Первый крестовый поход. кратко

Содержание:

Причины крестовых походов

Чтобы понять причины
крестовых походов, необходимо обратиться к исторической ситуации, сложившейся в
средние века.

До конца XI века. Восток уже
в течение пяти веков был разделен между Византийской христианской империей и
арабо-мусульманскими государствами. Сами мусульмане также разделены. На Востоке
есть не только два враждебно настроенных халифа — православный халиф в Багдаде
и Схема в Каире.

Самыми могущественными из
мусульманских народов были турки, пришедшие из Туркестана и присоединившиеся к
халифам Багдада. Один из их лидеров, сельджуков, поселившийся в Бухаре,
объединил их в народ, который в его честь был назван турками-сельджуками. Один
из преемников сельджуков, Тогрул-Бек, славился своим благочестием. Халиф
Багдада, в войсках которого тогда все генеральные посты занимали персидские
шииты, призвал на помощь этого богобоязненного мусульманина, повелел
провозгласить его имя в молитвах за себя и даровал ему титулы царя Востока и
царя Запада, Господа верующих. С тех пор этот редкий султан стал истинным
правителем Багдадского халифата и пытался расширить сферу своего влияния за
счет завоеваний. Один из этих султанов, Алп Арслан, напал на Византийскую
империю и завоевал Армению.

Завоевания турок-сельджуков.
Непосредственной причиной крестовых походов был рост власти турок-сельджуков и
завоевание ими Ближнего Востока и Малой Азии в 1000х годах. Угроза со стороны
мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным
христианам.

Религиозные мотивы.
Завоевания турок-сельджуков совпали с общим религиозным подъемом в Западной
Европе в X-XI веках, во многом вызванным деятельностью бенедиктинского
монастыря Клухни в Бургундии, основанного в 910 году герцогом Аквитании Гийомом
Благочестивым. Благодаря усилиям ряда аббатов, которые настойчиво требовали
очищения Церкви и духовного преобразования христианского мира, аббатство стало
очень влиятельной силой в духовной жизни Европы. В то же время в 11 веке
увеличилось количество паломничеств на Святую Землю.

Анахронический взгляд на саму
человеческую природу.

По мнению средневекового
человека, все люди во всех поколениях несут ответственность за первородный
грех, совершенный Адамом и Евой, так же как и все евреи виновны в распятии
Христа, потому что эти события — Падение и Страсти Господни — принадлежат не только
прошлому, но продолжаются вечно и продолжаются в настоящем моменте. Крестоносцы
в конце 11 века были убеждены, что наказаны не потомки палачей Спасителя, а
сами палачи. Прошедшие века ничего для них не значили.

Экономические стимулы. Многие
короли и бароны считали Ближний Восток миром больших возможностей. Земля,
доходы, власть и престиж — все это, как они считали, было наградой за
освобождение Святой Земли. С расширением практики наследования на основе
первородства многие из младших сыновей феодалов, особенно на севере Франции, не
могли рассчитывать на участие в разделе земель их отца. Приняв участие в
крестовом походе, они уже могли надеяться обрести землю и положение в обществе,
которыми наслаждались их старшие, счастливые братья.

Фермерам была предоставлена
возможность освободиться от пожизненного крепостного права и стать владельцами
земли.

Библиография

  • Райли-Смит, Джонатан, Первые крестоносцы, 1095-1131 , Cambridge University Press, Лондон, 1997
  • Рансимен, Стивен (1951). История крестовых походов, том I: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Бери, JB, редактор, Кембриджская средневековая история, Том III: Германия и Западная империя , Cambridge University Press, Лондон, 1922
  • Райли-Смит, Джонатан, Атлас крестовых походов , Факты в файле, Нью-Йорк, 1990
  • Джеймисон, Е.М., Некоторые заметки об Anonymi Gesta Francorum, с особым упором на норманнский контингент из Южной Италии и Сицилии во время Первого крестового похода , в исследованиях французского языка и средневековой литературы, представленных профессору Милдред К. Поуп, Публикации Университета им. Манчестер, 268 (Манчестер, 1939), стр. 195–204.
  • Дэвид, CW, Роберт Куртоз, герцог Нормандии , Harvard Historical Studies, 25 (Кембридж, Массачусетс, 1920), Приложение D, «Сподвижники Роберта в крестовом походе», стр. 221–229.

«Хирурги» против «врачей»: лекари на Святой земле

Крестовые походы были опасным предприятием, и каждый, кто туда отправлялся, знал, что рискует жизнью и здоровьем. Надежда оставалась лишь на Господа — и в какой-то мере на врачей, сопровождавших войско. Но как именно была устроена медицинская помощь в крестовом походе?

Сведения о врачах тоже содержатся в списках ушедших в экспедиции в Святую землю. Медика мог нанять кто-то из знати, в том числе король, либо один из орденов, например Орден святого Иоанна (его братья известны как госпитальеры). Нанимателем мог стать и целый город: итальянские города-коммуны платили врачам, чтобы те оказывали помощь горожанам, отправляющимся на чужбину.

В походах можно было встретить представителей всех ступеней тогдашней иерархии медицинских профессионалов, и о ней стоит рассказать подробнее.

Средневековые лекари негласно делились на категории и по своим целям и задачам, и по статусу.

На вершине иерархии находились «врачи» (англ. physicians): они одновременно практиковали терапию и обладали теоретическими знаниями, разбирались в «гиппократовской медицине». Такой лекарь не только приходил на помощь при внезапной болезни или травме, он должен был постоянно поддерживать организм пациента в здоровом состоянии. По средневековым представлениям, для этого нужно было регулярно приводить в равновесие баланс четырех «телесных жидкостей» (гуморов) — крови, флегмы, желтой и черной желчи. Врач следил, каким воздухом дышит пациент, как и сколько он двигается, как спит и что ест. В идеале подопечный такого доктора вообще не должен был болеть — баланс, как тогда считалось, обеспечивал здоровье. Но тяжелые условия военного похода ставили перед высокообразованными врачами и другие, чисто практические задачи, и те решали их — порой успешно, порой нет.

Второе место в иерархии занимали «аптекари»: они готовили лекарства, сами по себе или по заказу «врачей». Ниже всех находились, как это ни странно для нас, «хирурги». Их основной задачей были всевозможные оперативные вмешательства в организм. Но нередко они выполняли и другие функции, например стригли, брили и вырывали больные зубы. Именно они отсекали пораженные цингой десны у спутников Людовика Святого. Их «грязное» ремесло заметно отличалось от изящного искусства управления внутренним балансом — возможно, именно поэтому хирурги занимали одну из нижних ступеней иерархии средневековых медиков. Интересно, что в эпоху первых Крестовых походов к хирургии старались прибегать лишь в тех случаях, когда другие методы не помогли. Массовое средневековое увлечение кровопусканием начнется позже.

Поблизости от хирургов на этой лестнице находились женщины, принимавшие роды: они тоже сопровождали крестоносцев на юг. Впрочем, иногда акушерка могла иметь весьма высокий статус, всё зависело от того, кому она помогала родить — и родиться. Документы Седьмого крестового похода рассказывают о женщине-медике по имени Эрсента, которая сопровождала в Египет короля Людовика IX Святого. Историки считают, что Эрсента не была личным врачом его величества: вряд ли женщина в ту эпоху смогла бы получить образование, необходимое для такой должности. Куда вероятнее, что она была акушеркой королевы Маргариты Прованской. Во всяком случае, когда Маргарита родила сына, Жана Тристана, Эрсента отбыла назад в Париж и вышла там замуж за аптекаря. Статус этой женщины был относительно высоким, ее услуги неплохо оплачивались, а источники уважительно называют ее magistre.

Основание королевства Иерусалимского

После того как была осуществлена главная цель первого крестового похода, следовало подумать о том, кому вручить власть над Иерусалимом. Духовенство желало, чтобы во главе управления стоял патриарх, рыцари требовали, чтобы власть над городом была предоставлена одному из них. В конце концов выбрали Готфрида Бульонского, который получил титул защитника Гроба Господня.

Вскоре после этого армия в 20 тысяч человек, присланная из Египта, подступила к Иерусалиму со стороны Аскалона. Эта поспешность спасла христиан. Крестоносцы не успели еще оставить город; Готфрид повел их против мусульман, которые были обращены в бегство (12 августа). Но он не взял Аскалона из опасения, чтобы Раймонд не удержал его за собой.

Аскалонская битва. С гравюры Гюстава Доре

Впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно избран иерусалимским королем, но что он отклонил это избрание крестоносцев, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Это изречение принадлежит графу Тулузскому или Балдуину.

Причины крестовых походов

Причины крестовых походов были экономическими и демографическими. Религиозная составляющая была использована как мотиватор, способный привлечь к делу максимальное количество людей.

В середине XI века в Европе настал относительно спокойный период. Крупные межгосударственные войны прекратились, и многочисленные отряды мелкого рыцарства оказались не у дел. Система ценностей феодального общества и его законы не позволяли им заняться производительным трудом или торговлей, и рыцари стали настоящими грабителями, подрывающими своими набегами начавшую было стабилизироваться экономику.

Крупные феодалы, способные содержать вооруженные отряды, тоже оказались в тупике – известные им земли (а представление средневекового европейца о мире было весьма узким) были уже поделены на владения. Их возглавляли примерно равные по силе и влиянию сеньоры, одного вероисповедания и системы ценностей. Крупным феодалам оставалось вести междоусобные войны, пытаясь выделиться из этой среды равных. От таких конфликтов также страдала экономика.

Кроме того, практически все действительно удобные для обработки земли Европы были уже освоены. Однако из-за роста численности населения и отсталых методов ведения сельского хозяйства эти территории не могли обеспечить европейцев достаточным жизненным уровнем. Освоение же новых территорий (малоплодородных или неудобных) требовало либо слишком много времени, либо оказывалось при существующем техническом уровне убыточным. Нищающие крестьяне также сбивались в разбойничьи ватаги и поднимали бунты. Возникла ситуация относительного перенаселения – людей в Европе стало слишком много для существующих в ней способов хозяйствования.

Все эти проблемы могли быть решены с помощью большой успешной войны на стороне. В этом случае крупные феодалы могли бы стать сеньорами новых владений, мелкие рыцари обеспечить себя путем захвата богатой добычи, и проблема расширения земельного фонда тоже решалась бы за счет завоеванных территорий. Одновременно произошло бы и уменьшение численности и плотности населения, что нормализовало бы нагрузку на собственно европейские земли (моральная сторона этого вопроса в средние века вообще не рассматривалась).

При таких условиях большая война должна была начаться вскоре после появления подходящего противника – располагающего значительными владениями и достаточно чуждого по образу жизни и ценностям всем или большинству европейцев. Таким противником в средние века легче всего становились иноверцы. Значительные территории, прилегающие к христианским владениям, контролировались арабами. Также из Малой Азии на христианские земли надвигались турки-сельджуки. И те, и другие исповедовали ислам, и уже поэтому были идеальными противниками для европейцев в большой войне.

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Другие армии и контингенты

Многие другие армии и контингенты также участвовали в Первых крестовых походах. Это включает:

  • Ломбардский контингент 1101 года под командованием Ансельма Буиса , архиепископа Миланского . Ключевыми рыцарями этого контингента были Каффаро ди Растико да Кашифеллон и Гай II Красный из Рошфора и его брат Майло I, лорд Монлери .
  • Баварский контингент под командованием Велфа I, герцога Баварии , который участвовал в крестовом походе 1101 года. Историк Эккехард из Ауры сопровождал Велфа.
  • Австрийская армия Иды из Чама , вдовы Леопольда II, маркграфа Австрийского , сражается в крестовом походе 1101 г. (см. « Женщины в крестовых походах» ).
  • Контингент Юстаса III Болонского , который путешествовал либо со своим братом, либо в армии Годфри Буйонского, либо в армии Роберта Куртоза . В его контингент входили Хью II Сен- Польский и его сын Энгельранд, Юстас I Гранарий , лорд Сидона и Кесарии, Фульк Гинский и Хью Робекский (Ребек), лорд Хеврона .
  • Датская армия Свейна Крестоносца . Свейн и его жена Флорина Бургундская выставили около 1500 датских рыцарей при осаде Иерусалима в 1097 году. Датчане потерпели поражение, а Свейн и его жена были убиты. (См. Также « Женщины в крестовых походах» .)
  • Армия Вильгельма IX Аквитании из крестового похода 1101 , во главе с Уильямом IX «в Трубадур» , герцог Аквитании и Гаскони, и граф Пуату . Уильям не был сыном Генриха II, короля Англии , и Элеоноры Аквитанской . Его армия часто терпела поражение, Вильгельм был незадачливым командиром, и он едва достиг безопасности, оставшись в живых только с шестью членами его армии. Армия Вильгельма II Неверского в крестовом походе 1101 г. Вильгельм начал с 15-тысячной армией, включая своего брата Роберта и его знаменосца Вильгельма Нонантского. Силы были уничтожены во время битвы при Гераклее Кибистре. Лишь несколько рыцарей пережили возвращение в Антиохию.
  • Сигурд Крестоносец , король Норвегии, лидер Норвежского крестового похода (1107-1110)
  • Венецианская армия Орделафо Фальеро , дож Венеции , который возглавлял флотилию из 100 кораблей для поддержки Норвежского крестового похода
  • Контингент Гинемера Булонского , который командовал флотом датчан, фризов и фламандцев, которые помогали Болдуину в различных кампаниях.
  • Армия Роже Салерно , сражавшаяся в битве при Сармине в 1114 году и битве при Агере Сангвинисе в 1119 году. Он погиб в последней битве.
  • Английский флот Эдгара Этелинга (Эдгара Ателинга) однажды провозгласил королем Англии, но так и не короновал. Неясно, был ли Эдгар с флотом или присоединился к нему позже. Считается, что он вступил в варяжскую гвардию Византийской империи. Его единственный зарегистрированный компаньон — Роберт Фицгодвин.
  • Гульельмо Эмбриако , известный как Вильгельм Пьяница, командовал генуэзским торговым флотом, который пришел на помощь крестоносцам после Первого крестового похода.
  • Отряд Лотарингии под командованием графа Рауля, который встретился с императором и присягнул ему. Этот счет обсуждается Анной Комниной , дочерью императора, в ее работе « Алексаид», но не упоминается в других источниках.
  • Армия Бертрана Сен-Жиля , сына Раймона IV Тулузского и первого графа Триполи. Вероятно, он был союзником Болдуина I в завоевании Триполи у Вильгельма II Иордана с 1000 рыцарей и поддержкой генуэзского флота. Его сопровождала его жена Хели Бургундская .
  • Флот из Пизы из 120 кораблей участвовал в Первом крестовом походе, хотя его роль неясна. Они действительно перевезли Дагоберта, архиепископа Пизанского (см. Ниже), в Святую Землю.
  • «Великий флот англичан, датчан и фламандцев» отправился в Святую Землю в 1107-1108 годах, хотя их цель была неясна. По всей видимости, они перевезли Карла I, графа Фландрии, в Святую Землю (см. Ниже).

Начало крестовых походов кратко

В 1095 году Папа Римский Урбан II выступил с призывом к освобождению Святой земли. Он рассчитывал привлечь несколько тысяч рыцарей, но эффект превзошёл все его ожидания – десятки тысяч человек, наслушавшихся страстных проповедей Петра Пустынника, изъявили отправиться в Святую землю. Вообще начало крестового похода было назначено на середину августа 1096, но толпа ополченцев, кое-как вооружённых, двинулась на Иерусалим за несколько месяцев до этого момента. Крестьяне-крестоносцы зачастую шли с семьями и детьми, без оружия и припасов.

Выступление Урбана II в 1095 году, положившее начало крестовым походам

Проблемы у крестоносцев начались ещё в Европе – они пытались добывать припасы грабежами. Чехи и венгры разгромили их войско, перебив множество паломников – причиной тому стали грабежи. До Константинополя добралось лишь около половины участников похода, и уже на Святой земле все они были перебиты сельджуками. Уцелело всего несколько сотен человек, остальные были либо убиты, либо обращены в рабство и проданы на невольничьих базарах. При этом основное крестоносное войско выдвинулось из Европы в запланированные сроки, хоть и продвигалось медленно: рыцари-командующие постоянно конфликтовали между собой. Тем не менее, войско крестоносцев было многочисленным и хорошо вооружённым, его численность достигала нескольких десятков тысяч человек.

Последствия и итоги Карибского кризиса 1962 года для СССР кратко
Первая Мировая война 1914-1918 кратко. Начало и окончание, когда она началась и закончилась.

Начало крестового похода в 1096 году сопровождалось многочисленными еврейскими погромами. Их целенаправленным истреблением занимались ещё крестьяне-крестоносцы, выдвинувшиеся в Святую землю раньше всех, а свои действия они оправдывали тем, что в своей речи Папа Урбан II призывал бороться со всеми представителями других религий, а не только с мусульманами. Тогда же, в 1096 году, 10-тысячная германская армия прошла по Германии в противоположном Иерусалиму направлении, устроив массовую резню евреев в германских городах. Подобные вспышки антисемитизма в дальнейшем наблюдались на протяжении всей истории крестовых походов.

После начала крестовых походов на Востоке было основано несколько христианских государств

После разгрома армии крестьян-крестоносцев и антисемитской резни крестоносное войско собралось в Константинополе. Пропитание крестоносцы добывали в основном грабежами, а их первой жертвой стал Эдесский князь Торос, глава христианского государства, хотя крестоносцы провозгласили своей целью освобождение Гроба Господня от мусульман. Они разгромили силы турков и сельджуков, захватили Иерусалим и ряд других городов, после чего основали на Востоке несколько христианских государств.

Независимые дворяне, рыцари и клирики

Ряд дворян и рыцарей участвовали в Первых крестовых походах либо в качестве независимых агентов, либо чья принадлежность остается неизвестной. В некоторых случаях неясно, участвовали ли они в крестовом походе или просто совершали паломничество. Некоторые из наиболее известных из них перечислены ниже. Полный список можно найти в он-лайн базе данных Райли-Смита и др., А по гиперссылкам в них можно найти подробную информацию, включая оригинальные источники. 

Среди знати, принадлежность к которой неизвестна: Карл I, граф Фландрии , который, как говорят, путешествовал с армадой в 1107 году (см. Выше);  Беренгар Раймонд II, граф Барселоны , принявший крест в качестве покаяния за убийство своего брата;  Бернард II, граф Бесалу , принял крест во время Первого крестового похода, но остался в Испании по совету папы;  Фернандо Диас , один из немногих испанцев, участвовавших в крестовых походах; и   Эрард I, граф Бриенн , отправился либо в Первый крестовый поход, либо в паломничество на Святую Землю в 1097 году.

Некоторые из известных рыцарей, участвовавших в Первых крестовых походах, принадлежность которых неизвестна, включают:   Гай, лорд Дампьер-ан-Ивелин , который отправился на Святую Землю, но неясно, был ли он крестоносцем;  Болдуин Чаудерон , описанный как богатый человек и знаменитый рыцарь, и его соотечественник Гай из Поссесса, оба убиты при осаде Никеи; и Гильдуэн из Ле Пюизе , родственник многих крестоносцев, но чья роль и участие в кампаниях неясны. 

Клерики, которые путешествовали на Святую Землю, которые, как известно, не были связаны ни с одной армией, включают:

  • Дагоберт Пизанский (Дайберт Пизанский), первый архиепископ Пизы , а затем второй латинский патриарх Иерусалима , сменивший Арнульфа Чокского из армии Робертта Куртхоза . Он путешествовал с беззаконным пизанским флотом. Его последователем был священнослужитель Морелл Пизанский.
  • Вильгельм де Монфор-л’Амори , епископ Парижа
  • Уильям , епископ Оранский
  • Одо, епископ Байе . Одо присутствовал на совете в Клермоне . Когда он отправился в крестовый поход, он оказался в немилости у короля Вильгельма II . Он умер в Палермо, не дожив до Святой Земли. Граф Сицилийский Роже воздвиг ему памятник.

Начало крестовых походов

Первый раз о необходимости начать войну против неверных мусульман заявил папа Урбан II. Перед многотысячной толпой он вещал о творимом в Палестине бесчинстве, обвинял турок в нападении на паломников, об угрозе, нависшей над их братьями-византийцами. Он призвал всех клириков и знать сплотиться во имя богоугодного дела и прекратить все междоусобицы. В награду он пообещал не только завоеванные земли, но и отпущение все грехов. Толпа приняла призыв, и несколько тысяч тут же подтвердили свое намерение уничтожать арабов и турок лозунгом «Deus vult!», что в переводе означало «Бог того хочет!».

Раздоры между крестоносцами

Воины первого крестового похода оставались в Антиохии несколько месяцев, отдыхая от трудов. Между ними сильно свирепствовала эпидемия; жертвой ее пал, между прочим, и папский легат Адемар (1 августа). Он поддерживал мир между вождями похода; после его смерти ссоры стали переходить в войны. Особенным ожесточением отличалась распря между норманнами и провансальцами. Норманнский герцог Боэмунд хотел удержать Антиохию за собой; провансский герцог Раймонд хотел, чтобы ее отдали греческому императору, который незадолго перед тем вернул под свою власть Малую Азию. Он заявил, что не уйдет из Антиохии, пока в ней останется Боэмунд. Рыцари, сгоравшие желанием идти к Иерусалиму, грозили разрушить город, из-за которого шел спор.

Наконец, в ноябре 1098 г. Раймонд выступил из Антиохии; чтобы вознаградить себя, он осадил Маарру, укрепленный город внутри Сирии; но туда же подоспел и Боэмунд, и когда город был взят, норманны и провансальцы вместе заняли его. Несколько недель прошло в раздорах. Провансальцы, потеряв терпение, подожгли город, и в это же время Боэмунд изгнал из Антиохии провансальских рыцарей, которых оставил там Раймонд. Последний направился к побережью и начал завоевывать страну Триполи. Здесь участники первого крестового похода оставались с февраля по май 1099 г. Так как Раймонд отказывался идти дальше, Желая дождаться прибытия императора Алексея, то они подожгли свои палатки и нестройной толпой двинулись к Иерусалиму.

Падение Константинополя

В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.

Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и  пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.

«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.

На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.

Также по теме


Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы

Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в…

Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.

«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.

В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова,  отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».

«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт. 

По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.

«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.

Взятие Иерусалима

Завоевание Иерусалима крестоносцами

7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.

Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.

После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.

Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.

Итоги крестовых походов. Краткий обзор

За годы крестовых походов (1095-1270) цель так и не была достигнута. Несмотря на полный провал, этот период существенно повлиял на многие стороны европейской жизни. Единственным возможным плюсом всех кампаний была отсрочка завоевания турками Византии. Ослабленная и разобщенная империя еще некоторое время жила в состоянии предсмертной агонии. После ее гибели турки стали полноправными членами на политической европейской арене.

Сумели извлечь выгоду и итальянские купцы: почти 200 лет они продавали крестоносцам все необходимое для их завоевательных походов. Они смогли наладить торговые отношения с Ближним востоком и полностью монополизировали этот рынок. Предметы роскоши влекли их к освоению новых проходов на восток, что в итоге привело к открытию Америки.

Помимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих.

Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний.

Итоги и последствия крестовых походов

Крестовые походы имели большое значение. Они окончились крушениями и разочарованиями в Священной Римской империи. Задачи, поставленные перед участниками, не были реализованы. В итоге к 1453 году Византия пала перед турецкой властью.

Несмотря на политическое поражение, крестовые походы стали частью европейской истории и оказали серьезное влияние на другие стороны жизни общества.

Подводя итоги, зафиксируем кратко последствия крестовых походов:

  1. Усилилась власть и значение римских пап, возвысилась королевская власть.
  2. Возникли независимые городские общины.
  3. Произошло обнищание дворянства, приведшее к появлению льгот у крестьян, по которым они получали некие свободы и привилегии.
  4. Крестьяне, участники походов, получали освобождение от крепостной зависимости.
  5. Появились успехи в торговле, открылись новые финансовые и торговые пути в том или ином государстве.
  6. Благоприятно развились географические знания о мире, составлены карты, что привело к дальнейшим исследованиям мира.
  7. Произошло расширение сферы интересов в общественной жизни, что привело к новым сюжетам в поэзии.
  8. Появилось светское рыцарское сословие на карте, духовно-рыцарские ордена.
  9. Образовалось множество новых торговых единиц, сверхприбыль за которые привела к появлению новых путей на Восток и открытию Америки.
  10. Возникла финансовая аристократия, которая привела к капиталистическим отношениям городов Италии.
  11. Знатные роды и феодалы разорились из-за долгов, что привело к централизации власти и ослаблению феодальных отношений.
  12. К четвертому крестовому походу подорвался авторитет церкви, поскольку папа пренебрегал запретами и вступал в контакты с мусульманами.
  13. Крестовые походы привели европейские державы к феномену культуры эпохе Возрождения, широко освещавшейся в литературе, искусстве и других областях.
  14. Также был дан толчок к появлению историографии. Появились сказания о походах.
  15. Возник интерес к протестантизму и гуманизму как реформаторскому религиозному течению.
  16. Погибли сотни тысяч людей, в результате чего утвердился стереотип о враждебности к миру мусульман и их вере.

В итоге, крестовые походы историческое явление, захватившее все сферы жизни и подтолкнувшее к переменам в жизни простых и влиятельных людей. Они закончились поражением зачинщиков, но в итоге привели к расцвету общемировой культуры и торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector