Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Отношения с другими церквями и христианскими организациями

Католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей. Представители католиков состоят при ВСЦ в качестве наблюдателей, а также принимают участие в деятельности совместной рабочей группы «ВСЦ-Католическая Церковь».

Католическая церковь ведёт диалог с другими Церквями и христианскими организациями. Организация диалога возложена на Папский совет по содействию христианскому единству. Одним из результатов диалога явилось подписание в 1993 году с представителями Православных церквей Баламандского соглашения. В 1999 году была подписана Совместная декларация о доктрине оправдания с руководством Всемирной Лютеранской Федерации. Принципы католического экуменизма изложены в декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация.

В 2016 году в столице Кубы — Гаване — состоялась встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московский и всея Руси Кирилла (см. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска). Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей, ряд экспертов и СМИ называли её исторической. Также состоялся обмен подарками: патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнёс в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия. По итогам встречи патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов.

Однако ни православные, ни католики в христианском мире не одни

Действительно, христианских конфессий в мире немало и между собой они существенно разнятся. Сразу обозначим очевидное: отсутствие евхаристического общения между Православной Церковью и прочими конфессиями – явление неслучайное и не на пустом месте возникшее. То есть, несмотря на то что все мы христиане, что Библия на всех одна и что в нашей богослужебной жизни есть немало общего, с каждой из христианских конфессий мы имеем различия вероучительного характера. То есть разница между нами – в главном. И поэтому она принципиальная. Примерно такой же подход, как и к Католической Церкви, мы можем иметь к любой христианской деноминации, где сохранилось правильное понимание Евхаристии как реального претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. К таким конфессиям могут быть отнесены Армянская, Коптская, Эфиопская, разные несторианские и вообще дохалкидонские Церкви, то есть в православные храмы разрешено ходить, например, армянам или коптам. Причащаться с нами они в любом случае не станут, а их присутствие на богослужении не помешает никому. Должен, впрочем, заметить, что все эти «можно» и «разрешено» исходят от нас, православных. Как на это смотрит католическое, армянское, коптское или иное духовенство, мне неизвестно, хотя подозреваю, что единства по этому вопросу в их рядах может и не быть.

И снова вспомним, что в храмах той же Армянской или Коптской Церквей могут находиться древние общехристианские святыни, молитва перед которыми ничуть не предосудительна. Кроме того, некоторые дохалкидонские Церкви в силу разных причин со времени нашего с ними единства сохранили в богослужении немало древних традиций, что заставляет многих, в том числе и православных, исследователей посещать их богослужения, правда, преимущественно с научной целью.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Вероучение

Католическая церковь учит, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в Католической Церкви, и при этом признаёт, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Таинства

Христос установил семь таинств и доверил их Церкви. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение, Священство и Брак. По учению Католической церкви, таинства — это священнодействия, в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам, кто принимает веру. Таинство есть видимый образ невидимой благодати. За исключением Крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение — это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости — даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение, но лишь в случае, если нет возможности позвать священника или крещаемый находится в угрозе смерти.

Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, рай и ад. Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение судного дня, когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с учением Церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея.

Роль церкви

Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, — «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство Церковью приписывается апостолу Петру, а вслед за ним — епископам. Католики верят, что Церковь всегда будет верна истине и всегда будет находиться под покровительством Святого Духа, как заповедал Христос. Другими словами, Церковь всегда правильно учит истинному учению. Эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в Церкви.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно – в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский предал анафеме представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество – это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. Православная церковь такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

E

  • Раскол между Востоком и Западом — насильственное отделение восточной (греческой) средневековой христианской юрисдикции от ее западной (латинской) юрисдикции, которая позже стала известна как Восточная православная церковь и Римско-католическая церковь соответственно.
  • Восточно-католические церкви
  • Восточно-сирийский обряд
  • Церковный судья
  • Высокопреосвященствосм .: Его Высокопреосвященство (ниже)
  • Епархия
  • Епископальная конференция
  • Епископальная см.
  • Епископальный викарий
  • Евхаристия — христианское таинство, обычно считающееся поминовением Тайной вечери, в которой Иисус Христос поделился своим Телом и Кровью со своими учениками перед предательством и распятием.
  • Экзарх
  • Возбуждение см. Также: Возбуждение
  • Возбудитель — возбудителем в семинариях , монастырях и монастырях был человек, которому было поручено каждое утро пробуждать членов общины.
  • Восклицание
  • Отлучение от церкви — лекарственное религиозное наказание, которое лишает человека возможности принимать таинства, права должности и другие привилегии в церкви.
  • Освобождение
  • — практика изгнания демонов из человека, места или объекта, которым они, как считается, обладают или населяют.

Литургические принципы

Как более подробно объясняется в Катехизисе Католической церкви и его более коротком Компендиуме , литургия — это то, что совершает «весь Христос», Глава и Тело — Христос, один Первосвященник, вместе со своим Телом, Церковь на небесах и на земле. В небесной литургии участвуют ангелы и святые Ветхого Завета и Нового, в частности Мария, Богородица, апостолы, мученики и «великое множество людей, которых никто не мог сосчитать, из всех народов и народов». всех племен, народов и языков »(Откровение 7: 9). Церковь на земле, «царственное священство» (1 Петра 2: 9), совершает литургию в союзе с ними: крещеные приносят себя в качестве духовной жертвы, рукоположенные служители совершают служение для всех членов Церкви в в соответствии с полученным приказом, и епископы и священники, действующие в лице Христа.

Католическая литургия использует знаки и символы, значение которых, основанное на природе или культуре, было уточнено в событиях Ветхого Завета и полностью раскрыто в личности и жизни Христа. Некоторые из этих знаков и символов происходят из мира творения (свет, вода, огонь, хлеб, вино, масло), другие — из жизни в обществе (омовение, помазание, преломление хлеба), третьи — из священной истории Ветхого Завета (пасхальный обряд , жертвоприношения , возложение рук, освящение людей и предметов).

Эти знаки тесно связаны со словами. Хотя в некотором смысле знаки говорят сами за себя, они должны сопровождаться и оживляться устным словом. Взятые вместе, слово и действие указывают на то, что означает обряд и его последствия.

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями. В XVII веке немецкий теолог Руперт Мельдений (1626), по другим исследованиям первое авторство принадлежит Марку Антонию Доминису (1617), выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — любовь». Известный теолог кардинал Йозеф Хёффнер определил социальное учение Католической церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Социальное учение Восточнокатолических церквей принципиально не отличается от социальной доктрины Римско-католической церкви; при этом некоторые поместные Церкви имеют свой собственный подход к социальным проблемам, обусловленный историческими и общественно-культурными реалиями народов. В частности, Украинская грекокатолическая церковь делает особенный акцент на биоэтике и этике политических отношений.

Социальная доктрина[править | править код]

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известный теолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Организация и управление

Как и во всех остальных исторических церквях, священническая иерархия чётко отделена от мирян и разделяется по трём степеням священства:

  • епископ;
  • священник;
  • диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Католической Церкви), например:

  • кардинал;
  • архиепископ;
  • примас;
  • митрополит;
  • прелат;
  • аббат;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например, епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. regula — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

  • диоцез (епархия);
  • архидиоцез (архиепархия);
  • апостольская администратура;
  • апостольская префектура;
  • апостольский экзархат;
  • апостольский викариат;
  • территориальное аббатство;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «Sui iuris» («Своего права»).

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Восточнокатолические церкви

Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для Восточных Церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

Восточнокатолические Церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iuris). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех Католических церквей восточных обрядов.

Каноническое право

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде чёткой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году. Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви, которые именуются также «Церкви Sui iuris» (Церкви своего права), пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ), который базируется на ККП латинского обряда, однако в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

  • церковного правотворчества,
  • прав и обязанностей членов церкви,
  • иерархии церкви,
  • канонов совершения таинств,
  • управления церковным имуществом,
  • церковной дисциплины и так далее.

Восточно-католические церкви

Католическая церковь имеет другие правила для священников в 23 восточно-католических церквях, чем в Латинской церкви. Главное отличие состоит в том, что большинство восточно-католических церквей посвящают в сан женатых мужчин, в то время как латинская церковь, за очень немногими исключениями, требует обязательного церковного безбрачия . Эта проблема вызвала напряженность среди католиков в некоторых ситуациях, когда восточные церкви открывали приходы в странах с устоявшимся латино-католическим населением. В Америке и Австралии эта напряженность привела к запретам на вступление в брак восточно-католических священников, которые были отменены Папой Франциском в 2014 году.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Название

Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка (др.-греч. καθ όλη — «по всему целому»). По толкованию Катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий» . Как поясняет Катехизис, Церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос. Отдельные Церкви (то есть, в первую очередь, диоцезы) — полностью вселенские через общение с одной из них — Римской церковью. Эти отдельные
Церкви «созданы по образу Вселенской Церкви». Этот термин был впервые использован для описания церкви в начале II века. О «кафолической церкви» пишет и Кирилл Александрийский. После раскола церкви в 1054 году произошло её разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе. После Реформации в XVI веке церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые отделились от неё. Название «Католическая Церковь» фигурирует в названии катехизиса Католической церкви. Кроме того, этот термин использовался Павлом VI при подписании шестнадцати документов Второго Ватиканского Собора.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1)  Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь. 

Архитектура и убранство костела

Главный католический храм страны построен в неоготическом стиле. Однако современное убранство сильно отличается от первоначального проекта и интерьеров 1938 года – многие детали сохранить не удалось. Архитектура, как заверяют историки, во многом напоминает собор Вестминского аббатства.

Венчают здание 5 колоколов, которые оснащены автоматической электронной системой.

Устройство католического храма внутри является классическим – секторы скамеек разделены коридором, свод поддерживают массивные колонны.

Окна расписаны витражами.

Также посетители могут увидеть 14 барельефов, демонстрирующих путь Христа. Алтарь выполнен из мрамора, в нем покоятся частички мощей почитаемых католиками святых и клочок покрывала Девы Марии, подаренный Веронской епархией.

Перечисление

Семь таинств католической церкви

История

Количество таинств в ранней церкви было переменным и неопределенным; Петр Дамиан, например, перечислил одиннадцать, включая рукоположение королей. Гуго Сент-Викторский насчитал около тридцати, хотя на первое место он поставил крещение и святое причастие. В настоящее время семь таинств были изложены в приговоров по Петр Ломбард , и эти семь были подтверждены четвертой Совета Латеранского в 1213 году .

Текущий

Катехизис Католической Церкви перечисляет таинства следующим образом : «Всю литургическую . Жизнь вертится церковь вокруг евхаристической жертвы и таинств Есть семь таинств в Церкви: Крещении , Подтверждение или миропомазании , Евхаристии , Покаяние , Помазание Больные , Священные Писания и Супружество «.

Список из семи таинств, уже данных Флорентийским собором (1439 г.), был подтвержден Тридентским собором (1545–1563 гг.), В котором говорилось:

Ближе к народу

Возможное появление «покровителя интернета» — следование современным веяниям или признание заслуг ребенка? Старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Вероника Язькова в беседе с «Известиями» полагает, что и то и другое.

«Карло Акутис сделал уникальную вещь — он использовал интернет для того, чтобы выявить евхаристические чудеса. Евхаристия — это центр самой религии, именно на таинстве евхаристии стоит Церковь, — говорит эксперт. — 15-летний мальчик задумался не о развлечении, не о том, чтобы переписываться с друзьями, играть в стрелялки, а создал, имея некие способности к программированию, карту евхаристических чудес и многократно распространил ее. Если говорить языком Церкви, то это не что иное, как свидетельства о Христе, то есть он использовал современные технологии для дел евангелизации».

Заступник интернета4

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Massimiliano Migliorato

Вероника Язькова отмечает, что для католической церкви проблема интернета сейчас — одна из самых главных. Не случайно в феврале появился так называемый римский призыв к этике искусственного интеллекта, что определенно говорит о признании Церковью достижений и преимуществ Сети. Еще в 2016 году папа римский назвал интернет «даром Божьим».

«Это были странные слова, которые взбудоражили европейскую общественность, — говорит Вероника Язькова. — Но тем не менее «дар Божий», который не может бесконтрольно использоваться, который нуждается в очень строгой кодификации и прежде всего этической».

Эксперт отмечает, что дело Акутиса — это пример для уже нового поколения, как можно использовать интернет для евангелизации, путеводная звезда для молодых людей, которые пришли в XXI век. Впрочем, это еще не означает, что канонизация пройдет легко и быстро.

«Католическая церковь относится к этому очень строго, — отмечает эксперт. — Когда умер Иоанн Павел II, все кричали: «Святой сразу! Святой немедленно!», но ничего подобного! Даже в случае людей, которые, казалось бы, заслужили это своей жизнью, а общественность кричит, что этот человек святой, процессы беатификации и канонизации проходят очень длительно: требуются проверки, четкое выверение всех обстоятельств. Так было всегда».

Замдиректора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Роман Лункин замечает, что для большинства молодых людей большой вопрос — ходить в церковь или нет, насколько вообще Церковь современна.

Заступник интернета6

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Massimiliano Migliorato

Роман Лункин замечает, что для католической церкви всё логично и в рамках традиции: появляется самостоятельная сфера служения Церкви, поэтому у нее должен быть свой покровитель.

«Для православия было бы не совсем привычно иметь такого покровителя, потому что далеко не все православные считают, что интернет — это хорошо, но я думаю, что со временем может появиться свой святой, который хорошо разбирался в интернете», — добавляет эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector