Святой иаков зеведеев, ближайший ученик христа
Содержание:
- Дорога святого Иакова
- Другие “родственники” Иисуса Христа
- Номер девять
- Смерть, ставшая началом всеобщего почитания
- Икос 1
- Икона святого апостола Иакова Зеведеева
- Смерть во время проповеди
- использованная литература
- Отрывок, характеризующий Иаков Алфеев
- Икос 11
- Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве
- Богослужение
- За что получил прозвище «Воанергес»?
- Преемство
- Влияние Пути святого Иакова
- Упоминания
- Почитание святого апостола в православии
- Апостол Иаков Алфеев
- В Новом Завете
Дорога святого Иакова
На западную окраину Испании искатели истины и приключений ходили еще в давние дохристианские времена. Земля считалась плоской, а здесь, на «краю земли», каждый вечер исчезало солнце. Куда? Почему? Как?
С обретением мощей апостола Иакова, возведением собора и возникновением города Сантьяго-де-Компостела паломничество на северо-запад Испании обрело новый духовный смысл и стало вторым по значимости, после паломничества на Святую землю.
Церковь святого Иакова в Иерусалиме, круг перед иконой обозначает место, куда упала голова апостола во время казни
В средние века количество паломников, перемещавшихся по дорогам в Компостелу, было необозримым. Но со временем эпидемия черной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность в XVI в. привели к заметному спаду популярности паломнической дороги.
В начале 1980-х количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры интерес к непростому походу заметно возрастает. Так, в 1978 г. паломников было всего 13 человек, а в 2009-м – более 145 тыс.
Компостела привлекала богомольцев со всех краев Европы. По Пути святого Иакова шли верующие из Франции, Германии, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и других стран. С 1999 г. здесь замечены паломники из России и Украины.
Паломничство в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, известный католический святой Франциск Ассизский, фламандский живописец Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.
Иоанн Богослов, икона начала XVI в.
Чтобы получить свидетельство об одолении Пути святого Иакова, паломник должен пройти 100 км или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется Год святого Иакова, соответственно, церковные празднества в таком году особенно торжественны. Ближайшее такое событие случится в 2021 г. Путь святого Иакова входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Другие “родственники” Иисуса Христа
В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти). Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.
Номер девять
Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — приводят имя Иакова Алфеева в списке двенадцати ближайших учеников Христа. В этих списках он всегда на девятом месте. «Деяния святых апостолов» говорят об участии Иакова в праздновании Пятидесятницы. А Евангелие от Марка сверх того называет Алфеевым еще и другого апостола — Матфея, из чего историки Церкви делают вывод, что Иаков и Матфей, вероятно, были братьями. Других сведений об апостоле в текстах Нового Завета нет.
Сложности с установлением фактов жизни апостола Иакова Алфеева начались уже в первые века христианства. Проблемой для исследователей стало то, что среди апостолов еще два человека носили то же имя. Это Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, и Иаков, которого называли «Брат Господень», первый епископ Иерусалима, один из семидесяти учеников Христа.
Отождествление Иакова Алфеева с двумя другими Иаковами стало причиной разночтений и появления нескольких версий жития апостола, отличающихся друг от друга.
Согласно наиболее популярной из них, апостол Иаков родился в Капернауме, городе на берегу озера Кинерет в Галилее. В древности озеро называли Тивериадским, или Галилейским морем, сейчас это территория на севере Израиля. Капернаум стал одним из основных мест проповеди Христа. В городе и его окрестностях Мессия, согласно евангелистам, призвал апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Иакова и Матфея (Левия) Алфеевых. Здесь же зародилась одна из первых христианских общин.
Авторы жития апостола полагают: как и его брат Матфей, Иаков был мытарем — сборщиком податей. И, вероятно, именно через брата он пришел ко Христу.
Смерть, ставшая началом всеобщего почитания
Как далее свидетельствует житие апостола Иакова Алфеева, его земной путь оборвался в приморском городе Острацине, где святой оказался, направляясь с проповедью в Египет. Слова апостола были встречены вспышкой злобы со стороны язычников, в результате чего его схватили и приговорили к распятию на кресте. Несмотря на всю тяжесть страданий, ближайший ученик Иисуса Христа был счастлив уподобиться в своей смерти Учителю.
Почитание апостола Иакова, как и остальных ближайших последователей Иисуса Христа, установилось ещё в первые века христианства и получило широкое распространение в IV веке, когда новая и гонимая до той поры религия обрела официальный статус. В те годы многие христианские общины декларировали свою преемственность непосредственно от апостолов, доказывая тем самым право на независимость в принятии решений по наиболее важным религиозным вопросам. Это внесло дополнительные сложности в составление жития святого Иоанна Алфеева, так как явилось причиной целого ряда вымышленных свидетельств о его пребывании в ряде городов.
Икос 1
Ангельских сил и всякия твари Творца,
Владыку и Господа, восприемшаго плоть нашу и явльшагося
на земли спасения нашего ради, узрев ходяща при мори
Галилейстем и взывающа тя со братом твоим, Иакове
блаженне, во звание апостольства, оставль мрежи
рыбарския и отца твоего в корабли, неуклонно оттоле
последовал еси стопам Спасителевым. Сего ради вопием ти
сице: Радуйся, любве ради ко Христу отца по плоти
оставивый. Радуйся, Христом Небеснаго Отца обретый.
Радуйся, мир и вся его прелести презревый. Радуйся,
небесная благая в воздаяние получивый. Радуйся, плоть
духу совершенно поработивый. Радуйся, дух твой
Сладчайшему твоему Учителю Иисусу покоривый. Радуйся,
Иакове, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.
Икона святого апостола Иакова Зеведеева
Могила святого Иакова Старшего, Иерусалимского епископа, находилась в Иерусалиме около соборного храма, однако через несколько веков после его смерти по благословению Патриархов мощи апостола Иакова были подняты из земли — обретены — и отданы на хранение в разные христианские города мира. Частица святого тела апостола привезена и в Россию. Апостол особо почитается с древности в Новгороде: здесь хранится эта часть мощей святого и построено два храма в его честь. Именем Иакова, сокращено — Яков, Яша — часто называли детей крестьян.
А мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».
С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима. Древние традиции паломничества соблюдаются и сейчас: паломник должен достичь города пешком, идя на протяжении ста километров или крутя педали велосипеда на протяжении двухсот километров.
Обоим апостолам Иаковам молятся о
Помощи в укреплении веры;
Заступничестве в пути;
Охранении от злых людей и духов;
Имении добродетелей;
Спасении души.
Молитва святому апостолу Иакову, брату Иоанна Богослова, Зеведееву которую читают паломники к его мощам и все, просящие его заступничества. Можно читать текст онлайн на русском языке:
О великий, любимый Христом апостол Божий Иаков! Прими под твое покровительство нас, грешных, приходящих к тебе. Попроси у Щедрого ко всем и Любящего всех людей Христа Бога нашего, Который на глазах твоих Свою Кровь за нас, многогрешных рабов Его, пролил, чтобы не помянул он беззаконий наших, но помиловал нас и сотворил с нами все по милости Своей: пусть дарует нам Господь здравие душевное и физическое, благодать и радость, и изобилие во все дни жизни нашей, да наставит нас использовать все блага жизненные на славу Творца, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, а после кончины нашей и уходе нашем из жизни временной от немилосердных бесов и от воздушных преград да избавит нас, чтобы достигли мы, под твоим предводительством и покровом, Небесного Иерусалима. О великий Иаков! Сохрани все города и страны христианские, храмы и служащих, и молящихся Господу, от голода, погибели, землетрясения и потопа, пожара и убийств, от вражеского вторжения в страну и гражданских войн в ней; избавь нас от всех бед и горя, молитвами твоими праведный гнев Божий пронеси мимо нас, попроси же нам Его милосердия, чтобы вместе с тобой мы удостоились прославлять всегда на Небесах Пресвятое Имя Троицы: Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь.
Молитва и акафист святому апостолу Иакову, брату Господа Иисуса Христа, который читают паломники к его мощам и все, просящие его заступничества. Можно читать текст онлайн на русском языке:
О, великий угодник Божий, избранный Христом и Им прославленный апостол Иаков, брат Самого Господа! Ты был великим архиереем Святого города Иерусалима, ты и сегодня теплый наш заступник перед Богом и ходатай, предстоящий вечно перед Престолом Троицы Святой. Не лиши нас твоего заступничества, но подними нас из грязи греховной, много раз впавших во грехи. Как священномученик, ты имеешь власть наказывать и награждать, так разруби путы наши страстные и любовь Божию нам посылай молитвой твоей, и Царства Небесного сделай нас гражданами по твоему ходатайству. Сам проси Христа Спасителя, чтобы удостоил Он нас совершать путь земной без падений и преткновения на грехах, чтобы вечной и блаженной жизни на небесах мы сподобились и там с тобою вместе всегда хвалили и радовались на Троицу Святую, пели молитвы Единому Божеству: Отцу, Сыну и Духу Пресвятому вечно. Аминь.
Молитвами святых апостолов да хранит вас Господь!
Смерть во время проповеди
Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) — старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.
использованная литература
Источники
- Брюс, Ф. Ф. (1964). Комментарий к книге Деяний . Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс.
- Камерлинк, Ахилл (1910). «Сент-Джеймс Великий» . В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия . 8 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Чедвик, Генри (1976), Присциллиан Авила , Oxford University Press
- Никсон, RE (1963). «Боанергес». В JD Дуглас (ред.). Новый библейский словарь . Лондон: Межвузовский.
- Старки, Уолтер (1957). Дорога в Сантьяго. Паломники Святого Иакова . Нью-Йорк: EP Dutton. OCLC .
дальнейшее чтение
- Старки, Уолтер (1958). Эль-Камино-де-Сантьяго: las peregrinaciones al sepulcro del Apóstol (на испанском языке). Перевод Амандо Лазаро Рос. Мадрид: Агилар. OCLC .
- Старки, Уолтер (1965). Дорога в Сантьяго. Паломники Святого Иакова . Univ. Калифорнийской прессы. OCLC .
Отрывок, характеризующий Иаков Алфеев
– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец! – Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит. – Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор. Князь опять засмеялся своим холодным смехом. – Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал. И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов. – Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя? – Это длинно было бы, – отвечал сын. – Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d’empereur! – закричал он отличным французским языком. – Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. – «Dieu sait quand reviendra»… – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола. Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату. – Сomme c’est un homme d’esprit votre pere, – сказала она, – c’est a cause de cela peut etre qu’il me fait peur. – Ax, он так добр! – сказала княжна. Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками. В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.
Икос 11
Егда злочестивый Ирод воздвиже гонение
на христианы; тогда и тебе, яко усерднаго исповедника
имене Христова, на смерть предал еси, светозарная же
душа твоя, достигши в меру возраста совершеннаго,
познала есть приближение времене, егда подобает тленному
наследити обещанное нетление и смертному обещанное
безсмертие, сего ради смиренно приял еси Божие о тебе
изволение и мученическою кончиною земнаго твоего жития
зловерие Иродово обличил еси. Мы же, ревности твоей о
славе Божией дивящеся, воспеваем тебе тако: Радуйся, яко
страсти и смерти Учителя твоего поревновал еси. Радуйся,
яко Егоже и славы причастник соделался еси. Радуйся, по
обетованию Того возседый на единем от дванадесяти
престолов. Радуйся, творяй на том суд и правду посреде
людей Божиих Израиля. Радуйся, наслаждаяйся лицезрением
Сладчайшаго Иисуса, к Немуже всею душею стремился еси.
Радуйся, от Его милосердия ходатайствуяй нам вся
благая. Радуйся, Иакове, апостоле Христов и молитвенниче
о душах наших.
Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве
Поскольку согласно Священному Преданию, во дни своего земного служения апостол нередко предпринимал дальние странствования, одним из которых и было его посещение Испании, у католиков он считается покровителем путешественников. В связи с этим художники разных эпох его изображали в образе пилигрима, держащего в руке посох или раковину морского гребешка, являющуюся общепринятой эмблемой паломничества в Компостелу, где на протяжении уже многих веков покоятся его мощи. Известны также его изображения в виде рыцаря, сидящего на коне. Такая трактовка образа связана с его ролью в изгнании арабов с Пиринейского полуострова.
Богослужение
Чаще всего православных храмах проводится служба Иоанна Златоуста. Но несколько раз в год служится литургия апостола Иакова, которая имеет ряд существенных отличий.
Миряне причащаются раздельно Телу и Крови Христовой. Так происходило Таинство до 6 Собора. Сначала верующий принимал частицу хлеба, потом отпивал вина из Чаши.
- Тайные молитвы, которые обычно произносятся шепотом, читаются священниками вслух.
- Дьякон во время прошений стоит лицом к прихожанам.
- Проскомидия не совершается.
- К обычным чтениям добавляется Ветхий Завет.
- Вместо «Херувимской» хор поет «Да молчит всякая плоть».
Существуют и другие отличия, которые многих смущают. Поэтому, вероятно, соприсутствовать на древнем чине Литургии, которую служили еще в апостольские времена, можно лишь в дни памяти святого, и далеко не в каждом храме.
Чинопоследование было окончательно составлено к 4 в., в современной редакции стало использоваться в Греции с 19 в. В 1930-х годах данная версия Литургии получила распространение и в РПЦЗ, откуда со временем перешла в РПЦ. Широкого применения, однако, не имеет.
За что получил прозвище «Воанергес»?
Евангелист Марк
говорит, что Христос дал братьям прозвище «Воанергес», что значит — «сыны
громовы» (Мк 3:17). Это характеризует Иакова как ревностного и пылкого
человека. Особенно ярко эти качества проявляются в эпизоде, когда Иисус с
учениками по пути в Иерусалим хотел остановиться для отдыха в Самарии, но
получил отказ от местных жителей. Возмущенные Иаков и Иоанн решительно
обращаются к Иисусу: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и
истребил их, как и Илия сделал?» (Лк 9:54). Возможно, Спаситель таким прозвищем
кротко укорял имеющего бунтарский характер Иакова. Но в то же время ревность о
благом деле могла стать добродетелью. Христианские истины и были нацелены на
то, чтобы в будущем обратить отличительные качества апостола на благо проповеди
о Воскресшем Спасителе.
Преемство
Помимо путаницы с именами, которая стала причиной расхождения фактов в житиях апостола, разные пересказы его судьбы связаны с желанием христианских общин доказать свою независимость и апостольское преемство (то есть происхождение своей церкви напрямую от апостолов).
К слову, желание представить апостолов основателями своей церкви мы находим и в русских летописных сводах, которые говорят о путешествии Андрея Первозванного на север — от Днепра до Новгорода. В частности, существует легенда об установке апостолом Андреем креста на холмах, где позже поднялся Валаамский монастырь. Историк Антон Карташев опровергает это апостольское путешествие на Ладогу, добавляя: маловероятно, что апостол ходил и к Днепру (хотя проповедовал в Причерноморье и на территории современной Абхазии).
Вероятно, с подобной историей мы сталкиваемся и при чтении разных версий жития апостола Иакова Алфеева. Более того, в Древней Руси Новгород стал центром особого почитания апостола Иакова — его изображения часто встречаются на новгородских иконах.
Есть вероятность, что причиной этого особого почитания послужила легенда об Иакове как о спутнике Андрея Первозванного. И если, согласно русской летописи, апостол Андрей мог дойти до Ладоги, то почему этого не мог сделать сопровождавший его в ряде путешествий апостол Иаков Алфеев?
Влияние Пути святого Иакова
Монастыри, стоявшие вдоль паломнической дороги, процветали. Но большие толпы требовали переустройства как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и бытового уклада, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов. На Пути святого Иакова начинает складываться так называемый тип «паломнической церкви». Главное ее отличие от ранее существовавшей: пространство стало просторным, не загроможденным, размеры помещений увеличились, а их планировка и последовательность позволяли успешно справляться с человеческим потоком. Вдоль паломнической дороги выросло огромное количество соборов, гостиниц, кафе, закусочных, медицинских пунктов.
Символика
Отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, стала ракушка морского гребешка. Ее вешали на шею как амулет или нашивали на одежду.
Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. Кроме того, паломники к святому Иакову обычно носят коричневый балахон с капюшоном и войлочную шляпу. Непременной их принадлежностью стал также длинный посох с сосудом из тыквы для воды.
Совершать паломничество принято пешком, в крайнем случае на велосипеде. Попадая в город на площадь Обрадорио, где стоит Собор святого Иакова, многие становятся на колени и на коленях подползают к собору, чтобы прикоснуться к гробнице.
Почитание
При освоении Нового Света испанские мореходы пронесли славу святого апостола через океан. Именем «Сантьяго» названы города на Кубе (Сантьяго-де-Куба), в соседней островной Доминиканской Республике, в центре Панамы, на севере Аргентины (Сантьяго-дель-Эстро). В честь апостола Иакова названа столица Чили – Сантьяго-де-Чили.
Конечно же, главным местом почитания апостола Иакова Зеведеева стал собор его имени в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Собор – главное строение города. Он виден из любого квартала, на него ориентированы все старые улицы. Строительство началось в 1075 г., но современный узнаваемый облик он приобрел лишь в XVIII в., когда был создан роскошный барочный фасад с двумя башнями и установленной в центре статуей святого Иакова.
Внутри собор прост и аскетичен – ничто не должно отвлекать молящегося от главного – гробницы апостола Иакова, которая находится в подземелье под алтарем. Серебряная рака с мощами стоит в зарешеченной нише. Подсветка выделяет восьмиконечную путеводную звезду. Когда в храме нет богослужений, сюда можно свободно спуститься и поклониться мощам апостола или же подняться на несколько ступеней, зайти за алтарь и прикоснуться к серебряной мантии статуи святого Иакова (XIII в.).
Перед алтарем висит огромное – самое большое в мире – шарообразное кадило, которое во время службы раскачивают несколько человек. Во время богослужений главный вход в храм закрывают.
На месте мученичества апостола Иакова в Иерусалиме, на месте его казни, была построена церковь Святого Иакова (Сен-Джеймс), расположенная на территории Армянского квартала Старого города. Церковь возведена в XII в. на руинах византийского храма VI в. В западной ее части есть дверь в маленькую комнату – святая святых – там захоронена голова апостола Иакова. Круг на полу капеллы отмечает место, куда пала голова апостола.
В России единственным храмом, освященным во имя апостола Иакова Зеведеева, стала церковь Иакова Зеведеева в Казенной слободе Москвы, в Яковоапостольском переулке. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Нынешнее здание построено в 1676 г. В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная из Испании. Есть чтимая икона апостола.
Анатолий Мацукевич
Упоминания
В талмудической литературе
В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7; см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).
В исламе
Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.
В искусстве
Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.
В православии
В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия; лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).
Почитание святого апостола в православии
По одной из версий, царь Ирод Агриппа приказал поместить останки апостола на дно лодки, пустив ее по Средиземному морю. Неведомая сила прибила лодку к испанскому берегу, где проповедовал святой. Выброшенная на побережье лодка с останками апостола пролежала там несколько веков.
Существует также предание, что два ученика святого, забрав его тело, поплыли в лодке по морю, чтобы найти место для захоронения останков Иакова. Через несколько дней они достигли берегов Испании и высадились на территории кельтского города Ирия Флавия. Там они обратились к некоей Атии – знатной женщине, с просьбой о погребении учителя на ее земле.
Женщина донесла на них местному правителю, исповедующему язычество. Христиан заточили в темнице, но, по воле Господа, пославшего к ним на помощь ангела, они вышли из заточения.
Это чудесное событие настолько поразило царя и его приближенных, что они уверовали во Христа и предоставили для погребения святого усыпальницу Атии. Позже обоих учеников похоронили рядом с учителем. Постепенно место вокруг гробницы опустело и заросло лесом, скрыв надолго святую усыпальницу.
В 813 году гробница с нетленными останками святого Иакова была обнаружена монахом-отшельником Пелайо, жившем неподалеку. Путь к усыпальнице монах нашел благодаря видению. Путеводная звезда указала Пелайо дорогу к святым останкам. Обнаружив святое место, монах поспешил в Ирию, чтобы уведомить епископа Теодомира о священной находке.
Это послужило началом почитания святого апостола. Местность, где были найдены мощи Иакова Зеведеева, назвали Компостеллой, что означало «место, отмеченное звездой».
В 896 году, по приказу короля Альфонса III, началось строительство небольшой церкви на месте нахождения ковчега. Постепенно местность все больше заселялась, небольшой поселок перерос в город Сантьяго-де-Компостела. В 1075 году здесь построили собор, куда перенесли гробницу святого Иакова.
Благодаря испанским мореходам слава святого апостола распространилась по всему миру. Имя «Сантьяго» присвоили своим городам такие страны, как:
- Куба;
- Доминиканская Республика;
- Аргентина;
- Чили.
Храмы, посвященные Иакову Заведееву, построены в Иерусалиме и в Москве. В Иерусалиме церковь возвели на месте казни апостола, захоронив там голову святого. В Москве церковь находится в Казенной слободе. В ней помещены частицы мощей святого, привезенные из Испании.
Православной церковью празднование Дня святого Иакова назначено на 13 мая и 13 июля по новому стилю (30 апреля и 30 июня по старому календарю). Католическая церковь совершает почитание святого 25 июля. При выпадении празднования на воскресный день в Испании торжественные мероприятия, посвященные святому Иакову, проходят на протяжении всего года.
Апостол Иаков Алфеев
Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).
И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем . Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.
Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.
Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте .
И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.
Кондак, глас 2:
Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.
Примечания:
Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.
По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).
Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.
Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского
В Новом Завете
Сын Зеведея и Саломеи , Иаков получил прозвище «Великий», чтобы отличить его от апостола Иакова «Меньший» , с большим значением, более старым или более высоким, чем более важным. Иаков Великий был братом апостола Иоанна .
Иаков описывается как один из первых учеников, присоединившихся к Иисусу. В синоптических Евангелиях говорится, что Иаков и Иоанн были со своим отцом на берегу моря, когда Иисус призвал их следовать за ним. Иаков был одним из трех апостолов, которых избрал Иисус, чтобы свидетельствовать о его Преображении . Иаков и Иоанн (или, согласно другой традиции, их мать) попросили Иисуса предоставить им места справа и слева во славе Его. Иисус упрекнул их, спросив, готовы ли они пить из чаши, из которой он собирался пить, и сказал, что эта честь даже не для него. Других апостолов они раздражали. Иаков и его брат хотели вызвать огонь в самаритянский город, но Иисус упрекнул их.
Щит с символом Святого Иакова Великого, Церковь Доброго Пастыря (Розмонт, Пенсильвания)
В Деяниях апостолов говорится, что «царь Ирод» (обычно отождествляемый с Иродом Агриппой I ) казнил Иакова мечом. Никсон предполагает, что это могло быть вызвано вспыльчивым нравом Джеймса, из-за которого он и его брат получили прозвище или «Сыны грома». Ф. Ф. Брюс противопоставляет эту историю истории об освобождении святого Петра и отмечает, что «Иаков должен умереть, а Петр должен бежать» — это «тайна божественного провидения ».