Благовещенский собор

Как добраться

Благовещенский собор высится на земле Казанского кремля поблизости от других значимых строений, таких как мечеть Кул Шариф, Дворцовая церковь и башня Сююмбике.

Точный адрес: пр-д Шейкмана, Казань.

  • Вариант 1

    Метро:по красной ветке до станции Кремлевская.

    Пешком:пройти 10 минут по улице Баумана до собора.

  • Вариант 2

    Автобус:маршруты № 2-й, 6-й, 15-й, 29-й, 35-й, 37-й, 47-й, 74-й и 75-й до остановки «Стадион Центральный».

    Пешком:пройти 11 минут через парк к улице Баумана и до Благовещенского собора.

  • Вариант 3

    Автобус:маршруты № 22, 28А и 89, идущие по Кремлевской набережной до остановки «Цирк».

    Пешком:пройти 13 минут вдоль Кремлевской набережной до собора.

Благовещенский собор в Казани на карте

Музей

На сегодняшний день в музейной экспозиции насчитывается более ста предметов, повествующих об истории собора. Все они относятся к разным периодам — от 16-го столетия до наших дней. Здесь представлены старинные книги православной тематики, датированные 16-20 столетиями, на фотографиях дореволюционных лет можно увидеть, как выглядел собор больше ста лет назад. Особыми экземплярами являются модель кареты, которую казанцы преподнесли в дар Екатерине II в 18-м столетии, и жезл из дерева, принадлежавший самому Архиепископу Гурию, который он использовал, будучи в преклонном возрасте. Особенным он является и потому, что прежде этот экспонат нигде не выставлялся.

В музее также представлены разнообразные иконы, выполненные мастерами в различных техниках. Большая часть выставки посвящена иконе Казанской Божьей матери, её истории и значению.

В музейных залах используются проекторы, которые показывают посетителям тематические документальные и игровые ленты. Дополнительную информацию об истории и особенностях создания внутреннего интерьера сооружения можно получить в электронных киосках.

На что обратить внимание

Наиболее значимой святыней Благовещенского собора Казани являются мощи первосвятителя Гурия. После смерти архиепископа в 1563 году они содержались в храме Спасо-Преображенского монастыря, а позже, в 1630 году, были перемещены в Благовещенский собор и благодаря пожертвованиям знатных горожан помещены в раку, специально изготовленную из серебра. Её накрыли покровом с изображением первосвятителя, вышитым драгоценными нитями, а над ракой соорудили золочёный балдахин.

Не менее значима и келья святителя Гурии, доступ в которую был открыт в ходе реконструкции 1841 года. На одной из её стен можно увидеть образ, предположительно, нанесённый самим архиепископом. Утверждают, что с годами образ не бледнеет, а становится только ярче. Со временем рядом была пристроена часовня, которая существует и сегодня.

В музее систематически проходят тематические уроки для детей и взрослых. Так, в воскресные дни в 11:00 здесь помогают осваивать древнерусскую каллиграфию (участие стоит 150 рублей), а все вторые и четвёртые субботы месяцев посвящены созданию набивного рисунка на ткани по технологии 10-го столетия (начало в 14:00, стоимость участия — 350 рублей). Попасть на подобные занятия можно по предварительной записи.

Время работы и цена билетов

Благовещенский собор открыт ежедневно с 09:00 до 19:30. В ходе вечерних экскурсий с гидом нахождение здесь разрешено до 20:30. Двери Музея истории Благовещенского собора открыты всю неделю (за исключением понедельника) с 10:00 до 18:00. Кассы прекращают работать за полчаса до закрытия.

Проход на территорию Казанского кремля и в Благовещенский собор свободный. Билеты необходимы для прохода в музейные залы. Можно приобрести билет специально для посещения музея истории Благовещенского собора: стандартный обойдётся в 100 рублей, школьный, студенческий и пенсионный — в 80. Но туристам также предоставляется возможность приобрести единый абонемент, который действует во всех музеях комплекса, в том числе и в музее истории Благовещенского собора. Обойдётся такой в 700 рублей.

Побывать в Благовещенском соборе Казанского кремля стоит каждому прибывшему сюда путешественнику. В нём отражена летопись не только христианства этих земель, но и всей Казани. За столетия своего существования собор пережил разгромы и восстановления, не раз был объят огнём, видел, как сменялись правители, как развивались городские кварталы. Поэтому можно уверенно сказать, что он стал очагом не только религиозной жизни, но также и культурной.

Архитектура

Внешнее оформление обители производит противоречивое мнение. С первого взгляда здание может показаться несколько несимметричным или непропорциональным. Многие говорят о его чрезмерной перегруженности. Складывается впечатление, что она нелепо вытягивается с восточной стороны. Придельные части немного выступают вперед.

Прототип данного объекта в настоящее время подобрать достаточно проблематично. Если вы будете рассматривать данное творение архитекторов, то сложится впечатление, что вы погружаетесь в далекое прошлое – древняя кладка, необычная структура. Количество желающих посетить данное место с каждым годом только увеличивалось. В скором времени объект не мог помещать в себе всех желающих. Поэтому, роль центрального храма была перенаправлена. Святыня не была разобрана и по-прежнему являлась одним из главных украшений города. Она прекрасно гармонирует на фоне других строений.

Если вы внимательно рассмотрите достопримечательность, то непременно заметите знаковые очертания архитектуры великого и знаменитого мастера Постника Яковлева. Особенно символичные черты четко заметны на кровле боковых приделов. Стены характеризуются килевидным оформлением, фасады богато оформлены. Основной объем представлен тремя апсидами и барабанами. Они обрамлены аркатурными поясами. В верхней части сооружения н6аходится традиционный псковский орнамент. Такой же узор есть и на барабане центральной главы. Все эти моменты отсылают нас к средневековью. В общей сложности все декоративные элементы придают святыни определенную пикантность и выразительность. Все смотрится максимально гармонично.

Внутреннее убранство

Интерьер святыни состоит из несколько зон, которые удачно комбинируются друг с другом. Парадный вход ансамбля располагается в наиболее вытянуто части сооружения. Далее, следует трапезная двухсветного типа. Она была пристроена несколько позднее в 1840-х годах. По периметру располагаются лестницы, хоры. Поддержка сводов выполнена арками в количестве двух штук. От основного четверика трапезная разделяется пролетом, состоящим из трех арок. Свод по центру является несколько крупнее тех, которые монтированы по бокам.

Большой объем является прямоугольным и представлен крестово-купольным трехапсидным храмом. Святыня отличается наличием круглых массивных столпов в количестве 6 штук. Они дополняются барабанами. Примечательно, что направление к основному куполу выполнено при помощи тромпов. Обычно для этой цели используются паруса. Такой подход придает строению некую изюминку. Тромпы зачастую использовались в восточных странах. Исследователи говорят, что появление данного элемента является следствием попадания русских умельцев в иную культурную среду.

Отдельного внимания заслуживает напольное покрытие. Его относят к началу 20-го тысячелетия. Кладка сделана при помощи керамической плитки, когда проводился цикл реконструкционных мероприятий — 1906-1909 гг. Проемы в форме арок плавно переходят в пределы. Они были возведены еще в 1840 г совместно с трапезной. Приделы сообщаются с улицей, имеют входы.

Существуют предположения, что здесь в скором времени начнет работать музей православной культуры. Ранее здесь, перед началом революционных восстаний, находился храм «Всех Святых» с архиерейскими захоронениями.

О том, когда проводилась роспись храма существует немало мнений. Специалисты утверждают, что данный вид работы был выполнен в 17 столетии. Росписи не уцелели под влиянием многочисленных пожаров. Остались после возгорания лишь некоторые фрагменты. Над их восстановлением трудились мастера современности. В 1870 г. в храме функционировала артель популярного иконописца Н.Л. Сафонова. Мастер был из Владимирской губернии. Над программой росписи проводил работу Казанский и Свияжский Антоний. Это известный духовный писатель и богослов. По его книге проходили обучение даже в Греции.

Если рассматривать фрески, то можно почерпнуть много информации об истории. Четко прослеживается процесс обретения, и прославления Казанской иконы Божией Матери, обретение мощей Гурия и т.д. К сожалению, внушительная часть фресок была потеряна еще в советскую эпоху. Но всё же самые информативные сохранились. Они уцелели чудесным образом. Основная причина — это длительное использование обители под нужды хозяйства. Здесь был оборудован республиканский архив. Для настенной живописи был создан щадящий режим. В 20-21 веке современники проводили целый комплекс работ по восстановлению живописи. В настоящее время духовная ценность смотрится достаточно нарядно.

В настоящее время обитель включена в состав историко-архитектурного музея заповедника «Казанский кремль». Количество желающих приехать сюда с каждым годом только увеличивается. Невероятное по красоте и значимости сооружение восхищает своим величием и богатым убранством. Собор прекрасен как внутри, так и снаружи. Богослужения проводятся регулярно. О порядке проведения вы всегда можете узнать на официальном сайте или при прибытии.

Башни Казанского кремля

Спасская башня

Как и в Московском кремле – это башня с часами. Возведена она была псковскими зодчими, которые были привлечены Иваном Грозным для восстановления кремля после осады, Иваном Ширяем и Постником Яковлевым.

Сейчас эта башня является главным входом в кремль. Недалеко от неё находится памятник Мусе Джалилю (татарский поэт, герой Советского Союза) и остановка двухэтажного экскурсионного автобуса.

Юго-западная башня

Башня была возведена одновременно со Спасской теми же зодчими в Псковском оборонительном стиле. Башня находится слева от Спасской на углу.

Преображенская проездная башня

Справа — Преображенская башня, слева — мечеть Кул Шариф

Эта башня названа так в честь Спасо-Преображенского монастыря, который она когда-то закрывала. В настоящий момент вход через эту башню в кремль закрыт. Возведена Преображенская башня в её оригинальном виде была псковскими зодчими, но позже её довольно существенно перестроили.

Безымянная круглая башня

По всей видимости не хватило фантазии у зодчих, которые её возводили. Башня построена из кирпича всё теми же зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым.

Тайницкая башня

Возведена на месте разрушенной башни Нур Али или в русском варианте – Муралеева. Считается, что именно через эту башню въезжал в осаждённую крепость Иван Грозный. А называется она Тайницкой от слова «тайна» — здесь был тайный источник воды, позволявший гораздо дольше обороняться крепости при её осаде.

Северная круглая башня

Перестраивалась в семнадцатом веке, но тут уже восстание Пугачёва внесло свою лепту. По всей видимости, пушками здорово башню порушили, что её было проще разобрать, чем реставрировать. Что и было сделано.

Воскресенская башня

… или то, что от неё осталось. Дело в том, что изначально башня была выше, и в верхнем ярусе находился храм Воскресения Господня (отсюда и название башни). Тогда же, в 20-х годах двадцатого века, когда по всей стране массово уничтожались храмы, она была снесена, так что остался только первый ярус.

Смотровая площадка Казанского кремля на реку Казанка (находится за Благовещенским собором)

Дмитриевская башня

К сожалению, не дожила до наших дней из-за Пугачёвского восстания. Храм святого Великомученика Дмитрия Солунского, в честь которого названа башня, так же был разрушен… ну, вы уже знаете, кем и когда.

Консисторская башня

Построенная в шестнадцатом веке в дереве и перестроенная в семнадцатом веке в камне, эта башня была очень важной с точки зрения обороны крепости. Названа башня в честь Духовной Консистории, рядом с которой была возведена

Юго-Восточная круглая башня

Возведена также в шестнадцатом веке… и это последняя башня Казанского кремля из всех существующих и когда-то существовавших.

История храма

Самый старый православный собор Казани был заложен в октябре 1552 года по указу российского царя Иоанна IV Грозного. Всего за три дня на пустыре возле разрушенного ханского дворца и мечетей появилась деревянная церковь, и ее освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Общий вид Благовещенского собора Казанского кремля

Через три года в Казань приехал архиепископ Гурий (в миру – Григорий Григорьевич Руготин), который возглавил новую Казанскую епархию.

Число православных христиан в Казани быстро росло, поэтому вскоре маленький деревянный храм с трудом вмещал всех, кто приходил на церковные службы.

Вид на северный фасад Благовещенского собора Казанского кремля

В 1561 году из Москвы в город прибыла бригада каменщиков во главе с зодчими храма Василия Блаженного – Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Они занялись возведением стен, башен и нового каменного собора в Казанском кремле. Белый камень для строительства добывали в известняковом карьере, на противоположном берегу Волги. Работа шла споро, поэтому уже в 1562 году первый архиепископ Казани – Гурий освятил новый храм.

В середине XVI века каменный собор был в два раза меньше того здания, которое сохранилось до наших дней. Его купола были шлемовидными. Церковь еще не имела приделов, а стены заканчивались традиционными для псковских построек килевидными закомарами.

На протяжении всей истории Благовещенский собор выполнял роль духовного центра Поволжья. Здесь молились все российские государи, которые посещали Казань, в том числе император Петр I и императрица Екатерина II.

В церковь заходил Александр Сергеевич Пушкин, когда приезжал в Казань собирать материалы по истории пугачевского восстания. В Благовещенском соборе бывали писатель Александр Николаевич Радищев и композитор Сергей Васильевич Рахманинов. В молодости в храмовом хоре пел лучший бас России – Федор Иванович Шаляпин.

До 1918 года собор выполнял роль кафедрального храма Казанской епархии, но с изменением государственного строя в России его судьба изменилась. Во время гражданской войны Казанью владели белочехи. В. И. Ленин распорядился выбить врагов из города любой ценой. Части красноармейцев осадили Казань и начали стрелять по Казанскому кремлю прямой наводкой из пушек. Снаряды попали в собор и полностью разрушили его купола.

Когда большевики овладели старыми укреплениями, они объявили кремль военным городком и не пускали горожан внутрь. Все 7 церквей были закрыты, а организации выселены из своих зданий. Роль кафедрального собора епархии стал выполнять Казанский собор Богородицкой обители.

Вид на восточный фасад Благовещенского собора Казанского кремля

Верующим удалось вынести из Благовещенского собора раку с мощами святителя Гурия и несколько старинных икон. Церковные иерархи настояли, чтобы ценные предметы из соборной ризницы не выкидывали на улицу, а передали в Губернский музей. Так были спасены золотое шитье, богослужебные сосуды, редкие предметы мелкой пластики, древние рукописи и старопечатные книги.

В 1928 году в стране проходила активная кампания против религии. В Казани уничтожили красивую колокольню собора, часовню святителя Гурия, четыре главы и крыльцо с западной стороны храма. Пятиярусная колокольня высотой более 50 м простояла почти 300 лет, но была безжалостно разобрана на кирпич. Так же поступили со многими храмами в Казани и окрестностях города.

Благовещенский собор Казанского кремля со стороны башни Сююмбике

От Благовещенского собора осталось только главное здание с центральным барабаном. Внутри него были устроены четыря ряда деревянных перекрытий, где разместился государственный архив Татарской республики. В бывшей келье святителя Гурия жили сторожа, а в просторных подвалах собора хранили овощи.

В обезображенном виде храм простоял до середины 1970-х годов, но потом его восстановили. Денег было немного, поэтому строители выполнили только самые неотложные работы.

Вид на соборные купола

Капитальную реставрацию памятника архитектуры провели в 1995-2005 годах, к 450-летию Казанской епархии. В этой реставрации принимало участие много опытных архитекторов, ученых-историков и мастеров. Специалисты вскрыли и обновили старые настенные росписи, сделали новый иконостас, паникадила и пристенные киоты. Старый собор вернул свою былую красоту и занял достойное место среди других памятников Казанского кремля.

Описание объекта

Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.

Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах.

Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).

Центральный объём сложен из белого камня, опирается на 6 столпов, имеет 4 боковых барабана (цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом) с луковичными завершением и 1 центральный барабан, выполненный в стиле украинского барокко, 3 апсиды и боковые приделы с апсидами. Внутренние столбы в храме круглые, переход к главному куполу оформлен в виде сводчатой конструкции в форме части конуса (тромп), что визуально позволяет перейти от купола к кубическому объёму помещения.

В основном объёме имеется цокольный этаж, стены и крестовые своды которого выложены из тесанных блоков известняка. Цокольный этаж XVI века использовался как отдельный храм Всех Святых.

Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединенными аркатурами (ложные арки). Стены имеют килевидные завершения (полуовал с внешним заострением) и позакомарные (полукруглое завершение стены) покрытия. Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами, позолоченная центральная глава имеет барочную грушевидную форму.

С южной и северной сторон к центральному объему собора примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада – обширная двухсветная трапезная. Трапезная построена из кирпича, оштукатурена, имеет позакомарное покрытие, фасады декорированы плоскими пилястрами (вертикальный выступ). Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры (верхняя открытая галерея) с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века).

В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.

В настоящее время Благовещенский собор является действующим православным храмом, открытым для посещения. В подклети храма находится Музей истории Благовещенского собора, открытый для посещения.

До настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. На нижнем ярусе колокольни находился огромный колокол весом 2,5 тонны – самый большой в древней Казани. В XVIII веке на колокольне были часы с боем, а купол изначально имел шлемовидную форму. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части Благовещенского собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь святой мученицы Ирины, но конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. По инициативе архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был восстановлен и освящен во имя казанского чудотворца святого Германа. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер.

Благовещенский собор Казанского Кремля — архитектура

Рядом с большой мечетью, в самом центре татарской столицы, расположен один из столпов православия — Благовещенский собор Казанского Кремля. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Храм должен был стать символом русского владычества над татарскими и сибирскими землями и центром местной епархии.

В облике Благовещенского собора отчётливо проглядываются мотивы Успенского собора в Москве. Сходство это отнюдь не случайно — архитекторы сознательно ориентировались на московский храм, как бы объединяя таким образом две столицы. При этом к строительству привлекли целый отряд специалистов из Пскова, и они привнесли нотки своей архитектурной школы в облик нового собора.

Наряду с псковскими мотивами, Благовещенский собор Казани вобрал в себя и черты владимирского, московского, украинского зодчества. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.

К сожалению, центральный объём — едва ли не единственная часть этого памятника архитектуры, сохранившая свой первоначальный облик. Длительная история города, насыщенная трагическими событиями, изрядно потрепала и православный храм. Он неоднократно сгорал до голых стен, разрушался пушечным огнём и рабочими инструментами. На рубеже веков была проведена масштабная 10-летняя реконструкция Благовещенского собора. Сегодня Благовещенский собор Казани — это несколько зданий, чей облик восстановлен по историческим документам и изображениям. В составе архитектурного комплекса насчитываются:

  • центральный объём с 3 апсидами, 6 столпами и 5 главами;
  • 2 придела, выложенных из кирпича, с полукруглыми апсидами;
  • кирпичная трапезная в 2 света;
  • 3-этажный архиерейский дом;
  • консистория в 2 этажа и с внутренним двором;
  • остатки каменных мостовых, зданий и моста.

Внутри Благовещенского собора располагаются мощи Святого Гурия — строителя и первосвятителя центрального объёма. Реконструкторам удалось очень точно воссоздать историческое убранство собора: росписи, фрески, резные элементы декора, иконостасы, утварь, образа. Такое богатое историческое наследие сподвигло открыть в Благовещенском соборе музей православного искусства.

Множество частей и деталей храма уже восстановлены, но ещё больше только предстоит вернуть из глубин нашей тяжёлой истории. Кажется, что эти древние стены, подобно голограмме, хранят на своей поверхности отпечаток всех событий, что происходили вокруг. А бурных событий было здесь в избытке.

Трапезная

Одноэтажное здание трапезной из кирпича появилось в составе собора в 1736 г. Одновременно с этим мастера изменили форму куполов, но результаты их усилий продержались недолго. Разразившийся в 1815 г. пожар нанес громадный ущерб постройкам Казанского кремля, и вопрос о масштабной реконструкции встал во весь рост. В рамках общих восстановительных работ привели в порядок и трапезную, достроили к ней крытую галерею, которая вела в архиерейский дом.

Через четверть века архитектор Ф. Петонди разработал проект реконструкции собора с целью превращения его из летнего в зимний (отапливаемый). Серьезные переделки произошли в трапезной, которую перестроили из низкой в высокую, с лестницей на хоры и помещением для соборной ризницы. С обновленной трапезной кафедральный собор стал выглядеть по-другому. Тогда же к нему пристроили высокое крыльцо у главного входа.

Историческая справка

Свою летопись Благовещенский собор ведёт с 16-го столетия. В середине века там, где сегодня стоит каменная постройка, возвели деревянную церковь. Однако после учреждения в 1555 году Казанской епархии во главе с Гурием Руготиным, этой постройки стало недостаточно. По указу царя Ивана Грозного в столицу Татарстана направились несколько десятков каменщиков, руководили которыми мастера, построившие московский Покровский собор. Стены сооружения выложили из известняковых блоков, а внутри его украсили фресками с ликами святых. В 1562 году новоявленный белокаменный собор был освящён архиепископом Гурием. К концу столетия постройка была немного расширена: добавились пределы с севера и юга, освящённые во имя Петра и Февронии и святых Бориса и Глеба.

В течение следующего столетия храм дополнился такой же белокаменной колокольней, возведённой в 1630-1640 годах. Она заменила стоящую здесь ранее звонницу из дерева. Теперь она имела пять уровней, которые поднимались над землёй более чем на полсотни метров, а её самый большой колокол весил более 24 000 килограммов. Колокольню венчал шлемообразный купол, впоследствии заменённый на купол, имеющий луковичную форму. Какое-то время под звонницей находился храм святой мученицы Ирины.

Масштабные реставрационные работы были осуществлены в 18-м столетии. В 1736 году сменили купола — со шлемовидных на луковичные, завершили работу над главным куполом, также были пристроены крыльцо и трапезная.

Следующая реставрация ждала сооружение в середине 19-го века. Она стала вынужденной: в 1815 году масштабный пожар уничтожил значительные городские территории, в том числе он коснулся и здания Благовещенского собора. Пришлось восстанавливать как внешнюю часть, так и интерьеры, особенно их части, выполненные из дерева. Кроме того, в этот же период одна из частей трапезной была отведена для обустройства ризницы. Здесь собрали для хранения драгоценные сосуды для литургий, уникальные иконы, вручную расшитые золотом облачения священнослужителей, ценнейшие старинные книги и пожертвования от знатных людей города. В восстановленном виде, в котором можно наблюдать его и сейчас, сооружение вновь освятили в 1821 году.

Очередной крупный ремонт потребовался после пожара 1842 года. Мастера восстановили пятиярусный иконостас, а также расписали фресками с сюжетами из истории Казани переходы, ведущие к недавно пристроенной трапезной.

Начало 20-го века печально сказалось на судьбе религиозного сооружения. Во время осады красноармейцев в 1918 году были разрушены все купола. После установления в городе советской власти вход в храм закрыли, часть библиотеки отправили в университет, многие церковные ценности были разграблены и уничтожены. Служителям удалось вынести только мощи святителя Гурии и небольшое количество икон. Часть икон, которые изъяли власти, были отправлены в Национальный музей республики Татарстан для создания экспозиции, что сохранило их для будущих поколений. Несколько раз службы в храме то разрешали, то запрещали. В 1928 году была разрушена колокольня, на месте которой теперь можно увидеть сквер, а в начале 30-х Благовещенский собор Казани перестал функционировать по своему прямому назначению.

К его восстановлению пришли только в конце 70-х. До середины 80-х проводилась реконструкция по восстановлению облика строения в соответствии с документами 19-го века. Следующее масштабное восстановление, которое привело сооружение в современное состояние, проводилось в течение целого десятилетия с 1995 по 2005 года. В этот период объект перешёл в ведомство музея-заповедника «Казанский кремль».

Благовещенский собор — сердце Казанского кремля

15.08.2016

Десять жизней собора

Судьба шедевров архитектуры, как и человеческая судьба, сложна, а порой трагична. На «теле» каждого великого архитектурного памятника, будь то пирамида Хеопса или Собор Святого Павла в Риме, – тысячи и тысячи глубоких ран, нанесенных временем, стихийными бедствиями, пожарами и, конечно, людьми. Благовещенский собор, что стоит в самом центре Казанского кремля, не исключение. Сейчас стены храма сияют белизной, синие с золотом купола гордо возносятся в небо. Ничто не напоминает о том изуродованном, лишенном формы здании, что стояло здесь меньше полувека назад. Полуобвалившиеся стены храма были грязны и закопчены, на почти уничтоженных фресках едва можно было различить облики святых, а куполов не было вовсе. Но Благовещенский собор с честью перенес этот период «клинической смерти». Ему было не привыкать. В запасе у него оказалось десять жизней, а может и больше. Сколько раз за 450-летнюю историю его любовно восстанавливали, собирали практически по кусочкам, возвращали из мертвых. И храм воскресал, и становился еще краше.

Комплекс Казанского Кремля

Территория музея-заповедника «Казанский Кремль» охватывает почти 14 га. На плане крепость имеет форму вытянутого многоугольника. Это обусловлено особенностями рельефа, перепад которого составляет почти 29 м.

В состав бюджетного учреждения «Казанский Кремль» входят памятники русской и татарской истории, искусства и архитектуры. В основе комплекса лежит средневековая крепость. Ее внутренняя часть регулярно застраивалась в XVI-XIX вв. Археологами были обнаружены фрагменты военных укреплений X-XVI вв. Здесь найден культурный пласт толщиной от 3 до 8 м. Он отражает 5 этапов истории Казанского Кремля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector