Что можно делать с испорченными просфорами и освящёнными календарями, согласно православным правилам

Просфоры на проскомидии

Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.

Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный   момент Литургии станет Телом Христовым.

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Как есть просфору дома и хранить ее

Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже:

Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение.
Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек.
Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий.
Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак.
Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении.

Когда есть просфору

Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок

Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм

Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента:

Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы.
Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться.
Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды.
При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу.
После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться.

Если просфора засохла или заплесневела

Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо:

  • сжигание агничного хлебца;
  • закапывание в сырую землю;
  • направление в проточную воду.

Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.

Когда можно есть просфору?

Употреблять священный хлеб можно каждый день за исключением ряда ограничений, о которых будет сказано ниже. Если интересует, как правильно есть просфору, тогда стоит знать, что священный хлеб принято употреблять на голодный желудок с чувством смиренности. Священнослужители утверждают, что всем верующим людям полезно начинать свой день с просфоры, которую следует запивать святой водой.

Можно ли есть просфору не натощак?

Правило, касающиеся употребления священного хлеба и воды натощак, возникло не просто так, поскольку они призвано воспитать в человеке благоговение и отделить вкушение от вкушения. Хоть святые дары и принимаются через рот, а в переваривании участвует пищеварительная система, верующий должны понимать, что церковный хлеб просфора не является едой и ее поглощение является священным актом.

Можно ли есть просфору во время месячных?

Есть мнение, что женщина во время критических дней должна избегать всего, что имеет отношение к церкви, в том числе ей следует отказаться от употребления священных хлебцов. Объясняется это тем, что женщина является «нечистой» и святая просфора будет осквернена. Эта тема является спорной, и разные священнослужители имеют на этот счет свое мнение. Святой Афанасий еще в 365 году, сказал о том, что женщина в дни природного обновления организма не может быть «нечистой», поэтому все предусмотрено Богом. В общем, нельзя точно сказать будет ли употребление просфоры считаться грехом.

Можно ли есть просфору в Страстную пятницу?

Страстная пятница считается самым строгим днем поста перед Пасхой и согласно церковным канонам в этот день необходимо отказаться от употребления какой-либо еды и напитков. Исключением является просфора и святая вода. День продержаться на хлебе и воде вполне реально, но не стоит забывать, что эти продукты нужно есть не для насыщения, а для получения благословения. Что касается того, когда едят просфору в Страстную пятницу, то лучше это сделать утром, а затем, по возможности воздержаться от приема.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как появилась просфора

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.

Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение
свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7,13).

В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный,
то есть два естества, Божеское и человеческое.

В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями
означают Божество и человечество Иисуса Христа.

Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки — для агапы,
обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу,
во время которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю.
Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии.
В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе.
Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну.
На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись
ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия:
«Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни
стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные.
Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти
на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери
также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь;
но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько
пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино,
масло — словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали
диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров.
Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список,
также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой
благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары,
над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы
над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие,
при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения
(по-гречески — евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия
между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых.
В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою
музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные
христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались
в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии
святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного
поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились
к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.)
запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера.
Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение.
К началу V века агапы начали постепенно исчезать.

Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый
для совершения Евхаристии.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15–20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода – его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода – Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия. Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии

В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого

После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Какие существуют запреты?

Диакон Павел Сержантов на сайте «Православие.ру» пишет, что просфоры – это пища не столько ритуальная, сколько духовная. По мнению священника, вкушать этот хлеб могут только православные христиане. Поэтому, как утверждает диакон, кормить просфорами животных и птиц, конечно, не следует.

Иерей Андрей Чиженко на портале «Православная жизнь» предупреждает верующих о том, что просфоры необходимо употреблять аккуратно, не сорить, не разбрасывать повсюду хлебные крошки. Перед едой лучше всего положить просфору на предварительно расстеленную на столе салфетку. Так частички освященного хлеба даже случайно не упадут на пол.

Не стоит также есть просфоры на кладбище, а тем более крошить их на могилы усопших. Анатолий Баданов на сайте «Дышу православием» указывает на тот факт, что умершие нуждаются не в пище, а исключительно в молитвах своих родных и близких.

Как пекут просфоры в монастырях

На примере Киево-Печерской лавры хочется рассказать, как главный лаврский просфорник с братией и послушниками, помолившись, в половине четвертого утра начинает замешивать тесто для просфор. Представить вряд ли получится, чтобы за один раз приготовляли 7500 просфор.

В неделю они пекутся три-четыре раза. В праздничные дни количество просфор увеличивается. И конечно же, вручную этот процесс выполнить не представляется возможным, поэтому братия использует технику.

В специальный тестомес засыпается мука высшего сорта, следом заливается вода с дрожжами и солью. В лавре воду доставляют из источников преподобных Антония и Феодосия Печерских.

За пять минут машина делает замес, которых всего три. Замешанное тесто выкладывают в деревянное корыто, там оставляют лежать до трех часов утра. Это делается, чтобы оно могло вскиснуть и увеличиться в объеме.

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец
— хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви.
Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Важным церковным угощением является просфора, к употреблению которой в церкви относятся с особой щепетильностью. По сути, это пресные хлебцы на святой воде, пшеничной муке, которые для некоторых прихожан становятся источником святости. В действительности же, требуется точно знать, что такое просфора, чтобы однажды в храме не попасть в неловкую ситуацию

Вот этой теме необходимо уделить особое внимание в массах/

Пекут на воске

Следующий этап – резка на кружки. При этом нижняя часть делается больше, а верхняя – меньше. Нижнюю часть поправляют руками, придавая ей желанную форму, покрывают плотной тканью (можно полотенцем) и клеенкой и выдерживают тоже около получаса. Вот здесь нужно быть внимательным – следить, чтобы тесто не пересохло, иначе потеряется и вкус, и форма просфор.

На предварительно смазанный тонким слоем натурального воска (еще один компонент солнечной энергии и бесподобного аромата) противень укладываются готовые нижние части просфор. Воск не такой жирный, как масло, и он не оставляет следов на просфоре, к тому же применение масла недопустимо по церковным предписаниям.

Если нет воска, можно применять противни из пищевого алюминия, которые не нужно ничем смазывать. Правда, замечательного эффекта солнца и аромата меда уже не будет. То же касается и противней со специальными антипригарными покрытиями.

А на верхнюю часть проставляют печать соответствующего размера. Эти печати, как правило, у всех монастырей разные и являются еще и признаком той или иной просфорни.

После того, как готовы верхние и нижние части, осуществляется их склейка. При этом место смачивается водой и слегка прижимается, но так, чтобы не повредить печать.

Затем обе части прокалываются иглой, чтобы выпустить воздух и предупредить образование пустот, обеспечивая максимальную плотность готовой просфоры.

Металлический противень с просфорами отправляют в горячую печь, нагретую до 200-250 градусов, и пекут при этой же температуре до готовности (малые – до 15 минут, а служебные – около 20 минут). Просфоры должны приобрести золотистый цвет. Постоянно нужно проверять, чтобы не подгорели.

Виды­

Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:

  1. Богородичная просфора. Это большой хлебец треугольной формы, который имеет надпись «Мария» или «Святая Богородица». Его кладут на специальное блюдо вместе с агнцем, а употребляют преимущественно на религиозные праздники.
  2. Агничная. Это большой хлеб кубической формы, который во время проведения литургии становится истинным телом Иисуса Христа. Внешне просфора оснащена крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец. Неиспользуемая часть хлебца, именуемая антидором, после проведения службы бесплатно раздается прихожанам.
  3. Девятичинная. Из печати такой разновидности достают 9 частиц, которые посвящаются всем святым. Употребить требуется за Иоанна Крестителя, Иоакима и Анны, пророков, святителей, апостолов, архидиакона Стефана и мучеников, бессребреников, Мефодия и Кирилла, князя Владимира, всех святых. Посвящена святому автору литургии, например, Иоанну Златоусту или Василию Великому.
  4. Заздравная. Священный хлебец делится на две симметричные части, съедается за всех участников литургии после проведения службы в церкви.
  5. Заупокойная. Для такого случая из верхней части просфоры берется лишь одна частица, которую необходимо съесть за всех умерших и усопших. Делать этого нельзя на кладбище после отпевания и погребения новоприставившегося раба Божьего, категорически запрещено крошить хлебец на могилах.

Артос и Антидор в православии­

Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб»

Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог

Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно

Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие

  • Правильное питание для похудения: меню на каждый день
  • Отеки ног: причины и лечение
  • Для чего полезен витамин е в капсулах. Полезные свойства витамина е для женщин и мужчин

Старинный рецепт заварного теста

Интересуясь вопросом, связанным с тем, как пекут просфоры, надо отметить, что есть несколько способов их приготовления. Вот еще один. В этом рецепте для приготовления просфор необходимо сделать заварное тесто. Берем 215 г. пшеничной муки и заливаем 320 мл кипятка. Затем все растираем венчиком и следом, постоянно подмешивая, подливаем еще 670 мл кипятка.

Потом тесто делим на две равные части и оставляем его остывать. Тем временем заливаем 50 мл кипяченой воды, остывшей до комнатной температуры, берем 10 г. прессованных или чайную ложку сухих дрожжей, тщательно перемешиваем, затем ставим полученную массу в теплое место.

Когда пройдет час времени, в «проснувшиеся» дрожжи добавляем одну из половин теста, оставляем подходить в теплом месте еще 1,5 часа. По окончании этого времени туда же, чтобы, так сказать, «омолодить» тесто, нужно всыпать еще 150 г муки и влить 170 мл теплой воды. А дальше все тщательно размешиваем и оставляем в теплом месте на 2 часа. Следом приготовляем водный соленый раствор из 40 г соли и 170 мл теплой воды. В заключение приготовления теста на просфоры надо соединить образовавшееся тесто с неиспользованной половиной и водным соленым раствором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector