Каменные растущие кресты в турове

Программа экскурсии

Стандартная экскурсия включает в себя следующее:

  1. Прогулка по территории СИЗО. Здесь экскурсанты смогут увидеть площадку с тренажерами, футбольное поле.
  2. Прогулка воз крестообразных режимных корпусов.
  3. Посещение административных построек.
  4. Осмотр камеры.
  5. Изучение музейной экспозиции.
  6. Посещение церкви Александра Невского.

Экскурсии проводят ежедневно с 11:00. Билет стоит 500 рублей. Экскурсоводы рассказывают посетителям об истории «Крестов», показывают наиболее интересные и значимые объекты. Сотрудники надзора и исполнения поведают экскурсантам об особенностях работы в СИЗО.

Пешая экскурсия вокруг «Крестов»

Часовая пешая экскурсия включает в себя:

  • внешний осмотр тюремных построек;
  • посещение «мистического» Литейного моста;
  • осмотр здания с изображением «магического» квадрата;
  • прогулка по набережной, откуда можно наблюдать «большой дом» (бывшее здание НКВД).

«Кресты» – один из самых необычных музеев Санкт-Петербурга. Сегодня крестообразные здания имеют не только историческую, но и культурную ценность. На территории бывшей тюрьмы ведутся активные реконструкционные работы.

Туровские кресты изготовлены из необычного материала

Судя по всему, правда в этой истории только одна — это первоначальное количество крестов, так как об этом остались подтвержденные сведения. Например в своем письме Виленскому попечителю учебных заведений краевед Василий Грязнов в октябре 1879 года пишет о 12 древних языческих крестах стоящих на берегу Припяти. Он же утверждает, что местные жители ходят совершать странные обряды, с которыми борются местные церковные власти. То есть в 19 веке все местные жители знали, что эти кресты не имеют никакого отношения к периоду крещения Руси и называли их языческими.

Туров некогда был городом 300 куполов

Ведь символ креста один из древнейших символов человечества ещё задолго до христианства. Первые изображения крестов, как некоего символа датируются примерно 3000-2500 до н.э. Ведь крест, в верованиях Древнего Египта и Древнего Вавилона, символизировал пересечение небесного и земного. Изображение креста в дохристианских верованиях использовалось в довольно жутковатых ритуалах преклонения различным силам природы.

Туровские кресты вырезаны из необычного камня

Туровские большие кресты, которых к настоящему времени сохранилось 5 единиц, в том числе три в самом Турове могли появиться в этой местности задолго до основания здесь города. Возможно языческое капище, где стояло полукругом 12 каменных изваяний размером до двух метров и послужило знаком, первоначально греческим монахам, основавших здесь Андреевский монастырь, минимум на 20 лет раньше, чем состоялось крещение Руси, а потом и самому легендарному князю Туру.

В 1989 году частицы больших каменных крестов исследовались неофициально, по заданию гомельского обкома КПБ. Ученые гомельского института железнодорожного транспорта совместно с археологами сделали выводы, что крестам минимум 3500 лет и их структура представляет нетипичные для БССР породы. Ближайшая местность, где можно встретить идентичные горные породы является Таджикистан и Индия. Все научные исследования никаких разгадок не привнесли, вот загадок добавили.

Растущие из земли кресты в Турове собирают паломников

Причина №1. Древние храмы и саркофаги

Здесь, на Замковой горе, располагалось городище Древнего Турова. Археологам удалось найти руины храма того времени. Никаких сведений о его существовании в письменных источниках не было. Ученые пришли к выводу, что его разрушило землетрясение 1230-го года.

Над руинами древнего храма возвели купол, чтобы сохранить фундамент средневековой церкви. Ученые установили: храм построили в конце XI века. Раз в год, в день рождения Кирилла Туровского, здесь проводят литургию.

Собор был построен из плинфы – белых продолговатых кирпичей. Привозили строительный материал на ладьях из Византии. Через Туровское княжество проходил важный торговый путь «из варяг в греки». Оттуда же привозили и ювелирные украшения: серьги, браслеты, бусы. 

При раскопках нашли не только предметы быта, но и саркофаги: кирпичные и шиферные. Шиферные саркофаги, выполненные из сланца, привозили сюда с севера Украины. В таких саркофагах хоронили знать и высшее духовенство. 

В следующем году раскопки продолжатся. Ученые исследуют восточную часть городища. Там располагалась Ильинская церковь. Возможно, археологам удастся найти новые артефакты.

Причина №5. Лесное сафари

На территории национального парка «Припятский» под Туровом находится сафари-парк. Хозяин здешних мест – Лесной Кудесник-колдуну. В его дом ведет волшебная лестница, состоящая из семи волшебных ступеней. Поднявшись по ней, можно оставить в прошлом все ненужное в этой жизни, а сев на волшебный трон – загадать самое сокровенное желание.

Дальше – волшебная поляна. Здесь находится импровизированное языческое капище с деревянными статуями языческих богов. Главный – Перун. Он ездил на колеснице по небу, вызывал гром, молнии и приносил людям неудачу.

А бог Велес предупреждал о людей о неудачах. И только Белун мог справедливо рассудить любой конфликт.

На деревья тоже можно повязать ленточку: считается, что они здесь исполняют желания.

Загадали желание – и можно ехать в путешествие по лесу. Если нам повезет, встретим диких животных. Не в вольерах, а в живой природе.

Если ехать медленно, то можно встретить лосей, косуль, диких кабанов, лис, зайцев. Территория здесь большая – 260 гектаров.

В лесу близко подойти к животным не получится. А вот ручного оленя Кузю можно даже покормить. Он живет в вольере и настолько привык к людям, что его не пугает ни двигатель автобуса, ни дальний свет фар. Сюда стоит вернуться хотя бы для того, чтобы снова погладить это дружелюбное животное.

Явление растущего креста в Турове

По рассказам местных жителей, четвертый крест, также покрытый тиной и водорослями, в реке нашёл крестьянин Иван недалеко от Борисо-Глебского удела. Крестьянин спрятал свою находку возле церкви на Борисо-Глебском кладбище, закопав его в землю. Позже произошло очередное необъяснимое явление: крест стал “выходить” из-под земли. Именно поэтому реликвия получила название Туровский крест, “растущий” из земли.

Первые признаки роста креста были обнаружены местными жителями в 1956 г. во время уборки могил. Тогда верхняя часть креста немного вышла из земли. Однако тогда люди не придали этому значения и приняли крест за обычный камень.

К 1982 г. верхняя часть креста была выше земли уже на 2,5 см, а в 1997 г. местные жители смогли увидеть всю верхнюю часть растущего Туровского креста и часть его правого крыла. В 2001 г. было отчетливо видно и левое крыло креста. Зимой этого же года при температуре минус 15 вокруг креста стал таять снег, и образовались лужи. Крест излучал тепло, явление продолжалось около 10 дней. Некоторые местные жители также рассказывали, что во время излучения тепла каменным крестом над ним появились три светящихся столба, которые выходили из земли возле креста и устремлялись в небо. Однако никаких подтверждений существования столбов нет.

Крест продолжал расти не только в высоту, выходя из земли, но и вширь. Ширина креста в 2004 г. была равна 28 сантиметрам, в 2007 – 34 см, в 2009 достигла 35,5 см. После 2009 г. ширина креста не изменялась.

Научный взгляд

Геологи, физики, геммологи, уфологии и другие учёные изучали историю и сам растущий Туровский крест. Был сделан не один десяток фотографий, измерений, анализов. Согласно официальным замерам, было признано, что геометрические размеры креста со временем действительно увеличиваются.

Не смотря на множество проведенных исследований, никто из учёных не смог объяснить причину такого быстрого роста и выхода из-под земли каменного креста. Объяснение данного явления отсутствует и по сей день, такой аномально быстрый рост камня не подчиняется ни одному закону.

В 2008 г. стал появляться ещё один крест, который растет из земли в Турове, о котором не упоминалось в древних приданиях. Крест появился в центральной части Борисо-Глебского кладбища под могильной оградкой недалеко от фундамента древнего храма. С ростом крест стал упираться в могильную оградку, её пришлось убрать. На данный момент этот крест считают не растущим, а выходящим из земли, его высота над поверхностью земли составляет 17 сантиметров.

Несмотря на отсутствие данных о чудодейственных свойствах последнего появившегося креста, паломники-христиане всё равно приезжаю к этому кресту не только из других городов Беларуси, но и из России, Украины. Считается, что все растущие каменные кресты на Туровской земле святые. Верить или не верить – личное дело каждого, однако, явление, бесспорно, интересное и заслуживает внимания!

(Visited 39 157 times, 1 visits today)

ИЗ ГРЕКОВ В ВАРЯГИ

— Мы поняли, что нужно собрать как можно больше материала: он, возможно, сам откроет что-то, — говорит Александр. — Если нанести на карту расположение крестов по их типам, становятся видны исторические границы земель — Новгородской, Псковской, территории Великого княжества Литовского.

Крест в д. Ястребино (Лен. область), ориентировочно XV–XVI века

О происхождении крестов может свидетельствовать материал, из которого они сделаны: известняк, песчаник, даже гранит. Существует теория, что традиция ставить каменные кресты пришла в Северо-Западный регион современной России из Скандинавии во времена контактов с варягами, мирных и не очень. Но Александр и Татьяна убеждены, что кресты «достались» нам от Византии. В произведениях византийского поэта Константина Родосского, жившего на рубеже IX и X веков, упоминаются кресты в Константинополе, которые ставили на каменные колонны. Они не сохранились до наших дней. Но именно оттуда традиция изготовления крестов пошла двумя независимыми путями, считают «регионавты»: на северо-восток в Древнюю Русь и северо-запад — в Европу. Это подтверждают находки греческих каменных крестов V–VI веков в Крыму и крестов XI века на Северном Кавказе. Александр и Татьяна проехали 15 европейских стран, изучая, осматривая и ощупывая собственными руками каменные кресты. И сделали вывод, что по типу они все отличаются от отечественных. Встречаются две традиции — русская и европейская — в Эстонии. Самый яркий пример такой встречи — крест Василия Росладина, новгородца, воевавшего на стороне шведов. Этот крест, установленный на дороге Нарва — Ревель (Таллин) в 1590-х годах, имеет надписи на двух языках: с одной стороны на русском, с другой — на немецком.

Чудны деяния твои, Господи!

В первый год появления из земли креста как такового было отмечено первое чудо: зимой, в 20-градусный мороз, весь снег вокруг этого места растаял, а сам крест на ощупь был теплым. Ученые из Белорусской Академии наук, приехавшие по приглашению местных властей, не могли объяснить природу этих явлений. Была попытка закоренелых атеистов обвинить церковных служителей в попытке фальсификации явлений, однако никаких доказательств мошенничества не было обнаружено.

— Но, — продолжает Валерий, — ради справедливости надо сказать, что некоторые газеты писали неправду о том, что крест постоянно теплый — этого нет. Я сам наблюдаю за всеми изменениями, происходящими с крестом, и могу сказать, что он не только приподнимается над землей, но и увеличивается в своих размерах. С момента начала моих наблюдений в 2004 году по нынешнее время прирост размеров по горизонтали составил 6 сантиметров. Иногда мне говорят, что могут иметь место погрешности измерений, мол, никакой рулеткой точно нельзя измерить камень, но в то же время невозможно не заметить даже на глаз и увеличение на 6 сантиметров.

Увеличение креста — не единственное необъяснимое явление. Периодически на его теле появляются таинственные рисунки. На кресте являлись два ангела, стоявших голова к голове, с крыльями в разные стороны. Спустя полгода они словно испарились, но на их месте очертилось распятие, над которым воссиял нимб. Со временем и это изображение поблекло, зато обозначился человеческий лик, ставший поясным портретом, а позже над головой человека появилась монашеская шапка.

Причина №2. «Живые» кресты

Еще одна причина приехать в Туров – «живые» кресты. Каменные кресты – одна из главных загадок Турова. Чтобы их увидеть, каждый год сюда, на Борисоглебское кладбище, приезжают сотни паломников. Говорят, кресты обладают целительной силой.

По легенде, кресты приплыли в Туров из Киева сразу после крещения Руси. Причем, плыли они против течения. Когда местные жители их вытаскивали, река Припять стала красной, как кровь. Позже, когда на туровской земле приняли христианство, кресты стали святыней. 

Этот крест называют растущим. У него просят здоровья, счастья, денег. Чтобы проверить, действительно ли он растет прямо из-под земли, сюда приезжали ученые. Впервые – в 2004-ом году. 

Может ли крест исцелять – научно доказывать никто не взялся. Но местные жители рассказывают туристам о чудесах, которые может сотворить камень. Один из таких случаев произошел на глазах Валерия Котлярчука: парализованная женщина встала на ноги.

Еще один крест находится в Храме в честь Всех Святых. Во времена атеизма камни хотели уничтожить. Но крест просто выбросили, верхушка разбилась. Уже в 1980-х каменную святыню нашли и вернули в церковь. 

Приложиться к «растущему» кресту приходят и днем, и ночью. Для некоторых местных жителей это уже традиция –поздним вечером почтить святыню. 

Благодетели Никольского монастыря

Сверкающие на солнце купола Никольского храма видны с любой высокой точки города. Единственные, покрытые сусальным золотом. Это возрожденный храм. От него невозможно оторвать глаз.

Фото Нины НеугодовойФото Нины Неугодовой

Он был построен в первой половине 18 века и взорван на заре советских времен.

Фото Нины Неугодовой

Размышляю, как, с чего продолжить  рассказ об этом удивительном монастыре, покорившем меня ухоженностью, красотой, великолепием, обилием святынь, неповторимой, трагической историей.

Фото Нины Неугодовой

С троекратного разорения монастыря? С повести о каждой из монастырских церквей? С подробным повествованием о каждой святыне? Все важно, все чрезвычайно интересно…

И вдруг пришла мысль, что не будь настоятельницы монастыря игуменьи Евстолии, возможно, не было бы и этого благолепия.

Игуменья Евстолия

Петербужцы могут гордиться, потому что родом игуменья Евстолия из Санкт-Петербурга. Родилась она в 1955 г. в образованной офицерской семье. Там же получила высшее художественное образование.

А вскоре, начиная с 1988 г., и началась ее монастырская жизнь. Как художник по образованию писала иконы, проектировала и реставрировала иконостас Никольского собора.

В начале 1994 г. приняла монашеский пОстриг и стала святой преподобной Евстолией. А уже в июне указом Священного Синода назначена настоятельницей Никольского монастыря. В 39 лет!

На ее плечи легла разрушенная монашеская обитель. Приведу ее слова о начале своего пути полностью. Они дают истинное представление о той работе, которую она провела и продолжает вести.

За великие труды по восстановлению монастыря игуменья Евстолия в 2003 г. была награждена крестом с украшениями.

Когда я увидела красоту монастыря  и всей его территории (обожаю все красивое!), не удержалась, чтобы не выпросить адрес личной электронной почты, и написала настоятельнице монастыря  восхищенное и благодарное письмо.

Надвратная церковь Петра и Павла. Фото Нины НеугодовойЗеленый уголок перед келейным корпусом. Фото Нины НеугодовойМонастырское кладбище. Фото Нины Неугодовой

Ктитор В.И. Тырышкин

Но не будь ктитора Виктора Ивановича Тырышкина  из Санкт-Петербурга (вновь из Петербурга!), долго еще восстанавливался бы Никольский монастырь. 

В.И. Тырышкин

Игуменья Евстолия  отзывается о нем так:

Что же привело будущего офицера к такой жизни?

Будучи курсантом военной академии, он возвращался от матери, которая благословила его на хорошую учебу иконой святителя Николая. Всю дорогу  Виктор Иванович не выпускал ее из рук.

Он спешил на поезд, водитель ехал с повышенной скоростью, не справился с управлением и врезался в павильон автобусной остановки. Машина разбилась вдребезги, водитель погиб на месте, а на юном курсанте даже царапины не было.

Глобальные перемены в восстановительных монастырских работах с участием Виктора Ивановича Тырышкина  начались со строительства монастырской ограды. Но это было только начало.

Насельницы и инокини монастыря мечтали о восстановлении главного собора – Никольского, — взорванного большевиками.

Матушка Евстолия вспоминает: «…из полной нищеты, полного минуса, на фоне экономически умирающего города и упадка в стране – вдруг превышающий все реальные возможности проект! Как это возможно? Все это стало возможно, когда Господь и святитель Николай привели к нам в обитель Виктора Ивановича Тырышкина».

В.И. Тырышкина за свои труды в возрождении Ярославской епархии награждался высокими патриаршими наградами. Орден Славы и Чести I степени  (это самая важная награда из всех) была ему вручена Патриархом Кириллом в Ярославле в 2010 году, когда отмечался тысячелетний юбилей города и освящался Успенский кафедральный собора.

Архитектор В.И. Ижиков

А потом трудами переславского архитектора Вячеслава Николаевича Ижикова — еще одного  бескорыстного подвижника и благодетеля монастыря — была выстроена монастырская звонница. Главный колокол из набора колоколов весит около восьми тонн.

Фото Нины НеугодовойФото Нины Неугодовой

НЕ СМЕРТЬ, НО ЖИЗНЬ

— У нас на кресты уже выработался нюх, — шутит Татьяна. — Все сведения из архивов мы давно проверили. Теперь изучаем кладбища. Обязательно заходим в районные музеи

Или просто видим на карте группу деревушек, чем-то она привлекает наше внимание, решаем проверить. Буквально в эту субботу нашли еще два креста.

— Как приятно бывает выйти на окраину какой-нибудь деревни и обнаружить каменный крест, прямо картина Васнецова, — делится впечатлениями Александр.

Крест может стоять у дороги, у реки, на кладбище. Около 200 крестов хранятся в музеях Северо-Западного региона. К сожалению, в большинстве случаев музейные работники ничего о них толком не знают. К одному была привешена бирка «фрагмент камня времен Северной войны». А в одном из музеев мы, осматривая запасники, вдруг увидели каменный крест редкой формы. Сотрудница музея искренне удивилась — она считала его каким-то обломком мельничного жернова.

— Пришлось просвещать. Без нас этот крест еще долго бы считался частью мельницы, — грустно улыбается Татьяна.

Однажды две части одного креста оказались в разных «углах» одного из музеев.

— Когда мы предложили хранителю соединить их, — вспоминают регионавты, — она ответила: «Как? Я из двух экспонатов буду делать один?! А как отчитываться?»

Конечно, изучением каменных крестов занимались серьезные ученые: профессор Илья Шляпкин, академик Валентин Седов, профессор Александр Спицын. Но научный взгляд имеет свои особенности, поскольку для археологов бывают важны не столько сами предметы, сколько контекст, в котором они существовали. Поэтому каменные кресты для них чаще всего представляют «мертвый» предмет, ведь их обычно находят или в поврежденном слое, или в совершенно других местах (часовни, храмы, современные кладбища).

— Для нас каменные кресты — это живые памятники, они в большинстве своем находятся на поверхности, они открыты и видны. Понятно, что оставлять их так рискованно. Полицейского около каждого креста не поставишь. Но только оставаясь там, где они есть, а не в музеях, они могут в полной мере свидетельствовать о жизни и вере тех людей, которые их поставили — наших предков. Но чтобы это свидетельство услышать и воспринять, нужен человек. А человеку не хватает знания, не хватает чувства ответственности за землю, на которой он живет, не хватает смелости.

— Ну и что делать? — спрашиваю я.

— Не знаю, — отвечает Александр. — Мы с Татьяной будем делать то, что считаем нужным — продолжать свои исследования. Хотя нам никто за это не платит. Наоборот, заработанные деньги мы тратим на изучение крестов. Пусть это будет благотворительностью в пользу нашей российской науки.

МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ

Как только люди не относятся к каменным крестам своей местности. Одни разбивают их ради забавы, другие — чтобы укрепить могилку родственников или вложить в фундамент какой-нибудь хозяйственной постройки. Был случай, когдамужчина решил собирать кресты, думая, что так он их спасает. Их у него скопилось больше сорока. Сейчас эти кресты стоят возле Святогорского Успенского монастыря в Псковской области. Туристы с удовольствием фотографируются рядом с ними.

Крест в д. Верхний Аполец (Тверская обл.). Ориентировочно XV век

Иногда кресты почитаются как объекты, имеющие силу сами в себе. В Бокситогорском районе Ленинградской области и по сей день существует традиция надевать на крест одежду больного ребенка: считается, что это должно помочь. Некоторые священники, дабы избежать такого языческого отношения к христианскому символу, перемещают их поближе к храму. Но и они часто по-любительски обходятся с древними артефактами. В Гдовском районе Псковской области, например, один священник «посадил» крест на раствор в стену недавно построенной церкви. Этого категорически нельзя делать, так как цемент разрушает крест. Также их нельзя красить: пористый камень задыхается и портится. Чаще всего кресты страдают не от злого умысла, а от недостатка знаний.

— Мы, как можем, просвещаем местных жителей, — говорит Александр. — Бывает, что послушать нас собирается целая толпа заинтересованных людей.

— Однажды на кладбище пьяный мужичок стал спрашивать, что мы собираемся делать с крестом, который обнаружили, — вспоминает Татьяна. — Мы объяснили, насколько ценна это вещь. А он вдруг сообщил, что знает, где валяется такой же. И спросил, может ли он поставить его на могилу бабушки. Мы ответили, что может, но должен с этого момента этот крест беречь. Когда мы приехали в ту деревню снова, крест и могилка находились в очень ухоженном состоянии. Видимо, мужчина был вдохновлен.

У местных же батюшек, к сожалению, чаще всего нет ни времени, ни возможности, ни желания уделить каменным крестам своего района хоть какое-то внимание: «У меня приход пять старушек, нужно думать, как сделать ремонт», — говорит один из них. «Нужно заботиться не о крестах, а о душах», — считает другой

А третий искренне верит, что его крест приплыл в их деревню по реке, притом против течения.

В Успенской часовне д. Вастцы (Псковская область)

История

Не стану утомлять читателей рассказом о том, как ехать в Туров: кто захочет, найдет. “Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, а от него Туровици прозвашаяся” — так написано в “Повестях временных лет” о Турове.

Много раз город был разрушен: сначала Крестовые походы, потом татарские набеги в 1502 году — первый раз, потом, после восстановления Турова, татары в 1521 году еще раз напали и сожгли поселение. Немало испытаний выпало на долю Турова и позже: им овладели восставшие крестьяне и казаки под предводительством Северина Наливайко, потом захватили народные войска украинского гетмана Богдана Хмельницкого, а через год Туров оказался под гнетом войск Речи Посполитой под командованием Януша Радзивилла и при этом был сожжен дотла.

И все же Туров возродился. В нем было 76 храмов и 5 монастырей. От них сохранилось немногое: развалины собора на Замковой горе, насыпанной по приказу князя вручную — это был едва ли не самый крупный храм в Белоруссии, кроме Полоцкого Софийского собора, 6-столповый величественный собор, построенный в ХII веке и разрушенный 3 мая 1230 года землетрясением в Карпатах, отголоски которого дошли до Турова. Над руинами возведен саркофаг. В 1810 году была построена деревянная церковь Всех Святых, сохранившаяся как действующий храм до наших дней. По случаю 1000-летия основания Туровской епархии эту церковь посетил президент Белоруссии А. Лукашенко и подарил церкви икону с золотым окладом и памятной надписью.

С историей города неразрывно связана деятельность летописца, писателя и проповедника Кирилла Туровского. Последние 4 года своей жизни епископ провел в уединенной келье в монастыре — “В столп вшед и затворился”, где и умер. Просветителя и проповедника причислили к лику святых.

Причина №4. «Туровский луг»

Благодаря Припяти в городе появилось еще одно интересное туристам место – биологический заказник «Туровский луг». Заказник представляет собой остров. Со всех сторон его берега омывают воды Припяти. Попасть сюда можно либо на лодке, либо пешком – пройдя через мост.

На острове огромное количество коров. Это не обычные «буренки», а «аргентинские лимузины». В летне-осенний период они съедают здесь траву, часть кустарника. 

Когда Припять разливается, луг становится похожим на тундру. Сюда прилетают кулики, турухтаны, веретейники – больше сорока видов птиц. Многие из них занесены в Красную книгу. Птицы из южных стран пролетают по шесть-семь тысяч километров из южных стран и всегда ищут место, где можно приземлиться, отдохнуть. 

Тундровым птицам нужна низкая трава и отсутствие кустов. Для этого и завели коров: чтобы редкие птицы смогли провести здесь свой маленький отпуск, а сотни туристов это запечатлели.

История музея

Тюрьма в Петербурге под названием «Кресты» вошла в историю страны как легендарный памятник, связанный со знаменитыми узниками и героическими сотрудниками, погибшими при выполнении служебных обязанностей. О ней повествуют известные литературные произведения, фольклор, поэзия, театральные постановки и кинематограф. Мистический ореол окутывает тюремные стены. Что стоит только легенда об архитекторе постройки, якобы замурованном в стене камеры под номером 1000! В 2001 году объект получил статус исторической, научной, культурной ценности.

Тюремное сооружение часто вызывает тревогу, иногда пугает жителей города, но обладает несомненными архитектурными достоинствами. Выделяется среди других строений красным цветом стен, оригинальностью стиля кирпичной кладки.

Первая тюрьма на месте складов с вином появилась в 1867 году. Проект переоборудования складских зданий выполнил архитектор В.П. Львов. Тяжёлые условия в необорудованном, тесном помещении не соответствовали нормативам тюремного ведомства Российской империи. В 1884 году возникла необходимость постройки новых помещений для заключённых.

Строительство самой большой тюрьмы в Европе

Музей Кресты

Проект тюрьмы включал 960 камер на 1150 человек. Архитектор чешского происхождения Томишко Антоний Иосифович, прошедший обучение в Петербургской Академии художеств, воплотил замысел за 6 лет. В 1890 году возведён новый тюремный комплекс на 4,5 га. Строили заключённые, по мере возведения новых помещений размещались в них, а старые постройки разрушали. Кирпичи для строительства поставляла артель братьев Стрелиных.

Названию тюрьмы послужили арестантские пятиэтажные здания в форме двух крестов, подразумевающих духовное очищение заключённых. В центре между ними соорудили административные постройки, жилые помещения для надзирателей, инфекционное отделение, больницу с моргом, хозяйственные сооружения. Над верхним этажом центрального здания построили церковь Святого князя Александра Невского.

В камеры провели электричество, вентиляцию. Водопровод и водяное отопление зданий значительно улучшили условия пребывания в тюрьме.

Знаменитые арестанты

Музей Кресты

История Крестов со времён постройки переживала разные этапы. Среди узников до революции были политические противники власти А.Ф. Керенский, Лев Троцкий, А.В. Луначарский, писатель Александр Грин. По печально знаменитой 58 статье в 30-х годах прошлого века были доставлены в «Кресты» поэт Николай Заболоцкий, Константин Рокоссовский, сын А.А. Ахматовой Лев Гумилёв, актёр Георгий Жжёнов.

Экскурсоводы расскажут о знаменитых арестантах Лёньке Пантелееве, бандите Червонце, разбойных побегах заключённых, ужасающей обстановке переполненной тюрьмы 90-х XX века. Что представляло собой ОКБ-172, где подневольные учёные и крупные специалисты плодотворно трудились на благо страны.

В 2017 году подследственные были переведены в новый СИЗО в г. Колпино Ленинградской области. Колпинский изолятор расположен на площади 35 га, оборудован на 4000 человек, равных ему по величине в мире не существует. Из-за крестообразных корпусов зданий новое учреждение получило название «Кресты-2».

Египетские саркофаги в туровской земле

Тема сланцевых саркофагов, найденных в Турове, тоже не очень популярна, так как учёные пока ничем не могут объяснить шесть саркофагов, созданных более тысячи лет назад, примерно в один период. Ведь не до, не после в этой местности таких захоронений больше не существует. Молодой краевед из Мозыря Евгений Мшар считает, что это возможно и есть след таинственной византийской принцессы, которая жила в Турове. Хотя, скорее всего сланцевые саркофаги имеют более раннюю историю происхождения.

Кирилл Туровский не даёт найти свою могилу

Так же ходят в Турове легенды о таинственном захоронении Кирилла Туровского, которое уже несколько раз было обнаружено местными жителями. И каждый раз к человеку раскопавшему могилу, приходил во сне святой Кирилл и грозя всякими карами, приказывал закопать обратно.

Саркофаги из сланца встречаются только на раскопках в Турове

Другие растущие кресты

Как оказалось, в Беларуси растущие кресты не редкость! Их сегодня насчитывают несколько десятков. Мало кто знает, что на Туровщине в деревнях Коротичи, Хотомель и Больших Орлах тоже тянутся к небу кресты. Их можно увидеть также в Данилевичах и Хлупине.

По словам настоятеля хотомельского храма, иерея Леонтия Кодолица, у них все знают историю о чудесном исцелении одной из жительниц.

В 30-е годы прошлого века молодая женщина из соседней деревни вышла замуж за хотомельца. Прошло немного времени, и она ослепла. Излечения молодой женщине не обещали. Однажды во сне она увидела крест, растущий из земли на кладбище. На ее слова никто не обратил внимания. Но больная поверила… и зрение вернулось к ней. Она-то и указала место, где находился чудотворный крест.

В 1933 году в деревню приехал польский журналист, заинтересовавшийся этим случаем. Он описал в газете историю чудесного прозрения и отметил, что крест имеет высоту 15 сантиметров. Сейчас она составляет почти 80.

Еще в довоенное время над ним возвели каплицу и стали проводить церковные службы. А недавно рядом выстроили храм. И на хотомельское кладбище потянулись паломники из близлежащих земель, а затем и из Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector