Апостольские правила: 85 запретов и предписаний для членов церкви

Канонический статус

Апостольские правила с толкованиями доступны для изучения каждому человеку. Второе Правило Трулльского Собора определило труды апостолов на первое место среди канонических бумаг: оно признаёт документы учеников Христовых. Также их признаёт и Православная Церковь Востока. Но Церковь римлян соглашается с каноническим авторитетом лишь первых пятидесяти правил.

Это же правило № 2 корректирует 85-е апостольское правило, которое описывает каталог книг Священного Писания и трудов канонических. Оно изымает из них письма Климента, не привлекая на себя строгую критику, ради сбережения аутентичности апостольской легенды.

В апостольских правилах разрешался брак епископов

Можно ли епископам иметь жён? Конечно, да:

Правила запрещали воздержание между мужчиной и женщиной из гнушения.

Однако отказ от брака допустим. Но при этом человек не должен пренебрежительно относиться к этому явлению. Единственная уважительная причина — ради подвига воздержания:

Впоследствии, в VII веке Трулльский собор 12 правилом решил все затруднительные вопросы с браком епископов, постановив: «Предписание под угрозою извержения, чтобы никто из епископов не смел жить в браке».

Из-за таких церковных поправок читать апостольские правила сложнее, ведь мы можем наблюдать, что некоторые реалии тех лет никак не отражены в сегодняшней жизни, хотя налицо прямые предписания.

Примечания

New Catholic Dictionary. Canons, Apostolic. 1910.

Funk F. X. Apostolischen Konstitutionen. — Verlag von Wilhelm Bader, 1891. — 374 s.
↑ 12Прот. Владислав Цыпин, Литвинова Л. В. Апостольские правила // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. III. — С. 119—121. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.

J. W. Rogerson, Judith M. Lieu. The Oxford Handbook of Biblical Studies. — OUP Oxford, 2006. — P. 796

Geoffrey Mark Hahneman The Muratorian Fragment and the Development of the Canon. — Clarendon Press, 1992. — P. 148
↑ 12 The Oxford Dictionary of Byzantium : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan. — N. Y. ; Oxford : Oxford University Press, 1991. — 2232 p. — ISBN 0-19-504652-8. — T. 1, P. 141

Никодим Милаш. О правилах святых Апостолов // Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов
А. С. Павлов, Курс церковного права. Сергиев Пасад. 1902 / С. 49
Апостольские правила // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911.

Aimé Georges Martimort. Deaconesses: An Historical Study. — Ignatius Press, 1986. — P. 85
↑ 12 А. С. Павлов Курс церковного права // Богословский вестник. — 1899-1902. — C. 48 – 51
Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 2 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Walter Farquhar Hook (англ.)русск., An ecclesiastical biography, containing the lives of ancient fathers and modern divines, interspersed with notices of heretics and schismatics, 1846. — P. 355
↑ 12 Стратилатов И. А

Древность и важность апостольских правил : (С прил. самых апостол

правил) / Соч. магистра Ивана Стратилатова. — Санкт-Петербург : тип. Э. Веймара, 1865. — 8. — 229 с.;

Сложные правила, вроде о молитве с еретиками, требуют толкования

Некоторые предписания из этого сборника написаны довольно сложно. Понять, о чём речь, без пояснений сложно. Таково 45 апостольское правило:

К счастью, за века церковной истории уже созданы толкования апостольских правил.

Аристен доступно перефразирует суть этого правила:

Аристен из Мегалополя

политический деятель

Некоторые постановления апостольских правил не актуальны. Вселенские соборы внесли дополнительные правила. Теперь, например, епископам больше не нужны рекомендации о семье, ведь жениться им запрещено (Миниатюра афонской рукописи XVI в., изображающая Церковный Собор). Фото: pravoslavie.ru

А Вальсамон даёт подробное толкование:

Вальсамон Феодор

канонист

Появление и значение в Церкви (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Итак, правила учеников Иисуса Христа относятся к наиболее ранним церковным мифам. Христианство только зародилось, а они уже имели колоссальный авторитет как начертанные апостольские легенды. Интересно, что I (Никейский) Всемирный собор ссылается на данный документ как на нечто общеизвестное, так как очевидно, что других правил до его появления не существовало.

Здесь первое правило ясно повторяет 21-е апостольское, а второе – 80-е правило. Антиохийский Собор 341 года многие свои законы базирует на апостольских трудах. Второе правило Шестого Всемирного Собора подтверждает достоверность этих документов, провозглашая, что «85 правил апостольских отныне должны быть тверды и нерушимы».

Вообще христианство считало, что особая важность трудов христовых учеников заключена не только в их древности и высокоавторитетном происхождении, но и в том, что они содержат почти все наиважнейшие канонические нормы. Ценность их возросла в тот момент, когда они были дополнены и развиты Поместными и Вселенскими Соборами и церковными Отцами

Сущность бумаг

О чём повествуют правила апостолов?

  • О хиротонии: епископа двумя епископами либо тремя (1), а священника либо диакона — одним епископом (2).
  • Об отторжении от сана: за чужие предметы на алтаре (3), за выдворение жены (5), мирские заботы (6), за безосновательный отказ от причастия (8), за свершение молитв с еретиками (11, 45), клятвопреступление, блудодеяние и воровство (25), рукоприкладство (27, 66), за приобретение власти с помощью мирских правителей (30), за свершение таинств без ведома епархии (35), азартные игры и алкоголизм (42), за отречение от Христа (62), за участие в праздниках с иудеями (70).
  • Об отлучении мирян: за преждевременный уход со службы (9), за свершение молитв с еретиками (10).
  • Служение запрещается: кастратам (21) и двоеженцам (17), слепым и глухим (78), военнослужащим (83), отлучённым от служения (32).
  • Характеристика списка библейских книг (85), в который включены 42 ветхозаветные книги и 28 (или 36, если учитывать те, которые запрещено публиковать) книг Нового Завета без Апокалипсиса.

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст этих же канонов с краткими толкованиями.

Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.

Правило 61.

Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.

(Ап. 25; I Всел. 2, 9, 10; II Всел. 6; Трул. 33; Анк. 12; Неок. 1, 9, 12; Карф. 128, 129, 130; Василия Вел. 89; Григория Нис. 5, 6; Феофила Алекс. 3, 6).

В этом правиле говорится о том, какими качествами должны отличаться кандидаты священства в отношении своего доброго имени в обществе. От духовного лица Св. Писание требует, чтобы оно было для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте (1 Тим. 4:12; Тит. 2:7; 1 Петр. 5:3). Но священник никогда не может служить образцом для своей паствы, если его могут упрекать в разных грехах, в которых он когда-либо был изобличен, и которые стали для всех известны. Толкуя слова апостола Павла относительно того, что духовное лицо должно быть без недостатков, Иоанн Златоуст говорит, что худо поступает тот, кто, зная за собою некоторые грехи (τινά άμαρτήματα), стремится занять какую-либо службу, от которой его отдаляют уже самые его грехи . Упоминая блудодеяние, прелюбодеяние и другие подобные грехи, в силу которых никто не может быть принят в клир, правило добавляет, что таковой должен быть изобличен, т.е. должно быть доказано обвинение, возбужденное против какого-либо кандидата священства; в случае неосновательности обвинения, на последнее не должно обращать внимания, так как кандидат мог подвергнуться ему только в силу чьей-либо злобы или личной ненависти, и было бы несправедливо тотчас же лишить за это благодати священства, быть может, ни в чем неповинного; если же обвинение основательно и доказано, то такой кандидат ни под каким видом не может быть принят в клир, ни по этому правилу, ни по другим, говорящим об этом предмете. Кроме того, если во время рукоположения не было известно о совершении данным кандидатом какого-либо тяжкого греха и этот грех был открыт и доказан только впоследствии, то, по правилам, такое лицо должно было подвергнуться немедленному исключению из духовного сана (I Всел. 2, 9; Неокес. 1, 9). Не принимались в клир и такие лица, которые самым искренним образом каялись перед церковью в совершенном ими тяжком грехе. Об этом нам свидетельствует Киприан в своем послании к клиру и народу, в котором он напоминает о предписаниях по этому поводу, как своей церкви, так и римской . Для того, чтобы сохранить авторитет священства и не принимать в клир лиц, могущих своею прежнею порочною жизнью набросить тень на все духовенство, установлено было предварительное строгое дознание о жизни кандидата на священство, и только удостоверившись в том, что он свободен от тяжких грехов, удостаивали его принятия сана (Ап. постановления VIII, 4). Таков смысл этого Ап. правила. То же самое, только в другой форме, предписывают и многие другие правила, как это мы увидим дальше .

«Апостольские правила» — это 47 глава 8 книги «Апостольских постановлений»

Разговор надо начать с «Апостольских постановлений». Это апокрифическая книга, якобы написанная Климентом Римским. Это апостол от 70-ти и четвёртый римский епископ

Не станем заострять внимание на его личности, так как вряд ли он приложил руку к этому сочинению

Появилось оно во второй половине IV века где-то в Сирии. Труд перекликается с рядом других христианских сочинений:

  • дидаскалия;
  • дидахе.

IV

считается, что именно в этом веке составили «Апостольские правила»

Главный интерес для нас представляет глава 47 глава 8 книги «Постановления Святых Апостолов о рукоположениях». Именно она и вошла в христианскую традицию под названием «Правила святых апостолов».

Доподлинно не установлено, почему они называются апостольскими. То ли потому, что их якобы написал апостол, то ли потому, что правила приближают жизнь верующего к духовному уровню апостолов.

Предание приписывает авторство апостольских правил Клименту Римскому, но никто всерьёз не рассматривает такую возможность

Есть несколько предположений о том, какие труды IV века могли лечь в основу «Правил святых апостолов», но версии, которая бы удовлетворила всех.

Всего существует 85 правил. Их количество сильно варьировалось в разных списках. Так, известно, что Западная Церковь некоторое время располагала лишь 50 правилами.

85

такое количество правил существует, однако церковь некоторое время пользовалась только 50

Правила взяты Русской православной церковью в качестве канонических.

Правило 42

Апостольское правило 42-е гласит, что если пресвитер, епископ или диакон предан игре либо пьянству, да будет он извержен и да престанет. Толкование данного документа идентично толкованию 43-го правила, которое гласит, что если чтец, певец или иподиакон будет вытворять подобное, он будет отлучён. Это же относится и к мирянам.

И в 42, и в 43 правиле говорится об одной и той же вещи, а именно: о воспрещении игр и пьянства. Закон утверждает, что если лица, предавшиеся сим грехам, проявят настойчивость и после получения советов со стороны старших, то следует их лишить священного сана, если то будут священники. Если же такую оплошность допустят миряне либо церковнослужители, их следует отлучить от святого причащения. Вообще, священников обычно предварительно лишали службы, занимаемой ими в храме. Отлучали их от святого причащения лишь после того, как они прекращали быть чтецами, иподиаконами либо певцами.

Под игрой, упомянутой в этом документе, следует понимать разного рода азартные игры (например, в карты), в процессе которых человек стремится отнять у партнёра как можно больше денег. Некоторые игроки по своей воле обрекают на гибель либо собственные сбережения, либо сбережения своей семьи. Это своего рода кража, за которую 25-е правило учеников Христовых рекомендует извержение духовного отца, уличённого в ней. 42-е правило точно так же предписывает извержение каждого склонного к азартным играм.

Глава 25

1 Фест, прибыв в область, через три дня отправился из Кесарии в Иерусалим.
2 Тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев явились к нему с жалобою на Павла и убеждали его,
3 прося, чтобы он сделал милость, вызвал его в Иерусалим; и злоумышляли убить его на дороге.
4 Но Фест отвечал, что Павел содержится в Кесарии под стражею и что он сам скоро отправится туда.
5 Итак, сказал он, которые из вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком, пусть обвиняют его.
6 Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, возвратился в Кесарию, и на другой день, сев на судейское место, повелел привести Павла.
7 Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать.
8 Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
9 Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?
10 Павел сказал: я стою́ перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
11 Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
12 Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.
13 Через несколько дней || царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
20 Затрудняясь в решении этого вопроса, я сказал: хочет ли он идти в Иерусалим и там быть судимым в этом?
21 Но как Павел потребовал, чтобы он оставлен был на рассмотрение Августово, то я велел содержать его под стражею до тех пор, как пошлю его к кесарю.
22 Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услышишь его.
23 На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел.
24 И сказал Фест: царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого всё множество Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить.
25 Но я нашел, что он не сделал ничего, достойного смерти; и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему.
26 Я не имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его пред вас, и особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что написать.
27 Ибо, мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него.

Глава 24
Глава 26

Правило 51 (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Апостольское правило 51-е говорит нам о следующем: если диакон или епископ, или пресвитер, или какой-либо священник отворачивается от вина, мяса либо брака не ради необходимого поста, но по причине глумления, то что с ним произойдёт? Ведь данное лицо забыло, что всё добро зело! Что Господь, создавая человека, сотворил мужа и жену неразлучными! Фактически оно клевещет на божье создание! Данный документ гласит, что такой священник должен либо исправиться, либо будет лишён священного чина и отлучён от Церкви. Такое же наказание предусмотрено и для мирянина.

И действительно, молельни всегда одобряли воздержание и даже рекомендовали его в дни поста. Но настоящий закон направлен против тех древних еретиков, которые гнушались некоторых видов пищи, вина либо мяса, видя в них нечто нечистое, и отвергали брак.

Апостольские правила описывают дисциплину внутри Церкви

Апостольские правила что-либо предписывают, либо запрещают. Основной их адресат — священнослужители, однако есть несколько требований и к мирянам.

Как это вообще выглядит? Приведём пару примеров:

Как ясно, почти каждое апостольское правило — это своего рода отрывок из методички для внутрицерковной бюрократии. Однако без такого документа Церкви было бы во многом сложнее существовать.

Это не просто формальные требования, а жёсткие рекомендации, которые часто определяют судьбу человека в лоне Церкви.

А мало ли у нас пьянствующих мирян и священников? Если применить «Апостольские правила» по всей строгости, то многим людям пришлось бы пересмотреть свои привычки и расставить приоритеты — что им важнее пагубные привычки или Церковь.

Фимиам — один из трёх предметов, которые «Апостольские правила» разрешают подносить к алтарю. Фото: pravlife.org

Эти вещи понятны нам. Но некоторые способны озадачить. К чему, например, вот такой запрет?

А дело в том, что в ранней истории Церкви это действительно было проблемой: к алтарю носили всё подряд.

Апостольские правила затрагивают разные темы: таинства, служба епископа, отлучение от Церви

Этот канонический сборник содержит предписания и запреты для самых разных сторон жизни верующих христиан.

Важная тема — служение епископа и прочих священников:

Апостольские правила подчёркивают, что члены Церкви должны славить Отца и Сына и Святого Духа. Например, правила требуют именно троекратного погружении при Таинстве крещения. Фото: cyrillitsa.ru

Того, кто себя оскопил, правила приравнивают к самоубийце и не принимают в клир

Немало внимания уделено тому, почему могут отлучить от Церкви или не принять в неё:

Всячески порицается взаимодействие с еретиками:

Затрагивают «апостольские правила» и нюансы проведения христианских Таинств:

Завершаются апостольские правила списком канонических книг Библии:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector