Ангел с крыльями
Содержание:
- Господства
- Ангелы Небесные
- Сонник — Ангел
- Как выглядят крылья ангела
- Христианская ангельская иерархия
- Гавриил — ангел нижайшего ранга
- Имена, данные при святом крещении
- Какие бывают ангелы: предназначение, внешность, виды
- Ангельские чины
- Икона Ангела Хранителя
- Природа ангелов
- Херувимы — ангелы с внешностью младенца
- Какие бывают ангелы: предназначение, внешность, виды
- Ангелы могут быть женского пола
Господства
Ангельские чины второй триады начинаются с Господств. У пятого ранга ангелов, Господств, есть свободная воля, благодаря которой обеспечивается ежедневная работа Вселенной. Кроме того, они управляют ангелами, которые в иерархии находятся ниже. Из-за того, что они полностью свободны, их любовь к Творцу беспристрастна и искренняя. Именно они дают силы земным правителям и управленцам, чтобы те поступали мудро и справедливо, владея землями и управляя людьми. Кроме того, они способны научить управлять чувствами, оградив от ненужных порывов страсти и вожделения, поработить плоть духу, чтобы возможно было управлять своей волей и не поддаваться на искушения разного рода.
Ангелы Небесные
Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов
Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого – «вестник».
Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть высший разум, свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия Дионисия Ареопагита, которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».
Сонник — Ангел
Сон, в котором вы увидите печального ангела, — предвестье большой печали или близкой кончины одного из ваших близких родственников или друзей. Если во сне ангел заговорил с вами, то друзья не оставят вас в трудную минуту. Если во сне вы видите прекрасного ангела и душа ваша возликовала, то наяву вас ожидает получение очень приятного известия или необыкновенное происшествие, которое обрадует вас и будет иметь большое значение для вашего будущего. Иногда такой сон предсказывает вам, что скоро вы познакомитесь с приятным человеком, с которым вас свяжет взаимная привязанность. Возможно, в дальнейшем эта привязанность перерастет в большие чувства. Вообще же, ангел в ваших снах — символ спокойной жизни, радости, благополучия и счастья в вашем доме, которое само небо ниспошлет вам в виде ангела. Особенно благоприятен этот сон для узников и людей, обремененных большими проблемами и жаждущих участия и сочувствия, потому что одним он обещает утешение, а других призывает к раскаянию. Богатым людям такой сон предсказывает, что их доходы увеличатся, если они будут внимательны к людям бедным и страждущим.
Как выглядят крылья ангела
На картинах и иконах, мы можем наблюдать большие крылья расположенные за спиной. Они сделаны из перьев, которые плотно прилегают друг к другу. Однако, настоящие ангелы крыльев не имеют.
Это предположение было высказано учеными и подтверждено Ватиканом. Они заверяют, что их крылья не приспособлены для настоящих взмахов и полетов. Согласился с этими доводами и британский профессор Уоттон. Им было изучено большое количество картин с изображением ангелов, после чего он пришел к заключению, что ни один из них не смог бы взлететь. Перья ангелов расположены только на крыльях, а остальные части тела крупные и к полетам не приспособлены.
На картине итальянского художника Джотто де Бондоне можно увидеть ангела, в центре крыльев у которого есть плоскость.
В таком случае можно было бы предположить, что реальные ангелы при прыжке могли бы планировать. Но как утверждает биолог, не смогли бы, ведь нужна большая скорость, но даже если они такую набирали бы, крылья просто сложились от потока воздуха. Об этом было сказано и на конференции в ватикане, о которой поговорим ниже.
Христианская ангельская иерархия
Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.
Первая сфера
В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.
- Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
- Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
- Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.
Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.
Вторая сфера
В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.
- Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
- Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
- Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.
Третья сфера
Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.
- Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
- Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
- Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.
Гавриил — ангел нижайшего ранга
0 Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество — вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела
Это важно. Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа
На самом деле ангельских чинов очень много. В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня — сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы — все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов. В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы — божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно. А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди — они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.
Имена, данные при святом крещении
В нашем обиходе бытует понятие «День ангела», то есть именины. Ошибочно понимать, что под словом «ангел» всегда имеется в виду один из сонма тех бесплотных существ, о которых шла речь в статье. В данном случае часто подразумевается святой, имя которого при крещении получил именинник, а вовсе не Ангел. Имя православное Иван может быть дано человеку, родившемуся в день памяти Иоанна Богослова, а Пётр ― в день апостолов Петра и Павла. Эти святые, так же, как и Ангелы-Хранители, являются нашими небесными покровителями, и, предстоя пред Престолом Божьим, молят Всевышнего о ниспослании нам «благ земных и временех мирных».
Какие бывают ангелы: предназначение, внешность, виды
Согласно христианской религии, Бог сотворил ангелов раньше, чем Вселенную, и дал им большую власть над миром и людьми. Их предназначение заключается в том, чтобы следить за выполнением законов, установленных Господом, прославлять Его и помогать людям, направляя их на благие и разумные дела. По природе своей они мудры, добры, бесплотны и бессмертны.
Многим интересно, как выглядят ангелы. У них нет физического тела — следовательно, они невидимы. Тем не менее, им дана способность принимать видимый облик. Выглядеть они могут по-разному. В Библии есть описания ангелов, лик которых напоминает молнию, голос громогласен, а глаза горят, как факелы. Но чаще всего к людям они являются в облике прекрасных юношей с белыми крыльями за спиной. В христианских источниках не упоминается ни одного случая, чтобы ангел принял образ женщины.
Иерархия ангелов
Ангельский мир не только велик, но и многообразен. В V-VI веках нашей эры неизвестным автором был написан труд «О небесной иерархии», в котором он описал три триады чинов, занимаемых ангелами:
Первая триада (епархия) — высшая. В неё входят серафимы, херувимы и престолы. Они находятся ближе всего к Богу и строго следят за исполнением Божественных законов.
Вторая триада (метархия) — средняя. Её занимают господства, силы и власти. Они могут наказывать или, наоборот, осыпать благодатью целые народы.
Третья триада — низшая. Она включает в себя начала, архангелов и ангелов, чьё предназначение заключается в том, чтобы быть для людей советчиками и хранителями.
Краткое обозначение ангельских чинов
- серафимы — заботятся о Божественном престоле;
- херувимы — полны высшей мудрости, имеют возможность видеть Бога;
- престолы — исполняют Божественную волю на небесах и на земле;
- господства — учат людей побеждать зло внутри себя;
- силы — наделяют праведников умением творить чудеса во славу Господа;
- власти — активно борются со злом, держат под контролем бесов;
- начала — помогают целым народам и странам прийти к Богу;
- архангелы — укрепляют веру людей в Бога, несут Божественную истину;
- ангелы — оказывают помощь и поддержку всем без исключения людям.
Ангельские чины
Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.
В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.
Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы, херувимы, престолы; вторая триада: господства, силы, власти; и третья триада: начала, Архангелы, Ангелы.
Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.
Икона Ангела Хранителя
Иконы помогают нам в молитве и служат проводниками в духовный мир. Ведь христиане поклоняются и молятся не иконам как таковым, а Первообразу, который на них изображён. Митрополит Сурожский Антоний приводит следующее сравнение:
Иконы изображают не только Господа, Богородицу и святых. Есть также иконы ангелов. Небесные воины в православной иконографии представлены в виде юношей с крыльями. Также существуют традиции изображения различных ангельских чинов. Например, серафимов православные иконописцы наделяют шестью крыльями, а херувимов – множеством очей.
Ставшие популярными изображения ангелов в виде младенцев с крылышками не соответствуют православному духу. Эта традиция пришла из Западного христианства, иконопись которого давно уподобилась светскому искусству. Более того, образ ангелочка-младенца был навеян мифологическим (а значит, языческим) персонажем Купидоном. Вот, что схиархимандрит Авраам (Рейдман) говорит о западных религиозных изображениях:
Православному христианину следует ежедневно молиться своему Ангелу Хранителю. Неслучайно обращения к нему присутствуют в утренних и вечерних молитвенных правилах. Поэтому лучше, чтобы в красном углу всегда была икона Ангела Хранителя. Тем, у кого есть дети, необходима икона Ангела Хранителя для ребёнка. К небесному воину можно обращаться не только как к самостоятельному помощнику, но и как к сильному молитвеннику перед Господом. Христиане просят у ангелов защиты от видимых и невидимых врагов, а также помощи в исправлении и спасении души. Святитель Феофан Затворник наставлял:
Природа ангелов
В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп
Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» – и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж
Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».
Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2).
Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая – нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).
Херувимы — ангелы с внешностью младенца
В искусстве довольно часто можно встретить изображения херувимов. Они выглядят, как маленькие голые дети, такие же очаровательные и пухлые. Вот только у этих существ есть еще и крылья. На самом деле такой образ ангелам придумали художники, в Библии же херувимы описаны совсем иначе. Это весьма специфические ангелы. Бог приблизил их к себе, заставив служить непосредственно себе. К людям херувимы отношения не имеют. В Ветхом завете эти существа упоминаются довольно часто, при этом милыми они никак не являются. В Книге Бытия упоминается, как двум херувимам дали задание охранять древо жизни. В главе 1:5-11 у Иезекииля дано полное описание эти существ. В Писании они предстают очень похожими на людей, вот только их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого херувима было по четыре крыла, скрывающих их человеческие руки, а также по четыре лица. Когда эти ангелы двигались, их лица не разворачивались. Спереди у них всегда был человеческий облик, сзади — орлиный, слева — бычий, а справа — львиный. При этом каждый херувим словно бы горел в огне. Иезекииль описывает ангелов, как живую Божью колесницу, разумную при этом, силу, подвластную одному Господу. Он говорил, что Бог перемещается в колеснице, чьими колесами и выступают херувимы. Четверка вместе олицетворяет мудрость главного божьего творения — человека, а также силу льва, приземленность и тяжесть быка, свободу орла и силу льва. В своих областях все эти существа самые лучшие. Каждый херувим одной парой крыльев прикрывает свое тело, а другие простирает. При этом сами крылья еще и покрыты глазами. Как видно, в описании нет ничего общего с упитанными и симпатичными младенцами.
Какие бывают ангелы: предназначение, внешность, виды
Согласно христианской религии, Бог сотворил ангелов раньше, чем Вселенную, и дал им большую власть над миром и людьми. Их предназначение заключается в том, чтобы следить за выполнением законов, установленных Господом, прославлять Его и помогать людям, направляя их на благие и разумные дела. По природе своей они мудры, добры, бесплотны и бессмертны.
Многим интересно, как выглядят ангелы. У них нет физического тела — следовательно, они невидимы. Тем не менее, им дана способность принимать видимый облик. Выглядеть они могут по-разному. В Библии есть описания ангелов, лик которых напоминает молнию, голос громогласен, а глаза горят, как факелы. Но чаще всего к людям они являются в облике прекрасных юношей с белыми крыльями за спиной. В христианских источниках не упоминается ни одного случая, чтобы ангел принял образ женщины.
Иерархия ангелов
Ангельский мир не только велик, но и многообразен. В V-VI веках нашей эры неизвестным автором был написан труд «О небесной иерархии», в котором он описал три триады чинов, занимаемых ангелами:
Первая триада (епархия) — высшая. В неё входят серафимы, херувимы и престолы. Они находятся ближе всего к Богу и строго следят за исполнением Божественных законов.
Вторая триада (метархия) — средняя. Её занимают господства, силы и власти. Они могут наказывать или, наоборот, осыпать благодатью целые народы.
Третья триада — низшая. Она включает в себя начала, архангелов и ангелов, чьё предназначение заключается в том, чтобы быть для людей советчиками и хранителями.
Краткое обозначение ангельских чинов
- серафимы — заботятся о Божественном престоле;
- херувимы — полны высшей мудрости, имеют возможность видеть Бога;
- престолы — исполняют Божественную волю на небесах и на земле;
- господства — учат людей побеждать зло внутри себя;
- силы — наделяют праведников умением творить чудеса во славу Господа;
- власти — активно борются со злом, держат под контролем бесов;
- начала — помогают целым народам и странам прийти к Богу;
- архангелы — укрепляют веру людей в Бога, несут Божественную истину;
- ангелы — оказывают помощь и поддержку всем без исключения людям.
Ангелы могут быть женского пола
На многочисленных картинах библейских сцен можно увидеть ангелов мужского пола. А вот на кладбищенских надгробиях ангелов изображают уже в виде безутешных женщин с крыльями. Вот только в самом Священном писании ничего не сказано о женском поле ангелов. Не стоит сравнивать их с людьми и приписывать какие-то биологические особенности, свойственные нам. К ним не имеют отношения секс и вопросы пола. Во всей Библии ангелы описываются исключительно, как мужчины. Даже само слово «angelos» из Нового завета имеет мужской род, а женского рода у него вообще нет. Упоминаются имена только двух ангелов — Гавриила и Михаила, другие же называются просто «он». О крылатом существе женского пола в Библии говорится всего лишь раз. В Книге Захарии, во главе 5:9 есть упоминание о таких летающих в форме видений существах, также там летает еще и свиток. Но нигде не говорится, что это были ангелы. Да и сама идея ангелов женского пола появилась через столетия после создания Библии. До IV века вообще не было никаких художественных изображений ангелов, по крайней мере, нам об этом ничего не известно. Так христианство пыталось дистанцироваться от свойственного другим религиям поклонения образам и идолам. А после появления портретов ангелов в искусстве, их начали ассоциировать с крылатыми существами из других древних мифологий, например, с языческой Никой. Так и появился женский облик у ангелов.