Казанский женский монастырь

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, DariaZi

Церковь Андрея Критского

Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.

В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.

Находится по адресу ул. Стачек, 58.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Достопримечательности Казанского монастыря

Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор

, сооруженной к концупервой половины 19 века . Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честьиконы Казанской Богоматери .

Интерьер Казанского собора

Теплая одноглавая Покровская церковь

с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.

Покровский храм в Казанской женской обители сегодня

Сретенский храм

, сооруженный вовторой половине 19 столети я в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.

Поклонный крест на фоне Сретенского храма

В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста

. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Каменный монастырь, человеческий образ

К завершению XVIII века обветшали и полуразрушились не только деревянные строения монастыря, но и каменные: даже каменная ограда «обросла деревами» и готова была упасть.

Потому начинаются долгие (монастырь не богат), но масштабные перестройки в камне. С 1770 года по середину XIX века обновлено почти каждое строение обители — келейные корпуса, ограда, которую по-старому возводят с башнями по углам. Сооружены новые церкви — Покровская и Сретенская.

Перестроен и храм под надзором губернского архитектора П. Панькова по проекту архитектора Мельникова. Освящение храма во имя Казанской иконы Божьей Матери состоялось в 1845 году. Собор с его строгим, величественным обликом, восьмиугольными башнями глав, сухим, монотонным ритмом колоннад — памятник эпохи позднего классицизма. Расписывала собор артель Медведева.

Площадь монастыря в лучшие годы равнялась целому кварталу, границами которого были нынешние улицы Трефолева, Первомайская и площадь Волкова (ранее — Театральная). Казначейство города выплачивало в год на содержание обители и жалование сёстрам 337 рублей и 42 копейки.

Однако монастырь не бедствовал: там выпекали мастерски разнообразные просфоры, работали иконописная и золотошвейная мастерская. Изделия последней были столь великолепны, что были отправлены на Всемирную выставку в Париже и получили диплом. Другой славой монастыря стал хор, насчитывавший до 200 человек.

Открыли при монастыре и школу, где в начале ХХ века обучали 63 девочки.

1910 год во многом стал для монастыря особенным. В него обитель отметила 300 лет от года создания, а юбилейное богослужение провёл архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий патриарх.

Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря

После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.

Закладной камень в честь памятного знака «Золотое кольцо»

На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

Панорама Суздаля и Свято-Покровский женский монастырь

Возведение храма и основание обители

Весть о свершившемся чуде быстро облетела окрестности, и к утру берег был полон жителями близлежащих деревень. Церковь строили всем миром и, с Божьей помощью, управились за один день. В летописи говорится, что епископ Трифон трудился наравне со всеми и собственноручно поднимал на стены свежеотесанные, пахнувшие смолой бревна.

В эту церковь, освященную во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, и поместили икону, чудесным образом обретенную накануне. Усмотрев во всем происшедшем знамение, посланное свыше, епископ распорядился основать там же обитель, получившую известность как Толгский монастырь благодаря находившемуся поблизости одноименному притоку Волги. С этих дней началась почти семисотлетняя история одного из самых известных на православной Руси духовных центров. Тогда же был установлен праздник чудотворной иконы Толгской Божьей Матери. Им стало 8 августа – историческая дата ее чудесного обретения.

С момента своего основания и вплоть до закрытия в начале 30-х годов XX века монастырь был мужским, и уже в наше время, после шестидесяти лет, проведенных страной в обстановке жесткого антирелигиозного давления, вновь открылся как женская обитель. В XIV же веке он являлся прибежищем для десятков иноков, пожелавших оставить суету мира и еще при жизни воспарить духом к Горним вершинам. Недаром постриг в монахи называли в народе принятием «ангельского чина».

Толгский монастырь: часы работы и как до него добраться

В результате 29 июля 1988 года заново освятили главный храм обители, и в нем была отслужена первая за долгие годы Божественная литургия. С этого времени, монастырь вновь занял подобающее ему место среди прочих духовных центров России. Ежедневно он открывает свои двери для многочисленных паломников, приезжающих со всех концов страны в Ярославль.

Часы работы Толгского монастыря, указанные на его официальном интернет-сайте, в целом соответствуют графикам, принятым в большинстве православных обителей. Так, по будним дням богослужения начинаются в 6:00. Совершаются утренние молитвы, полунощница и читается акафист. В 7:00 служат Божественную литургию. В воскресные и праздничные дни утренние богослужения начинаются на час позже. В 16:00, независимо от дней недели, начинаются вечерние богослужения.

И в завершение статьи несколько слов о том, как добраться в Толгский монастырь. Из Москвы до Ярославля можно доехать на поезде, отходящим с Ярославского вокзала, а затем на маршрутном такси № 93Г до остановки «Железнодорожная с. Толгоболь». От нее до монастыря — не более десяти минут ходьбы.

Церковь Дмитрия Солунского

Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.

В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.

Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.

Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».

Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).

Деятельность прихода

Казанский монастырь в Ярославле один из первых был восстановлен в своем религиозном статусе — еще в 1988 году при советской власти. С началом его работы монахини получили список с той самой чудотворной иконы, которая до сих пор считается утраченной. Эта копия была создана монахинями этого же монастыря, но перед самым его закрытием большевиками. Теперь список вновь занимает свое место на иконостасе.

Сегодня насельницы постоянно живут в обители, но она не считается самостоятельной и относится к Толгскому монастырю. Тем не менее территория открыта для посещения паломниками ежедневно. Управляет монахинями игуменья Екатерина (Гаева).

Расписание богослужений

Ежедневно тут проходят богослужения по установленному расписанию:

  1. По будням и праздникам утренняя литургия в 6:30.
  2. По будням вечерняя служба в 17:00.
  3. По субботним праздникам всенощное бдение в 17:00.

Богослужение в Казанском женском монастыре

Помимо этого, работает православная гимназия, где учителями выступают священники и доктора наук, при этом дисциплины преподаются и мирские, и религиозные. Функционирует регентская школа, где готовят служителей для храмов Ярославской епархии. Кроме этого, монахини совершают миссионерское, катехизическое служение и паломническую и социальную службы.

Регулярно с 2002 года в июле тут проводятся крестные ходы с иконой Богородицы. Паломники двигаются по берегу Волги до города Рыбинска и возвращаются обратно по другому берегу.

Святыни и престольные праздники

Среди святынь, хранящихся в обители, находятся:

  1. Мощи святителя и мученика Агафангела, которые были переданы монахиням только в 2000 году.
  2. Список с иконы Богородицы «Казанская» 1918 года.

Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря

Паломники могут поклониться святыням, а также приехать на торжественные богослужения в престольные праздники монастыря:

  1. День памяти образа Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября.
  2. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.

История

Согласно летописи, храм был основан в 2015 году сыном князя Всеволода Большое гнездо Константином. В то время здесь, на Стрелке, находилась деревянная крепость Рубленый город и построенная церковь стала первым каменным строением на территории ярославского Кремля. Храм был выполнен из тонкого обожженного кирпича (плинф), а его фасады украсили рельефные вставки с белокаменной резьбой с изображением орнаментов и масок. Двери оформили отделкой из позолоченной меди, а пол был покрыт плиткой из цветной майолики.

За свою историю церковь много раз горела, ее восстанавливали и перестраивали. Самые большие преобразования были выполнены после 1788 году, когда храм стал центром Епархии и ему был присвоен статус Кафедрального. Появилась зимняя церковь с приделом в честь ярославских святых благоверных князей Василия и Константина. Также в первой половине XIX века была возведена новая четырехъярусная колокольня высотой в 55 метров. В ее архитектуре использованы различные архитектурные приемы, объединенные стилем так называемой романтической эклектики.

Впервые купола храма были покрыты золотом, а пятиярусный иконостас состоял из драгоценных древних икон.

Во время Гражданской войны, как и многие храмы Ярославля, Успенский кафедральный собор пострадал от разрывов снарядов, но вскоре был восстановлен. Однако, уже в 1922 году его ризница была полностью разграблена. Вскоре колокольню разобрали, а религиозную общину ликвидировали. Святыня Ярославля превратилась в пошивочную мастерскую и склад древнерусских ценностей. Также бывшая церковь использовалась как склад зерна, а в 1937 году ее и вовсе взорвали.

Восстановление храма началось в 2004 году. Строительство велось по проекту московского архитектора Алексея Денисова, работы проводились московской компанией «Корпорация ВИТ». Главный меценат строительства — предприниматель, президент этой компании Виктор Иванович Тырышкин.

В сентябре 2010 года, к 1000-летию Ярославля храм был освящен.

Жизнеустроение монастыря

Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.

Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.

Фото и описание

Успенский собор в Ярославле в 18-20 вв. являлся кафедральным православным собором Ростово-Ярославской епархии. Он располагался на стрелке Волги и Которосли.

Успенский собор – это первый ярославский каменный храм. Его строительство было начато в 1215 г. по повелению князя ростовского Константина Всеволодовича на территории кремля. Храм торжественно освятили в 1219 г. как основной храм города и назвали по традиции в честь Успения Богоматери. В отличие от других храмов Северо-Восточной Руси он был возведен из кирпича, в убранстве же фасадов широко использовалась резьба по белому камню, двери украшала золоченая медь, а пол устилала разноцветная майоликовая плитка.

Ансамбль этого шестистолпного собора с высокой колокольней был точь-в-точь повторён в начале 18 в. под Ярославлем в Великом.

В 1501 г. произошел пожар, и своды церкви обрушились. Во время расчистки завалов были найдены мощи князей Ярославля 13 в. – Константина и Василия Всеволодовичей. Потом они стали одной из главных соборных реликвий. К 1516 г. храм был отстроен заново, скорее всего, на месте предыдущего. Это был небольшой храм, стоящий на подклете с приделом «на полатях» в восточной части. Ближайшим ее аналогом можно считать собор Благовещения в Московском Кремле.

После 1605 г. в Успенском соборе начали составлять иллюстрированный синодик. В Смутное время, в 1612 г. митрополитом Кириллом здесь был благословлен на освободительный поход Дмитрий Пожарский.

По указу царя в 1642 г. было предписано разобрать Успенский собор по причине его обветшания и возвести новый каменный на другом месте. По указу сохранялся лишь погреб под церковью, где располагалась «зелейная и свинцовая казна». Но поскольку помещение это было сырым, то на основании стен верхнего яруса прежнего собора была построена казённая палата. В 1646 г. возвели и освятили одноэтажный собор с пятью главами с высокой 55-метровой колокольней.

Во второй половине 17 в. в Ярославле шло казённое строительство, в 1659 г. вышел царский указ о строительстве новой соборной церкви, поскольку прежняя не отличалась большими размерами и пострадала от пожара, произошедшего 10 июля 1658 г., когда сгорели многочисленные ярославские постройки. Собор выглядел как шестистолпное здание с пятью главами с каменными крыльцами с севера, запада и юга, которые были типичны для многих храмов Ярославля 17 в. Вместе с храмом заложили восьмигранную шатровую колокольню.

В пожаре 1670 г. храм довольно сильно пострадал, через несколько лет его выстроили заново. Здание имело кубическую византийскую форму и пять массивных глав. Интерьер Успенского собора расписали в 1671-1674 гг., роспись без обновления сохранялась до 1825 г.

В последующие двести лет храм подвергался нескольким перестройкам, наиболее значительные произошли после 1788 г., когда собор получил статус кафедрального по причине переноса в Ярославль центра епархии. В 1720-х гг. к собору была пристроена западная паперть, в конце 18 в. переделали крыльца, в 1832-1833 гг. пристроили теплую церковь к южной стене.

В 1832-1836 гг. по проекту архитектора А.И. Мельникова вместо старой была возведена новая колокольня, соборные купола в 1844 г. покрыли золотом, а в конце 19 в. расширили западную паперть.

В конце 19 в. в соборе было два престола: св. князя Владимира и Успения Пресвятой Богородицы. Под сводами собора были похоронены архиепископы Симеон, Павел и Леонид.

В 1918 г. Успенский собор пострадал в ходе антибольшевистского восстания. Частичную реставрацию храма провели осенью 1924 г. В 1922 г. храм отдали для нужд биржи труда, с 1930 по 1937 гг. здесь располагался склад зерна. 26 августа 1937г. собор взорвали, а на месте его разбили городской парк культуры.

26 октября 2004 г. заложили новый собор Успения Богоматери. Новый собор не похож на своего предшественника. Площадь, занимаемая храмом составляет 2 тыс. кв. м, вместимость собора – более 4000 человек, высота – 50 м до основания креста, высота колокольни – 70 м. В цоколе находится зал церковных соборов, трапезная палата, музей и покои архиерея.

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Шестой собор

К концу 90-х годов

прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизник 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.

Современный собор на территории Стрелки

Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов

), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.

Новый пятидесятиметровый

Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.

Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»

В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола

размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.

Колокола Успенского собора

Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.

Внутреннее убранство

Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector