Музей-усадьба «абрамцево»

Интересные факты

За два столетия усадьба Абрамцево сменила несколько хозяев, но удивительно – усадебный дом всегда оставался в одном и том же виде, а границы поместья не менялись. Семейство Молчановых, после покупки вотчины, лишь возвели мезонин (надстройка над серединой дома) с двумя комнатами.

Семья Аксаковых только разделила спальню на две комнаты. Основной ценностью усадьбы они видели в естественности сооружения, прекрасно сочетающейся с местным пейзажем, а проводить какие-либо работы по изменению ландшафта и построек даже не планировали.

Лишь при Мамонтовых Абрамцево была чуть расширена и перестроена, согласно прежнему виду. Сказать, что им досталось обветшавшее поместье – ничего не сказать. Фундамент весь сгнил, полы покосились, печи не работали. Пришлось все восстанавливать чуть ли не с нуля. Владельцы Абрамцево никогда не ставили задачи сделать из усадьбы помпезную резиденцию. Все как один ценили единение с природой и классический стиль сооружений.

Пруд

Самая семейная

Мураново

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Усадьбе Мураново больше всего подходит образ «дворянского гнезда». С 1816 года и до революции здесь жили дворянские семейства Энгельгардтов, Боратынских, Путят и Тютчевых, которые все приходились друг другу в той или иной степени родственниками. И каждая из фамилий оказалась по-своему причастна к литературной жизни России XIX века. За переплетением судеб и фамильных линий уследить непросто даже специалистам по генеалогии, но попытаться стоит. С 1816 года Мураново принадлежало семье Энгельгардтов, на одной из дочерей которых женился поэт Евгений Баратынский. Впервые он посетил Мураново в 1826 году. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле…» он с почти документальной точностью запечатлел характерный мурановский пейзаж: «Я помню ясный, чистый пруд; / Под сению берез ветвистых, / Средь мирных вод его три острова цветут; / Светлея нивами меж рощ своих волнистых, / За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит / И брызжет мельница. Деревня, луг широкий, / А там счастливый дом… Туда душа летит, / Там не хладел бы я и в старости глубокой!».

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В начале 1840-х, став хозяином усадьбы, он по собственному проекту построил здесь уютный зимний дом, приспособленный для жизни большой семьи, — у самого было семеро детей. После его ранней смерти в 1844 году дом переходит к другой линии потомков Энгельгардтов, семье литератора Николая Путяты, у которого в Мураново гостили Николай Гоголь, владелец Абрамцево Сергей Аксаков (оба рыбачили в местном пруду), а также поэты Майков и Одоевский (про их пристрастие к рыбалке ничего не известно). Дочь Путяты, в свою очередь, вышла замуж за сына Федора Ивановича Тютчева Ивана. Сам поэт, по всей видимости, побывал в Мураново лишь однажды, но с годами тут скопились вещи и архивы всех потомков Тютчева, и в результате открытый здесь в советские годы музей стал называться именно его именем. Усадьбе каким-то чудом удалось уцелеть во время Гражданской войны и полностью сохранить свои уникальные коллекции. Сегодня это практически идеальный образец русской усадьбы XIX столетия.

Домашний театр

Савва Мамонтов отличался хорошими голосовыми данными и незаурядным талантом. После заграничных поездок по Италии он привозил в Абрамцево интересные идеи для постановок, выполняя роль режиссёра. Творческая интеллигенция того времени с удовольствием принимала участие в спектаклях достаточно профессионального уровня. Мамонтов не жалел денег на костюмы, декорации и световые эффекты.

Познакомившись с Александром Островским, меценат загорелся идеей поставить спектакль «Снегурочка» по мотивам легенд славянской мифологии. Спектакль имел большой успех сначала на сцене домашнего театра, а затем в частной опере Мамонтовых. Примечательно, что одну из главных ролей играл В.М. Васнецов, который создал для спектакля эскизы сказочных персонажей и сценические декорации.

Как добраться до усадьбы Абрамцево

Музей-заповедник «Абрамцево» находится на берегах реки Вори всего в 70 километрах от столицы. На карте его следует искать рядом с одноименным селом. Другие ориентиры — расположенные неподалеку деревни Мутовки и Быково. Ближайший подмосковный город — Сергиев Пасад.

Доехать до усадьбы Абрамцево из Москвы можно несколькими способами. Каждый из них займет не больше полутора-двух часов.

Музей «Абрамцево» на видео

На электричке

Пригородная электричка — проверенный и быстрый способ добраться до Абрамцева на общественном транспорте. На Ярославском вокзале (ближайшая станция метро «Комсомольская») необходимо сесть на поезд, следующий до Сергиева Посада или Александрова. Выйдя на станции «Хотьково», пересесть на автобус или маршрутку № 55, которые довезут прямо до входа в заповедник.

Еще один вариант — выйти на станции «Абрамцево» и оставшийся отрезок пути пройти пешком через лес.

На машине

Большая часть пути будет проходить по Ярославскому шоссе. Проехав через село Воздвиженское, следует повернуть в направлении поселка Радонеж. Затем, доехав до Хотьково, повернуть в сторону Абрамцево и по главной дороге двигаться до самого музея-заповедника.

«Грибная охота» и второй том «Мертвых душ»: Николай Гоголь

Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Клодт. Николай Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» (фрагмент). 1860-е. Музей Н.В. Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина

Платон Белецкий. Гоголь в дороге (фрагмент). 1952. Музей Н.В. Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина

Николай Гоголь дружил с Сергеем Аксаковым, часто и подолгу гостил в Абрамцево. Свое уважение к хозяину имения он показывал необычным способом: вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Владелец Абрамцево страстно любил «грибную охоту», но с возрастом у него ухудшалось зрение и заметить «добычу» в траве становилось все сложнее. Тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину. Аксаков этому искренне радовался и о.

Живя в Абрамцево, Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ» и нередко зачитывал семейству Аксаковых отрывки из произведения. Однако вторая часть поэмы так и не была опубликована: автор уничтожил ее, и до наших дней сохранились лишь черновики нескольких глав.

Абрамцево в наше время

Заповедник раскинулся на несколько десятков гектаров. Посетители могут познакомится с памятниками архитектуры, заглянуть в усадебный дом, прогуляться по великолепному густому парку. Более 25 тысяч разных музейных предметов, которые расскажут об известных гостях усадьбы, среди них: литераторы, писатели, художники, поэты, актеры и множество других деятелей современности.

Архитектурный ансамбль включает в себя следующие постройки:

  • кухня;
  • «Скамья Врубеля»;
  • мастерская;
  • усадебный дом;
  • баня-теремок;
  • «Избушка на курьих ножках»;
  • церковь Спаса Нерукотворного;
  • поленовская дача;
  • верхний пруд;
  • нижний пруд.

Примечательное рядом

Мураново — дом музей Тютчева Ф.И. — расстояние от Абрамцево — примерно 30 км.

Хотьково — расстояние от Абрамцево — примерно 5 км. В городе расположены:

Покровский монастырь XIV века (действующий, женский). Здесь захоронены родители Сергия Радонежского.

Хотьковский краеведческий музей (филиал музея «Абрамцево») — Хотьково, Кооперативная ул, 23, тел. (49654) 3-07-67. Музей расположен в старом здании монастырской гостиницы. В фондах музея более 2,7 тысяч экспонатов. Здесь уникальные материалы по истории Радонежского края, людях, которые жили здесь. Режим работы: с 10-30 до 16-30 кроме понедельника, вторника и последнего четверга каждого месяца.

Этнопарк «Кочевник» — расположен примерно в 10 км. от Абрамцево, у дороги в сторону движения в Москву: Сергиево-Посадский р-н, д. Морозово, тел. (906) 054-22-11. Здесь верблюжья ферма, установлены юрты. Проводятся экскурсии, которые включают обед, мастер-класс по изготовлению игрушки, танцы эскимосских шаманов, посещение юрт. Здесь расположен мини зоопарк, где живут верблюды, быки, маламуты и гуси. Можно покататься на оленях, верблюдах и собаках.

Отдел художественных ремесел в Хотьково

Отдельного внимания заслуживает отдел художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево» в Хотьково (ул. Кооперативная, 23) и Покровский монастырь.

В небольшом выставочном зале действует постоянная выставка: она посвящена местным промыслам, художественным мастерским и фабрикам, которые не пережили 1917 год и были несправедливо забыты. Есть здесь зал, посвященный Абрамцеву.

Пристрастия С.И. Мамонтова обеспечили работой и средствами многих местных крестьян, за что те не уставали благодарить его. Об этом свидетельствуют письма к нему с поздравлениями и благодарностями. В музее выставляются также современные керамисты и художники, и их произведения не менее удивительны.

Неподалеку от музея есть магазин, где продают изделия местных мастеров.

Решившимся доехать до отдела ремесел стоит посетить или осмотреть Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Обитель впервые упоминается в летописи в 1308 году, а потому является одной из древнейших в Подмосковье.

Изначально она была приютом для старцев и стариц, сходившихся из разоренных Ордой земель, а после стала известна как место упокоения родителей Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии, пришедших из Ростова. Их мощи хранятся в Покровском храме и сегодня.

Обнищавший монастырь долгое время находился под опекой Троице-Сергиевой обители. В Смутное время полностью заброшен. Только в середине XVII века на средства благотворителей, в том числе царского стольника В.Ф. Янова, строится на месте деревянного первый каменный храм – Покрова Пресвятой Богородицы, с колокольней.

В XVIII веке в камне отстраивается храм Николая Чудотворца. Оба будут перестроены и расширены в XIX веке в связи с увеличением числа насельниц и прихожан, последний – в забытом русско-византийском стиле. Сооружаются монументальные Святые врата, а также надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи.

С южной стороны корпуса богаделен соединяют Святые врата с храмом во имя святителя Митрофана Воронежского, прославленного в лике святых незадолго до освящения храма.

Хотьков монастырь жертвовал на содержание духовных училищ, Красному Кресту, монахини кормили, учили и лечили бедных, давали приют сиротам. Этому пришел конец после 1917 года. В 1922 году оставшиеся монахини вошли в артель кустарный изделий: они вышивали платки и покрывала.

Через 10 лет монастырь окончательно закрыли, храмы заняли сельхозтехникум, школа комбайнеров и химический цех. Мрамор иконостаса пустили на строительство метро. Прочие здания заселили местные жители, с разрешения властей разбиравшие на кирпичи монастырскую ограду.

Монастырь передан Православной церкви в 1989 году, он действует, ведется его реставрация.

Гефсиманско-Черниговский скит

Один из дней можно посвятить поездке на восточную окраину города и посетить там, прежде всего, знаменитый Гефсиманско-Черниговский скит, который является действующим подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Гефсиманские пруды, 1). Гефсиманский скит был основан для уединённой жизни монахов в отдалении от суеты в 1844 году

Чуть позже блаженным Филиппом было сооружено пещерное

отделение – Черниговский скит, комплекс которого повторял образ Киево-Печерской лавры – подземные ходы, маленькие кельи, пещерный храм Архангела Михаила. Юродивому помогали в четырёхлетнем строительстве и другие монахи. Приехав сюда можно увидеть поразительные храмы, колокольни,пещерные церкви , монастырские кельи и многое другое.

После посещения скита можно немного отдохнуть в замечательном Парке «Скитские пруды», который находится совсем неподалеку, пройти по его живописным аллеям, по которым гуляли российские императрицы, полюбоваться ландшафтным дизайном и зарядится позитивом.

А затем посмотреть самый необычный действующий Спасо-Вифанский монастырь Сергиева Посада (Маслиева, 25), в котором вызывает особый интерес Спасо-Преображенский собор. Его алтарь состоит из двух образов: горы (как гора Фавор, на которой случилось Преображение Господне) и пещеры. Такого необычного архитектурного решения нигде больше не увидеть.

Живая сказка

Автор фото: Moneycantbuy

На территории усадьбы многое было перестроено, когда ей владела чета известных меценатов Мамонтовых. У супружеской пары было несколько своих и приемных детей. Елизавета Мамонтова (жена Саввы Мамонтова) хотела создать для детей сказочный мир, окруженный красотами русской природы. С этой целью она попросила великого художника В.М. Васнецова, часто гостившего в усадьбе, нарисовать проект «Избушки на курьих ножках». В результате в 1883 году в Абрамцево появился шедевр деревянного зодчества, украшенный фигурами сказочных персонажей.

Кроме избушки, в западной части усадьбы по проекту И.П. Ропета была построена баня, внешне напоминающая теремок. Архитектурные элементы достопримечательности соответствуют классическому русскому стилю. Наиболее ценными считаются хорошо сохранившиеся:

  • изразцовая печь;
  • старинная мебель из дорогих пород дерева;
  • резной мезонин;
  • растительный орнамент на ставнях.

Сегодня в бане-теремке устраивают выставки декоративно-прикладного искусства, на которых можно увидеть предметы крестьянского быта 18-19 веков, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой, необычную посуду, расписанную в техники хохломы и гжели.

Происхождение названия Абрамцево

Конечно же, Абрамцево не было первоначальным наименованием. Согласно летописям 16 в., эту территорию величали «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Поместье, в тех веках, давали временно, на период службы. Первым, из известных по документам владельцем, был Волынский.

Обрамково – довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале 19 века стало называться Абрамцево.

В 18 в. усадьба переходит Ф. И. Головину. После 20-летней службы во флоте Федор Иванович переезжает жить в Абрамково (очередное название села) на постоянной основе и почти 50 лет своей жизни проводит в гордом одиночестве. Он вышел в отставку в возрасте 52 лет в чине гардемарина и прожил около 100 лет.

Все эти годы занимается благоустройством и многое из того, что он сделал, дошло до наших дней. Деревянный дом представляет собой редкий пример деревянного классицизма 18 в., сохранившийся сегодня. Точно сказать, когда произошло окончательное переименование усадьбы, сложно, но уже в 1797 г. село называется Абрамцево. В это время им владеет Молчанов.

Усадебный дом

Усадьба Абрамцево при Аксаковых

В 1843 г. Аксаковы приобретают вотчину в Абрамцево. Вся семья на столько в восторге, что Сергей Тимофеевич написал по этому поводу стихотворение. Усадьбу они особенно ценили за чистоту природы и за возможность уединения в поместье. Аксаков был заядлым рыбаком и часто рыбачил на реке Вори.

У него было много удочек и у каждой было свое имя. Красота местной природы вдохновляет его написать свою первую книгу о рыбалке «Записки об уженье». В Москве и Петербурге Аксакова знали, как блестящего театрального критика, но его давняя страсть к писательству особенно ярко проявилась именно здесь, в Абрамцево.

Аксаковых частенько посещает Н. В. Гоголь. Селят его в мезонине, в самой светлой комнате, где он периодически творит. Именно здесь он читает свое неизданное произведение «Мертвые души» (второй том), впоследствии сожженный. О нем отзываются как о молчаливом и не веселым человеке.

Сергей Тимофеевич и Николай Васильевич были близкими друзьями. Известие о смерти Гоголя сильно подкосила главу семьи: начал больше болеть и с трудом справляться с работой, пишет книгу «История моего знакомства с Гоголем».

В эти годы усадьба Абрамцево становится своего рода магнитом для многих представителей искусства: Гоголь, Тургенев, Щепкин и многие другие. Аксаковы оставили первозданный вид поместья, но после того как не стало отца и сына оно запустело, а чуть позднее было продано Савве Ивановичу Мамонтову.

Внутри главного дома

Усадьба Абрамцево при Мамонтовых

Предприниматель, искренний любитель искусства и весьма состоятельный меценат, имел возможность приобрести более интересную усадьбу с точки зрения цены и размеров, но благодаря удивительной истории и атмосфере, выбрал Подмосковное Абрамцево. После покупки начался ремонт, который был завершен через 10 лет в 1880 г. Возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.

Савва Иванович был очень талантливым человеком: промышленник, предприниматель, музыкант, режиссер, скульптор и много еще кто. У промышленника был отличный девиз: «Жизнь коротка, искусство вечно». Он боготворил творческие порывы и всячески содействовал развитию художников, певцов, музыкантов. Одним из таких певцов был Шаляпин.

При миллионере Абрамцево посещают яркие представители творческих профессий тех лет: Репин, Васнецов, Станиславский, Гартман. Гартман, один из основателей «русского стиля» в архитектуре, спроектировал ряд сооружений в поместье, в том числе скульптурную мастерскую и баню.

В 1873 г. на территории усадьбы была построена большая мастерская для художников, а вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель – баня, получивший позже за свою сказочность второе название – Теремок.

Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга, проект архитектора Петрова. Сооружение производит впечатление настоящего русского терема, хотя первоначально он предполагался быть баней, но именно благодаря его красивому виду решили сделать из него гостевой флигель, в котором жили художники, а баню построили позже.

Баня-теремок

У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. В поместье всегда было много детей: свои, племянники, дети гостей. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них Васнецов спроектировал детскую беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.

«Избушка на курьих ножках»

Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян.

Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.

Она же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного в 1881 г. Над церковью трудились «всем миром». Долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спасу на Нередице. Над внутренним убранством трудились все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Савва Мамонтов совершенно не гнушался тяжелого труда и сам работал на стройке по вечерам и по праздникам. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.

На своеобразном утесе, между кухней и мастерской Врубель создает красочную мозаичную скамью, которая сейчас защищена стеклом со всех сторон. Строгая форма скамьи, отделанная изразцами ручной работы, которую после войны с большим трудом восстановили реставраторы. Сейчас на скамейке сидеть запрещено, дабы сохранить уникальное творение художника.

Церковь Спаса Нерукотворного

Усадьба Абрамцево вдохновляет живописцев начать путешествие по русским губерниям в поисках предметов крестьянского быта. В конце 19 века, впервые в России, в усадьбе открывается музей крестьянского искусства.

1899-й год оказывается трагичным для деревни и ее гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорен. У них остается только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает.

В начале 20 века сын Саввы Сергей Саввыч продолжает добрую традицию семейства. Построив рядом с усадьбой Абрамцево собственную дачу, он постоянно устраивает посиделки легендарных современников, но затмить всероссийскую популярность усадьбы отца она не смогла и до наших дней не выстояла. Поместье же переходит к одной из дочерей Мамонтовых – Александра Саввична и на ее плечи ложится ответственность за сохранность исторического места.

Скамья Врубеля

История Абрамцева

Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.

С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.

Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.

Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.

В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.

Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.

Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:

В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.

В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.

Время работы музея-заповедника «Абрамцево»

Вход на территорию Абрамцево, как и фото- и видеосъемка платные. Усадебный парк открыт ежедневно с 10.00 до 20.00, в субботние дни – до 21.00. Музейные экспозиции принимают посетителей с 10.00 до 18.00, в субботние дни – до 20.00. В Главный музейный дом можно попасть только в составе экскурсии. Последняя такая экскурсия начинается ежедневно в 16.45, в субботние дни – в 18.45.

Нижний пруд

Парковая территория открыта для гостей без выходных дней с апреля по октябрь. Музейные экспозиции имеют выходные дни по понедельникам и вторникам (Студия-мастерская и Поленовская дача – только по понедельникам).

В магазине музея-заповедника можно, при желании, приобрести книги по истории Абрамцево, каталоги и буклеты выставок, репродукции художников, а также различные сувениры на память о посещении этого уголка Подмосковья – магниты, книжные закладки, блокноты, декоративные тарелки и др.

Мостик на Нижнем пруду

Девочка с персиками

История легендарной картины Валентина Серова началась в Абрамцево. В качестве главной героини художник выбрал одиннадцатилетнюю дочь Мамонтовых Веру. Девочка позировала мастеру в течение нескольких недель. Будущий шедевр был продуман до мелочей: персики, выращенные в саду помещика, столовая, где собиралась творческая интеллигенция Москвы, мебель, гренадер в левом углу, нарисованный с невероятной точностью. Серов хотел нарисовать картину на память о себе для Саввы Мамонтова.

В результате картина стала невероятно популярной, однако у Веры Мамонтовой судьбы сложилась трагически. Будучи взрослой, Вера долго ждала разрешение на брак со своим женихом, который относился к дворянскому роду. Родители юноши были против брака с дочерью помещика.

Поженившись, у пары родилось трое детей, один из которых умер в возрасте одного года. Вскоре Вера заболела пневмонией и умерла в возрасте 32 лет. Ее муж долго не мог оправиться от горя и часто приезжал в Абрамцево, погружаясь в счастливые воспоминания о прошлом.

Цены

Билеты в усадьбу Абрамцево можно приобрести прямо на месте или онлайн. Посещение главного дома стоит 300 рублей для взрослых и 150 рублей для детей до 16 лет. В стоимость билетов уже включено экскурсионное сопровождение

Важно учитывать, что экскурсии проводятся по сеансам. Расписание стоит заранее уточнить по телефону или через сайт Абрамцева

Желающим посетить только парк усадьбы Абрамцево (без осмотра построек), придется заплатить 60 рублей.

Баня-теремок в Абрамцеве, Светлана Тернер

В кассах билеты заканчивают продавать за 30 минут до закрытия. Но так поздно в музей-заповедник лучше не приезжать. Чтобы спокойно осмотреть все достопримечательности, потребуется как минимум 4 часа.

Каждая последняя суббота месяца — день бесплатного посещения. Однако воспользоваться данным преимуществом могут только пенсионеры, студенты и члены многодетных семей. Бесплатные билеты в Абрамцево выдаются при предъявлении соответствующего удостоверения.

Река Воря — еще одно украшение музея-заповедника, Светлана Тернер

История

В 2020 году музею-заповеднику исполнилось 100 лет. Но история усадьбы Абрамцево началась гораздо раньше.

Первые упоминания о деревне «Обрамково» относятся к XVI веку. В то время этими землями владел помещик Волынский, а после него некий Головин, построивший здесь первое поместье. С 1797 по 1841 года хозяином Абрамцева был Молчанов. Затем на два года поместье перешло к Неведомскому. И, наконец, в 1843 году владельцем «дворянского гнезда» стал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Говорят, в стенах усадьбы он написал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек».

Кому принадлежала усадьба Абрамцево в Московской области после Аксакова — тема не менее интересная. К 1870-м годам имение стало приходить в упадок: у главного дома прогнила крыша, перекосились полы, требовалась замена фундамента. В таком виде постройки выкупил богатый промышленник Савва Иванович Мамонтов. При нем дом-усадьба Абрамцево приняла свой нынешний архитектурный облик. Именно поэтому это место известно как усадьба Мамонтова в Абрамцеве.

При Мамонтове на усадебной территории появились керамическая и столярная мастерские, работавшие над возрождением старинных ремесел. А еще хозяева усадьбы собирали предметы крестьянского быта и ставили для друзей любительские спектакли. Инициатором всех творческих начинаний была Елизавета Григорьевна, жена Мамонтова.

Постройки усадьбы Абрамцево, Светлана Тернер

На событиях 1917 года история Абрамцева могла завершиться. Дочь Саввы Ивановича Александра родилась и выросла в стенах усадьбы и должна была стать ее новой хозяйкой. Вот только случилась революция. К счастью, после национализации постройки не забросили. В 1920-м году усадьба стала государственным музеем-заповедником. При этом в местных мастерских продолжали работать художники и скульпторы. Первое время Александра Мамонтова возглавляла музей, открытый в собственном доме. Но после анонимного доноса ее сослали.

Сегодня музей-усадьба «Абрамцево» не страдает от недостатка посетителей даже в дождливую погоду. Не так давно на территории заповедника построили современный корпус, в котором представлены работы художников XX и начала XXI веков.

«Скамья Врубеля», созданная в абрамцевской мастерской, Светлана Тернер

История образования усадьбы

Еще в далеком 16 веке территории Обрамково и соседней деревни Мутовки были помещичьей собственностью некого Волынского. К началу 18 столетия имением стал владеть Ф.И.Головин, ушедший в отставку после 20-летней службы на флоте Петра Первого. В Абрамкове он осядет почти на полвека, и именно им создастся общий облик усадьбы, ее построек и их расположений, который практически сохранился до нашего времени.

Река Воря на картине Поленова «Осень в Абрамцево»

Высокий берег реки Воря займет одноэтажное господское деревянное сооружение, окруженное хозяйственными строениями на западе, регулярным парком, спускающимся к Воре – на востоке, фруктовым садом на севере и проселочной дорогой на юге. Эта единственная дорога соединяла усадьбу с Хотьковским монастырем, откуда шли пути к Троице-Сергиевой Лавре и к Москве.

Небогатый и небольшой Господский дом был окружен на диво живописными и богатейшими охотничьими и рыболовными угодьями, а также ягодно-грибными лесами.

Художник А.Васнецов — Абрамцевский пейзаж

В конце 18 века абрамцевскую усадьбу приобретает Л.В.Молчанов, при котором господский дом надстраивается мезонином. Парковый спуск к реке украшается террасой, а около реки появляется искусственный пруд, существующий и поныне. 

Восточный фасад Усадебного дома с открытой террасой в сад

А уже с 1843 года хозяевами усадьбы становится многодетная семья Аксаковых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector