Антоний печерский
Содержание:
- Житие Антония Печерского
- Удаление в затвор и кончина
- Антониевы пещеры в Чернигове
- Храмы во имя преподобного Антония Печерского
- Монашеский путь праведника
- Молитвословия
- Иконография и почитание
- Житие преподобного до принятия монашества
- Житие Антония Печерского
- Почитание преподобного Антония Печерского
- Сведения о ранних годах и начале служения Богу
- Воплощение замысла о создании каменного храма в Печерской обители
- Антониевы пещеры в Чернигове
- Первые шаги монашества на Руси
- Великая церковь Киево-Печерской Лавры — детище святого отца Антония
- Первые шаги монашества на Руси
- Преподобный Антоний Печерский. Иконы
- Монах Афона
Житие Антония Печерского
Преподобный Антоний Печерский Узнать подробности о жизни Антония Печерского можно из его жизнеописания, сохранившегося до наших дней.
Жития святых – это литературные произведения, которые излагают исторические события и биографические факты из жизни святых, канонизированных православной церковью. Жития являются древнейшим литературным жанром.
Жизнь святого Антония описана святителем Афанасием Великим. «Житие Антония Печерского» повествует о месте и времени его рождения, содержит описание паломничества, принятия монашества, рассказывает о его трудах и суровой аскезе.
В Житие говорится, что святой исцелял больных молитвой и отварами.
По жизнеописанию Антоний имел дар чудотворения, дар власти над бесами и природными силами.
Так же у него был дар ясновидения и колоссальный дар убеждения словом.
Поэтому у него всегда было множество последователей. Едва выслушав преподобного, люди с большим достатком, любых возрастов, военные и гражданские снимали с себя тяготы мирские и становились монахами.
Преподобный практически всю свою жизнь провел под землей в суровой аскезе, много писал, обращался к монахам с наставлениями и правилами.
По преданию, святому Антонию явилась Пресвятая Богородица и известила его о скорой кончине. Преподобный отец молился Божьей матери, чтобы мощи его никогда не были найдены людьми, поскольку жил он отшельником.
Преподобный Антоний, почувствовал, что вскоре умрет, попрощался с монахами, дал им наставления. Святой отец спустился в подземный тоннель и запретил монахам следовать за собой.
В пещере, на пятиметровой глубине под землей, он заранее выкопал могилу для себя. Антоний на глазах у монахов спускался в пещеру. Внезапно за его спиной обрушилась земля. Ученики неоднократно пытались найти его останки. Но на пути у них вставали стихии, то огонь вырывался из недр земли, то поток воды обрушивался на них. До наших времен мощи Антония Печерского не найдены.
На том месте, где провалилась земля, стоит икона Антония Печерского. Ему молятся о смирении, об избавлении от страстей, дурных мыслей и об укреплении здоровья.
Удаление в затвор и кончина
Когда рядом с Антонием насчитывалось уже двенадцать братьев, решили вырыть более вместительную пещеру с церковью и кельями. После этого преподобный, назначив игуменом Варлаама, удаляется в затвор. В соседнем холме он копает себе отдельную келью, чтобы снова жить в одиночестве. Но отшельничество его не продлилось долго: в скором времени рядом с пещерой подвижника опять стали ютиться иноки. Таким образом закладываются Ближние и Дальние пещеры Лавры, которые сохранились до наших дней.
Конец XVII в.Дерево, темпера.81 × 86.5 смИсторический музей, Санок, ПольшаИнв. 1269Происхождение не установлено.
Несмотря на то, что преподобный более не был настоятелем обители, братия не решала никакие важные вопросы без его мудрого совета и по-отечески доброго наставления. Именно с одобрения Антония возводится на холме деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – первый храм, построенный вне пещеры.
За выбором нового игумена черноризцы также обращаются к преподобному и получают от него совет выбрать самого скромного, послушного и богобоязненного. По единодушному решению иноков Антоний дает свое благословение на игуменство Феодосию, при котором братия приумножилась до ста человек, был заложен монастырь на холме.
А когда возник вопрос о монастырском уставе, по молитве Антония нашелся монах, который был знаком с уставом Студийской обители. Эти правила и были взяты за основу.
Интересный факт Они предписывали постоянный труд и неустанную молитву, ежедневные исповеди, монашеский совместный быт и проживание, общность всего имущества. Каждому брату назначалось определенное послушание по его силе и возможностям. Печерская обитель стала законодателем в области монастырских правил. Устав этот впоследствии был принят и в других монастырях Руси.
А что же Антоний, духовный наставник лавры? А он за свою веру, молитвенный подвиг и добродетели был щедро одарен свыше. Отныне ему дана способность излечивать людей и предрекать будущее. Так преподобный предсказал трём князьям Изяславу, Святославу и Всеволоду Ярославичам поражение в битве с половецким войском:
Невеселое пророчество сбылось: после сражения на реке Альте княжеская рать была разбита, а сами Ярославичи вынуждены были спасаться бегством. В Киеве на престоле воссел полоцкий правитель Всеслав. Вернувшийся с подкреплением князь Изяслав изгоняет врага из стольного града и, наущаемый дьяволом, обращает свой гнев против Антония, обвиняя преподобного в том, что тот поддерживал Всеслава своими советами и наставлениями. Старец принужден был на время покинуть Печерский монастырь и скрыться в Чернигове, в горах Болдинских. Постепенно к нему стекается братия и возникает Болдинский пещерный монастырь.
Богу, однако, было угодно, чтобы Антоний вернулся в заложенную им Киево-Печерскую обитель. Оставшиеся ему земные годы он проведет здесь. Господь укажет подвижнику место, где должен возвышаться каменный Успенский собор. А сама Пресвятая Богородица пришлёт из Греческой земли лучших мастеров-каменщиков.
Чувствуя, что скоро Господь его призовет, преподобный распрощался с монастырской братией и всех благословил. До самой своей смерти в 1073 году он молил Бога о процветании и благоденствии Печерской обители.
Честные мощи святого были схоронены в пещере под монастырем и по воле Всевышнего скрыты от людских взоров. Как когда-то сам старец удалялся в пещеру, чтобы в одиночестве совершать свой подвижнический подвиг, так и мощи сейчас находятся под спудом. Те, кто пытался раскопать место с останками Антония, были наказаны опаляющим огнем, посланным с небес.
Антониевы пещеры в Чернигове
1069 год
Антоний сбегает от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов
В 1069 году Антоний спешно бежал от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов. Изяслав-сын Ярослава мудрого, был подвержен влиянию и изменчив в решениях. Он поверил клевете о сговоре Антония с врагами. В ту пору на Руси враждовали князья-братья Ярославичи. Камнем преткновения стало перераспределение уделов земли.
В Чернигове Антоний получил поддержку князя Святослава, но преподобный искал покоя. Он вырыл пещеру на Болдиных горах, и уединился в ней. Вскоре возле его обители, как уже происходило не раз, стали селиться иноки.
Поныне на этом месте стоит Троицкий монастырь. Под землей находится пещерный христианский монастырь с множеством тоннелей.
Интересен выбор Антонием Болдиных гор. Место мистическое и неоднозначное. Именно там в дохристианские времена стояло древнее языческое святилище с идолами и храмом бога Перуна. Там проводили ритуалы и приносили жертвы языческим богам.
Антониевы пещеры разрослись в большой четырехъярусный монастырский комплекс.
Существует легенда о фигуре монаха, который появляется в призрачном тумане в коридорах тоннеля.
Келья Троицкого монастыря. На месте этого монастыря когда-то была пещера Антония
Храмы во имя преподобного Антония Печерского
В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря преподобному Антонию был посвящен один из четырех престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522 – 1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором нижегородского Печерского Вознесенского монастыря и датируется 1648 г.
Монашеский путь праведника
Именно на Афоне молодой монах принял монашеский постриг под именем Антоний. Это имя было выбрано неслучайно, ведь праведник в совершенстве знал труды Антония Великого, считая его образцом христианской мудрости.
Находясь на Афоне, как и многие христианские подвижники, Святой вел чрезвычайно аскетичный образ жизни: ежедневный духовный труд подвижника был совмещен со строгим постом и отказом от всех мирских благ. Подобный образ жизни Святой стремился привнести и на русские земли. Антоний Печерский говорил своим последователям, что лишь в молитве и строгом воздержании человек может постичь глубокую радость.
Познав всю глубину монашеского мировоззрения, преподобный Антоний вернулся на русские земли, где с прискорбием отметил, что на Руси нет настоящего монашества, подобного афонскому: иноки чрезмерно заняты бытовыми проблемами и мирскими заботами, а земные неурядицы ставятся выше служения Господу. Уже тогда святой Антоний Печерский задумался об основании новой обители, быт которой будет включать в себя все лучшие духовные достижения Афона.
Вскоре после смерти Владимира Великого на Руси начались кровопролитные междоусобные войны, в народе начали даже ходить слухи о скором возвращении к язычеству. В эти тяжелые времена монах вновь отправляется на Афон, чтобы получить распоряжения о создании своей обители. Вся Афонская братия напутствовала Святого: иноки дали праведнику все необходимые советы по обустройству монашеской общины и пообещали молиться за новую обитель.
Вернувшись домой, Святой принимает решение не путешествовать по русским землям, а обустроить уединенную пещеру и вести отшельнический образ жизни, ожидая божественного благословения для построения нового монастыря. Инок недолго пробыл в уединении: с каждым днем молодых монахов, желающих жить под началом преподобного Антония, становилось все больше. Так была основана вначале Антониева обитель, а позже – Феодосиев монастырь.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Прп. Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры. |
От мирска́го мяте́жа изше́д,/ отверже́нием же ми́ра еван’гельски Христу́ после́довал еси́/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ в ти́хое приста́нище Святы́я Горы́ Афо́на дости́гл еси́,/ отону́дуже благослове́нием отце́в в го́ру Ки́ева прише́д/ и та́мо трудолю́бно жи́знь соверши́в,/ оте́чество твое́ просвети́л еси́/ и, мно́жеству мона́шествующих стезю́, веду́щую к Небе́сному Ца́рствию, показа́в,/ Христу́ сия́ приве́л еси́,/ Его́же моли́, Анто́ние преподо́бне,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной)
Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че все́х возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́,/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в,/ в земли́ пеще́ру соде́лал еси́/ и, в не́й до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце, во вся́ концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню престо́лу предстоя́,/ помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.
Ин кондак, глас тот же
В ми́ре я́ко А́нгел, о́тче, пожи́л еси́,/ в земли́ пеще́ру себе́ соде́лав,/ в не́йже до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней,/ и отту́ду, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ Помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.
Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4
Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.
Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3
Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.
Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8
Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.
Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2
Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.
Иконография и почитание
Нет никаких сведений о том, когда святой был канонизирован. Почитать старца начали еще при жизни, традиция эта не угасла и после его кончины. В ХI веке было написано житие. А уже в 12 веке существовали иконы Антония.
Иконописцы обычно изображают подвижника в одиночестве, вместе с Феодосием или в ряду избранных святых. Есть также образ Богоматери с Младенцем, к ногам которой склоняются Антоний и Феодосий (Печерская икона Божией Матери).
Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием ПечерскимиШкола или худ. центр: КиевОк. 1288 г. Выставка 1960: Ок. 1288 г.Onasch 1961: Ок. 1299 г.67 × 42 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 12723Происходит из Успенского Свенского монастыря на реке Свине близ Брянска.
Несмотря на то, что мощи скрыты от взоров, молитва преподобному творит настоящие чудеса. В первую очередь, он помогает людям бороться со своими нечистыми страстями, дьявольскими искушениями. Так как старец при жизни обладал даром врачевания, то часто к нему обращаются за исцелением от тяжелых недугов.
Житие преподобного до принятия монашества
Биография святого Антония изучена не очень досконально. Известно, что Антипа, будущий подвижник Печерский, родился в 983 году. С молодых ногтей был он очень набожным и богобоязненным, много молился. С греческого имя Антипа можно перевести, как упорный, крепкий, противящийся. Таким и был молодой человек по своим внутренним качествам: способный устоять против греха, с сильной волей, которую он впоследствии ещё более укрепит, ведя аскетический и смиренный образ жизни.
Святой Антоний ПечерскийДикарев Михаил Иванович.Начало XX в.31 × 25.8 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияИнв. ЭРЖ 2312Икона входит в комплект икон-святцев, выполненных для церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.
Житие Антония Печерского
Преподобный Антоний Печерский
Узнать подробности о жизни Антония Печерского можно из его жизнеописания, сохранившегося до наших дней.
Жития святых – это литературные произведения, которые излагают исторические события и биографические факты из жизни святых, канонизированных православной церковью. Жития являются древнейшим литературным жанром.
Жизнь святого Антония описана святителем Афанасием Великим. «Житие Антония Печерского» повествует о месте и времени его рождения, содержит описание паломничества, принятия монашества, рассказывает о его трудах и суровой аскезе.
В Житие говорится, что святой исцелял больных молитвой и отварами.
По жизнеописанию Антоний имел дар чудотворения, дар власти над бесами и природными силами.
Так же у него был дар ясновидения и колоссальный дар убеждения словом.
Поэтому у него всегда было множество последователей. Едва выслушав преподобного, люди с большим достатком, любых возрастов, военные и гражданские снимали с себя тяготы мирские и становились монахами.
Преподобный практически всю свою жизнь провел под землей в суровой аскезе, много писал, обращался к монахам с наставлениями и правилами.
По преданию, святому Антонию явилась Пресвятая Богородица и известила его о скорой кончине. Преподобный отец молился Божьей матери, чтобы мощи его никогда не были найдены людьми, поскольку жил он отшельником.
Преподобный Антоний, почувствовал, что вскоре умрет, попрощался с монахами, дал им наставления. Святой отец спустился в подземный тоннель и запретил монахам следовать за собой.
В пещере, на пятиметровой глубине под землей, он заранее выкопал могилу для себя. Антоний на глазах у монахов спускался в пещеру. Внезапно за его спиной обрушилась земля. Ученики неоднократно пытались найти его останки. Но на пути у них вставали стихии, то огонь вырывался из недр земли, то поток воды обрушивался на них. До наших времен мощи Антония Печерского не найдены.
На том месте, где провалилась земля, стоит икона Антония Печерского. Ему молятся о смирении, об избавлении от страстей, дурных мыслей и об укреплении здоровья.
Почитание преподобного Антония Печерского
Мощи преподобного Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой преподобного, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г. Определенных сведений о времени канонизации Антония Печерского нет. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в последней четверти XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его Житие. Первое явное свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря — посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским епископом Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика []. С рубежа XIV — XV вв. в списках Пролога второй редакции, таких как Спасо-Прилуцкий и Успенский Прологи, под 7 мая помещена переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония». Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третьей четверти. XV в., возможно, одновременно с написанием службы Антонию, была создана и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке Житием, также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет».
В 1459–1461 гг. по благословению святителя Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию Печерскому. Служба бденная, содержит два канона преподобному. В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг.
Сведения о ранних годах и начале служения Богу
О преподобном Антонии очень скупо упоминается в летописях, о нем мало говорят священники, биографию святого мы узнаем из записей преподобного Феодосия и «Летописи памятных лет». Монах тихо возник на днепровских берегах во времена страстей и неспокойных событий, и также тихо ушел, навечно оставив след в Киевских горах.
Святой преподобный Антоний Печерский
Известно, что юный Антипа родился в 983 году и жил в городе Любеч, что на Черниговщине. Совсем молодым оставил отчий дом и пошел искать последователей Христа, попадает в Царьград, а оттуда путь Антипы лежит на святую гору Афон. Господь уже тогда разглядел в Антипе сеятеля Божьего слова на Руси, благодаря его духовным качествам:
- упорство;
- крепость веры;
- нетерпимость к язычеству и мерзости тленной.
На Руси в начале второго тысячелетия еще не было русских просветителей, хотя росли церкви и монастыри. Митрополит Михаил привел с собой духовенство, которое с трудом воспринимало обычаи славян и страдало от такого миссионерства.
Господь искал Кирилло-мефодиевскую ревность о Боге, и его выбор пал на молодого Антипу.
К началу второго тысячелетия Афон являл собой центр христианства, на его холмах и горах выросли десятки монастырей и отдельных церквей. В конце 9 столетия, когда поднялась исламская религия и иудаизм, православие Руси и Афонское братство стало единым оплотом, посредником между ними был немощный человек, возвеличенный Богом, Антипа из Черниговщины.
Еще о старцах, именуемых Печерскими:
- Алипий, иконописец Печерский
- Преподобный Агапит Печерский
- Житие преподобного Феодосия Печерского
Воплощение замысла о создании каменного храма в Печерской обители
Через три года преподобный Антоний покинул Чернигов. Он вернулся в Киев, поселился в пещере и больше ее не покидал.
Антоний многие годы мечтал построить каменный храм. По легенде во время усердной молитвы, не выходя из кельи, Антоний и святой Феодосий чудом оказались в Константинополе перед ликом Богородицы. Приспешники получили от Богородицы золото для построения храма.
Антоний и Феодосий Печерские три дня молились, и просили у Бога дать им знамение о месте возведения будущего храма. Однажды утром указанное Господом место оказалось сухим от росы. На следующее утро на это место пала роса, а вокруг наборот все было сухо.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские заложили Киево-Печерскую лавру
Место было определено и Антоний благословил начало построения храма. В основание церкви заложили мощи святых. Мастера-каменщики начали строительство Лавры.
7 мая 1073 года
Антоний Киево-Печерский, едва заложив церковь, умирает
Земной путь преподобный Антоний Киево-Печерский окончил 7 мая 1073 года, в 90-летнем возрасте, едва заложив церковь. На следующий год умер преподобный Феодосий. И уже блаженный Стефан возвел Великую церковь Киево-Печерской Лавры.
Антониевы пещеры в Чернигове
1069 год
Антоний сбегает от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов
В 1069 году Антоний спешно бежал от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов. Изяслав-сын Ярослава мудрого, был подвержен влиянию и изменчив в решениях. Он поверил клевете о сговоре Антония с врагами. В ту пору на Руси враждовали князья-братья Ярославичи. Камнем преткновения стало перераспределение уделов земли.
В Чернигове Антоний получил поддержку князя Святослава, но преподобный искал покоя. Он вырыл пещеру на Болдиных горах, и уединился в ней. Вскоре возле его обители, как уже происходило не раз, стали селиться иноки.
Поныне на этом месте стоит Троицкий монастырь. Под землей находится пещерный христианский монастырь с множеством тоннелей.
Интересен выбор Антонием Болдиных гор. Место мистическое и неоднозначное. Именно там в дохристианские времена стояло древнее языческое святилище с идолами и храмом бога Перуна. Там проводили ритуалы и приносили жертвы языческим богам.
Антониевы пещеры разрослись в большой четырехъярусный монастырский комплекс.
Существует легенда о фигуре монаха, который появляется в призрачном тумане в коридорах тоннеля.
Келья Троицкого монастыря. На месте этого монастыря когда-то была пещера Антония
Первые шаги монашества на Руси
По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.
В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.
Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.
Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.
Икона преподобного Антония Печерского
Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.
Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.
Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:
- ясновидения;
- исцеления;
- пророчества;
- наставничества;
- глубокой веры.
Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.
В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам. Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах. В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.
Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.
Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих
Великая церковь Киево-Печерской Лавры — детище святого отца Антония
Вошебный звон золотых колоколов Киево-Печерской Лавры, наполняет людские души светом и благодатью, привлекает туристов и православных паломников.
Лавра, основоположником которой явился преподобный Антоний, уникальное в своем роде сооружение. Это крупнейший комплекс храмов и монастырей. В его состав входят:
- Успенский собор;
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
- Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
- Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм;
- Теплый храм в честь преподобных отцов Печерских;
- Храм «Живоносный источник», возведенный в честь иконы Божией Матери;
- Трапезная церковь;
- Ближние и дальние пещеры.
Лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя-наземный историко-культурный комплекс. Нижняя-действующий мужской монастырь и Антониевы пещеры.
Первые шаги монашества на Руси
По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.
В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.
Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.
Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.
Икона преподобного Антония Печерского
Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.
Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.
Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:
- ясновидения;
- исцеления;
- пророчества;
- наставничества;
- глубокой веры.
Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.
В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам. Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах. В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.
Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.
Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих.
Преподобный Антоний Печерский. Иконы
Известно несколько типов изображения преподобного Антония Печерского: единоличные, вместе с преподобным Феодосием Печерским, в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Пресвятой Богородице, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288 г.: преподобный Антоний представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся въздержанье и не лѣнмься иа бо о сѣм Гд помощьника», слева — преподобный Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в.
Свенская икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Москва, ГТГ
Преподобный Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, ГТГ
Пресвятая Богородица на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Москва, 1563 – 1583 гг. Москва, Успенский собор Московского Кремля
К единоличным изображениям преподобного Антония относится шитый покров начала XVI в., изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кирилло-Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе.
Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва, конец XV – начало XVI в. СПб, ГРМ
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород, первая половина XVI. Из церкви св. Никиты. СПб, ГРМ
Софийский иконописный подлинник второй четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» [].
Преподобный Антоний Печерский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА
Прп. Антоний Печерский. М.И. Дикарев (?). Икона. Мстера. 1890-е годы
Преподобный Антоний Печерский
Монах Афона
На святой горе Афон Антипа принимает постриг с именем Антония, так назвали его в честь Антония Великого, на трудах которого вырос молодой монах. Святой Антоний Великий, живший в 3-4 веках, был основоположником отшельнической жизни, его называют отцом монашества.
Традиции, основанные Великим отшельником, впоследствии принес в Киевскую Русь отец русского монашества святой Антоний Печерский. Имя Антоний переводится, как приобретение. Оба Антония стали настоящим приобретением для Создателя, через них Творец приобрел тысячи тысяч верных последователей.
В чем секрет Антония Великого, увлекающего за собой иноков со всех стран и континентов? Его суровый способ жизни, отказ от всех благ нормального человека, непрестанное пребывание в посте и молитве должен был отпугнуть человека, но видя достижения святителя, победу над человеческими слабостями и достижение силы духа, число последователей непрестанно растет.
Пещера преподобного Антония Печерского в Афонском монастыре
Антоний Печерский приносит в русские монастыри завещание великого покровителя, в котором говорится о том, только через соблюдение себя в строгости и воздержании можно постичь настоящую радость.