Жабынь, урочище. введенская макариевская пустынь

О чем просят преподобного чудотворца Макария Жабынского Белевского

После кончины подвижника возле его могилы совершалось множество чудес. К Макарию Жабынскому обращаются чаще всего с просьбами об излечении.

Существует несколько известных случаев чудесного исцеления, среди которых излечение:

  • мальчика от водянки головы;
  • инвалида Афганской войны, не умевшего ходить после ранения;
  • жительницы Петербурга, страдающей болезнью позвоночника.

Особенной целебной силой обладает чудотворный Макарьевский источник, помогающий избавиться от различных заболеваний не только православным, но и атеистам, и представителям других религий. Преподобный Макарий не оставляет без помощи всех, кто приходит к нему на поклонение с искренней верой и надеждой.

Житие Белевского чудотворца Макария Жабынского

Годы жизни Макария Жабынского приходятся на смутные, страшные времена царствования Ивана Грозного. Сведений о семье и месте рождения святого не сохранилось. Не известна и точная дата его рождения, лишь год – 1539. Когда и как подвижник принял постриг – тоже осталось тайной для потомков.

Сама Жабынская пустынь была основана в 1585 году. Земельные угодья возле Белева, а также близлежащие деревеньки, были дарованы царем некоему старцу Онуфрию. Согласно царскому указу, отец Онуфрий должен был возвести на дарованных ему землях храм Введения Пресвятой Богородицы, что и было сделано. Предполагается, что этим старцем был Макарий, носивший до принятия схимы имя Онуфрий.

Но положение Белевских земель было тяжелым из-за близкого расположения к границе Польско-Литовского государства. Вражеские войска постоянно совершали набеги на русские земли, грабя и убивая. В 1615 году, после очередного набега врагов под предводительством Лисовского был разграблен и сожжен Жабынский монастырь.

Святой Макарий в это время находился в лесной чаще, где предпочитал молиться в одиночестве. Заметив пожарище, преподобный поспешил к обители. Вдруг он услышал стоны. Оказалось, что под деревом лежал раненый польский солдат, просящий воду. Но до реки было далеко, а поблизости воды нигде не было. Макарий, несмотря на то, что воин, возможно, был одним из тех, кто разрушил его обитель, решил помочь раненому. Преподобный, глубоко верящий в силу Господа, ударил посохом об землю, и оттуда сразу забила вода. Так образовался чудотворный источник Жабынец, который существует до сих пор, даря исцеление многим людям.

После восстановления разоренного храма игумен полностью отдался иноческому подвигу, проводя большую часть времени в молитвах. Настоятель на своем примере показывал монахам, как должен жить истинный подвижник. Благодаря молитвенному подвигу святого монастырь начал процветать, количество братии постоянно увеличивалось.

Закончив благоустройство монастыря и убедившись в том, что обитель достаточно укреплена, Жабынский игумен решил передать управление одному из своих учеников. Всегда стремившийся к уединению, святой покинул монастырь, поселившись недалеко от кладезя Жабынцы и приняв схиму под именем Макарий.

Там святой прожил до 84 лет, скончавшись 22 января 1623 года. Похоронили преподобного напротив монастырских ворот.

Описание[править | править код]

Основание монастыряправить | править код

Первоначальное название — Белёвская Жабынская Введенская пустынь, была основана в 1585 году старцем Онуфрием по жалованной грамоте царя Фёдора Ивановича, в которой повелевалось «воздвигнуть храм на Жабынском городище и монастырь строить». Предположительно пустынь подверглась неприятельскому разорению и была заново восстановлена в начале XVII века священно-иноком Макарием, который стал именоваться «преподобным отцом Макарием Белёвским Чудотворцем». После смерти Макария его мощи хранятся в монастырской обители, а пустынь добавила к своему названию имя «Макарьевская».

Краткая историческая справкаправить | править код

К концу XVII века пустынь снова пришла в полное запустение, монахи разбрелись по другим монастырям и во всей обители оставался лишь белый священник при церкви.

В 1707 году митрополит Сарский и Подонский Илларион назначил иеромонаха Тихона настоятелем монастыря с возведением его в сан игумена. После назначения игумена Тихона настоятелем монастырь стал быстро обновляться. Восстановление происходило в основном на пожертвования граждан разных сословий, так как Жабынская пустынь не имела земляных угодий и государственного жалования как заштатный монастырь. В 1710 году в пустынь по ходатайству настоятеля Тихона и повелению митрополита Илариона из села Озерска Перемышльского уезда Калужской губернии перенесли чудотворный образ иконы Знамения Божией Матери. Это существенно увеличило число прибывавших к чудотворной иконе паломников и пожертвования на содержание монастыря. Преемник митрополита Иллариона Феодосий в 1711 году грамотой утвердил икону за Жабынским монастырём.

К 1722 году в монастыре было уже три храма: соборный деревянный Введенский, деревянный Никольский на колодце-Жабынце, и с 1708 года велось строительство каменного Введенского.

В 1722 году игумен Тихон был назначен настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря и получил сан архимандрита. После выхода манифеста Петра I в 1723 году Жабынская обитель была приписана к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю и упразднена, но строения остались нетронутыми.

После смерти Петра I Екатерина I в 1727 году издала указ, в котором повелевалось: «Маловотчинные монастыри, которые питались своими трудами без жалованья, те оставить на прежнем основании». Тем самым монастырь был спасён, но оставался приписанным к Преображенскому до 1764 года, когда пустынь упразднили в очередной раз.

В 1776 году после пожара Успенского Шаровкина монастыря в Калужской губернии его монахи во главе с настоятелем иеромонахом Исаакием были переселены в пустовавшую Жабынскую обитель. В обители вновь возобновилась монашеская жизнь, которая не прерывалась до закрытия 1921 года.

Часовня

В мае 1991 года Священный синод благословил открытие Свято-Введенской Макариевской пустыни. С этого времени начались в пустыни восстановительные работы.

В 2019 году в рамках подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля и Большой засечной черты проведена реставрация старинного Макариевского храма монастыря, благоустроена его территория и на шоссе Тула— Белёв у поворота на монастырь установлена часовня с иконой преподобного Макария Жабынского. Макариевский храм был освящен 4 февраля 2020 года епископом Белевским и Алексанским Серафимом (Кузьминовым).

Храмы монастыряправить | править код

К концу XIX столетия в ведении монастыря находились храмы: соборный Введенский (в 1811 отремонтирован, в 1838 расписан); во имя Знамения Божией Матери (освящён в 1825) с притворным приделом Трёх Святителей, построенный вместо небольшой каменной церкви в 1793; двухъярусная церковь Рождества Иоанна Предтечи (освящена в 1848) на первом этаже и Вознесенская (освящена в 1849) — на втором; приходская церковь Николая Чудотворца на речке Жабынке построена в 1815 году вместо деревянной, в которой по преданию похоронен восстановитель пустыни — преподобный Макарий и около этой церкви находилась часовня, построенная на колодце-Жабынце; также за оградой — храм Макария Жабынского с приделами святого Александра Невского и Николая Чудотворца. В 1906 году, на средства барона Михаила Ивановича Черкасова, возле кладбища села Жабыни был построен приходская церковь Введения Пресвятой Богородицы. В конце 1930-х она была закрыта и разобрана.

Почитание в православии

Преподобный Макарий был причислен к лику святых еще в конце XVII, начале XVIII веков. Согласно древним сказаниям, первое время гробница святого была общедоступна, под спуд мощи были положены гораздо позже, учениками Макария.

Во времена правления императрицы Екатерины II был принят указ об упразднении бедных монастырей, не владевших землей, коснувшийся и Жабынской пустыни. После закрытия монастыря об отце Макарии постепенно забыли, но местные жители продолжали чтить память святого.

В 1776 году после пожара, уничтожившего Успенский Шаровский монастырь Калужской губернии, многие монахи пришли в Жабынскую пустынь, где оставалась целой часть строений обители. С этого времени началось возрождение Белевского монастыря.

С 1875 года настоятелем монастыря был отец Иона. Новый Жабынский игумен подал прошение в Святейший Синод о возобновлении общецерковного почитания преподобного Макария. Его ходатайство поддержали местные жители, не утерявшие веру в святость чудотворца.

Наконец, 2 января 1888 года Тульский архипастырь получил синодальный указ о восстановлении чествования Макария Жабынского. Днем памяти святого стала дата его кончины – 22 января по старому стилю (4 февраля по новому календарю).

1889 год ознаменовался закладкой храма, посвященного Жабынскому святому. Отец Иона, бывший тогда еще настоятелем монастыря, договорился с руководителем строительства об открытии святых мощей чудотворца. Но Макарий, явившись во сне обоим участникам, запретил делать это, пригрозив наказанием.

Празднования, посвященные святому подвижнику, проходят также 22 сентября по старому календарю (5 октября по новому стилю).

Монастырь Макария Жабынского

Наравне с общепризнанными «местами силы», которыми являются Тибет,
Стоунхендж и другие, в России есть ряд малоизвестных мест, энергетика которых
ничуть не хуже признанных мировой общественностью. В таких местах раньше
располагались языческие капища, а после Крещения Руси их застроили монастырями.
Впрочем, от смены покровителей не изменилась энергетика земли, оказывающая
целебное воздействие на посетителей.

Одной их таких чудодейственных территорий является урочище Жабынь. Монастырь
расположен в семи километрах от Белева, на правом окском берегу. Для туристов,
путешествующих на личном автотранспорте, есть точные координаты, использовать
которые можно в GPS-навигаторе: N 53°50.950’ – E 36°12.565’.

На территории монастыря Макария Жабынского расположен Макариевский собор, в
котором хранятся мощи святого. Неподалеку от храма находится святой источник,
на котором имеется обустроенная купальня. Рядом с источником растет древний
дуб, увешанный ленточками посетителей.

Про возникновение источника существует красивая легенда. Макарий жил в
Смутное время, когда на Русь двинулись польско-литовские захватчики. Однажды
аскет повстречал в лесу под дубом поляка из войска пана Лисовского. Тот
прощался с жизнью, умирая от ран и от жажды. Макарий пожалел врага и
ударил рядом с ним своим посохом. Тотчас из-под земли забил животворный ключ.
Воин утолил жажду, промыл раны и поправился. Говорят, что позже он даже принял
православие. О достоверности этого предания говорить не приходится – на то и
существуют легенды, чтобы каждый сам для себя делал выбор – верить ему в них
или нет.

После революции 1917 года случилось несколько необъяснимых вещей, которые
верующие связывают с промыслом Божиим. В 30е годы монастырь переделывался под
школу, и в одной из его стен надо было прорубить дополнительную дверь. Все
рабочие отказывались от этого, так как здесь был изображен Иисус Христос, а
рубить надо было на уровне его коленей. Но нашелся смельчак, выполнивший это
задание. Через три месяца на другой стройке на атеиста упала плита, сломавшая
ему ноги в коленных суставах.

В 60х годах прошлого века белевские власти решили вскрыть гробницу
преподобного Макария. В процессе работ был вырыт котлован глубиной более пяти
метров, но мощей под ракой так и не обнаружили. Монахи решили, что Господь
передвинул останки святого, дабы не допустить их поругания. 

Вода из местного источника считается целебной. Известны случаи исцеления
людей с проблемами органов дыхания. Кроме того, помощь получают бесплодные
женщины, которые избавились от недуга после окунания в святую воду. Особенно
много паломников сюда приезжает к 4му февраля, поскольку именно в этот день
чествуется память Макария Жабынского.

Адрес: Тульская область, Белевский р-н, село Жабынь

Социальные комментарии Cackle

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector