Левиафан

Демон Левиафан — кто он такой

Демон левиафан из сериала Сверхъестественное

В связи с тем, что в мифологии эта сущность считалась сильной и способной на разрушения, многие средневековые исследователи причисляли его к демонам. В 16 столетии ученый Бинсфельд отождествлял Левиафана с одним из смертных грехов — завистью, и причислял к ангельскому чину серафимов. Он считал, что тот — принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с Люцифером.

Другие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан — одно из имен Сатаны. Его звериный, разрушительный аспект. Известные гримуары, например, Ключи Соломона, никак не указывают на существование такого демона. А это важный фактор в исследовании фигуры.

Сейчас полагают, что Левиафан — другая сила. Он не относится к конфликту Рая и Ада. Представляется нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать о древнегреческом Посейдоне или римском Нептуне. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес исследователей. На их основе даже сформировались отдельные культы.

Левиафан — олицетворение громадного чудовища, которое прячется в морских глубинах и обладает невероятной силой. Культы поклонения ему присутствуют в малом виде. А современная, равно как и древняя демонология не уделяет ему должного внимания. Все это однозначно показывает отсутствие связи его с настоящими демонами.

Примечания

  • Он намного более агрессивен чем хелицерат. Нападает почти на всех существ.
  • Он немного больше Жнеца,но меньше Дракона
  • Это 3-ий левиафан в игре по времени добавления

Игровая база данных

Теневой левиафан

Данный массивный левиафан длиной более 60м, по всей видимости, появился из-за стечения нескольких эволюционных ветвей.
Лопатовидная голова: Голова теневого левиафана имеет обтекаемую форму и помогает прорезать толщу воды при приближении к добыче. Под гладкой кожей находится толстая головная пластина, служащая тараном для отпугивания теневых левиафанов-конкурентов в брачный сезон.
Сегментированные ноги: Ноги покрыты толстыми сегментами экзоскелета, как у членистоногих. Ноги левиафана используются не для передвижения — для этого служит похожий на лезвие хвост — а для охоты. Ноги раскрываются, окружая пойманную добычу подобно клетке, а мощный экзоскелет защищает ткани под ним от повреждений, пока левиафан питается.
Биолюминесцентный пищеварительный тракт: Пасть теневого левиафана ведёт непосредственно в пищеварительный тракт, выделяющий на добычу крайне едкую кислоту. Биолюминесцентная полость привлекает фитопланктон, который привлекает рыбу покрупнее.
Оценка: Крайне опасный — избегать любой ценой.

Истоки образа

Изучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта.

Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана.

Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде.

Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием.

Он смотрит свысока на всех надменных (книга Иова, глава 41 стих 26) Isaac Watkins / artstation.com

В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов.

Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом.

«Антихрист на Левиафане»Из книги Liber Floridus (“книга цветов”) — средневековая энциклопедия,составленная между 1090 и 1120 годами ЛамберомМестонахождение: Гентский Университет

Левиафан в культуре

Левиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.

Писатель Борис Акунин

Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.

Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей.

Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.

Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.

В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.

«Левиафан» в сериале «Сверхъестественное»

Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.

Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.

В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.

Левиафан в сериале «На краю вселенной»

В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».

В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека.

Christianity

The word «Leviathan» appears six times in the Bible:

  1. Isaiah 27:1: «In that day the Lord with his sore and great and strong sword shall punish leviathan the piercing serpent, even leviathan that crooked serpent; and he shall slay the dragon that is in the sea.»
  2. Psalms 74:14: «Thou didst crush the heads of the Leviathan, thou didst give him for food to the creatures of the desert.» NIV
  3. Psalms 104:25,26: «O Lord, how manifold thy works, in wisdom you have created them all. So is this great and wide sea… there go the ships and the Leviathan which you have created to play therein» (AV);
  4. Book of Job 3:8: «May those who curse days curse that day, those who are ready to rouse Leviathan «;NIV
  5. Book of Job 40: 24-32, 41:1-24: «Can you draw out a Leviathan with a hook or press down its tongue with a cord? Canst thou put a hook into his nose? or bore his jaw through with a bridle ring? Will he make many supplications to thee? Will he speak soft words to thee? Will he make a covenant with thee? To take him for thy servant forever? Will thou play with him as with a bird? Or wilt thou bind him for thy girls? Will the tradesmen heap up payment for him?… Lay thy hand upon him, thou will no more think of fighting. Behold the hope of him is in vain, shall not one be cast down even at the sight of him? None is so fierce that dare stir him up: who then is able to stand before me?…Who can open the doors of his face? His teeth are terrible round about. His scales are his pride, shut up together as with a close seal. One is near to the another, that no air can come between them. They are joined one to another, they stick together, that they cannot be sundered. By his a light doth shine, and his eyes are like the eyelids of morning. Out of his mouth go burning lamps, and sparks of fire leap out. Out of his nostrils goeth smoke, as out of a seething pot or caldron. His breath kindleth coals, and a flame goeth out of his mouth….His heart is as firm as a stone; yea, as hard as a piece of the nether millstone….He esteemeth iron as straw, and brass as rotten wood. The arrow cannot make him flee: slingstones are turned with him into stubble….He maketh the deep to boil like a pot….he is a king over all the children of pride.»

The Christian interpretation of Leviathan is often considered to be a demon or natural monster associated with Satan or the Devil, and held by some to be the same monster as Rahab (Isaiah 51:9).

Some interpreters suggest that Leviathan is a symbol of humankind in opposition to God, claiming that it and beasts mentioned in the books of Daniel and Revelation should be interpreted as metaphors.

Leviathan also appears in the Apocryphal Book of Enoch, giving the following description of this monster’s origins there mentioned as being female, as opposed to the male Behemoth:

Leviathan is also sometimes said to have been of the order of Seraphim. According to the writings of Father Sebastien Michaelis, Balberith, a demon who allegedly possessed Sister Madeleine at Aix-en-Provence, obligingly told the priest not only the other devils possessing the nun, but added the special saints whose function was to oppose them. Leviathan was one devil that was named and was said to tempt men into committing sacrilege. Its adversary was said to be St. Peter.

According to St. Thomas Aquinas, Leviathan is the demon of envy and the demon who is first in punishing the corresponding sinners.

Собственно, на этом плюсы заканчиваются. И начинаются минусы

Патриоты ругательски ругают А.Звягинцева за то, что он «Расею-Матушку оклеветал». Помилуйте, братцы, в чём клевета-то? Нет клеветы. Действительно, встречаются в России бандитствующие чиновники, лицемерные священники тоже встречаются, наверное. И водочку россияне пьют, разве нет? Бывает, что и до совсем скотского состояния напиваются. Бывает, под воздействием водочки россияне и суженым своим изменяют, и разные другие глупости-гадости творят. Случается, что у отдельного россиянина совсем жизнь под откос идёт, примерно как у главного героя фильма. Ничего запредельно фантастического, ничего невероятного в повести, рассказанной Звягинцевым, нет.

Но и интересного нет ничего. Сюжет — яйца выеденного не стоит. Хотя в его основу Звягинцев чего только не напихал: тут тебе и Книга Иова, и трактат Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», и новелла Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас», и «Война Марвина Химейера». Ну, то есть это сам Звягинцев говорит, что все эти хорошие, занимательные истории легли в основу сюжета «Левиафана». Вот тут говорит, например: Андрей Звягинцев: «Что за жизнь…». 

Но вот смотришь «Левиафан» — и как-то не видишь ни Иова, ни Кольхааса, ни Химейера. Иов был праведником, бедствия на него свалились — в качестве испытания его веры и его терпения. Кольхаас и Химейер — сильные мужики, вступившие в битву с Несправедливостью, павшие в неравном бою, но и саму Несправедливость потрепавшие так, что она ещё долго прихрамывала и на громкие звуки испуганно оглядывалась.

Другие версии происхождения

В древнеегипетской мифологии зверь изображен крокодилом невероятного размера, живущим в реке Нил. Согласно мифам, чудовище выходило на сушу, когда Древнему Египту грозила опасность, и пожирало обидчиков.

В древневавилонских сказаниях возникает в образе огромной рыбы и служит богу моря Яме. Скандинавская и древнерусская мифология взяли монстра, как прототип своим Йормунганду и Чуду-Юду соответственно. Под описание Левиафана в древнегреческой мифологии попадает Лернейская гидра — стоголовая змея, сторожащая подводные врата Ада. Часть исследователей утверждает, что Левиафан — это и есть тот самый змий, который угостил Еву яблоком в Раю.

https://youtube.com/watch?v=sr_jd2KHp3I

Некоторые современные религиозные течения выставляют животное верховным божеством. В честь него создают культы и проводят жертвоприношения. Приверженцы таких течений считают Левиафана водным владыкой, который находится в нейтральной стороне от Рая и Ада.

Версия божественного сотворения

Теория происхождения от Бога — самая распространенная. Она опирается на довольно веское доказательство — упоминание в Ветхом Завете. В книге Иова сказано: Бог создал дракона Левиафана в доказательство своей безграничной власти над всем, что находится под небом. В том же источнике в диалоге с Иова Бог называет Левиафана чудовищем, несущим ужас и смерть, и одновременно восхищается великой мощью монстра.

По преданию, Бог создал каждой твари по паре. Левиафан — существо мужского пола, самки для него Господь не предусмотрел, но пара у монстра все же имеется. В дополнение к Левиафану Бог создал мифологическое чудовище Бегемота. Пару монстров, вышедших из-под руки Всевышнего, невозможно ранить оружием. Ни ангелы, ни смертные не могут их убить. Чудовищ нельзя приручить или сковать, т. к. их неизмеримая сила способна разрушить железо. Левиафан и Бегемот подконтрольны только самому Богу, что подчеркивает его всемогущество.

Левиафан описан во многих иудейских и христианских источниках. Существуют отличия в изображении монстра и среды его обитания, но конец у создания везде один и тот же: в день Страшного Суда Левиафан и Бегемот вступят в смертельную схватку. В результате продолжительного сражения чудовища убьют друг друга, а спасшиеся праведники будут пировать их мясом.

Тлетворное влияние православной веры

Настоящий злодей в фильме — не мэр-уголовник, а православный епископ (судя по клобуку — аж «целый митрополит»). Какой-то гибрид Дарта Вейдера и Дона Корлеоне.

Именно митрополит вдохновляет мэра на все его злодеяния. Когда у мэра возникают проблемы или сомнения, он мчит к митрополиту, а владыка увещевает бандита в духе незабвенного Славика из передачи «Наша Раша»: «Да ты успокоооойся! Всякая власть — от Бооооога!»

Надо понимать, режиссёр показывает нам, что без тлетворного влияния Православной Веры мэр был бы замечательным, совестливым человеком, душкой и умничкой, никого бы не обижал, земельные угодья бы в свою пользу по беспределу не отжимал, жил бы на одну зарплату, на работу ездил бы не в «Лэнд-Крузере», а на велосипеде. Изъясняется звягинцевский митрополит как персонаж халтурной повести о временах Ивана Грозного, часто и не к месту прибегает к речевым анахронизмам — «отведай рыбки», «мирской удел», «не ведаешь» и т. п. Очевидно, по мнению Звягинцева современные священнослужители в быту должны разговаривать именно так. Это, опять же, говорит о том, насколько глубоко режиссёр «в теме», как хорошо он знает православную Россию.

Порой особо патриотичные зрители усматривают в парочке мэр-митрополит «клевету на Власть и Церковь». Но это не клевета, это скорее — карикатура, причём карикатура грубая, плоская, глупая и неостроумная. («Я — Шарли!», ага, такие карикатуры «в тренде» сегодня.) Даже интересно, Звягинцев сам-то — действительно считает, что его примитивный лубок поднимает важные вопросы о государстве, религии, морали, нравственности, месте Церкви в современном обществе? Впрочем, какие тут «вопросы»… Звягинцеву всё ясно с «местом Церкви в обществе», он однозначно показывает митрополита «подельником» чиновника-уголовника. Митрополит, ближе к финалу картины, даже сам говорит жуликоватому мэру: «Мы с тобой одно дело делаем».

Это на тот случай, если какой-то зритель оказался тугодумом и до сих пор не понял режиссёрский замысел. Да поняли мы, поняли: Звягинцев не любит РПЦ, ок. Слишком «толстые намёки». Мы всё ждали, когда уже митрополит начнёт лично заказы на убийство раздавать. Типа: «Чадо возлюбленное, когда вы уже этого убогого автослесаря поставите в тазик с цементом и скинете в море-окиян, рыбки отведать». Но — нет, митрополит за весь фильм так никого и не «заказал». Недоработка у Звягинцева получилась. Не все ещё покровы сорваны. Так можно и мимо «Оскара» пролететь!

Последние три дня на глубоководном руднике

На глубине 5000
метров на дне океана команда шахтеров добывает серебро и прочие ценные металлы.
Их миссия чрезвычайно опасна, но до конца смены осталось всего три дня, потому
все в приподнятом настроении. Шахтеры закончили очередной трудовой день и
возвращаются на свою базу.

Вдруг у одного резко начинает падать кислород. Друзья пытаются быстро доставить его домой, но говорить быстро на дне океана явно не уместно. Здесь точно не побегаешь, даже если сильно захочешь. (Этот момент я описала именно из-за этого нюанса.)

Кадр из фильма «Левиафан»

Кстати,
шахтеры явно не просто шахтеры, все они имеют и другие специальности, ибо с
легкостью чинят механизмы, скафандры и прочую технику. А вот доктор у них реально
странный, но очень умный и опытный. Он что-то там натворил на суше, потому сюда
его отправили как на ссылку. Неудивительно, что свои обязанности он выполняет
без особого энтузиазма.

Далее перед
нами очередной вечер на базе глубоководного рудника. Если честно, не понимаю,
как они не боятся там работать под толщей воды, когда любая поломка может
привести к неминуемой гибели. Оттуда точно не спастись, даже при большом
желании (хотя позже события фильма доказали обратное).

Но опасность подкралась с неожиданной стороны. Из-за глупой шутки паре шахтеров пришлось выйти работать в выходной день. Тогда-то они и наткнулись на интересную находку, которая стоила им жизни. И теперь уже два дня до окончания смены стали последними в жизни многих членов команды.

Кадр из фильма «Левиафан»

Падший ангел Азазель

Среди других эта сущность отличается своей хитростью и умением строить козни для людей. Многих интересует, Азазель – ангел или демон, так вот в разных источниках его описывают по-разному, но то, что он был одним из пособников Люцифера, это точно.

  1. Изначально Азазелем называли ритуальное животное – козла, которого каждый год отправляли в пустыню со всеми грехами израильского народа.
  2. Первоначальное значение имени – отпущение.
  3. История падения Азазеля включает несколько эпизодов. Есть толкователи, указывающие, что он был змеем-искусителем.
  4. Его считают ангелом херувимом, который научил мужчин обращаться с оружием, а женщин – создавать снадобья.
  5. Многие падшие ангелы внешне схожи с человеком и Азазель не является исключением. Представляют его стариков с бородой и рогами козла.

Азазель

Не «Брат» ты нам

Некоторые рецензенты на полном серьезе сравнивают «Левиафана» с отличным фильмом Алексея Балабанова «Брат». Мол, «у Балабанова тоже кругом грязь и гнусь, тоже все пьют водку, предают и убивают друг дружку — если вам «Брат» нравится, значит и «Левиафана» вы должны полюбить». Вот уж нет!

Главный герой «Брата» как только сталкивается с несправедливостью, так тут же, не отходя от кассы, наводит порядок. Увидел Данила Багров, что наглый рекетир обирает пенсионера-торговца — тут же подошёл, рекетира отправил в нокаут, торговцу имущество возвратил. Увидел Данила, что два хама толерантной национальности в автобусе бесчинствуют — тут же подошёл и сделал хамам надлежащее внушение. И так далее.

Данила не ноет о «тяжёлой жизни», о «несовершенном мироустройстве», о «за что мне всё это?!» Он — сильный, смелый, решительный и умный человек, оказавшийся в сложных обстоятельствах. За его приключениями интересно наблюдать. А если бы Данила, сталкиваясь с окружающей несправедливостью, начинал не решительно действовать, а впадать в депрессию и глушить водку — подобно персонажам Звягинцева — так и не нужен был бы русскому зрителю фильм про Данилу, забыли бы все про «Брата» через пару месяцев после выхода картины в прокат. Как забудут про «Левиафана», лишь только стихнет шумиха вокруг вручения премии «Оскар».

Резюмируем: А.Звягинцев снял удивительно скучное, затянутое и неинтересное кино. Два часа двадцать минут нам показывают либо пейзажи без всякого действия, либо омерзительные, опухшие, пьяные рожи. Диалоги — никакие, нет ни одной сентенции, которая заставила бы задуматься, ни одной остроумной шутки, ни одной сильной, меткой фразы. Актёрская игра… Ну, актёры честно стараются, только играть им нечего, персонажи совершенно картонные. Сама история — ни о чём, не увлекает, не захватывает и ничему не учит. Тоже мне, «фильм-событие». Ой, в России, оказывается, коррупция есть! Ну, прям Америку открыл Звягинцев. Прямо заставил публику прозреть. Мы-то раньше думали, что среднестатистический российский мэр — это существо возвышенное, почти прозрачное, отрешённое от мирских страстей и полностью посвятившее себя Родине и Народу. А на самом-то деле — вот они каковы, эти мэры! Ой-ой-ой, как же жить дальше?! Короче, смотреть «Левиафан» нужно только если вы — фанатичный поклонник творчества Звягинцева и вообще ни одной его картины не пропускаете, из принципа. Все остальные могут смело «Левиафана» проигнорировать и ничего при этом не потеряют.

Кстати, если таки соберётесь глянуть «Левиафана», то уберите от экранов детей. В фильме много мата, причём в самых неожиданных местах.  

Современное использование

Символ Бафомета , который имеет еврейское имя для Левиафана, לויתן

Слово Левиафан стало обозначать любое морское чудовище , а с начала 17 века оно также использовалось для обозначения чрезвычайно могущественных людей или вещей (сравнимых с Бегемотом или Джаггернаутом ), во многом благодаря книге Гоббса (1651) .

Как термин для морского чудовища, он также использовался, в частности, для больших китов , например, в « Моби-Дике» Германа Мелвилла — хотя в первом переводе романа на иврит переводчик Эльяху Буртинкер решил перевести «Кит» на « Танин». «(имея в виду другое морское чудовище, хотя в современном иврите Танин чаще переводится как» крокодил «), и оставить слово» Левиафан «как есть, кивнув на двусмысленность слова» לויתן «в современном иврите — в что слово теперь означает просто «кит».

Сатанинская Библия

У Антона ЛаВея в «Сатанинской Библии» (1969) есть Левиафан, представляющий элемент Воды и направление на запад, перечисляя его как одного из четырех наследных принцев ада . Эта ассоциация была вдохновлена ​​демонической иерархией из Книги Священной Магии Мага Абра-Мелина . Церковь Сатаны использует буквы иврита в каждом из точек Символа Бафомета для представления Левиафана. Начиная с самой нижней точки пентаграммы и читая против часовой стрелки, это слово читается как «לויתן»: (Нун, Тав, Йод, Вав, Ламед) на иврите означает «Левиафан».

Галерея

3D Модель

Вид сбоку

Вид спереди

Вид сверху

Нападение на игрока, вариант №1

Вариант №2

(взято с канала DoubleJ)

Вальяжно плывущий теневой левиафан

Разворот

Левиафан цепляется к «Мореходу»

Появление после очередного обхода своих земель

Уплывает прочь

Под наклоном

Над постройками

Нападение (?)

Агрится на игрока

Идёт в атаку

3D модель.

Биолюминисценция Теневого левиафана в темноте.

3D модель.

Финальный концепт-арт — by Alex Ries

Вид спереди

Предфинальный концепт-арт — by Alex Ries

Сравнение предфинальной и финальной версии — by Alex Ries

Концепт-арт — by Alex Ries

Зарисовки вариантов рта левиафана- by Alex Ries

Концепт промежуточного вида- by Alex Ries

Тоже, с открытым ртом — by Alex Ries

Альтернативный дизайн — by Alex Ries

Ранний концепт головы — by Alex Ries

Тоже

Концепт захвата «Мотылька» — by Alex Ries

Ранние зарисовки — by Alex Ries

Ранние зарисовки — by Alex Ries

Первый концепт — by Alex Ries

О человеке

О войне всех против всех

Несмотря на физические и умственные отличия, люди равны, считает Гоббс. Например, более слабый может путем тайных махинаций или союза с другими убить более сильного. Из равенства вытекает взаимное недоверие (человек, владея чем-либо, может ожидать, что другие люди совместными силами отнимут плоды его труда, жизнь или свободу), а из последнего — война. Всего мыслитель выделяет три причины войны: соперничество, недоверие и жажду славы. Первая заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы (чтобы стать хозяевами других людей, их жен, детей, имущества), вторая — в целях самозащиты, а третья — из соображений чести (в ответ на проявление неуважения к человеку или его родне, друзьям, народу, сословию или имени).

Пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех (под войной Гоббс подразумевает не только сражение или военное действие, но и устремленность к борьбе или боям). В этом состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека.

«В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна».

Смысл фильма Левиафан

Сразу успокоим патриотическую общественность – фильм не задумывался как антироссийский. Звягинцев рассказывал в интервью, что читал истории из разных уголков мира, как развитого, так и развивающегося, в которых человек, столкнувшись с системой, обречен на поражение

И неважно, в Германии происходит действие, в Америке или в России – везде негодяи, дорвавшиеся до власти, попирают закон и не боятся бога, чью церковь они так удачно подкупают и подкармливают

Поэтому российская история – лишь часть всемирной, в которой зло, Левиафан, торжествует над земной человеческой жизнью. Но конечно, российский колорит делает этот сюжет особенно зловещим – страшным и леденящим. В фильме великолепно показаны столь любимые Звягинцевым минималистские северные пейзажи. Роскошное холодное море и прибрежные холмы, ледяное солнце — вид будто доисторический. Нам говорят о вечном, неизбывном зле земной жизни.

Особенно символично выглядит гигантский скелет кита на побережье. Мы помним знаменитую библейскую историю: Иов в чреве кита Левиафана. Левиафан иносказательно символизирует неизбывно присутствующее в мире зло – слепое и животное. Оно процветало в библейские времена, никуда не делось и сегодня. Таков закон жизни.

В семье слесаря Николая Сергеева все очень непросто: он женат вторым браком, между сыном и мачехой отношения сложные. Сам Николай то и дело прикладывается к бутылке, не в силах справиться с жизненными проблемами. Причем, прикладывается в самом буквальном смысле этого слова. За кадры, в которых актер Серебряков, исполняющий роль Николая, хлещет водку прямо из горлышка, Звягинцева критиковали все и, видимо, критиковали справедливо. Выглядит как клюквенно-русский колорит и просто фальшиво. Там вообще все только и делают, что хлещут «водяру» весь фильм, без продыха. Пожалуй, это самый «русофобский» момент в кино. А вот все остальное гораздо более универсально…

Итак, коррумпированный мэр (а мы все уверены, что других у нас и не бывает) решил отнять у Сергеева все – землю, мастерскую, дом. Силы неравны, но Николай не сдаётся – он судится с властями и даже вызывает на подмогу друга, у которого есть компромат на мэра. Однако события развиваются совсем не так, как должны. Адвокат закрутил роман с женой Сергеева. «Добрые люди» слабы, разобщены и бессильны в борьбе за свои интересы.

Снимая кино в России, Звягинцев не постеснялся честно обрисовать нынешнее положение дел в стране. Нами правят алчные и бессовестные негодяи, для которых нет ничего святого. А те, кто должен рассказывать им о святости и нравственности, состоят с ними в сговоре. Тут очень важен образ местного священника, хорошо прикормленного властью. Он еще более мерзок и циничен, чем сам мэр. Потом, когда власти окончательно расправятся с Николаем и его семьей, на месте мастерской и дома будет воздвигнут храм, в котором этот подлец в рясе будет читать проповеди о правде и совести.

Демоническое рождение

Версия демонического происхождения существа тоже имеет массу сторонников. Она опирается на то, что Левиафан — это зло, исходящее из Ада, и по определению не может быть связано с Божьим деянием, сеющим мир и добро.

Демонолог XVI в. Бринсфельд считал его падшим ангелом, которому пришлось покинуть Рай. Он назвал чудовище принцем Ада, наделенного той властью, что и Люцифер. Некоторые демонологи заявляли, что это — никто иной, как сам Сатана, его звериная сущность.

Большое количество исследователей причисляют монстра к 7 князям Ада, олицетворяющих человеческие грехи.

  1. Люцифер — олицетворение гордыни.
  2. Сатана — воплощение гнева.
  3. Демон зависти Левиафан.
  4. Демон алчности Мамона.
  5. Олицетворение похоти Асмодей.
  6. Воплощение лени Бельфегор.
  7. Демон чревоугодия Бегемот.

Демон Левиафан обладает даром ясновидения и пожирает человека как зависть. Он многолик, т. к. умеет принимать облик своей жертвы. Чудовище прекрасно ориентируется в воде и на суше. Убить демона способны только Бог, архангел Гавриил и демон Бегемот.

О последствиях установления государства

Для достижения верховной власти есть два пути:

  1. Физическая сила. Например, когда кто-нибудь путем войны подчиняет врагов, даруя им жизнь. Такое государство основано на приобретении.
  2. Добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей. Это государство основано на установлении (политическое).

Государство, основанное на приобретении, отличается от политического тем, что люди облекают верховной властью суверена из страха перед ним, а не перед друг другом. Права и последствия в обоих случаях одинаковы: если суверен двух территорий, одна из которых подчинена ему добровольно, другая — насильственно, станет требовать от покоренного народа больше, чем от другого, это вернет состояние войны.

Последствия установления государства:

  1. Подданные не могут изменять форму правления (к примеру, монархию на демократию).
  2. Верховная власть не может быть потеряна (никто не может быть освобожден от подданства под предлогом, что суверен нарушил обязательства).
  3. Никто не может протестовать против суверена, провозгла­шенного большинством.
  4. Подданные не могут осуждать действия суверена.
  5. Суверен ненаказуем подданными.
  6. Суверен — судья в отношении того, что необходимо для мира и защиты подданных и каким доктринам следует их учить.
  7. Суверен предписывает правила, с помощью которых подданные знают, что является их собственностью и что другие не могут отнять.
  8. Суверену принадлежат судебная власть и право решать споры (составная часть верховной власти — право юрисдикции).
  9. Суверен вправе объявить войну и заключить мир в зависимости от того, что посчитает более полезным.
  10. Суверен волен выбирать советников и министров (гражданских и военных).
  11. Суверен может награждать и наказывать подданных мерой, которую сочтет разумной (если более ранний закон ее не определил).
  12. Суверен вправе устанавливать почетные титулы и табели о рангах.

Эти права непередаваемы и неделимы. При отпадении одного права удержание остальных неэффективно в сохранении мира и справед­ливости. Так, по мнению Гоббса, если бы часть населения Англии не решила разделить власть между королем, лордами и палатой общин, то не дошло бы до гражданской войны по политическим и религиозным разногласиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector