Религиозная политика нацистской германии накануне второй мировой войны

Содержание:

Дохристианская Германия

Начнем с истоков. Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Музыка в среде американских немцев

Второй такой характерной областью культуры была музыка, точнее, — ее исполнение и преподавание. Крупных композиторов в Америке в ту пору не было, не появились они и в самой музыкальной, немецкой группе. Но среди дирижеров и музыкантов немцы, как и в предшествующий период, продолжали занимать весьма почетное место. Очень значительную роль играли они в преподавании музыки. Выше уже говорилось о множестве учителей музыки среди немцев.

Музыкальное образование было в их среде широко распространено. Разумеется, немецкие учителя и учительницы обучали музыке далеко не только немецких детей. И если в США действительно было необычайно много людей, игравших на фортепиано, как обнаружил в 90-х годах французский путешественник, то это в значительной части заслуга немецкого элемента. Особенно культивировалось в немецкой среде хоровое пение, певческих обществ существовало множество. Как заметил и В. Либкнехт, в Америке немецкое пение было весьма популярно.

Слушание музыки — характерное времяпрепровождение в немецкой среде — иногда прямо сочеталось с другой бытовой чертой, давшей основание самой устойчивой части немецкого стереотипа. И. Дицген по приезде в Америку писал к Ф. Зорге о знакомстве с его сыном: «Мы провели несколько приятных часов по соседству за пивом и концертом». Описывая в другом письме к тому же адресату свою встречу в Чикаго с двумя другими немецкими иммигрантами, Дицген добавил: «Поэтому мне пришлось выпить много пива и вина». В защиту этой весьма распространенной бытовой привычки американские немцы и некоторые другие иммигрантские группы десятилетиями вели войну против трезвеннических запретов. Борьба эта с особой яростью шла в середине века, но продолжалась и в его конце. В фабричном Лоуренсе, например, в 80—90-х годах немцы решительнее всех выступали против этих запретов, а в нужный момент были поддержаны всеми многочисленными иммигрантскими группами юрода. Запрет спиртных напитков осуждался (это прочно вошло в традицию) как нарушение личных прав граждан. Характерно, что так же реагировало немецкое население Лоуренса на введение в 90-х годах обязательного оспопрививания: эта мера была воспринята как посягательство на личную свободу и, кроме того, как способ обогащения врачей и аптекарей.

Вопрос об алкогольных напитках был связан с борьбой за свободу воскресных развлечений, противных духу пуританского воскресенья. К концу века иммигрантам (и-прежде всего немцам) удалось добиться в этой борьбе немалых успехов. Веселое европейское воскресенье уже глубоко проникло в американский быт. Что же касается концентраций немецкого населения, то попав в Милуоки, например, В. Либкнехт удовлетворенно писал: «Даже воскресенье здесь — немецкое воскресенье. Театры и развлекательные заведения открыты», — и хвалил население Милуоки за столь редкую в Америке общительность.

Еврейская община в Хорватии относительно малочисленна

Данные археологических раскопок говорят о том, что евреи жили на территории современной Хорватии уже во 2 – 3 веках. В 14 – 15 вв., когда основная часть страны находилась под властью венгерских королей, в Загребе, жили еврейские семьи, однако уже в 1456 г. последовало их изгнание.

В 1526 г., когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено приезжать в Хорватию.

Загребская Синагога. Фотография 1906 года.  Снесена в 1942 году в рамках гонений на евреев, организованных властями Хорватии, поддерживающих фашистскую Германию

В 1782 — 89 гг. император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения. В результате последователям иудаизма было разрешено находиться в Хорватии.

Постановление об окончательной эмансипации хорватского еврейства собор принял лишь в октябре 1873 года. Хорватские националисты-усташи во время Второй мировой войны активно поддерживали гитлеровскую политику.

1500
столько евреев жили в стране на 1991 год

Их вождь А. Павелич осуществлял геноцид еврейского населения. Возрождение еврейской общины в Хорватии началось с обретением Республикой независимости в 1990-х годах. На 1991 год в стране проживало примерно 1500 евреев. В наше время из-за иммиграции в Израиль и гражданской войны в бывшей Югославии их число значительно уменьшилось.

Несмотря на то, что в стране объявлена свобода веры, в Германии введен церковный налог

Понять, какая религия у германцев главная, достаточно легко. Дело в том, что по данным на 2021 год года доля христиан в Германии составляла 58 — 59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий — католиков и протестантов.

58 — 59%

столько в Германии христиан по данным на 2021 год

Количество тех и других примерно одинаково (разница составляет менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно — если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам. Это что объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии (существование ГДР).

Страны Европы с преобладающим германским населением. Цветами выделены различные языки германской ветви; западногерманские и северогерманские разделены красным. Большинство современных германцев проживает в ФРГ. Фото: upload.wikimedia.org

Православные в Германии составляют 1,9-2,7% населения. Остальные христиане протестанты: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. — в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии.

Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др. 35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо религиозной общине.

2 — 3%

составляет церковный налог от дохода жителей Германии

В Германии религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. Таким образом, можно достаточно достоверно ответить на вопрос: какая вера у германцев.

При этом на основании собранных таким способом сведений, Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Далеко не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

«Действительно хорошо, когда ты своим выбором можешь влиять на политику»

Валентин (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.) в 2005 году уехал из Беларуси.

— Я не видел возможностей для развития. Чувствовал себя зажатым, мне было тесно, — Валентин объясняет, почему 16 лет назад он уехал из страны. — Хотелось свободы.

Сейчас у него два паспорта — белорусский и немецкий. Это его вторые выборы в Бундестаг. Чтобы отдать свой голос, ему пришлось больше часа провести в очереди. В этот раз он особо не вникал в предвыборные программы кандидатов. Тем не менее, во время двухдневного экспресс-ликбеза решил: будет голосовать за социал-демократов.

— Проголосую за Шольца, потому что он вызывает больше доверия по сравнению с другими кандидатами. Он нормально себя проявил в разрешении кризисных ситуаций, занимался восстановлением экономики в период пандемии.

— Каково это — понимать, что у тебя есть выбор? Что ты реально можешь выбирать?

— Действительно хорошо, когда ты своим выбором можешь влиять на политику. В целом, для меня это значит принимать ответственность за свои решения, предвидеть и риски, и преимущества. Делать это самостоятельно, а не надеяться на кого-то.

Поскольку Валентин сохранил белорусское гражданство, в 2020-м он голосовал на президентских выборах. Тогда, рассказывает собеседник, Тихановская набрала в Берлине 75 процентов голосов.

— Мы были удивлены, что посольство нормально посчитало голоса. В тот период было ощущение, что белорусская безысходность может во что-то трансформироваться. В августе я активно отслеживал по интернету, что происходило в Беларуси, и мне стало очевидно, что люди поменялись, консолидировались. Они осознали, что представляют собой силу. Чувствовалось, что больше нет зажатости и страха, на чем этот режим и держится. 2020-й изменил и мою личную степень вовлеченности в белорусскую повестку. Да и вообще абсолютно поменял мою жизнь. Хотя, конечно, в данный момент не хочется возвращаться в ту Беларусь, которая есть сейчас, даже ментально.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Вильгельм Фуртвенглер

Говоря о культурной жизни Третьего рейха, можно с уверенностью утверждать, что во всех её сферах и проявлениях господствовала идеология, жесточайшая цензура, критика любых авторов, неугодных правительству, и прочие «прелести» тоталитарного режима. Поэтому не слишком удивительным кажется протест выдающегося дирижёра Вильгельма Фуртвенглера против нацизма и его политики.

Вильгельм Фуртвенглер

Один из самых известных и талантливых культурных деятелей Германии того периода, Вильгельм Фуртвенглер с самого начала относился к гитлеровцам крайне негативно. Он был противником идеологии национализма и тотальной войны, не видел смысла в притеснении талантливых еврейских актёров и музыкантов. Как только НСДАП, придя к власти, стала насаждать свои порядки, Вильгельм написал открытое письмо Геббельсу, в котором высказывал своё возмущение действиями нацистов. Он утверждал, что «квоты не могут быть представлены в музыке, как это делается с хлебом или картофелем». В 1936 году Фуртвенглер был близок к эмиграции, ведь ему была предложена престижная работа главным дирижёром в Нью-Йоркской филармонии. Но по до сих пор не выясненным причинам дирижёр остался в Берлине, вроде как приняв идеологию Гитлера. На самом же деле не дирижёр принял нацизм, а нацисты приняли дирижёра. Он был одним из людей, необходимых Рейху для продвижения своей культуры. И Вильгельм продолжал дирижировать, потому что не мог оставить искусство. Но ни антисемитизма, ни милитаризма он никогда так и не признал.

После падения гитлеровской Германии Фуртвенглер прошёл быструю и лёгкую денацификацию. Он прожил ещё 9 лет, скончавшись в 1954 году, и до самой смерти не бросал музыку. Этот дирижёр может послужить примером деятеля чистого искусства, которое всегда находилось вне политики.

Религии Зарубежной Европы, религиозный состав населения

Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.

История распространения христианства в Европе

Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.

В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики: Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные: Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Религии Западной Европы

Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.

Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.

Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.

Великобритания

Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх. На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”. Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством.

Рис. 2 Англиканская церковь

Германия

Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.

Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.

Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.

Рис. 3 Немецкая лютеранская церковь

Франция

Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:

  • Не относят себя ни к какой религии – 45%
  • Католики – 42%
  • Мусульмане – 8%
  • Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Что мы узнали?

Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.

Влияние религии на повседневную жизнь граждан Германии

Современный мир способствует развитию облачных коммуникаций, что приводит к стиранию различий между расами и вероисповедованием, приоритетной становится сама личность человека, а не его религиозная принадлежность к той или иной конфессии. Большая часть населения страны причисляет себя к представителям определенной религии, но в обычной жизни религиозные аспекты не доминируют над общепринятыми социумными нормами. В государственных школах страны проводятся уроки религии, их ведут представители католической и лютеранской церкви. Если родители несовершеннолетнего ученика или он сам принадлежит в другой конфессии, либо не исповедует никакую религию, то посещения таких занятий не обязательно, их заменяют на уроки этики. Однако в стране есть религиозные праздники, такие как 31 октября – День Реформации, его предложили ввести на землях Ганновера, Любека, Гамбурга и Бремена. Такой вопрос был поднят в связи с неравным количеством праздничных дней, чем в католических землях.

Традиционно, воскресные дни считаются днями посещения церкви и по воскресеньям трудно найти в стране работающие магазины, даже те, кто не посещает церковь, проводит этот день в кругу семьи и своих друзей.

Немного статистики

В стране созданы отличные условия для творчества, развития культуры, реализации строительных и архитектурных проектов. В каждом городе есть свои объединения и творческие ассоциации музыкантов, художников, искусствоведов, архитекторов, философов, фотографов. Больше всего таких творческих коллективов находятся в Берлине, где расположены:

  • 170 музеев.
  • 3 оперы.
  • Больше 50 театров.

Это довольно значительное количество культурных учреждений для столицы государства. В целом в стране существует больше 6 тыс. музеев, 14 тыс. библиотек, 400 театров, 100 опер и музыкальных театров.

В Германии больше 30 объектов культуры и природы, взятых под охрану ЮНЕСКО, каждый год тут издают и переиздают больше 80 тыс. единиц печатной продукции. Это и книги, и журналы, и газеты, и бюллетени. В различных городах страны каждый месяц проводятся фестивали музыки, кино, литературы, архитектуры, рока, театра.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла. Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания –  еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

дальнейшее чтение

  • Герварт, Роберт (2005). Миф о Бисмарке: Веймарская Германия и наследие железного канцлера . Оксфорд, Англия, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-928184-X.
  • Хагеманн, Карен. «О« мужественной доблести »и« немецкой чести »: нация, война и мужественность в эпоху прусского восстания против Наполеона». Central European History 30 # 2 (1997): 187-220.
  • Джусданис, Грегори (2001). Необходимая нация . Принстон UP. ISBN 0-691-08902-7.
  • Кессельман, Марк (2009). Европейская политика в переходный период . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN 0-618-87078-4.
  • Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, Том II . Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7.
  • Пинсон, К.С. Пиетизм как фактор роста немецкого национализма (Columbia UO, 1934).
  • Самсон, Джеймс (2002). Кембриджская история музыки девятнадцатого века . Кембридж UP. ISBN 0-521-59017-5.
  • Шульце, Хаген. Курс немецкого национализма: от Фридриха Великого до Бисмарка 1763-1867 (Cambridge UP, 1991).
  • Сетон-Уотсон, Хью (1977). Нации и государства: исследование происхождения наций и политики национализма . ISBN компании Methuen & Co. Ltd. 0-416-76810-5.
  • Смит, Энтони Д. (2010). . Кембридж, Англия, Великобритания; Мальден, Массачусетс, США: Polity Press. ISBN 0-19-289260-6.
  • Смит, Гельмут Вальзер. Немецкий национализм и религиозный конфликт: культура, идеология, политика, 1870-1914 гг. (Princeton UP, 2014).
  • Верхейен, Дирк (1999). Немецкий вопрос: культурное, историческое и геополитическое исследование . Westview Press. ISBN 0-8133-6878-2.

Эль-Тайеб, Фатом. «Если ты не можешь произнести мое имя, ты можешь просто называть меня гордостью»: афро-немецкий активизм, гендер и хип-хоп »(« Пол и история », том 15, № 3, ноябрь 2003 г.)

Новое переселение и планирование депортации

В период правления Екатерины II немецкие крестьяне были переселены на земли Поволжья и Степного края. Более полувека представители этого народа хранили особенности культуры и языка, который оставался “законсервированным” в сравнении с его аналогом из Германии, что постоянно развивался.

Благодаря манифестам 1762-1763 гг. происходит самый массовый приток в Россию выходцев из Германии. Екатерина Великая, что сама являлась урождённой немкой, осознавала, что её земляки помогут освоить просторы стремительно расширяющейся новой Родины.

А. Н. Бенуа «В Немецкой слободе»

Непростым для российских немцев оказался прошлый век. Из-за начала Первой мировой войны правительством России было принято решение об отчуждении земель у переселенцев из Германии и Австро-Венгрии. Происходит принудительное выселение немцев из регионов, где было объявлено военное положение, закрываются немецкие школы и газеты. Такая политика стала причиной бунтов и погромов, что были проведены немцами в Москве.

Как отмечают исторические сводки, число погромщиков могло достигать 120 тысяч человек. Властями планировалось насильственное выселение немцев из Поволжья в Сибирь, однако реализовано оно не было. Согласно постановлению от марта 1917 года, все “ликвидационные” меры были приостановлены.

Луи Каравак «Екатерина после приезда в Россию»

Основные конфессии в Германии

Основные религиозные направления:

  • католицизм;
  • протестантизм;
  • православие;
  • монофизитство;
  • ислам;
  • иудаизм.

    Карта основных религиозных конфессий Германии

Христианство в Германии

На территории Германии находится немало церквей. К сожалению, количество верующих людей с каждым годом убывает, и храмы пустуют.

Причиной этого является длительный период безверия, начатый ещё при Гитлере. В этом Германия похожа на Россию, в которой во времена СССР точно по такой же схеме искоренялось христианство.

Католицизм

Это наиболее крупная и старая христианская конфессия на территории страны. Имеется 27 епархий. Все диоцезы группируются в 7 церковных провинций.

Самой большой по территории в Германии является гамбургская Католическая епархия. Первые школы стали появляться здесь в средине XIX столетия.

В чем разница между католичеством и протестантизмом можно узнать, посмотрев видео ниже

Протестантизм

Эта конфессия исторически преобладает в восточных регионах Германии. В 2021 году количество протестантов, по сравнению с 1990 годом, уменьшилось в 1,5 раза.

По мнению исследователей, это объясняется последствиями гитлеровских репрессий и шельмования верующих социалистическими властями Германии.

Православие

В Германии проживает до 1,5 млн православных христиан. Эта конфессия зародилась на территории страны 300 лет назад, но признание получила только после появления эмигрантов из православных стран.

Монофизитство

Представители этого течения отвергают человеческую природу Христа. В древности монофизиты считались еретиками и нещадно преследовались. Сегодня монофизитская церковь мирно сосуществует с другими христианскими направлениями.

Ислам в Германии

Мусульман в Германии больше 4 млн человек. Это третья по величине религиозная община страны. До 70% мусульман – сунниты. Второй по величине мусульманской группой являются алевиты.

Иудаизм в Германии

Количество последователей этой конфессии на территории страны – 0,13% (около 100 000 человек). Наиболее крупное объединение – центральный иудейский совет Германии.

Атеизм в Германии

Атеизм в большей степени распространён в восточных землях Германии. По стране количество людей, не принадлежащих ни к одной из конфессий, составляет 20%.

Основные тезисы этого течения:

  • вера в человека;
  • толерантность;
  • вера в эмпирическую науку;
  • критическое мышление;
  • признание самоопределения как высшей ценности;
  • неприятие веры в искупление греха;
  • уважение к личности человека, признание его уникальности.

    Процент атеистов (2011 год) и карта ФРГ и ГДР.

«Как это — сфальсифицировать голоса?! Нет, такое невозможно»

В день выборов в Берлин как будто вернулось лето. С самого утра — +22 °C.

Несмотря на легкую непредсказуемость будущего, жизнь идет своим обычным воскресным чередом. Неторопливо открываются кафе у дома. На неспешные прогулки и медленные завтраки выходят и молодые пары, и пожилые немцы. Одна из них располагается на террасе и насвистывает незнакомую мелодию. Свистеть в помещении, иначе денег не будет, здесь не боятся.

Избирательные участки в Германии открываются в 8 утра. Как и в Беларуси, очень часто они располагаются в школах и даже в детских садах. К 12 часам на многих из них — очереди. Частично — из-за высокой явки, частично — из-за того, что из-за коронавирусных ограничений в помещении может находиться всего несколько человек. Все как один — в масках. Об изобретении белорусского ЦИК, который в 2020-м решил убрать занавески, чтобы остановить распространение ковида, в Берлине не слышали.

Чтобы не создавать лишнего столпотворения, у входа в здание стоит член избирательной комиссии, который проверяет, на тот ли участок пришел человек.

Вера работает в ИТ-сфере, ей около 30 лет. На этих выборах она впервые решила стать членом избирательной комиссии. Для этого ей всего лишь нужно было зарегистрироваться онлайн и дождаться приглашения.

— Все мои родные и друзья уже считали голоса на выборах, а я еще нет. Решила, что сейчас самое время. К тому же, членам избирательной комиссии предлагали в первую очередь сделать прививку от COVID-19. Весной, когда я регистрировалась, было непонятно, хватит ли всем вакцин. Поскольку я очень хотела привиться, для меня это было существенной причиной.

Очередь на участке для голосования. Дистанция, FFP2-маски

Сама Вера проголосовала еще две недели назад по почте. Спрашиваем, доверяют ли немцы такому способу голосования. Вера долго и искренне не понимает, почему ей задают такой вопрос.

— Потому что эти голоса могут неправильно посчитать, — пытаемся корректно намекнуть.

Вера не понимает.

— Ну, или сфальсифицировать, — говорим более прямо.

У девушки округляются глаза, но она не выдает своего удивления.

— Как это — сфальсифицировать голоса?! Нет, такое невозможно, — смеется над белорусско-немецкими культурными различиями Вера. — Приходите вечером на подсчет голосов. Это абсолютно открыто. Все сами увидите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector