Казанский женский монастырь (колюпаново)
Содержание:
- Переезд в Колюпаново
- Немного истории
- Жизнь во Введенском монастыре
- Чудесные исцеления старицей
- История московского собора
- Что известно про житие Евфросинии Колюпановской
- Экскурсия в Казанский монастырь Тульской области
- Становление женской обители
- Служение блаженной Господу Богу
- Исцеления и пророчества
- Какие иконы находятся в Казанском Соборе
- Колюпановский колодец
- Завершение жизненного пути
- Юные годы и отречение от мира
- Святой источник
- Жизнь в монастыре
Переезд в Колюпаново
В 1845 г. блаженная переселилась в село Колюпаново, находящееся в Тульской губернии. Святая прибыла сюда по приглашению помещицы Натальи Протопоповой, которая была ее почитательницей. С собой старица не взяла ничего, кроме намоленной иконы.
Некоторые источники сообщают, что главной причиной переезда юродивой стали притеснения со стороны новой игуменьи Введенского монастыря. Сохранились сведения о том, что эта женщина всячески вредила Евфросинии и даже повелела убить всех ее собак.
В Колюпаново матушка пребывала в течение 10 последних лет своей жизни. Здесь ей предоставили небольшой отдельный домик, однако молитвенница предпочла жить в тесной комнатушке для дворни. Как и прежде, вместе с ней в помещении находилось несколько животных, за которыми старица никогда не убирала. Также для Блаженной построили келью, где она могла находиться по несколько месяцев подряд. По желанию Евфросинии мебель в этой избушке отсутствовала, ее заменял гроб, в котором старушка любила отдыхать.
Иногда Святая уезжала к своим почитателям и подолгу оставалась у них. Несмотря на свой преклонный возраст, Евфросиния чаще всего путешествовала пешком. Реже она ездила в кибитке вместе с некоторыми из своих питомцев.
Немного истории
Впервые Казанский собор появился в Москве в далеком 1620 году. Тогда строение было полностью деревянным. Возвели его в честь победы России в войне 1612 г. Деньги на строительство храма выделил Д. Пожарский. К сожалению, этому собору было не суждено простоять долго. По большей части он был разрушен пожаром. Перестроить храм получилось лишь в 1630-х годах. Новое здание стало пунктом назначения для участников крестного хода, который организовывали после обретения икон, побед в сражениях с врагами, т. д.
Так было вплоть до 1765 г. Позже собор многократно реконструировали, ремонтировали, меняя его внешний облик, внутреннее убранство. Одна из самых масштабных реставраций пришлась на 1925 год. Идейным автором ее стал Петр Барановский. Известный архитектор поставил перед собой цель – возродить храм в том виде, в котором он создавался изначально.
Реализовать грандиозный проект мужчине так и не удалось. Соответствующие попытки он предпринимал на протяжении нескольких лет, после чего Казанский собор просто снесли (такое решение принял столичный городской совет)
На месте важного архитектурного памятника построили павильон, посвященный III Интернационалу
Жизнь во Введенском монастыре
После отречения от мирской жизни скитания Евдокии Вяземской длились около 10 лет. Будучи княжной по происхождению, она не гнушалась непривычного труда.
Некоторое время бывшая фрейлина работала на скотном дворе Спасо-Сумориного монастыря. В 1806 г. состоялась ее встреча с митрополитом Платоном, который дал женщине благословение на свершение подвига юродства. Под именем «дурочки Евфросинии» она оказалась в Серпуховском Введенском монастыре.
Пожив некоторое время в помещении для сестер, новая послушница переселилась в небольшой домик неподалеку от обители. После этого Евфросиния стала удивлять всех окружающих своими необычными поступками:
- жила вместе с несколькими кошками и собаками, с которыми спала рядом на полу;
- в холода носила мужской тулуп, а в праздники – серый суконный кафтан;
- всегда коротко остригала волосы, повязывала голову тряпицей;
- наотрез отказывалась от обуви и даже в лютые морозы оставалась босой;
- зимой не растапливала печь, а делала это во время палящего зноя.
Днем юродивая занималась сбором лекарственных трав в лесочке рядом с женским монастырем, а ночью ходила вокруг него и распевала священные псалмы. Евфросиния молилась в часовне, на литургию отправлялась в собор. Исповедовалась она у духовника обители, а причащалась только с наступлением Великого четверга. В период своей жизни во Введенском монастыре Евфросиния несколько раз виделась с митрополитом Московским Филаретом, который сумел разглядеть в ней великую подвижницу.
Чудесные исцеления старицей
О даре Евфросинии помогать людям и исцелять их дошло до нашего времени много историй.
Есть свидетельства очевидцев об исцелении помещицы Натальи Протопоповой, страдающей от болей в ногах и кровотечения из горла.
Другое свидетельство касается исцеления помещика, тяжело заболевшего прямо перед своей свадьбой. С помощью матушки излечился. Старица помогла разрешиться при родах женщине, мучившейся несколько суток.
Отчаявшийся отец стал просить прощения у матушки и молить ее о помощи. Старица сделала ему выговор, но все же помогла ему, приказав поить мальчика той самой травой. Мальчик буквально спасли с того света, однако перестал ходить. Блаженная Евфросиния и тут не оставила ребенка.
Поставила мальчика на ноги, перекрестила, коснулась его головы и приказала идти. Ребенок пошел.
Блаженная старица Евфросиния Колюпановская. Икона(Изображение с сайта iconsv.ru)
Благодатная помощь по молитвам блаженной Евфросинии
После кончины старицы записаны тысячи случаев, когда Господь по её молитвам посылал исцеление. Вот некоторые из них:
У крестьянки Марфы Кунаевой из Калужской губернии стала сильно болеть и распухать нога. Через несколько недель положение стало невыносимо. Марфа решилась придти к гробнице преподобной Евфросиньи и помолиться об исцелении. После панихиды крестьянка взяла с могилки немножко песочка и дома растёрла ногу, после чего болезнь совершенно прошла.
Некая мещанка Ольга Федоровна тяжко мучилась от болезней почек.
Доведённая страданиями до отчаяния женщина случайно прочитала книжку о блаженной старице и твёрдо укрепилась в мыслях, что только по её молитвам она может надеяться на исцеление.
Приехав в Колюпаново и с трудом отстояв панихиду, Ольга выпила воды из колодца и окунулась в источнике, после чего тяжкий недуг незамедлительно оставил её и с тех пор ни разу не проявил себя.
Мещанка Ольга Буслаева сообщила о таком случае: «Более пяти лет мои руки были покрыты нарывами, причиняющими боль и неудобство. Мази, прописанные врачами, не приносили облегчения.
Моя родственница надоумила меня отправиться в село Колюпаново и поклониться праху блаженной Еафросинии, помолиться и попросить её о помощи, что мы вместе со сродницей и исполнили. Я окунулась в купальне и помазала руки маслицем, творя при этом от всего сердца молитвы ко Господу и Богородице, прося об исцелении меня, грешной.
Не прошло и нескольких недель, как кожа на моих руках стала полностью чистой, и только несколько незаметных шрамов напоминают мне о моих страданиях».
a-petrovka.narod.ru
Дважды в год 16 июля и 8 октября в дни памяти святой в Свято-Казанском монастыре села Колюпаново Тульской области совершаются соборные богослужения, молебны с акафистом на гробнице, проходят крестные ходы к матушкину источнику, которые привлекают множество паломников. Все поезда, которые идут из Тулы в Алексин теперь останавливаются на платформе “Колюпаново”, которую построили специально для паломников, следующих к святому месту.
История московского собора
Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.
Строительство храма
Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.
Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.
В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.
Деятельность в XIX веке
В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.
Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.
Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.
Революция и советское время
После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.
В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.
В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по стало строительство общественного туалета.
Восстановление храма
Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.
Современное состояние
В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.
Что известно про житие Евфросинии Колюпановской
Настоящее имя святой — княжна Евдокия Вяземская. Родилась предположительно в середине 18 столетия. Получила блестящее образование, знала несколько языков, была первой выпускницей Санкт-Петербургского Смольного института благородных девиц.
Утонченная и красивая княгиня была принята в свиту императрицы в качестве фрейлины. В этом статусе пробыла несколько лет. Выполняла разные поручения Екатерины II, развлекала ее вместе с камергером Нарышкиным. Знала многих представителей высшего общества, в том числе полководца Суворова, князя Долгорукова. Могла удачно выйти замуж и всю жизнь прожить в роскоши, но предпочла все оставить ради служения Господу.
Дворец императрицы Евдокия покинула тайно, причем не одна, а вместе с фрейлинами — Марфой и Соломией. Девушки инсценировали утопление: оставили одежду на берегу пруда в Царском Селе, где в тот момент пребывал императорский двор. Сами фрейлины переоделись в платье крестьянок и отправились в Москву. Обман раскрылся, и беглянок было приказано искать и задержать. Вскоре одну из девушек, Евдокию, нашли и привезли к императрице. Беглянка не рассказала о настоящих мотивах бегства, но попросила Екатерину Вторую отпустить ее в монастырь. Императрица согласилась и на прощание подарила Евдокии монашеское платье из блестящего материала.
Экскурсия в Казанский монастырь Тульской области
Казанский – небольшой, очень молодой монастырь, история которого насчитывает чуть более 20 лет. Но место, на котором он возник, имеет давнюю историю. Село известно еще с начала XVI столетия. Уже тогда на берегу Оки был храм Пресвятой Богородицы, посвященный Ее Казанскому образу, по-видимому, деревянный. В 1776 году после удара молнии начался пожар, здание выгорело полностью. Однако верующим удалось спасти икону, которую передали местным помещикам, Бобрищевым-Пушкиным. Паломничество к мощам блаженной Евфросинии Колюпановской – сегодня, пожалуй, самая частая цель поездки в в обитель.
Помещики, хранители Казанской, поспособствовали восстановлению церкви. Освятить ее и перенести туда святой образ удалось уже в 1783 году. Небольшое село и обычный храм долгое время не были известны никому, кроме окрестных жителей. Пока Колюпаново не обрело свою святую.
Основательница
В начале 1850-х годов сюда пришла монахиня, уже 90-летняя старица. Она казалась жителям странной: волосы острижены, часто ходила босая, одежда разорвана. Над юродивой смеялись подростки, да и сама она делала все, чтобы над ней потешались. Называла себя «дурой Евфросинией», неграмотной, не помнящей родства.
Немногие местные жители знали, кем была матушка на самом деле. Кое-что удалось выяснить местному священнику, отцу Павлу Просперову, к которому юродивая часто приходила для духовной беседы. Именно благодаря ему сведения о житии блаженной сохранились до наших дней. Святая, мирянкой носившая имя Евдокии, вовсе не была неграмотной. Более того, являлась знатной, образованной родственницей князей Вяземских. Окончив основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц, Евдокия стала фрейлиной самой императрицы. Красавицу ждала блестящая придворная жизнь, удачное замужество. Но, познав суету мира, Евдокия и две ее подруги, Соломия и Марфа, решили удалиться из столицы и принять монашеский постриг.
Матушка рассказывала, что они попросту сбежали из Петербурга, бросив у пруда свои красивые платья – чтобы все подумали, что девушки утонули. Подвиг подруг святой остался безвестным, история не сохранила сведений об их дальнейшей судьбе. Евдокия же приняла постриг в Серпуховском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь она провела 40 лет.
Чудеса святой
Проведя многие годы инокиней, матушка славилась дарами прозорливости, исцелений. Бывало, узнавала, о чем беседовали шедшие к ней паломницы. По ее молитвам излечивались больные, прекращалась засуха. Но свои дарования преподобная прикрывала юродством. Известно, что «ругаться миру» благословил ее митрополит Московский Платон (Левшин).
Монахиня намеренно вела себя странно: взяла в келью собак, кошек, даже ворона, так что дышать там было трудно от запахов животных. Жарким летом топила печь, зимой же, наоборот, открывала двери, выстуживая помещение. Однажды игуменья, рассердившись на подвижницу, велела убить собак. После этого святая ушла из монастыря в Колюпаново. Здесь ее приютила помещица Протопопова, выстроившая чистенькую келью. Но сюда Евфросиния тоже взяла животных, а себе выбрала тесную, душную каморку.
Инокиня-странница скоро стала известна жителям, как прозорливая и святая старица. Из множества ее чудес особенно памятны:
- исцеления больных от воды колодца, который матушка выкопала собственноручно в версте от села;
- предсказание революции во Франции 1848 года;
- предупреждение о грядущей Крымской войне (1853-1856);
- предсказание о будущей женской обители в Колюпаново.
Блаженная скончалась в 1855 году, прожив более 100 лет. Ее похоронили при Казанском храме. Повелением митрополита Московского Филарета (Дроздова), хорошо знавшего преподобную по Серпухову, на ее могильной плите сделана надпись: «Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит».
Становление женской обители
После революции Казанский храм закрыли. Здесь сначала разместилась сапожная мастерская, а потом бывшая церковь дотла сгорела. К началу 1990-х никто из местных жителей даже не помнил, где она была.
С 1988 года блаженная Евфросиния прославлена как местночтимая Тульская святая. А с 1993 года началось восстановление храма. Была обнаружена кирпичная кладка фундамента, а вскоре нашлась могила святой. Уже через год церковь была восстановлена.
В 1995 году исполнилось предсказание старицы: Колюпаново стало местом основания женского монастыря иконы Пресвятой Богородицы. Первое время сестры жили при Казанской церкви, кельи заменяли строительные вагончики.
Сейчас действуют 2 храма: Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Троицкий. Выстроены гостевой дом, трапезная, просфорная. Небольшая община насчитывает всего 6 насельниц. Большая часть их – пожилые монахини. Как говорят они сами, жить в деревенских условиях, без удобств соглашается не каждая, потому сестер немного.
Но близ монастыря начали селиться жители, тогда как раньше деревня почти умирала.
Служение блаженной Господу Богу
После ухода из императорского двора Евдокия начала скитаться по монастырям. Она молилась Спасителю, просила прощения за греховные мысли и поступки, а, чтобы прокормиться, соглашалась на любую тяжелую работу: доила коров, пекла просфоры. Так продолжалось около двух десятков лет.
В 1806 году, на пятидесятом году жизни отправилась в Москву, к митрополиту Платону просить благословение на подвиг юродства. Будучи в полном здравии ума она решила принять мнимое безумие. Митрополит благословил княжну и под именем «дура Евфросиния» направил в Серпуховский Владычный женский монастырь и передал письмо для игуменьи Дионисии.
В монастыре новую послушницу милостиво приняли и поселили в сестринском корпусе. Игуменью возвестили о высоком происхождении Евфросинии. У новой послушницы был своенравный характер, и вскоре ей пришлось переселиться в маленькую избушку, находившуюся на территории монастыря, на месте монастырских погребов.
Подвижница прожила около 40 лет при монастыре, среди монахинь, но в полном одиночестве. Евфросиния ничего себе не готовила, не посещала сестринскую трапезу, питалась только хлебом и квасом с монастырской кухни. Все время проводила в молитвах. Совершено не заботилась о своем внешнем виде. Носила платье из серого сукна, зимой надевала мужской тулуп. О своем здоровье тоже не заботилась — в жару и стужу ходила босиком, но никогда не болела и даже прожила около 100 лет.
Волосы Евфросиния стригла коротко. Голову старица обматывала тряпицей или надевала на нее шапочку. Под одеждой носила железную цепь с большим медным крестом (вериги), но об этом никому не рассказывала.
Евфросиния обожала животных и птиц. В ее избушке жили собаки, кошки, куры и индейки. Стоило послушнице выйти на улицу, как к ней слетались голуби да галки. У Евфросинии даже был прирученный ворон. Он 6 недель приносил святой пищу в клюве, когда она сильно обожглась и не могла подняться с постели. Убирать за животными послушница не любила. В ее избушке всегда стоял отвратительный запах.
Евфросиния жила при монастыре, но не соблюдала строгих монастырских порядков. Ночью она могла ходить вокруг обители и петь псалмы, а днем — собирать травы, ягоды да грибы. Евфросиния даже занялась целительством. Послушница ежедневно посещала монастырскую часовню, где молилась. Часто приходила на литургию в соборный храм монастыря. Исповедовалась у монастырского духовника. Раз год на Великий Четверг причащалась. В день Крещения Господня окуналась в реке Нара. К ней в гости часто приезжал Филарет, митрополит из Москвы.
В 1845 Евфросиния покинула монастырь. Послушница не смогла ужиться с новой игуменьей Владычного монастыря. По приказу настоятельницы умертвили трех собак Евфросинии. Этот поступок сильно напугал послушницу. Из подмосковного монастыря в Серпухово она отправилась в деревню Колюпаново, что в Тульской губернии, где местная помещица Протопопова построила для нее небольшой домик.
Исцеления и пророчества
В годы пребывания юродивой в Колюпанове проявилась ее способность к исцелению больных. Матушка избавляла от недугов молитвами, травами, а также водой из колодца, который вырыла собственными руками. Целительный источник по-прежнему находится в овраге на берегу Оки, где блаженная часто молилась в уединении. Этот родник стал известным на всю Россию. Вода из него помогла исцелиться от болезней многим местным жителям и приезжим людям.
Во времена жизни в Колюпанове юродивая вылечила многих местных жителей.
- Приютившая блаженную помещица Протопопова страдала от кровохаркания и болезни ног. После того как Евфросиния посоветовала ей вымыться в бане, в печи которой находился котел с конским навозом, женщина смогла полностью выздороветь.
- Однажды в селе заболел маленький ребенок. Юродивая пришла в его дом сама, без приглашения и принесла с собой лечебные травы. Родители предпочли лечить малыша таблетками, однако после этого ему стало гораздо хуже, и он перестал ходить. Отец больного крохи попросил у Евфросинии прощения и пообещал выполнить все ее указания. Старица прочла свои молитвы, дала малышу целебные растения, которые спасти его от смерти и вновь поставили на ноги.
- Святая молитвенница оказывала помощь многим роженицам. Когда одна местная жительница не могла родить ребенка в течение трех дней, матушка посоветовала растереть ее особым средством и пообещала благополучные роды после первого удара колокола. В скором времени все произошло именно так.
Пророческий дар блаженной проявлялся в ее способности отчетливо видеть грядущие события и подробно описывать их. Сохранилась история о том, как Евфросиния предсказала одной из послушниц ее назначение в игуменьи, а также напророчила скорый карьерный рост епископу Димитрию Муретову.
Старица сумела предвидеть и собственную смерть. За несколько недель до ухода из жизни Евфросинии приснился вещий сон, в котором ангелы звали ее на небеса. Матушка сообщила о приближающейся кончине окружающим. После этого к ней устремился большой поток желающих проститься и получить благословение. На память о себе Евфросиния раздавала людям крестики, иконки, одежду, целебные травы.
Какие иконы находятся в Казанском Соборе
Главной святыней Собора является икона Богородицы «Казанской». Ее обретение датируется 1579 годом. Во время пожара часть Казанского кремля превратилась в руины. Один стрельцов, чье жилье очень сильно пострадало начал проводить активные работы по восстановлению дома. В момент проведения этих работ мужчина и нашел святой лик Богоматери.
Лучшая статья для Вас, переходите: Староярмарочный Собор в Нижнем Новгороде
По известной легенде, Богоматерь три раза являлась перед маленькой дочкой стрельца. Во сне ее Дева Мария просила отыскать ее святой лик. Сначала девочке никто не поверил, но посетив указанное место икона была найдена. Прошло не много времени, когда разошлись слухи о чудесах, которые творит данная икона.
Кроме иконы Богоматери «Казанская» в храме находятся и другие святыни. Такие, например, как образ Пантелеймона, Николая Чудотворца и многие другие.
Икона Богородицы в Казанском Соборе открыта ежедневно для преклонения и произнесения молитвенных прошений православными верующими. Также в храме проводятся богослужения.
Колюпановский колодец
Его называют колодцем Святой Евфросинии, потому что она вырыла его своими руками нам с вами в помощь. Кто такая Евфросиния и в каких случаях ждать нам помощи от ее колодца?
Недалеко от города Алексина Тульской области есть небольшая деревня Колюпаново, а в ней Свято-Казанский женский монастырь. Там похоронена блаженная Евфросиния, могилка ее прямо в храме, под небольшим мраморным надгробием. Жизнь этой женщины удивительна. Выпускница Смольного института благородных девиц, княжна Вяземская, красавица, фрейлина Екатерины Второй, она оставляет царские паркеты и принимает на себя самый тяжелый подвиг – юродство Христа ради (то есть мнимое безумие при полном здравии ума).
Она бросает свои одежды на берегу большого и глубокого пруда в Царском Селе: пусть все думают, что молодая княжна утонула. Переодевшись в бедное рубище, идет странствовать по Руси. В одном из монастырей Вологодской губернии доила коров, в другом – пекла просфоры, на шее носила большой медный крест и железную цепь. Долго жила в Серпуховском Девичьем монастыре, но потом переселилась в деревню Колюпаново, которой владела одна богатая помещица. Та души не чаяла в блаженной старице, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревьев вокруг насадила. А блаженная поместила в этих хоромах… корову, сама же облюбовала маленькую, душную каморку.
Была она прозорливой, предсказывала многие события в России, а еще исцеляла людей своей молитвой. К ней шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления, и она, тяготясь людской славой, любила уходить за версту от Колюпаново в уединенное место рядом с Окой. Там и молилась подальше от людских глаз. Здесь она и выкопала свой колодец, сама купалась в нем зимой и летом и других звала: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы». Умерла блаженная Евфросиния 3 июля 1855 года ста двадцати лет от роду. Оставленный после нее колодец теперь радует и утешает многих. Сами жители Алексина приходят сюда за водой, и все в один голос утверждают, что пьешь ту водицу и не напьешься, до чего хороша. Недавно и я посетила это святое место. Прежде чем идти на колодец, зашла в монастырский храм, поклонилась могилке. И, конечно, встретилась с настоятельницей монастыря, к моему удивлению, тоже матушкой Евфросинией. – Много людей на источник приезжает? – спросила ее. – Много. Ведь колодцу святой Евфросинии уже больше ста лет. За это время много людей исцелилось ее водой, многие на себе ощутили ее чудодейственную силу. – Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь недавнем исцелении. – Да вот всего два месяца назад это было. Приехала женщина из Москвы с маленьким, лет пяти, мальчиком. Она этого мальчика усыновила совсем младенцем, а потом оказалось, что он слепой. Женщина куда только его ни возила, по самым разным, знаменитым врачам. Кто-то и рассказал ей о колюпановском колодце. Приехала. Я ей говорю: сначала на могилку зайдите, помолитесь. Она долго молилась, а мальчик рядом стоял, хорошенький такой, как ангел.
Потом повела я ее на колодец. И мальчик после первого же купания прозрел. Такое чудо великое! Сколько слез радости мы с той женщиной пролили, я только очень сокрушалась, что мало людей это чудо видели, ведь незабываемо, когда на твоих глазах совершается чудо. В тот день на источнике я познакомилась с жительницей Алексина Ольгой Степановной Колечкиной. Она ходит на колодец лечить свои больные ноги. У Ольги Степановны варикозное расширение вен. – Помогает? – спрашиваю. – Боли были такие, наступить не могла. Меня зять на машине сюда привозил. А теперь вот уже третья неделя пошла – сама прихожу. Боль утихла, но я так привыкла к этому месту – скучаю. Да, здесь удивительная благодать. Из трех небольших труб рвется на волю святая вода. Над источником большой крест, под ним надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы». Набираю воды в большое ведро и обливаюсь ею в специальной купальне. Хорошо… Знакомлюсь с женщиной. Тамара Михайловна Норкина из поселка Заокский Тульской области. Набирает воду в несколько больших пластмассовых бутылок. – Не многовато? – В прошлый раз привезла, так очень быстро ее выпили. И компоты стоят в холодильнике, и соков наделала, так нет, домашним моим только евфросиньюшкиной водички подавай. Вот и запасаюсь. Не иссякает колодец, всем хватит. Всех щедро одаривает святая старица, всем дает надежду на исцеление и всех приглашает к себе. «Берите воду из моего колодца…» И вас приглашает. До Алексина Тульской области доедете, а там всякий укажет путь к святому колюпановскому колодцу. Но сначала не забудьте – на могилку к блаженной. Помолиться. – на могилку к блаженной. Помолиться. Наталия СУХИНИНА
Завершение жизненного пути
Блаженная Евфросиния отдала душу Богу 3 (16) июля 1855 г. Старица встретила смерть спокойно. Около трех часов дня она приняла причастие, затем сложила руки на груди и умерла. Хоронили юродивую так, как она завещала, – в полном монашеском облачении, с кипарисовым крестом и четками в руках.
На прощании с матушкой присутствовало множество людей. Ее тело погребли внутри деревянной Казанской церкви, под полом трапезной, на что было дано разрешение епископа Тульского и Белевского Димитрия. В 1988 г. Евфросиния была канонизирована и причислена к лику святых Тульской земли.
После смерти старица продолжила являть верующим свои светлые чудеса. Вода из когда-то вырытого ею колодца по-прежнему спасает от различных недугов. В XX столетии был зафиксирован необыкновенный случай – исцеление слепого от рождения малыша, которого родители трижды окунули в священный источник.
Память о Евфросинии Колюпановской сохранилась в сердцах многих творческих людей. Блаженную глубоко почитала Анастасия Цветаева, приходившаяся поэтессе Марине Цветаевой родной сестрой. Эта женщина собственноручно создала портрет Святой и переписала ее житие. По рассказам Анастасии, молитвы к старице не раз помогали ей избавиться от болезней.
Храм, где была похоронена Блаженная Евфросиния, существовал до 1929 г. В период гонений за веру он был разорен, а в 1931 г. полностью сожжен. Несмотря на эти трагические события, люди верили, что предсказание матушки о возведении женской обители сбудется. Словам молитвенницы суждено было осуществиться: сегодня на месте ее погребения стоит Свято-Казанский монастырь, строительство которого было начато в 1993 г.
Юные годы и отречение от мира
Сохранилось немного информации о той жизни, которую вела Евфросиния, прежде чем безраздельно посвятить себя Богу. Настоящие имя и фамилия Святой – Евдокия Григорьевна Вяземская. Будущая юродивая родилась в княжеской семье около 1758 г.
Юная княжна получила образование в Воспитательном обществе благородных девиц города Санкт-Петербурга. Барышня с хорошими манерами смогла достичь высокой милости императрицы Екатерины II и войти в число ее фрейлин.
Точно неизвестно, сколько времени Евдокия Вяземская находилась при дворе. Здесь она успела познакомиться со многими историческими личностями – полководцем Александром Суворовым, князем Юрием Долгоруковым и другими.
Известны две версии того, как именно фрейлины покинули императорскую среду. Согласно первой, они дождались наступления лета и во время пребывания двора в Царском Селе инсценировали утопление в пруду. Для того чтобы считаться погибшими, девушки оставили одежду на берегу водоема, затем переоделись в крестьянские платья и бежали.
Вторая история повествует о том, что три фрейлины просто ушли из дворца. Барышень долгое время разыскивали во всех уголках страны. Однажды Евдокия, несмотря на свое облачение, была узнана и возвращена ко двору. Императрица не гневалась на бывшую фрейлину и встретила ее доброжелательно. Узнав о твердой решимости девушки нести молитвенный крест, она отпустила ее, подарив напоследок новое иноческое платье.
Святой источник
Колодец, ископанный самой старицей Евфросинией – достопримечательность Колюпанова. В ходе паломнической поездки возможно набрать воды, окунуться. Здесь обустроены мужская и женская купальни. Над источником водружен крест и надпись со словами блаженной: «Берите воду из моего источника, и будете здоровы». Согласно современным свидетельствам, особенно большое количество исцелений происходит здесь от рака, слепоты. В 2006 году известно чудо исцеления слепорожденного мальчика Александра.
Так как колодец находится на отдалении от обители, многие вовсе не заходят в монастырь, а ограничиваются купанием в освященной воде «для здоровья». Экскурсия паломнической службы “Пересвет” носит, прежде всего, паломнический характер.
Жизнь в монастыре
Возможно, фрейлины Екатерины много раз, проезжая мимо простых деревенских баб и мужиков, презрительно зажимали носы. И вот одна из них спит на голом полу, рядом с собаками, в наполненной зловонием избушке рядом с монастырём. Она сама сознательно это выбрала. «Это мне вместо духов, которых я так много употребляла при дворе. Я ведь хуже собак», — отвечала святая на вопрос о том, почему она разделяет кров с животными и не желает убираться в своём жилище. Возможно, она таким образом наказывала себя за прежние пустые утешения, а может быть, отваживала докучливых гостей. Даже в монастыре полно любительниц слоняться по чужим кельям.
Вместо царской свиты ежедневными собеседниками и друзьями для Евфросинии стали три собаки, две кошки, куры и индейки. Их выгоняли из дома лишь один раз в году, в Великий четверг, когда матушка Евфросиния причащалась Страшных Христовых Тайн.
Святая, много лет изучавшая секреты французского красноречия, теперь изъясняла свои мысли русскими прибаутками. Евфросиния обязательно купалась на Крещение в иордани прямо в одежде и зазывала народ: «Идите, ребята, горячая баня! Ступайте, мойтесь!»
В то время, когда во Введенском Владычном монастыре жила Евфросиния Колюпановская, обитель неоднократно посещал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Святая всегда встречала его за монастырской оградой и целовала руку владыки. Митрополит, считавший Евфросинию подвижницей, в свою очередь, целовал её руку.
Подвиг юродства, который добровольно несла святая, никогда не остаётся без награды от Бога. Как и все известные Христа ради юродивые, блаженная матушка могла избавлять от болезней и предвидеть будущие события. Это привлекало к ней людей, нуждавшихся в исцелении, утешении или добром совете. По ночам Евфросиния ходила вокруг монастыря и пела псалмы. Днём она собирала в лесу травы, которые отдавала больным, обращавшимся к ней за помощью. Молилась матушка в часовне, рядом с монастырём, а на церковную службу приходила в монастырский собор.