Новоиерусалимский монастырь в истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

towntravel.ru

Распорядок работы касс несколько иной:

  1. Со вторника по пятницу время для покупки билетов – 10:00-17:30.
  2. В субботу время, в которое можно приобрести билеты – 10:00-20:30.
  3. В воскресенье – 10:00-18:30.

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, Гроб Господень и многое другое. К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель Храма Гроба Господня, которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на Кипре в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс, датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном», написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Кругом вода

Сейчас припозднившиеся постояльцы могут отдохнуть с гораздо большим комфортом. По берегам Истринского водохранилища отстроены комфортабельные базы отдыха, в том числе пятизвездочные, с бассейнами и SPA-зонами.

Кстати, когда-то Истринское водохранилище сыграло свою роль в обороне Москвы. Для борьбы с врагом было задействовано рукотворное цунами.

«Разгром немецких войск под Москвой. Книга первая. Под общей редакцией маршала Б.М. Шапошникова»

Подмосковье-4

Истринское водохранилище

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

К воде и людям, с ней связанным, в Истре относятся с уважением. В честь 90-летия Истринского водоканала на месте первой артезианской скважины в городе установлен памятник крану, водопроводчику и его собаке. Нос животного блестит: туристы натирают его на счастье. Неподалеку находится местный рынок, кафе и пиццерия.

Одно из немногих уцелевших в городе во время Великой Отечественной войны зданий — Истринский драматический театр. «Народный дом» в стиле модерн начали строить весной 1913 года в честь 300-летия правящей династии Романовых на средства благотворителей — московских фабрикантов Тимофея Саввича Морозова и Сергея Михайловича Попова.

Кстати, на обратном пути от Истринского водохранилища к Новоиерусалимскому монастырю в небольшом селе Полевшина стоит остановиться у храма Казанской Богородицы. Церковь построили в XVII веке владельцы села бояре Полевые. В XVIII веке ее освятила Новоиерусалимская епархия как отдельный Казанский храм. По рассказам местных, во время войны в храм попал снаряд, но не разорвался.

Историческая справка

Музей в Истре был основан в 1922 году — путем объединения художественно-исторического и краеведческого музеев. В первоначально сформированную экспозицию вошли предметы искусства, археологические находки и другие экспонаты, найденные в подмосковных усадьбах, монастырях и храмах.

К 1940 году в Новый Иерусалим перевезена часть экспонатов из расформированного музея в Звенигороде. К началу Великой Отечественной войны музей уже имел в своём распоряжении огромную историческую и художественную коллекцию.

В ноябре 1941 года самые ценные предметы искусства транспортировали в Москву, затем в Алма-Ату. Часть фонда музея спрятали в тайниках, но большинство экспонатов остались в галереях.

При отступлении немецких войск здания Новоиерусалимского монастыря были уничтожены. Работы по восстановлению музея начались в конце 1940-х годов, и только в 1959 году закончили работы по формированию первой со времен войны выставки.

Московский областной краеведческий музей, так до 1991 года назывался «Новый Иерусалим», предстал в своем нынешнем виде только в 2014 году, после переезда из стен монастыря в новое отдельное здание.

Официальная группа музея в VK

Возрождение и современность

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.

В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.

В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.

В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.

В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.

Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.

Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь был основан Никоном в 1656 году. Патриарх понимал, что простым людям практически невозможно попасть на Святую Землю, поэтому решил приблизить православную святыню – Храм Гроба Господня. Каменный собор Воскресения Христова был заложен в 1658 году, 8 лет патриарх Никон трудился над ним. Но из-за возникших разногласий с царем, в 1666 году Никона лишили патриаршего сана и отправили в ссылку. Работы над храмом приостановились, и возобновились лишь спустя некоторое время.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь В 1681 году Никону разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но по дороге он скончался. Патриарха похоронили в Воскресенском соборе.

Место погребение Никона В советский период монастырь был закрыт, его имущество национализировано. Но сильнее всего обитель пострадала в 1941 году. На ее территории немцы организовали штаб-квартиру и госпиталь, при отступлении они взорвали собор и крепостные стены. Но самая старая часть храма и святыни сохранились. Стенам повезло меньше, но их восстановили в советское время. Последняя реставрация продолжалась с 2008 по 2021 год. За это время многое возродили, воссоздали и отстроили заново. Грандиозный Воскресенский собор встречает всех посетителей монастыря. Он состоит из трех частей: подземный храм, храм Гроба Господня и церковь Ротонда.

Воскресенский собор Для его украшения применяли разноцветные изразцы. Чтобы их изготовить приглашали мастеров из разных городов России. Познакомиться ближе с техникой производства и увидеть оригинальные изразцы можно в музее керамики, расположенном в Солодовых палатах на территории монастыря.

Музей керамики В настоящее время собор частично украшен старыми плитками, а частично новыми образцами, созданными по старинной технологии.

Изразцы в соборе Обязательно надо пройти по крепостной стене, чтобы полюбоваться на территорию монастыря и храм со всех сторон.

Монастырь является действующим, в его стенах проживают 15 монахов.

Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк

Мы уже упоминали о том, что в двадцатых годах прошлого столетия монастырь был закрыт. На его месте создали музей, который вначале был краеведческим, а затем историко-архитектурным. В 1994 году было принято решение о передаче ансамбля монастыря русской православной церкви. Согласно ему музей должен был быть выведен с территории Нового Иерусалима в несколько этапов.

В 2012 году фонды и в самом деле переехали на новое место. Оно расположилось в непосредственной близости от монастыря, чтобы не нарушать единства культурного наследия. К тому же концепция музея предполагает, что архитектурный комплекс семнадцатого века должен доминировать в экспозиции. Выставочная площадь – около десяти тысяч квадратных километров. Его фонды считаются богатейшими на территории Московской области.

На территории музея есть парк, где можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества девятнадцатого века. Это крестьянское жилье (усадьба Кокориных), часовня Богоявления, романтическая ветряная мельница. В богатой избе можно ознакомиться с аутентичными предметами интерьера позапрошлого века. Часовня воссоздана по рисункам восемнадцатого столетия. А на мельнице мололи муку вплоть до пятидесятых годов двадцатого века. Для детей в музее предусмотрено множество интерактивных программ, а для туристов организовывается катание на лошадях.

Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)

Работы на руинах Нового Иерусалима начались уже в 1942 г. В 1943 г. бригада Академпроекта под руководством академика А.В. Щусева выполнила обмеры уцелевших и поврежденных частей памятников Ново-Иерусалимского монастыря и дала предварительные чертежи их реставрации. Итоги работ были изложены А.В. Щусевым в публикации 1946 года «Проект восстановления города Истры».С ноября 1950 г. Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ) начинают работы по приведению в порядок и реставрации памятника, разбирались завалы, исследовались отдельные части памятника.В 1952 году П.Д. Барановским составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея».К 1957 г. были разобраны завалы, сделаны крыши над сохранившимися частями собора, укреплены конструкции подземной церкви и юго-западного пилона, разработан проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов. Однако к концу 1950-х гг. из-за отсутствия финансирования пилоны так и не были закончены.Пилоны до уровня пят подпружных арок в период с 1965 по 1972 г. были возведены согласно документации ЦНРМ 1957 г. Большая глава Воскресенского собора была восстановлена к 1975 г. В процессереставрации глава оказалась завышена более чем на полметра, ее шлемовидный силуэт и конструкция креста искажены. В начале 1970-х гг. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни и укреплен 1-й ярус керамического иконостаса придела под колокольней. В 1978 и 1979 гг. монтировался изразцовый пояс с храмозданной надписью. В 1982-м и в 1983-м устанавливались изразцы подвесок и наличников.В 1983 г. разобрали макет, устроенный в 1978 г., и приступили к монтажу шатра ротонды новой конструкции. В 1991–1993 гг. были смонтированы окна-люкарны трех ярусов. Параллельно с монтажными работами по шатру ротонды велись локальные ремонтные работы по всему собору, включая подземную церковь. Повсеместно делались вычинки кирпичной кладки и белокаменных деталей, инъектировались трещины; реставрировались гипсовые капители, в наличники окон верхнего яруса ротонды установлены вновь сделанные лепные херувимы. Были укреплены и законсервированы изразцы наличников окон верхнего яруса собора, расчищены каменные блоки облицовки рва подземной церкви, побелены фасады, покрашены металлические кровли и главы и т.д. В течение 1980-х гг., помимо текущего ремонта, продолжались исследования по отдельным элементам декора храма, исполнялись проекты для реставрации керамического и лепного декора, иконостасов Голгофского придела и подземной церкви. В 1982–1984 гг. отреставрированы картуши на алтарной стене собора со стороны заалтарного обхода, затем отреставрирована лепнина в ряде приделов и подземной церкви. Одновременно реставрировались киоты, резные распятие и иконостас в приделе Голгофа. Металлическая часть иконостаса подземной церкви воссоздана в 1988–1991 гг.В процессе обследования лепного декора в Воскресенском соборе обнаружены следы фресковой живописи XVII века. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи сохранившиеся под штукатуркой фрагменты орнаментальной росписи были укреплены, законсервированы и оставлены для обозрения. На стене алтаря со стороны заалтарного обхода открылся небольшой фрагмент росписи «в руст», который тоже был укреплен.

Изображение в тексте: Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.

Где находится священная обитель

Полный адрес: ул. Советска д. 2, г. Истра, Московская область (Новоиерусалимский монастырь). Добраться до самой общины все желающие могут несколькими способами.

На маршрутном автобусе: от станции метро «Тушино» до г. Истры отправляется автобус под номером № 372 и курсирует до остановки под названием «Почта». Весь путь по времени занимает около часа.

Как доехать на электричке

отправляется от Курского/Рижского вокзала или же можно отправиться от платформы «Тушино» (неподадеку от которой расположена одноименная станция метрометро). При этом цена проезда от платформы «Тушино» будет составлять немного меньше нежели от электричек, отправляемых от вокзала, но следует учитывать, что в летний период из-за дачников поезда могут быть переполнены. Следовать нужно до платформы «Истра» или же «Новоиерусалимская». После чего нужно пройтись пешим ходом на протяжении 20 минут (приблизительно 2 км), или же автобусом следуя до остановки «Монастырь»;

Лучшая статья для Вас, переходите: Иверский монастырь на Валдае

Автомобилем

по Новорижскому/Волоколамскому шоссе (от МКАДа составляет около 45 км), а затем через областной центр Истры в Новоиерусалимский мужской монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть так же и видео о мужском монастыре в Истре:

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector