30 сентября — день святых мучениц веры, надежды, любови и матери их софии

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софииглас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софииглас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Кстати, необычный случай, связанный с этим праздником, произошел в Твери. В начале 90-х Ирина Лутай ждала мальчиков — но на свет неожиданно для всех появились дочки (см. фото выше). Когда Ирина немного пришла в себя, то поняла, что это — судьба, ведь родились сразу три девочки, и родились они 27 сентября, накануне дня почитания святых Веры, Надежды и Любови.

Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.

Батюшка был в сильнейшем изумлении — ведь надо же так, три девчушки и родились рядом с такой датой.

Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2021: где почитаются святые

С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся «гостиницей» для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.

В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:
26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды:
14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови:
30 сентября.

Дни Ангела для Софии:
28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Православные тексты

Молиться перед иконой следует, зная содержание молитвенных обращений.

Тропарь

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Ин тропарь, глас 4

Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/ смотрения плотскаго таинства!/ Софие Преименитая,/ девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/ смиренный мудрости истино,/ покоище Святаго Духа,/ пречестный храме непостижимыя славы Его,/ огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/ в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/ Невидимый явися,/ и неприкосновенный из Тебе изыде,/ и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/ и человеки от клятвы древния свобождая,/ возводя паки, отнюдуже испадохом./ Молимтися, Владычице,/ отягченныя ны во гресех лютых помиловати/ и спасти душе наша,/ и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова,/ призри на ны, грешныя люди Твоя,/ и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани,/ идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.

Краткое жизнеописание

К сожалению, история жизни Софии Египетской была утеряна, и до нас дошли лишь скудные обрывки летописей. Согласно церковным легендам, София жила приблизительно в 3 веке, когда христиане во многих странах подвергались сильным гонениям. Не обошла эта участь и Софию. Она, вместе с другой мученицей – Ириной, долгое время проповедовала на улицах, неся свет истины обычному крестьянскому люду.

Об этом прознал правящий император Аврелиан, который ненавидел христиан и поклонялся языческим богам. Естественно, он не мог терпеть такого непотребства на своих землях, приказав поймать женщин и привести пред его очи.

Ирину с Софией схватила стража и в кратчайшие сроки представила на суд императора. Аврелиан решил переманить христианок на свою сторону, пообещав свободу, если они прилюдно откажутся от Иисуса Христа. Женщины не стали этого делать, чем сильно разгневали правителя. Он приказал пытать несчастных, а после того, как палачи не смогли добиться нужного результата, казнил обеих, отрубив им головы. Тела женщин закопали, а об их могилах на долгое время забыли. Лишь спустя много лет, благодаря стараниям Константина Великого, тела мучениц были перенесены в Царьград, где обрели заслуженный покой и уважение.

День ангела 29 декабря

София Суздальская была известна в миру как Соломония. Она родилась в знатной боярской семье. В 1505 году юная девушка вышла замуж за наследника престола и будущего князя Василия Иоанновича. Поскольку Соломония оказалась неспособной родить ребенка, князь решил жениться во второй раз, а первую супругу постричь в монахини.

Так, в 1525 году насильно постриженная с именем София княгиня была сослана под стражей в Суздальский монастырь, где полностью посвятила себя служению Богу. Скончалась преподобная в 1542 году. Известно, что возле ее гробницы происходили чудесные исцеления. Днем ангела Софии, покровительницей которой является княгиня, считается 29 декабря.

Когда отмечаются именины Софии?

День ангела девочки, названной этим красивым именем, празднуются много раз в году. Именно в эти дни церковь чтит память святых, которые носили это имя при жизни. Днем ангела Софии считается та дата, которая расположена ближе всего к рождению ребенка. Святая, которая вспоминается церковью в этот день, считается небесной покровительницей девочки.

Именины Софии отмечаются в следующие даты:

  • день памяти преподобномученицы Софии (Селиверстовой) выпадает на 28 февраля;
  • в 1 день апреля церковь вспоминает княжну Софию Слуцкую;
  • 4 июня почитается мученица София, врач;
  • 17 июня — преподобная София;
  • мученица София Римская с дочерьми почитается церковью 30 сентября;
  • 1 октября — день памяти мученицы Софии Египетской;
  • преподобная София Суздальская вспоминается 29 декабря;
  • 31 декабря — София Чудотворица.

История создания

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Произошла ли история о мученицах на самом деле?

Современные исследователи сходятся во мнении, что история эта во многом легендарна, хотя в те времена, когда христианство еще не стало государственной религией, в Римской империи правители действительно подвергали христиан очень жестоким гонениям. И в первые века погибло немало семей с детьми, которые не захотели отречься от своей веры.

Но о жизни христиан первых веков известно слишком мало подробностей. Сохранились лишь так называемые мученические акты (acta martyrum), – официальные протоколы судов над христианскими мучениками, не содержащие подробностей, касающихся их биографий или самого процесса суда. Поэтому литературные жития первых христианских мучеников – это, скорее, легенды: пример того, как история мучеников жила в церковном предании, постепенно обогащаясь новыми не столько фактическими, сколько духовно-символическими деталями. О том, какие важные смыслы несет в себе этот праздник, рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» доктор филологических наук, теолог, ученый секретарь Свято-Филаретовского православного института Юлия Балакшина.

Самая популярная версия истории о подвиге мучениц дошла до нас в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, памятнике конца XVII века. Нам известно, что София родилась в Милане, а потом переехала в Рим. «Безусловно, что факт мученической смерти девочек и их матери был, – говорит эксперт. – Скорее всего, от них потребовали отречения от Христа и принесения жертвы официально признанным богам Римской империи. За отказ их действительно казнили. Но развернутый рассказ о том, как именно мать и девочек допрашивали и казнили – это не документированная история, а христианское предание».

Описание образа

Одним из святых иконописных образов Богородицы является икона «София – Мудрость Божия». Слово «София» в переводе с древнегреческого означает «мудрость/премудрость». Название святого образа трактуется, как синоним Божественной Мудрости, воплощенной через Деву Марию.

В русской иконографии существуют два канона изображения сюжета: Киевский и Новгородский. Они имеют один сюжет, одинаковое число действующих лиц. Отличие заключается в композиционном решении образа, что объясняется смысловым акцентом изображения.

Киевский

Центральные фигуры иконы – Божия Матерь и Младенец Иисус. Богородица одета в хитон, голова покрыта покрывалом. Руки разведены в стороны, раскрытые ладони обращены вверх. На груди Матери изображен Божий Младенец, левая рука которого сжимает символ земной и небесной власти. А правая благословляет молящихся образу.

Над головой Пресвятой Девы крыша храма, опирающаяся на 7 колонн. На карнизе читаются слова: «Премудрость создаст себе Дом и утвердит 7 столпов». Под Премудростью (Софией) подразумевается Сын Божий, третья Ипостась Бога. Так его именовали апостолы в своих посланиях.

Богородица стоит на облаке, укрывающем пьедестал, к которому ведут 7 ступеней. В верхней части иконы (над крышей) изображены Высшие Небесные силы: Бог Отец, Бог Святой Дух (по центру) и 7 архангелов (по 3 и 4 с обеих сторон).

Каждый высший ангел держит в руках символику, соответствующую его предназначению:

  • Михаил – Небесный военачальник, олицетворяющий Божественную справедливость с огненным мечом;
  • Уриил – «пламя Божие», знак Святого Духа с молнией;
  • Рафаил – утешитель и целитель с сосудом из алебастра;
  • Гавриил – вестник Божьей Милости с цветком лилии, символизирующий соединение неба и земли, человека и Бога;
  • Селафиил – молитвенник перед Богом за людей, с четками;
  • Иегудиил – покровитель приверженных к труду во славу Господа, с короной, как вознаграждение за духовные усилия;
  • Варахиил – предвестник Божьей Благодати с белыми розами.

На колоннах начертаны выдержки из Апокалипсиса. Ступени и пьедестал (амвон) символизируют Церковь.

Надписи на ступенях обозначают основные принципы христианства:

  • веру;
  • надежду;
  • любовь;
  • чистоту;
  • смирение;
  • благость;
  • славу.

Вдоль лестницы изображены ветхозаветные пророки и святые отцы, предсказавшие пришествие Спасителя.

Иконография иллюстрирует слова из Книги Притчей о создании Премудрости Божией себе Дома и утверждении ее на семи столпах. Иисус Христос, Сын Божий воплотился в сущность благодаря Богородице (под Домом подразумевается Божья Матерь). Столпы – основы христианского вероисповедания.

Новгородский

Особенность изображения – необычный символизм. На святом образе присутствуют три Христа: в виде ангела, младенца и Спаса. Центром композиции является огненный ангел на золотом царском троне, стоящем на 7 колоннах. Ангел облачен в царскую одежду и увенчан короной. В правой руке он держит скипетр с крестом, в левой – свиток с письменами.

У подножия престола с одной стороны стоит Богородица с изображением Богомладенца на груди, с другой – Иоанн Креститель со свитком, на котором можно прочесть: «Аз свидетельствовах» (я свидетельствовал).

Над головой ангела премудрости – погрудное изображение Христа, благословляющего огненного ангела. Завершает композицию в верхней части иконы – второй престол (этимасия) с раскрытой книгой, с двух сторон окруженный шестью коленопреклоненными ангелами.

Огненный ангел на иконе олицетворяет Христа. В таком виде его описал Иоанн Богослов. Апостол Павел указывает, что в проповедях об Иисусе Христе рассказывается о Божьей Силе и Божьей Премудрости. Огненные крылья ангела означают мощь Премудрости Божьей.

Золотые купола

Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.

В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.

Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.

Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.

В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век

Alamy/Legion Media

Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.

София для русских

Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.

Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.

Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).

Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.

Yuksel Goz/Unsplash

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле.

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9). Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

Мозаика «Последний суд».

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд. Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

Мозаика Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.)

Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Тексты на русском языке

Для тех прихожан, кто желает глубже проникнуться христианской религией, будут представлены полные тексты молитв, посвященных святым Вере, Надежде, Любви и Софье. Они делятся на:

  • тропарь;
  • кондак;
  • величание;
  • молитву.

Тропарь

Лас 4

Тоpжеству́ет Це́pковь пеpвоpо́дных,/ и свесели́тся пpие́мля ма́теpь о ча́дех веселя́щуюся,/ я́же я́ко му́дpости тезоимени́тая/ тpо́йственным богосло́вским добpоде́телем pавночи́сленныя поpоди́./ Ты́я с му́дpыми де́вами зpит уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Сло́ву,/ с не́ю и мы духо́вне в па́мяти их свесели́мся, глаго́люще:/ Тpо́ицы побо́pницы,/ Ве́pо, Любве́ и Наде́ждо,// в ве́pе, любви́ и наде́жде утвеpжда́йте нас.

Перевод: Торжествует Церковь первенцев (Евр.12:23), и радуется, принимая матерь, радующуюся о детях своих. Одноименная с мудростью (София от греч. σοφία мудрость) она родила троих детей, по числу трех богословских добродетелей (вера, надежда и любовь – 1Кор.13:12). Их вместе с мудрыми девами (Мф.25:1-13) она видит обрученными Жениху Богу Слову, с ней и мы духовно радуемся о памяти их, говоря: «Троицы защитники, Вера, Любовь и Надежда, в вере, любви и надежде укрепляйте нас».

Кондак

Глас 1

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви,/ Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́в­шеся,/ му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию,/ и пострада́вше, и победоно́сицы яви́вшеся,// венце́м нетле́нным от всех Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Перевод: Почитаемой Софии (от греч. σοφία мудрость) вы стали священнейшими потомками, Вера, Надежда и Любовь, вы обуздали эллинскую мудрость благодатью и, пострадав, стали носителями победы, венцом нетленным от Владыки всех Христа увенчавшись.

Величание

Велича́ем вас, святы́я му́ченицы, Ве́ро, Наде́ждо, Любве́ и Софи́е, и чтим святы́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли е́сте.

Молитва

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

О, святы́я и достохва́льныя му́ченицы Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, и до́блестных дще́рей му́драя ма́ти Софи́е, к вам ны́не притеце́м со усе́рдною моли́твою; что бо па́че возмо́жет предста́тельствовати за ны пред Го́сподем, а́ще не ве́ра, наде́жда и любы́, три сия́ краеуго́льныя доброде́тели, в ни́хже о́браз нарече́нныя, са́мою ве́щию ты́я яви́сте! Умоли́те Го́спода, да в ско́рбех и напа́стех неизрече́нною благода́тию Свое́ю покры́ет ны, спасе́т и сохрани́т, я́ко благ есть и Человеколю́бец. Того́ сла́ву, я́ко со́лнце незаходи́мое, ны́не зря́ще светоле́пну, споспешеству́йте нам во смире́нных моле́ниих на́ших, да прости́т Госпо́дь Бог грехи́ и беззако́ния на́ша, и да поми́лует нас гре́шных и недосто́йных щедро́т Его́. Моли́те у́бо о нас, святы́я му́ченицы, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

Вас, святы́я му́ченицы, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, сла́вим, велича́ем и ублажа́ем, ку́пно с му́дрою ма́терию Софи́ею, е́йже покланя́емся, я́ко о́браз богому́драго попече́ния явля́ющей. Умоли́, свята́я Ве́ро, Творца́ ви́димых и неви́димых, да ве́ру кре́пку, небла́зненну и неруши́му пода́ст нам. Хода́тайствуй, свята́я Наде́ждо, пред Го́сподом Иису́сом за нас гре́шных, да упова́ние на блага́я Своя́ не отжене́т от нас, и от вся́кия ско́рби и ну́жды да изба́вит ны. Испове́ждь, свята́я Любы́, Ду́ху и́стины, Уте́шителю, напа́сти и печа́ли на́ша, да Той свы́ше сла́дость Небе́сную низпосле́т душа́м на́шим. Помози́те у́бо в беда́х на́ших, святы́я му́ченицы, и, ку́пно с му́дрою ма́терию ва́шею Софи́ею, моли́те Го́спода Бо́га, да сохрани́т под покро́вом Свои́м Це́рковь Свою́ Святу́ю. Та́кожде и о всех нас ва́шего те́плаго предста́тельства пред Бо́гом усе́рдно мо́лим, да ку́пно с ва́ми и со все́ми святы́ми превознесе́м и препосла́вим пресвято́е и вели́кое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Бо́га, предве́чнаго Влады́ки и благи́х Соде́теля, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Гонения на христиан

В это время во главе римлян стоял Адриан, проповедовавший язычество, суть которого заключалась в поклонении множеству различных богов. Язычество было главной религией в стране, а христианство было под запретом, потому что власти Рима боялись, что новое учение разрушит их привычные традиции. К тому же христианские идеи смирения и простоты, знать, погрязшая в роскоши и разврате, не могла принять.

Однако новая вера всё же стала распространяться среди низших слоёв народа. И этот факт сыграл негативную роль в отношении аристократии к новой религии – знать презрительно относилась к низшим слоям общества, а рабов вообще считала «говорящей вещью», поэтому эту религию стала считать «религией рабов». Кроме того, рабов в Риме было принято казнить распятием на кресте – и эта смерть считалась позорной. Отсюда ещё одна причина неприятия верхами христианской религии.

Первые христиане в Римской империи тайно собирались в глухих местах, чтобы совершить обряд и помолиться. На них начались гонения. Самое удивительное, что причиной этих гонений стало то, что христиане, якобы, были человеконенавистниками.

Современным людям это сложно понять, ведь в наше время христианство соотносится с состраданием и милосердием. Но для изнеженной и развращённой римской знати, проводившей время в бесконечных пирах и развлечениях, идеи христианства, которое призывало ненавидеть грех и зло в человеке и бороться с ними, считались дикостью.

Значение в православии

В православии икона святой великомученицы Софии Египетской имеет большое значение, символизируя:

  • непоколебимость веры даже перед лицом собственной смерти;
  • желание нести свет истинной веры в людские сердца даже в эпоху гонений и неприятия.

Помимо личностных качеств святой великомученицы, весомое значение в религии имеет и ее имя. В переводе с древнегреческого имя София обозначает слово «Премудрость». Его долгое время использовали лишь особы знатных кровей, имеющие царственные корни. Со временем имя разошлось по свету, а на Руси оно слегка видоизменилось, превратившись в общеупотребительное Софья.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector