Инкерманский пещерный монастырь. фото, история, экскурсии, режим работы, адрес

Другие пещерные монастыри в Инкермане

Двигаясь вдоль железнодорожной насыпи к долине Черной реки, любознательный путешественник обнаружит Загайтанскую скалу, редко посещаемую туристами. В скале около 120 пещерных скитов и церквей, расположенных четкими ярусами. Ранее, по предположению историков, этот комплекс подчинялся Инкерманскому монастырю. На сегодняшний день большинство объектов разрушено осыпями и вандалами. Осматривая заброшенные пещеры, будьте осторожны и оценивайте свои силы!

Еще одним интересным памятником является обитель Св. Софии, расположенная на левом берегу реки Черной. Во времена княжества Феодоро монастырь был основан на западной части Каменоломного оврага и стал самым большим из подобных комплексов. В монастыре насчитывается 22 комнаты и 4 пещерные церкви. Главный Софийский храм располагается во втором ярусе. Часть помещений засыпана.

Архитектор и внешняя отделка собора

Спрятанный в развалинах крепости монастырь, впечатляет необычной среди серых скал белизной. Его белоснежные наземные здания прекрасно видны из окон электрички мчащейся в Севастополь, поскольку ограда обители находится прямо у железнодорожного полотна.

Ответственный за архитектуру возобновленного в конце XVIII века храма – архитектор и художник Струков Д.М. Внешняя и внутренняя простота зданий подчеркивает суровость этих мест и силу веры служителей Божьих, проживающих в скальных пещерах. Имена тех, кто занимался его обустройством в дальнейшем, к сожалению, не известны.

Ворота монастыря устроены под 40 м. скалой. За ними размещено панно, изображающее храмовых святых. Следом расположилось кладбище, от которого начинается лестница в скалы. Посреди внутреннего двора установлен памятник павшим воинам. Двери в пещерные храмы охраняют образы архангелов Михаила и Гавриила.

Главный храм – это церковь святого Климента. В ней хранится ковчег с его мощами. Прямоугольное строение, объединяющее 3 разных по высоте нефа, разделено 2 рядами колонн и по форме напоминает базилику. Внешний вид здания, покрытого белой штукатуркой, довольно прост и почти не имеет украшений.

Только верхняя часть апсиды украшена вырубленным в камне большим крестом в византийском стиле, от которого полукругом распростерлись незатейливые растительные побеги. По размеру он самый крупный. Остальные пещерные храмы хмуры и невысоки.

Прямоугольная церковь святого Мартина Исповедника, перекрытая полукруглым куполом, внешнего декора не имеет, как и храм Андрея Первозванного, низкие потолки которого как нельзя лучше подчеркивают его пещерное происхождение. Историки считают, что святым Климентом было вырублено именно это помещение. Сохраняя память о создателе, размеры его не изменили до сих пор.

В виду ограниченного пространства пещерных храмов, праздничные богослужения, на которые собираются множество прихожан, совершаются в наземном храме Святой Троицы, расположенном за братским корпусом. Его белоснежное здание неправильной формы, испещрено множеством окон без наличников, открывающих вид на небольшие часовенки. Благодаря большому количеству окон, помещение хорошо освещено.

Частично наземный, храм Пантелеймона Целителя построен в византийском стиле. Прямоугольное здание с прямоугольными окнами и дверью, ничем не декорировано. Над храмом в скале расположены звонницы. Возвели его в 1895 г., в память о спасенной возле железнодорожной станции семье Александра III.

Особый интерес привлекают разбросанные по склонам скалы балкончики, устроенные в многочисленных пещерах. Издалека они напоминают затейливые птичьи гнезда. Дорожки выложены брусчаткой, дворик опрятный и чистый. Завершают ландшафт пруд и цветочные клумбы. От железнодорожных путей храм отделен высоким металлическим забором.

Что посмотреть в основном комплексе Монастырской скалы

Храм Святого Климента – трехнефная базилика длиной 10,6 м. Украшена колоннами с капителями. Названа в честь римского аристократа Климента, обращенного в христианство апостолом Петром.

Климент возглавил Римскую церковь, став четвертым папой. За распространение учения Христа он был сослан императором Рима Трояном в каменоломни Таврии, где работали сотни христианских узников. Бывший Римский Папа вдохновил последователей и учеников на создание 75 пещерных храмов в скалах Инкермана.

Это интересно. Частицу мощей мученика, впоследствии казненного, основатели славянского языка и азбуки Кирилл и Мефодий преподнесли папе Адриану II. За дарение святыни папа дал разрешение вести службы на новом языке, помимо канонических: греческого, еврейского и латинского языков. На Руси Климент был почитаем более прочих святых. Его мощи вновь вернулись на крымскую землю в 1991 году.

Церковь Святого Апо­стола Андрея Первозванного – самый древний из пещерных храмов

Внутри прямоугольного зала привлекает внимание вырубленная стена и престол в алтаре из цельного камня

Церковь Святого Мар­тина Исповедника, восстановленная в 1861 году. Называется по имени Папы Римского Мартина, борца за чистоту веры. В херсонесскую ссылку Мартин был отправлен императором Константином II в 665 году.

Наземные постройки: храм Святой Троицы, где хранятся частицы мощей св. Климента, и Пантелеймоновский храм – прекрасный образец византийской архитектуры. Скальный алтарь церкви Пантелеймона Целителя вырублен в толще известняка, на обрыве выделяются живописные балкончики и оконные проемы монастырских келий. Наземная часть восстановлена после Великой Отечественной войны по проекту первоначального здания. Кроме того, на территории имеется братский корпус, кладбище и хозяйственные помещения.

Вход в пещерные храмы из дворика оборудован крутой лестницей, выходящей в сеть коридоров

Естественное освещение получается за счет наружных окон и дверей, выходящих на поверхность скалы, а при входе внимание привлекает костница. Это специальная каменная комната, где хранятся черепа монахов и воинов разных лет

По другую сторону Монастырской скалы раскинулось озеро, образованное затопленным карьером. Вода в озеро ушла из источника, открытого св. Климентом. Ранее родник снабжал водой монастырь и христианских каторжан, но в 1970-х пересох, предположительно, после строительных работ. В озере можно купаться, если вы захватили купальные костюмы.

Зайти в Климентовский монастырь можно лишь через подземный тоннель, так как поблизости под скалой проходит Лозово-Севастопольская железная дорога. По плану развития Крыма этот участок скоро перенесут в обход монастыря, что, безусловно, обрадует туристов и служителей.

История монастыря

Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.

За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.

Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.

Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.

Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.

В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.

С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.

В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.

Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.

Почему здесь стоит побывать

Это красивейшее место, где каждый найдет для себя что-то интересное и увлекательное.

  • Пещерные храмы в неприступной скале. Простота убранства. За стеклом можно увидеть склепы-костницы. Аккуратный монастырский дворик, тишина и неповторимая энергетика святого места.
  • Пещерный город, который находится с другой стороны Монастырской скалы. В эти пещеры можно спуститься и побродить по ним. Увидеть монашеские кельи и пещерные святилища. От высоты захватывает дух.
  • Крепость Каламита. Остатки башен и стен, к которым ведет старинная дорога. Недалеко от крепости находятся развалины поселения. Всюду отголоски Великой Отечественной войны.
  • Каменоломни, на которых с незапамятных времен добывался инкерманский белоснежный известняк. Карьер, затопленный водой из святого источника, открытого молитвой самого Климента Римского.

История монастыря в Инкермане

Создание монастыря историки связывают с сидевшим в то время на католическом престоле Климентом I, который хорошо относился ко всем христианам, за что его почитали даже в древней Руси и за что он в итоге и пострадал.

По дошедшим до нас преданиям, император Рима Траян именно за христианские проповеди сослал Климента в Инкерманские каменоломни, где он и умер мученической смертью, а скорее всего — был убит и впоследствии причислен к лику святых.

Вехи истории Инкерманского монастыря:

  • I век от Рождества Христова — Римский форпост северного Причерноморья;
  • раннее Средневековье — Пещерная Фиваида, Византийское монашество, обретение и перенесение мощей священномученика Климента;
  • Крещение Руси — княжество Феодоро, форпост Византии;
  • Турецкое завоевание — изгнание христиан;
  • присоединение Крыма к Российской Империи;
  • XIX век — возрождение монашеской жизни;
  • Крымская война — первая оборона Севастополя, Инкерманское сражение;
  • Великая Отечественная война — вторая оборона Севастополя;
  • восстановление монастыря в ХХ веке.

Большая часть монастыря высечена прямо в скале, рядом с родником чистейшей воды, который, по сказаниям, с помощью чуда открыл для облегчения тяжелой участи каторжан все тот же святой Климент. Правда из-за строительных работ в 70-х годах прошлого столетия источник иссяк.

Пещеры монастыря, Маргарита Кушниренко

Время, турецкие войны, революция и борьба с фашизмом не прошли для монастыря бесследно. Однако в 1991 году принято решение о начале постепенного возрождения святого места. Восстановлена уже большая часть келейных корпусов и принадлежащих монастырю храмов. Вслед за этим из Киева была привезена и установлена рака с частицей святых мощей мученика Климента.

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее — Миня, «Patrologiae cursus» (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, «Novum Testamentum extra canonem receptum». «Recognitiones» издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам — Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста — митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Город

Инкерман Крым
Инкерман — город с многовековой историей, последнее название которого было Белокаменск. Такое название город имел 15 лет до 1991 года, а потом переименовали в Инкерман. Основанный как крепость, он сформировался в 20 веке в рабочий поселок.

Город расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города…

Балаклава, Крым
Один из прекраснейших городов Крыма расположен недалеко от города-героя Севастополь, всего в 12 км, в одной из красивейших и спокойных бухт Крыма.

Географические координаты г. Балаклавы на карте Крыма: N 44.5071, E 33.6020.

Население города — 23 075 человек. Климат в городе умеренно-континентальный, переходящий в субтропический.
Город расположен на Юго-Западном побережье…

Севастополь
​Севастополь — это город с многовековой историей, который расположен в юго-западной части Крыма, непосредственно у берега Черного моря, береговая линия которого составляет 106 километров. Основные исторические достопримечательности расположены в южной части Севастопольской бухты.

Географические координаты города Севастополь на карте Крыма GPS: N44.6146, E33.6380.

Паломнику[править]

Экскурсии

Экскурсионная работа в обители по благословению Правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии митрополита Лазаря проводится только экскурсоводами монастыря.

Содержание экскурсии включает в себя: повествование об истории обители начиная с I века по Р.Х. до наших дней, житие апостола от 70-ти, священномученика Климента Римского; наглядно показывает достопримечательности, связанные с этим периодом, а также знакомит посетителей с шестью храмами монастыря, пять из которых пещерные.

Продолжительность экскурсии составляет около 35 минут.

Экскурсоводы, в т.ч. со знанием иностранных языков, работают ежедневно с 8:00 до 19:00 (в летний сезон) включительно. Заказ последней экскурсии на текущий день желательно осуществлять до 18:15.

Для заказа экскурсий и консультаций по посещению обители просьба обращаться к старшему экскурсоводу: +7 (978) 109-03-98, +7 (978) 558-11-74

Правила посещения

Желающие посетить Святую обитель должны обратить внимание на свой внешний вид: мужчинам не благословляется быть в шортах и пляжных майках, а в храмы заходить в головном уборе. Женщинам рекомендовано быть в юбках не выше колен, а также с покрытой головой

Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь

По легенде, монастырь бы основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Вроневским).

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода.

Адрес:

АР Крым, г. Севастополь, мыс Филент

Сегодня действуют пять храмов.

1. Наземные:

– Святой троицы;

– великомученика Пантелеймона (воспроизведен на месте разрушенного, его алтарь прорублен в камне, а иконостас выполнен из стеклянной мозаики);

2. Пещерные:

– св.Климента (самый крупный из всех, напоминающий по форме базилику в ней установлена Рака с мощами св.Климента);

– св.Мартина Исповедника со сводчатым потолком;

– апостола А. Первозванного, считается, что её вырубил в скале сам Климент (небольшая, низкая пещера).

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь 

Путь в Монастырский дворик проходит сквозь арочные ворота. Посередине двора памятник воинам, погибшим в Родину. Далее вход в храмы, а рядом с ним зерновые ямы, выдолбленные в камне.

При входе в пещеры находятся костницы, хранящие черепа тех, кто защищал монастырь. Отсюда же, через мрачный коридор, с множеством икон, проход в храмы, каждый из которых уникален и очень красив.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Поклониться святым мощам сюда приезжают тысячи туристов и паломников. Службы ведутся в наземных храмах, так как пещерные храмы не вмещают большого количества народа.

Освещение в храмах и колокольне через прорубленные окошки и двери, за которыми маленькие балкончики, выросшие прямо из скалы.

После осмотра монастыря можно подняться до широкого грота по тропинке, а затем, по вырубленной в камнях дороге к остаткам старой крепости Каламиты. На дороге сохранились колеи от колес древних повозок. От крепости сохранились лишь остатки башни с крепостными воротами, ров, когда-то окружавший стены, остатки стены. Отсюда виден и затопленный карьер.

Это чудо стоит увидеть !

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Всех, посетивших монастырь, охватывает необычное чувство – отсюда не хочется уходить, настолько здесь хорошо себя чувствует каждый. Даже шум проходящих мимо поездов не мешает этому. Поражает, какого труда стоило создать это чудо!

Это место стоит увидеть своими глазами и почувствовать его притяжение!

Как добраться до Инкерманского пещерного монастыря

Автобусом

Вариант 1. Доехать до монастыря можно любым автобусом, следующим от автовокзала в городе Севастополе в Симферопольском направлении.

Вариант 2. На автобусах № 103 и 117 от остановки «5-й километр Балаклавского шоссе» до остановки «Втормет».

Далее пешком. Ориентир — купола храмов монастыря и крепость Каламита.

Железнодорожный транспорт

Станция Инкерман-1. Останавливаются только электрички, следующие по маршруту Севастополь — Симферополь, с интервалом движения около 30 минут.

На автомобиле

Инкерманский пещерный монастырь находится в непосредственной близости от Симферопольского шоссе. Въезд на территорию монастыря запрещен, но имеется удобная парковка.

Координаты местонахождения44° 36? 13.32? N, 33° 36? 26.72? E44.6037°, 33.607422°

Стоимость посещения. Вход в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь совершенно бесплатный.

Правила посещения. Монастырь является действующим и правила посещения требуют соблюдения соответствующего дресс-кода. Если у вас одежда, не соответствующая случаю (короткая юбка, брюки у женщин, или шорты, касается и мужчин тоже), то на входе выдаются косынка на голову и длинная юбка с запахом.

В монастыре принято соблюдать тишину, вести себя скромно и не вызывающе.

Расписание богослужений. В монастыре литургии проходят по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. В 7:00 утра и в 17:00 вечера.

Актуальную информацию смотрите на официальном сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector