Послание к римлянам апостола павла
Содержание:
- Краткое содержание Послания Апостола Павла к Римлянам.
- Глава 11
- Какие толкования существуют
- Литература
- Толкование на Послание Павла Римлянам.
- Глава 8
- Авторство
- Глава 9
- Послание к Римлянам святого апостола Павла
- Когда и при каких обстоятельствах было написано
- Глава 15
- Глава 1
- Послание к Римлянам святого апостола Павла
Краткое содержание Послания Апостола Павла к Римлянам.
Глава 1. Вступление, приветствие, изложение темы Послания. Рассуждения о том, что в гневе Божьем раскрывается Его праведность.
Глава 2. О людских судах и Суде Божьем. Иисус Христос. Осуждение неверия и лицемерия евреев.
Глава 3. О греховности и неверии. Каждый осознает греховность свою. О праведности Божьей.
Глава 4. Примеры праведности Божьей. Праведность оценивается по вере.
Глава 5. Греховность и праведность в противопоставлении.
Глава 6. Об освящении. О службе праведности.
Глава 7. Триада Вера-Грех-Закон.
Глава 8. Сила и уверенность освященных
Глава 9. О праве Бога совершать избрание. Объяснение принципа избрания. Израиль – как избранный народ. Результаты избрания.
Глава 10. Отношение Бога и Народа Богоизбранного.
Глава 11. Неизменность Божьего избрания. О взаимоотношениях язычников с Богом.
Глава 12. Божия праведность проявляется жизни язычников. О христианском служении и взаимоотношениях.
Глава 13. Об отношении к властям, о жизни и приближающемся спасении.
Глава 14. О взаимоотношениях между верующими.
Глава 15. О подражании Христу. О личных планах апостола Павла посетить римлян.
Глава 16. Приветствия членам римской общины.
Глава 11
1 | Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. | |
2 | Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: | |
3 | Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. | |
4 | Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. | |
5 | Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. | |
6 | Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. | |
7 | Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, | |
8 | как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. | |
9 | И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; | |
10 | да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда. | |
11 | Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. | |
12 | Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. | |
13 | Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. | |
14 | Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? | |
15 | Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? | |
16 | Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. | |
17 | Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, | |
18 | то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. | |
19 | Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». | |
20 | Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. | |
21 | Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. | |
22 | Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. | |
23 | Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. | |
24 | Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. | |
25 | Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; | |
26 | и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. | |
27 | И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. | |
28 | В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. | |
29 | Ибо дары и призвание Божие непреложны. | |
30 | Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, | |
31 | так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. | |
32 | Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. | |
33 | О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! | |
34 | Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? | |
35 | Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? | |
36 | Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. |
Глава 10
Глава 12
Какие толкования существуют
Послание столь глубоко по содержанию, излагая все христианское учение, что свт. Иоанн Златоуст посвятил его главам целых 32 проповеди, стремясь пояснить слушателями все подробности сказанного Апостолом. Это толкование – одно из самых подробных. Кроме того, известны беседы на это Павлово сочинение:
- свт. Феофилакта Болгарского;
- прп. Ефрема Сирина.
Оба эти писания тоже рассматривают текст св. Павла очень подробно, углубляя читающего в значение буквально каждой сказанной автором фразы. Они рассчитаны на неспешное, вдумчивое чтение.
Из позднейших толкований широко известно сочинение свт. Феофана Затворника, разделяющего текст на части по затронутым «апостолом языков» темам. Об этой книге свт. Феофан упоминает в письме одному настоятелю монастыря 29 ноября 1879 г. Толкование это издано двумя книгами в 1890 г., за 4 года до кончины святителя.
Литература
- Богдашевский (еп.Василий), Неповрежденность послания св. ап. Павла к Римлянам, ТКДА, 1904, № 6;
- Боор Вернер де, Послание к римлянам, Корнталь, 1989;
- Жизнь, посвященная возвышенной цели. Пособие к изучению послания ап. Павла к Римлянам, Буэнос-Айрес (б. г.);
- архиеп. Ириней (Клементьевский), Послание св. ап. Павла к римлянам со истолкованием, М., 1787;
- еп. Михаил (Лузин), Библейская наука. Академические чтения по Свящ. Писанию НЗ, т.3, вып. 2: Римская церковь и послание к римлянам, Тула, 1906;
- Пробудись к жизни: Парафраз Послания к Римлянам, Wheaton, 1983;
- Розанов Н.П., К Римлянам послание св. ап.Павла, ТБ, т.10;
- его же, О послании ап. Павла к Римлянам, там же;
- Тярк О.А., Послание к Римлянам, БВс, 1972, № 3-6, 1973, № 1-6, 1974, № 1-4;
- еп. Феофан (Говоров), Толкование на послание св. ап.Павла к Римлянам, кн. 1-2, М., 1890;
- Barrett C.K., Reading Through Romans, L.-Phil., 1977;
- Bruce F.F., The Epistles of Paul to the Romans, Grand Rapids (Mich.), 1963;
- Fitzmeyer J.A., Romans, NCE, v.12;
- Hunter A.M., The Epistle to the Romans, L., 1957;
- Kertelge K., The Epistle to the Romans, L.-N.Y., 1972;
- Kasemann E., Commentary on Romans, Grand Rapids (Mich.), 1980;
- Lyonnet S., Le message de l’№p€tre aux Romains, P., 1971;
- id., Les №tapes de l’histoire du salut selon l’Ep€tre aux Romains, P., 1969;
- Maly E.H., Romans, Wilmington, 1979;
- Minear P.S., The Obedience of Faith, L., 1971;
- Moxnes H., Theology in conflict, Leiden, 1980;
- Stagg F., Galatians, Romans, Atlanta, 1980;
- Zilonka P., Romans, Chi., 1979;
Толкование на Послание Павла Римлянам.
В своем послании Павел обращается к христианам Рима, которые в большинстве своем были прежде язычниками, лишь малая часть римских христиан была евреями. Павел сам именует себя «апостолом язычников». В последней главе Послания автор шлет личные приветствия деятелям Римской Церкви (всего он называет 28 имен), из чего можно сделать вывод, что Апостол Павел имел большое влияние на Христианскую общину. Многие из ведущих деятелей данной общины обратились к вере благодаря деятельности Павла.
Одной из целей написания Послания к Римлянам было сообщить общине о своем намерении посетить Рим и подготовить христиан к своему приезду. Павел всегда имел огромное желание посетить римскую общину и хотел, чтобы верующие Рима молились об исполнении этих планов. Павел хотел лично благовествовать римлянам о всеобщем спасении. В Послании Павел знакомит римлян с планом триединого Бога по спасению человечества. Также Павла волновали противоречия, которые возникали в римской христианской общине между евреями и язычниками. Павел говорил о преимуществе «быть иудеем», однако подчеркивал «доступность» веры и Бога для остальных народов.
Апостол Павел в Послании Римлянам много рассуждает о «правде Божией», которая принимается верой. Эта правда присуща Богу и проявляется во всех Его действиях. Эту правду Бог дает человеку через веру.
Глава 8
1 | Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, | |
2 | потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. | |
3 | Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, | |
4 | чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. | |
5 | Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. | |
6 | Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, | |
7 | потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. | |
8 | Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. | |
9 | Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. | |
10 | А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. | |
11 | Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. | |
12 | Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; | |
13 | ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. | |
14 | Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. | |
15 | Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» | |
16 | Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. | |
17 | А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. | |
18 | Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. | |
19 | Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, | |
20 | потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, | |
21 | что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. | |
22 | Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; | |
23 | и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. | |
24 | Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? | |
25 | Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. | |
26 | Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. | |
27 | Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. | |
28 | Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. | |
29 | Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. | |
30 | А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. | |
31 | Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? | |
32 | Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? | |
33 | Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. | |
34 | Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. | |
35 | Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: | |
36 | за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. | |
37 | Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. | |
38 | Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, | |
39 | ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. |
Глава 7
Глава 9
Авторство
Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Происхождение: вывезена из церкви Флора и Лавра (первая треть XIX в.) деревни Астафьево (XVII в.) Каргопольского района Архангельской области.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 111,3 см, ширина 43,5 см Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № ДРЖ-864. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. С. 88. № 15.
Подлинная рукопись писания, надиктованная Апостолом ученику, Тертию, до нас не дошла. Самая ранняя копия текста относится, как предполагают историки, к рубежу II-III вв. Как современники, позднейшие историки не сомневаются, что текст создан самим Павлом.
Глава 9
1 | Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, | |
2 | что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: | |
3 | я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, | |
4 | то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; | |
5 | их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. | |
6 | Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; | |
7 | и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. | |
8 | То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. | |
9 | А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. | |
10 | И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. | |
11 | Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило | |
12 | не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, | |
13 | как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. | |
14 | Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. | |
15 | Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. | |
16 | Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. | |
17 | Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. | |
18 | Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. | |
19 | Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» | |
20 | А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» | |
21 | Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? | |
22 | Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, | |
23 | дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, | |
24 | над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? | |
25 | Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. | |
26 | И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. | |
27 | А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; | |
28 | ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. | |
29 | И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. | |
30 | Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. | |
31 | А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. | |
32 | Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, | |
33 | как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. |
Глава 8
Глава 10
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава 4.
1Что’ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3Ибо что’ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
13Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22Потому и вменилось ему в праведность.
23А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Когда и при каких обстоятельствах было написано
Нет разногласий у историков также по поводу датировки этого текста. В конце 50-х гг. I в. у Павла произошел своего рода конфликт с духовными детьми, христианами Коринфа, недовольными его обличениями за нарушение христианских заповедей. Дабы примириться с коринфянами, Павел отправляется к ним, с тем, чтобы затем посетить Иерусалим. Считается, что именно в Коринфе, около 58 г., написано им обращение к христианам «Вечного города», как именовали Рим.
К кому обращено
Полагают, что к этому времени в столице империи было уже довольно много христиан. По крайней мере, Тацит, римский историк, пишет, что верующих было «огромное множество», причем среди них были как евреи, так и «эллины», бывшие язычники. О христианах Рима, по слову того же Павла, давно знали «во всем мире» (Рим.1:8), то есть во всей обширной империи.
Нет ясности по поводу того, кем основана Римская община. Католические богословы традиционно считают, что это был Апостол Петр. Однако в первые годы существования Церкви идея проповеди Христа среди язычников еще воспринималась верующими из иудеев неоднозначно: ведь традиционно иудею было запрещено само общение с иноплеменниками. Даже когда по явному внушению Духа св. Петр обратил ко Христу Корнилия сотника – «эллина», это вызывало ропот среди христиан Иерусалима (Деян.11:3).
Да и позже, по свидетельству ап. Павла, Петру не раз приходилось «таиться и устраняться» от язычников, «опасаясь обрезанных» (Гал. 2:12). А потому проповедь Петра в сердце языческого мира, Риме, многие богословы признают маловероятной. Скорее всего, Апостол пришел сюда уже к концу земной жизни, застав давно сформированную общину.
Никак не пишет о своей роли в проповеди христианства среди римлян и Павел. Поэтому исторически более верно полагать, что «Вечный город» узнал о Христе от последователей, учеников Апостолов. Но почему же Павел пишет пространное послание христианам города, где еще не был?
С какой целью апостол писал послание по мнению свт. Феофана Затворника
Существуют различные мнения о том, зачем св. Павел пишет это обращение к римским христианам:
- в общине Рима существовали противоречия «иудеохристиан» с бывшими язычниками по поводу соблюдения Закона Моисеева;
- некоторые слова Апостола, уже очень известного среди верующих, могли быть неверно поняты римскими христианами, то есть требовали разъяснений «из первых рук».
Свт. Феофан Затворник, однако, считает подобные рассуждения малоосновательными: в тексте нет ничего, что бы указывало на сложные отношения Павла с римлянами или на разделения внутри самой общины. Скорее всего, послание написано Павлом, как осознающим свою особую миссию «Апостола язычников». Именно поэтому, как явствует из текста, он намеревался прийти к римлянам. Как пишет свт. Феофан, «Дух Божий, осязательно руководивший во всем святого Павла, внушил ему сделать это».
Повод написания
Как раз во время пребывания Павла в Коринфе к римским христианам отправилась диаконисса Фива, так что Апостол решил просить верных оказать ей поддержку, помощь. Поскольку же римская община ранее не знала его лично, лишь слышав о нем, Павел не просто пишет рекомендательное письмо для Фивы, но развернуто излагает учение веры, им проповедуемое. Впрочем проповедь обращена не к христианам Рима, уже утвердившимся христианам: он лишь высказывает желание прийти к ним для духовного общения, чтобы «соутешиться верою общею, вашею и моею».
Впрочем, версия свт. Феофана, что послание – своего рода первое знакомство Павла с римской общиной, также подвергается некоторым сомнениям: ведь Фива, а также множество других христиан, перечисленных по именам, упоминается только в 16 главе, которая входит далеко не во все списки Послания. Некоторые библеисты даже говорят о том, что 15 и 16 главы вообще взяты из какого-то другого послания, может быть, в Эфес, ведь среди общины Рима у Павла явно не могло быть так много знакомых.
Стоит, однако, сказать, что Римская империя имела налаженные коммуникации, неплохие дороги, так что верующие, из других мест страны вполне могли прийти в столицу. Например, близкие друзья Апостола Акилла с супругой Прискиллой, упоминание о которых тоже содержит 16 глава, были родом как раз из Рима. Поэтому, даже не бывши в городе, св. Павел мог иметь здесь множество знающих его верных.
Глава 15
1 | Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. | |
2 | Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. | |
3 | Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. | |
4 | А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. | |
5 | Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, | |
6 | дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. | |
7 | Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. | |
8 | Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, | |
9 | а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то́ буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. | |
10 | И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. | |
11 | И еще: хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. | |
12 | Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. | |
13 | Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. | |
14 | И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; | |
15 | но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати | |
16 | быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. | |
17 | Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу, | |
18 | ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, | |
19 | силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. | |
20 | Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, | |
21 | но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узна́ют. | |
22 | Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам. | |
23 | Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, | |
24 | как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. | |
25 | А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, | |
26 | ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. | |
27 | Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. | |
28 | Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, | |
29 | и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. | |
30 | Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, | |
31 | чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, | |
32 | дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. | |
33 | Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. |
Глава 14
Глава 16
Глава 1
1. Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к
благовестию Божию,
2. которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3. о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4. и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение
из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5. через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя
Его покорять вере все народы,
6. между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, –
7. всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым:
благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8. Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас,
что вера ваша возвещается во всем мире.
9. Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании
Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10. всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь
благопоспешила мне придти к вам,
11. ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое
дарование духовное к утверждению вашему,
12. то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
13. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно
намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь
некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в
Риме.
16. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть
сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано:
праведный верою жив будет.
18. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду
человеков, подавляющих истину неправдою.
19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира
через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не
возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их
сердце;
22. называя себя мудрыми, обезумели,
23. и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному
человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, –
24. то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они
сквернили сами свои тела.
25. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари
вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили
естественное употребление противоестественным;
27. подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского
пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и
получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
28. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог
превратному уму – делать непотребства,
29. так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства,
корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30. злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы,
горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31. безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны
смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава 1.
1Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,-
7всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
13Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
18Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19Ибо, что’ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22называя себя мудрыми, обезумели,
23и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,-
24то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
28И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |