Житие святого пророка исайи

Исаия — пророк, который остался преданным Богу

Пророк Исаия один из ветхозаветных пророков, который глубоко почитается Православной Церковью. Его житие всегда было любимым чтением для православных христиан. Ему довелось жить в очень трудное время в Иудее. На его глазах сменилось несколько царей. Он видел, как люди отвергли своего Бога, Который хранил народ столько веков и стали поклоняться богам плодородия и разврата.

Пророки, которые должны были вразумлять народ, шли на поводу безрассудных правителей и говорили ложь, чтобы угодить им, тем самым, уводили народ всё дальше от Бога.

Пророк Исаия за его мессианские пророчества был назван Ветхозаветным евангелистом. Фото: pravoslavie.ru

Краткая биография

Чтобы узнать больше о жизни пророка, необходимо ознакомиться с информацией из его жизни.

Происхождение

Древние священные историки уделили мало внимания личной жизни Исайи, и поэтому до сегодняшнего дня сохранилось не так много информации из его биографии. Известно, что родился будущий пророк в 765 году до нашей эры в Иерусалиме. Стоит отметить, что он в течение всей жизни ни разу не покидал этот город и жил в нем до своей смерти. Жил Исайя в богатой аристократической семье, которая была приближена ко двору. Поэтому парень смог получить хорошее образование.

Юношеские годы парень посвятил науке. Примерно до двадцати лет он даже не задумывался о том, что в будущем ему удастся стать пророком и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу.

Пророческий дар

До 740 года житие парня ничем не отличалось от жизни других людей, проживающих в Иерусалиме. Однако однажды, находясь в храме, Исайя увидел видение, которое он запомнил на всю жизнь. Перед ним предстал Господь, который велел ему отправиться на проповедь, чтобы предупредить о гневе, приближающемся к ветхозаветной церкви. Стоит отметить, что божественное видение увидел не только пророк, но и его жена. После того как Исайя увидел лик Господа, у него появился пророческий дар. Он не утратил его до конца своей жизни.

Сразу же после видения пророк решил посвятить себя служению Господу. Он считал увиденное знаком, который нельзя игнорировать. Пророк активно занимался проповедями по всей территории Иерусалима. В те года он много проповедовал о неверности народа и о том, что они предают Господа. Он говорил, что если люди не изменят свое отношение к Богу, их настигнет серьезная кара. Все свои пророчества пророк записывал на специальные свитки. Он отдавал их своим последователям, которые появились у него после первых произнесенных проповедей. Нужно сказать, что благодаря им многие пророчества сохранились до сегодняшних дней.

В течение жизни пророку неоднократно приходилось общаться с Господом в видениях. Чаще всего именно он говорил пророку о событиях, которые вскоре могут случиться. Многие предсказания, которые говорил Исайя, сбывались. Например, исполнилось его пророчество об ассирийском нашествии. Когда Иерусалим был осажден ассирийцами, царь Езекия пришел к пророку, чтобы узнать об окончании осады. Тогда Исайя сказал, что ассирийцы будут уничтожены, и это оказалось правдой. Более 150 000 человек были повержены рукой Ангела.

Известные чудеса

Помимо пророческого дара, у Исайи были и другие способности. Например, он мог творить чудеса, информация о которых сохранилась до настоящего времени. Выделяют несколько чудес, которые связаны с пророком:

  • Спасение жителей Иерусалима от жажды. Город долгое время находился в осаде ассирийцами, из-за чего людям со временем перестало хватать припасов. В том числе начались проблемы с водой. Пророк не мог смотреть на страдание жителей города и решил помочь им. Он долгое время читал молитвы около Сиона и просил Господа о помощи. По его прошению были открыты земные недра, в которых были источники родниковой воды. Жители Иерусалима назвали этот источник Силоам, что в переводе означает «посланный Господом». Именно из этого родника Иисус через несколько сотен лет даст умыться слепому юноше, который после этого сможет видеть.
  • Исцеление Езекии. У правителя Иерусалима были проблемы со здоровьем, которые по мнению многих лекарей могли привести к кончине царя. Езекия боялся смерти и попросил Исайю, чтобы он молился вместе с ним. Произнесенные молитвы помогли исцелиться правителю. Он смог прожить еще пятнадцать лет.
  • Победа над ассирийским войском. Однажды ассирийский царь решил напасть на Иерусалим и захватить его. Для этого он держал город в осаде. Войско царя Езекии не могло справиться с напавшей армией ассирийцев и поэтому даже не пытались противостоять. Однако Исайя обратился к Господу за помощью, после чего все войско врага было повержено.

Окончание жизненного пути

В течение всей жизни Исайя выполнял поручение Господа и пытался помочь иудеям вернуться на путь служения Богу. Во время своих проповедей пророк неоднократно обличал иудейский народ в лицемерии, поклонении идолам и в неискренней вере в Господа. Немало досталось и царю Манассии, которого он тоже неоднократно обличал во лжи. Исайя нелестно отзывался и о местных богачах, которые соблюдали религиозные обряды только для видимости.

Царю Манассии не нравились проповеди пророка, так как в них он часто нелестно отзывался о нем самом. Чтобы навсегда избавиться от Исайи, он приказал его казнить. Во время казни тело священнослужителя было распилено пилой. Останки пророка были захоронены неподалеку от Силоама. В дальнейшем они были перенесены в Константинополь.

Великое обвинение (1: 2-4)

Исайя называет народ Иудеи «легкомысленным народом».

Стих 2

Слушай, небеса, и внимай, земля;

ибо Господь сказал:
«Детей я вырастил и воспитал,

но они восстали против меня «.

Первые слова Исаии напоминают слова Моисея во Второзаконии 32: 1 :

«Внимайте, небеса, и я буду говорить;
И услышь, земля, слова моих уст.

Он представляет собой введение Исайи в стиле Песни Моисея . В New Century Version эти два увещевания объединены в одно:

Небо и земля, слушайте, потому что Господь говорит.

Стих 3

«Бык знает своего хозяина,

и осел в кроватке хозяина,
но Израиль не знает,

мои люди не понимают «.

Этот стих сыграл важную роль в христианской рождественской традиции, наряду с рядом других стихов в Исайи, которые рассматриваются как указывающие на время Христа, и, хотя и не упоминаются в Евангелиях, «вол и осел / осел. «часто связаны с рассказами о рождении Иисуса . Животные в рождественской кроватке впервые упоминаются в апокрифическом Евангелии от Псевдо-Матфея (датируемом восьмым или девятым веком н.э.), где говорится, что Мария поместила своего ребенка в яслях, и бык и осел поклонялись ему. . Тогда исполнилось сказанное через пророка Исайю: «Вол знает своего хозяина, а осел — кроватку своего господина» ».

Чудеса, сотворенные знаменитым пророком

Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.

Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.

60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.

Пророк Исайя записал пророчества о приходе Мессии

По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.

Пророк пошагово описал страдания Христа, издевательство над ним воинов и даже не упустил историю с дележкой одежды.

Важно! Историки называют пророка евангелистом Ветхого Завета, который за 6 столетий да воскрешения Спасителя написал, что только Его ранами мы, нынешнее поколением, можем исцелиться

Пророчества Исаии

На протяжении 60 лет Исаия качественно поклонялся Богу, рассказывал о Его намерениях народу и царям, пытаясь помочь исправить все греховные поступки людей

Кроме этого пророк особое внимание уделял пророчествам. Он часто рассказывал о том, что будет ждать Израильский народ в том случае, если он не перестанет грешить против Бога

Большую часть пророчеств Исаия посвятил приходу Иисуса Христа на землю. Он во всех подробностях описал земную жизнь Мессии, цель прихода на землю и мученическую смерть. Исаия рассказывал, что Иисус – Бог, Спаситель людей от греховности и несовершенства, Создатель Царства на земле. Он должен был родиться от девственницы, и прожить жизнь обычного человека. Во время своего земного служения Иисус часто чувствовал на себе презрение со стороны большого количества людей и в конце своей жизни был распят за грехи мира.

Толкование Исаия

В каждой главе книги пророк изрекает праведные слова и видения, в которых можно найти известные теперь исторические факты, а именно:

  • о судьбе Израиля и иудейского народа;
  • о язычестве и изгнании идолов;
  • о пророках;
  • о судьях израильских и Суде Божьем;
  • об иудейских царях;
  • о призвании Мессии;
  • о Боге;
  • о войнах;
  • о жизни и судьбе моавитян, других соседних народов, городов и государств (Дамаск, Ефиопия, Египет, Вавилон, Тир, Сион, Ассур);
  • о наказании земных владык;
  • о прославлении путей Божьих;
  • о Ефрема и Иуде;
  • об иерусалимских женщинах;
  • о Суде над вселенной;
  • о жизни Езекии и его послании к пророку;
  • о славе Господней (утешение и страдания Израиля);
  • о Суде Господа над народами;
  • о явлении возлюбленного “отрока Господня”, цели и значении его прихода;
  • об обетовании Израиля и освобождении иудеев;
  • о пророчестве к верным сынам Израиля, их спасении и прославлении;
  • об одобряющем утешении и возрождении верного Сиона;
  • о явлении Мессии в “образе раба”;
  • о связи Бога и церкви;
  • об исцелении и духовности;
  • о поклонении Богу.

Лучшая статья для Вас, переходите: Слово удача в православии

Но всё же самой читаемой главой книги святого является Исаия 54 17, в которой говориться:

Фильм о пророке Исаия рассказывает о его рождении, бытие, страданиях и пророчествах. Это произведение искусства очень красиво: оно рифмовано стихами, от чего становится ещё прекраснее, понятнее и лиричнее, а значит, доходит до самого сердца.

Толкование пророка Исаии – это объяснение самого смысла жизни, который пытается познать каждый

И правильное прочтение даст понимание обо всём самом важном, что происходит в судьбе каждого человека. Стоит только прислушаться…

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще видео о великом пророке:

Пророчества[править | править код]

  • Известная фраза Исайи о Царствии Небесном: «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. ).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (Ис. ).
  • Исайя говорит о невозможности замены Бога рукотворным изображением божества (Ис. ):
  • Отрицает возможность постижения разума Божия: «Разум Его неисследим» (Ис. ).
  • Исайя отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа (Ис. ).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (Ис. ), но подчёркивает, что судьба каждого человека зависит от него самого и определяется его поступками: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. ).
  • Дамаск будет разрушен (Ис. ).
  • В книге пророка Исаии содержится одно из первых описаний Небесного Иерусалима — символа грядущего Царства Божия — показанного Исаие в видении.

Мессианские пророчестваправить | править код

В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии. Как пророчества о Мессии рассматриваются следующие пророчества:

  • о рождении Мессии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. ), «ибо младенец родился нам — сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. ).
  • о служении: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. ).
  • о позорной смерти Мессии: «Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом» (Ис. ), «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. ).

Пророчество о Египтеправить | править код

«Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке лёгком и грядёт в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём.
Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. И дух Египта изнеможет в нём, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям.
И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними. Говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис. ).

Пророчество об Израиле (еврейском народе)править | править код

Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что большая часть их будет отвержена Богом, и место их займут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии (ныне Ирак). «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (Ис. ).

Часть пророчества рассматривается как пророчества о восстановлении государства Израиль:

  • «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твоё и от запада соберу тебя. Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши“» (Ис. ).
  • «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис. ).

Глава 1

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает , народ Мой не разумеет.
4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.
5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во́лну убелю.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;
28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

Глава 2

Пророк — человек, возвещающий волю Бога

Кто такой пророк? Что должен сделать обычный человек, чтобы стать пророком? Или, может быть, это удел избранных? В нашем понимании пророк — это провидец, прозорливец, или человек, способный точно предсказать будущее. Митрополит Иларион в своём очерке о пророческих школах древнего Израиля даёт самое ёмкое и историчное объяснение такого явления, как пророчество: «Самый же глагол naba (который переводится на русский язык «пророчествовать») имеет и активное значение – «возвещать, произносить вдохновенную речь, научать».

Пророк … может означать «наученный»; пророки иногда и называются учениками и учащимися (Исаия 8, 16, 54:13; Иеремия 32, 33).» История Христианской Церкви сохранила много имён пророков. Мы почитаем не только тех, кто служил со Христом, но также и ветхозаветных пророков.

Ветхозаветные пророки. Икона «Похвала Божией Матери». Фото: images.icon-art.info

Начало пророческого служения Исаии пришлось на время отступления иудеев от Бога

В дни правления царя Ахаза дом Божий пришёл в запустение. За воротами Иерусалима в долине Енномовой был поставлен идол Молоха, которому приносили в жертву своих младенцев и пример в этом беззаконии подал сам царь, «проведя» своего сына через огонь, то есть, принеся его в жертву.

Процветало поклонение богине плодородия, которое было связано со всякой нравственной нечистотой, люди за советом больше не обращались к Богу, а ходили к гадалкам и вопрошающим мёртвых.

Отступившие от Бога иудеи шли за советом к астрологам и приносили своих детей в жертву Молоху.

Закон был извращён так, что слабые больше не могли найти защиты в суде. Пророк Исаия мужественно обличал нечестивых:

(Исаия 10:1,2)

Когда, после смерти Ахаза, царём стал его сын Езекия, поклонение единому истинному Богу было восстановлено. По молитвам пророка Исаии Иерусалим был спасён от разорения ассирийцами в VIII в. до н.э.

Ангел, посланный Богом, уничтожил более 180 тысяч ассирийских воинов. Фото: epizodsspace.airbase.ru

Около 713 года до н.э. войска Ассирии осадили Иерусалим. Казалось, что не было никакого спасения. Царь Езекия пришёл в храм и молился Богу. Он послал своих слуг к пророку Исаии, чтобы тот спросил Господа.

(Исаия 19:20, 32)

Так и случилось по слову пророка. Вечером под стенами Иерусалима стояло двухсот тысячное войско. Утром почти все они были мертвы.

185 000;ассирийских воинов погибло в одну ночь под стенами Иерусалима

(Исаия 19:35)

Литературные особенности книги Исаии.

Книга Исаии написана превосходным поэтическим языкам древнего Востока. Язык – эпичен и выразителен. Образы – величественны. Проповеди Исаии отличаются особой страстностью.

В книге Исаии звучит тема «большой дороги» – тема следования Заветам Бога. Также часто упоминается тема «остатка» – здесь речь идет о тех немногих, которые сохранили истинную веру в Бога.

Вопрос авторства.

Автором книги большинство библеистов считают пророка Исаию, сына Амоса. Согласно преданию, Исаия был царского рода и состоял в кровном родстве с царем Озией. В пользу того, что Исаия был царских либо аристократических кровей говорит тот факт, что, согласно его книге, он имел личные контакты с царями и первосвященниками. Об этом свидетельствуют следующие строки:

  • И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему.
  • В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
  • И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона.

Исаия был общественным деятелем, возможно, священником. Он был женат, имел двух сыновей. Годы жизни пророка доподлинно не установлены, но годом рождения принято считать 765 г. до н. э. Ученые сходятся во мнении, что Исаия пережил царя Езекию, так он составил его жизнеописание, что скорее всего делалось посмертно. Год смерти пророка неизвестен, однако умер он не ранее 686 г. до н. э. Согласно преданию, по приказу царя Манассии пророк Исаия был предан страшной казни – его заживо распилили пилой.

В либеральном богословии считается, что Книга пророка Исаии на самом деле написана как минимум тремя разными авторами. Пророк Исаия считается автором первых сорока глав. Авторы глав 40-55 и 56-66 остаются неизвестными. Их условно называют Второ-Исайей и Третье-Исайей соответственно. Считается, что Второ-Исайя творил в середине VI века до н. э., а Третье-Исайя — в середине V века до н. э.

Стих 6

Еврейское толкование

Эдершейм (1883) отмечает, что этот стих применяется к Мессии в арамейском Таргуме . В раввинской интерпретации, такой как Джозеф Герман Герц (1968), цитирующий Раши и Луццатто , это имя используется как относящееся к «наследному принцу». Раши, применив Эммануила к Езекии, также применяет пророчество Пеле Йоэз , «Чудный советник» к Езекии, говоря, что Бог «назвал имя Езекии« Князем мира »». В греческой Септуагинте имя переводится как «Посланник Великого Совета», как описание князя: «Он будет назван Посланником Великого Совета, ибо Я принесу мир правителям, мир и здоровье ему».

Христианское толкование

  • «Чудный советник»: ; .
  • «Бог крепкий»: .
  • «Отец вечности»: Новая аннотированная Библия в Оксфорде интерпретирует это как «Бог как вечный Творец» .
  • «Князь мира»: Согласно Новой Оксфордской аннотированной Библии, это «мессианский титул в иудаизме и раннем христианстве».

В христианской интерпретации, частично основанной на близости цитаты из найденной в Матфея 4 , это имя используется как относящееся к Иисусу и мессианскому пророчеству . Полный стих: «Ибо младенец родился нам, сын дан нам; и власть будет на плече его; и наречется имя ему Чудесный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. . » цитируется в либретто « МессииГенделя .

Резюме

Микеланджело (ок. 1508–1212), Исайя , Ватикан : потолок Сикстинской капеллы

Деталь входа на Рокфеллер Плаза 30, показывающая стих из Исайи 33: 6 Рокфеллер-центр , Нью-Йорк

Рассмотрение Исайи как книги, состоящей из двух частей (главы 1–33 и 34–66) с всеобъемлющей темой, приводит к тому, что краткое изложение ее содержания выглядит следующим образом:

  • Книга открывается изложением тем осуждения и последующего восстановления праведников. У Бога есть план, который будет реализован в « День Яхве », когда Иерусалим станет центром его всемирного правления. В тот день все народы мира придут на Сион (Иерусалим) за наставлениями, но сначала город должен быть наказан и очищен от зла. Израиль приглашен присоединиться к этому плану. В главах 5–12 объясняется значение ассирийского суда над Израилем: праведное правление царя Давида последует после свержения высокомерного ассирийского монарха. В главах 13–27 объявляется о подготовке народов к мировому правлению Яхве; в главах 28–33 объявляется, что царственный спаситель ( мессия ) появится после наказания Иерусалима и уничтожения его угнетателя.
  • Угнетатель (теперь именуемый Вавилоном, а не Ассирией) вот-вот падет. В главах 34–35 рассказывается, как Яхве вернет искупленных изгнанников в Иерусалим. В главах 36–39 рассказывается о верности царя Езекии Яхве во время ассирийской осады как модели для восстановленной общины. В главах 40–54 говорится, что восстановление Сиона происходит потому, что Яхве, создатель вселенной, назначил персидского царя Кира Великого обещанным мессией и строителем храма. Главы 55–66 призывают Израиль соблюдать завет. Вечное обещание Бога Давиду теперь дано всему народу Израиля / Иудеи. Книга заканчивается повелением о праведности на последних этапах исполнения Божьего плана, включая паломничество народов к Сиону и осуществление царствования Яхве.

Старое понимание этой книги как трех довольно обособленных разделов, приписываемых идентифицируемым авторам, приводит к более дробной картине ее содержания, как в этом примере:

  • Протоисайя / Первый Исайя (главы 1–39):
    • 1–12: пророчества против Иуды в основном относятся к ранним годам Исаии;
    • 13–23: Оракулы против чужих народов со средних лет;
    • 24–27: «Апокалипсис Исайи», добавленный гораздо позже;
    • 28–33: Оракулы из более позднего служения Исаии
    • 34–35: видение Сиона, возможно, более позднее дополнение;
    • 36–39: Истории из жизни Исаии, некоторые из Книги Царств
  • Второзаконие Исайя / Второй Исайя (главы 40–54), с двумя основными разделами, 40–48 и 49–54, первый подчеркивает Израиль, второй Сион и Иерусалим:
    • Введение и заключение, подчеркивающие силу слова Божьего над всем;
    • Второе введение и заключение в них, в которых вестник возвещает спасение Иерусалиму;
    • Фрагменты гимнов, разделяющих различные разделы;
    • Роль чужих народов, падение Вавилона и возвышение Кира как избранного Бога;
    • Четыре « Песни о слугах », персонализирующие послание пророка;
    • Несколько более длинных стихотворений на такие темы, как Божья сила и приглашения в Израиль поверить в него;
  • Трито-Исайя / Третий Исайя (главы 55–66):

Пророк Исаия

Святой Исаия жил за семь столетий лет до Рождества Христова. Отец Исаии, Амос, был царского рода, но воспитывал сына в благочестии, чистоте и простоте. Достигнув совершеннолетия, будущий пророк вступил в брак с некой девой-пророчицей. Они жили целомудренно, в законе Божием, имели сына Иасува.

Господь позвал Исаию служить Себе и людям через некоторое время, в царство Иудейского царя Осии. Однажды будучи в храме за богослужением пророк имел видение Господа, сидевшего на престоле на Небесах в окружении Небесных Сил — Херувимов (Небесное существо, один из Ангельских Сил в виде головы, окруженной крыльями) и Серафимов (имеют шесть крыл, которыми они закрываются от сияния Божьего света и вечно прославляют Бога). Пророк смиренно воззвал к Богу, говоря, что он недостоин видеть Его славу и говорить о ней. Тогда один из Серафимов прикоснулся горящим углем к губам пророка, сказав, что так очищает его Господь. (Этот эпизод был переосмыслен также поэтом Александром Пушкиным в стихотворении «Духовной жаждой томим»). Бог спросил пророка, пойдет ли он к иудеям от Его имени. Исаия согласился, как бы вызвавшись на служение. Он пророчествовал при нескольких правителях Иудеи: Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии, — призывая покаяться в грехе идолопоклонства и избавиться от пороков и страстей. Господь открыл пророку, что покаявшиеся будут иметь милость от Него, а упорные в своей злобе получат лишь кары и казни Божии. Господь также сказал, что может истребить весь народ и опустошить земли Израили, однако, как у срубленного дерева плод пускает новые ростки, так новые благочестивые люди обязательно появятся в среде народа.

Святой пророк Исаия был чудотворцем. Это запечатлено в Библии: ее 4 книге Царств и 2 книге Паралипоменон.

Пророк извел из горы Сион источник воды молитвой. Место, куда лился много веков этот родник, было названо Силоамской купелью («силоам» на иврите — «посланный от Бога», то есть по молитве пророка Бог дал воду). Именно сюда впоследствии Господь Иисус Христос отправил умываться человека, рожденного слепым и обретшего зрение после помазания слюной Спасителя.

Также по просьбе Исаии пророка Бог продлил царю Иудейскому Езекии жизнь на 15 лет.

Однако сам святой скончался мученически, будучи изощренно убит царем Манассией — пророка перепилил пополам деревянной пилой. Тело его было похоронено около Силоамской купели. После обретения свободы христианством мощи пророка Исаии были торжественно перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь. Они пребывали в Лаврентьевской храме во Влахернах. Сегодня известно только местонахождения головы святого Исаии — она пребывает на Святой Горе Афон в Хиландарском монастыре.

Протестантский подход к текстам пророчеств

Следует отметить, что среди представителей либеральной – главным образом протестантской – теософии бытует мнение о том, что авторство «Книги пророка Исайи» принадлежит трем различным религиозным деятелям, оставшимся анонимными и жившим в разные исторические эпохи. Соответственно, и весь текст документа ими условно делится на три отдельные части. Составителя первой из них, охватывающей с 1 по 39 главу, они называют Перво-Исайей, иногда, впрочем, допуская использование его общепринятого имени. Автор следующей части, в которую входит объем материала с 40 по 55 главу, именуется ими как Второ-Исайя. Его же часто называют Девтероисайей или Второ-Иешайахом, что вполне тождественно. И наконец, заключительная часть книги приписывается некоему Третье-Исайе или Тритоисайе.

Особо отметим, что такой подход к книге, содержащей в себе пророчества Исайи о Мессии, характерен лишь для представителей некоторых протестантских направлений христианства, тогда как богословской наукой в целом признается авторство лишь одного человека, религиозная деятельность которого относится к VIII веку до н. э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector