Как на самом деле звали знаменитую няню пушкина и кем она ему приходилась

Няня всех Пушкиных

В браке с Фёдором Матвеевым у Арины Родионовны родились четверо детей, однако семейная жизнь не сложилась. Муж пил и в конечном счёте умер от пьянства в 1801 году. В семье не было даже скотины, поэтому главной кормилицей мужа и детей стала Арина Родионовна, в 1792 году взятая бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила.

Няней Мария Алексеевна осталась очень довольна — настолько, что через три года Арине Родионовне была подарена отдельная изба.

В 1797 году зарекомендовавшая себя с лучшей стороны няня передаётся в семью Пушкиных, где в тот момент родилась Ольга, старшая сестра поэта.

Статья по теме

Бумаг не писал, из штата исключён. Как служили дипломаты Пушкин и Тютчев?

Арина Родионовна была няней всех троих детей Пушкиных — Ольги, Александра и Льва. Пушкинисты, называющие няню по фамилии отца «Ариной Яковлевой», отмечают, что одновременно в доме Пушкиных служила и другая няня, Ульяна Яковлева, не являвшаяся родственницей Арины Родионовны.

Интересный момент: по мнению исследователей, непосредственные, классические обязанности няни Арина Родионовна выполняла в отношении Ольги и Льва, в то время как попечение над маленьким Сашей было поручено Ульяне Яковлевой.

Однако Ульяну Пушкин всегда именовал «нянькой» и особенно тёплых чувств к ней не питал, в отличие от Арины Родионовны. Будущего поэта завораживали сказки и колыбельные Арины Родионовны, которые она рассказывала и пела значительно лучше коллеги.

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

План произведения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» можно рассматривать, мысленно разделив его на 4 части:

  1. В первой части лирический герой с нежностью и тоской обращается к женщине, ставшей его «второй матерью».
  2. Во второй он описывает ее жилище и привычки, ее постоянное ожидание любимого воспитанника, она ждет «будто на часах». Это сравнение указывает на постоянное томительное ожидание и тоску. Эпитет в стихотворении «Няне» ПУшкина «наморщенные руки» рисует постоянный тяжелый труд женщины в течение всей жизни.
  3. В третьей основной части поэт описывает ее душевные переживания и тревогу за судьбу близкого человека. Эпитет «забытые вороты» показывает одиночество старого человека, ее желание в последние годы жизни порадоваться на своего воспитанника, ставшего практически сыном.
  4. Она очень о нем переживает, знает, что судьба его не устроена, что он много страдает и «черный отдаленный путь» становится символом долгой, наверное, вечной разлуки. Именно на это указывает заключительная часть стихотворения.

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Никто не знает, как на самом деле выглядела Арина Родионовна

Прижизненного портрета Арины Родионовны не было сделано, хотя в петербургском музее Пушкина хранится один портрет, который «со значительной степенью вероятности выдается за портрет Арины Родионовны». Существует также женский профиль – набросок Пушкина в рукописи со стихотворением «Предчувствие» и черновым текстом «Волненьем жизни утомленный». Некоторые исследователи считают, что здесь Пушкин попытался изобразить свою нянюшку. Словесных описаний внешности Арины Родионовны тоже сохранилось мало: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…» (из воспоминаний Марии Осиповой – современницы Пушкина).

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» — одно из самых простых и искренних признаний в любви поэта к своей няне. Оно наполнено умилением и заботой. Арина Родионовна, которой оно посвящено, заменила поэту мать. Простая крестьянка с детства окружила будущего поэта теплом, заботой, добрыми сказками и словами любви. По воспоминаниям Александра Сергеевича, она была хорошей рассказчицей, любила петь народные песни. Образами из детских воспоминаний и рассказанных преданий наполнены знаменитые пушкинские сказки.

Уважение и любовь к Арине Родионовне Пушкин сохранил в сердце. Достаточно сказать, что в переписке со знакомыми всегда было место рассказу о няне, коллеги и друзья поэта постоянно передавали ей приветы. Квинтэссенцией чувств Александра Сергеевича стало стихотворение «Няне».

Жанр стихотворения определяется как послание, потому что наполнено обращениями к одному адресату. По форме и порядку изложения мысли стих напоминает письмо, очень популярный в то время художественный жанр.

Композиция и размер

Размер стихотворения полностью воплощает образ певучей Арины Родионовны, потому что ритмичен и музыкален. Этого впечатления удается достичь при помощи любимого Пушкиным четырехстопного ямба с перекрестной рифмой. Деления на строфы нет, что делает его похожим на разговорную речь, монолог.

В композиции вырисовывается четыре части. Сначала лирический герой ласково обращается к няне. Затем следует описание уютной избы посреди леса, где живет Арина Родионовна.

Третья часть стиха посвящена описанию старушки, которая постоянно ждет своего любимого воспитанника и волнуется за него. Привычная к ручному труду, она не сидит без дела, тем не менее, ее мысли заняты душевными переживаниями и полны грусти.

Завершение стихотворения рисует тоскливое ожидание Арины Родионовны. Не случайно в конце повествование обрывается многоточием, позволяющим читателю самому продолжить мысль.

Синтаксис стихотворения также подчинен задумке и настроениям автора. Первое предложение восклицательное, наполненное радостными эмоциями. Второе рисует портрет няни. И два последних — со сложной синтаксической конструкцией — передают чувство вины автора, его терзания. Пушкин хочет, с одной стороны, позаботиться о любящей няне и не беспокоить ее лишний раз своим отсутствием, с другой, его приезд в Михайловское невозможен.

Благодаря такой композиции и синтаксису лирический герой явно не изображен. Но его присутствие чувствуется в каждой строке, в каждом сердечном обращении и заботливом описании.

Образ няни Арины Родионовны

Центральным образом стихотворения является Арина Родионовна. В тени остается незримое присутствие лирического героя.

Скромная ласковая женщина названа поэтом «голубкой». В народной лирике это образ, олицетворяющий тихую скромность, мудрость, ласку и верность. С нежностью автор употребляет незабываемые перифразы: «голубка дряхлая моя», «подруга дней моих суровых». В них видна искренняя любовь и легкая ирония, рожденная совместными воспоминаниями прожитых лет.

Эпитеты показывают одиночество старушки: «забытые ворота», «черный отдаленный путь».

Метафора о спицах показывает, насколько напряжено внимание Арины Родионовны, которая всегда ждет своего воспитанника и постоянно прислушивается, не известит ли колокольчик о прибытии долгожданного гостя. Противопоставление светлицы черного пути дает контраст между тихой глушью и бурной светской жизнью, передает тревогу за воспитанника

Противопоставление светлицы черного пути дает контраст между тихой глушью и бурной светской жизнью, передает тревогу за воспитанника.

Особенного внимания достоин язык стихотворения. Он прост, ясен и понятен даже самому обычному человеку. Это связано с тем, что Арина Родионовна — крепостная крестьянка без образования, но ее простой язык настолько красив и образен, что стал основным объектом изображения в творчестве А.С. Пушкина.

История создания

Няня поэта Александра Сергеевича Пушкина была для него самым родным и близким человеком. Мать маленького Саши — Надежда Осиповна — была светской женщиной и мало времени уделяла своим детям. С младенческих лет дворянские дети были отданы на руки мамок и нянек. Именно от простых русских женщин, чаще всего крепостных, они получали нежность и ласку. Поэт относится к крепостной крестьянке как к матери или близкому другу.

Конечно, став взрослым, Александр Сергеевич не имел возможности часто видеться со своей постаревшей няней, но в 1824 году он был отправлен в ссылку в родовое имение матери село Михайловское. Он очень страдал и скучал вдали от друзей, и именно Арина Родионовна умела скрасить его досуг своими песнями и сказками. Именно ее рассказы стали основой для замечательных поэтических сказок, написанных позднее. Александр Сергеевич смог записать их и создать настоящие шедевры.

Своим обращением «голубка дряхлая моя» поэт с нежностью и трепетной любовью показывает свое истинное отношение к няне, ставшей ему и матерью, и близким другом. До последних дней жизни эта простая женщина волновалась и переживала за своего любимца, и предчувствие не обмануло любящее сердце: ее Саша рано ушел из жизни. А смерть Арины Родионовны в 1827 году стала для поэта огромным ударом.

Тема

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

1836—1837 годы

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла мать Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что единственный из всей семьи он сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые горы. Это был его последний визит в Михайловское.

Заботы по издательским делам, долги, бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были осенью 1836 года причиной угнетённого состояния Пушкина.

3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Узнавший о письмах на следующий день, Пушкин был уверен, что они – дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал Дантесу вызов на дуэль. Геккерн (после двух встреч с Пушкиным) добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. Жена предлагала Пушкину, по свидетельству К. К. Данзаса, оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д’Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли — это означало бы немедленный крах его карьеры.

Дуэль с Дантесом состоялась на Чёрной речке 27 января 1837 года. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.

Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:

Н. Ф. Арендт – лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина

В. А. Жуковский –  поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.

Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

Государь:

— Считается, что эту записку передал Жуковский.

29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. Николай I выполнил обещания, данные поэту.

Распоряжение Государя:

Заплатить долги Пушкина.

Очистить от долга заложенное имение отца.

Вдове пенсион и дочери по замужество.

Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.

На казённый счёт издать сочинения в пользу вдовы и детей.

Единовременно 10 000 рублей.

По желанию жены в гроб Пушкина положили не в камер-юнкерском мундире, который ему так не нравился, а во фраке. Назначенное в Исаакиевском соборе отпевание было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали только по пригласительным билетам.

Тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. Однако, народ обманули, сказав, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, – так  было означено и на билетах. Получено строгое предписание в университете, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях.

После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления в Псков. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы скульптора Александра Пермагорова.

Знаменитый воспитанник ни разу не был на ее могиле

Скончалась Арина Родионовна в 70 лет, после недолгой болезни, в доме Ольги Пушкиной. На ее похоронах не было ни поэта, ни его сестры. Точной причины этого установить не удалось. Скорее всего, Пушкин слишком поздно узнал о случившемся. Похоронили Арину Родионовну как крепостную крестьянку – в безымянной могиле на Смоленском кладбище. Через два года поэт попытался разыскать ее, но не смог. Споры о подлинной роли Арины Родионовны в жизни Александра Пушкина оставим специалистам

Так или иначе она стала важной частью русской культуры. Как говорил Александр Сергеевич: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка»

https://malyutka.net/2019/06/7

У Пушкина был еще и нянь

Во времена Пушкина в господских семьях к мальчикам было принято прикреплять не только нянек, но идядек». У нашего поэта также был свой дядька — Никита Козлов. Парадокс в том, что он был предан своему хозяину едва ли меньше Арины Родионовны, прошел вместе с ним весь жизненный путь, но так и остался практически безвестным. Александр Сергеевич своего дядьку не упомянул ни в одном письме, не говоря уже про свои произведения.

А ведь именно он, Никита Козлов, вместе с Сергеем Тургеневым опускал гроб с телом поэта в могилу. До этого дядька Пушкина провел с ним все трудные дни жизни поэта, начиная с самого маленького возраста, и был ему беззаветно предан. Вот такая несправедливость.

Никита Козлов несет раненого на дуэли Пушкина.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Самая известная няня России» не владела грамотой

Письмо Арины Родионовны А. С. Пушкину, записанное А. Н. Вульф

Как известно, Арина Родионовна не владела грамотой. Однако сохранилось два ее письма к своему любимому воспитаннику, которые она просила написать грамотных людей под ее диктовку. Например, второе письмо написала для Арины Родионовны приятельница поэта в Тригорском Анна Вульф:

«Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна – Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я Вас буду ожидать и молить Бога, чтобъ он дал нам свидиться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочик, хорошенько, самому слюбится. Я слава Богу здорова, цалую Ваши ручки и остаюсь Вас многолюбящая няня Ваша Арина Родивоновна. Тригорское. Марта 6».

Стиль и слог этого письма послужил прототипом письма к Дубровскому его няни Орины Егоровны.

Никто не знает, как на самом деле выглядела Арина Родионовна

Предполагаемый портрет Арины Родионовны. Неизвестный художник. 1820 годы. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

Прижизненного портрета Арины Родионовны не было сделано, хотя в петербургском музее Пушкина хранится один портрет, который «со значительной степенью вероятности выдается за портрет Арины Родионовны». Существует также женский профиль – набросок Пушкина в рукописи со стихотворением «Предчувствие» и черновым текстом «Волненьем жизни утомленный». Некоторые исследователи считают, что здесь Пушкин попытался изобразить свою нянюшку. Словесных описаний внешности Арины Родионовны тоже сохранилось мало: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…» (из воспоминаний Марии Осиповой – современницы Пушкина).

У Арины Родионовны не было фамилии

Фамилия Арины Родионовны — Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.

Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой — такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.

Кроме того, имя Арины Родионовны — также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительноняня».

У Арины Родионовны не было фамилии

Фамилия Арины Родионовны — Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.

Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой — такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.

Кроме того, имя Арины Родионовны — также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительноняня».

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Дурные привычки Арины Родионовны и другие факты о няне Пушкина, не попавшие в учебники

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея. Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане, золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине, связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Могила ее утрачена. В 1977 году на кладбище появилась мемориальная табличка в память об Арине Родионовне.

В деревне Кобрино в Ленинградской области в 1974 году появился «Домик няни А.С. Пушкина». Он не подлинный.

Единственный артефакт – сумка-торба, принадлежащая Арине Родионовне.

Без лица

Есть еще одно ее сохранившееся изображение. Портрет Арины Родионовной, вырезанный из кости, попал к Максиму Горькому в 1911 году на острове Капри. В Италии горельеф оказался неведомыми путями из Пскова. Писатель передал реликвию в Пушкинский дом.

Александр Пушкин Арина Родионовна Интересная история

«И никто не узнает, где могилка моя…»

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

6 марта 1827 года.

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной состоялась в селе Михайловском 14 сентября 1827 года. Няне было уже 69 лет, что для того времени было возрастом глубокой старости.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга вышла замуж против воли родителей. С мужем Николаем Павлищевым они поселились в Петербурге. В марте родители Ольги скрепя сердце выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди тех, кого Ольга забрала к себе, была и её старая няня.

Для Арины Родионовны это мартовское путешествие в Петербург, ещё по зимнему пути, оказалось слишком большой нагрузкой. Она умерла 31 июля (12 августа по новому стилю) 1828 года в Петербурге, в доме Павлищевых.

Пушкин не присутствовал на похоронах няни, не участвовала в них и его сестра Ольга. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, а к захоронениям людей такого низкого статуса внимания не проявляли. Когда в 1830 году спохватившийся Пушкин с друзьями пытался найти могилу своей «мамушки», то потерпел неудачу. Лишь столетие спустя исследователи смогли установить, что Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, однако могила её утрачена навсегда.

В 1977 году на Смоленском кладбище появилась мемориальная доска в память об Арине Родионовне. Текст на ней гласит: 

Краткая биография

  1. 1781 год – Арина выходит замуж в возрасте 23 лет, что по меркам того времени было очень поздно. Ее муж Федор Матвеев – тоже бедный крестьянин. Со своим супругом Арина Родионовна переезжает в деревню Кобрино, где становится крепостной деда Александра Сергеевича – Осипа Абрамовича Ганнибала. Жила пара бедно, поэтому Арина попросилась служить и нянчить детей к Надежде Осиповне – дочери Осипа Абрамовича.
  2. 1782 год – рождение сына Егора.
  3. 1788 год – у женщины рождается дочь Надежда.
  4. 1789 год – рождение дочки Марьи.
  5. 1792 год – Мария Алексеевна Ганнибал берет Арину Родионовну в няни для своего племянника Алексея.
  6. 1795 год – Марии Алексеевне очень нравится служба няни. За хорошую работу она дарит ей избушку. Такой подарок для простой крестьянской семьи был очень крупным и неожиданным. После смерти женщины избушка долго была памятником, охраняемым на уровне субъекта федерации, но потом сгорела.
  7. 1797 год – Арина Родионовна получает отличные рекомендации от Марии Алексеевны за свою работу. Это позволяет няне перейти на службу в семью Пушкиных. Она стала кормилицей и воспитательницей сестры Александра Сергеевича – Ольги, заменив Ульяну Яковлеву. Также в этом году родился ее сын Стефан.
  8. 1799 год – семья, где служила Арина Родионовна, перебирается в Москву, поскольку отец семьи закончил свою карьеру. В этот же год женщина начинает нянчить родившегося Александра Пушкина.
  9. 1800 год – Кобрино вместе с людьми продается. Из продажи исключаются дом, супруг и дети Арины Родионовны. Вся ее семья могла оставаться жить там. В то же время женщине предложили вольную – то есть, освобождение из крепостных, но та отказалась.
  10. 1801 год – Арина Родионовна остается вдовой. Ее муж умирает от алкоголизма.
  11. 1805 год – рождение Льва Пушкина, которому женщина также стала няней.
  12. 1807 год – все семейство переезжает в Псковскую губернию, село Михайловское. Вместе с ними туда отправляется и служанка, которая воспитывала Пушкина, развлекала его сказками, песнями.
  13. 1811 год – юный Пушкин поступает в военный лицей, услуги Арины Родионовны не востребованы, но она продолжает жить в семье, исполняя роль домоправительницы.
  14. 1818 год – Мария Алексеевна, мать поэта, умирает. Но няня остается. Она проживает с семьей в Санкт-Петербурге, летом ездит в Михайловское, фактически заменяя Александру мать. Он называет ее «матушка», а его друзья в письмах передают ей приветы и пожелания.
  15. 1824-1826 годы – этот период Арина Родионовна проводит с изгнанным Пушкиным. Она заново открывает ему детские сказки. Позднее он записывает их и фольклорные песни с ее слов. Так родились все известные каждому школьнику сказки Александра Сергеевича. Они все больше сближаются, и Пушкин пишет с нее несколько женских персонажей своих произведений. Например, нянюшку Татьяны из романа «Евгений Онегин». В ту пору в письмах друзья Пушкина зовут няню не иначе, как «веселая собутыльница». То же самое имя будет фигурировать в нескольких стихотворениях, написанных Пушкиным, хотя женщину сложно подозревать в злоупотреблении спиртным.
  16. 1827 год – последняя встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным. Он напишет о ней три стихотворения, а ее образ всегда будет проскальзывать в персонажах-женщинах.
  17. 1828 год – Арина Родионовна едет в Петербург служить Ольге – старшей дочери Пушкиных. Она едет зимой, и эта дорога плохо сказалась на здоровье женщины. Няне было уже 70 лет, поэтому из-за сопутствующих старости заболеваний 19 июля женщина умерла. Пушкин не смог появиться на ее похоронах на Смоленском кладбище.
  18. 1830 год – Александр Сергеевич пытается разыскать могилу, но она утеряна, ведь за эти два года никто ее не посещал. Неизвестно ее точное место нахождения и сегодня. В этом же году у поэта выходит стихотворение «Зимний вечер» в память о ней.

Ангел-хранитель

Арина Родионовна была верным другом Александра Сергеевича, которого она повсюду сопровождала. Именно няня скрасила дни его ссылки в Михайловском, когда многие отвернулись от опального поэта. Арина Родионовна с удовольствием рассказывала своему воспитаннику сказки, с ее слов он записывал народные песни. В дальнейшем поэт органично вписывал мотивы услышанного в свои произведения. Арина Родионовна стала прототипом многих женских образов, ей великий поэт посвятил три стихотворения.

Скончалась Арина Родионовна 31 июля (12 августа) 1828 года. Сообщение о смерти любимой нянюшки стало для поэта серьезным ударом.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector