Как исповедоваться в церкви в первый раз

ГРЕХ, ЕГО ПРИРОДА

Начинающий верующий, имея некие малые победы, стоит на своеобразном распутье дорог. Ему нужно принять решение, как он будет дальше продолжать свой путь: грехи прощены, но страсти еще живы. Необходимо решить – дальше продолжать свой тернистый путь или ублажать себя мыслью, что ты уже многого достиг. Христианин должен помнить, что духовная война для человека будет продолжаться до конца, пока жива плоть.

Враг действует тонко, человек, ищущий комфорта и полного покоя на земле, начинает считать, что чего-то достиг. У него даже появляется воодушевление, внутренние силы, сердце становится горячим во многом. Но этот человек не замечает свои страсти, говоря: «Да, согрешил плохими помыслами, немного обидел кого-то, но, в целом, не сильно я грешен. Так ведь все живут. Зато сколько хорошего я сделал». Возможно, он действительно сделал много добрых дел, даже считает себя отчасти грешным. Но ведет ли это самообольщение к Богу? Зачастую очень трудно распознать, что именно — Благодать или вот такая гордыня наполняет сердце. Тут нужен большой духовный опыт и смирение, которое поможет признать свою неправоту.

Грех, в первую очередь, — это непослушание человека Слову Божьему. Понимание понятия греха – это обязанность каждого верующего, и оно применимо только в религии. Не может достоверно рассуждать о греховности и зле тот, кто отрицает и не признает Господа, то есть Доброту неисчерпаемую.

Человеческая природа склона к греху. Это можно увидеть каждый день, когда перед нами стоит выбор. К примеру, посмотреть фильм или почитать Священное Писание? Сколько людей добросовестно, с большим желанием, выберут Евангелие или Ветхий Завет. Немногие. Такой выбор у нас есть в каждой ситуации: продолжить спор или промолчать, разозлиться и накричать или простить, пойти на богослужение или заниматься своими делами… Сколько раз мы будем выбирать по совести?

Каждый, конечно же, выбирает более комфортный вариант. Такая немощная наша природа. Принимая учение Христа, мы не избавляемся от своего естества. Но у нас появляется поддержка в этой нескончаемой борьбе. Нам даруются силы и желание идти к победе. Этот бесценный дар нужно хранить и применять в жизни.

Для чего верующему нужна Исповедь?

Фото: Hram-catka.cerkov.ru

Некоторые верующие не понимают, зачем каяться в своих грехах перед священником, когда это можно сделать перед Господом. Дело в том, что священник является человеком, специально поставленным Всевышним для того, чтобы отпускать людские грехи. Для этого он обладает особой Благодатью, даруемой ему во время другого Таинства – Хиротонии.

Во время Исповеди священник играет роль своеобразного посредника между человеком и Всевышним, который официально подтверждает, что совершенный верующим грех прощен. Каяться перед Богом можно, церковь даже призывает прихожан это делать, но это не отменяет необходимости посещать Исповедь. Это Таинство требуется, чтобы человек мог получить окончательное прощение, был уверен в том, что Всевышний отпустил ему все его прегрешения.

Важно подчеркнуть, что во время этого священнодействия прощаются только те грехи, о которых человек рассказал. Это одно из свидетельств его искреннего раскаяния

Если говорить о каком-то прегрешении человек стесняется упомянуть, даже если чувствует, что раскаялся в содеянном, грех не будет отпущен Всевышним. По этой причине нельзя что-либо утаивать от священника, не стоит бояться осуждения или обвинений. Священнослужитель не станет ругать или осуждать человека, а будет только рад такому искреннему раскаянию. Более того, не стоит забывать о тайне Исповеди, которой следуют все священнослужители. Им категорически запрещено рассказывать о любых грехах, о которых они узнали на Исповеди. Если священник даже просто намекнет кому-то о грехе, котором узнал во время Таинства, его запретят к служению.

Конечно, во время Исповеди человек испытывает чувство стыда. В этом и заключается суть и основной смысл этого Таинства. За счет стыда человек откупается от совершенного им греха. В былые времена практиковалось всенародное покаяние, в том числе, когда человек был вынужден рассказывать о своих грехах перед собравшейся толпой. Существовала епитимья: грешник стоял у входа в храм, рассказывая каждому входящему о том, что натворил. С моральной точки зрения такой опыт намного тяжелее, епитимии хоть и встречаются, но крайне редко, поэтому не стоит ничего утаивать перед священником, страдая от ложного стыда.

Когда на Исповеди священник отпускает прихожанину все грехи, тот может быть уверен, что его покаяние было истинным, он теперь прощен Всевышним. Если грех все еще мучает человека, об этом нужно рассказать повторно, придя на Исповедь еще раз.

«Облегчение»

Ты говоришь: «пойду, поисповедуюсь, чтобы полегчало».

Это ошибка. Если ты не покаялся, и духовник обличит тебя в нераскаянности, тебе станет легче? А если покаялся и будешь обличён в своих грехах, получишь облегчение? Если ты поддерживаешь противозаконную плотскую связь, а духовник велит тебе прекратить всякие отношения с этим лицом, запретив даже с ним здороваться, получишь ли ты облегчение? Или скажет строго поститься, совершать столько-то земных поклонов (что предписывают согрешившим священные каноны), или запретит пить вино, или смотреть телевизор, или другое что, к чему ты привык? Ты, например, решил причаститься, а он не разрешит, будешь ли ты рад? Однако только так ты получишь пользу. Если бы духовник сказал тебе: «ешь, пей, спи и причащайся» – ты получил бы изрядное облегчение, но не пользу. Поэтому тебе следует говорить не «пойду поисповедуюсь, чтобы утешиться и почувствовать облегчение», но «чтобы получить пользу и спасти свою душу».

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и разрешительную молитву. Когда он закончит — дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

Как правильно подготовиться

Подготовка к исповеди – залог результативного покаяния, которое принесет духовные плоды. Поэтому ей стоит уделить много внимания.

Когда лучше исповедоваться

Таинство чаще всего проводится в храме. Но оно может происходить также вне церковных стен: дома у кающегося, в больнице и др. Для покаяния необходимо выбрать удобное время, чтобы человека не отвлекали рабочие или домашние заботы.

У некоторых выбор «удобного времени», правда, затягивается на месяцы, поэтому необходимо быть честным с собой и не откладывать исповедь под надуманными предлогами. Оттягивание исповеди, как правило, усугубляет духовные проблемы, общее психологическое состояние, делает исповедь очень тяжелой.

Сколько времени готовиться

Обычно на подготовку к покаянию выделяют 2-3 дня. Но при особых обстоятельствах (критическая ситуация, срочный отъезд) готовиться к таинству можно и меньше, даже до нескольких часов. Не нужно перед исповедью соблюдать пост. Ограничить себя в пище следует только, если после исповеди будет следовать таинство Причастия.

Как осознать свои грехи

Подготовка к таинству покаяния – проверка совести человека. Современный человек не привык «внимать себе» и анализировать свои недостатки. Помочь здесь могут Священное Писание, молитвы, пособия для подготовки к исповеди, побуждающие к духовной работе.

Писание и молитвы

Проверять совесть священники советуют, прежде всего, по Священному Писанию. Это:

  1. 10 заповедей пророка Моисея (Исх. 20:2-17).
  2. Евангельские «заповеди блаженства» (Мф.5:3-11; Лк. 6: 20-23).
  3. Нагорная проповедь Христа (Мф.5).

Кроме того, в составе вечернего молитвенного правила есть молитвословия, содержащие перечисление важнейших грехов. Это:

  • молитва Святому Духу (третья)
  • «Исповедание грехов повседневное».

Пособия для кающихся

При подготовке к исповеди можно пользоваться распространенными пособиями:

  1. «Наставление для подготовки к исповеди» свт. Игнатия Брянчанинова; пособие полезно для начинающих, так как содержит перечень основных грехов.
  2. «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна Крестьянкина – подробный разбор духовных состояний, удаляющих человека от Бога.

В то же время, к разным пособиям для подготовки к исповеди следует относиться с рассуждением. Сейчас можно встретить разные «исповеди» сомнительного происхождения. Это исповедание грехов, приписываемое оптинским старцам (под видом его часто идет «Наставление» свт. Игнатия Брянчанинова), так называемая «генеральная исповедь» – список из более чем 200 грехов, многие из которых таковыми не являются, и другие. Пособия для подготовки к покаянию лучше всего покупать в храме или церковной лавке. Это проверенные практикой книги, не содержащие ошибок.

Как «внимать себе»

Основной принцип подготовки – честность с самим собой. Следует избегать поверхностного разбора духовной жизни, когда покаяние сводится мелочному перечислению отдельных проступков без анализа их причин. Например:

  • леность, посторонние помыслы на молитве имеют причиной другой грех – маловерие и неверие;
  • осуждение людей вызвано гордыней: именно в этом, а не только в конкретных случаях осуждения, стоит каяться.

Подобным образом следует рассматривать и другие свои грехи. Чтобы увидеть свои грехи, опытные духовники рекомендуют действенный, хотя очень болезненный прием: вспомнить, в чем обвиняют нас ближние. Как правило, их претензии имеют основания.

Перед Исповедью

Как подготовиться к Исповеди

Перед Исповедью нужно сесть в спокойном месте и, не торопясь и не отвлекаясь, спокойно подумать о том, в чем вы провинились перед Богом и людьми.
Нужно исследовать свои мысли, помыслы, дела

Проанализировать их с точки зрения заповедей Божиих.
Вспомнить за что вас ругают родные и близкие — со стороны часто виднее.
По возможности попросить прощения у всех, кого вы обидели словом и делом, невниманием, равнодушием. Примириться со всеми

Если по каким-то причинам примирение невозможно, необходимо примириться хотя бы в сердце своем.
Старайтесь не оправдывать себя, не перекладывать вину за свои дурные поступки на других людей.
Можно записать грехи на бумаге, чтобы ничего не забыть во время самой Исповеди. Что же такое грех? Это то деяние, которое противоречит Божьей воле. То, за что вас обличает ваша совесть.
Нужно иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не повторять прежних грехов.
Не нужно смущаться своих грехов и унывать. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.

Важно! Нужно исповедать всё плохое, что вы вспомнили. Утаивать ничего нельзя

Если за какой-то грех вам особенно стыдно, то называть его нужно в самую первую очередь.

Исповедь должна быть конкретной, нужно указывать конкретные поступки, а не общие черты характера. Например, не “согрешила гордостью”, а “высокомерно отношусь к другим людям”, “считаю себя лучше других”, “грубо разговариваю с людьми”. И в то же время Исповедь не должна быть мелочной: не надо долго перечислять грехи одного вида.

Нужно вспомнить всё, чем вы согрешили с момента последней Исповеди. Если вы никогда не исповедовались, то нужно исповедоваться за всю жизнь (см.-первая исповедь взрослого – ссылка)

Если у вас есть вопросы к священнику, лучше записать их, чтобы не забыть.

Пост перед исповедью

Особого поста перед исповедью Церковь не установила. Мы постимся перед исповедью только в том случае, если Таинство Исповеди соединяется с Таинством Причащения.

Покаяние и Исповедь

Человек склонен ко греху, он постоянно грешит. Если основа каждого поступка не любовь, а что-то другое, то несомненно, каждое наше дело, каждое наше слово и каждая мысль имеет в себе какое-то зло, лукавство и скрытый обман.

Вот когда мы начинаем осознавать нашу греховность, то становится страшно, и мы хотим исправиться. Господь даровал нам совесть, благодаря ей мы не погибаем в согрешениях, а получаем шанс спастись. Она всегда где-то в глубине сердца кричит и возвращает нас к Истине. Когда нам стыдно, мы хотим исправиться и просим прощения у Господа – это и есть Покаяние. Оно может возникнуть в любой момент, тогда нужно мысленно произнести молитву:

Также существует домашнее Покаяние – ежедневное исповедование прегрешений. Последняя молитва вечернего правила так и называется – «Исповедание грехов повседневное». Еще нужно приучать себя следить за собой и своими поступками, писать записки на Исповеди и мысленно в конце дня воспроизводить все, что произошло, вспоминая, какие проступки совершили.

С этими списками стоит идти на Исповедь, чтобы исповедовать их перед Господом и священником в Таинстве. Помните, что батюшка только совершает Таинство, он посредник, который руками Божьими может отпустить грехи. То есть совершает видимые действия, но само Таинство происходит только через Всевышнего.

Сейчас существует практика исповедоваться перед Причастием, но привязывать этот обряд к Евхаристие не стоит. Каждое из этих священнодействий – отдельное и самостоятельное Таинство Святой Церкви, которые принято проводить вместе, чтобы подходить к Телу и Крови Христа с чистым сердцем. Но как Исповедь может проходить без Причастия, так и к Причастию можно подходить без Исповеди. (если человек ведет активную духовную жизнь, постоянно приобщается Тела и Крови христовых и имеет благословение духовного отца)

Советы приходящим исповедоваться

Исповедь – разговор с Богом

Важно, чтобы вы сами понимали сказанное Вами

Перед тем, как идти на Исповедь, перечитайте перечень самых распространенных грехов, вспомните свою жизнь и подумайте, какие прегрешения относятся именно к Вам. Если есть непонятные слова, к примеру, нега (приятные ощущения, желание их чувствовать), нужно узнать, найти ответ, что значит тот или иной грех. Чтобы не забыть, можно написать на листочке все, что вспомнили. Принято еще перед Таинством три дня поститься и воздерживаться, пытаясь переосмыслить свою жизнь. Не забудьте со всеми примириться и не держать ни на кого зла

Важно желать исправиться и стать лучше

Речь кающегося на Таинстве Покаяния идет из сердца, ее нельзя внести в какие-то рамки. Человек должен забыть про стыд, ведь это не должно стать препятствием на пути исцеления. Господь и так знает наши пороки, но ждет, чтобы, осознав свою вину, мы пришли просить прощения и сил на борьбу со страстями. Стыдиться и бояться – значит неискренне раскаиваться. Ведь, придя к врачу, вы снимаете одежду даже через стыд, лишь бы он вас вылечил.

Точно так же нужно поступать в случае, если священник Вам кажется недостойным или слишком грешным. Например, когда становится известным какой-то порок священнослужителя, прихожане перестают ходить к нему на Таинство. Но, если человек в священническом сане, чтобы он ни сделал, для других людей, которые от его руки принимают прощение, благодать и сила Таинства все та же. Это Бог через него отпускает прегрешения. Поручи (небольшие повязки, обвязанные у запястья батюшки) – это символ, что священнослужитель не своими руками совершает все действия, а Божьими.

Не пытайтесь самооправдываться. Если уже приходите со своим покаянием, то с мыслью, что Вы последний грешник. Разве будете Вы прощать обидчика, если придет к Вам после ссоры и скажет: «Прости, но все из-за того, что ты все не так сделал, как я хотел» или что-то подобное. «Я согрешила гневом и раздраженностью, но, если бы не Васька, я бы не грешила. Это он все». Разве это христианское раскаяние? А многие люди приходят и так каются. Поэтому нужно учиться всегда, в каждой ситуации искать свою вину и смиряться.

Необходимо начинать следить за своей жизнью и поступками, чаще исповедоваться. Тогда мы научимся не только смотреть внимательно за собой, быть более рассудительными и внимательными, но и получим возможность организовать правильней образ жизни, поменять его к лучшему, начать настоящую борьбу со страстями.

Роль священника

Трудно переоценить значение пастыря, которому выпадает обязанность принять покаяние христианина. Исповедь — пример единения Церкви, связанности всех ее чад. Как это возможно? Священник водружает на себя ответственность свидетельства всей совокупности Церкви о том, что человек принес покаяние. Его тихое присутствие не что иное, как свидетельство перед самим Господом о спасающемся и кающемся христианине, который задумывается о душе. Человек фактически приносит себя Церкви, ведь Богу известны грехи, им совершаемые. Покаяние должно совершаться чадом церковным без ложного стыда, сокрытия, самооправдания. И священник, являясь образом христианской общины и Церкви в целом, принимает слезы раскаяния. Сама исповедь направлена непосредственно к Господу, а пастырь символизирует богочеловеческую природу Церкви. Часто священник помогает раскрыться, справиться со смущением и страхом. Бывает достаточно вопроса или нескольких проникновенных слов, чтобы человек сумел разобраться, как правильно построить исповедь.

Пример такой действенной помощи можно найти у священника Павла Гумилева. Этот пастырь раскрывает в своем творении важные аспекты, на которые могут опираться все, желающие принести покаяние в храме.

Отличительные черты генеральной исповеди

Регулярные исповеди помогают христианам снять с души бремя совершенных грехов, принести Господу покаяние, принять причастие. Господь, в милосердии своем, отпускает человеку прегрешения, позволяет очиститься, стать лучше, ближе Творцу.

Даже истинно верующие люди не всегда регулярно исповедуются, часто выпадают из церковной жизни на долгое время. Многие принимают крещение в зрелые годы, накопив за жизнь множество грехов. Тем, кто редко исповедуется или не каялся в грехах никогда, православная церковь рекомендует пройти генеральную исповедь.

Кому необходимо таинство:

  • принимающим крещение во взрослом возрасте;
  • тем, кто пренебрегал долгие годы проведением церковных таинств;
  • православным, ранее относящимся к исповеди несерьезно, неосознанно, формально;
  • крещеным в раннем детстве, никогда не посещающим храм, вступающим осознанно в православную жизнь;
  • тяжко больным при угрозе кончины.

Человек приходит на исповедь к священнику, но рассказывает о своих прегрешениях Господу, кается перед Ним. Генеральная исповедь – это покаяние во всех жизненных грехах, попытка осмыслить свою жизнь, признать ошибки.

Освободившись от грехов, получив прощение, православный становится свободным, снимает тяжесть с души. Божья милость пребывает со всеми, кто способен осознать собственную неправедность, греховность, хочет стать чище, ближе к Господу.

Подготовка к генеральной исповеди требует честности, мужества, способности трезво взглянуть на себя со стороны, признать вину. Изменить прошлое человек не в силах, но можно покаяться, получить прощение, начать жизнь более праведную, чистую, стараться избегать грехов.

Почему необходима исповедь перед причастием

Исповедью называют христианское таинство, которое подразумевает покаяние в совершенных грехах перед Господом. Происходит это чаще всего в церкви перед лицом священника, который прощает исповедующегося именем Спасителя. Священник при этом выступает лишь свидетелем искреннего раскаяния прихожанина. При необходимости обряд исповеди может происходить не только в храме. Такие случаи бывают, когда священник отправляется к тяжелобольным или умирающим прихожанам

Важно помнить, что исповедь не ставит целью судилище над согрешившим. Не является она и простой беседой о человеческом несовершенстве или недостатках

Абсолютно неправильно воспринимать ее как обязательную часть обычая, исполняемую бездумно, «на автоматизме».

Исповедь перед причастием необходима кающемуся для очищения души от греха – грязи духовной. Это искреннее покаяние, идущее из глубин сердца, вызванное потребностью сохранения своей души в чистоте. Человек несовершенен, нет никого среди людей, кто сумел бы прожить без единого греха

Поэтому как ни важно отмывать тело от грязи, еще важнее очищать нетленную душу от греха. Такое «омовение» души от накопившейся духовной грязи возможно только в момент исповеди и покаяния перед причастием

Это важно оттого, что грехи, подобно пыли и саже, наслаиваются на душу и отягощают ее. Человек при этом чувствует себя опустошенным, теряет покой и внутреннюю уверенность. Бремя греха порождает состояние беспокойства и раздражительности, несущий его начинает беспричинно наносить обиды своим окружающим. И лишь покаяние способно возвратить чистоту очерненной неблаговидными поступками душе.

В виде исповеди перед причастием и оставления грехов проявляется любовь и милость Божья к слабому, нетвердому в вере человеку, ищущему спасения от прегрешений. Только искреннее покаяние приносит прихожанам ощущение легкости, благодати, обновления мироощущения, избавления от неприемлемых страстей. Суть таинства исповеди – возвращение в ту чистоту, которая была обретена при крещении.

В последнее время все чаще, особенно через разные сайты интернета, звучит совет непременно заранее составить список своих грехов, обязательно отнести его священнику и после того, как он его разорвет, сжечь

На самом деле чрезмерное внимание к деталям, соблюдение внешней «правильности» без духовной прочувствованности происходящего приводят все эти деяния в большей мере к суеверию, чем к покаянию. Святые отцы говорят, что писать такие списки нет необходимости

Исповедь и покаяние должны литься из души, быть по-настоящему искренними, а не превращаться в заранее написанный по образцу и выученный для отчета доклад

Говорить важно о том, что разъедает душу, своими словами, без запутанных туманных фраз и невнятных намеков. Впрочем, и отказываться от написания списка нет причин

Лист, на котором он написан, называют хартией. Его можно взять с собой на исповедь, чтобы справиться со смущением, которое неизбежно наступает, когда человек оказывается перед священником, рядом с Евангелием и распятием. При этом кающийся, находящийся в большом волнении, может забыть о том, что собирался говорить. В таких случаях можно прочитать грехи, записанные в подготовленной хартии.

Слезы на Исповеди – нормально ли это?

Нормально и даже хорошо. В Православной Церкви даже известен дар слез. Он дается далеко не всем и очень ценен. Но необходимо помнить, что у этого явления бывает разная духовная природа. Отцы Церкви поучают, что если при плаче христианин может гневаться или раздражаться, то слезы эти не будут идти ему на пользу и исходят от чего-то недоброго. Но и выдавливать из себя слезы будет грехом, лучше просто с искренним сердцем приходить к Богу, а Он, если будет угодно, пошлет этот дар.

Слезы — это свидетельство того, что подготовка к Исповеди была деятельной. В практике духовной жизни обычно сначала человек очищается от страстей, а потом стяжает дар слез.

Но бывают такие ситуации, когда Господь милует нас и как бы открывает наше сердце, касается души человеческой и будто сам по себе возникает покаянный вопль, который невозможно остановить. И не нужно, пусть душе станет легче. Это радость для православного христианина — плакать на Исповеди.

Интересно, что люди, которые без проблем в своей мирской жизни могут вызвать поток слез из глаз, неутешительно заявляют, что не могут заплакать, когда речь идет о раскаянии и Исповеди. Так что, наше дело просто надеяться на милосердие Божье и на то, что наше покаяние принесет свои плоды.

Записки на Исповедь

Не все священники любят, когда к ним приходят с «тетрадями» грехов к Исповеди. Они могут, не дослушав, прервать и сказать: «Достаточно, теперь расскажи кратко своими словами». Особенно, если за вами толпа желающих покаяться. Поэтому нужно быть готовым и к такому. Но если Вам легче написать записочку, то конечно, пишите. Не забудьте о краткости и точности, чтобы не начинать рассказывать обо всем, но при этом не каяться в согрешениях.

Если вы впервые идете к Таинству Покаяния, следует писать не больше одного листочка тетрадки. Да, возможно, вы не все согрешения назовете, но это будет действительно искреннее раскаяние.

Люди, которые исповедуются часто, могут в конце каждого дня после вечерних молитв, утихомирив сердце и настроив разум, начинать заполнять свой перечень грехов по памяти, вспоминая и анализируя свой прожитый день и все проступки. Все прегрешения записываются на листочек. Повторять уже написанные согрешения не нужно. Но если вы согрешили в том, что в чем каялись на прошлой Исповеди, – нужно снова приходить к священнику и опять каяться в этом же пороке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector