои настоятеля обогревались печами, облицованными цветными изразцами. На первом этаже размещались хозяйственные службы. Нарядные наличники обрамляют оконные проемы корпуса.
Небольшой двухэтажный дом рядом с Никольской церковью, примыкая к западной стене монастырской ограды, построен на рубеже 17-18 веков. Это здание не раз меняло свое предназначение. В конце 19 века его стали использовать под монастырское училище.
Ограда монастыря протяженностью почти в километр создана в 18-19 веках. Она опоясывает монастырские постройки и придает им вид кремлевских стен. Вход на территорию монастыря осуществляется через главные Святые ворота, с надвратной церковью. В начале 17 века здесь существовала надвратная Борисоглебская церковь, которую со временем разобрали. В начале 18 века на ее месте поднялась высокая Вознесенская надвратная церковь, которая тоже была утрачена в 30-е годы. То, что мы видим сейчас – результат реконструкции и реставрации.
Вознесенская надвратная церковь
Вообще, во время революции церкви монастыря были варварски разграблены, рака с мощами Германа осквернена, епископ Амвросий – настоятель монастыря, расстрелян. В конце 90-х годов 20 века монастырь начал возрождаться, но основные реставрационные работы начались только в 2010 году.
Музей Свияжска.
Пушка «Девкина голова», воссозданная по старинным изображениям, установлена перед входом в Музей истории Свияжска. В музее оформлены богатые экспозиции, посвященные истории острова, включая рассказ о деятельности почитаемых здесь святых, об археологической и военной истории. Музей имеет залы для проведения интерактивных занятий, в них оборудованы солдатская изба, кабинет чиновника, монашеская келья, гимназическая классная комната, представлены макеты старинных домов и пароходов и др. Все экспонаты интерактивного пространства доступны посетителям, которые приходят сюда на тематические занятия и игровые встречи.
В конце улицы – Надвратная колокольня в Свияжском Богородице-Успенском монастыре, а это значит, что мы прошли круг по Свияжску и возвращаемся обратно к машине.
Мы покидаем остров Свияжск – удивительный музей-заповедник. На карте Республики Татарстан это всего небольшая точка, но в истории нашей страны – важный и богатый событиями период.
История Свияжского Успенского монастыря
Свияжский Успенский монастырь был основан в 1555 году архиепископом Германом. Мы уже в который раз удивляемся перипетиям российской истории, особенно той ее части, что касается религии. Григорий Фёдорович Садырев-Полев (уже после пострига стал Германом) является потомком Смоленских князей, которые управляли одним из богатейших российских княжеств. Он родился в 1505 году в городе Старица, а постриг принял в Иосифо-Волоцком монастыре под Волоколамском, где познакомился с игуменом Гурием, который после того, как стал архиепископом Казанским, пригласил Германа стать игуменом только что основанного Свияжского Успенского монастыря.
Свияжский Успенский монастырь
Святитель Герман, архиепископ Казанский
Но вернемся к монастырю. При Германе в Свияжском Успенском монастыре были построены каменные храмы, появилось подворье в Казани, которое в последствие стало самостоятельной обителью. В общем, Герман приложил все свои усилия, чтобы всего за несколько лет сделать монастырь одним из богатейших в России. В XIX веке после изъятия части церковных земель в пользу государства, монастырь потихоньку стал приходить в упадок.
В 1918 году был зверски убит его настоятель, а позднее Успенский монастырь закрыли совсем, а его сокровища разграбили. Причем ценные вещи искали везде, вскрыли даже раку с мощами святого Германа, и лишь чудом удалось сохранить чудодейственные мощи. В советское время на территории монастыря располагалась психиатрическая больница, которую упразднили лишь в 1994 году, а спустя три года, в 1997 году, монастырь был возвращен верующим и начал новый этап своей истории.
Вход в Успенский монастырь в Свияжске
Несмотря на все перипетии судьбы, монастырю в Свияжске удалось сохранить свой уникальный архитектурный ансамбль XVI века. Несмотря на то, что святых обителей в нашей стране более тысячи, похвастаться архитектурой допетровской эпохи могут совсем не многие. Мы видели подобное лишь в Спасо- Евфимиевом монастыре в Суздали, в Ферапонтовом монастыре Вологодской области и Иосифо-Волоцкой обители под Волоколамском. Зная, что архитектура монастыря во многом уникальна, мы во время нашего посещения в основном смотрели именно на нее.
Достопримечательности Свияжска
Что посмотреть в Свияжске? Не знаю, какие силы нас тянут начать каждую прогулку по острову по правой стороне от входа, но вас я поведу также!
Конный двор — сувениры, гончарная и кузнечная мастерские, возможность прокатиться на лошадке (при желании и силах можно проехаться по всему острову), трактир, общественный туалет… Здесь лучше разгрузиться после историческо-познавательно-паломнической программы.
Иоанно-Предтеченский монастырь — по сути, это комплекс, который состоит из трех храмов:
- — Церковь Пресвятой Троицы (Троицкая церковь): считается старейшей церковью в Поволжье. Это та самая, где можно увидеть зарубки на бревнах. Церковь построена без единого гвоздя! Говорят, что ее всегда обходили пожары… Для меня – это мощнейшее по энергетике и самое приятное для взгляда место, несмотря на самое простое и скромное убранство внутри. Такое редкое сейчас, старообрядческое. — Храм преподобного Сергия Радонежского: примечателен фреской – точной копией Троицы Андрея Рублева. В храме размещена трапезная, если вам повезет, милые монахини угостят вас монастырским киселем.
- Руины Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы — если вы не археолог, то просто отметьте это место на карте, как ориентир смотровой площадки, откуда открываются великолепные виды на Волгу и соседние земли!
- Ленивый Торжок — что-то вроде ярмарочной площади, где можно отведать медовухи, чай из самовара, блинов, купить сувениры у местных ремесленников. Еще пострелять из лука, подраться на мечах, окунуться в гончарное дело. Для детей проводят интерактивные экскурсии. Очень атмосферно там в праздники (масленичные гуляния проверены на себе – огонь!).
Музей археологического дерева — очень достойное современное технологическое пространство, размещающее не только деревянные балки и другие формы дерева (да простят меня археологи), но и мониторы и технические штуки, которые воссоздают быт и жизнь города 17 века. Все предметы быта в музее – оригинальные археологические находки. Единственный по данной тематике музей в России! Связано это с тем, что именно здесь какой-то особый археологический слой, обогащенный влагой и с дефицитом кислорода, очень уж подходящий дереву. Билет в музей стоит 250 рублей.
- Храм святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены (Церковь Константина и Елены) — храм стоит на берегу, и не все туристы спускаются к нему, возможно, потому что он не так примечателен. Но все паломники говорят, что это очень намоленное место, со старинными иконами. От себя скажу – храм невероятно красив на закатном солнце!
- Музей гражданской войны — почему именно здесь? Потому что здесь остановили наступление белых. Почему точно стоит пройти рядом? Потому что расположен в красивом и интересном с точки зрения архитектуры здании. Стоит ли зайти? Да, если вам интересна военная тема, Троцкий, советское время… Стоимость билета 120 рублей.
- Музей истории Свияжска — в целом, свое предназначение полностью оправдывает и для знакомства с биографией острова подходит, но чего-то необычного и отличающего его от музеев истории города N вы там не найдете. Любознательности ради и круга своего обзора, конечно, посетите. Стоимость билета 200 рублей. Билеты в музеи можно купить на месте.
Богородице-Успенский мужской монастырь — главная достопримечательность Свияжска. На территории которого расположены две важные достопримечательности в Свияжске: Никольская церковь и Успенская церковь. С храмом связан не очень приятный, но интересный факт – в советское время здесь располагалась психбольница, исправительная колония, ГУЛАГ. Сегодня комплекс монастыря внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Успенском соборе сохранились фрески 16 века! А в Никольском соборе есть кинозал.
Когда стоит приезжать
Посещать городок Свияжск лучше в тёплое время года — с мая по октябрь. В июле температура воздуха поднимается до +25 °C, в августе — до +30 °C, однако жары и духоты на острове не бывает. А вот начало лета может показаться холодным — всего +15 °C. Зимой же в Свияжске не очень комфортно — пустынно и морозно, так как со всех сторон дуют морозные ветры. Если же вы не боитесь холодов и -18 °C (а на острове они ощущаются как -35 °C) вам не страшны, то посетить Свияжск можно и зимой. В это время года здесь также проводятся экскурсии, работают гостиницы, но цены не ниже, чем в летний сезон.
Зимний Свияжск — холодный и пустынный
Почти все главные праздники острова выпадают на тёплое время года:
- День основания Свияжска проводится 24 мая;
- в апреле в честь Фёдора Шаляпина совершается ежегодный Всероссийский Свияжский фестиваль духовной музыки;
- 12 июня проходит фестиваль, посвящённый фольклору поволжских народов;
- в июле проводятся сразу два спортивных мероприятия: турнир по фехтованию «Остров Буян»;
- соревнования по стрельбе из лука и арбалета «Кубок Свияжска».
в начале сентября можно попасть на традиционный местный фестиваль «Свияжская уха», главной задачей которого являются поиски лучшего повара;
одним из основных праздников в городе считается День Становления Государства Российского, проходящий 5 октября.
Остров-плацдарм
Однако в 1551 году здесь высадились русские стрельцы — и застучали топоры плотников. После того как очередной, третий по счету поход Ивана IV на Казань окончился неудачей, русский царь, по совету своего союзника Шах-Али, решил подготовить плацдарм для взятия столицы непокорного ханства. Им и стал остров Свияжск, куда по весне были доставлены стены будущей крепости. Их, по распоряжению государя, пилили и заготавливали в ярославских лесах и волоком доставляли к волжскому берегу, готовя к сплаву вниз по реке десятки плотов. В считанные дни их доставили на остров, и уже в мае под руководством дьяка Выродкова здесь начали возводить укрепления. Одновременно с крепостью строили избы для стрельцов: так появились первые улицы будущего города — Рождественская, Большая и Малая Сергиевские, Пушкарская, Ярославская…
Между тем слух о новом городе докатился до Казани. И хотя мощных биноклей в те времена, понятно, не было, в ясную погоду казанцы с высоты минаретов своих мечетей заметили строительство и выслали к острову свой «десант». Однако стрельцы, уже успевшие к тому времени возвести часть укреплений, отбили наступление ханских войск. А вскоре к новому городу, получившему имя грозного царя, подошло подкрепление, доставили огневое зелье и припасы. Пережив трудную зиму, свияжские стрельцы дождались весеннего половодья и прибытия царского войска, которое расположилось в крепости. А в октябре после осады и кровопролитного штурма русские захватили Казань.
Сегодня о тех событиях напоминают старинные пушки у стен Свияжска. Многие из них, как утверждали летописцы, имели свои собственные характерные имена, такие как «Дракон», «Змий», «Граф Свистун» или «Девкина голова». С чем связано имя последней средневековой «мортиры», не пояснялось. Остается лишь предположить, что представительницы слабого пола в ту далекую пору не в пример нынешним жертвам анорексии были гораздо мощнее.
Свияжск стал играть роль форпоста на новых землях государства российского. Фото автора
Церковь Константина и Елены, Свияжск
У самого берега находится приходская Церковь Святых Константина и Елены. Её видно в первую очередь, когда подплываешь на кораблике к острову. Церковь строили в конце 17 века. Сначала звонница была отдельно стоящим зданием, но со временем ее соединили с церковью, достроив между ними трапезную. В советское время церковь не работала, открылась только в 90-е гг. 20 века как помещение для выставочных мероприятий. В настоящее время в церкви проходят крещения. На первом плане – здание женской гимназии, выстроенное в 1913-14 гг., в котором до сих пор размещается школа.
Свияжск – малонаселенное сельское поселение. В 2021 году его население составляло всего 259 человек.
Эпоха секуляризации церковных земель
С упомянутой выше реформы, проводимой Екатериной II, начался упадок прежде богатой и цветущей обители. Во многом сыграли роль и наблюдавшийся в этот период хозяйственный спад самого города Свияжска, и вызванное им обеднение населения. Однако главной причиной стала проводимая правительством секуляризация монастырских земель.
В эпоху своего правления Екатерина II проводила политику, направленную на то, чтобы лишить церковь возможности влиять на государственные дела. Одним из путей достижения этой цели было снижение экономического уровня жизни храмов и монастырей. С этой целью 24 февраля 1764 года был издан манифест, согласно которому все церковные земли переходили в государственную собственность.
И зазвенят опять колокола…
Когда-то, еще задолго до революции, современники писали, что церквей в Свияжске больше, чем домов. Уже в первые годы советской власти большая часть свияжских храмов была закрыта. Ольга Степановна Романова родилась в Свияжске в 1924 году. Она помнит, как еще в детстве на Пасху мама взяла ее с собой в церковь. Хотя к тому времени на территории монастыря уже располагалась колония для заключенных, приходская церковь Елены и Константина еще не была закрыта безбожниками-коммунистами.
Тогда Оля впервые двенадцатилетней девочкой-школьницей переступила порог храма. Навсегда запомнилось ей его величественное убранство, стройное пение церковного хора и торжественные возгласы ведущих службу священников, облаченных в праздничные пасхальные ризы. А наутро маму Ольги и родителей еще троих ее одноклассниц, бывших в тот день на богослужении, вызвали к директору школы. Та устроила им разнос, пригрозив, что если еще раз увидит девочек в храме, отчислит их из школы и отправит в ФЗУ.
С тех пор Ольга Степановна ни разу до середины девяностых годов прошлого века не переступала порог церкви, которую власти закрыли уже перед самой войной в 1939 году. Долгие годы, как рассказали мне местные бабушки, в ее стенах находились зерносклад и мельница, на которой работали колонисты. Стены и потолки храма, украшенные старинными фресками, созданными руками мастеров XVII века, покрылись копотью и местами осыпались. И тем не менее храм пережил тех, кто мечтал построить безбожное общество. Пережил и заново возродился несколько лет назад во многом благодаря помощи спонсоров и при активной поддержке первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Час возрождения древнего города пробил. Об этом напоминает нам торжественный перезвон колоколов, который после многолетнего перерыва вновь плывет над островом.
Если вы хотите посмотреть на работу настоящего кузнеца-молотобойца, вам прямая дорога на остров Свияжск. Фото автора
Лик Христофора
Много необычного и неординарного открывает нам мир священных фресок в Успенском соборе, оставаясь при этом в рамках церковных канонов. Самым раритетным изображением можно назвать лик святого Христофора с лошадиной головой. Версии необычной внешности святого не каноничны. Одна говорит о том, что он – якобы выходец из мифической страны киноскефалов, где все люди такие. Вторая повествует, что юноша Христофор попросил бога дать ему скотскую внешность, чтобы взгляды женщин на его необычайную красоту не мешали его сосредоточенно-молитвенной, аскетичной жизни. Подобные изображения святого мученика Христофора, начиная с середины XVIII века, были запрещены и Церковь их активно уничтожала. Поэтому ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода. Еще один редкий «скотский» лик Христофора хранится в Третьяковской галерее: на иконе он изображен с песьей головой. Если хотите узнать побольше о святом Христофоре, весьма популярном в XVI веке православном герое, зайдите в Музей истории Свяжска. Там Христофору посвящен целый зал, где можно увидеть иконы XIX и начала XX века с самыми разными изображениями мученика: с головой пса, лошади или обычным человеческим лицом.
История обители
Женский монастырь на Казанской земле появился в XVI веке, но точная дата основания неизвестна. С уверенностью можно сказать только то, что первое население Свияжска было мужским. Здесь поселились русские ратники, поэтому сначала были созданы мужские обители.
Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с высоты птичьего полёта
История женского монастыря началась с приходской церкви Рождества Христова. При деревянном храме возникла маленькая сестринская община. Насельницы, которые решили уединиться от мирской жизни, молились, вели хозяйство и строили для себя крохотные деревянные кельи.
В те времена собственных земель у монастыря не было, поэтому он существовал за счет редких субсидий от государства и подаяний.
Вид Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря с Александровской улицы
По мнению историков, монастырь был известен за пределами Среднего Поволжья. С 1718 по 1726 годы здесь отбывала ссылку инокиня Варвара Головкина, которую потом по указу царя перевели в одну из московских обителей.
В мае 1795 года случился сильный пожар, который уничтожил все постройки из дерева и единственный кирпичный храм. Монахиням и послушницам негде было жить. Игуменья Мария вышла с прошением в местную епархию, и та передала обители пустующие здания закрытого Свято-Троицкого монастыря в Свияжске.
Вид на Святые ворота
Святой Синод выделил на содержание сестринской общины дотацию в 500 рублей. Кроме того, монастырю были дарованы сенокосные и пахотные земли, угодья для ловли рыбы и мукомольная мельница на реке Сулица.
Жизнь, наконец, повернулась к монахиням светлой стороной, и начался настоящий расцвет обители. В течение нескольких лет на скопленные и полученные деньги были построены новые хозяйственные здания, каменные корпуса для насельниц, высокая колокольня и придел к старинному Сергиевскому храму.
Слева направо: церковь Троицы Живоначальной, собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», церковь Сергия Радонежского
Для благоустройства монастыря немало потрудились его настоятельница и архиепископ Казанский Амвросий. В монастырские храмы приходили не только местные жители, но и паломники из дальних земель. Доходы росли, поэтому в 1830-е годы обитель обзавелась добротной каменной оградой, а в конце XIX столетия получила в дар просторное городское домовладение напротив Святых ворот.
Активное строительство продолжалось до начала прошлого века, старинный монастырь выглядел великолепно. Сестринская община насчитывала 400 человек. Это была вторая по численности обитель епархии. Трудолюбивые насельницы работали в лазарете и страноприимном доме. Каждый год, на следующее воскресенье после Пасхи из главного монастырского храма торжественно выносили икону Божией Матери Всех Скорбящих Радость и проводили многолюдный крестный ход по городам и селам губернии.
Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
В 1913 году в монастыре побывала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Возвращаясь в Москву из поездки в Казань, она заехала в Свияжск. Монахини и игуменья встречали высокую гостью со всеми почестями. Великая княгиня помолилась в соборе и побывала в старой походной церкви, которая принадлежала русскому царю Иоанну IV Грозному.
После революции всё поменялось. В 1919 году старинный монастырь был закрыт. Всех монашек разогнали, а монастырские земли и здания отдали только что созданному совхозу. Чуть позже церкви и постройки перешли на баланс Свияжского музея-заповедника. За несколько десятков лет многое было разрушено, в том числе не осталось следа от захоронений на монастырском некрополе.
Вид на купола собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Краткая история Свияжска
Свияжск — обладатель богатейшей истории, связанной с присоединением Казани к Российскому государству. Городок задумали в качестве крепостного сооружения, которое должно было помочь Ивану IV Грозному завоевать Казанское ханство. В 1550 году царь увидел прекрасное место — гору Круглую, на которой и было решено организовать постройки.
Свияжск был задуман как город-крепость
Инженер Иван Григорьевич Выродков сконструировал крепость, которую сложили под Угличем, пронумеровали все составляющие и разобрали, чтобы отправить по волнам реки Волги к Круглой горе. Свияжск возвели в 1552 году всего лишь за месяц, но при этом он обладал всей необходимой инфраструктурой. Уже через год после окончания его строительства нынешняя столица Татарстана была завоёвана.
Так Свияжск стал крупнейшей торгово-административной точкой — сюда стали приезжать иностранные купцы. Одновременно с этим в поселении возводились монастырские и церковные постройки, из-за чего город со временем перевоплотился в монастырский. Жизнь здесь успокоилась, став тихой и благодатной. Через некоторое время поселение приобрело статус уездного города, а в 1781 году обзавелось собственным гербом.
На гербе Свияжска изображён город, плывущий на корабле, под которым плещутся рыбы
Революционное время плохо отразилось на архитектуре Свияжска: церкви были разрушены и разграблены, большинство из них переделаны под тюремные камеры и исправительные колонии. Затем остров и вовсе стал частью лагерей ГУЛАГа.
В 1957 году произошёл запуск Куйбышевской ГРЭС, из-за чего часть Свияжска попала под затопление. Дорога, которая соединяла городок с большой землёй, покрылась водой — поселение оказалось на настоящем острове, а численность жителей резко сократилась почти в десять раз. 2008 год ознаменовался для Свияжска открытием новой дамбы с автомобильной дорогой, которая заново соединила городок с сушей. На сегодняшний день Свияжск является памятником всемирного наследия по решению ЮНЕСКО. Здесь реставрируют и восстанавливают архитектурные объекты и религиозные сооружения.
Заключение
Успенский монастырь в Свияжске — это одно из мест, ради которого люди вообще сюда едут. Мы были настроены довольно скептически, ведь мы уже посмотрели не один десяток монастырей по всей России, и казалось бы, нас сложно чем-то удивить. Но Свияжску это удалось — храмы XVI века и необыкновенная благодать (как бы пафосно это сейчас не звучало) придают этому месту какую-то особую атмосферу.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Несмотря на то, что Свияжск довольно раскрученное туристическое место, в Успенском монастыре не создается ощущения, что ты в музее, как например в знаменитой Троице-Сергиевой лавре в Подмосковье. Но Успенский монастырь далеко не единственная достопримечательность острова-града Свияжска, но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз.