Церковь троицы живоначальной в хохлах (москва)

История храма

Деревянный храм Троицы в Хохлах сильно обветшал и был разобран, а на его месте в 1657 году построен каменный. Как он выглядел, мы не знаем, потому что спустя несколько десятков лет в 1696 году был выстроен новый каменный храм на деньги Евдокии Чириковой в девичестве Лопухиной.


Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва

Дальнейшая судьба храма складывалась следующим образом:

  • в XVIII веке пристроена колокольня, но абсолютно в том же стиле, что и сам храм, а стиль этот назывался «московское барокко»;
  • в 1737 году во время пожара церковь сильно пострадала и очень долго не находилось денег на ремонт, только в 1826 году он был произведен, именно с этого времени храм приобрел тот вид который сохранился до современности.

В 1890 году был проведен последний перед революцией капитальный ремонт храма. Когда был закрыт храм Святой Троицы в Хохлах сказать сложно. В 1923 году патриарх Тихон наградил палицей настоятеля храма. А значит в 1920-х годах, храм еще действовал. Но местные предания утверждают, что церковь пустовала долгое время и была обезглавлена и, таким образом, скорее всего, закрыта в конце 1920-х годов. Дальнейшая судьба его складывалась так:

  • в 1935 году храм становится лабораторией музея антропологии;
  • так как храм Троицы Живоначальной в Хохлах был поставлен на учет как памятник архитектуры, его реставрация началась в 1970-х годах и завершилась в 1983 году, восстановлен полный объем храма, установлен крест на куполе.


Икона Святой Троицы на стене храма

Но во время реставрации храма в нем все же продолжали оставаться чуждые для него организации. В 1980 году здесь располагались подразделения Института геофизики, в 1990 году здесь были лаборатории ВНИИПК техоргнефтегазстроя. Наконец, в 1992 году храм был передан Церкви, и началось его возрождение. Стали совершаться регулярные богослужения, но чин великого освящения храма совершил патриарх Кирилл только в 2010 году.

Повседневная жизнь храма

Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.

Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.

Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.

При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.

Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.

Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.

Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.

История храма

Своё необычное название — «в Хохлах» — Троицкая церковь получила по старинному урочищу Хохловка, на территории которого она расположена. После воссоединения Малороссии (историческое название ряда регионов Восточной Европы, преимущественно на Украине) с Россией, в окрестностях Маросейки, где расположилось Малороссийское подворье, стали селиться украинцы — вероятно, с этим и связано название урочища. Также её иногда именуют «в Старых Садех» — по княжеским садам Василия I, существовавшим здесь с 15 века.

Храм известен с 1610 года — вероятно, тогда на его месте располагалась небольшая деревянная церковь, а каменное здание отстроили лишь в 1657 году. Однако, оно довольно быстро обветшало: в 1673 году в храме обрушился престол и алтарь, и ему потребовалась реконструкция, денег на которую не было, несмотря на пожертвования прихожан. Средства нашлись в 1696 году: по обету в память дочери Неонилы, скончавшейся за год до этого, Евдокия Чирикова (Лопухина) — родная тётка первой жены Петра I Евдокии Лопухиной — оплатила строительство нового здания, которое существует до сих пор. Также среди жертвователей храма числился Емельян Украинцев, палаты которого находились прямо напротив церкви, и Михаил Голицын, к которому перешли палаты Украинцева после его смерти. Какое-то время между зданием храма и палатами Украинцева существовал крытый деревянный переход.

В 18 веке к храму пристроили двухъярусную барочную колокольню, а убранство дополнилось необычным посеребрённым иконостасом с резьбой, изображающей спускающиеся к низу складки ткани.

Троицкая церковь довольно сильно пострадала в городском пожаре 1737 года, но была обновлена. В первой половине 19 века её апсида была перестроена в стиле ампир, а фасады получили современное декоративное оформление.

После Октябрьской революции храм был обезглавлен и закрыт, а в 1935 году в нём разместили лабораторию музея антропологии. Впоследствии его также занимали Интитут Геофизики (с 1980 года) и Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя. С 1970-х годов началась реставрация здания, и к 1983 его основной объём, наличники и крест были восстановлены.

В 1992 году здание вернули Русской православной церкви.

В наши дни в храме проходят регулярные богослужения, также при нём действует воскресная школа и приходская библиотека.

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах находится по адресу Хохловский переулок, 14 строение 5 (владение 12). Добраться до него можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Прогулки по Москве: Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

«Вера, Надежда, Любовь»: Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Белоснежный храм Живоначальной Троицы в Хорошеве построен в 1598 году по повелению Бориса Годунова и по благословению святых Дмитрия Донского и его жены Евдокии Московской, покровителей семьи и детей.

В жизни Бориса Годунова немалое место занимало строительство городов и храмов. При нем даже сложился стиль, который получил название «годуновский».

«Годуновский» стиль объединяет архитектурные памятники 80-90-х годов XVI века и начала XVII века. Эти памятники связывают между собой определенные стилистические черты – это, прежде всего, очень лаконичный декор, который отражает черты Ренессанса, и ордерная система», – рассказывает историк Андрей Топычканов.

К «годуновскому» стилю принадлежит храм Василия Блаженного, Малый собор Донского монастыря и храм Живоначальной Троицы в Хорошеве.

Фасад храма в Хорошеве разделен пилястрами (вертикальными членениями), на которых установлен карниз, и завершается церковь закамарами (полукруглым завершением наружного участка стены). У храма интересное внутреннее решение: он бестолпный и имеет крещатый свод.

До сих пор неизвестно, кто зодчий храма. Скорее всего, автором проекта является Федор Конь, который строил Белый город Москвы.

Фото: ИТАР-ТАСС

В XVII и XVIII веках храм достраивался и перестраивался, при этом сохранив свой основной объем. В XVII веке заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню в классическом стиле, через сто лет – разобрали западную часть галереи и построили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней.

В августе 1939 года храм был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом — под детскую консультацию. В 1963—1964 годах под руководством архитектора Альтшуллера храм исследовали и отреставрировали, вернув ему частично первоначальный облик. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась – в них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в конце 1980-х годов церковь передали верующим.

«Внутри храма были голые стены. Постепенно храм стал обустраиваться – иконостас, росписи, как и все храмовое убранство, были сделаны в стиле XVI века, чтобы человек, входящий в храм, попадал в атмосферу, близкую к эпохе сооружения храма», – вспоминает настоятель храма архиепископ Егорьевский Марк.

Богослужения в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве были возобновлены 30 апреля 1989 года, на Пасху.

Храм находится на Карамышевской набережной, 15.

Сюжет: Москва архитектурная

Святые, связанные с храмом

  • Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — на первом этаже двухэтажного дома причта по плану 1910 г. 5 светлых комнат отводились для «денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны».
  • Святитель Филарет Московский — лично освятил антиминс Троицкого предела дореволюционного храма, благословил отца-настоятеля Алексия Беляева преподавать Закон Божий в доме Межевой канцелярии в Константиновском межевом училище и дал разрешение отремонтировать алтарь и купол храма в 1824 г.
  • митрополит Иннокентий (Вениаминов) — по его указу с 1873 г. при храме за малоприходством вновь утвердили двухштатный причт, состоящий из священника и псаломщика.
  • Патриарх Тихон — в январе 1921 г. наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом, а в 1923 г. распорядился наградить палицей уже другого настоятеля, протоиерея Димитрия Муравейского.

Ближайшие похожие организации

Храм Великомученика Федора СтратилатаАрхангельский переулок, 15А стр.2760 метров

Храм Святого пророка Божия Илииул. Воронцово Поле, 16 стр.7790 метров

Храм Архангела ГавриилаАрхангельский переулок, 15А стр.9790 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечиул. Варварка, 15 стр.1860 метров

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых ЛучникахЛубянский проезд, 9 стр.2900 метров

Храм Георгия Победоносца на Псковской горкеул. Варварка, 12970 метров

Храм святого Иоанна Богослова под ВязомНовая площадь, 12 стр.21 000 метров

Часовня во имя Блаженной Матроны Московскойул. Земляной Вал, 291 100 метров

Святого Людовика Римско-Католический Храмул. Малая Лубянка, 12 стр.11 100 метров

Храм Максима Блаженногоул. Варварка, 41 200 метров

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ФСБ Россииул. Большая Лубянка, 201 200 метров

Храм Великомученика Никиты в Швивой горкеГончарная ул., 61 200 метров

Храм пророка Божия Илии на Новгородском подворьеул. Ильинка, 3/8 стр.21 300 метров

Успения Пресвятой Богородицы Храм на Чижевском ПодворьеНикольская ул., 8/1 стр.11 300 метров

Богоявления Господня Бывшего Богоявленского Монастыря Храм в Китай-ГородеБогоявленский переулок, 2 стр.11 400 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 21 400 метров

Святыни

В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:

  • преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
  • новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
  • св. апостола Матфея;
  • мученика Федора Тирона;
  • св. пророка Иоанна Крестителя.

Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.

История

История местности

Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы.

Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках.

Строительство храма

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

Внешние изображения

Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.

Советский период

После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.

В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя.

Возрождение храма

Икона Святой Троицы на стене храма у ворот В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.

В течение нескольких недель в храме пребывала мироточивая икона страстотерпца Николая II.

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Остановки наземного транспорта

Казарменный переулок — 250 метров

Покровские ворота — 310 метров

Храм Великомученика Федора СтратилатаАрхангельский переулок, 15А стр.2760 метров

Храм Святого пророка Божия Илииул. Воронцово Поле, 16 стр.7790 метров

Храм Архангела ГавриилаАрхангельский переулок, 15А стр.9790 метров

Храм Рождества Иоанна Предтечиул. Варварка, 15 стр.1860 метров

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых ЛучникахЛубянский проезд, 9 стр.2900 метров

Храм Георгия Победоносца на Псковской горкеул. Варварка, 12970 метров

Храм святого Иоанна Богослова под ВязомНовая площадь, 12 стр.21 000 метров

Часовня во имя Блаженной Матроны Московскойул. Земляной Вал, 291 100 метров

Святого Людовика Римско-Католический Храмул. Малая Лубянка, 12 стр.11 100 метров

Храм Максима Блаженногоул. Варварка, 41 200 метров

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ФСБ Россииул. Большая Лубянка, 201 200 метров

Храм Великомученика Никиты в Швивой горкеГончарная ул., 61 200 метров

Храм пророка Божия Илии на Новгородском подворьеул. Ильинка, 3/8 стр.21 300 метров

Успения Пресвятой Богородицы Храм на Чижевском ПодворьеНикольская ул., 8/1 стр.11 300 метров

Богоявления Господня Бывшего Богоявленского Монастыря Храм в Китай-ГородеБогоявленский переулок, 2 стр.11 400 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 21 400 метров

Приход

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат трое священников и один диакон:

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несёт иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Проводятся собрания прихожан. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Организуются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Клир и прихожане храма помогают заключённым, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма.

История церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:

  1. Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
  2. Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
  3. На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.

Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям. Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Приход

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. В основном это представители научной и творческой интеллигенции.[источник не указан 219 дней

] Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат трое священников и один диакон:

  • протоиерей Алексий Уминский — настоятель;
  • иерей Николай Лызлов;
  • иерей Александр Гумеров, сын иеромонаха Иова (Гумерова);
  • протодиакон Андрей Горбунов.

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несёт иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Проводятся собрания прихожан. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Организуются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Клир и прихожане храма помогают заключённым, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма.

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector