Казанский женский монастырь в рязани

Описание архитектуры

Изначально Казанская женская обитель занимала целый квартал по улице Фурманова и включала более 40 различных зданий, в том числе и две церкви. Сегодня монастырь только в процессе возрождения после разрушительных лет запустения во время СССР. Реставрация поможет не только восстановить разрушенные здания, но и вернуть их к максимально возможному первоначальному виду.

Казанский храм был выложен из камня по технологии сплошной кладки, без зазоров. Стены его были покрыты толстым слоем извести внутри и снаружи, а крыша — толстыми листами черного железа. Кровлю также покрасили специальными белилами на основе масла. На куполах стояли прорезные кресты, которые были покрыты сусальным золотом. Их основание было укреплено в таких же позолоченных яблоках-главах. С южной и северной стороны на здании были продолговатые окна, полукруглые сверху. Их украсили художественными коваными рисунками из стали.

Трапезная и алтарный зал были сделаны под мрамор — на их полах были выложены мраморными желтыми плитами. Своды были сделаны в виде куполов и из их центров книзу опускались на цепях паникадила. Сами стены и своды были украшены росписями святых сюжетов, но автор их неизвестен. По стилю написания (тонкая совмещенность церковных канонов и художественной живописи) росписи походят на работу мастера живописи Шумова, который проживал в Рязани в 1857 — 1904 годах.

Внутренне убранство Казанского храма

Над алтарным сводом располагались три огромных иконостаса покрытых позолотой и богатыми украшениями. Главный из них имел три яруса и именно в нем была установлена чудотворная икона Богородицы «Казанская». Казанский храм отапливался с помощью духовой печи и поэтому богослужения в нем проводились круглый год.

Вторая церковь обители была надвратной и располагалась над западными воротами. Она была освящена в честь великомученицы Варвары в 1870 году. Именно в ней был вход в женский монастырь. Храм имел особенную архитектуру — он был совмещен с ярусом колокольни, который был квадратной формы. Венчала ее глава вместе с большим крестом, а колокольня имела 1- колоколов. Эта церковь была неотапливаемая и служения тут совершались лишь в теплое время года.

После разграбления храм был отдан советской властью под простой жилой дом, таким он остается до сих пор.

Солотчинский монастырь

Рекомендовать место

16

5

Солотчинский монастырь в Рязани был основан в 1390 году. Основал этот мужской монастырь великий князь Олег Иванович Рязанский. Сначала из дерева был выстроен храм Рождества Богородицы, затем — кельи. В конце XVII века в монастыре в дополнение к трем уже существующим церквям — Рождественской, Покровской и Алексеевской были построены Свято-Духовской храм и надвратный храм Иоанна Предтечи. Была построена из камня крепостная стена с башнями, с часовней в юго-восточной башне.

В XVIII веке под храмом Рождества Богородицы в склепе была оборудована усыпальница святого благоверного князя Олега и его супруги княгини Евфросинии. При монастыре был одноэтажный корпус настоятеля, построенный в XVII веке, братские кельи, иконописная мастерская, школа. В 1920-е годы монастырь закрыли, строения монастыря частично разрушились.

В 1960-е годы монастырь был отреставрирован. В 1990-м году монастырю были возвращены мощи святого благоверного князя Олега, ранее переданные Рязанскому историко-архитектурному музею — заповеднику. С 1994 года монастырь стал функционировать как женский. В нем живет 21 монахиня. При монастыре работает библиотека. Проводятся экскурсии с посещением храмов.

До наших дней из древних строений сохранились храм Рождества Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Иоанна Предтечи, храм Святого Духа с колокольней, в нижнем этаже которого расположена церковь Петра Афонского и Онуфрия Великого.

Храмы Рязанской области

Основные храмы Рязанской области

Рязанский Успенский собор

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия — митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.

Адрес:

Россия, 390000, Рязань, Рязанский кремль

Троицкая церковь (Гусь-Железный)

По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг.

По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.

При А. Баташёве храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня — до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.

Адрес:

Рязанская область, Касимовский район, п.Гусь-Железный

Телефон:

Введенская церковь (Пёт)

Церковь была построена в 1912-1913 годах на средства местного промышленника Портного. Имя архитектора неизвестно. Строительство церкви было приурочено к трёхсотлетию дома Романовых.

После революции церковь была закрыта. Во время войны она использовалась под склад, а позднее была заброшена и начала разрушаться. Несмотря на плохое состояние церкви, в ней до сих пор сохранились некоторые фрески.

Сейчас храм восстанавливается.

Адрес:

391632, Рязанская обл., Пителинский район, с. Пёт

Телефон:

8-905-690-96-27 или 8-491-456-42-03 (священник Олег Трофимов)

Представитель в Москве:

8-901-518-26-01, Сергей Карапетян.

Современность

Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь — действующая обитель. В ней ведётся богослужебная, социальная и просветительская деятельность.

Расписание богослужений

В действующих храмах спасской обители ежедневно проходят божественные службы. Их расписание выглядит следующим образом:

  • в будние дни проходят 2 службы (6.30 и 16.45);
  • в субботу утреннее богослужение проводится в 8.00,а Всенощное бдение начинается в 17.00;
  • в воскресенье и праздничные дни проводятся 2 утренних богослужения в 6.15 и 8.30, после которого проводится водосвятный молебен;
  • воскресным вечером в 6.15 проводится панихида.

В современной обители отмечают следующие престольные даты:

  • Преображение Господа (19 августа);
  • Богоявление (Крещение) Господа (19 января);
  • Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
  • день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января);
  • день памяти Иоанна Богослова (21 мая);
  • почитание памяти Иосифа Обручника;
  • день почитания образа Богородицы «Умягчение злых сердец».


Богослужение в Спасо-Преображенском монастыре Рязанского кремля

Социальное служение

Сегодня монастырская братия состоит из 8 человек. Несмотря на малочисленность монашеская община несёт социальное служение. В него входит:

  • окормление медицинских учреждений;
  • помощь инвалидам и престарелым людям;
  • преподавание в духовной семинарии, советском городском университете и воскресных школах.

Казанский монастырь в Рязани

Казанский женский монастырь основан в Рязанском кремле в XVI веке. Место было выбрано не случайно: считается, что здесь явилась чудотворная икона Божией Матери Казанской, в честь которой и освятили построенный монастырь.

На современное место (между нынешними улицами Фурманова и Затинной) Казанская обитель перенесена в 1768 году, обосновалась при Вознесенской церкви.

На протяжении XIX века обитель развивалась, обзавелась больницей и училищем. Обветшавшую Вознесенскую церковь заменил Казанский собор, освященный в 1870 году. Тогда же были возведены и освящены церковь Варвары Великомученицы и колокольня. К 1972 году на территории обители, ставшей монастырем первого класса, находилось и использовалось насельницами порядка 40 служебных зданий, среди которых имелись в том числе библиотека и своя пекарня. Территория была окружена каменной оградой, включала также кладбище.

Вскоре после революции 1917 года обитель была разорена и ликвидирована. В стенах некогда процветавшего монастыря разместился концлагерь, позднее в храме обосновался клуб красноармейцев. В следующие годы историческом комплексе монастыря базировалась колония для беспризорников, пошив одежды для военных. В первые советские годы почти полностью разобраны стены и башни монастыря, разрушен некрополь, церковь Варвары отдана под жилье, а прочие храмовые и хозяйственные постройки стояли заброшенными и быстро ветшали. Историческое здание Казанского собора спасло только размещение в нем архива по просьбе историка С. Д. Яхонтова.

Рязанской епархии комплекс монастыря возвращен в конце 2005 года, и первое богослужение в возрожденном соборном храме состоялось почти год спустя.

Купольный крест монастыря освящен 20 июля 2007 года. С октября 2007 года работает монастырское женское училище.

В монастыре хранится несколько почитаемых православных святынь, в том числе чудесно явленная Чудотворная Казанская икона Божией Матери, частицы мощей Симона Кананита, Любови Рязанской, Петра и Февронии Муромских.

Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения — дважды в день в будни и по субботам, трижды — в воскресенье и церковные праздничные дни.

Расписание богослужений в Казанском монастыре в Рязани

Как добраться до Казанского монастыря в Рязани

Доехать до Казанского монастыря в Рязани получится на автобусах, троллейбусах и маршрутках до остановки «Площадь Свободы», затем менее 400 метров пешком до краснокирпичного монастыря (основной вход — со стороны улицы Затинной).

Пешком недалеко и от Рязанского кремля — чуть больше километра. Совсем близко и от Приокского автовокзала (тем, кто едет в монастырь издалека) — полтора квартала или 500 метров пути.

Монастырь на панорамах Google Maps (вид с Затинной улицы)

Видео о Казанском монастыре в Рязани

Музеи и мемориалы Рязани

  • Художественный музей расположен в здании архитектурной памятки 18 столетия. Среди экспонатов музея представлены работы известных русских художников 18-19 столетий, таких как Шишкин, Репин, Левитан. Среди ценных полотен, так же можно встретить работы итальянских мастеров. Полюбоваться художественным искусством может каждый желающий.
  • Дом-музей Павлова, где родился и вырос известный ученый был возведен в Рязани в начале 19 столетия. Сейчас в доме восстановлен интерьер, как при жизни биолога, здесь можно ознакомиться с экспонатами, среди которых — письма Павлова своим родственникам, книги, документы, предметы быта, фотографии, антикварная мебель.

Здесь можно увидеть артефакты, обнаруженные при раскопках на этих землях, так же история древнерусских традиций и праздников, местные обычаи. А так же попасть на театрализованные костюмированные фестивали, представления.

Музей истории ВДВ расположен в здании известного действующего военно-воздушного училища им.Маргелова, которое считается родиной ВДВ.

Среди экспонатов музея представлены : парашюты, военная форма, экипировка, оружие, знамена ВДВ, со времен зарождения войск до современного времени. Экскурсии в музее проводят бывшие десантники, которые ознакомят с экспонатами и историей развития военно-десантного дела. Отдельно в залах музея представлены экспозиции посвященные Великой Отечественной войне, боевым действиям в Афганистане, Чечне.

Музей-заповедник С.А. Есенина располагается в окрестностях города, в поселке Константиново. Сюда ежегодно приезжает множество туристов, для того чтобы увидеть родовое имение писателя. В доме воссоздан интерьер, предметы быта, мебель, книги, документы Есененых.

Помимо усадьбы Есениных, в музее-усадьбе можно полюбоваться церковью, школой, в которой учился будущий поэт, часовней. Но одной из главных достопримечательностей является удивительная природа поселка, сады усадебного участка, которые вдохновляли поэта.

Музей Авиации был открыт в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войны. Экспозиции музея представлены в пяти залах и под открытым небом. К экспонатам музея принадлежат документы, фотографии, форма, личные вещи летчиков, с момента основания и развития военной авиации.

Под открытым небом находятся экспонаты, некогда принадлежащие военной базе советских войск. Помимо летательной технике, здесь можно увидеть крылатые бомбы, а так же воссозданную «землянку», где летчики могли попить чай, отдохнуть, во время Великой Отечественной войны.

Музей-заповедник «Усадьба С. Н. Худекова» состоит из Усадебного участка, церкви, приусадебного участка, оранжереи. Сергей Худяков, известная личность в свое время, этот человек был писателем, занимал военную должность и состоял на государственной службе. Но основной его тягой была — любовь к растениям. Именно с этого парка и начиналась декоративная растительность в этом крае.

А так же вкладе молодежи при отстройке жилых кварталов, заводов в послевоенные годы. С помощью отверженности молодежи удалось возродить экономику страны.

Музей истории леденца в Рязани ознакомит туристов и посетителей с историей сахароварения Рязани. Здесь можно увидеть стилистику первого сахарного завода, на котором родился знаменитый сахарный леденец-петушок.

Экскурсии по музею проходит в виде интерактивного представления, что особенно будет интересно детям, которые смогут собственноручно сделать леденец и расписать его.

Иоанно-Богословский мужской монастырь (Пощупово)

Сайт: http://www.obitel-bogoslov.ru

Расположен в село Пощупово Рыбновского района. Чтобы проехать к монастырю, достаточно свернуть с трассы «Москва — Рязань» (М5) за бывшим постом ГАИ налево (при движении со стороны Москвы), ну а дальше по указателям.
Пощуповский монастырь в силу его расположения, пожалуй, один из самых известных и посещаемых монастырей Рязанской области. В силу его же расположения мы сами бываем в этом монастыре очень часто, и я даже о нем писала.
Если кратко, то датой основания греческими монахами этой обители считается конец XII — начало XIII века. В свое время даже Хан Батый «обошел монастырь стороной», говорят, что ему явился сам небесный покровитель обители — Иоанн Богослов. К концу XVII века монастырь был назван третьим среди монастырей Рязанской епархии, но затем началось его угасание, длилось оно до 1859 года, когда благодаря меценату Давиду Ивановичу Хлудову началось возражение обители. В Советское время монастырь удавалось сохранять до 31 мая 1931 года, но потом он «пал». И повторное его возрождение началось при архимандрита Авеле (Македонове), очень интересная личность, попробуйте найти и почитать о нем книги. Умер он в 2006 году, но в обители его до сих пор помнят и любят. Ну а теперь немного фотографий обители.
Знакомство с обителью обычно начинается со Святых врат.

За ними высятся Большая и Малая колокольни. Высота Большой — 76 метров.

В обители два основных храма – собор св. Иоанна Богослова

Сбоку от него есть вход в небольшой Храм – усыпальницу Серафима Саровского, там же располагается могила Авеля.

Второй большой храм — Успенский собор с очень красивым алтарем.

А вот они два храма вместе.

Насколько я поняла, в монастыре есть Паломнический центр.

Рядом с монастырем стоят палатки, где продается монастырская продукция, можно попить чай.

Так же при монастыре есть святой источник, пройти можно либо от монастыря по тропинке (лучше уточните у местных куда идти), а если Вы на машине, то проще доехать. Для этого возвращаемся назад и поворачиваем в первый поворот налево, не доезжая до вывески «Медведево» (это следующий поворот), со стороны к монастырю соответственно это будет первый поворот после той же вывески (куда поворачивает серая машина).

На источнике есть ключ, где можно набрать воду.

Часовня.

Купальни для мужчин и женщин раздельные.

Здесь же можно купить монастырскую продукцию, подать требы, если Вы это не сделали в монастыре.

Так же здесь же можно посидеть, попить чай. А для деток есть качели.

Плюсы монастыря:

  • Недалеко от Рязани, легко найти, легко доехать.
  • Есть источник с купальнями.
  • В течение дня всегда какой-нибудь храм открыт.
  • Не нужно думать о «дресс-коде»: юбки и платки выдают при входе.
  • Хорошая, легкая атмосфера. Очень ухоженная территория.
  • Неплохая иконная лавка. Можно так же приобрести монастырскую продукцию: чай, молоко, творог, хлеб и т.д., всё очень вкусное. Можно купить чай, пряники и перекусить тут же.

Минус:

В выходные и праздники огромное количество людей. На Крещение сюда вообще лучше не ехать: очереди, очереди, очереди.

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

История

Основан в ХVI веке на холме у места слияния речек Лыбедь и Трубеж (территория Рязанского Кремля). Согласно местному преданию на этом месте была явлена чудотворная икона Божией Матери Казанской.

В 1786 году был перенесён к Вознесенской церкви города Рязани на въезде в город с Владимирского гужевого тракта «в Новинках» (современная Затинная улица), где располагается до настоящего времени.

В 1861 году при игуменье Екатерине с целью заботы о старых и немощных сёстрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, в монастыре учреждается община и больница.

С 1863 года настоятельницей обители становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства банкира и мецената Сергея Афанасьевича Живаго в 1868 году при монастыре было открыто четырехклассное училище для девочек. На месте обветшавшей Вознесенской церкви на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. 16 августа 1870 года архиепископом Алексием (Ржаницыным) проведено освящение собора. В том же году на территории монастыря была построена надвратная церковь в честь великомученицы Варвары, над церковью возвышалась колокольня.

В 1872 году монастырь получает статус первоклассного. Помимо указанных храмов на территории располагалось ещё 40 отдельных зданий различного назначения, в том числе библиотека-читальня, пекарня, свечной завод. При монастыре было кладбище, где хоронили не только монахинь, но и известных своими заслугами горожан. Монастырь был обнесён каменной оградой с двумя воротами — восточными и западными. За пределами обители находилась монастырская гостиница и огород площадью 2,5 гектара. Численность насельниц к 1917 году составляло около 400.

После революционных событий 1917 года началось разорение монастыря, который был окончательно ликвидирован в 1919 году: монахини изгнаны, все его ценности реквизированы, а территория монастыря с высокой каменной оградой идеально подошла большевикам для заключения первых жертв революции и организации концентрационного лагеря принудительных работ. Часть зданий бывшего монастыря была отведена под квартиры коменданта лагеря и сотрудников, часть зданий занимала вооруженная охрана.

20 февраля 1923 года Рязанский губернский лагерь принудительных работ был расформирован, после чего в Казанском храме устроили красноармейский клуб, росписи на стенах храма замалевали революционными картинками. Позже в стенах монастыря размещалась колония для беспризорников, было организовано швейное производство военного обмундирования. Большую часть стен и башен монастыря разобрали по приказу властей «на нужды горсовхоза» (сохранились только башня и кусок стены монастыря на углу Затинной и Вознесенской улиц), часть помещений обители, в том числе надвратную церковь с колокольней, отдали под жилые квартиры (в дальнейшем некоторые из них были перестроены и приватизированы), часть стояли заброшенными. Монастырский некрополь, где были похоронены многие известные рязанцы, в частности, потомок воеводы ополчения Минина и Пожарского, граф М. Д. Бутурлин, рязанский губернатор П. С. Кожин, меценат С. А. Живаго, был почти полностью разрушен. В 1924 году в Казанском Соборе разместили губернский (позже областной) архив.

Деятельность прихода

Сегодня обитель находится под управлением игуменьи Анны (Сычуговой). Тут ежедневно проходят богослужения по установленному расписанию:

  • утренняя служба в 7 утра в будние дни, и в 8 утра в праздничные;
  • вечерня в 5 часов вечера;
  • лития по усопшим ежедневно в 6.40 утра;
  • по воскресным праздникам также проходит водосвятный молебен в 9 утра.

На заметку! Помимо богослужений, с 2007 года на территории обители действует и Рязанское женское епархиальное духовное училище. Оно стало продолжением и преобразованием ранее действующей школы регентов-псаломщиков. Сегодня в училище может поступить любая девушка по желанию и по окончании получить соответствующий диплом. В обители выпускается периодическое издание «Вестник Казанской обители» и действует воскресная школа для взрослых и детей.

Гнёзда мракобесия превратим в уголки культуры и здорового отдыха

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Федоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.

Если принять во внимание, что в большинстве мужских монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждущих чудес, а иногда просто развлечений совершенно скандального свойства. В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия

В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия.

Вопрос об изъятия монастырей из ведения духовенства и передачи его в ведение горкомхоза 4 мая был поставлен на пленуме горсовета. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять из ведения духовенства и передать в ведение горкомхоза для помещения в них сезонных строительных рабочих. Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.

История обители

Как все начиналось

Закрываю глаза, пытаюсь отключиться от суеты вокруг и представляю события давно минувших дней. На дворе 1579 год, жаркое, очень жаркое лето. В Казани большой пожар, в нем сгорела почти треть построек столицы Татарского края. Среди погорельцев – семья стрелецкого сотника по имени Данила Онучин. У него была дочь Матрона (12 лет). Во сне к девочке трижды явилась Дева Мария и велела идти на то самое пепелище на северо-востоке, обрести там Образ. Мама Матроны передала видение архиепископу Иеремии, он благословил раскопки.

Икона Божией Матери была найдена под останками сгоревшего строения 8 июля. Образ сразу же перенесли в находившуюся рядом церковь в честь Николы Тульского. Кстати, удивительное стечение судеб – непосредственное участие в обретении чудотворного образа принял священник Ермолай, трудившийся тогда в Николо-Гостинодворской церкви. Впоследствии он стал митрополитом Казанским, а далее – Всероссийским патриархом, а еще дальше – священномучеником Гермогеном, канонизированным Церковью в 1913. Эти заметки всегда интересны любителям и знатокам истории государства Российского.

После обретения чудотворной иконы

Сразу же после того как чудотворный образ был найден, состоялся крестный ход, во время которого больные исцелялись, слепые становились зрячими, а пожар после прекратился. В том же году по приказу Ивана Грозного на месте обретения основали женский Богородицкий монастырь. А первой монахиней в нем и стала та самая девочка Матронушка, после пострига принявшая имя Мавра.

Через 16 лет в истории Казанского края появилась особая праздничная дата – 8 июля (по-нынешнему 21), ставшая праздником Казанской иконы Богородицы. Много чудес в истории России и мира было связано с этим образом. В антицерковные советские годы люди также неустанно обращались к Богородице за помощью к этой иконе. Она всегда спасала: и в личных делах, и во время опасности для всей страны, во моменты тяжелых кровопролитных боев Великой Отечественной.

Самая тяжелая ночь в истории монастыря

Скорбным для Казанского Богородицкого монастыря стал 1904 год. О тех событиях до сих пор можно услышать множество мнений, сожалений и, конечно, надежд. В ночь на 29 июня икона из Богородицкого монастыря пропала вместе с образом Спасителя и денежными пожертвованиями в размере 365 руб. Похитителем оказался Федор Чайкин, помогала ему жена Прасковья.

Как выяснили следователи, и потом признался сам злоумышленник, оказавшийся еще и рецидивистом, драгоценности он, что называется, «спрятал по углам», а чудотворную икону распилил и сжег в печи. Насчет последнего ведется много споров, как-то раз за неделю я услышала три разных версии. Одна из них – это кража образа старообрядцами, другая – вариант, что Казанскую икону спрятали сами монахини, предчувствуя тяжелые перемены, и она явится вновь. По крайней мере, официальная версия гласит, что чудотворный образ был утрачен.

XX век в истории монастыря

Начавшись с тяжелой утраты, все 20-е столетие в женском Казанском Богородицком монастыре шла борьба, шла проверка терпения и веры. С приходом к власти большевиков в 1918 были закрыты храмы Казанского Кремля, а все святыни перенесены в обитель, о которой и идет рассказ. В скором времени монастырь также был упразднен, но православные все равно собирались в нем. В 1931 году большую часть строений на территории Богородицкого монастыря разрушили или отдали под иные цели. Самой главной потерей стал Казанский собор, стоявший на месте обретения и взорванный в 30-е годы.

А затем оставшиеся стены монастыря повидали многое – сначала короткий период была киностудия, затем в 1942 в нем разместили табачную фабрику, в скором времени достроили пятиэтажки. В Крестовоздвиженский храм, который мы сейчас первым делом и видим при входе на территорию, отправили филологический факультет ТГГПУ (тогда – Педагогического института).

Кстати, уже потом, в 90-е и нулевые, среди казанцев было немало мистических легенд об этих местах, потому как истинной истории не знали. Были и рассказы сторожей «табачки» о том, как необычно чувствовали они себя здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector