Иаков, брат господень
Содержание:
Жизнеописание
Спустя двадцать лет после того, как Исаак взял Ревекку в жёны, у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старший сын был назван Исавом, а младший — Иаковом (Быт. ; ).
Получение первородства
История Иакова излагается в Книге Бытия (Быт. ; ). Она начинается с повествования о том, как Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдёт от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. ). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлёбку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие.
Бегство из Ханаана в Харран
Избегая мести брата Исава, высказавшего своё желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран (Северная Месопотамия, Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение, известное сейчас как Лестница Иакова. Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал он это место, ранее известное как Луз, Вефилем.
Луиджи Бузи. Встреча Иакова с Рахилью. 1855 г.
Придя в Харран, Иаков навёл справки о состоянии здоровья и благосостоянии семейства Лавана — брата свой матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахилью; на что Лаван дал своё согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него, под видом Рахили, старшую из своих дочерей — Лию (Быт. ). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но Лаван успокоил Иакова, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль (Быт. ). При этом он добавил уже своё условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок (Быт. ); и, видимо, этим он настроил Иакова против себя, в результате чего Иаков и сам, в свою очередь, начал извлекать пользу для себя, но нанося вред Лавану, ухудшая поголовье его племенных овец. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он ещё шесть лет работал на тестя за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот принадлежащей ему масти был сильным, здоровым и давал качественную шерсть; а скот, принадлежащий по договору Лавану, был хуже.
Упоминания
В талмудической литературе
В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7; см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).
В исламе
Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.
В искусстве
Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.
В православии
В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия; лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).
[править] История
Территория была освобождена Армией обороны Израиля в 1967 году, во время Шестидневной войны.
Поселение было основано силами движения Амана летом, в июле, или 1985 года. Названо «Абир Яаков» по имени раби Яакова Абухацира, известного раввина Марокко.
В 1988 году поселение было переименовано в Кохав-Яаков.
В 1990 году (по другой, более правдоподобной версии, в мае 2000 года) харедим построили свой квартал Тель-Цион (Tel Zion), ставшем частью Кохав-Яаков.
Несмотря на Вторую Интифаду, и изгнания евреев, устроенных Ариэлем Шароном, население Кохав-Яаков бурно растёт.
Согласно Соглашениям в Осло поселение находится в зоне С, находящейся под полным контролем Израиля.
16 июля 2003 года арабские террористы попытались проникнуть в поселение, но встретив израильского офицера, передумали, и побросав амуницию, быстро бежали в неизвестном направлении.
7 сентября 2008 года в государственной религиозной школе «Орот Эдит» для девочек в Кохав-Яакове произошла забастовка против директора Малки Альперович, причём забастовку поддержал глава местного совета Кохав-Яаков Тири Кибеш, чья дочь также учится в этой школе.
12 августа 2009 года строительство евреями в Кохав-Яакове вызвало приступ шизофренической истерики у евреев-антисемитов.
18 августа 2009 года антисемитское руководство израильской армии объявило «закрытой военной зоной» улицу в поселении Кохав Яаков, где построены дополнительных 12 караванов для растущего населения посёлка. Гражданская администрация беззаконно объявила эти 12 караванов незаконными и пыталась предотвратить вселение в них евреев. Этот акт антисемитизма в Израиля последовал после того, как Ярив Оппенгеймер, директор арабской организации Шалом ахшав, призвал министра обороны Эхуда Барака прекратить «незаконное строительство».
В 2012 году возле поселения был создан Гиват ха-Йекев, для поселения изгнанных евреев Мигрона.
6 августа 2012 года рабочие в Кохав-Яакове были обстреляны террористами из соседней арабской деревни.
27 сентября 2012 года был арестован местный врач за якобы имевшие место сексуальные домогательства к 13-летней девушке.
В марте 2013 года в Кохав-Яакове была создана галерея-музей наследия йеменских евреев.
28 мая 2013 года арабские террористы попытались проникнуть в Кохав-Яаков, устроить поджоги, акты вандализма и еврейский погром, однако, местные жители прогнали арабов, а одного пленили и передали в полицию.
17 июня 2014 года трое арабских террористов попытались проникнуть на территорию Кохав Яаков; военные заметили их и открыли по ним огонь. Один террорист был ранен, двоим удалось скрыться.
Бегство из Харрана в Ханаан[ | ]
Уход Иакова из Харрана в Библии объясняется откровением, полученным Иаковом, хотя само событие больше напоминало бегство, поскольку он ушёл из дома Лавана не попрощавшись и забрав с собой его дочерей и внуков, в то время как Лаван пошёл стричь овец и находился в трёх днях пути от дома. Иаков решил не прощаться, поскольку опасался каких-то осложнений. Причины для осложнений были в детях и внуках, которые своим трудом и заботой могли скрасить Лавану старость.
Лия и Рахиль, в ответ на призыв Иакова к отъезду, отметили, что их отец растратил своё состояние и поэтому после его смерти на заслуживающее внимания наследство рассчитывать не приходилось. Кроме того, они припомнили и то, что Лаван продал Иакову своих дочерей как вещи, что давало Иакову права собственности на своих жён.
Впрочем, несмотря на поспешный отъезд Иакова, Лаван всё же догнал караван зятя на дороге, ведущей в Ханаан, и таким образом хоть как-то, но попрощался с близкими и родными. Искал он также и фигурки своих родовых божков, украденные Рахилью и спрятанные ею под верблюжьим седлом (как предполагают некоторые учёные, само по себе владение родовыми идолами в то время считалось весомой долей в наследстве; а согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладавший статуэткой тестя, пользовался правом наследства наравне с сыновьями).
Сопоставляя данные из биографии Иосифа и Иакова в Египте, можно сделать вывод, что Иаков пришёл в Харран в возрасте 77 лет. На Лии и Рахили женился через 7 лет после прибытия, то есть в 84 года. Первый ребёнок от Рахили — Иосиф — родился у Иакова за 6 лет до возвращения в Ханаан, на 91-м году его жизни — то есть через 7 лет после двойной свадьбы. С рождением Иосифа, после 14 лет пребывания в Харране, Иаков хотел сразу же вернуться на родину. Но так как Лаван уговорил его остаться и работать ради получения крупной доли от стада овец, то Иаков задержался у него ещё на 6 лет и вернулся на землю отцов в Ханаан к отцу и матери только спустя 20 лет после бегства (Быт. 31:38). Его отец Исаак умер через 24 года после возвращения сына в возрасте 180 лет. Умер Исаак возле дубравы аморрея Мамрия под Хевроном, в тех местах, где прожили последние годы своей жизни его отец Авраам и мать Сарра. Сыновья Исав и Иаков похоронили отца Исаака к востоку от города Кириаф-Арбы (то есть Хеврона), на поле хетта Ефрона бен Цохара в пещере Махпела, рядом с его родителями. Впоследствии на том же месте похоронили и жену Исаака — Ревекку.
Благодаря своей хитрости и трудолюбию, Иаков уже в Харране смог стать весьма богатым человеком. Он вернулся домой, имея многочисленных слуг, стада верблюдов, ослов, коров, коз и овец. Сам Иаков свои хозяйственные успехи объяснял тем, что ему помогал Бог.
К моменту возвращения Иакова, Исав был не только состоятельным, но и весьма влиятельным; и судя по радости от встречи, меньше всего его беспокоило утраченное когда-то по глупости первородство.
Со временем нажитое и унаследованное братьями животноводческое хозяйство так разрослось, что доступная им земля, на которой они пасли скот, больше не могла обеспечивать травой растущие стада. Чтобы избежать конфликтных ситуаций между пастухами и решить проблему жизненного пространства, Исав решил уйти на юг. Так, несмотря на отчасти несправедливо отнятое (купленное за похлебку) у него первородство, Исав забрал своих жён (дочь Измаила Басемат и других женщин, взятых им из хеттских племён), сыновей, дочерей, всех своих рабов, скот, остальное имущество и ушёл на завоевание горных районов Сеира — пустынной страны, которая лежала южнее Мёртвого моря и была населена хоррейскими племенами. В Сеире Исав, который имел прозвище Едом из-за красноватого оттенка кожи, стал родоначальником едомлян (идумеев). Территории, принадлежавшие едомлянам, впоследствии назывались Едомом.
[править] Биография
Ицхак Яаков (Якобсон) родился 24 марта 1926 года в Тель-Авиве.
В 1944 году вступил в Пальмах.
Принимал участие во многих операциях Войны Израиля за независимость, был командиром взвода, оперативным офицером батальона бригады «Харель», заместителем командира 6-го батальона.
После войны окончил факультете машиностроения в Технионе, инженер-механик.
В 1955 году вернулся в армию на должность заместителя начальника Управления вооружений при Генштабе АОИ.
В 1956 году был назначен командиром мастерской, занимавшейся модернизацией и ремонтов устаревших танков.
В начале 1960-х годов был направлен армейским командованием на учебу в Массачусетский технологический институт.
В 1963 году в звание полковника был назначен начальником Управления вооружений в Оперативном управлении Генштаба.
С 5 сентября 1968 года — заместитель главного ученого системы безопасности.
В 1971 году руководил созданием Управления научно-исследовательской работы Министерства обороны Израиля.
В −1973 годах — начальник Администрации разработки вооружений и технологической инфраструктуры.
Имел непосредственное отношение к технологической революции в АОИ, благодаря которой израильская армия в 1960-е годы и 1970-е годы стала самой мощной и современной на всем Ближнем Востоке. Принимал также участие в разработке ядерной программы Израиля, на начальном её этапе. Много работал над тем, чтобы Израиль был способен самостоятельно производить современные системы вооружения. Курировал разработку ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» в тесном сотрудничестве с концерном Rafael.
Затем ушёл из армии в звании бригадного генерала.
С сентября 1973 года по 1977 год — главный учёный министерства торговли и промышленности. В рамках служебных обязанностей продолжал заниматься вопросами военно-стратегического характера.
В конце 1970-х годов переехал в США, где занялся бизнесом.
28 марта 2001 года был арестован сотрудниками следственного отдела управления безопасности министерстве обороны Израиля (МАЛМАБ, руководитель Яхиэль Хорев). К следствию были подключены военная прокуратура Израиля и ШАБАК. Причиной ареста послужили связи престарелого бригадного генерала с женщиной российского происхождения, которая якобы имела доступ к служебной информации Яакова.
14 июня 2002 года был признан виновным в попытке разглашения государственной тайны (признан виновным в передаче секретной информации третьим лицам), и приговорён Тель-Авивским окружным судом к 2 годам тюремного заключения условно. При этом Яаков был оправдан в попытке злоумышленного разглашения государственной тайны.
Обвинение основывалось на том, что Яаков написал две книги автобиографического и беллетристического жанров, в которых, по мнению израильских служб безопасности, раскрывались некоторые государственные секреты, в том числе, имеющие отношение к ядерным программам Израиля. Яаков так и не издал свои книги, но разослал несколько экземпляров 18-ти частным лицам, не имевшим права доступа к секретной информации.
Умер 25 марта 2013 года и был похоронен в Кфар-Сабе.
Шпионское кольцо Нили
Зихрон Яаков прославился во время Первой мировой войны созданием шпионской сети Нили Сарой Ааронсон , ее братьями Аароном (известным ботаником ) и Алексом и их другом Авшаломом Файнбергом . Группа вызвалась шпионить за позициями Османской империи и сообщать о них британским офшорным агентам. В сентябре 1917 года османы поймали одного из почтовых голубей Сары и взломали код Нили. В октябре они окружили Зихрон-Яакова и арестовали Сару и еще нескольких человек. После четырех дней пыток они планировали перевезти Сару в другое место, она попросила, чтобы ее отвезли домой, чтобы переодеться, застрелилась из пистолета, спрятанного в ее ванной, и умерла через несколько дней. Сара выстрелила себе в горло, лишив ее возможности говорить, чтобы не разглашать секретную информацию. Дом Ааронсона — музей Нили воссоздает историю того периода.
Казнь ученика Христова
Священное Предание повествует о мученической кончине, которая в 44 году от Р. Х. стала венцом земной жизни Иакова Зеведеева. Враги святого апостола, оставшиеся глухи к его боговдохновенным проповедям, убедили правившего в те дни царя Ирода Агриппу I арестовать ненавистного им Иакова и предать суду за попрание основ иудейской веры.
Суд был скор и неправеден. Приговорённый к смерти апостол даже в последние минуты жизни продолжал свидетельствовать своим палачам о великой миссии Иисуса Христа. Разгневанный царь, выхватив меч, собственноручно отсёк ему голову. Об этом трагическом эпизоде упоминается в книге «Деяния апостолов» (2:1-4). Кстати, Иаков Зеведеев является единственным апостолом, чья смерть описывается в Новом Завете.
«Сыны грома»
В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ озеро Кинерет). За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».
Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.
То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.
Наряду с апостолами Петром и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине горы Фавор (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.
Демография
Зихрон Яков 1920
Зихрон Яаков 1937
Дома в Зихрон-Яакове
По данным переписи населения Палестины 1922 года, проведенной британскими властями под мандатом , население Зихрон-Яакова составляло 1302 человека; 1013 евреев, 7 христиан и 282 мусульман, из которых христиане были 2 православными, 3 католиками, 1 англиканцем и 1 протестантом.
Население резко увеличилось в начале 1950-х годов, после создания Государства Израиль . Между 1960-ми и 1990-ми годами численность населения оставалась постоянной и составляла около 5000 жителей. По состоянию на конец 2009 года население Зихрон Яакова составляло 18 719 человек. Многие жители продолжают заниматься сельским хозяйством, хотя высококлассные частные дома были построены семьями, которых привлекает живописный пейзаж. В Зихрон-Яакове много англоговорящих жителей, олимов и других.
[править] Примечания
- Ивритская Википедия
Яаков Адар относится к Войне Судного дня |
|
---|---|
Битвы (Сирийский фронт) | Хермон (1) • Долина слёз • Сдерживающий бой на Голанских высотах 7 октября 1973 года • «Дугман-5» • Хермон (2) • Рейд на сирийский Генштаб • Битва с иракцами • Меззе • Тель-Шамс • Хермон (3) • Бомбардировка нефтяных объектов Сирии |
Битвы (Египетский фронт) | «Бадр» • Форт-Будапешт • Форт-Лахтзанит • Офира • Романи • «Тагар» • Фирдан • «Понтиак» • Синай • Вади-Мабук • «Абирей-Лев» • Эль-Мансура • Китайская ферма • Рейд на египетские ракетные базы • Засада 25 египетской бригады • Серапеум • «Щелкунчик-22» • Исмаилия • Атака «Скадов» • Адабия • Суэц |
Морские битвы | Морские сражения • Рунами • Латакия • Красное море • Марса-Таламат • Рас-Заафарни • Дамиетта • Обстрел сирийского побережья 11 октября 1973 года • Тартус • Абукир • Рас-Гариб • Операция «Леди» |
Израильские полководцы | Голда Меир• Моше Даян• Давид Элазар• Арик Шарон• Исраэль Таль• Авраам Адан• Амир Дрори• Бени Пелед• Бени Телем• Гидон Раз• Йоми Баркаи• Шмуэль Гонен• Ицхак Хофи• Авраам Мандлер• Кальман Маген• Ицхак Бен-Дов• Авигдор Бен-Галь• Хаим Бар-Лев• Йона Эфрат• Зеэви Ганди• Дан Ланер • Дани Мат• Ури Ром• Дан Шомрон• Рафуль Эйтан• Муса Пелед• Зеев Офер• Цури Саги• Ори Ор• Ману Шакед• Авигдор Кахалани |
Арабские полководцы | Анвар Садат • Ахмед Исмаил Али • Саад Шазли • Мухаммад Гамази • Фуад Зекри • Саад Маамун • Абдель Уассель • Мухаммед Фахми • Абд-Эл-Минаам Хэлил • Ибрагим Ораби • Баха аль Дин Нофаль • Хосни Мубарак • Юсеф Шакур • Али Аслан • Наджи Джамиль • Хикмат Шихаби • Омар Абраш • Абдул Хабейши • Тауфик Джехани • Мустафа Шарба • Хасан Туркмани • Мустафа Тлас • Хафез Асад • Зайд Шакер • Мухаммад Хаули |
Материалы | Никель Грасс • АОИ в ВСД • Группа советских военных в Сирии • Участие СССР в ВСД • Арабские страны в ВСД • Военное руководство Израиля в ВСД • Совещание у Г. Меир (7.10.1973) • Совещание у Г. Меир (9.10.1973) • Линия Бар-Лева • СВ Израиля перед ВСД • Нефтяное эмбарго • Ядерное оружие в ВСД • Иерихон • Шафрир • Gabriel • Мерхав-Шломо • Комиссия Аграната • Кэмп-Дэвидские соглашения |
Яаков Адар относится к Войне на истощение |
|
---|---|
Битвы | Битва у побережья Романи • Гибель эсминца «Эйлат» • Сражение при Караме • Операция «Шок» • Рейд на Зелёный остров • Операция «Петух-53» • Операция «Боксер» • Операция «Равив» • Воздушный бой над Дельтой (11.09.1969) • Операция «Ноа» • Уничтожение египетского эсминца «El Qaher» • Операция «Римон 20» • Операция «Приха» • Операция «Родос» • Операция «Кавказ» |
Израильские полководцы | Давид Элазар • Авраам Боцер • Биньямин Телем • Ицхак Шошан • Мордехай Ход • Тувия Равив • Узи Наркис • Хаим Бар-Лев • Шауль Зив • Эзер Вейцман • Дан Шомрон • Ариэль Шарон • Рафаэль Эйтан • Муса Пелед • Иммануэль Шакед • Йешаяху Баркат • Шломо Эръэль • Беньямин Пелед • Йона Эфрат • Барух Барухин |
Арабские полководцы | Гамаль Абдель Насер • Ахмед Исмаил Али • Саад аль-Шазли • Мухаммад Гамази • Мухаммед Али Фахми • Саад Маамун • Абдул Муним Риад • Хафез Асад • Асад Ганма • Фуад Абу Зекри • Георгий Баевский |
Яаков Адар относится к Шестидневной войне |
|
---|---|
Битвы | Атака на «USS Liberty» • Операция «Мокед» • Дженин-Наблусское сражение • Битва за Абу-Агейла • Бой за Арсенальную горку • Сирийский фронт • Битва за Тель-эль-Фахр • Битва при Тель-Азазиат • Рейд на Порт-Саид • Атака на кибуц Дан • Рейд на Александрию • Рейд на Эйлат • Рейд египетских подлодок в Израиль |
Израильские полководцы | Моше Даян • Мордехай Ход • Ицхак Рабин • Узи Наркис • Шломо Эръэль • Давид Элазар • Ариэль Шарон • Рафаэль Эйтан • Хаим Бар-Лев • Авраам Иоффе • Иммануэль Шакед • Йешаяху Баркат • Беньямин Пелед • Йона Эфрат • Дани Мат • Леви Эшколь |
Арабские полководцы | Гамаль Насер • Нуреддин Атасси • Хусейн Талал • Али Аслан • Мустафа Тлас • Муним Риад • Хафез Асад • Асад Ганма • Хаким Амер • Абдель Ареф • Зайд Шакер • Мухаммад Хаули • Абдель Мохсен • Ахмед Алауддин |
Материалы | Израиль во время Шестидневной войны • Морские операции Шестидневной войны |
Яаков Адар относится к Синайской войне |
|
---|---|
Битвы | Захват эсминца «Ибрагим-эль-Аваль» • Битва за перевал Митла • Захват Шарм-аш-Шейха • Операция «Тушия» |
Израильские полководцы | Моше Даян • Ариэль Шарон • Шмуэль Танкус • Цви Цур • Рафаэль Эйтан • Хаим Бар-Лев • Авраам Иоффе • Дан Толковски • Беньямин Пелед |
Египетские полководцы | Абдель Хаким Амер • Хасан Рушиди Тамзан |
Библейские ссылки
Иуда (слева) разговаривает с Тамар (справа) (1606–1669), картина Рембрандта
Иуда — четвертый сын патриарха Иакова и его первой жены Лии : его полные братья — Рувим , Симеон и Левий (все старшие), Иссахар и Завулон (младшие), Гад и Ашер (младшие) от служанки Лии, и один родная сестра Дина . Всего у него восемь сводных братьев.
Следующее появление Иуды после его рождения находится в Быт. 37, когда он и его братья бросили Иосифа в яму из-за зависти после того, как Иосиф подошел к ним, выставляя напоказ разноцветную одежду , пока они работали в поле. Это Иуда замечает приближающийся к ним караван измаильян на пути в Египет и предлагает продать Иосифа измаильтянам, а не убить. ( Быт. 37: 26-28: «Какая польза, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? … Да не будет на нем рука наша, ибо он брат наш, плоть наша»).
Иуда женится на дочери Шуа, хананеянке . Иуды и его жены трое детей: Эр , Онан и Шела . Эр женится на Фамарь , но Бог убивает его, потому что он «нечестивец в очах Господних» ( Быт. 38: 7). Тамар становится женой Онана в соответствии с обычаем , но его тоже убивают после того, как он отказывается иметь детей для бездетной вдовы своего старшего брата, и вместо этого проливает свое семя . Хотя Фамарь должна была выйти замуж за Шелы, оставшегося брата, Иуда не согласился, и в ответ Фамарь обманом заставила Иуду вступить с ней в половую связь, притворившись проституткой . Когда Иуда обнаруживает, что Фамарь беременна, он готовится убить ее, но отказывается и признается, когда узнает, что он отец ( Быт. 38: 24-26). Фамарь — мать близнецов Фареса (Переца) и Зеры (Быт. 38: 27-30). Первый — патрилинейный предок мессии , согласно Книге Руфь (4: 18-22).
Тем временем Иосиф становится властью в Египте. Спустя двадцать лет после того, как его предали, он снова встречает своих братьев, но они его не узнают. Младший брат, Вениамин, остался в Ханаане с Иаковом, поэтому Иосиф берет Симеона в заложники и настаивает, чтобы братья вернулись с Вениамином. Иуда предлагает себя Иакову в качестве поручителя за безопасность Вениамина, и ему удается убедить Иакова позволить им забрать Вениамина в Египет . Когда вернутся братья, Джозеф тестирует их, требуя порабощение от Вениамина . Иуда умоляет сохранить Вениамина жизнь, и Иосиф раскрывает свою истинную личность.
Семейное древо
Фарра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сара | Авраам | Агарь | Haran | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Нахор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Измаил | Милка | Много | Иска | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Измаильтяне | 7 сыновей | Bethuel | 1-я дочь | 2-я дочь | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Исаак | Ребекка | Лаван | Моавитяне | Аммониты | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Исав | Иаков | Рэйчел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bilhah | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эдомитяне | Зилпа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Рувим 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 9. Иссахар 10. Завулон Дина (дочь) | 7. Гад 8. Ашер | 5. Дан. 6. Нафтали. | 11. Джозеф 12. Вениамин |
[править] Жизнеописание
Получение первородства
История Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова рассказана в книге Бытие.
Бегство в Харран
Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харран (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим) и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили. От них и их служанок Зелфы и Валлы имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину.
Схватка с Богом
По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: …ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.). Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь. Э. Нюстрем. 1868. (изд. пересм. и испр.) имя Израиль на еврейском означает «Божий герой».
Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.
[править] Общие сведения
Кохав-Яаков представляет собой религиозное общинное поселение. Находится в Самарии, в районе Биньямин, на высоте 810−820 м выше уровня моря, неподалёку от Бейт-Эля, в 47 км от Тель-Авива, в 11−15 км от Иерусалима. Относится к региональному совету Мате-Биньямин.
Название обозначает «Звезда Иакова».
Имеются: кооперативный магазин, поликлинника, промышленная прачечная, поставка кондиционеров, пиццерия, кэйтеринг, кондитерская, транспортная компания, компания по организации развлечений («хеврат афакот»), завод по производству «перголот», частные магазины, инженерная компания, учебные заведения (Талмуд-Тора, ешива, детские сады, школа для мальчиков, школа для девочек, ешиват-эсдер, сочетающая обучение со службой в армии, «Эйхаль Элияу», колель «Нерия веафиким»), синагоги (сефардская, йеменская, ашкеназская и т. д.).
Население составляет 6 340 человек (по данным на 2011 год).
Текстовая критика
Связь повествований об Иосифе и Иуде
Русская икона
Литературные критики сосредоточили внимание на взаимосвязи между историей об Иуде в главе 38 и историей Иосифа в главах 37 и 39. Виктор Гамильтон отмечает некоторые «преднамеренные литературные параллели» между главами, такие как призыв «идентифицировать» (38:25) -26 и 37: 32-33)
Дж. А. Эмертон , региональный профессор иврита в Кембриджском университете , считает эти связи доказательством включения главы 38 в корпус J и предполагает, что автор J увязал традиции Иосифа и Иуды. Дерек Киднер отмечает, что добавление главы 38 «вызывает беспокойство у читателя», но Роберт Альтер идет дальше и предполагает, что это результат «блестящего объединения источников литературным художником». Он отмечает, что тот же самый глагол «идентифицировать» будет играть «решающую тематическую роль в развенчании истории Иосифа, когда он противостоит своим братьям в Египте, он узнает их, а они не узнают его». Точно так же Дж. П. Фоккельман отмечает, что «дополнительное внимание» к Иуде в главе 38 «настраивает его на его главную роль в качестве представителя братьев в Бытие 44».
Предвещая гегемонию Иудеи
Помимо Иосифа (и, возможно, Вениамина ), к Иуде в Книге Бытия наиболее благосклонно относятся сыновья Иакова, что, согласно библейским историкам, является отражением исторического первенства, которым колено Иуды обладало на протяжении большей части истории Израиля, в том числе как источник Davidic линия . Хотя Иуда является только четвертым сыном Лии , в Бытии он явно изображен как ведущий среди 10 старших братьев, в том числе выступая против убийства Иосифа, ведя переговоры со своим отцом относительно требования Иосифа, чтобы Вениамин был доставлен в Египет, и умоляя Иосифа после того, как последний спрятал серебряную чашу в сумку Вениамина.
Позиция Иуды усиливается благодаря падению его старших братьев: Рувим, старший, уступит свое первородство через сексуальные действия с наложницей Иакова Валла ( Быт 35:22), и принятые Симеона и Левия кровавой мести после ( Быт. Глава 34). дисквалифицирует их как лидеров. Вечное наследие этих событий предвещали в предсмертном благословении Иакова ( Быт 49: 1-33), которое было приписано в соответствии с документальной гипотезой к про-Джуд Yahwist источника. По благословению Иакова, Рувим «не имел превосходства», чтобы руководить, «потому что ты поднялся на ложе отца твоего и осквернил »; Между тем, Симеон и Левий осуждены как «жестокие» и «орудия насилия их родством». ( Быт. 49.: 3-7.) С другой стороны, Иуда прославляется как «детеныш льва», чьи братья «склонятся перед тобою», и «скипетр не отступит от Иуды» (Бытие 49:10) ), последнее является четкой ссылкой на устремления единой монархии .
Археолог и ученый Исраэль Финкельштейн утверждает, что эти и другие про-иудейские повествования, вероятно, возникли после распада Израильского царства в 8 веке до нашей эры: « только после падения Израиля Иуда превратился в полностью развитую страну. государство с необходимым набором профессиональных священников и обученных книжников, способных взяться за такую задачу. Когда Иуда внезапно столкнулся с неизраильским миром самостоятельно, ему потребовался определяющий и мотивирующий текст. Этот текст был историческим ядром Библии, составленной в Иерусалиме в седьмом веке до нашей эры. И поскольку Иуда был местом рождения центрального священного писания древнего Израиля, неудивительно, что библейский текст неоднократно подчеркивает особый статус Иуды с самого начала истории Израиля … , это был Иуда, среди всех сыновей Иакова, чьей судьбой было править всеми другими коленами в Израиле «.
История Иуды и Фамари в историческом контексте
Эмертон отмечает, что «широко признано», что история Иуды и Фамари «отражает период после поселения израильтян в Ханаане». Он также предполагает возможность того, что он содержит « этиологические мотивы, связанные с одноименными предками кланов Иудеи». Эмертон отмечает, что Диллман и Нот считали, что рассказ о смерти Эр и Онана «отражает вымирание двух кланов Иудеи, носящих их имена, или, по крайней мере, их неспособность поддерживать отдельное существование». Однако эту точку зрения «резко критиковал» Томас Л. Томпсон .