Кирилл (павлов)
Содержание:
- Он отстаивал собственную «обыкновенность»
- Обет молчания
- Краткое жизнеописание архимандрита
- Неприкасаемый антисоветчик
- Пророчества
- В начале было слово. Проповеди
- Видение Богородицы
- Воспоминания о старце
- Свобода приходит к кротким
- Биография
- Детство и юность
- Новый поворот в жизни
- Почему наша жизнь не выстраивается
- Скажите, что я умер
- Как война отразилась на жизни Ивана Дмитриевича Павлова
Он отстаивал собственную «обыкновенность»
Фото с сайта stsl.ru
«Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку, — пишет в своей книге «Тихий свет подлинности» инокиня Евфимия (Аксаментова), —
Мало того, у тебя было право иметь собственное мнение.
Несогласие не вызывало у отца Кирилла ни недоумения, ни огорчения (огорчения он, по крайней мере, не показывал). Он с интересом и уважением выслушивал иную точку зрения и, если убеждался в ее обоснованности, мог изменить свою.
Отец Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни.
Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше — наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным.
Отец Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу.
А на ошибку он — не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не происходит. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении. Недаром один из его любимых фрагментов «Отечника» — история с Пименом Великим, не обличившим дремавшего на клиросе во время службы брата, но давшим ему спокойно отдохнуть.
Его умение предпочитать ученичество учительству, послушничество начальствованию поражало до глубины души.
Другое дело, что нам самим следовало иной раз догадаться — не столько делиться с ним своими соображениями, сколько помолчать в его присутствии. Пользы от этого было несравненно больше».
По ее словам, «единственное право, которое решительно оставлял за собою отец Кирилл, — это право отстаивать собственную обыкновенность, незначительность… Не думаю, что кто-то вспомнит хотя бы одно его откровение о случаях сверхъестественной ему помощи, о небесных знамениях и чудесных явлениях — всего того необычайного, что могло поставить батюшку в исключительное положение среди людей».
Обет молчания
Но однажды, усердно молясь в церкви возле раки преподобного Сергия Радонежского, к нему подошел некий старец, который почему-то уже заранее знал все его желания и горести и именно поэтому посоветовал Павлову принять обет молчания. Это могло означать только то, что теперь он поклялся хранить свой секрет всю жизнь и в разговорах нигде не упоминать больше тему, касающуюся этого секрета. И после этого в будущем архимандрит Кирилл (Павлов) больше никогда не рассказывал о своих фронтовых наградах и подвигах. Дата принятия его иноческого чина совпала с датой начала войны – 22 июня, но только в 1954 году.
Этим он запечатлел себя как защитник русского православного народа от всех видимых и невидимых напастей. Одних людей он когда-то отбивал от несчастий с помощью силы оружия, а других — силой Иисусовой молитвы. Вот таким образом архимандрит Кирилл (Павлов) навсегда похоронил в себе свое боевое прошлое. Рассказывали даже историю о том, как однажды, как раз перед юбилеем Дня Победы над фашизмом, к старцу в Сергиев Посад приехали пообщаться по поводу «павловского вопроса» местные высокопоставленные военные чины, но старец не стал с ними говорить и повелел передать гостям слова в том духе, что лейтенант Иван Павлов умер.
Краткое жизнеописание архимандрита
Будущий монах на свет появился от глубоко верующих христиан, которые жили за счет нелегкого крестьянского труда. Отучившись, работал технологом на металлургическом производстве. Как и многие представители своего поколения 30-х годов 20 в., был призван в ряды Красной Армии, где служил в пехотных войсках.
Участвовал во многих сражениях, в том числе и в Сталинградской битве. В 1943 г. среди обломков здания нашел книгу, оказавшуюся Евангелием. Эта находка перевернула всю его жизнь и обратила в веру. Честно воевал, вместе со своими товарищами дошел до австрийских земель.
После победы решил связать судьбу с служением Господу. Поступил и успешно отучился в Московской духовной семинарии. На этом не завершил свое образование, а пошел дальше, окончив Московскую духовную академию. С той поры Троице-Сергиева Лавра стала постоянным местом его проживания.
Приняв постриг (1954 г.), рукоположен был сначала во иеродиакона, а после во иеромонаха. С 1965 — архимандрит. В 2000-х гг. старца практически парализовало, и он не вставал с постели. Однако не забывал поддерживать добрым словом тех, кто в этом нуждался. На 98-м году жизни духовник Троице-Сергиевой Лавры скончался.
Одну из самых достоверных книг о старце Кирилле написал священник В. Кузнецов. Она так и называется «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)». Одно из самых полных изданий было в 2012 г. Здесь собраны все возможные воспоминания, указаны записи людей, которые тесно общались с героем книги.
Неприкасаемый антисоветчик
С приходом советской власти проявилась вся непримиримость академика Павлова. Свою роль сыграли как особенности характера, так и беды семьи. Младший сын Павлова, Всеволод, в годы Гражданской войны вступил в белую армию, а после вынужден был оказаться в эмиграции. Еще один сын, Виктор, мечтал примкнуть к белым, однако умер от тифа в пути. Ивана Петровича большевики арестовывали дважды, но каждый раз за него заступался нарком просвещения Луначарский. Кстати, он же сделал все, чтобы академика не затронуло известное «уплотнение» при Советах.
Но ни одна из «привилегий» не заставила Павлова отказаться от своих убеждений. При любой возможности он высказывался о большевистском режиме, «ведущем страну к одичанию». Вы узнали в нашем академике известнейшего литературного персонажа? Если нет, не будем томить — это булгаковский Филипп Филиппович Преображенский. Кстати, в один из споров с советской властью Павлов-Преображенский умудрился добиться спецпайков не только для своей семьи, но и для других ученых. В 1920 году представители шведского Красного Креста предложили Советам обменять академика на лекарства для петроградских больниц. Случилось это после писем самого Павлова в Совнарком — о скудном питании, вынужденной работе на огороде, отнимающей ценное время, которое можно было бы использовать для науки. Сложив первое и второе, Ленин распорядился «создать выдающемуся ученому И. Павлову все условия для работы». Но… Павловы от «всех условий» отказались: «Мы с женой находим для себя неприемлемым быть в привилегированном положении сравнительно с нашими ближайшими товарищами». После этого пайками были обеспечены все ученые Петрограда, хотя ранее им отказывали в помощи как «нетрудовым элементам».
Кстати, Иван Петрович — почетный член Московского университета с 1916 года. Фото: Летопись Московского университета/letopis.msu.ru.
Говорят, в конце жизни Павлов «подружился» с советской властью. В качестве примера приводят цитату о науке, которая «занимает в моем Отечестве исключительно благоприятное положение…» Впрочем, заканчивается тезис в духе академика — прямо скажем, колко:
«Вся моя жизнь состояла из экспериментов. Наше правительство — тоже экспериментатор, только несравненно более высокой категории…»
Пророчества
Предсказания старца в основном связаны с будущим России. Он предвидел, что до прихода Антихриста, осталось совсем немного времени. Духовные чада и другие верующие его часто спрашивали о природе ИНН, что это и нужно ли этого бояться?
Интересно! Старец считал, что такое явление современной жизни, технического прогресса как ИНН, электронные паспорта еще не являются печатью антихриста. Но это уже первые предвестники грядущих испытаний для всех верующих.
За ними придут новая система учета и контроля над людьми — чипы, вживляемые внутрь тела, под кожу. Такие устройства уже получат доступ к физической системе человека и смогут влиять на его душу (психику), подчиняя ее своему контролю.
Архимандрит Павлов считал, что уже сейчас, на этом этапе, нужно отказаться от принятия новых документов, сохранив возможность пользоваться документами старого образца. Такого права для верующих необходимо добиваться на государственном уровне. Если этого не сделать, в будущем будет намного труднее сохранить верность Богу.
В начале было слово. Проповеди
Сто проповедей, представленные в книге, освещают важнейшие вопросы христианской жизни. Как можно узнать волю Божию? Как бороться с печалью и унынием? Что такое страсти? Как следует относиться к смерти? Почему Бог не уничтожает в мире зло? Что такое Благодать, и как ее приобрести? Как правильно читать Священное Писание? Как научиться любить? Об этом и многом другом говорится на страницах книги. Проповеди написаны живым современным языком, они будут интересны не только православному читателю, но и всем, кто задумывается над жизнью человека и ее смыслом.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. 3-е издание.
1. О том, как узнавать волю Божию 2. Неделя всех святых 3. О неосуждении 4. Неделя всех святых, в земле Российской просиявших 5. О хранении ума. Если око твое будет чисто… 6. О необходимости труда для спасения и духовного роста 7. Благоразумный разбойник 8. Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида 9. О смирении 10. Закон и Благодать 11. О смерти души 12. Сила Божия в немощи совершается 13. Притча о плевелах на поле. Почему Бог не уничтожает в мире зло 14. О духовном бодрствовании 15. Преподобный Серафим Саровский 16. О грехах языка и слова 17. Святой блаженный Симеон, Христа ради юродивый 18. Святые страстотерпцы Борис и Глеб 19. Медовый Спас 20. Притча о двух сыновьях 21. О правильном отношении к скорбям 22. Смысл поста 23. Преображение 24. О том, чтобы прощать обидчиков. Притча о немилосердном заимодавце 25. На слова: и был со зверями 26. Успение Божией Матери 27. О двух видах печали, по святому апостолу Павлу 28. Исцеление гадаринского бесноватого 29. Воскрешение дочери Иаира. Не бойся, только веруй… 30. О любви к Богу и к ближнему 31. О том, чтобы угождать Богу, а не кому-то или чему-то другому 32. Воздвижение Креста Господня 33. Молебен в школе искусств 34. О духовном росте 35. О том, чтобы не жить, как живут язычники 36. О добродетели милосердия. Святой Петр Мытарь 37. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. О богословии 38. Святой апостол Фома. О вере и неверии 39. Преподобная Пелагея Антиохийская 40. Икона «Всех скорбящих радость» 41. О молитве 42. О печали и унынии 43. Притча о богаче и Лазаре 44. Собор Архистратига Божия Михаила 45. О том, чтобы не прилепляться к земле 46. О христианском отношении к смерти 47. Притча о бесплодной смоковнице 48. О посте 49. Введение во храм Пресвятой Богородицы 50. О безответственности у христиан 51. Притча о безумном богаче 52. Что такое страсти 53. Святой мученик Вонифатий 54. О терпении скорбей 55. Новый год 56. Святая мученица Татьяна 57. О том, чтобы не ослабевать в молитве. Судья неправедный 58. О том, чтобы законно подвизаться 59. О грехе неблагодарности 60. Святая блаженная Ксения Петербургская 61. Неделя о мытаре и фарисее. О смирении 62. Сретение 63. О необходимости возделывания души 64. О прелести. Преподобный Никита, епископ Новгородский 65. Две лепты вдовицы 66. Неделя о блудном сыне 67. Об идолопоклонстве 68. В темнице был, и вы пришли ко Мне 69. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье 70. Почему нужно поститься 71. Торжество Православия 72. О том, чтобы научиться видеть свои грехи 73. Человек на земле подобен младенцу в утробе матери 74. Неделя вторая поста, святителя Григория Паламы 75. О расслабленном, носимом четырьмя 76. О терпении болезней 77. Святой преподобный Алексий, человек Божий 78. О покаянии. Преподобная Мария Египетская 79. Жизнь христианина подобна Великому посту 80. Вербное Воскресенье 81. Великий Четверг. О таинстве святого Причащения 82. Победа Христа над смертью 83. Неделя святых жен Мироносиц 84. О необходимости внимательного изучения Священного Писания 85. Неделя о расслабленном 86. Преполовение Святой Пятидесятницы 87. О греховном рабстве 88. Средство борьбы с унынием и отчаянием 89. Об основных свойствах Бога 90. О мирской суете 91. О том, чтобы видеть нужды ближнего 92. О храме человеческой души 93. О том, чтобы скрывать свои добродетели. Святая блаженная Исидора 94. Без жертвы невозможно угодить Богу 95. Отдание Пасхи 96. Вознесение 97. О православии и ересях. Память отцов I Вселенского собора 98. Об образе и подобии Божием 99. Пятидесятница 100. Конечная цель христианского пути
Видение Богородицы
Существует удивительный рассказ о том, как когда-то Иван Павлов оказался со своим отрядом в немецком плену, где его охватил дикий ужас. И вдруг сердце вспомнило материнский наказ — молиться. И стал Ваня усиленно со слезами молиться Пресвятой Богородице. Как вдруг явился ее образ, и обратилась она к нему со словами: «Стой и не двигайся». Иван остался на опустевшей дороге и долго стоял, пока конвой пленных русских солдат, подгоняемый эсесовцами с автоматами и лающими овчарками, не скрылся с глаз. Именно тогда, в день своего спасения, он поклялся Богородице, что если выживет, то станет монахом и посвятит свою жизнь служению Богу.
Приходила Богородица к нему и во второй раз, но только на сей раз она предупредила его о том, что после его смерти в России опять начнется война, и чтобы россияне вовсю готовились к этому. Когда однажды старца спросили о том, как спасти Россию, он долго думал и ответил, что в России надо поднимать нравственность. А когда задали вопрос о смысле жизни, то старец увидел его в богоуверовании. Его ответы всегда очень просты и лаконичны, но какой огромный и мудрый в них заложен смысл.
Воспоминания о старце
Кто-то из духовных чад рассказывал о батюшке очень поучительный случай. Отец Кирилл был очень болен и лежал в полузабытьи. Вокруг него стали собираться близкие ему люди. Все пели, молились, но батюшке не становилось лучше. Глаз он не открывал и было принято решение потихоньку расходиться.
Когда духовные чада старца поднялись и начали прощаться, направляясь к выходу, батюшка поднял правую руку и не выходя из состояния полузабытья, с закрытыми глазами, стал благословлять всех, покидающих его келью. Кто-то пересчитал количество крестных знамений, — оно точно совпадало с количеством приходивших к нему посетителей.
Документальный фильм об архимандрите Кирилле
Свобода приходит к кротким
Фото В.Корнюшина с сайта pravoslavie.ru
Беседы с отцом Кириллом оставили глубокий след в памяти всех, кому довелось с ним общаться. Симеон Афонский поделился некоторыми высказываниями старца:
«Заповеди Святого Евангелия являются опорой для просвещения сердца и его разумения… Но евангельская свобода приходит к кроткой и смиренной душе, которая не кичится полученным Божественным даром, когда человек прекращает занимать себя построениями своего эгоистического ума и освобождается от густой сети дьявольских помышлений.
Такой человек радуется, именно радуется, истинной радостью.
Чему же он радуется? Спасению других — и без корысти обращает все силы на помощь ближним словом и делом, а больше всего – молитвой».
«Спасение как начинается? Когда в душе возникает стыд и сильное укорение даже за самый малый дурной проступок и даже помысел. Хочешь возлюбить Христа? Побеждай до конца страсти! Что такое страсти? Та же самая тюрьма. Да что там, хуже любой тюрьмы! Из человеческой тюрьмы выпускают, когда срок окончится. А тюрьма страстей — бессрочная, у нее сроков нет! Может душу навечно упрятать…»
Биография
Он стал первым русским человеком, получившим Нобелевскую премию. Всю свою жизнь Павлов посвятил науке, оставив после себя огромное наследие. Это был не просто гениальный, но невероятно трудолюбивый, честный, достойный ученый, имя которого навсегда вписано в скрижали мировой истории.
Иван Павлов родился в Рязани, в семье глубоко верующих людей, а потому в 15 лет окончил духовное училище и поступил в семинарию. Однажды, уже на последнем курсе семинарии, будущему ученому попала в руки книга «Рефлексы головного мозга», которая круто изменила биографию Ивана Павлова — он пришел в науку. Сначала он поступил на юридический факультет, но уже через несколько дней — перевелся на естественное отделение физико-математического факультета, где специализировался на физиологии животных. Еще спустя пять лет Павлов поступил в медицинскую академию. В следующие годы ученый много работал, оперировал, занимался исследованиями и в 1903 году уже выступал в Мадриде на международном медицинском конгрессе. Павлов совершил революционные открытия в физиологии пищеварения, и это не могло не остаться незамеченным. Через год значимость работы Павлова признали во всем мире — ему вручили Нобелевскую премию, первому ученому из России.
Дальнейшие события в политической жизни России Павлов воспринял очень болезненно. Он очень переживал, что дело его жизни будет разрушено. Но революционные лидеры поняли, что в лице Павлова, если он захочет уехать за границу, Россия потеряет великого ученого и будущее российской науки. Ему были созданы максимально благоприятные условия для работы — насколько можно было считать их благоприятными, учитывая, что Павлов оставался ярым антикоммунистом, а его заработки еле позволяли ему продолжать его научную деятельность и как-то содержать себя и семью. Его не раз звали работать за рубеж, но советские власти, конечно же, не отпустили ученого из СССР. И все же специально для академика Павлова в научном городке Колтуши под Санкт-Петербургом был построен институт физиологии, в котором он работал и в котором воспитал целое поколение ученых, продолживших его великое дело.
Смерть Павлова наступила 27 февраля 1936 года. Причиной смерти Павлова стала пневмония. Похороны академика Павлова прошли 2 марта, могила Павлова находится в некрополе «Литераторские мостки» на Волковом кладбище. Память о Павлове не угасает и по сей день — по всему миру установлены памятники Павлову, его именем названы улицы, учебные заведения и даже астероид.
Портрет академика Павлова, художник М. В. Нестеров
Детство и юность
Семья маленького мальчика проживала в Рязанской губернии, в небольшой деревеньке под названием Маковские Выселки. Родители Ивана были глубоко религиозными людьми. С малого возраста они прививали сыну любовь к Богу.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, его вместе с братом отправили учиться в город Касимов. В родном селе невозможно было получить семилетнее образование. Не было такой школы, а обучение продолжить нужно было. Сопровождал Ивана Дмитриевича родной брат, который очень отрицательно относился к религии. В больших городах в это время в моде было безбожие.
Когда мальчику исполнилось 15 лет, Иван Павлов сдал вступительные экзамены и был зачислен в индустриальный техникум Касимова.
В 1938 году молодой человек окончил учебное заведение и получил диплом. Далее он пошел работать на металлургический комбинат в Катав-Ивановске. Устроился он на должность технолога. Вскоре Ивана Дмитриевича призвали на воинскую службу.
Простого крестьянского паренька послали служить на Дальний Восток. Не очень просто служилось в войсках молодому парню. В последующем Иван прошел всю Великую Отечественную войну, отстаивая Сталинград в лице командующего взвода. Участвовал в ужесточенных боях около венгерского озера Балатон.
Большой праздник, День Победы, Иван встречал в Австрии. Увольнение из армии было оформлено в 1946 году.
Новый поворот в жизни
Жизненный путь Ивана (Кирилла) Павлова можно поделить на два периода: до и после войны. Однажды на войне в разрушенном доме он случайно нашел Евангелие, которое обгорело, листочки были все оборваны. Чтение этой книги изменило его жизнь, перевернуло душу. С этого момента начался новый виток в биографии архимандрита Кирилла Павлова.
Батюшка говорил, что словно живительный бальзам получил: «Мне все стало понятно тогда. Война была следствием нашего богоотступничества». Большое наслаждение испытывал он при чтении этой священной книги в перерывах, во время отдыха. Однажды, находясь на проповеди в церкви Тамбова, он твердо решил стать священником.
Молодой мужчина вновь обратился к вере в Бога. После возвращения на родную землю Иван Павлов принял монашеский постриг. Свою семью молодой человек очень любил, всегда помнил и молился за них. Регулярно навещал семью, проживающую в родной деревушке. И позднее навещал село Маково, где были могилы близких людей.
После увольнения из рядов советской армии Иван Павлов направился в семинарию. В столице нашей родины, в Москве, он обратился к служителям Елоховского собора, чтобы уточнить адрес духовного заведения. Оказывается, объект, который располагался ближе всех, был в Новодевичьем монастыре.
В семинарию Иван Павлов вошел в военной форме. С превеликим удовольствием и большой радостью принял новоиспеченного служителя отец Сергей Савинских. После окончания обучения в Московской духовной семинарии начался учебный процесс в Московской духовной академии. Согласно официальным источникам, архимандрит Кирилл Павлов закончил учебу в 1954 году.
Затем был постриг, который Павлов принял в августе этого же 1954 года в Троице-Сергиевой лавре и служил пономарем.
После шестнадцатилетней службы принял пост казначея. А через год (в 1956-м) стал духовником монашеской братии. В тот же период его возвели в сан архимандрита.
Почему наша жизнь не выстраивается
Фото с сайта stsl.ru
В книге «Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире» собраны тексты проповедей архимандрита Кирилла (Павлова). Вот некоторые цитаты:
«В земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении от них.
Но бывает, и очень нередко, что Бог не внемлет, по-видимому, мольбам нашим: обстоятельства наши не только не улучшаются, но иногда и еще более и более ухудшаются.
В таком положении мы часто охладеваем к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?» Как мы должны поступать, когда Бог не внемлет, по-видимому, нашим мольбам, хороший урок преподает нам упоминаемая в Евангелии язычница, жена хананейская.
Она не переставала просить, неотступно умоляла о помощи. Чем же это кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела».
«Мы удивительно легкомысленно, и подчас даже преступно, относимся к устроению своей жизни. Ведь любой строитель не приступит к постройке здания прежде, нежели сделает необходимые расчеты, составит сметы и произведет другие подготовительные действия. Никакой каменщик не положит ряд кирпичей, если он прежде их не вымеряет. А мы сплошь и рядом устраиваем свою жизнь так, что нисколько не задумываемся ни над какими вопросами, имеющими смысл и значение для нас.
Мы не имеем никакой меры для оценки правильного течения нашей жизни. Поэтому получается, что наши жизненные постройки очень часто терпят крушение и под своими развалинами тяжко ломают нас. И это будет свершаться, мы этой ломки и сокрушения не избежим, потому что мы пренебрегаем единственно истинным и правильным путем, показанным нам Господом в Своем Евангельском учении».
«Не проходит дня, чтобы мы перед зеркалом несколько раз не посмотрели на себя: чиста ли наша одежда или не запачкано ли наше лицо. Тем не менее годами, а, может быть, даже и во всю жизнь мы никогда не проверяем опрятность и чистоту нашей души, противопоставив себе как зеркало совершенный образ Христа Спасителя, запечатленный нам в Евангелии».
Скажите, что я умер
Сам же старец этот факт не отрицает, но и не подтверждает. Однако существуют данные, которые говорят сами за себя. Звание Героя Советского Союза, а также наградной орден Отечественной войны гвардии сержант Павлов Иван получил при абсолютном нежелании вступать в коммунистическую партию из-за своих религиозных убеждений. Как такое было возможно в то время? Но все же он получил эти награды именно за свой личный героизм и мужество. Такое мало кому прощали. Практически сразу после войны боец Павлов решил поступать в духовную семинарию. Однако вездесущее НКВД не могло допустить такого решения, чтобы красноармеец, Герой Советского Союза ушел в монастырь и стал священником. И поэтому его документы в семинарии долго не принимались.
Как война отразилась на жизни Ивана Дмитриевича Павлова
Иван Дмитриевич Павлов попал самое пекло ада: он воевал на Финской войне, прошел от Сталинграда до Румынии, был в Австрии и Венгрии, а также участвовал в войне с Японией. В те страшные военные годы он, как и сотни тысяч других людей, вернулся к истинной христианской православной вере. Постоянные смерти перед глазами и суровые условия жизни на войне заставляли его задуматься над бытием и искать какого-то разумного решения. Были у него и разного рода сомнения, и на все это он получил ответы в Евангелии. Эту божественную книгу по листочкам он собрал в разрушенном доме в городе Сталинград как раз после его освобождения. Найденная Священная книга не оставила его равнодушным и вызвала неподдельный интерес. Парень так проникся ей, что она стала неким чудодейственным бальзамом для его истерзанной войной души. С этого момента он больше не расставался с ней и носил ее в своем кармане до самого окончания войны, которую закончил в звании лейтенанта.