Крестовые походы. причины, суть, участники, результаты. таблица

Содержание:

Крестоносцы шли не освобождать гроб Господень, а грабить

Византийский император Алексей I Комнин отчаянно нуждался в союзниках, чтобы противостоять сельджукам, которые после битвы при Манцикерте захватили Малую Азию. Именно на его просьбу откликнулся папа Урбан II, который для этого собрал Клермонский собор. Однако этот призывавший к походу папа был тогда не единственным главой католической церкви. В Риме тогда правилантипапа» Климент III, и он был не в восторге от идеи.

Проповедник начал призывать к походу на Иерусалим ещё до собора в Клермоне. Возможно, идея обсуждалась в окружении папы, и когда Пётр услышал её, то сразу же озвучил. Deus Vult!

Почему же идея получила большой отклик? Тут сыграл целый ряд факторов.

Во-первых, было кому воевать. В конце XI века в Европе сформировалось рыцарство. На первые роли в армии вышла тяжёлая конница, практикующая таранный удар копьём(такой удар, судя по гобелену из Байе, в войске Вильгельма Завоевателя ещё не использовался). Но тактика боя и комплекс вооружения и снаряжения — это ещё не всё

Важно, что появился и определённый кодекс поведения. Правда, такие привычные нам атрибуты рыцарской культуры, каккуртуазная поэзия» и геральдика развились несколько позже

В это же время резко выросло и количество замков.

Во-вторых, XI–XII века — это период, когда в Европе начала расти набожность. А паломники, посещавшие святые места, рассказывали, как сарацины притесняют христиан.

Однозначно мотивацию крестоносцев определить нельзя. Кто-то шёл за добычей, кто-то за славой. Кому-то было нужно отпущение грехов, обещанное папой. Как это бывает и в современных войнах, в одном человеке могли сочетаться самые различные мотивы.

Низкая дисциплина, постоянные свары между командирами и отрядами плохо сказывались на результатах. Поэтому в походе 1270 года, который проводил Людовик IX, не было никакоймахновщины». Все рыцари были связаны контрактами. Орднунг и только орднунг.

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Рыцарь-монах

Госпитальерами в основном становились выходцы из Франции и Италии. Запоминающийся облик: чёрная монастырская каппа с эмблемой в виде белого креста и куколь — облачение, закреплённое уставом организации. Во многом это была традиция, перенятая у бенедиктинцев. Штаны, рубахи, рясы — это всё второстепенное. Орденские братья не следовали модным тенденциям: они опирались на распорядок аскетичной жизни монахов.

Структура духовно-рыцарского ордена выглядела достаточно стройно. Во главе стоял магистр — лидер организации, духовный отец. Орденский капитул был главным совещательным и законодательным органом, регламентировавшим деятельность магистра и всей организации. Капитул формировался на время. Вся военно-монашеская братия делилась на три условные группы.

Первая и самая привилегированная — рыцари. Добровольцы из знатных семей — элита и верхушка воинства. В конце XII века численность рыцарей в Иерусалимском королевстве доходила до 500−600 человек. Они были главной боевой и интеллектуальной силой ордена святого Иоанна. Воины давали классический обет европейского монашества: безбрачия, послушания, нестяжательства. Главной обязанностью рыцаря-госпитальера была защита святой церкви и её подданных.

Ко второй группе относились сержанты. Уроженцы европейских небольших поселений незнатного происхождения, которые заняли должности младших командиров. Их служба — это забота о слаженной и чёткой работе воинского подразделения.

Обязанность проведения месс и религиозных обрядов ложилась на плечи священников. Это была обязательная часть деятельности любого военно-монашеского братства в Палестине и за её пределами.

По уставу, рыцари исправно несли свои тяготы и лишения. При этом их рацион был обильным и очень разнообразным: воинствующие монахи ели всё, что было доступно на Ближнем Востоке. Мясо на столах братьев ордена присутствовало три раза в неделю.

Существовало около 5 стадий наказаний и взысканий: от поста и бичевания до полного изгнания из рядов организации. Главным наказанием за провинности в ордене была утрата облачения без помилования.

Помимо основной миссии, иоанниты занимались отгонным скотоводством, продажей недвижимости на европейской территории, как правило, в Испании и Франции. Также в распоряжении ордена в XIII-XIV вв. были торговые агенты и суда. К тому же госпитальеры платили десятину по «льготному тарифу». В общем, иоанниты совсем не бедствовали.

Третий крестовый поход

Главной целью третьего крестового похода было повторное отвоевание Святой Земли. А возглавил его главный «сорвиголова» средневековой Европы, бесстрашный и отважный король Англии – Ричард «Львиное сердце». Король Ричард был весьма своеобразной личностью в истории, правителем он был не таким уж и хорошим, своих подданных обкладывал огромными поборами, направо и налево продавал государственные должности, и по его собственным словам, «продал бы даже Лондон, только бы нашелся покупатель», все для того, чтобы собрать деньги для своих военных кампаний. А вот что Ричард по-настоящему любил и умел, так это воевать. Так еще в юношеские годы он вполне успешно воевал с собственным отцом (!) – королем Генрихом II, и королем Франции Филиппом II. Когда до него дошла весть о падение Иерусалима – желание отправиться в новый крестовый поход стало идеей фикс Ричарда.

Интересно, что в третий крестовый поход он выступил совместно со своим недавним противником, королем Франции Филиппом II, впоследствии между английскими и французскими крестоносцами и их королями не раз возникали конфликты на протяжении этого самого похода.

Третьим к крестовому походу присоединился немецкий император Фридрих Барбаросса, который со своими войсками двинулся по суше, в то время как англичане и французы отправились морем.

Третий крестовый поход с самого начала, что называется «не задался». Так переправляясь через небольшую реку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, будучи в тяжелых рыцарских доспехах упал с коня в воду и утонул в этой небольшой реке. Оставшись без своего предводителя, большая часть немецких крестоносцев, попросту повернула домой.

Не лучше обстояли дела и у их английских и французских «коллег», добравшись морем до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, вместо того, чтобы идти и освобождать Иерусалим, крестоносцы осадили крепость Акру, находящуюся у них в тылу. Акра неожиданно оказалась очень «трудным орешком», ее осада продлилась целых два года. Войска Салладина в свою очередь окружили войска крестоносцев, осаждавших Акру.

За время осады предводители крестоносцев, короли Ричард и Филллип окончательно рассорились друг с другом, после чего французский король со своими подданными махнул на все это дело рукой и уплыл обратно во Францию, оставив Ричарда наедине с Салладином. Вскоре правда военная удача улыбнулась английскому королю, крестоносцам таки удалось взять Акру, а затем победить войска Салладина в битве при Арсуфе. Вскоре Ричард Львиное Сердце, наконец, смог приблизиться к заветному Иерусалиму, но тут ему пришли новости из Европы – вернувшись во Францию, король Филипп решил воспользоваться отсутствием английского короля, и под шумок забрал практически все владения Англии на материке. Подобное вероломство возмутило Ричарда, и желание дальше воевать с мусульманами у него как то пошло на убыль. Более того, король Ричард Львиное Сердце, в конце концов, даже подружился с Салладином, вероятно в его лице мусульманский предводитель увидел достойного противника.

Одним словом, третий крестовый поход закончился мирными переговорами между Ричардом и Салладином, английскому королю удалось выторговать право свободного посещения христианскими паломниками Иерусалима (сам город при этом оставался в руках мусульман). Также за крестоносцами оставалась отвоеванная с такими трудами Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы.

Канцелярские и рыцарские ордена

Военные и духовные (или
духовные и рыцарские) ордена отличались от монашеских орденов, таких как
августинцы, бенедиктинцы, францисканцы и т.д., в том, что они дали еще одну
клятву бороться с неверующими, в дополнение к обычным монашеским обетам —
бедность, послушание и целомудрие. Древнейший из духовных орденов рыцарства,
Орден иоаннитов, фактически начал свою деятельность около 1070 года и был
преобразован в духовный орден рыцарства в собственном смысле этого слова в 1120
году. Великий мастер Раймон де Пуи. Среди орденов духовной армии были также
Орден Храма, Немецкий орден и три испанских ордена.

Первые рыцарские ордена — три
самых известных ордена Святой Земли и три испанских ордена — оказались
чистейшим воплощением средневекового духа в сочетании монашеских и рыцарских
идеалов, в то время, когда борьба с исламом — порой необычная — стала реальностью.
Затем они превратились в важные политические и экономические институты,
огромные экономические комплексы и финансовые силы. Политические достижения
постепенно затмевали их духовный характер, как и рыцарство, элемент игры, а
экономические желания превалировали над политическими достижениями. Когда
тамплиеры и Иоанниты процветали и даже действовали на Святой Земле, рыцарство
выполняло реальные политические функции, а рыцарские ордена имели большое
значение как своего рода классовая организация.

Но в XIV и XV веках рыцарство
означало лишь более высокий ранг в системе социального порядка, а в младших
орденах рыцарства элемент благородной игры, скрытый в их сердце, выходил на
первый план. Дело не в том, что они стали только игрой. В идеале рыцарские
ордена все еще были полны высоких этических и политических устремлений. Но это
были сны и иллюзии, пустые проекты. Удивительный идеалист Филипп де Мезьер
видит создание нового рыцарского ордена, которому он дает название Орден
Страстей1 , как панацею от всех бед своего времени, и
намерен принести туда лица всех классов. Но даже величайшие ордена рыцарей со
времен крестовых походов выигрывали от участия в них в качестве простолюдинов.
Аристократия, по словам Мессье, должна была давать слуг Великому Магистру и
рыцарям, духовенство — Патриарху и его епископальным викариям, купцам —
братьям, крестьянам и ремесленникам. Таким образом, орден стал прочным сплавом
всех поместий для достижения великой цели — борьбы с турками. Заказ
предусматривает четыре клятвы.

Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.

Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.

Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.

Падение Константинополя

В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.

Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и  пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.

«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.

На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.

Также по теме


Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы

Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в…

Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.

«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.

В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова,  отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».

«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт. 

По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.

«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.

«Хирурги» против «врачей»: лекари на Святой земле

Крестовые походы были опасным предприятием, и каждый, кто туда отправлялся, знал, что рискует жизнью и здоровьем. Надежда оставалась лишь на Господа — и в какой-то мере на врачей, сопровождавших войско. Но как именно была устроена медицинская помощь в крестовом походе?

Сведения о врачах тоже содержатся в списках ушедших в экспедиции в Святую землю. Медика мог нанять кто-то из знати, в том числе король, либо один из орденов, например Орден святого Иоанна (его братья известны как госпитальеры). Нанимателем мог стать и целый город: итальянские города-коммуны платили врачам, чтобы те оказывали помощь горожанам, отправляющимся на чужбину.

В походах можно было встретить представителей всех ступеней тогдашней иерархии медицинских профессионалов, и о ней стоит рассказать подробнее.

Средневековые лекари негласно делились на категории и по своим целям и задачам, и по статусу.

На вершине иерархии находились «врачи» (англ. physicians): они одновременно практиковали терапию и обладали теоретическими знаниями, разбирались в «гиппократовской медицине». Такой лекарь не только приходил на помощь при внезапной болезни или травме, он должен был постоянно поддерживать организм пациента в здоровом состоянии. По средневековым представлениям, для этого нужно было регулярно приводить в равновесие баланс четырех «телесных жидкостей» (гуморов) — крови, флегмы, желтой и черной желчи. Врач следил, каким воздухом дышит пациент, как и сколько он двигается, как спит и что ест. В идеале подопечный такого доктора вообще не должен был болеть — баланс, как тогда считалось, обеспечивал здоровье. Но тяжелые условия военного похода ставили перед высокообразованными врачами и другие, чисто практические задачи, и те решали их — порой успешно, порой нет.

Второе место в иерархии занимали «аптекари»: они готовили лекарства, сами по себе или по заказу «врачей». Ниже всех находились, как это ни странно для нас, «хирурги». Их основной задачей были всевозможные оперативные вмешательства в организм. Но нередко они выполняли и другие функции, например стригли, брили и вырывали больные зубы. Именно они отсекали пораженные цингой десны у спутников Людовика Святого. Их «грязное» ремесло заметно отличалось от изящного искусства управления внутренним балансом — возможно, именно поэтому хирурги занимали одну из нижних ступеней иерархии средневековых медиков. Интересно, что в эпоху первых Крестовых походов к хирургии старались прибегать лишь в тех случаях, когда другие методы не помогли. Массовое средневековое увлечение кровопусканием начнется позже.

Поблизости от хирургов на этой лестнице находились женщины, принимавшие роды: они тоже сопровождали крестоносцев на юг. Впрочем, иногда акушерка могла иметь весьма высокий статус, всё зависело от того, кому она помогала родить — и родиться. Документы Седьмого крестового похода рассказывают о женщине-медике по имени Эрсента, которая сопровождала в Египет короля Людовика IX Святого. Историки считают, что Эрсента не была личным врачом его величества: вряд ли женщина в ту эпоху смогла бы получить образование, необходимое для такой должности. Куда вероятнее, что она была акушеркой королевы Маргариты Прованской. Во всяком случае, когда Маргарита родила сына, Жана Тристана, Эрсента отбыла назад в Париж и вышла там замуж за аптекаря. Статус этой женщины был относительно высоким, ее услуги неплохо оплачивались, а источники уважительно называют ее magistre.

Поход знати и взятие Никеи

В августе 1096 года в поход выдвинулось рыцарство. Они шли гораздо организованней, и, хотя тоже грабили, с ними уже приходилось считаться местным властям. Сам император Византии был вынужден приказать наемникам-печенегам обстреливать тех крестоносцев, которые грабили его население, а с некоторыми даже вступил в битву. Да и сами предводители крестоносцев показали себя в Константинополе не с лучшей стороны. Один из них прямо приказал своим людям воровать фураж у местных, а другой, во время приема во дворце императора, уселся на трон, демонстрируя, что Алексей I для него ровня.

Император, приведя большинство предводителей крестоносцев к вассальной присяге, отправил их в Малую Азию, где 14 мая 1097 года они осадили Никею. Через некоторое время осады крестоносцы были неприятно удивлены, когда во время очередного штурма союзные византийские войска были беспрепятственно допущены в город. Это случилось, потому что император, понимая, что никто ему город не отдаст, за спиной крестоносцев договорился с сельджуками, и те сдали город ему, чем защитили себя от смерти и разграбления. Но этим поступком император окончательно разбил и так не особо сильные союзнические настроения западных рыцарей.

Крестоносцы — святые рыцари или беспощадные варвары?

Многие считают, что крестоносец – это человек с большими духовными и моральными ценностями. Такой стереотип возник из-за того, что в основе их действий лежало желание служить Господу. По крайней мере так говорит католическая церковь.

Однако, к сожалению, правда сильно отличается от сладких речей церковников. Все дело в том, что в ряды крестоносцев набирали всех желающих. И даже самый гнусный человек мог легко попасть в святое войско. Главное было — сказать, что всем сердцем веришь в свое дело. Более того, большинство солдат были именно такими людьми. Ведь служба в войсках подразумевала неплохое жалование и трехразовое питание, что для простых людей было манной небесной.

Поэтому неудивительно, что по факту в Иерусалим пришли не святые рыцари, а варвары-мародеры, готовые убивать и насиловать по первому приказу. К тому же каждому крестоносцу даровалась индульгенция – документ, прощающий все грехи. Поэтому даже самые жестокие и кровавые бойни в итоге прощались перед лицом Бога.

Естественно, не каждый крестоносец – это бандит и убийца. Были среди них и те, кто свято верил в свое дело и старался чтить заповеди Иисуса Христа. Но, к сожалению, таковых было немного. Ведь даже сама церковь, оплот католической веры, первым делом хотела обогатиться, а уж затем — спасти души своих подопечных.

Итоги и последствия крестовых походов

Крестовые походы имели большое значение. Они окончились крушениями и разочарованиями в Священной Римской империи. Задачи, поставленные перед участниками, не были реализованы. В итоге к 1453 году Византия пала перед турецкой властью.

Несмотря на политическое поражение, крестовые походы стали частью европейской истории и оказали серьезное влияние на другие стороны жизни общества.

Подводя итоги, зафиксируем кратко последствия крестовых походов:

  1. Усилилась власть и значение римских пап, возвысилась королевская власть.
  2. Возникли независимые городские общины.
  3. Произошло обнищание дворянства, приведшее к появлению льгот у крестьян, по которым они получали некие свободы и привилегии.
  4. Крестьяне, участники походов, получали освобождение от крепостной зависимости.
  5. Появились успехи в торговле, открылись новые финансовые и торговые пути в том или ином государстве.
  6. Благоприятно развились географические знания о мире, составлены карты, что привело к дальнейшим исследованиям мира.
  7. Произошло расширение сферы интересов в общественной жизни, что привело к новым сюжетам в поэзии.
  8. Появилось светское рыцарское сословие на карте, духовно-рыцарские ордена.
  9. Образовалось множество новых торговых единиц, сверхприбыль за которые привела к появлению новых путей на Восток и открытию Америки.
  10. Возникла финансовая аристократия, которая привела к капиталистическим отношениям городов Италии.
  11. Знатные роды и феодалы разорились из-за долгов, что привело к централизации власти и ослаблению феодальных отношений.
  12. К четвертому крестовому походу подорвался авторитет церкви, поскольку папа пренебрегал запретами и вступал в контакты с мусульманами.
  13. Крестовые походы привели европейские державы к феномену культуры эпохе Возрождения, широко освещавшейся в литературе, искусстве и других областях.
  14. Также был дан толчок к появлению историографии. Появились сказания о походах.
  15. Возник интерес к протестантизму и гуманизму как реформаторскому религиозному течению.
  16. Погибли сотни тысяч людей, в результате чего утвердился стереотип о враждебности к миру мусульман и их вере.

В итоге, крестовые походы историческое явление, захватившее все сферы жизни и подтолкнувшее к переменам в жизни простых и влиятельных людей. Они закончились поражением зачинщиков, но в итоге привели к расцвету общемировой культуры и торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector