Восстанавливающийся крестовоздвиженский храм в селе каинки отметил престольный праздник

Посетите место истории русской

Если будете в Казани, по возможности, конечно, посетите православный Казанской Божьей Матери мужской монастырь. Здесь очень красиво, и у вас появится возможность поклониться находящимся здесь реликвиям православия.

Он расположен всего в нескольких минутах ходьбы от знаменитого Казанского Кремля по адресу: улица Большая Красная, дом № 5. Координаты входа: 55.79841, 49.11372.

Добраться до него можно на автобусах под номерами 22, 28, 52 и 89.

Богослужения совершаются каждый день: в 7:45 начинается исповедь, в 8:00 — Божественная Литургия. После нее служится Водосвятный молебен перед Чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.

Расписание вечернего богослужения: в 17:00.

В будние дни все службы совершаются в Крестовоздвиженском соборе. А в воскресные — служится ранняя литургия в Софийском храме, ее начало в 7:00.

Посмотрите расположение Богородицкого монастыря в Казани на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Мой поход в мужской монастырь Казанской Божьей Матери состоялся 24 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.

Похищение Казанской иконы Божией Матери

В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 годах в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.

Собор Грузинской Божией Матери

Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери построен в стиле классицизма в 1835—1842 годах архитектором М.Коринфским. По сведениям из Путеводителя А.Рощектаева строительство обошлось в 50 000 руб. Собранная, как частные пожертвования, сумма была огромной, по тем временам (на рубль можно было кампанией неделю гулять в кабаке). Интересно, что пятую часть (10 000 рублей) внёс один человек — казанский мещанин Дмитрий Орлов.
История иконы, давшей имя собору, такова: в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. При этом он захватил многие святыни Грузинской земли, которые затем предлагал для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности (близ Холмогор), известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.
После основания Раифской обители в 1661 году казанский митрополит Лаврентий распорядился послать под Холмогоры одного из лучших летописцев и снять точный список с Грузинской иконы. Список был торжественно встречен в Казани митрополитом и с почестями препровожден в Раифский монастырь.

Собор Грузинской Божией Матери

Барельефы на стенахСобор Грузинской Божией Матери

Собор ГрузинскойБожией Матери

В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К счастью, Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена от пожара.

Казанский Богородицкий монастырь

Памятной датой явления иконы, а также основания обители является 1579 год. В это время восточная часть Казани пострадала от большого пожара и на поприще одного из дворов и был найден образ. Согласно легенде, о месте нахождения святыни сообщила людям сама Матерь Божья, трижды явившись во сне девочке 12 лет Матроне, дочке дворянина из Новгорода, в тот час проживавшего в Казани. С благословения Казанского архиерея Иеремии начались поиски иконы, которая была найдена девочкой именно там, где и сообщила во мне Богоматерь. Вскоре царем Иваном IV был издан указ об основании в Казани Богородицкого монастыря. По преданию, первой монахиней обители стала именно Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.

В 1590 году осуществилась постройка каменного собора, в который и перенесли икону. Спустя два столетия, в 1798-1802 гг. на месте временного сооружения был построен новый собор в честь иконы Богоматери. Проект архитектурной конструкции, выполненной в классицистическом стиле, создал известный архитектор И. Старов. Высота сооружения составляла 44 метра.

К числу монастырских сооружений относились также Никольский храм, возведенный в 1810-1816 гг. и Крестовоздвиженский храм (годы постройки — 1882-1884), которые располагались к северу и к югу от собора. Замыкали ансамбль расположившиеся полукругом Никольский и Настоятельский соборы.

Возрождение старинной святыни

И только с 1994 года Казанско-Богородицкий монастырь, стоящий на том месте, где несколько веков назад была обретена Казанская икона Богородицы стал постепенно возвращаться людям. Сначала верующим вернули Софийскую церковь.

В настоящее время там хранятся несколько святынь: частицы мощей некоторых святых, частицы ризы преподобного Серафима Саровского и частицы мантии святого Игнатия Брянчанинова, а также почитаемый список с иконы Богородицы под названием «Целительница».

И ещё одна не совсем обычная святыня находится в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — это частица Мамврийского дуба. По-другому, его ещё называют Дуб Авраама. Именно под его раскидистой кроной, по существующему несколько тысяч лет преданию, Аврааму явился Господь.

Сам же дуб находится в Палестинском городе Хевроне. Он растёт на территории русского монастыря Святой Троицы. И ему примерно 5000 лет.

Через 10 лет после Софийского открылся для верующих сильно перестроенный Крестовоздвиженский храм.

Когда в июле 2005 года Патриарх Всея Руси вернул Казани список здесь обретённой иконы, которая долгие годы до этого находилась за границей — в Португалии, а затем в Ватикане, его поместили именно в обновлённый великолепный Крестовоздвиженский собор.

Сейчас икона находится на его втором этаже, в правой части храма, если стоять лицом к иконостасу.

Кроме неё в Крестовоздвиженской церкви находятся ещё и другая святыня. Это ковчег с частицами ризы Пресвятой Божией Матери и частицы мощей других святых (подробнее информация будет на фото в конце статьи).

С 2005 года Казанско-Богородицкий монастырь возрождается уже как мужской, хотя первоначально был женским. Насельников здесь немного, всего несколько человек. На территории находится звонница, она пока расположена на земле, рядом со входом

и есть гостиница для туристов и паломников.

А за современным зданием церкви в честь Воздвижения Креста Господня, на самом месте обретения чудотворной Казанской иконы, возводится Собор Казанской иконы Божией Матери по чертежам прошлого века.

История

Основание в XVII веке

Раифская пустынь была основана в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. По смерти своих родителей, следуя совету евангельскому, он раздал всё имение нищим и постригся в монашество в московском Чудовом монастыре. Всё Смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом с ним и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил столицу и направился в низовые губернии по Волге. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля. В 1613 году этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времён считались священными у коренных жителей-черемисов).

Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решили вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом, образовав монашеский скит. По указанию Филарета была построена часовня (по легенде, её возвели после видения одному из монахов).

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 году казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Своё название обитель получила в честь знаменитого Раифского монастыря на берегу Красного моря, где по церковному преданию от рук язычников погибли христианские монахи; соборный же храм был освящён в честь Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных.

В 1668 году в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божией Матери, список с оригинала из Черногорского (Красногорского) монастыря близ посёлка Пинеги (ныне Архангельской области). Со второй половины XVII века до настоящего времени икона является главной святыней Раифского монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

XVII — начало XX века

До пожара 1689 года обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII веков. В 1690—1717 годах построены зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 году возведена в камне церковь, освящённая в честь Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных; в 1739—1827 годах — Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться не более десяти человек); в 1835—1842 годах — собор, освящённый в честь Грузинской иконы Божией Матери и построенный в стиле классицизма (архитектор Михаил Коринфский); в 1889—1903 годах — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (около 60 м); в 1904—1910 годах — Троицкий собор в русском стиле (архитектор Фёдор Малиновский).

Накануне революции 1917 года в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. Ежегодный монастырский праздник отмечался 31 июля (13 августа по новому стилю), когда Грузинская икона Божией Матери с крестным ходом приносилась в Свияжск и оставалась там на двадцать дней.

Советский период

В 1918 году обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 году арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Сергий (Гуськов) и послушник Пётр Тупицин. В том же году все они были расстреляны (в 1997 году Русская православная церковь прославила их в лике преподобномучеников Раифских, а в 2020 году их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).

С 1930-х годов на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Каменная ограда монастыря

Каменной стеной монастырь был окружён в 1803 году. В 1820-е годы по проекту архитектора Петра Пятницкого стены были перестроены. Ныне стоящие главные ворота монастыря были сооружены по проекту, утверждённому Александром I в 1810 году (вероятно, архитектора Я. М. Шелковникова, по другим данным — построены П. Г. Пятницким). Стены не сохранились.

Старов Иван Егорович (1744—1808), архитектор, теоретик русского классицизма, профессор (1785). В 1772—1774 гг. — главный архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В 1774 — конце 1780-х гг. работал в Санкт-Петербурге, с начала 1790-х гг. — на Украине. См.: Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — С. 536.

Емельянов Филипп Емельянович (1761/62—?), архитектор, представитель русского классицизма. Ученик В. И. Кафтырева. В 1796—1804 гг. — Казанский губернский архитектор. Автор проектов Гостиного двора (1800), дома губернатора, приспособленного им же под Первую Казанскую мужскую гимназию (1798). См.: Татарский энциклопедический словарь. — С. 185—186.

Шелковников Яков Михайлович (1774—1809), архитектор, представитель русского классицизма. В 1797—1804 гг. — помощник архитектора А. Д. Зайцева в Санкт-Петербурге. С 1804 гг. — Казанский губернский архитектор. По проектам Я. М. Шелковникова построены: городская больница (1806), тюремный замок (1807) и др. См.: Татарский энци клопедический словарь. — С. 664.

Петонди Фома Иванович (1794—1874), архитектор, представитель русского классицизма. В 1817—1834 гг. — Орловский губернский архитектор, в 1834—1844 гг. — Казанский губернский архитектор. С 1845 г. работал в Петербурге, в 1855 г. вернулся в Казань. Автор проектов многих зданий в Казани, в т. ч.: домов Н. Н. Колокольникова (1836), Дротоевского (1837), Казанской городской думы (1836), Родионовского института благородных девиц (1844, в соавторстве), «казанского подворья» (1843—1844) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. — С. 435.

Малиновский Фёдор Николаевич (1864—?), архитектор. В 1894—1912 гг. — Казанский епархиальный архитектор. По его проектам построены: Собор Божией Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в г. Свияжске (1898—1906), Троицкий собор Богородицкой пустыни (1904—1907), Троицкая церковь в г. Лаишеве (1911) и др. Работал в русле эклектизма. См.: Татарский энциклопедический словарь. — С. 338.

Заведующие живописной мастерской

За 60 лет деятельности живописной мастерской сменилось пять заведующих. Начиная с 1868 года старшими становились монашествующие самого монастыря. Особенно хочется выделить деятельность двух заведующих, несомненно, внесших большой вклад в становление и укрепление авторитета мастерской, — это монахини Мария и Анфия. Монахиня Мария (Мандрыка) возглавляла живописную мастерскую на протяжении 16 лет, монахиня Анфия (Бакакина) — была старшей в мастерской в течение 21 года. Примечательно, что они в своем служении Богу переросли рамки живописной мастерской, став уважаемыми настоятельницами в других монастырях: монахиня Мария — Балашовского Покровского, монахиня Анфия — Казанского Свято-Феодоровского.

* * *

Следует признать, что до сих пор деятельность живописной мастерской Казанского Богородицкого женского монастыря остается за скобками научного исследования. Абсолютное большинство искусствоведов изучает иконопись до начала XIX века, а более поздний период остается вне поля их профессионального интереса. Не прослежена связь с мастерскими Троице-Сергиевой Лавры и Дивеевского монастыря, а также казанскими иконописными мастерскими, в частности Гагаева, Семенова. Пока не понятно, учились ли казанские мастерицы в Императорской академии художеств. Крайне интересно было бы знать о сотрудничестве с художниками и выпускниками Казанской художественной школы.

Не отмечен пока вклад заведующих, нет сведений о приобретении материалов (иконных досок, красок, особенно лаков), нам не известны пути сбыта иконописной продукции. Современных исследователей должны интересовать и вопросы взаимодействия в формировании монастырской живописи мастерской Казанского Богородицкого монастыря и других российских иконо­писных школ и центров, а также в чем выражалось влияние данной живописной мастерской на мастерские монастырей Казанской и соседних епархий. Интересно знать, отправлялись ли сами казанские иконописицы в другие монастыри для передачи своего опыта.

Возможно, результаты деятельности живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (хотя следует признать, что до сих пор не исследованы и не атрибутированы иконы, написанные в монастыре) несопоставимы по значимости с ведущими подобными школами конца XIX — начала XX в. — Соловецкой, Троице-Сергиевой Лавры, возможно, Дивеевской, но сам факт ее деятельного существования в течение 60 лет не должен быть забыт.

Настоящей выставкой мы предпринимаем попытку поднять занавес молчания над утраченной историей живописной мастерской. Мы отдаем себе отчет в том, что эта тема далека еще до полного своего раскрытия и она ждет своих пытливых исследователей и подвижников.

К положению монахинь [24]

Как известно, монахини и сестры Казанского первоклассного девичьего монастыря подали заявление в Комитет Общественной Безопасности с воззванием о помощи и заступничестве от незаслуженного шестилетнего угнетения со стороны игуменьи Варвары, которая пользуясь покровительством и мироволием бывшей великой княгини Елизаветы Федоровны, довела монахинь и сестер, (по их выражению) к великому прискорбию и стыду, до нападения разных паразитов.

Исполнительный Комитет Общественной Безопасности гор. Казани немедленно поручил членам комитета протоиерею Руфимскому и профессору Бушмакин расследовать по упомянутой жалобе монахинь.

Последние 13 мая доложили комитету следующее: от монахинь и сестер Богородицкого женского монастыря, в количестве 41 чел., поступила жалоба на имя архиепископа Казанского. По содержании жалобы архиепископом была назначена одновременно с постановлением Исполнительного Комитета, следственная комиссия под председательством епископа Анатолия с участием архимандрита Афанасия и священника Краснопёрова, в каковую протоиерей Руфимский и профессор Бушмакин вошли в количестве членов её, как представители Исполнительного Комитета.

Общая картина такова: управление монастырём игуменьей осуществляется единолично без совета со старшими монахинями, отсюда какой — либо реальный контроль над приходом и расходом монастырских сумм, кроме строго зафиксированных, невозможен. Так, на вопрос есть ли долги на монастыре и в каком количестве, был получен ответ: «есть», а в каком размере, точного ответа никто не мог дать: ни монахини, ни казначея, ни игуменья.

Относительно доходов общее убеждение монахинь таково, что их вполне достаточно на удовлетворение скромных своих требований: дать дров на отопление келий, больницы, бани и прачечной и выдавать сестрам хороший и доброкачественный чёрный хлеб и квас.

Первое требование было вызвано тем, что дров хватило всего до февраля и, начиная с этого времени, не отапливались не только кельи, но даже и больница, в последней функционировала только одна палата на 7 человек, что, принимая во внимание общее количество населения монастыря — 547 сестер, ставило последних в отношении медицинской помощи в весьма тяжёлое положение, тем более, что больничное помещение является грязным и сырым, а в аптеке нет таких лекарств, как хинин, аспирин и т.п. Баня и прачечная монастыря не отапливались уже в продолжении 2-х лет

Монахини бельё стирали у себя в кельях.

Следствие подтвердило, что в ведении монастырского хозяйства со стороны игуменьи была полная безотчётность и, что особенно плохим было отношение игуменьи к монахиням после знакомства её с бывшей великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Исполнительный Комитет, заслушав доклад следственной комиссии, постановил: просить архиепископа Казанского уволить игуменью Варвару от занимаемой должности, согласно её прошению.

Следственная комиссия, посланная архиепископом Казанским, продолжает вести расследование хозяйственно-денежной части монастыря.

Работы живописной мастерской

Во второй половине XIX века монастырские рукодельные мастерские создавались для нужд самой обители — для написания так называемых «раздаточных» икон богомольцам и паломникам, для подарков высочайшим особам, посещавшим монастырь, для написания икон в другие, главным образом сельские, церкви, для создания всевозможных богослужебных предметов.

К 1880 году некоторые послушницы достигли таких успехов, что были в состоянии исполнять крупные заказы для оформления целых иконостасов во вновь открываемых церквах.

В живописной мастерской писались иконы не только для храмов самого монастыря (в частности, иконы Крестовоздвиженской церкви; в 1870 году поновлялись иконы четырех евангелистов, «писанные на железе, каждая вышиною по 5 аршин», помещавшиеся на третьем ярусе монастырской колокольни по четырем простенкам), но также исполнялись заказы и для других церквей Казанской епархии. Так, под руководством рясофорной послушницы Екатерины Захаровны Мандрыки в 1877 году были написаны иконы для иконостаса домовой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при земской школе для образования народных учительниц.

Были написаны иконы на бронзовых царских вратах кафед­рального Благовещенского собора, «небольшая, но драгоценная плащаница живописной работы, убранная серебряной парчою, камнями и жемчугом» для церкви Первой казанской гимназии. Исполнялись в мастерской и иконы для целых иконостасов сельских церквей. 4 марта 1876 года Е. З. Мандрыке, руководившей живописным классом, была объявлена признательность епархиального начальства «за усердное занятие».

Работы монастырской мастерской экспонировались на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года и были отмечены наградами: почетным отзывом «За превосходную работу риз и шитье золотом» и большой серебряной медалью «За хорошее качество живописи на иконах».

Живописная школа Казанского монастыря была одной из ведущих в регионе и по численности работающих в ней, и по количеству и качеству продукции. Если в Казанском монастыре на основании архивных документов автором выявлено 53 иконописицы, то в Елабужском Казанско-Богородицком женском монастыре — 12, в Свияжском Иоанно-Предтеченском — 12, в Чистопольском Свято-Успенском — до 10 живописцев.

В начале XX века всех послушниц, занимающихся живописью, было 34. При игуменье Маргарите (настоятельница монастыря с 1903 по 1910 год) деятельность живописной школы заметно разнообразилась. Кроме иконной живописи на дереве, сестры научились живописи на полотне, атласе, бархате и стекле; они умели выжигать на дереве по трафаретам. Бывшая воспитанница монастыря дочь священника Р. А. Иванова, выпускница Казанской художественной школы, по просьбе игуменьи Маргариты даже обучала сестер писать с натуры.

Храмы, архитектура

К началу XX века он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых была разрушена в советское время. Из обширного комплекса монастыря ныне сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью и Софийская надвратная церковь, а также двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса (построены в — годах), полукругом охватывающие место, где раньше стоял собор. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в — годах.

Храм Николы Тульского

Храм во имя святителя Николая Чудотворца уже существовал на год и был построен, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много среди первых русских поселенцев в Казани. В этой церкви Казанская икона Божией Матери находилась в первые месяцы после обретения. Вместо нее в году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре была снесена. В — годах был построен новый Николо-Тульский храм, который стал зимним собором монастыря, и в нём с тех пор зимой находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери. По архитектуре храм был двухпрестольным, но еще два престола находились на хорах. В советский период здание подверглось сильным перестройкам — своды и купол были разобраны, надстроен третий этаж, заменены перекрытия, пробиты новые двери и окна. На начало XXI века в бывшем храме были размещены цеха табачной фабрики.

Прочие корпуса обители

Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на улицу Большая Красная по правую руку от ворот, был построен в — годах, вероятно, также по проекту Я. М. Шелковникова и перестроен в года. В здании в разные годы находились гостиница, больница и другие службы монастыря. В году корпус был возвращен Церкви.

Небольшой одноэтажный корпус, примыкающий к Софийской церкви, был построен в году. В нём до постройки южного корпуса была трапезная, позже — кельи. В году он был передан Церкви.

Утраченные

Колокольня возведенная в XVII веке имела шесть ярусов и возвышалась на 55 метров. Утрачена в советский период. На начало XXI века на месте колокольни — площадка перед проходной табачной фабрики.

Храмы и святыни

К сожалению, за несколько десятилетий старинная обитель утратила почти весь свой архитектурный ансамбль. До наших дней сохранился двухэтажный каменный корпус с Крестовоздвиженским храмом конца XIX века. На территории стоят два двухэтажных корпуса, которые были выстроены в первой
половине XIX века по проекту главного архитектора Казани – Якова Михайловича Шелковникова.

Настоятельский корпус Казанского Богородицкого монастыря

Со стороны улицы Нагорная можно увидеть изрядно переделанную церковь в честь Николы Тульского. Этот живописный храм появился в 1810-1816 годах на месте приходской церкви, где изначально хранилась найденная икона. С 2015 года в обители идет восстановление большого соборного храма.

Главную святыню монастыря – список с древней иконы Казанской Богоматери хранят в Крестовоздвиженском храме. Здесь каждый день проходят церковные службы, и паломники могут поклониться знаменитой иконе.

Пещерный храм собора Казанской иконы Божией Матери

Настоятельский и сестринские корпуса

В «настоятельском» и «Никольском» корпусах, полукругом охватывающих собор, жила основная часть монахинь и послушниц. Покои настоятельницы находились в одноимённом корпусе, расположенном ближе к Пятницкой церкви. Проект корпусов составил Я. М. Шелковников. Корпуса строились довольно долго, «настоятельский» — с 1810 по 1832 год, «Никольский» — с 1832 по 1843 год, и наблюдавший за постройками губернский архитектор Фома Петонди внёс в проекты существенные изменения. Поэтому печально сегодня лицезреть на них, сиротливо стоящих и разрушающихся ввиду нашего общего равнодушия.

Казанская икона Божией матери

Во время польской оккупации страны в 1612 году ополчение под началом Минина и Пожарского взяло в освободительный поход на Москву Богородичный образ. После успеха в этом деле он приобрел значение великой общерусской святыни.

В 1904 году православные были потрясены вестью о жестоком ограблении монастыря, в ходе которого пропала икона Богородицы. Трагическое событие произошло в ночь на 29 июня. Похитители утверждали, что предали икону сожжению, желая получить только драгоценную ризу. Но ни эта, ни вторая версия — о продаже святыни старообрядцам — не были подтверждены следствием.

Но даже после похищения иконы к месту ее явления не перестают приезжать паломники со всего мира. Православные люди чтут Богородичный образ и жаждут увидеть памятное место его явления — Казанский Богородицкий мужской монастырь.

В наши дни копии (или иначе списки) Чудотворного образа Богоматери распространены по всему миру. В Казани находится ватиканский список, официально признанный католической церковью чудотворным. Данное изображение можно увидеть в каждом православном храме, и мало в каком православном доме не найдется хоть маленького ее изображения. В надежде о помощи и спасении к Матери Божьей обращаются при семейных разногласиях, проблемах со здоровьем, для защиты детей, а также на благословение крепких супружеских уз. Чаще всего венчающихся молодых людей благословляют именно Казанской иконой Богоматери.

История Раифского монастыря

Монастырь основан в 1613 году отшельником Филаретом в лесу, на берегу Сумского озера. После смерти своих родителей, Филарет раздал все свое имущество и постригся в монахи. Его желанием было вести жизнь в уединении, чему мешали его многочисленные родственники. И тогда она отправился из Москвы искать тихое место. В 1613 году он дошел до Казани, где сначала жил в Спасо-Преображенском монастыре, но вскоре построил себе уединенное жилье на берегу Сумского озера. Все свое время он посвящал молитвам и общению с Богом. А его уединение нарушали лишь черемисы (предки марийцев), которые появлялись на берегу озера для совершения языческих обрядов. Они и распространили слух об отшельнике Филарете. И вскоре рядом стали селиться подвижники монаха. В 1659 году Филарет умирает, а в 1661 году казанский митрополит дает благословление на строительство монастыря.

Адрес, как добраться, экскурсии

Богородицкий монастырь расположен в центре Казани, по адресу: Большая Красная, 5. Доехать можно как на личном транспорте, так и на автобусными маршрутами №22, 52, 89, 28 до остановки «Батурина».

Увидеть Богородицкий монастырь можно во время обзорной экскурсии по Казани, а также посетить монастырь самостоятельно в доступные для посетителей часы — с понедельника по субботу с 8 до 19 часов и в воскресенье с 7.30 до 19.00.

  1. Казанский Кремль
  2. Мечеть Кул Шариф
  3. Благовещенский собор
  4. Петропавловский собор
  5. Богоявленский собор
  6. Раифский Богородицкий монастырь
  7. Храм всех религий
  8. Свияжск
  9. Улица Баумана
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector