Новоиерусалимский монастырь в истре
Содержание:
- Экскурсии
- Где поесть в Истре
- Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
- Расписание богослужений
- Защитные постройки
- Судьба Патриарха Никона
- Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
- Современный статус и жизнь обители
- Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)
- История
- Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
- Музей и парк
- Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю
- Настоятели, наместники
- Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря
- Возрождение и современность
- Святыни и монастырский некрополь
- Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк
Экскурсии
В храме постоянно проводятся экскурсии по трем направлениям:
- Осмотр собора Воскресения и церкви Константина и святой Елены. За группу менее 10 посетителей взимается плата 2500 руб. с целой группы. В группе из более 10 посетителей взрослые оплачивают 250 руб. с посетителя, дети (до 16 лет) — 100 руб. с посетителя.
- Осмотр с посещением собора Воскресения и Солодовых палат. Группа менее 10 посетителей оплачивает 3000 руб. В группе с более 10 посетителями взрослые платят 300 руб. с посетителя, дети — 120 руб. с посетителя.
- Осмотр для детей с посещением собора Воскресения Господня. Экскурсия с менее 10 посетителями обойдется в 2500 руб. за группу. В группе из более 10 посетителей взрослые платят 250 руб. с посетителя, дети — 100 руб. с посетителя.
Есть экскурсии, которые проводятся в определенное время (обычно в 13.00) для индивидуальных посетителей. Оплата для взрослых — 300 руб., для детей — 120 руб. с посетителя. Обычные индивидуальные посещения менее 10 человек обойдутся от 1500 руб. до 3000 руб. с целой группы. После реставрационных работ была открыта новая трапезная, в которой можно пообедать за 480-600 руб. на одного человека.
Любой человек опирается в жизни на те принципы, которые заложены в Святом Писании. Постулаты веры, духовного развития заложены в человеке с самого рождения и лишь только поддерживаются и развиваются на протяжении всей его жизни.
Новоиерусалимский монастырь в Московсковской области как и остальные святыни на Руси является оплотом и обителью укрепления и распространения святости и благочестия на нашей земле.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Где поесть в Истре
Гуляя по городу вы, конечно, проголодаетесь. Вот несколько вариантов, где можно поесть.
Первый раз перекусить удастся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» — в нем есть небольшое кафе, где продают разную еду в одноразовой посуде: салаты, бутерброды, кексы.
Если вы взяли еду с собой, то дороге из музея в монастырь можно остановиться и устроить пикник на берегу реки Истра (она же Иордан).
Пара кафе работают и в монастыре. Напротив главного собора находится «Трапезная» — очень простое дешевое заведение с разнообразными горячими блюдами.
Кафе «Трапезная» в Новоиерусалимском монастыре
Более приятное впечатление производит «Вареничная». Она располагается внутри монастырского двора слева от ворот, через которые мы вошли. В меню разные виды вареников с пылу с жару, безалкогольные напитки.
Кафе «Вареничная» в Новоиерусалимском монастыре
В городе тоже есть пара заведений, которые можем порекомендовать. Прежде всего это паб «Белый лис» (ул. Адасько, дом 7, корпус 1). Не пугайтесь адреса: на самом деле, он, фактически, находится в доме, стоящем на улице Ленина (можете ориентироваться на адрес ул. Ленина, дом 16). Очень приятный интерьер типичного паба. В барной карте много видов разливного и бутылочного пива из разных стран, в меню — не только закуски, но и нормальные блюда. Все, что мы пробовали, было вкусно.
Паб «Белый лис» в Истре
Еще одно неплохое место расположено у железнодорожного и автовокзалов — непосредственно на вокзальной площади перед возвращением домой можно поесть в ресторане «Вински Подрум» (пл. Воскресенская, дом 2а). Интерьер выдержан в стиле винного погреба и типичного национального ресторана где-нибудь в Болгарии. В меню разнообразные блюда балканской кухни и вина из разных мест планеты.
Ресторан «Вински Подрум» в Истре
Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:
- образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
- Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
- Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
- Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).
Расписание богослужений
В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:
Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:
- 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
- 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.
Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:
- 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
- 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.
Среда. Прп. Алексия, Господен человек:
- 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
- 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.
Четверг. Прп. Макарий Калязинский:
- 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
- 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.
Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):
- 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
- 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.
Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:
- 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
- 5 вечера – бдение всенощное.
Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.
- 7 утра – часы, раннее песнопение;
- 10 утра – позднее церковное песнопение;
- 5 вечера – пассия и вечерняя.
- 5 вечера – обряд таинства.
Защитные постройки
У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.
worldpics.pro
Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:
- 9 башен.
- Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
- Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
- Внутренний парапет и «боевые» ходы.
Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.
Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.
taiellor.ru
Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.
Судьба Патриарха Никона
Патриарх Никон – идейный вдохновитель и участник строительства Новоиерусалимского монастыря имел много разногласий с царем. Правителя не устраивало, что церковь пыталась влиять на государственные дела. В 1660 году, через 4 года после основания обители, в Москве был проведен Собор высших иерархов, на котором монахи хотели лишить Никона должности. Но суд над патриархом не состоялся и дело было решено передать на рассмотрение на суд владык восточных церквей: сирийской и египетской (коптской). Представители вышеозначенных организаций смогли прибыть в Москву только в 1666 году. В течение 8 лет до суда и отправки в ссылку патриарх Никон обитал в монастыре и способствовал развитию молельни.
Патриарх Никон
В 2014 году в музее «Новый Иерусалим» была торжественно открыта выставка «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XIX веков». Экспозиция состоит из 3 залов. Отдельная часть ее выделена, как память музея Патриарха Никона, который был основан в 1870 году.
В учреждении хранятся личные факсимильная печать Его Святейшества, фрагмент омофора, копия парсуны архиепископа с клиром, останки кареты владыки, некоторые личные вещи главы православной церкви. Экспонаты описывают путь Патриарха от простого священника до личного друга царя, заслуги перед христианством и суд над Никоном. Последнее событие наглядно иллюстрирует картина С. Д. Милорадовича. На полотне изображены высшие церковные иерархи, которые решают судьбу Патриарха.
Капелла
Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
- высота – около 9 м;
- толщина – 3 м;
- общая протяженность – 920 м.
Вид на монастырские стены с башнями
Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
Елизаветинская башня
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.
Современный статус и жизнь обители
25 августа 1994 монастырь посетил Патриарх Алексий II.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В 1995 был возвращён Московскому Патриархату; началось
возрождение монашеской жизни.
11 октября 1995 администрацией Московской области было издано
постановление «О поэтапной передаче памятников архитектуры
комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре»
во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9
октября 1995 года, предусматривавшее на первом этапе передачу
Патриархату Воскресенского собора, храма святых равноапостольных
Константина и Елены, храма Рождества Христова, Восточного братского
корпуса и скита Патриарха Никона.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова,
С.-Петербург, ул. Камская 11, лит А.
Река Истра — Dmitry Kostin @ Flickr
В Рождественскую ночь 2007 года в монастыре был за службой
Президент России В. Путин
23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили
Президент России Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было
принято решение о создании Попечительского совета для оказания
помощи в восстановлении монастыря.
Unwrecker @ WikiCommons
В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за
ближайшие 5—7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский
монастырь. 20 октября в Кремле состоялось первое заседание
Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению
монастыря, в котором приняли участие президент России Дмитрий
Медведев, Патриарх Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков,
вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента
Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава
Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых
коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном
федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Московской
области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен
Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава
корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД»
Владимир Якунин. Патриарх заявил, что разработана Концепция
развития монастыря «как великой святыни христианского мира и как
современный духовно-воспитательный и образовательный центр,
призванный раскрывать всем, и особенно — молодежи,
душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества». Дмитрий
Медведев сообщил, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского
монастыря возглавит первый вице-премьер правительства РФ Виктор
Зубков. 9 марта 2009 года Президент России Медведев подписал Указ
«О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского
Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской
православной церкви».
Al grishin @ WikiCommons
Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)
Работы на руинах Нового Иерусалима начались уже в 1942 г. В 1943 г. бригада Академпроекта под руководством академика А.В. Щусева выполнила обмеры уцелевших и поврежденных частей памятников Ново-Иерусалимского монастыря и дала предварительные чертежи их реставрации. Итоги работ были изложены А.В. Щусевым в публикации 1946 года «Проект восстановления города Истры».С ноября 1950 г. Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ) начинают работы по приведению в порядок и реставрации памятника, разбирались завалы, исследовались отдельные части памятника.В 1952 году П.Д. Барановским составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея».К 1957 г. были разобраны завалы, сделаны крыши над сохранившимися частями собора, укреплены конструкции подземной церкви и юго-западного пилона, разработан проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов. Однако к концу 1950-х гг. из-за отсутствия финансирования пилоны так и не были закончены.Пилоны до уровня пят подпружных арок в период с 1965 по 1972 г. были возведены согласно документации ЦНРМ 1957 г. Большая глава Воскресенского собора была восстановлена к 1975 г. В процессереставрации глава оказалась завышена более чем на полметра, ее шлемовидный силуэт и конструкция креста искажены. В начале 1970-х гг. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни и укреплен 1-й ярус керамического иконостаса придела под колокольней. В 1978 и 1979 гг. монтировался изразцовый пояс с храмозданной надписью. В 1982-м и в 1983-м устанавливались изразцы подвесок и наличников.В 1983 г. разобрали макет, устроенный в 1978 г., и приступили к монтажу шатра ротонды новой конструкции. В 1991–1993 гг. были смонтированы окна-люкарны трех ярусов. Параллельно с монтажными работами по шатру ротонды велись локальные ремонтные работы по всему собору, включая подземную церковь. Повсеместно делались вычинки кирпичной кладки и белокаменных деталей, инъектировались трещины; реставрировались гипсовые капители, в наличники окон верхнего яруса ротонды установлены вновь сделанные лепные херувимы. Были укреплены и законсервированы изразцы наличников окон верхнего яруса собора, расчищены каменные блоки облицовки рва подземной церкви, побелены фасады, покрашены металлические кровли и главы и т.д. В течение 1980-х гг., помимо текущего ремонта, продолжались исследования по отдельным элементам декора храма, исполнялись проекты для реставрации керамического и лепного декора, иконостасов Голгофского придела и подземной церкви. В 1982–1984 гг. отреставрированы картуши на алтарной стене собора со стороны заалтарного обхода, затем отреставрирована лепнина в ряде приделов и подземной церкви. Одновременно реставрировались киоты, резные распятие и иконостас в приделе Голгофа. Металлическая часть иконостаса подземной церкви воссоздана в 1988–1991 гг.В процессе обследования лепного декора в Воскресенском соборе обнаружены следы фресковой живописи XVII века. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи сохранившиеся под штукатуркой фрагменты орнаментальной росписи были укреплены, законсервированы и оставлены для обозрения. На стене алтаря со стороны заалтарного обхода открылся небольшой фрагмент росписи «в руст», который тоже был укреплен.
Изображение в тексте: Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.
История
Монастырь на этом месте был основан патриархом Никоном в середине семнадцатого века. Сюда же он уехал после того, как впал в немилость, прожил здесь последние восемь лет и окончил свои дни. После смерти Никона монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье был на какое-то время предан забвению, но затем потихоньку стал восстанавливаться. Однако на его долю выпало много испытаний. В тысяча семьсот двадцать шестом году здесь случился пожар, который уничтожил большинство построек. Но затем монастырь пережил расцвет. В девятнадцатом веке это была самая богатая обитель в окрестностях. А вот после революции семнадцатого года его закрыли и превратили в музей. Во время Великой Отечественной войны здесь шли сражения, и монастырь был разрушен дотла. Но в пятидесятых годах двадцатого века было принято решение отреставрировать этот памятник архитектуры. Полностью он был восстановлен перед московской Олимпиадой. А в 1994 году он снова стал функционировать как культовое сооружение под названием Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.
Церковь Рождества Христова
На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
Музей и парк
Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет краеведческий музей, который был открыт в 1920 г. В нем были собраны художественные, археологические, исторические и религиозные экспонаты, связанные со строительством монастыря и его историей. Их число на сегодняшний день превышает 180 тыс. артефактов.
Находящиеся в музее экспонаты рассказывают посетителям об этапах возведения монастыря и его основателе патриархе Никоне. Здесь собраны репродукции и предметы в момент основания святой обители и в период Великой Отечественной войны, когда он был разрушен. Среди предметов, рассказывающих о жизни Никона, сохранилась карета, на которой он передвигался, и предметы его деятельности.
Рядом с музеем расположен Гефсиманский сад и парк, в котором находится конная школа и Музей деревянного зодчества. Это хорошее место для активного отдыха, где можно покататься на лошадях и устроить летом пикник. В Музее деревянного зодчества можно ознакомиться с бытом и жизнью крестьян на примере расположенной рядом деревенской избы с ее утварью и ветряной мельницей.
Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю
Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.
Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.
Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.
Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.
Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.
Воскресенский собор
Здесь гид начала свой рассказ.
Настоятели, наместники
- Стефан (1656 — 1658)
- Герасим (1658 — октябрь 1665)
- Акакий (25 декабря 1666 — 1670)
- Феодосий (упом. 1671)
- Филофей (1672 — январь 1680)
- Варсонофий (февраль — 25 октября 1680)
- Герман I (1681 — 1682)
- Никифор (январь 1683 — 1685)
- Никанор (1685 — 1698)
- Герман II (13 октября 1698 — 26 июня 1699)
- Арсений (30 июля 1699 — 1703)
- Игнатий (1703 — 1709)
- Антоний (1709 — 1722)
- Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 — 8 сентября 1723)
- Киприан (Скрипицын) (август 1723 — 27 сентября 1727)
- Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 — апрель 1736?)
- Карион (Голубовский) (19 июля 1737 — 1742)
- Петр (Смелич) (6 сентября 1742 — 27 ноября 1744)
- Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 — 22 мая 1748)
- Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 — 2 августа 1765)
- Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 — 29 сентября 1771)
- Сильвестр (Страгородский) (1771 — 3 октября 1785)
- Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 — 14 января 1786)
- Аполлос (Байбаков) (1786 — 1788)
- Платон (Любарский) (21 июня 1788 — 31 марта 1792)
- Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 — 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
- Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 — 17 января 1799)
- Иероним (Понятовский) (17 января 1799 — 4 июня 1802)
- Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 — 20 августа 1805)
- Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 — 29 июня 1813)
- Иона (Павинский) (31 декабря 1813 — 22 июля 1817)
- Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 — 1 июня 1819)
- Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 — 10 марта 1821)
- Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 — 19 февраля 1837)
- Арсений (Нагибин) (19 февраля 1837 — 1838?)
- Агапит (Вознесенский) (10 июня 1841 — 2 марта 1850)
- Мелхиседек (Сокольников) (26 марта 1851 — 1852)
- Климент (Можаров) (1852 — 1856)
- Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (28 июля 1858 — 1860)
- Дионисий (Долгополов) (25 мая 1860 — январь 1862)
- Антоний (Радонежский) (17 марта 1862 — 11 мая 1866)
- Петр (Екатериновский) (13 октября 1867 — 4 апреля 1869)
- Леонид (Кавелин) (1869 — 1877)
- Христофор (Смирнов) (13 декабря 1890 — 1892)
- Андрей (Садовский) (26 апреля 1893 — 14 марта 1898)
- Владимир (Филантропов) (1898 — 1904)
- Серафим (Чичагов) (1904 — 1905)
- Иустин (Охотин) (29 марта 1905 — 25 мая 1907)
- сщмч. Тихон (Никаноров) (1907 — 1911)
- сщмч. Иона (Лазарев) (22 марта 1911 — 1918)
- Трифон (Туркестанов) (2 июня 1916 — 1 апреля 1918) управляющий, еп. б. Дмитровский
Иоаким (Левитский) (10 апреля 1918 — 1918)
С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).
Наместники
- Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008)
- Феофилакт (Безукладников) (с (6 мая) 23 июня 2008)
Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря
После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.
Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.
Воскресенский собор. План собора
Воскресенский собор. План собора
Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.
Новый Иерусалим. Внутри Собора
Купол собора уже расписан мастерами.
Воскресенский собор. Купол собора
Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.
Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.
Новый Иерусалим. Иконостас
Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.
Новый Иерусалим. Фигура Спасителя
Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.
Воскресенский собор. Ложа императора
Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.
Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию
Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.
Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня
Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.
После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).
Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы
Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.
Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.
Воскресенский собор. Фрагменты изразцов
Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.
Изразец-лев
В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.
Воскресенский собор. Новый Иерусалим
В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.
Возрождение и современность
В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.
В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.
В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.
Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.
В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.
В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.
Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.
Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.
Святыни и монастырский некрополь
- Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
- Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
- Икона «Господь Вседержитель».
- Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
- Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
- Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
- Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
- Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
- Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.
Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.
Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк
Мы уже упоминали о том, что в двадцатых годах прошлого столетия монастырь был закрыт. На его месте создали музей, который вначале был краеведческим, а затем историко-архитектурным. В 1994 году было принято решение о передаче ансамбля монастыря русской православной церкви. Согласно ему музей должен был быть выведен с территории Нового Иерусалима в несколько этапов.
В 2012 году фонды и в самом деле переехали на новое место. Оно расположилось в непосредственной близости от монастыря, чтобы не нарушать единства культурного наследия. К тому же концепция музея предполагает, что архитектурный комплекс семнадцатого века должен доминировать в экспозиции. Выставочная площадь – около десяти тысяч квадратных километров. Его фонды считаются богатейшими на территории Московской области.
На территории музея есть парк, где можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества девятнадцатого века. Это крестьянское жилье (усадьба Кокориных), часовня Богоявления, романтическая ветряная мельница. В богатой избе можно ознакомиться с аутентичными предметами интерьера позапрошлого века. Часовня воссоздана по рисункам восемнадцатого столетия. А на мельнице мололи муку вплоть до пятидесятых годов двадцатого века. Для детей в музее предусмотрено множество интерактивных программ, а для туристов организовывается катание на лошадях.