Псково-печерский монастырь: открытая крепость
Содержание:
- Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
- Церковь Николы Вратаря
- Игумены, настоятели, наместники
- Как добраться в Свято-Успенскийй Псково-Печерский монастырь
- Пещеры Псково-Печерского монастыря
- Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
- Иконы
- Великие святые Псково-Печерской обители
- Старчество
- Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
- Как доехать в Псково-Печерский монастырь
- Расписание богослужений
- Храмы
- Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов
- Псково-Печерский монастырь — памятники
- Пещеры Псково-Печерского монастыря
Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.
Башня Верхних решеток
Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями
В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.
Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.
Собор Михаила Архангела
Церковь Николы Вратаря
Самым древним строением обители, и даже России, является Успенская церковь. Ее основал преподобный Иоанн, после пострига получивший имя Иона. Монах пришел сюда со своей супругой и вырыл в песчаной горе пещеру, где они вдвоем и поселились.
Мария (супруга), была верной помощницей в становлении церкви. В 1473 году святыня была освещена во время праздника Успения.
Входы у них располагаются с разных сторон. Чтобы попасть в верхнюю церковь, необходимо вначале спуститься в пещеры, а там через большое крыло, можно будет попасть внутрь храма.
Храм хранит святыни:
- икону успения Божьей Матери;
- списки, написанные с 16 по 19 века с иконы Умиления Божьей Матери;
- мощи принадлежащие преподобному Корнилию;
- икону святителю Николаю.
Проект церкви принадлежит преподобному Корнилию. Постройка датируется примерно 1565 годом. Именно тогда и возводились оборонительные стены. Освещение церкви проводилось в честь Николая Чудотворца, а так как она являлась надвратной, то в народе она получила такое название. Внутри, почти во всю высоту находится резная икона Николы Вратаря: в правой руке его меч, а в левой – храм с тремя куполами.
Церковь и звонница соединены с одной из оборонительных стен. Если посмотреть на храм с уличной стороны, то он похож на башню с бойницами.
Изначально здесь были расположены службы монастыря:
- хлебня (где пекли хлеб);
- мукосейня (по названию понятно, что здесь просеивали муку);
- казна (впоследствии была перенесена в отдельное здание);
- погреб «капустной» (здесь монахи хранили капустные припасы свежей капусты, квашенной и кислой)
Теперь их место заняли изба-читальня и овощехранилище. В церкви имеются списки с иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». А также святые мощи принадлежащие преподобному Симеону.
Игумены, настоятели, наместники
Игумены
- Прп. Иона
- Селиван, иером.
- Иона
- Сергий
- Симон
- Дорофей
- Герасим
- Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
- Савва (1570)
- Сильвестр (1572 — ?)
- Трифон
- Тихон
- Никон I
- Мелетий
- Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты
- Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
- Антоний I (1617 — 1621)
- Иоасаф I (3 февраля 1621 — 1627)
- Иов (1627 — 1634)
- Порфирий (1634 — 1639)
- Рафаил (1639 — 1643)
- Макарий (июль 1643 — 4 ноября 1649)
- Митрофан (1650 — 1656)
- Зосима (1656 — 1663)
- Герасим (1663 — 1669)
- Паисий (1669 — 1682)
- Иоасаф II (1682 — 1686)
- Паисий II (1686 — 1699)
- Корнилий II (1699)
- Аарон (1706 — ?)
- Феодосий (1711 — 1724)
- Маркелл (1724 — 1726)
- Филарет (1726 — 1729)
- Вениамин (Сахновский) (1730 — 1731)
- Кирилл (1731 — 1732)
- Игнатий (1732 — 1745)
- Геннадий (Андреевский) (1746 — 1753)
- Иосиф (1753 — 1785)
- Варлаам (1785 — 1792)
- Петр (1792 — 1800)
- Венедикт (1800 — 1835)
- Антоний II (1835 — 1844)
- Антоний (Шокотов) III (24 января 1845 — 1850)
- Никон II (1850 — 1856)
- Аполлос (Беляев) (26 октября 1856 — 1864)
- Феогност, еп. (1864 — 1868)
- Павел, еп. (1868 — 1882)
- Нафанаил, еп. (1882 — 1885)
- Павел (1885 — 1890)
- Иннокентий (1890 — 1894)
- Мефодий (Холмский) (1894 — 1906)
- Никодим (Воскресенский) (26 апреля 1906 — 26 августа 1914)
- Августин (Синайский) (1914 — 1917)
- Сщмч. Александр (Петровский) (1917 — 1918)
- Аркадий (Чанк) (1918 — 20 февраля 1920)
- Иоанн (Булин) (октябрь 1920 — 1932)
- Николай (Лейсман) (1932 — 1940)
- Парфений (Шатинин) (1940 — 1941)
- Павел (Горшков) (декабрь 1941 — 1944)
- Агафон (Бубиц) (1944 — 1946)
- Никон (Мико) (1946)
- Нектарий (Григорьев) (1946 — 1947)
- Владимир (Кобец) (1947 — 30 декабря 1949) еп. Порховский, Изборский
- Пимен (Извеков) (кон. 1949 — кон. 1953)
- Сергий (Гаврилов) (1954 — 1956)
- Августин (Судоплатов) (13 июля 1956 — 1 октября 1959)
- Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
- Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975 — 1988)
- Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
- Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
- Тихон (Секретарёв) (17 августа 1995 — ?) и/о
Тихон (Секретарёв) (? — 22 мая 2018)
Филарет (Кольцов) (с 22 мая 2018) старший
Как добраться в Свято-Успенскийй Псково-Печерский монастырь
В мужской Печерский монастырь в городе Печоры можно добрать от г.Пскова: по трассе Е-77 (А-212) двигаться в направлении Эстонии 32 км, за Изборском по указателю повернуть на право и ехать еще 23 км до г.Печоры, где продолжать движение по главной улице до тех пор, пока не увидите золотые купола храмов.
Адрес: 181500 Псковская область, г. Печоры, ул. Международная д.5.
Координаты GPS: 57.80988, 27.61456.
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на карте Псковской области:
Посещение Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря можно совместить с посещением Изборской крепости и городом Островом.
Осматривали Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Марина и Константин Саморосенко
Полезные статьи:
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.
Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.
Святые врата, Сергей Василец
Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию
Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость
В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.
Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца
От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, — икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.
Иконы
Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.
Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.
Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.
Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.
Михайловский собор, Алексей Бучанов
Великие святые Псково-Печерской обители
Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:
- Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
- Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
- Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
- Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);
- преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, храмов, по преданию, погиб от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году;
- Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия. Ученый-монах, собиратель рукописной и печатной свято отеческой библиотеки. Погиб мученической смертью одновременно со своим наставником;
- Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители. Оба были строителями Успенского собора. Умерла 1473 г.;
- Иона, иеромонах, преподобный, монашество принял после смерти своей супруги преп. Вассы. Был первым строителем обители, в которой подвизался до самой смерти (1480 г.);
- Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Подвизался на этом месте задолго до появления монастыря. Жил и умер в 15 веке.
Важно! Патриархом Пименом, незадолго до его кончины, установлен единый день почитания всех Псково-Печерских святых. Праздник сей проходит в церкви в 4-ую неделю по Пятидесятнице
Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.
Старчество
Монастырь во все времена привлекал паломников: кто-то ехал к святыне, кто-то за советом. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I, чтобы встретиться со старцем Лазарем Прозорливым. Старец на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, другу Иисуса Христа, восстал из гроба и прожил еще 16 лет. В беседе старец сказал государю: «Делание правды – светило для царя перед Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных».
Среди особо почитаемых старцев обители – преподобный Симеон (1869-1960), проживший в обители 67 лет. Старец обладал даром прозорливости и исцеления. В 1967 году насельником монастыря стал Иоанн Крестьянкин. Последние годы жизни старец тяжело болел, но люди со всей страны и из-за границы приезжали к нему за утешением и советом.
Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.
Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.
Успенский пещерный храм
Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.
Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.
Как доехать в Псково-Печерский монастырь
Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.
Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму — всегда дорога к Богу.
Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже
О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно — украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.
Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!
Расписание богослужений
Понедельник и пятница
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Вторник
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Среда
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Четверг
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Суббота
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
- молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
- всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).
Воскресенье
- исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Храмы
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.
На территории монастыря находятся следующие церкви:
- Успенский пещерный храм
- Сретенский храм
- Покровский храм
- Михайловский собор
- Лазаревский храм
- Никольский храм
- Благовещенский храм
- Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.
Схема обители
История
Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».
В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.
В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.
Звонница Никольского храма, Алексей Бучанов
Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов
В честь святых Псково-Печерской Успенской обители совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.
В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:
Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).
Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.
Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.
Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.
Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.
Иеросхимонах Симеон (Желнин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.
Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:
Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.
В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.
Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его
Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу
Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».
Псково-Печерский монастырь — памятники
Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:
- Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
- Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
- К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
- Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
- Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
- Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:
- Тайловская
- Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
- Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
- Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы — это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
- Благовещенская
- Башня Нижних решеток
- Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
- Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
- Тюремная башня.
На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Полное название монастыря — Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».
Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество — гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.
Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.
Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам: — Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых. — Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян — благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова — удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.
Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.