Иоанн крестьянкин: биография, деятельность, книги

На карандаше у советской власти

Начал он как бухгалтер, став в 1944 псаломщиком, а 1945 был рукоположен в диаконы митрополитом Николаем (Ярушевичем) в Москве. Персона этого владыки Николая также интересна. Если Николай (Никольский) был все же радикально против примирения с советской властью, то Николай (Ярушевич), напротив, придерживался курса Сергия (Старгородского), и, более того, участвовал в переговорах со Сталиным в 1943 году о восстановлении патриаршества, возвращении священников и епископов из мест заключения. Эти переговоры в историю Церкви вошли, как «конкордат».

Однако сам отец Иоанн (Крестьянкин) был у советской власти «на карандаше». Что удивительно, попал под каток репрессий он только в пятидесятом году, то есть, на закате Сталина, и вышел из лагерей в 1955, то есть во времена атеистической кампании Хрущева.

Кстати, и время его заключения, и дальнейшая биография обрастала в том числе и политическими слухами. По одной версии, отец Иоанн был антисталинистом и вообще высказывался в 1953 году в том смысле, что «смерть Сталина – это праздник для русского народа».

По словам других «очевидцев», он уже значительно позже, говорил о том, что «не нужно осуждать Сталина, Сталин предстанет перед судом Божиим». Впрочем, и те, и другие свидетельства не подтверждены практически ничем, кроме «личных воспоминаний о беседах со старцем».

Что доподлинно известно, так это высказывание отца Иоанна по поводу кампании по закрытию храмов и борьбе с религией со стороны Хрущева: «не лишим себя храма, когда можем, но и с собою носить его поучимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом — в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим».

Первый наставник

Первый представления о жизни и православии Иоанн Крестьянкин получил от Серафима. Будущий епископ родился в Москве, окончил духовную семинарию и в 1904 году, в возрасте 24 лет, постригся в монахи. Сначала служил в Свято-Онуфриевском Яблочинском монастыре, сегодня расположенном на территории Польши.

В год начала Первой мировой войны стал ректором Холмской духовной семинарии. Был известным в России священником. В годы правления советской власти арестован за участие в контрреволюционной деятельности. Отправлен в ссылку в Казахстан, в Караганду. Затем его дело возвратили на доследование в Смоленск. Приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в декабре 1937 года.

В 2001 году архиепископ Серафим причислен к лику святых.

Таинство исповеди. О тайных недугах души

Архимандрит Лазарь (Абашидзе) — священнослужитель Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви, известный современный духовный писатель, иконописец, проповедник, миссионер.

Родился в 1959 году в Абхазии, получил светскую специальность, в 80-х годах прошлого века вступил на монашеский путь. Участвовал в возрождении древнего монастыря Бетания близ Тбилиси, был его настоятелем и летописцем до 1997 года. Именно в его стенах были написаны первые статьи и книги, оттуда же прозвучал призыв архим. Лазаря вернуться к истокам грузинского церковного искусства. В 1990 году он занимался росписью часовни св. благоверной царицы Тамары, своим наставником его считает известный современный иконограф Лаша Кинцурашвили.

Восстанавливая молитвенное делание монастыря, архим. Лазарь с братией пешком обошел все обители Святой Горы Афон в поисках духовного наставления.

В 1997 году был среди тех, кто призвал Патриарха Илию II к выходу из Всемирного Совета Церквей, указывая на экуменический характер этой организации и профанацию идеи вести проповедь православия в ее рамках. В том же году Грузия прекратила свое участие в ВСЦ.

В 2021 году, вместе с братией Табарукского Воскресенского монастыря, архим. Лазарь обратился к Патриарху Илие II с предостережением в отношении Всеправославного Собора на Крите, где предлагалось, в числе прочих вопросов, обсудить экуменическое объединение с католицизмом и протестантизмом. Как известно, Грузинская Православная Церковь отказалась от участия в этом Соборе.

В том же году архим. Лазарь обратился с посланием к православным Грузии, указывая на угрозы, которые содержит в себе курс на построение «нового общества»: смешение вер, безнравственность, индифферентность к прошлому, а значит — и к будущему своей страны.

По последним сведениям, архим. Лазарь (Абашидзе) является насельником скита в горах Кавказа.

Среди книг выдающегося пастыря, изданных по благословению Патриарха Алексия II, следует особо выделить «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души». Выдержанная в святоотеческом духе, книга отвечает духовным запросам православного человека, живущего в современном обществе. Начиная с вопроса — как научиться покаянию, готовиться к исповеди, архим. Лазарь переходит к разоблачению оккультных учений и модных теорий века сего, касается темы зависимостей, в том числе, алкогольной, предостерегает от нецерковности и неверия в существование мытарств, учит — как настроиться на духовную жизнь новоначальному.

Многократно переиздавались и келейные записки архим. Лазаря «Мучение любви», в которой автор предостерегает христиан от теплохладности, делает попытку анализа монашеской жизни в современном мире, дает ценные и простые советы от собственного живого подвижнического опыта.

Архим. Лазарь обращается также и к «Душе, отягощенной духом уныния», страницы его книги напоминают о смысле человеческой жизни и необходимости стремления к Богообщению. В сборник «О пороках современного общества» вошли злободневные статьи архим. Лазаря (Абашидзе) «О блуде» и «О телевизоре» архим. Рафаила (Карелина). А в своем труде «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещенных младенцев» архим. Лазарь вновь напоминает современному человеку о том, что путь к Истине содержится только в Православной Церкви и лежит только через принятие крещения в ней.

Книги (8)

Ангел молитвыРаздел: Молитва

Читатели познакомятся с отцом Иоанном, которого называют «старцем всея Руси» за его удивительнейшую доброту и любовь, исходящую от него.

Вы проникнитесь мудростью проповедей и наставлений батюшки, собранных в этой книге.

Далее »

Божий инокРаздел: Православная книга

Книга «Божий инок» — это приношение Псково-Печерского монастыря к 100-летнему юбилею со дня рождения дорогого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина; 1910-2006).

Жизнь отца Иоанна, всецело преданного Божественному Промыслу, являет современному монашеству яркий пример пути ко спасению. В основу повествования легли воспоминания насельников монастыря, духовных чад и лиц, близко знавших старца.

В книге использованы письма и материалы из личного архива отца Иоанна.

Далее »

Главное — быть с Богом!Раздел: Православная книга

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково­Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви. Труды архимандрита Иоанна, из которых взяты высказывания для данной книги, содействуют духовному возрождению общества и рассматриваются членами Церкви как практические пособия в деле христианского спасения.

В книге также приводятся акафист Пресвятой Богородице и православные молитвы.

Далее »

Настольная книга для монашествующих и мирянРаздел: Православная книга

Книга эта составлена архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и названа им настольной.

Она предназначена для помощи тем, кто стремится к «почести вышняго звания», к обретению верного и прямого пути ко спасению, дабы шествуя оным, благочестиво пожив на земле, наследовать и Царство Небесное.

Далее »

Опыт построения исповедиРаздел: Православная книга

Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского.

Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания. Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию.

Далее »

ПисьмаРаздел: Православная книга

Вашему вниманию предлагаются «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».

Далее »

ПроповедиРаздел: Православная книга

От Пасхи до ВознесенияРождество Господa нашего Иисуса ХристаДвунадесятые праздникиВеликий пост и приготовление к немуПраздники в честь Божией МатериРазное

Далее »

Размышления о бессмертной душеРаздел: Православная книга

«В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества — совесть и ничем неудовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении.

Душа — низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетавания с нею духа…» Святитель Феофан Затворник.

В книгу вошли статьи и беседы прот. Григория Дьяченко, свт. Феофана Затворника, преп. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского, митрополита Николая (Ярушевича), архимандрита Иоанна Крестьянкина и др.

Далее »

Детство

Иоанн Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года еще в Российской империи, в городе Орле. Его родители – Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна – была мещанами. В их семье было 8 детей, Иван оказался самым младшим.

Еще маленьким мальчиком начал прислуживать у местного архиепископа Серафима (в миру Михаила Митрофановича Остроумова).

Уже 6-летний Иоанн Крестьянкин был у Серафима пономарем, чуть позже иподиаконом – младшим церковным служащим. В 12 лет впервые выказал намерение в будущем стать монахом. Сам Крестьянкин рассказывает об этом эпизоде так.

К богомольцам прибыл епископ Николай из Владимирской епархии. Когда уже прощался, Иоанн, так же как и остальные, пожелал получить напутствие в жизнь

И легонько прикоснулся к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыка заметил его и спросил, чего он хочет

Юный Иван ответил, что желал бы стать монахом. Священник положил ему руку на голову и, казалось, крепко задумался. Только затем напутствовал, порекомендовав окончить школу, устроиться на работу и только потом принимать сан и начинать служить. Так он придет к монашеству.

Позднее этот эпизод из жизни старца подтверждал и архиерей Серафим.

Иоанн Крестьянкин как автор книги

Архимандрит Иоанн на протяжении почти сорока лет являлся духовником Псково-Печерского монастыря. Его жизнь не была спокойной. Что такое гонение за веру, он испытал на себе. Но всегда батюшка оставался добр к людям и за все благодарил Бога.

Биография

Родился будущий церковный служитель 11 апреля 1910 года в городе Орле. Его родители, Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна, относились к мещанскому сословию. Мальчик был назван в честь святого Иоанна пустынника, празднование которого происходило в тот день. Всего в семье родилось восемь детей. Иван был самым младшим ребенком.

Уже в детстве мальчик прислуживал в церкви. Иван был пономарем у архиепископа Серафима, позже причисленного к лику святых. Окончив среднюю школу, он поступает на бухгалтерские курсы. Потом начинает работать по приобретенной специальности в Орле.

Но частая работа в выходные и по вечерам не дает ему участвовать в богослужениях. Он увольняется и переезжает в Москву, где устраивается бухгалтером. Новый график работы теперь не препятствовал посещению церкви.

Церковная служба

14 января 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем) Иван Михайлович был рукоположен в сан диакона.

25 октября того же года патриарх Алексий I рукоположил его в сан священника. Это произошло в храме Рождества Христова в Измайлове. Там же он и служил до апреля 1950 года. К тому времени он закончил 4 курса Московской Духовной Академии. О. Иоанном была написана кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, которую он не успел защитить.

Ночью 29 апреля 1950 года священника арестовали. Причиной стала его пастырская деятельность, нежелание сотрудничать с властью. Приговор был суровым — 7 лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую агитацию». По признанию священника, именно там он был ближе всего к Богу.

Из заключения он выходит раньше и в 1955 году начинает служить сначала в Псковской, затем — в Рязанской епархии (1957).

В 1966 году батюшка принимает монашество в абхазском городе Сухуми. В 1967 году становится насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году возводится в сан игумена, через три года — в сан архимандрита.

5 февраля 2006 года о. Иоанн предстал перед Господом.

Награды архимандрита

В 2005 году отцу Иоанну исполнилось 95 лет. К юбилею ему был вручен церковный орден преподобного Серафима Саровского, о котором он когда-то писал кандидатскую диссертацию в духовной семинарии.

К тому времени архимандрит был отмечен уже несколькими значимыми наградами православной церкви. В 1978 году получил Орден святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени, а в 1980 году – Орден преподобного Сергия Радонежского, тоже третьей степени.

Уже после распада Советского Союза, в 2000 году, был награжден Орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

Тогда же, в 2000 году, на встречу с архимандритом ездил Владимир Путин, несколько месяцев назад возглавивший страну. Это говорит об уважении и значении, которое придавали старцу даже первые лица государства. В память о той встрече остались фотографии.

Преследование

Видный священник, который горячо служил Господу и отказывался идти на компромисс с властью долго был под наблюдением у НКВД. И в 1950 году был арестован, проведя под следствием на Лубянке и в Лефортово 4 месяца. Как и всех христиан священника Иоанна пытались заставить сотрудничать многочисленными доносами, клеветой и ложными обвинениями.

Однако будущий старец кротко, но твердо стоял на своем, любя относясь к своим мучителям. Тем не менее, 8 октября над ним состоялся суд, который приговорил диакона к 7 годам лишения свободы в лагере строго режима по статье 58-10 УК СССР. После суда священника отправили в Архангельскую область, на разъезд Черная Речка, где шел лесоповал.

Интересно! Сокамерники запомнили священника стремительным, аккуратным и любящим. К нему приходили за помощью и молитвой все, и сокамерники, и другие арестанты. Несмотря на мучения в лагере, глаза Ивана, как вспоминает сокамерник Владимир Сабо, всегда излучали тепло и любовь, оставаясь сверкающими.

Несмотря на уважение арестантов, священника заставляли тяжело работать на лесоповале, где здоровье сильно пострадало. Весной 1953 года он был переведен в инвалидное подразделение, где работал бухгалтером. Зимой 1955 года он был условно освобожден за хорошее поведение.

Служение в епархиях

Несмотря на досрочное освобождение, возвращаться в Москву Иоанну Крестьянкину не разрешили. Он отправился в Псковскую епархию и стал служить в Троицком поместном соборе. В 1950-е года церковь особенно страдала от притеснений, поэтому контроль за всеми священнослужителями был невероятно жесткий.

Из-за своей активной деятельности священник быстро попал в поле зрения служб и был вынужден покинуть в 1957 году Псков немедленно, опасаясь повторного заключения. Свое служение Иоанн продолжил в сельском приходе в Рязанской области.


Отец Иоанн Крестьянкин в монастырской обители

В Троицком храме в селе Троица-Пеленица, а после в селе Летово он служил вторым священником и стремился помогать людям, которые нуждались не только в еде, но и в духовной пище среди разгула атеизма. В июне 1962 года Иоанна перевели на службу в село Борец, а после в Некрасовку, где прослужил около 4 лет.

Быстрая смена мест деятельности была связана с тем, что деятельного священника не желали видеть в своем округе власти. Ведь Иоанн Крестьянкин не только прекрасно проповедовал и заставлял людей обращаться от атеизма к Господу, он, благодаря своему образованию бухгалтера, быстро приводил церковные дела в порядок и начинал заниматься хозяйственным обустройством и восстановлением храмов.

Последний приход был в городе Касимов, где в Никольском храме он прослужил всего 2 месяца — опасаясь преследования и исполняя свою детскую мечту он принял монашеский постриг под руководством и по благословению Глинского старца Серафима.

Вопросы ИНН

Стоит отметить только, что даже в советские годы множество партийных функционеров приезжали в Лавру, официально «познакомиться с традиционной русской культурой». Но и этот период в истории нашей страны миновал.

Наступила «перестройка», а потом и девяностые, которые на жизни всей страны отразились крайне тяжело. И здесь наступили и волнения в Церкви, в частности, по вопросу об ИНН. При этом волнения эти действительно могли грозить расколом.

Отец Иоанн, будучи действительно общепризнанным авторитетом в церковной среде высказался вполне определенно: «Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять своё христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников… для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошёл в мир с переписью населения».

Это сейчас сторонники позиции отказа от ИНН, потому что «там печать зверя», кажутся маргинальными и малочисленными группами, но в девяностых и в начале нулевых это течение было крайне популярным и многочисленным.

И одним из врачевателей этих волнений выступил именно архимандрит Иоанн (Крестьянкин). За что, кстати, если покопаться в Сети, до сих пор разного рода «ультра-крипто-истинно-православные» шлют отцу Иоанну свои проклятия, или же просто говорят о том, что эти высказывания про ИНН были сфабрикованы.

«Напиши, что помнишь»

Кстати, вот что интересно: слухи вокруг отца Иоанна ходили, да и сейчас ходят самые противоречивые. И он это предвидел на закате своей земной жизни, а потому, попросил тогда архимандрита, а ныне епископа Тихона (Шевкунова) написать о нём воспоминания: «вот, скоро я умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне. А то потом вы всё равно будете писать и такого можете надумать, что будет как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен».

В годы приходского служения отца Иоанна часто переводили с прихода на приход, пока в конце концов, в Московской патриархии в 1967 году его не определили в Псково-Печорскую Лавру.

И уже через год после того, как он стал насельником этого монастыря, к нему поехали за духовным советом. Это было временем Брежнева, но совсем еще не «застоем», когда атеистическая политика советского государства стала абсолютно инертной. Однако и сама Псково-Печорская обитель была местом удивительным с удивительной судьбой вообще и в советское время в особенности.

В монастыре отец Иоанн принимал людей более 30 лет, давал советы

В монастыре жизнь стала спокойнее. Монах не столь беспокоил власть, как священник. В 1970 году — он игумен, в 1973 — архимандрит.

Но всё же отец Иоанн не был бы собой, если бы позабыл о недавнем шумном прошлом. Ему нравилось проповедовать и давать наставления. А потому он взял на себя обязанность общаться с людьми, которые искали советов, благословений или просили о молитвах.

Отец Иоанн имел большую библиотеку и подарил её монастырю.

Отец Иоанн всегда легко располагал к себе людей, так что верующие быстро к нему потянулись. Поток желающих пообщаться не иссякал со времени после Божественной литургии и допоздна, иногда за полночь. Монах делал лишь перерыв на трапезу и снова приступал к обязанностям.

Верующие сразу дали понять, что для них он не просто монах, а старец с даром прозорливости. Хотя сам он с такой оценкой не соглашался.

Ему привозили книги со всей страны — кто житие, кто духовную литературу. Со временем накопилась большая библиотека. Её батюшка подарил монастырю.

Широкое распространение получило его высказывание на счёт опасений в связи с присвоением людям номеров при принятии ИНН в 2001 году:

Отец Иоанн
священник

С детства Ваня тянулся к Богу и помогал в церкви

Маленький Иван оказался болезненным ребёнком, что не могло не огорчать мать. Здоровье в то время — это возможность себя прокормить, а вот постоянные недуги — тревожный звонок, даже страшный. Елизавета Илларионовна так боялась за сына, что дала обед: если всё с ребёнком будет хорошо, она посвятит его Господу. Так и получилось.

Ваня чувствовал себя своим в церкви. Она казалась ему чем-то привычным, ведь посещать храм он стал в раннем возрасте. Причём что-то в мальчике виделось особое, нечто такое, что заметил архиерей. Впрочем, не заметить юного верующего — задача трудная. Ведь он носился за каретой архиерея, когда тот ездил в церковь!

Отец Иоанн (Крестьянкин)

Однажды священник не выдержал и остановился. Он подозвал маленького Ваню и спросил, хочет ли тот стать помощником при алтаре. Такое предложение очень воодушевило ребёнка. Он и помыслить не мог о подобном! Это был восторг. Мальчик согласился.

Труды и работы

Письма архимандрита Иоанна составляют большую часть всех его письменных работ. Некоторые отдельные послания вошли в книги старца, некоторые были собраны и изданы отдельным сборником. Все труды в целом делятся на два тематических направления:

  1. Нравственно-аскетические, например, книга «Опыт построения исповеди», куда вошли вечерние проповеди архимандрита во время Великого Поста. Этот труд содержит теоретическое изложение правильной исповеди, ведь священник должен подготовить прихожан к этому таинству и проведя через исповедь подвести человека к покаянию перед Господом.
  2. Проповеди и слова — это подборка записанных проповедей старца, в которых он разъяснял суть православия прихожанам и предостерегал их от греха. Эти труды написаны с той же любовью, с которой обычно священник принимал людей, он не стремился их обличить, но хотел с любовью донести о них мысль о покаянии. К ним относятся сборник «Так говорил Иоанн Крестьянкин» и «Проповеди. Размышления».

О самом старце также написано немало книг: «Несвятые святые» митрополита Тихона, «Живое предание. Старец Крестьянкин» жизнеописание Ильюнина.

Архимандрит Крестьянкин широко почитается православными людьми по всему миру. Его именуют проповедником и всероссийским старцем, а духовенство говорит о возможной канонизации священника в будущем. Тем не менее, главной заслугой этого выдающегося мудреца была любовь к Господу и к ближнем своим, которой стоит поучится каждому.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Тюремный срок

Четыре месяца Крестьянкин провел на Лубянке и в Лефортово. В августе был переведен в Бутырскую тюрьму. Содержался в одной камере с уголовниками.

8 октября 1950 году ему был вынесен приговор. Крестьянкин был приговорен к 7 годам лагерей строго режима за антисоветскую агитацию по популярной в то время 58-й статье. Наказание отбывал в Архангельской области, в Каргопольлаге.

Солагерники вспоминали, что тюрьма его не сломила, он всегда передвигался легкой и непринужденной походкой. Всех заключенных стригли наголо, но ему администрация разрешила оставить длинные черные волосы, а также бороду. Его взгляд всегда был устремлен вперед и вверх.

В лагере работал на лесоповале, в 1953 году состояние его здоровья ухудшилось. В результате был переведен на облегченный режим в лагерь в Гавриловой Поляне, под Куйбышевым, где работал бухгалтером.

Гражданская жизнь

Следуя наставлениям и благословениям, Крестьянкин начал учиться. Среднюю школу окончил уже при советской власти, в 1929 году. Пошел в училище на бухгалтера. Затем получил работу по специальности в Орле.

Работа отнимала много времени, часто приходилось засиживаться допоздна или выходить на службы в выходные, чтобы сдать отчеты. Все это сильно отвлекало и мешало посещению церкви. А как только он попытался не согласиться с такими порядками, тут же был уволен.

В 1932 году переезжает из Орла в Москву. Устраивается на ту же должность, бухгалтером, на небольшое предприятие. Здесь работа была намного спокойнее, от регулярного посещения церкви ничего не отвлекало. Помимо служб, постоянно участвовал во встречах, на которых обсуждали актуальные вопросы церковной жизни.

Монах с 12-ти лет

Он родился в 1910 году в Орле, в мещанской семье, и уже с детства был связан с православием: в шесть лет стал иподиаконом, что для такой церковной «должности» крайне ранний возраст. Иподиакон – это церковный служка, который прислуживает на литургии архиерею. И такая служба требует внимательности, усидчивости и ума. Для шести лет — это огромная ответственность.

В 12 лет, по свидетельствам современников, Иван Крестьянкин (имя осталось прежним при постриге, что является редкостью в Русской Церкви), просил благословения на монашество у епископа Николая (Никольского). Это тоже была личность крайне интересная. В годы обновленческого раскола епископ Николай воспротивился этому со всей определенностью, но не признал в итоге и декларацию митрополита Сергия (Старгордского) 1927 года о взаимодействии Церкви и советской власти.

Однако, до событий 1927 года было еще далеко, а тогда владыка Николай благословил Ивана Крестьянкина на монашество, но с оговорками о том, что нужно выучиться, поработать, потом послужить священником, а потом уже и монашество. И, в общем, так у отца Иоанна в итоге и получилось.

Отец Иоанн умер 5 февраля 2006, но в наследие оставил свои духовные книги и письма

Отец Иоанн никогда не отличался хорошим здоровьем, а его деятельность весьма изматывала. Он старался для духовных чад, как мог, но с возрастом уже просто не находил сил, чтобы пообщаться со всеми, кто приезжал или приходил на встречу.

Тогда на помощь пришёл другой способ общаться — письма. На них старец отвечал усердно до своих последних дней. Причём их духовная сила столь велика, что православная Церковь посчитала необходимым издать несколько томов с наставлениями архимандрита Иоанна.

Вот пример одного такого письма:

Отец Иоанн
священник

Архимандрит Иоанн в старости

Более тридцати лет отдал отец Иоанн служению в монастыре и умер в возрасте 95 лет. Произошло это 5 февраля 2006 года. Погребли архимандрита в священных пещерах.

От старца Иоанна остались не только письма и истории, но и книги. Этот монах много полезного поведал о духовной жизни. Его проповеди, высказывания, наставления — это богатейший наследственный дар православному миру.

Приобрести книги Иоанна Крестьянкина можно в

Опыт построения исповеди — духовные размышления Иоанна Крестьянкина

Опыт построения исповеди. Это записи бесед с отцом Иоанном. Здесь нашлось место и обличению, и врачеванию душ, и пасторскому назиданию.

Цитата из книги:

«Неведомому чаду» — книга с письмами Иоанна Крестьянкина

Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова (обретённые в переписке). Выдержки из писем отца Иоанна, которые могут пригодиться любому верующему человеку на духовном пути.

Цитата из книги:

Иван Крестьянкин вырос в многодетной семье с верующей матерью

Иван Михайлович Крестьянкин родился в Орле 11 апреля 1910 года. Сестёр и братьев у него насчитывалось восемь, а сам он был девятым по счёту. Так начинается почти любая биография того времени.

И эта стала бы такой же, но усугубило всё то, что отец, Михаил Дмитриевич, умер рано, так что все заботы о семье упали на мать — Елизавету Илларионовну Крестьянкину.

11 апреля 1910
день рождения Ивана Михайловича Крестьянкина

Она отличалась глубокой и искренней верой, которой делилась с детьми. Именно она и стала тем человеком, который открыл маленькому Ивану путь в духовную жизнь, — рассказал о Боге и Благой Вести.

В Троице-Сергиевой лавре

Когда давление советских властей стало особенно сильным, молодой иерей обращается за помощью к патриарху. Алексий I морально поддержал его и посоветовал обратиться к Служебнику и исполнять все, что там написано, и терпеть трудности окружающего мира. Как впоследствии признавался сам Иоанн, эти напутствия сильно помогли ему.

В 1946 году он переходит в Троице-Сергиеву лавру, расположенную в Подмосковье, в центре Сергиева Посада. Параллельно начинает учиться в Московской духовной семинарии на заочном факультете. Пишет кандидатскую работу о судьбе Серафима Саровского и его значении для религиозной и нравственной жизни того времени. Однако вскоре возвращается в Измайловскую епархию.

Защитить кандидатскую Крестьянкин не успевает: в 1950 году его арестовывают.

Некоторые душеполезные наставления Иоанна Крестьянкина

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?

Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно.

Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.

Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению.

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь — и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства — от Бога, и они даны нам в помощь.

Кампания против ИНН

Иоанн Крестьянкин, книги которого в 2000-х годах уже стали активно издавать, имел значительный общественный вес.

В 2001 году он выступил против кампании по отказу от ИНН. Многие священнослужители тогда утверждали, что людям пытаются присвоить безликий номер вместо христианского имени. Таким образом уничтожают в них духовность.

Крестьянкин утверждал, что в глазах Бога человек не может потерять своего христианского имени. В качестве примера он приводит десятки и сотни священников и простых верующих, которые погибли в сталинских лагерях. Об их имени все забыли, в отчетах и документах они значились только под безликим номером, но Бог их, безусловно, принял. Ведь мирские дела и заботы Его мало волнуют. Причем многие из них стали мучениками, а некоторые даже были причислены к лику святых.

Бога интересует только человеческая душа – утверждал Иоанн Крестьянкин. Исповедь, причастие, молитва – если человек будет соблюдать эти незамысловатые обряды, то Бог о нем ни в коем случае не забудет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector