Солотчинский рождество-богородицкий женский монастырь

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

Крупнейший на Рязанской земле памятник архитектуры нарышкинского барокко.Монастырь основан великим рязанским князем Олегом в 1390 году. Одно из предназначений монастыря было охранять с севера город Переяславль-Рязанский, современная Рязань.По легенде монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, здесь же князь Олег впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь Рождества Богородицы на Солотче считался одним из главнейших. Он вошел в число 46-ти обителей крупных и значимых монастырей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина). Именно при нем обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, часть зданий подверглась разрушениям, часть была передана под музей. В монастыре находилась колония для несовершеннолетних преступников.В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений. И в 1994 году Солотчинский монастырь возвращен Русской Православной церкви и возобновлен как женский. Первым храмом в монастыре была деревянная Покровская церковь, где были погребены князь Олег и его жена Ефросиния. В середине XVI века в память о походе Ивана IV на Казань была выстроена каменная церковь Святого Алексея, митрополита Московского. Однако до настоящего времени эти здания не сохранились — Покровская церковь, стоявшая на обрыве, была утрачена в конце XVIII века во время обвала берега. Церковь святителя Алексея была разобрана в XIX веке по причине ветхости зданий. До наших дней сохранились три храма монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 год), построенная при архимандрите Игнатии Шангине, Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689). Эти сооружения в стиле нарышкинского барокко предположительно построены по проекту архитектора Я.Г. Бухвостова. Интересны Настоятельный корпус (17 век), пятиглавый Рождественский собор (1691 год), крепостные стены (1688 год).Над созданием изразцовых украшений надвратной церкви работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Богослужения в Солотчинском монастыре совершаются ежедневно: 8.00 – утреннее, 17.00 – вечернее. Гостиницы для паломников в монастыре нет, в настоящее время идет ее строительство.Сайт монастыря Солотчинский-монастырь.рф
пос. Солотча, пл. Монастырская, 1 ВТелефон: (4912) 28-79-37

Собор рязанских святых

23 июня в Православной Церкви принято ежегодно отмечать Собор рязанских святых. Прихожане Рязанского кремля в этот день становятся участниками грандиозного торжества – около сотни священнослужителей, держа в руках хоругви, иконы и образы, крестным шествием посещают все кремлевские соборы. Люди, которые идут вместе со служителями церкви, обычно одеваются в белую одежду, читая во время шествия молитвы в честь святых.

Первый раз торжество было установлено по инициативе архиепископа Симона в 1987 году. На тот момент он был правительственным архиереем. Сначала в соборе числилось всего около десятка людей, но до нашего времени Собор рязанских святых состоит из ста угодников Господа Бога. Наиболее выдающимися личностями среди них считается благоверный правитель Роман Рязанский, священнослужитель Феофан Вышенский и святая Любовь Рязанская. Очень интересно, что сюда же входит старинный герой из сказаний и легенд – мужественный воин Илья Муромец. Это может показаться удивительным, но мужчина действительно существовал, а прославился и был канонизирован благодаря своей подвижнической деятельности.

Центральная личность собора святых – преподобный Василий, который стал первым епископом в Рязани, а также считающийся главным покровителем и защитником города. Его образ находится абсолютно в каждой местной церкви, и выглядит довольно нестандартно. На нём святого Василия всегда изображают плывущим по реке на сотканной мантии в честь Девы Марии. Этот символический внешний вид и есть иллюстрацией его настоящей жизни. Мужчина при жизни был руководителем кафедры в городке Муром, но из-за лжи и безграничной клеветы городские жители восстали против него. По этой причине святой закрылся у себя в комнате и всю ночь молился Господу, прося защиты от жестоких людей. Впоследствии ему приснился вещий сон, где Иисус Христос велел Василию выйти к людям. Утром он так и сделал – вышел к горожанам, распростер сотканную мантию по реке Ока, и ступил на неё. Произошло великое чудо – подул сильный ветер, и святитель поплыл против течения с образов Пресвятой Богородицы в руках. Никто до сих пор не может объяснить, как ему удавалось держаться на воде, считая это событие одним из самых необычных чудес человечества. Так он доплыл до Рязани, где местные жители приняли его с любовью и почетом. Через три года, в 1291 году он построил церковь, где и по сей день хранится тогдашняя икона Богородицы.

Нельзя не вспомнить еще одного святого, который всю свою жизнь посвятил просветительству рязанских жителей – проповедника Мелетия. Примечательно, что слава его распространилась на всю Россию, так как он много путешествовал, ведя проповедническую деятельность. Сначала у него не очень получалось склонять к вере язычников, но через некоторое время в его храм начали сходиться люди, доверившиеся талантливому проповеднику. Окрестив более чем двенадцать тысяч человек, Московский архиепископ удостоил святого орденом Святого Александра Невского. На сегодняшний день мощи Мелетия можно найти в Кремле, которые были туда перенесены в 2004 году.

Все святители, которые в своё время вошли в Собор рязанских святых, считаются небесными защитниками и покровителями этого города. Но это не значит, что жители других городов, и, даже, страны, не могут обратиться к ним с молитвами и просьбами о помощи. Известно большое количество случаев, когда молитвы их образам способствовали исцелению безнадежно больных людей или вселению веры в нуждающегося христианина. Потому в этот день каждый христианин может пойти в церковь, чтобы стать участником божественной литургии в честь святых.

Монастыри Рязанской области

Все монастыри Рязанской области

Троицкий Рязанский мужской монастырь

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи.

Адрес:

390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.

Телефон:

,,.

Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Адрес:

Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Телефон:

,.

Успенский Вышенский женский монастырь

Монастырь основан как мужской в лесах у слияния Цны и Выши, на современное место переведён в 1625. Долгое время небогат и малолюден, начал развиваться в нач. XIX в. попечением строителя иером. Тихона, перешедшего сюда из Саровской пустыни. Большая часть построек, в т. ч. кельи и ограда выстроены в XIX в. Получил особую известность по жившему здесь в 1866-1894 в затворе еп. Феофану (Говорову), известному духовному писателю. Закрыт в 1920-х, занят лесхозом. С 1938 занят областной психбольницей. Восстановлен в 1990 на части территории как женский, но до кон. 1990-х сёстры жили вне монастыря. В настоящее время идет постепенный вывод больницы в новые корпуса.

Адрес:

391574, Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20, Успенский Вышенский женский монастырь.

Телефон:

8 (49147) 2-73-73.

Время возрождения

Монастырь закрыли в 1923 г., а монахов разогнали или арестовали, здания частично разрушили, остальные пребывали в запустении. Многие святыни погибли, другие — реквизировали в музей (в том числе останки князя Олега и его кольчуга). Сначала в обители создали колонию для малолетних преступников, затем устроили склады. Позже тут разместилась администрация Солотчинского района.

В 60-е годы начались реставрационные работы. Реставрацией руководила Ирина Валентиновна Ильенко. В 80-е гг. был отреставрирован Рождественский храм. На территории монастыря был даже снят известный советский фильм для детей «Золушка».

Фото: архив

Летом 1992 г. на храме Рождества Пресвятой Богородицы после долгих лет запустения вновь появились золочёные кресты. 26 ноября 1994 г. по указу Патриарха Алексия II монастырь был открыт уже как женский. Стараниями насельниц обитель начала возрождаться. В том же году был освящен храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, а на Успение Пресвятой Богородицы состоялся первый иноческий постриг, который совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Стараниями сестёр обитель преобразилась. Снова закипела привычная монастырская жизнь в стенах обители. Ещё не всё восстановлено, но заботливая рука чувствуется повсюду.

Дальнейшая история обители

Солотчинский монастырь был одним из наиболее известных и богатых как в Рязани, так и на Руси. Многие князья старались что-то построить на его территории, сделать ему богатые дары. В середине XV столетия здесь появилась каменная Церковь чудотворца Алексея, который в то время был митрополитом. Она простояла более 400 лет, а потом была разрушена из-за аварийного состояния.
В конце 1680-х гг. монастырским настоятелем стал Игнатий, с именем которого связывают возвращение обители величия и славы. Он активно занимался восстановлением старых зданий, строительством новых. При нем здесь появился неповторимый архитектурный комплекс, построенный в стиле барокко. В XVII веке тут появились иконописная школа и архив, где были собраны документы XV-XVII вв. Количество земель, которыми владел в то время Солотчинский монастырь, насчитывалось более 8 тыс. га. При этом лесов, озер и хозяйственных угодий у него было в три или даже четыре раза больше. В 1860-х гг. здесь проведены частичные восстановительные работы, во время которых отремонтировали церкви XIV века, монашеские кельи и архив.После революции 1917 г. сакральный комплекс закрыли, а большинство старинных церквей разрушили, уничтожили и разграбили. Святыни были вывезены в неизвестном направлении. Вскоре здесь открылась колония для малолетних преступников, в отдельных же зданиях оборудованы складские помещения, клуб и кинозал. Советские власти долгое время решали участь княжеских мощей, отправленных в Губернский музей в Рязани. Уже в 1990 г. их вернули Русской православной церкви, а в начале XXI века они переданы в монастырь.
Возрождение Солотчинского монастыря началось в начале 1990-х гг. – когда здесь разместилась женская обитель. За два десятилетия полностью отремонтировали две древние церкви, жилой корпус, ограду, кельи архиерея. Тогда же для удобств монахинь возведены корпус для сестер, трапезная, хозяйственные и административные постройки. Большую ценность для памятки православия, историков и ученных представляет библиотека, где собрано множество документов, книг и грамот. Монастырь действует как паломнический центр. Для посетителей тут созданы отличные условия для проживания, молитв, экскурсий и посещения храмов.

Архитектурные памятники монастыря

Самой древней монастырской постройкой считается Покровский храм, где некогда хранились мощи упомянутой выше княжеской четы. В XVI веке все храмовые строения стали перестраиваться на каменные. К сожалению, Церковь святой Покровы была разрушена из-за обвалов.
Всего в монастыре действуют три церкви, построенные в конце XVII столетия. К ним относятся трапезный Храм святого Духа, церкви Рождества Богородицы и Рождества Ивана Предтечи (надвратная). Посещение каждой из них приводит в восторг как православных паломников, так и обычных путешественников, оказавшихся в Рязани.
Важными историческими памятниками являются древние стены монастыря и собор Рождества. Для искусствоведов все постройки обители имеют необычную ценность, поскольку они украшены изразцами. На них изображены картины из Библии. Находящиеся здесь изразцы имеют рельефную форму, полихромны, содержат орнаментальные мотивы.

Солотчинский монастырь в Рязани является не только важным духовным центром, но и историко-архитектурным комплексом. Здесь хранятся исторические документы, рассказывающие о разных периодах истории Рязани, княжества и местной княжеской династии.

Православие в Рязанской области

Рязанская митрополия расположена в центре европейской части нашей страны. По сообщению справочников, город Рязань (бывший Переяславль) находится в 198 километрах к юго-востоку от Москвы.

В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении — муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в ХV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки.

Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу Х века. Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновней князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время.

Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб — Муромским.

На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца ХI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина ХII в. — это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина ХII в. — формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович ( 1129).

В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца ХII в., зависела от Черниговских епископов.

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии.

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

Крупнейший на Рязанской земле памятник архитектуры нарышкинского барокко.Монастырь основан великим рязанским князем Олегом в 1390 году. Одно из предназначений монастыря было охранять с севера город Переяславль-Рязанский, современная Рязань.По легенде монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, здесь же князь Олег впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь Рождества Богородицы на Солотче считался одним из главнейших. Он вошел в число 46-ти обителей крупных и значимых монастырей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина). Именно при нем обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, часть зданий подверглась разрушениям, часть была передана под музей. В монастыре находилась колония для несовершеннолетних преступников.В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений. И в 1994 году Солотчинский монастырь возвращен Русской Православной церкви и возобновлен как женский. Первым храмом в монастыре была деревянная Покровская церковь, где были погребены князь Олег и его жена Ефросиния. В середине XVI века в память о походе Ивана IV на Казань была выстроена каменная церковь Святого Алексея, митрополита Московского. Однако до настоящего времени эти здания не сохранились — Покровская церковь, стоявшая на обрыве, была утрачена в конце XVIII века во время обвала берега. Церковь святителя Алексея была разобрана в XIX веке по причине ветхости зданий. До наших дней сохранились три храма монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 год), построенная при архимандрите Игнатии Шангине, Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689). Эти сооружения в стиле нарышкинского барокко предположительно построены по проекту архитектора Я.Г. Бухвостова. Интересны Настоятельный корпус (17 век), пятиглавый Рождественский собор (1691 год), крепостные стены (1688 год).Над созданием изразцовых украшений надвратной церкви работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Богослужения в Солотчинском монастыре совершаются ежедневно: 8.00 – утреннее, 17.00 – вечернее. Гостиницы для паломников в монастыре нет, в настоящее время идет ее строительство.Сайт монастыря Солотчинский-монастырь.рф
пос. Солотча, пл. Монастырская, 1 ВТелефон: (4912) 28-79-37

Перед революцией

К началу ХХ века в монастыре было 5 храмов: каменный одноэтажный пятиглавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, холодный каменный двухэтажный храм в честь сошествия Святого Духа на Апостолов (на нижнем этаже которого находилась церковь во имя Преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского). А через капитальную стену — тёплая трёхпрестольная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, над притвором которой была каменная колокольня. Весь монастырь был обнесён оградой с тремя башнями и тремя воротами, главные из которых украшала церковь Иоанна Предтечи. Крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями интереснейший ансамбль.

Защита князя от врагов

Легенда относит это событие к 1390 г. Монастырь призван был служить защитой Переславлю Рязанскому со стороны Большой Владимирской дороги. У мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью. Недаром в народе ходила легенда, что от Рязани до монастыря по велению князя был прорыт подземный ход.

Фото: архив

В тот же 1390-й год епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега (в крещении — Иакова) в монашество с именем Ионы. Осенью 1395 г. в Рязань прибыл преподобный Сергий Радонежский с тем, чтобы помирить московского св. блгв. князя Дмитрия Донского с Олегом Рязанским. Мир был скреплён браком дочери князя Дмитрия — Софии и сына князя Олега — Феодора, а также разменом Коломны на Тулу. В Солотчинском монастыре князь Олег строит соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дипломатические браки были весьма распространены в Древней Руси. У Олега первая жена была татарской царевной, вторая — литовской княжной. За выходца из Золотой Орды, мурзу Салахмира (Хоросмира) он выдал сестру свою Анастасию. В 2004 г. на территории Солотчинского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста, свидетельствовавшие, что под ней захоронен…татарин Салахмир. Эта находка стала сенсацией в отечественной исторической науке по своей древности и значимости.

После смерти в 1402 году Олег положен был в иссечённом каменном гробе в Покровском храме. Подле Олега, в том же гробе, положена была и супруга его — великая княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, «1405 г. 5 декабря», а по Татищеву — в 1406 г. в тот же день декабря, в субботу.

Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены в первой половине XV века. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г. часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой.

Гуслицкий Преображенский мужской монастырь

Краткое описание

Гуслицкий Преображенский монастырь, основан в 1859 году, в 50 верстах от уездного города Богородска, близ села Запонорья, с миссионерской целью; в монастыре бывли собеседования со старообрядцами. Первым настоятелем назначен известный противник староверия игум. Парфений (Агеев). Построен на месте существовавшего с XV в. Преображенского погоста, что в Мошеве. Здесь находилась весьма чтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая носилась по окружным селам и деревням. При монастыре была миссионерская библиотека, двухклассная школа и больница. Во 2-й пол. XIX в. обстроен каменными зданиями: выстроены келейные корпуса (1880-е), ограда с башнями (1877-1878).

19 мая Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector