Священномученик климент римский

Почитание

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:

Памятник священномученику Клименту Римскому в Казачьей бухте Севастополя был установлен в конце декабря 2019 и освящён 12 января 2020 года.

Молитвословия

Тропарь священномучеников Климента и Петра

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 8

От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак священномучеников Климента и Петра

глас 4

Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.

Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 3

Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.

Тропарь священномученика Климента, папы Римского

глас 4

Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Климента, папы Римского

глас 2

Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.

Молитва священномученику Клименту, папе Римскому

О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

О приобретении благодати Божией

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.

Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.

Примечания

  1. По мнению некоторых исследователей, это могут быть и другие места в окрестностях Херсонеса, например, мраморные каменоломни на берегу бухты Казачьей, однако православная традиция говорит именно о каменоломнях Инкермана.
  2. Православные источники считают местом упокоения святого Климента Казачью бухту в западной части Гераклейского полуострова.
  3. .
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 января 2016.
  5. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
  6. ↑ Там же.
  7. Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.
  8. Слово на обновление Десятинной церкви / Пер. Виталия Задворного // Истина и жизнь. 1994. № 10. С. 38.
  9. Роже — французский епископ города Шалон-на-Марне в Шампани.
  10. Назаренко А. В. «Западноевропейские источники». Стр.354. Пер. А. В. Назаренко по Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici. Paris, 1904
  11. Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. СПб., 1893. № 12. С.61.
  12. . Православие.Ru (14.01.2020). Дата обращения: 14 января 2020.
  13. 1 Кор. Климента Римского 59:1-2; цитируется по публикации: Св. Климента Еп. Римск. къ Коринф. послание 1. — Писания мужей апостольских (в русс.пер., с введ. и прим. прот. П.Преображенского). — СПб., 1895
  14. Evangelisches Kirchenlexikon, Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986 — S. 518: «Auf dieser Bahn geht 1Clem weiter, der das Bischofsamt unmittelbar auf die ordnungsgemäße Einsetzung durch die Apostel zurückführt und damit erstmals den Gedanken apostolischer Sukzession anklingen läßt (44,2f).».
  15. Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988 — с. 70
  16. См. Grelot P., Dumais Μ. Homelies sur 1’Ecriture a Tepoque apostolique. — Paris, 1989. — P, 25 etc.).
  17. ↑ Mercer dictionary of the Bible / ed. Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard. Macon, GA: Mercer University Press, 1997. pp. 160—161.

Понтификат

Папские выборы

Папа Александр VII умер в 1667 году, и был созван конклав для выбора его преемника. Король Франции Людовик XIV поручил французской фракции обратиться за поддержкой к Роспильози и также считал, что он умиротворил бы испанскую фракцию Карла II из-за того, что он когда-то был апостольским нунцием в Испании . 20 июня 1667 года он был избран понтификом и принял папское имя «Климент IX».

Новый папа был коронован 26 июня 1667 года протодиаконом кардиналом Ринальдо д’Эсте . Позже он завладел базиликой Святого Иоанна Латеранского 3 июля 1667 года.

Действия

При непродолжительном правлении Климента IX не произошло ничего примечательного, кроме временного урегулирования споров между Святым Престолом и теми прелатами Галликанской церкви , которые отказались присоединиться к осуждению писаний Янсена . Он был посредником во время Аахенского мира 1668 года в войнах за престолонаследие между Францией , Испанией , Англией и Нидерландами .

Он пользовался популярностью у жителей Рима не столько за его эрудицию и умение заниматься бизнесом, сколько за его крайнюю милосердие и приветливость к великим и малым. Он увеличил благосклонность своих подданных, выкупив у монополиста, который получил «макинато», или привилегию на продажу зерна, и, поскольку его предшественник собирал деньги для этой цели, Климент IX издал указ от имени Александра VII. . Два дня в неделю он занимал исповедальню в церкви Св. Петра и выслушивал всех, кто хотел исповедоваться перед ним. Он часто посещал больницы и щедро подавал милостыню бедным. В эпоху кумовства он почти ничего не делал для улучшения или обогащения своей семьи. Из-за своего отвращения к дурной славе он отказался разрешить размещать свое имя на зданиях, построенных во время его правления.

Статуя Климента IX

Другие действия

Климент IX подтвердил культ Маргариты Савойской 9 октября 1669 года. Он также беатифицировал Розу Лимскую 15 апреля 1668 года. 28 апреля 1668 года он канонизировал Магдалену де Пацци и Петра Алькантарского .

Он возвел 12 новых кардиналов в три консистории; в том числе Эмилио Бонавентура Альтьери, который станет его преемником на посту папы Климента X.

Реформы в искусстве

В качестве папы Климент IX продолжал интересоваться искусством. Он украсил город Рим с известными работами по заказу на Джан Лоренцо Бернини , в том числе ангелов Понте Сант — Анджело и колоннадой из базилики Святого Петра . Что несколько необычно для Пап той эпохи, имя Климента IX не отображалось на памятниках, которые он построил. Он также открыл первый публичный оперный театр в Риме, а для празднования карнавала 1668 года поручил Антонио Марии Аббатини из хора Сикстинской капеллы положить на музыку свой бесплатный итальянский перевод испанской религиозной драмы « Ла Бальтасара» . В постановке были декорации, разработанные Бернини.

Могила Климента IX

Защита от турок

Климент IX работал над укреплением венецианской обороны от турок на острове Крит . Однако он не смог получить более широкой поддержки по этому поводу. В конце октября 1669 года Климент IX заболел, получив известие о том, что венецианская крепость Кандия на Крите сдалась туркам.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Сщмч. Климент Римский. Икона. Русский Север (нач. XVI в.)

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.Кондак, глас 2

(Подобен: Твердыя:)

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2

, на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Священномученик Климент

Поделиться

Первый век от Рождества Христова – время преследований христиан. В этот период одним из наказаний за христианское исповедание было изгнание.

Среди тех, кто оказался в немилости правителей языческого Рима был святой Климент, папа Римский. Как и многие другие верные Христу, он был изгнан в конце первого века в отдаленные владения Римской империи – Херсонес Таврический.

Священномученик Климент родился в Риме, в богатой и знатной семье, состоявшей в родстве с римскими императорами. Уже взрослым, в двадцать четыре года он покинул Рим. В путешествиях он познакомился с апостолом Варнавой, и стал горячим сторонником учения Христа. А позже, встретившись с апостолом Петром, приняв от него крещение, примкнул к группе его учеников.

Папа Климент был избран римскими пресвитерами в епископы (и управлял Церковью Христовой в последнем десятилетии первого века. В тот период римская община была влиятельной во всем христианском мире. И самим же папой описывалась сильной, осознающей обязанность заботиться о всей Церкви. Климент был талантливым проповедником, благодаря чему многие из римлян принимали христианскую веру.

Деятельность папы Климента возмутила язычников города, и подняв волнение, они добились его ссылки. С прибытием Климента в Херсонесе связывают не только чудесное появление водного источника близ инкерманских каменоломен, где ссыльные были обязаны трудиться, но и главное – рост христианской общины города. По преданию, каждый день папа Климент крестил множество людей из местных, принявших веру во Христа. Там же, в каменоломнях был вырублен храм, в котором папа Климент проповедовал и служил, а все идолы и капища в окрестностях были уничтожены самими же жителями.

Успехи святого Климента не остались без внимания римских властей и в далеком Херсонесе. По велению императора ТраЯна, того же, который отправил его в ссылку, в 101-м году Климент был связан и брошен в море c мыса Фиолент. Ученики и все верные христиане в день кончины святого до обретения его мощей раз в год приходили к морю, по их молитвам оно отступало, и все они могли поклониться мощам праведника.

Обретение мощей святого связывают с появлением в этих землях христианских учителей Кирилла и Мефодия.

Часть мощей ими же была доставлена в Рим. А часть перенесена в Киев равноапостольным князем Владимиром.

Третий преемник апостола Петра на римской кафедре – святой Климент – почитается всеми христианами.

В его память освящены пещерный мужской монастырь в Инкермане, Базилика в Риме, Храм в Москве.

Священномученику Клименту принадлежит несколько сочинений. Мудрые мысли святого актуальны и в наши дни.

В одном из своих посланий он писал: «Сияние – в правде, истина – в свободе, вера – в уповании».

Как жил сам, так завещал и другим.

Священное Писание

1 Тим., 286 зач., V, 11-21

11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Лк., 87 зач., XVII, 26-37

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

28 Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

32 Вспоминайте жену Лотову.

33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Послание к Коринфянам Климента Римского

Письмо Папы Климента к Коринфянам было написано около 80 г. Послание написано на греческом языке. Мотивацией к написанию Послания Коринфянам стал внутренний спор в Коринфской церкви относительно церковного руководства. Климент призывает их практиковать смирение и смотреть на Иисуса и его апостолов в качестве примера. В письме содержится призыв к покаянию и призыв к святости. Письмо Климента ссылается на несколько Библейских текстов, в том числе на книги Бытие, Послание к Римлянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам. Присутствуют здесь также и цитаты из Евангелий от Матфея и от Луки.

Стиль Послания Климента Римского искренний и простой, а иногда и весьма красноречив. Цитаты из Ветхого Завета в тексте –  длинные и многочисленные. Послание не подписано, однако сами коринфяне называли текст «Посланием, которое мы получили от епископа Климента», поэтому авторство под сомнение не ставится.

Кроме того, в Послание к Коринфянам Климента Римского можно найти одну из самых ранних святоотеческих ссылок на библейское учение об оправдании через веру. Послание Папы Климента является важным свидетелем раннего христианского понимания Церкви.

Изучение богословского творчества Отцов Церкви может быть познавательно и поучительно, и творчество Климента Римского, несомненно, заслуживает нашего внимания.

Известно, что Климент Римский был весьма почитаемой фигурой. В его память в Риме была воздвигнута базилика.

Священномученик Климент Римский широко почитался в Древней Руси. В Православии он считается одним из первых христианских проповедников.

Священномученик Климент, папа Римский

День памяти: Ноябрь 25 Святитель Климент папа Римский Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания

Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 — 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 — 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год). Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Святитель Климент в Житии Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 — 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал. Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году. По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802 — 811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855 — 867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы. Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие — два послания к Коринфянам — первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

Тропарь Клименту, папе Римскому:
Иже от Бога чудодействы преславно удивляя вселенныя концы мира, священный страдальче, паче естества морю составы водам содеваеши разделение в честней памяти твоей всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь чудесным твоим мощем, и по всенародном хождении море во едино течение чудодетельне твориши, Клименте предивный, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Житие священномученика Климента, папы Римского

Климент был третьим сыном в семье родителей, которые доводились родственниками римским царям. Отец Фавст и мать Матфидия были язычниками. Родному брату отца очень нравился его жена. Он постоянно склонял ее изменить мужу. Матфидия решила испробовать хитрость. Она рассказала сон супругу, что к ней приходил один Бог, который посоветовало ей уехать в другое место на несколько лет. Если она это не сделает, то умрет вместе с детьми. Муж отправил ее с двумя детьми Фастином и Фавстианом, а Климента оставил себе.

В пути поднялась буря и корабль разбился. Мать выкинуло волной на берег острова, где она стала жить самостоятельно. Дети попали к разбойникам, которые продали их женщине. Она воспитала их как своих сыновей. Позже они крестились и стали последователями апостола Петра.

Фавст очень тосковал и неоднократно посылал рабов, чтобы получить известие о жене и детях, но они не возвращались. Тогда он сам отправился в путь, оставив младшего сына на попечение родственников. Когда юноша подрос, он направился в Иерусалим. Но попал в место, где проповедовал апостол Петр. Здесь же он принял крещение и встретил мать и братьев.

Когда апостол Петр услышал рассказ мужчины о его семье, потерянной 24 года назад, он понял, что это отец Климента. Так благодаря святому Фавст и Матфидия нашли другу друга и детей. Они вернулись в Рим, где их радостно встретили подарками, и стали проповедовать новую религию.

Климент стал учеником апостола Петра, который перед кончиной возвел его в чин епископа Рима. Это было тяжелое время для православия. Язычники ополчились на епископа, тогда царь Траян сослал его в Херсонес Крымского полуострова. В ссылке он:

  • работал на каменоломнях;
  • поддерживал христиан;
  • крестил язычников в православную веру.

Когда император Траян узнал об этом, то приказал казнить святого, утопить в море.

Чудеса

Чудеса священномученика Климента папы Римского связаны с его смертью. Христиане стали молиться Господу совершить чудо. Вода отступила и в одной пещере были найдены нетленные мощи святого. Так продолжалось на протяжении 50 лет.

Позже славянские учителя Кирилл и Мефодий обратились к епископу Георгию с просьбой открыть мощи Святого. Во время крестного хода море осветилось, останки поднялись сами наверх. Частично святые мощи был отдана в Рим, а часть забрал князь Владимир в Десятинный храм.

Процесс тамплиеров

Монеты папы Климента V

Климент стал первым папой, короновавшимся тройной короной — тиарой.

В начале 1306 года Климент V фактически отменил буллу Бонифация VIII Unam Sanctam, утверждавшую папский примат над светскими правителями и угрожавшую политическим планам Филиппа. Климент, похоже, на посту понтификата был лишь инструментом французской монархии, что знаменовало собой радикальное изменение в папской политике.

Хетум Патмич передает папе Клименту своё сочинение о монголах «Цветник историй», 1307.

В пятницу 13 октября 1307 года сотни рыцарей-тамплиеров были арестованы во Франции по приказу короля Филиппа IV. Последовавший за этим процесс над тамплиерами по обвинению в ереси, содомии и безнравственности, бросил тень не только на короля, но и на Климента. В 1312 году дал согласие на разгром тамплиеров (булла Faciens misericordiam).

Между тем, адвокаты Филиппа IV попытались возобновить обвинения Гийома де Ногаре против покойного Бонифация VIII. Клименту V пришлось уступить давлению короля и принять участие в этом процессе, начатом 2 февраля 1309 года в Авиньоне. Климент V выражал свою личную убежденность в невиновности Бонифация VIII. Наконец, в феврале 1311 года Филипп IV написал Клименту V письмо, уведомив, что прекращает процесс. Со своей стороны, Климент V освободил от интердикта всех участников похищения Бонифация в Ананьи. В 1311 году Климент созвал вселенский Вьеннский собор. Главным вопросом, который рассматривался на нём, был вопрос о судьбе Ордена тамплиеров. Папа распустил Орден и конфисковал его имущество и земли, хотя окончательного решения принято не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector