Можно ли православным читать и слушать мантры?

Содержание:

Чем медитация отличается от молитвы: характеристика термина медитация

  • Если рассматривать понятие медитации с точки зрения религиозных верований, то для христиан это в первую очередь сосредоточение. Возможно, на каком-либо аспекте, теме, учении, а может быть и на религиозной тематике.
  • В западных христианских учениях понятие медитации трактовалось именно так. При этом в обоих значениях подразумевалась собственная работа, концентрация на своих мыслях, а не обращение к Богу, как это происходит во время молитвы.

Медитируем

  • С точки зрения восточных религий, в частности, индуизма и буддизма, аналога христианской молитвы нет. Здесь все сконцентрировано на человеческом сознании, на духовном самоочищении и совершенствовании, а не на живой связи с Богом.
  • Кроме того, часто понятие Бога в этих религиях сводятся к безличной реальности либо же к материальным идолам, с которыми трудно непосредственно общаться. Это ведет к тому, что идеалом становится не приближение к Богу, а достижение определенного состояния удовлетворенности, что достигается именно медитацией, а не молитвой.
  • Подобное восприятие наблюдается и в исламских суфийских практиках, которые в качестве молитв используют ритуальные движения, музыку и пр. Этим достигается определенное изменение сознания, что также является медитированием, но не молитвой. Но не только в этом медитация отличается от молитвы.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Йога в православии

Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.

Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.

Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.

Чем медитация отличается от молитвы?

  • Многие богословы убеждены, что медитация не просто отличается от молитвы, а что они является противоположными и даже противоречащими друг другу понятиями. Дело не только в том, что, медитируя, человек стремится слиться с гармонией Вселенной, а молясь, направляет свои слова и мысли непосредственно к образу Всевышнего.
  • Основное различие состоит в том, что обращаясь к Богу, человек полностью мобилизует себя в качестве личности. Медитация же подразумевает «растворение» личности в окружающем мире, приспособляемость к нему.

Важно понимать разницу

  • Существует также мнение, что медитация является своего рода состоянием транса, в котором человек тоже не защищен от негативного влияния внешних сил.
  • Восприятие разума становится пассивным, а на первый план выходит подсознательное, лишая человека не только сознания, но и свободы и закрывая тем самым путь к постижению истины.

Моя личная история медитаций

Здравствуйте. Меня зовут Николай, мне 22 года, я православный и я медитирую. Удивлены? Да я и сам в шоке от себя, учитывая то, что долгое время я считал медитацию неугодным Богу занятием. И хорошо, что это не так, потому что практика осознанности мне дала очень много. Более того, есть разновидность православной медитации, которую я каждый день практикую.

С тех пор я значительно легче храню самообладание, меньше пью и вовсе не курю (хотя до этого я был заядлым курильщиком, мог выкурить до двух пачек). А все потому, что я научился расслабляться более конструктивным путем. Я – пример того, что все возможно, лишь бы захотеть.

Правильный порядок выполнения

Если человек решил заняться медитированием, к этому следует подойти со всей ответственностью и вниманием. Только в этом случае получится прийти к желаемому результату

Такой метод находит поддержку в православии, где молитвенные речи произносятся в соответствии с определенными правилами.

Прежде чем медитировать, необходимо провести подготовительную работу:

  • Выбрать уютное место. Желательно светлое, просторное и чистое.
  • Вымыться, расчесаться, надеть чистую светлую одежду.
  • Занять сидячую или лежачую позу, разместившись на полу, стуле. Главным условием при этом является комфорт для тела, чтобы оно не затекло при длительном нахождении в одной положении.
  • Наладить правильное дыхание, которое является основой медитации. Выполняя процедуру, нужно попеременно совершать глубокие вдохи и медленные длительные выдохи.
  • Заняв удобную позицию, нужно закрыть глаза и попытаться отстраниться от посторонних мыслей. Необходимо освободить разум от влияния негатива. Читая мантры, прислушивайтесь к словам, которые звучат в душе. Погрузитесь в звучание священного писания. Изначально, неопытному человеку сложно отвлечься от посторонних дум, выкинуть из головы насущные проблемы и обиды. Однако, позже, человек сможет с легкостью впадать в транс.

Христианство и медитация в современном мире

Как православие относится к медитации? В основном, церковь не разделяет мнения практикующих. Православие о йоге и медитации отзывается как о методе, лишающим человека части души. С одной стороны, он расслабляет ее, но с другой – теряет способность раскаиваться и исповедовать грехи. Исчезает потребность в покаянии и причастии.

Но в новом тысячелетии границы между мантрами и религиями исчезают. Раньше среди людей бытовало мнение, что медитация – это грех в православии. Сейчас она выступает как средство снятия напряжения и контролирования мыслей. Многие христиане находят что-то общее между медитацией и молитвой, посещают церковь и слушают тексты на санскрите.

Техника православного медитирования

Две несовместимые вещи – это медитация и православие, мнение священника такое является самым распространенным. Но в христианстве есть своеобразный аналог медитативной практики – Иисусова молитва. Человек должен постоянно молиться, используя при этом любые слова из Библии, наделяя их верой и смыслом. Сбиваясь, верующий должен снова возвращаться к чтению молитвы. Такой процесс похож на медитацию. Все что требует сосредоточенности и интереса человека является медитативной процедурой. Христианская медитация включает в себя 4 стадии:

  1. Трудовая или устная. Начальный этап, когда новичок учится удерживать свои мысли в правильном направлении.
  2. Сердечная. Здесь происходит общение с Богом. Верующий отвлечен от житейских проблем и наслаждается разговором с Всевышним. Сердце и голова мыслят одинаково.
  3. Творческая. Сила слов молитвы способна совершить невозможное.
  4. Последняя ступень скрыта от простых людей и доступна только ангелам.

Содержание молитвы может меняться. Главная цель – погружение в нее. Приходящие мысли стоит замечать, но не нужно на них отвлекаться. Поэтому раздумывая о том, можно ли слушать мантры православным христианам, каждому сначала надо выбрать для себя свой путь, который приведет к достижению духовной цели. Как бы плохо православие о медитации не отзывалось, она, как и молитва, направлена на очищение разума и души.

Польза медитаций для христиан

Вред медитации по православию не сравним с пользой, которую она приносит. Практика помогает:

  • наладить крепкий сон и вернуть аппетит;
  • омолодить организм и улучшить состояние здоровья;
  • избавиться от депрессий, стрессов и негативных эмоций, ворующих энергию;
  • обрести спокойствие и душевное равновесие.

Слушать мантры в начале лучше с духовным наставником. Он поможет настроиться и избежать распространенных ошибок.

4-й Миф: Медитация – опасна

Я вам расскажу, чем опасна Медитация…

Медитация прежде всего опасна тем, что лишит вас иллюзий. Она лишит вас того, что навязано вам извне, того, что не Ваше. Она полностью изменит Ваше восприятие и Ваши, так называемые – ценности.

Если вы будете постоянно практиковать Медитацию, эти практики приведут вас к тому, что вы больше не сможете врать, ловчить, обманывать, хитрить и т.д.

Пётр Успенский, ученик Георгия Ивановича Гурджиева в своей книге «Четвертый путь» говорит, что человек врет больше, чем делает что-либо другое… Об этом я рассказывал в статье «Гурджиев – упражнения для развития осознанности». (Откроется в новой вкладке)

Углубляясь в практики Медитаций, со временем, вы потеряете желание лгать, лицемерить, участвовать в политических играх – я имею ввиду, «мести хвостом» и заискивать перед людьми, когда вам что-то от них нужно и т.д.

Перестанете свысока смотреть на тех, кого сейчас вы считаете ниже себя, недостойными вашего внимания.

Вы станете более терпимы к людям, более понимающими, вы станете более пробужденными, более живыми и ответственными за свою жизнь.

Да, с углублением в свой внутренний мир, к вам придет внутреннее понимание и убежденность, что Вы, и только Вы ответственны за то, что с Вами происходило, происходит и будет происходить… Не правительство, ни президент, ни начальник на работе, ни мама, ни папа, ни Муж, ни жена, ни дети, ни катаклизмы, а ВЫ САМИ.

К вам придет такое понимание из Вас Самих, а не потому, что вам об этом сказал кто-то другой.

Так действует Медитация и Осознанность, так действует погружение в Себя. И это только малая часть того, какие изменения с Вами произойдут, влюбись Вы в Медитацию.

Этим опасна Медитация, что ваш ум потеряет всякую власть над Вами, поэтому он так и сопротивляется, подсовывая всякие страшилки, и придумывая разные мифы о Медитациях.

Медитация и православие в условиях современности

Что говорится в православии о медитации, считается ли она грехом — этот вопрос беспокоит многих. Медитация не является грехом. Многие православные не знают, что в христианской религии есть своеобразный аналог медитативной практики — Иисусова молитва. Конечно, христиане не считают ее каким-либо образом относящейся к медитации, однако, их отличительные признаки схожи.

Сущность медитации состоит в концентрации внимания на некотором объекте. Поэтому любая процедура, требующая сосредоточенности и интересующая человека, относится к медитативной. Медитация является процедурой, направленной на релаксацию и контроль мыслей.

Считается, что медитация с православием несовместимы, но сейчас их границы стираются. Христиане проявляют все больший интерес к медитированию, так как находят много схожих черт с молитвой и стремлением к единению души. Разница лишь в том, что при чтении молитвы, в качестве мантры применяются молитвенные слова, которые также направлены на достижение духовного совершенства.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.


Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
отсутствие различий между добром и злом;
концентрация на человеческом «Я»;
отсутствие Бога;
достижение лже-покоя;
отрицание Господа.

Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Литература

В Викисловаре есть статья «медитация»

  • Василенко Л. И. Медитация // Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1996. — 256 с.
  • Гутов Е. В. Медитация // Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — 1064 с. — ISBN 3-932173-35-X.
  • Забияко А. П. Медитация // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. / гл. ред. И. Т. Касавин. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. — 1248 с. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  • Зорин В. И. Медитация // Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. — 407 с. (недоступная ссылка)
  • Кондаков И. М. Медитация // Психологический словарь. — 2000.
  • Корнев В. И. Медитация // Буддизм : словарь / . — М.: Республика, 1992. — 286 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Кривицкий Л. В. Медитация // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0.
  • Медитация // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с.
  • Медитация // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 357. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Benson H. The Relaxation Response / Herbert Benson (M.D.). — HarperCollins. — 1975. — ISBN 0-380-81595-8.
  • Йонге Мингьюр Ринпоче. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему..
  • Йонге Мингьюр Ринпоче. Радостная мудрость. Принятие перемен и обретение свободы..

Что следует понимать под медитацией?

На сегодняшний день слову «медитация» дано немало различных определений. Но все сводятся к одному –  это универсальная практика духовной мудрости, лежащая в основе разнообразных духовных религий.

И обычно она делает упор на возможность заниматься практикой практически везде, независимо от погоды, времени суток, пола, социальной принадлежности и возраста.

Обычно считается, что христианство и медитация абсолютно несовместимы и противоположны. В процессе медитирования человек полностью стирает личностное начало и совершенно отключается от внешнего мира.

Душевная открытость считается опасной, поскольку человек становится незащищенным для большинства злых сил, и подвергается воздействию падших духов.

А во время молитвы, наоборот, максимально приближается к Богу и мобилизует собственную личность. Но здесь нужно вспомнить одну истину – ранние христиане предпочитали относиться медитации весьма благосклонно, но со временем данное отношение оказалась забытым.

Их молитвы отличались не только простой, но и созерцательностью, приближая человека непосредственно к Богу. По сути своей молитвы были вполне совместимы с медитацией, и являлись ею проявлением.

Потому не будет ничего страшного и не богоугодного, если использовать в качестве мантры молитву. Необходимо лишь подобрать наиболее близкую сердцу и выучить ее наизусть.

«Отче Наш», «Живые Помощи» и даже слово «Аллилуйя» прекрасно подойдут в качестве мантры, помогающей настроиться на духовный лад. А тем, кто сомневается и боится нагрешить, стоит сходить в церковь и спросить совета у Батюшки.

Но в целом, с христианской точки зрения не будет ошибкой медитировать, стараясь достичь духовного совершенства и единения со Всевышним.

Отличия медитации и молитвы

Понятие медитации имеет отличительные и схожие черты с молитвой. Рассмотрим особенности этих практик:

  1. Существуют разнообразные формы медиации (мантра-медитация, состоящая из произнесения звуков и словоформ, которые погружают йогина в состояние возвышенного сознания). Это своего рода транс, который придает ощущениям человека некую духовность и эйфорию. Таким образом, медитирующий во время процедуры подвержен влиянию злых сил, так как его защитный барьер на это время ослабевает;
  2. Медитация как бы растворяет личность человека, одухотворяет его, а целью молитвы является единение человека, как личности. Медитативные практики используются в тех религиозных учениях, где исповедуется пантеизм. Это верование, которое проповедует, что Бог — это все. Однако по православным канонам Бог — субъективное существо, которое есть вне временных и пространственных границ. Бог инициировал создание всего, но Он не является всем. Молитва представляет собой общение между человеком и Богом, а медитация направлена на одухотворение личности, ее растворение;
  3. Есть в понятиях медитации и молитвы схожие черты: во время их проведения, необходимо выбросить из головы негативные мысли, обиды и злость.

Позиция православной церкви к учению йоги

Православная вера не подразумевает выполнение каких-либо специфических действий или движений, подобных асанам в йоге. Тем не менее существует множество людей, которые относят себя к православным, но при этом занимаются йогой.

Поскольку в России большинство людей считаются приверженцами православной церкви, необходимо задуматься о том, что думает православие о йоге. Большинство православных батюшек достаточно отрицательно отзываются о том, когда человек встает на путь практики йога. Но некоторые современные батюшки могут высказать и положительную точку зрения. Необходимо помнить, что это сугубо индивидуальная реакция каждого конкретного служителя церкви и единую правильную позицию определить практически невозможно.

Тем не менее можно выделить основные негативные моменты, по которым православие и йоги считаются несовместимыми. Среди них наиболее часто выделяются:

  • многие сторонники православия выделяют негативное влияние медитации, называя ее «околорелигиозным» аспектом в йоге;
  • необходимо иметь различие между приверженцем практики йоги как физической нагрузки и как философии, мировоззрения и религии;
  • неизученные способности практики и влияние их на разум человека;
  • различие православных канонов и заповедей с аюрведическими;
  • разница в питании и постах;
  • разница в принятии человеком Бога;
  • разница в ощущении энергии.

В йоге существует ответвление под названием кундалини-йога

В целом кундалини — это специфическая энергия, проистекающая в теле человека и являющаяся жизненно важной. При этом йога подразумевает начало и концентрацию ее около основания позвоночника, то есть область ниже сердца

Православная церковь полагает, что ощущения во время чтения молитв или просьб к Богу не должны находиться ниже зоны сердца. Если же это происходит, то необходимо отвергать такие ощущения. Таким образом, многие аспекты православия и йоги практически несовместимы.

Суть медитации

Фото: Flickr.com

Если рассмотреть, чем является медитация, получится, что человек пытается самостоятельно вознестись на небо. Он отрывается от повседневных проблем, вознося свой разум к небу. В таком состоянии его переполняет гордость, один из опасных и коварных грехов, поэтому о духовности такой практики с религиозной точки зрения говорить не приходится.

Более того, на небе, как утверждают священнослужители, такой человек неизменно встречает дьявола. Не осознавая этого, он продолжает любоваться своей мнимой духовностью. Отказывается признавать реальность, начинает жить в иллюзорном мире, красуясь сам перед собой. В результате все это неизбежно приводит к помрачению ума.

В этой связи стоит еще раз задуматься, с какой целью на землю спускался Спаситель. Одной из целей Иисуса Христа было подготовить людей к Царствию Небесному. Однако путь на небо должен быть не связан с медитацией и мнимыми духовными практиками. Это должен стать путь смирения и покаяния.

Когда говорят, что медитация — это грех, подразумевают ритуальную медитацию, она неуместна в жизни православного

А вообще, грех ли медитация? Нет, такой грех нигде в Писании не упомянут. Но надо понимать, что медитация бывает разной:

Медитация-релаксация

Это просто техника расслабления. Её используют, например, психологи, чтобы помочь клиентам успокоить ум. Никакого ритуального и эзотерического содержания в ней нет.

Медитация — это эффективная техника расслабления психики, в ней не обязателен религиозный подтекст

Религиозная медитация

В ней подразумевается использование ритуальных мантр и созерцание образов божеств. С точки зрения православия, такая практика — предательство своей религиозной традиции, что, само собой, не может иметь положительной оценки.

Это довольно поверхностный взгляд на медитацию. В восточных традициях классификация подобных состояний куда подробнее, но в рамках нашей темы эти детали разумно опустить.

Православие о медитативных практиках

В связи с тем, что темы, касающиеся медитации, стали довольно часто освещаться в средствах массовой информации и на страницах Интернет-форумов, эта практика стремительно приобретает своих поклонников. Среди них встречаются люди разных вероисповеданий, в том числе и православия. Вопрос о том, может ли медитация стать позволительным инструментом духовного роста для православных с точки зрения церкви, не перестает волновать ее прихожан. Сразу следует сказать о том, что православие отвергает подобные практики, которые признаются еретическими и не соответствующими представлениям об истинах, прописанных в Евангелии. В православном мире единственным путем, предоставляющим возможность обратиться к Богу, считаются молитвы.

Традиционно существующая в индуизме и буддизме религиозная медитация православием категорически отвергается, поскольку, по убеждениям ее приверженцев, во время таких сеансов человек не способен вступить в контакт непосредственно с Богом или другим святым, который может выслушать и наделить необходимыми силами. Опасность этой практики сторонниками религии видится в обезличивании Божественной силы, в трансформации религиозного сознания человека, отдавшего предпочтение православию. Увлечение ею есть путь к греху, который трактуется как проявление человеком недопустимого желания слиться с Высшими силами, прикоснуться к запретным областям неподвластных ему знаний. В соответствии с классическими канонами роль медитации в православии может выполнять только молитва. Иные пути, позволяющие вступить во взаимодействие с Высшими силами, будут рассматриваться как пагубные, способные запятнать религиозное мышление.

Вместе с тем, внимательно изучая страницы древних святых источников, мы находим информацию, которая способна сообщить о том, что опасность медитации православной церковью существенно преувеличена. Иными словами, опасности в ней для православного человека нет никакой. Сам Христос, пребывая в пустыне, занимался медитациями с целью поиска правильного пути для своего народа.

Никто не будет спорить с тем, что, выбирая религию, человек должен следовать определенным канонам, демонстрирующим его мировоззрение. Но, как было сказано ранее, медитация – это не только способ активного общения с Высшим разумом. Это эффективный психотерапевтический инструмент, позволяющий заглянуть в глубины сознания и оказать помощь человеку, независимо от его принадлежности к той или иной церкви. Психологические и психофизиологические практики, налаживающие работу психических функций личности, направлены на устранение проблем. Вред от медитации будет проявляться только в случае ее некомпетентного использования, недостаточного погружения в азы проведения этой уникальной процедуры.

Восточные традиции не заслуживают огульного осуждения, они нам ближе, чем кажется

Почти все духовные практики, которые мы обобщаем под словом «йога», пришли из индуизма и буддизма. И тут обычно раздаются возгласы: «Язычество!», но нет, не нужно спешить делать такие заявления.

Индуизм — религия монотеистическая, как ислам и иудаизм. Множество божеств в нём несут далеко не верховную божественную функцию в христианском её понимании (они, скорее, ближе по роли к христианским ангелам и чертям), а Бог там тоже один.

Буддизм и вовсе — образ жизни, который тему Всевышнего оставляет за скобками, это не религия.

Митрополит Сурожский Антоний призывал никогда не судить категорично о восточных традициях:


Сурожский Антоний
Митрополит

Теперь, когда мы отбросили в сторону предвзятость, разберёмся в разнообразии видов йоги.

Характерный случай в англиканской церкви

В газете «Таймс» от 31 августа 2007 года была опубликована статья, которая наделала много шума. «Священники запрещают нехристианскую йогу для малышей» гласил заголовок, и далее говорилось: «Была запрещена детская группа, проводившая занятия йогой в двух помещениях церкви. Группа была разогнана священниками, которые описали Йогу как нечто мошенническое и нехристианское». Точка зрения, представленная в статье, казалось, позволяет предположить, что священники повели себя как неразумные и чрезмерно фанатичные паникёры. Из статьи также известно, что учительница йоги мисс Вудкок была «возмущена» их запретом на её «Юм-Юм йогу для малышей и их мам». Она утверждает, что объяснила церкви, что её «йога носит совершенно нерелигиозный характер». Она, однако, была вынуждена признать, что «некоторые виды взрослой йоги основаны на индуистских и буддийских медитациях».

Употребляя слово «упражнение», а не «медитация», учительница обращает наше внимание на два основных типа йоги, распространённых сегодня: современная физическая йога и современная медитативная йога. Понимая, что медитативная йога часто углубляется в духовные сферы и ставит цели, несовместимые с христианством, мисс Вудкок стремится сохранить «упражнение», без «медитации»

Может ли такой отказ сделать йогу «безопасной»?

Священники не согласны: «Философия йоги не может быть отсоединена от её практики, и любой учитель йоги (даже для малышей) должен разделять точку зрения этой философии. Йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности – это вера в Бога, через Иисуса Христа».

Любая надежда исключительно на «человеческий метод» для достижения целостности в отрыве от веры в Иисуса Христа, безусловно, подвергается осуждению со стороны священнослужителей – в том числе англиканских и баптистских.

Но при этом среди мирян есть такие, кто задается вопросом о том, нельзя ли рассматривать методы йоги как средство «для настройки» нашего тела и души, чтобы мы стали лучше воспринимать Божью благодать? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, мне необходимо вкратце рассказать о видах йоги, которые можно сегодня встретить, и о том индо-буддийском этосе, неотъемлемой частью которого они являются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector