Земной поклон как делать правильно в православии? когда делать земные поклоны на литургии? когда нельзя делать земные поклоны? можно ли после причастия делать земные поклоны?

Содержание:

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Азы Православия. О поклонах и крестном знамении

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов

следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном

следует:

При входе в храм и при выходе из него — три раза.
При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
При словах «Честнейшую Херувим…».
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
При окончании пения или чтения каждой стихиры.
На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном

следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
По окончании пения «Тебе поем…».
После «Достойно есть…» или задостойника.
При возгласе «Святая святым».
При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны :

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Правила о поклонах и крестном знамении

Креститься без поклонов:

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза. 2. В начале «Верую». 3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш». 4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него — три раза. 2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». 3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице. 4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих». 5. При словах «Честнейшую Херувим». 6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем». 7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза. 8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым. 9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь). 10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном:

1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза. 2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем». 3. В начале пения «Достойно и праведно есть». 4. После «Тебе поем». 5. После «Достойно есть» или Задостойника. 6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко». 7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно». 8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона. 9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего». 10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

1. При словах священника «Мир всем» 2. «Благословение Господне на вас», 3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», 4. «И да будут милости Великаго Бога» и 5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого). Креститься не положено 1. Во время псалмов. 2. Вообще во время пения. 3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы 4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

Не допускается земных поклонов: Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Когда нельзя делать земные поклоны

Существуют периоды, когда запрещено выполнять великие поклоны:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • в дни от Рождества до Крещения (Святые дни);
  • в воскресные дни. В качестве исключения рассматривается период, когда земной поклон дозволяется на литургии в воскресный день: после фразы священнослужителя «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент, когда выносят из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • в дни великих праздников;
  • от Пасхи до Пятидесятницы;
  • в праздник Преображения;
  • запрещается причастникам в день первого причастия до вечернего богослужения.

Среди разновидностей поклонов выделяют еще и постовые поклоны – это троекратные земные поклоны, которым сопутствуют наложение православного крестного знамения и прочтение молитвенного текста св. Ефрема Сирина, изложенного в трех стихах.

О поклонах при Богослужении

О поклонах при всяком богослужении*

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;

— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;

— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);

— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;

— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;

— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;

— после целования – 1 поклон;

— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;

— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;

— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

– на всех иерейских возгласах — по поклону;

— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;

— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

— на Трисвятом – 3 поклона;

— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;

— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;

— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;

— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;

— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;

— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;

— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;

Поклоны в Священном Писании

Обычай совершать поклоны описан в Священном Писании. На коленях молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма: «Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу» (3 Царств 8:54). На коленях трижды в день молился святой пророк Даниил в период вавилонского пленения израильтян: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан. 6:10). На коленях за свой народ молился святой пророк Ездра: «А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему» (Ездр. 9:5).

В Новом Завете наш Спаситель усердно молился на горе Елеонской, преклонив колени: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). Святой первомученик апостол Стефан на коленях возносил молитву за своих убийц: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:60). Таким же образом молился апостол Пётр перед воскресением Тавифы: «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (Деян. 9:40).

Не лицемерить, не поучать и не кланяться для галочки

Категорически не рекомендую делать поклоны напоказ, это лицемерие и мерзость перед Богом. Господь всегда обличал лицемерие. Можно обманывать ближних, но Бога не обманешь. Когда прихожане бросаются на пол во внезапном приступе благочестия — это тщеславие. Ещё нельзя поучать и требовать от других, чтобы они совершали земные поклоны — это неправильно, потому что человек может по состоянию здоровья не иметь возможности кланяться. Такое поведение только отталкивает людей. Всё должно совершаться добровольно и по силам. Никто не требует совершать поклоны по принуждению — ведь тогда это не будет выражением ни любви, ни страха Божия.

Нельзя делать поклоны внешне и механически. Поклон должен быть наполнен смыслом, о котором мы упоминали: любовью, благодарностью, страхом Божиим и так далее. Когда мы делаем поклон, всегда надо помнить, перед кем или чем мы преклоняемся, где находимся — ведь в храме всё Духом Святым совершается, мы в святом месте пребываем. Не надо делать поклоны для галочки, без души, равнодушно.

Подытожу: поклоны имеют особое значение. У нас сложная система разных поклонов, совершать которые надо по уставу, но из всех правил есть исключения. Главное — чтобы в вашей жизни не было поклонов без веры, благоговения и страха Божия.

По материалам православной прессы

Просмотры (660)

Что означает земной поклон

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что Иисус Христос взывал мольбы, припадая на колени, и мы должны брать пример со Спасителя, если имеются для этого телесные силы.

Обычай совершать поклоны пришел с древних библейских времен

Земное поклонение, по словам святых отцов, означает грехопадение человеческого естества, а поднятие с колен символизирует оставление прегрешений.

Поясные и земные поклоны

Различаются поклоны великие или земные, при которых христианин опускается на колени и прикасается головой к земле, и малые или поясные — когда человек наклоняет голову и тело. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что себя необходимо принуждать к деланию поклонов, это смирит гордость, сидящую в глубине сердца.

  • Малые преклонения совершают в моменты келейных и храмовых молитв. На богослужении, когда батюшка благословляет мирян рукой, поклон делается без осенения себя крестным знамением.
  • Великие поклоны в пост совершают три раза, сопровождая крестным знамением и чтением молитвы Ефрема Сирина. Ее делят на три стиха. Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо, своевременно.

Преклонения делают после краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время чтения или пения. Нельзя поклоняться во время совершения крестного знамения.

Когда можно совершать земные поклоны

В дни Великого поста положено сделать 3 великих поклона после входа в церковь перед Распятием. Сначала совершают 2 знамения с преклонениями, потом прикладываются к Кресту и преклоняются в третий раз.


При выполнении поклона христиане показывают смирение и благоговение перед Богом

Точно так же делают, когда покидают храм. В воскресный день на Литургии разрешено делать великие поклоны в некоторых случаях. При пении «Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим» после 8 песни канона.

Также можно преклониться после слов «Тебе поем, Тебе благословим». Именно при этом пении в алтаре батюшка совершает кульминационное действие — пресуществление Святых даров.

Когда нельзя делать земные поклоны

По церковным правилам христиане не должны осуществлять земное преклонение в следующие периоды:

  • в период от светлой Пасхи до Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения Господнего — с 7 января до 19 января;
  • в двунадесятые праздники;
  • в воскресные службы за исключением некоторых моментов.

Великие преклонения в эти периоды запрещены святыми апостолами, также закреплены I и VI Вселенским Собором. Эти периоды времени символизируют примирение христианина с Господом, когда человек уже не раб Божий, а сын.

Когда полагается креститься с земным поклоном

В воскресные дни благословляется класть великие поклоны после произнесения священником «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса Чаши из алтаря, когда батюшка говорит «Со страхом Божием и верою приступите».


Поклоны совершают после каждого прошения ектении или молитвословия

На коленях, сердечный и поясной поклон: в каких случаях русские должны были так кланяться

Еще в первобытную эпоху поклон – преклонение головы и тела к земле – практиковался как ритуальное действие во время отправления культа божеству, выражающее смирение и благоговение перед высшими силами.

Большое значение поклоны имели и в традиционной культуре России.

За века своего существования традиция бить поклоны претерпевала многократные изменения, обрастая новыми смыслами, часть из которых сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня.

Наследие Золотой Орды

Древнейшей формой поклона было падение ниц, лицом к земле. Не разделяя власти земной и небесной, древние люди падали ниц не только во время молитвы, но и перед государственными правителями, символически признавая тем самым, сакральность их власти. На Русь традиция падать ниц пришла вместе с татаро-монгольским нашествием.

Позаимствовавшие эту традицию у Китая, татарские ханы принуждали русских князей во время официального приема соблюдать весь принятый у ордынцев церемониал, включавший непременное падение ниц и целование ковра перед ханским троном.

Закрепившись в русской придворной культуре, падения ниц совершались перед русским царем во время официальных мероприятий вплоть до XVI века.

Церковная традиция

В то же время в христианской традиции, в соответствии с библейскими указаниями, появляется земной, или, по-другому, великий поклон – положение, когда молящийся, стоя на коленях и опираясь на руки, касается лбом земли.

Придя на Русь вместе с православием, христианский земной поклон одновременно изменяет символический смысл прикосновения к земле, существовавший прежде у славян.

Если изначально в русском язычестве целование земли считалось источником силы и благодати, то с установлением христианства земной поклон начинает символизировать обращение себя в прах.

Так, например, по древним русским уставам земной поклон непременно полагалось класть на молитве «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися». Молиться, касаясь земли коленями и лбом, на Руси было принято до церковных реформ патриарха Никона, а старообрядцы сохранили эту традицию до наших дней.

В знак особого благоговения последователи старообрядчества кладут земные поклоны при поклонении святыням или во время главных моментов богослужения, причем вне зависимости от того, будничный это день, воскресный или праздничный.

В то же время после реформ патриарха Никона в Русской православной церкви богослужебные традиции начинают изменяться, приобретая более «византийские» формы.

Так троекратные земные поклоны остаются в традиции Русской православной церкви на Великий пост или назначаются в качестве епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника.

На смену же земным поклонам приходят поклоны малые, или поясные. Они совершаются во время всех храмовых и домашних молитвах и на богослужении.

Светская традиция

Если коленопреклонение осуществлялось русскими только в особо торжественных случаях, при большой народной беде или при лобызании высокочтимых чудотворных икон, то поясной поклон в дореволюционной России использовался не только во время молитвы, но и являлся основной формой учтивого приветствия в обществе. Поясным поклоном чествовали родителей и выражали почтение обществу, простолюдины также кланялись «в пояс» представителям духовенства, дворянам и царю. В случаях особой признательности или почитания использовался также сердечный поклон – при поясном поклоне правую руку прижимали к сердцу.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагаетсяВ православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Земные поклоны и коленопреклонённые молитвы

Очень интересно дела обстоят с коленопреклонёнными молитвами, в отношении которых есть различные мнения. Совершать их не рекомендовалось ещё на Первом и Шестом Вселенских соборах — это отражено в 20-м правиле Первого и 90-м Шестого. Священник Михаил Желтов, богослов и литургист, член Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви считает, что эти запреты относятся к коленопреклонённым ектениям, во время которых в древней Церкви народ Божий длительно молился на коленях. В наши дни мы так молимся в день Пресвятой Троицы. Видимо, в древности народ был покрепче, вера у него была потвёрже, вот люди и молились на коленях намного больше. К слову, призыв «Премудрость, прости» был как раз призывом встать с колен, это дословный перевод греческих слов «станьте прямо».

Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенские соборы осуждали длительные молитвы на коленях в воскресные и праздничные дни. Однако это напрямую не относится к земным поклонам, которые человек может совершить быстро. У Церкви нет строгого запрета на земные поклоны в воскресные дни. Это скорее рекомендация, сопряжённая с традициями и уставом.

Как делать земной поклон по правилам?

Все молитвы и песнопения, после которых осуществляют коленопреклонение, обязательно должны сопровождаться осенением себя крестным знамением. Одновременное проведение действ неправильно.

Важно! Земной поклон необходимо класть медленно, с внутренней молитвой и сосредоточением. Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом

Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым

Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом. Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым.

Земные поклоны после Причастия

В первые века нового времени перед Святым Причащением не совершали великих поклонов. Христиане перед принятием Крови и Плоти Спасителя поклонялись до пояса и накладывали на себя крестное знамение. Это до сих пор наблюдается в византийских церквях.

Сейчас православные верующие преклоняются перед Чашей, даже если не участвуют в Евхаристии.

В день Причащения Святых Христовых Таин нельзя поклоняться ниц. Преклонения выражают покаянное чувство, боль о своих грехах. Причастник должен соединиться с Господом в процессе Таинства и пребывать в духовном благоговении.


Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо и своевременно

После Причащения необходимо воздать Господу благодарственные молитвы, которые читают по окончании богослужения, или помолиться самостоятельно дома.

Земные поклоны на литургии

На Божественной Литургии необходимо поклоняться так:

  • три поклона до пояса при чтении и пении молитвы «Святый Боже», «Приидите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», после трехкратного «Аллилуйя»;
  • три преклонения на псалом 118;
  • малый поклон и крестное знамение на возгласах батюшки, при пении «Господи, помилуй», «Подай, Господи»;
  • поясное поклонение на молитвах, стихирах, только после слов «Припадем», «Поклонимся», «Молимся»;
  • земное преклонение при первом и втором явлении Святых Даров;
  • земное поклонение после слов «Благодарим Господа», после завершения песнопения «Тебе поем»;
  • малый поклон делается перед и после чтения Евангелия;
  • поясной поклон при чтении акафиста, на кондаке и икосе.

Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны

В дни от праздника Воскресения Господа Иисуса Христа до Святой Троицы великие поклоны осуществлять запрещено. Но при выносе Чаши опуститься на колени для воздания благодарения Богу не возбраняется.

Важно! Дома можно совершать коленопреклонения после чтения кафизм, молитв. Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру

Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться

Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру. Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Многогранное явление

В православии поклонам уделяется особое место — как в богослужении, так и в частной молитве. Разработана целая система земных, поясных поклонов и преклонения главы. Духовный смысл поклонов многогранен. Это аскетические упражнения, влияющие на тело и душу человека. Поклон в храме выражает смирение и преклонение перед Богом, уважение и страх, признание Его превосходства и величия перед нашей греховностью и несовершенством. Земной поклон также может считаться выражением любви к Богу, жестом выражения особого благоговения перед Ним. Это и жертва, и выражение любви, страха Божия и благодарности — в зависимости от того, что движет человеком.

Преклонение главы — одна из форм поклона. Мы преклоняем головы, когда:

  • священник призывает: «Главы наша Господеви преклоним» на вечернем богослужении и «Главы ваша Господеви преклоните» на Божественной литургии,
  • в ответ на слова священника «Мир всем»,
  • когда читают Священное Писание,
  • в тот момент, когда священник благословляет рукой, иконой, Крестом, Евангелием, Святой Чашей.

Поясные поклоны православные верующие совершают:

  • на всех ектениях после слов «Господи, помилуй» и «Подай, Господи»,
  • при троекратном «Алиллуйя»,
  • на «Буди имя Господне».
  • При произнесении молитв «Приидите, поклонимся» и «Трисвятое» положены по три поясных поклона, по окончании молитв — один.

Земные поклоны совершаются:

  • в период Великого Поста, начиная со среды Сырной седмицы и до Великой среды включительно;
  • при поклонении святыням: Кресту — на Крестопоклонной неделе Великого поста, в праздник Крестовоздвижения, при выносе Креста на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста; Плащанице — на праздник Успения и на погребение Плащаницы в Страстную Пятницу Великого Поста;
  • при поклонении святым мощам.

Земные поклоны не совершаются:

  • в субботние и воскресные дни, начиная с вечерни в пятницу,
  • в период от Пасхи до дня Святой Троицы,
  • на Святки — с 7 по 17 января по новому стилю,
  • во все двунадесятые и великие праздники,
  • в день принятия Святых Христовых Таин.

Земной поклон в исламе

Саджда (земной поклон) является одним из обязательных элементов намаза. Человек, совершающий намаз, после выпрямления из поясного поклона, совершает земной поклон, касаясь земли лбом и носом, выражая тем самым свое почтение перед Аллахом. В каждом ракате намаза совершается два саджда, друг за другом. Если во время саджда коснуться земли только лбом, не касаясь носом, то такое саджда разрешено, однако при отсутствии уважительной причины такое саджда является макрухом.

Если же во время саджда человек касается земли только носом и не касается лбом, то, по мнению имама Абу Ханифы, такое саджда допустимо, тогда как, по мнению имама Мухаммада и Абу Юсуфа, без уважительной причины такое саджда не разрешено. Касаться земли во время саджда подбородком или щекой нельзя.

Если человек не может коснуться земли лбом и носом, то он выполняет саджда кивком головы. По мнению ученых ханафитского мазхаба, касаться земли ладонями и коленями во время саджда является сунной, тогда как, по мнению имама Зуфара, Шафии и Ахмада, это является фардом. Недопустимо совершать саджда, не касаясь земли пальцами ног.

Если место саджда будет на пол аршина (двенадцать пальцев) выше того места, где находятся ноги, то саджда будет разрешено, если же это место будет гораздо выше, то в этом случае совершение саджда будет недопустимо.

По причине большого количества людей, можно совершать саджда на колени или на спину впереди молящегося. Если саджда совершается на чем-то мягком, на шерсти, сене или на снегу, если под этим чувствуется твердая поверхность, то в этом случае саджда будет разрешенным.

Если же лицо утопает в этом, и не ощущается твердости, то саджда будет недозволенным. Саджда можно совершать на всем, что постелено на землю, при условии, что это является чистым. Наличие нечистот на этом месте не нанесет вреда, при условии, что у нечистот отсутствует запах и объем.

Саджда – это самый важный элемент намаза и наиболее яркое выражение смирения перед Аллахом и Его возвеличивания. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек ближе всего к своему Господу во время саджда. Во время саджда делайте много дуа» (Муслим, Салят, 215).

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда &minus- тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector