Церковь святителя николая чудотворца в хамовниках
Содержание:
- Расписание Богослужений
- Колокольня
- В РАЙОНЕ ЗАПАДНОЕ БИРЮЛЕВО ПРОЙДЕТ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕРМЕРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗАПАС-ПРИПАС»
- Ей приснился святитель Николай
- История Храма
- История Хамовной слободы
- Деятельность храма в наши дни
- Протоиерей Алексий Трубач награжден орденом святителя Иннокентия
- Почему слобода называется Хамовничьей
- История храма
- Оригинальное зодчество
- Архитектура и достопримечательности обители
- Интерьеры и святыни
- Архитектурные особенности и отделка
- Вознесение Господне
Расписание Богослужений
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА АПРЕЛЬ 2020 ГОДА
МЕСЯЦЕСЛОВ |
БОГОСЛУЖЕНИЕ |
|||||||
01.04 Ср |
Мчч. Хрисанфа и Дарии |
8:00 |
Часы, изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров |
|||||
18:00 |
Утреня с Великим покаянным каноном прп. Андрея Критского |
|||||||
02.04 Чт |
Четверток Великого канона Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных |
8:00 |
Часы, изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров |
|||||
17:00 |
Великое повечерие, Утреня, 1 час |
|||||||
03.04 Пт |
Прп. Иакова исп., еп. Прп. Серафима Вырицкого |
8:00 |
Часы, Литургия Преждеосвященных Даров |
|||||
17:00 |
Утреня с Акафистом Пресвятой Богородице |
|||||||
04.04 Сб |
(Суббота Акафиста) |
8:00 |
Литургия, исповедь |
|||||
17:00 |
Всенощное бдение |
|||||||
05.04 Вс |
Неделя 5-я Великого Поста. прп. Марии Египетской |
7:00 |
Ранняя литургия, исповедь |
|||||
10:00 |
Поздняя литургия, исповедь |
|||||||
17:00 |
Вечерня с акафистом Страстям Христовым |
|||||||
06.04 Пн |
Предпразднество Благовещения. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского |
8:00 |
Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня |
|||||
17:00 |
Великое Повечерие, Утреня, 1 час |
|||||||
07.04 Вт |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
|||||||
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия свт. Иоанна Златоустого |
|||||||
17:00 |
Утреня, 1 час |
|||||||
08.04 Ср |
Отдание праздника Благовещения. Собор Архангела Гавриила |
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров |
|||||
17:00 |
Великое повечерие, Утреня, 1 час |
|||||||
09.04 Чт |
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня |
||||||
17:00 |
Великое повечерие, Утреня, 1 час |
|||||||
10.04 Пт |
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров |
||||||
17:00 |
Великое повечерие, Утреня, 1 час |
|||||||
11.04 Сб |
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря |
8:00 |
Литургия, исповедь |
|||||
17:00 |
Всенощное бдение |
|||||||
12.04 Вс |
Неделя 6-я Великого Поста Вход Господень в Иерусалим |
7:00 |
Ранняя литургия, исповедь |
|||||
10:00 |
Поздняя литургия, исповедь |
|||||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
13.04 Пн |
Великий Понедельник |
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров |
|||||
18:00 |
Великое повечерие, Утреня, 1-й час |
|||||||
14.04 Вт |
Великий Вторник |
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров |
|||||
18:00 |
Великое Повечерие, Утреня, 1-й час |
|||||||
15.04 Ср |
Великая Среда |
8:00 |
Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров |
|||||
18:00 |
Утреня, общая исповедь |
|||||||
16.04 Чт |
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери |
9:30 |
Часы, Изобразительны, Вечерня, литургия, исповедь |
|||||
18:00 |
Утреня с чтением Страстных Евангелий |
|||||||
17.04 Пт |
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа |
8:00 |
Царские Часы |
|||||
15:00 |
Вечерня с выносом Плащаницы |
|||||||
18:00 |
Утреня с Чином погребения |
|||||||
18.04 Сб |
Великая Суббота |
8:00 |
Литургия, исповедь Освящение куличей с 11:00-19:00 |
|||||
23:30 |
Пасхальная полунощница |
|||||||
19.04 Вс |
ПАСХА ХРИСТОВА |
0:00 |
Ночная литургия, исповедь |
|||||
6:30 |
Ранняя литургия, исповедь |
|||||||
9:00 |
Поздняя литургия, исповедь |
|||||||
17:00 |
Пасхальная Вечерня, Утреня |
|||||||
20.04 Пн |
Понедельник Светлой седмицы |
8:00 |
Литургия, исповедь Крестный ход |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
21.04 Вт |
Вторник Светлой седмицы Иверской иконы Божией Матери |
8:00 |
Литургия, исповедь Крестный ход |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
22.04 Ср |
Среда Светлой седмицы Муч. Евпсихия |
8:00 |
Литургия, исповедь Крестный ход |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
23.04 Чт |
Четверг Светлой седмицы Муч. Терентия, Помпия, Африкана и иных. |
8:00 |
Литургия, исповедь Крестный ход |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
24.04 Пт |
Пятница Светлой седмицы Иконы Божией Матери «Живоносный источник» |
8:00 |
Литургия, исповедь Крестный ход |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня. 1 час |
|||||||
25.04 Сб |
Суббота Светлой седмицы Прп. Василия, еп. Парийского |
8:00 |
Литургия, исповедь Крестный ход |
|||||
17:00 |
Всенощное бдение |
|||||||
26.04 Вс |
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы |
7:00 |
Ранняя литургия, исповедь |
|||||
10:00 |
Поздняя литургия, исповедь |
|||||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час. |
|||||||
27.04 Пн |
Свт. Мартина, папы Римского. |
8:00 |
Часы, литургия |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
28.04 Вт |
Радоница. Поминовение усопших. |
8:00 |
Часы, Литургия |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
29.04 Ср |
Муч. Агапии, Ирины и Хионии |
8:00 |
Часы, литургия |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
30.04 Чт |
Прп. Зосимы, игумена Соловецкого |
8:00 |
Часы, литургия |
|||||
17:00 |
Вечерня, Утреня, 1 час |
|||||||
Колокольня
Шатровая колокольня Никольского храма – одна из самых больших в городе. Она стоит на глухом нижнем четверике. За счет необычной высоты колокольня заметно приподнята над землей и видна отовсюду. Второй ярус состоит из изящных арочных проемов и имеет восемь граней.
Сложную вертикаль завершает шатер с небольшой главкой. Шатер декорирован тремя рядами отверстий-слухов и поэтому выглядит очень ажурно. Каждое из 32 отверстий обрамляет красивый узорчатый наличник. Зодчие, которые построили такое чудо, явно не искали легких путей!
В 1992 году на колокольню был поднят огромный колокол весом 108 пудов. Судя по надписи, он был отлит в 1685 году мастером колокольного дела Михаилом Ладыгиным. В 1930-е годы, когда в СССР стали проводить активную антирелигиозную кампанию, старый колокол сняли. К счастью, его не отправили на переплавку, а поместили в хранилище Государственного исторического музея. Там колокол находится более 60 лет, пока не занял свое законное место на церковной колокольне.
В РАЙОНЕ ЗАПАДНОЕ БИРЮЛЕВО ПРОЙДЕТ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕРМЕРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗАПАС-ПРИПАС»
Гастрономический фестиваль «Запас-Припас» пройдет в районе Западное Бирюлево с 26 по 27 сентября на территории храма Святителя Николая Мирликийского. Его главная кулинарная тема — сезонные фермерские заготовки: соленья, сушенья, маринады, квашенья и варенья.
Организаторы фестиваля – Храм Святителя Николая в Бирюлево и Студия гастрономических и ремесленных реконструкций «Посольский Двор». Фестиваль пройдет в дни православного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Также в воскресенье 27 сентября по окончании праздничной литургии будет воздвигнут и освящен большой мраморный крест в память о христианах, упокоенных вокруг храма.
Ей приснился святитель Николай
1.09.2013
Со мной (пока ещё!) не происходило чудес, связанных с помощью святителя Николая. Но с моей знакомой произошла вот такая история.
Она работает санитаркой в стоматологической клинике. Однажды посетительница клиники обвинила её в краже денег из сумочки. Сотрудники, хорошо зная свою работницу, не поверили, но клиентка, хотя и не видела, чтобы кто-то даже подходил к её сумке, тем не менее, настаивала: деньги пропали, «а больше взять некому». Моя знакомая плакала от несправедливого обвинения и уснула в слезах, обратившись за помощью к Николаю Угоднику, хотя на тот момент и не была ещё воцерковлённой. Ей приснился св. Николай, который сказал: «Не расстраивайся, она найдёт деньги в своей сумке». И через пару дней эта клиентка пришла в клинику, но не стала искать несправедливо обвинённую, а через руководство передала, что деньги нашлись в паспорте, который лежал в сумочке. Вот так!
История Храма
Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).
Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”
Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.
История Хамовной слободы
Район Хамовники, ныне расположенный в самом центре Москвы, до начала 16 века относился к ее загородным территориям и представлял собой обширные луга для выпаса лошадей. В первой четверти века здесь был заложен Новодевичий женский монастырь, вокруг которого постепенно возникло несколько слобод, в которых жили крестьяне и ремесленники. Одной из них была Хамовная слобода. Здесь обитали ткачи, переселившиеся в Московские земли из Твери. Мастеровые обслуживали царский двор, поставляя в него полотно, в основном для столового белья. Изготовление тканей для скатертей носило название хамовного дела, от старорусского слова «хам» — лён. По названию льняной ткани «хамьян» получила название слобода, а впоследствии и весь район.
Деятельность храма в наши дни
Вблизи храма – музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Здесь главный дом, флигель, служебные помещения и сад. Здесь писатель жил каждую зиму с 1882 по 1901 годы и написал 100 произведений. Писатель регулярно приходил в храм и оставил память о нем в своем творчестве.
Храм святого Николая занимается мессионерской работой: здесь организуются паломнические поездки, создана молодежная группа из 29 человек, Она объединяет как давно воцерквленных людей, как и тех, кто только ищет путь к вере и Богу.
Встречи проходят еженедельно по субботам, члены группы участвуют в богослужениях. Молодежь ставит рождественские и пасхальные спектакли, изучает Священное писание. Проводятся совместные чаепития, обсуждаются проблемы церковной и общественной жизни, просмотры художественных фильмов.
Молодежный кружок рассказывает о своем опыте, важных событиях и ближайших планах в интернете. На сайте храма задают вопрос священнику и там же получают грамотный ответ. Молодежная группа участвует в социальном служении, проводимом приходом.
20 лет при храме действует воскресная школа, возраст воспитанников от 6 до 17 лет. В храме ведется благотворительная работа. При храме организован детский хор и православная общеобразовательная гимназия, а также работает крестильня для младенцев и баптистерия для крещения взрослых.
В 2011 году прошла реставрация: оштукатурен фасад, воссоздано крыльцо главного входа, отремонтирована крыша и проведены белокаменные работы по цоколю. 28 марта 2012 года отреставрированный храм посетил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.
Протоиерей Алексий Трубач награжден орденом святителя Иннокентия
12 мая управляющий Южным викариатством г. Москвы епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома совершил Литургию в храме иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове.
После богослужения епископ Фома, исполняя благословение Святейшего Патриарха Кирилла, вручил духовенству викариатства и мирянам общецерковные знаки отличия.
За усердное служение Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения клирик храма протоиерей Алексий Трубач был награжден Орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени.Поздравляем о.Алексия с высокой церковной наградой! Аксиос!
Почему слобода называется Хамовничьей
История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.
Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год
В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий. Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.
Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.
Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.
О чем можно молиться Николаю Угоднику:
- Молитва на удачу и везение
- Молитва от тревоги за будущее
- Молитва о семье
У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.
История храма
В XVII столетии в окрестностях Новодевичьего монастыря в Хамовничьей слободе было сконцентрировано производство тканей. Мастера выполняли государственные заказы и получали заработную плату из казны. Ткачи, будучи, как и весь русский народ, верующими людьми, в своей работе взывали о помощи к святителю Николаю Чудотворцу. Со временем было решено о сборе средств в честь св. Николы Угодника. К тому же святитель, хотя и не имел при своей земной жизни никакого отношения к России, является особо почитаемым святым у русского народа.
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Считается, что первый вариант деревянного храма был возведен приблизительно в 1625 году. Уже через 30 лет, в 1657 году, было принято решение о постройке храма из камня – это более надежное сооружение, менее подверженное возгоранию. Новые каменные стены возвели несколько поодаль от деревянной церкви. Именно этот храм стал называться церковью Николая Чудотворца в Хамовниках.
Изначально было возведено основное здание храма, затем достроили трапезную и колокольню. Когда в 1812 году в город вошла армия Наполеона, Москву охватили пожары. Не обошла стороной беда и храм в Хамовниках. Он был поврежден и внутри, и снаружи. К восстановительным работам приступили после отступления французов. Реконструкция длилась до 1849 года.
Кроме восстановления прежнего вида стен, храм дополнили украшениями, создали прекрасную настенную роспись. Уже в 1896 году были проведены первые реставрационные работы, установлены металлические ограждения.
После революции 1917 года в России установилась власть, выжигающая из сознания народа веру. Разорялись православные святыни, рушились храмы и монастыри. Глобальный план по изменениям в черте Москвы предусматривал уничтожение многочисленных древних храмов, даже несмотря на их историческую ценность. Но милостью Божией этот жуткий план не коснулся стен храма св. Николая. Более того, его не закрывали во времена советской власти, а в 1949 и 1972 гг. там проводились реставрационные работы. Во время последней реставрации была восстановлена керамика и цветовое оформление фасада.
Оригинальное зодчество
У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.
Церковь
Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.
Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.
Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.
На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.
Колокольня
Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.
Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.
Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.
Роскошный интерьер
Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.
Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.
В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.
Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.
Архитектура и достопримечательности обители
На первый взгляд храм выглядит так, словно он сошел с иллюстраций русских сказок. Обитель представляет собой сочетание московского барокко и замысловатых украшений от ярославских мастеров. Стены возведены из кирпича и белого камня. Белая штукатурка красиво контрастирует с яркими зелеными акцентами на углах и сводах.
Попасть в основное помещение можно, пройдя под колокольней. Окна церкви низкие, поэтому нет ощущения пространства от высоты потолков. Стены украшены богатой, очень красивой росписью. Она видна везде, за исключением карнизов и местами под иконами.
Кроме росписи, особого внимания заслуживает лепнина. Она отличается оригинальными узорами. Также с помощью лепнины выполнены сюжеты из Евангелия и Ветхого Завета, изображения серафимов. Над алтарем помещен центральный элемент композиции – изображение Святой Троицы. Фигуры и используемые пейзажи очень реалистичны и просты. Иконостас храма четырехъярусный, украшен богатой позолотой.
Церковь представляет собой комплекс, в который входят:
- пятиглавый храм;
- трапезная;
- шатровая колокольня;
- восьмиугольная колокольня.
Внутреннее убранство Божьего храма
Интерьеры и святыни
Вход в здание находится под колокольней. Попадая внутрь, посетители видят богатое убранство храма. Красочные фрески сохранились с 1845 года. Они встречаются на стенах и куполе – везде, где нет икон, карнизов и лепнины.
Внутри стоит позолоченный четырехъярусный иконостас, который венчает Распятие. По цвету иконостас прекрасно гармонирует с золотисто-голубыми росписями.
Главной святыней храма считается икона Богоматери «Споручница грешных». Издавна оригинал иконы находится в Николо-Одринской обители, на Орловской земле. Список попал в Москву в 1846 году и хранился в домашнем киоте полковника Д.Н. Бонческула. Потом Дмитрий Бонческул пожертвовал эту икону Никольскому храму в Хамовниках.
В церкви также выставлена икона святителя Алексия, написанная талантливым царским изографом Иваном Максимовым в 1686 году. На ней можно увидеть изображение Московского Кремля и Спасских ворот. Кроме того, храм украшают иконы XVII века Смоленской Богоматери и XVIII века мученика Иоанна Воина.
Архитектурные особенности и отделка
Несколько веков нарядная Никольская церковь остается одним из главных украшений старинного района Москвы. Она построена в традициях русского зодчества XVII века – «кораблем». Основной объем, низкая одностолпная трапезная и стройная колокольня вытянуты в единую линию – с запада на восток.
Несколько реконструкций никак не изменили необычную постройку, поэтому мы можем любоваться результатами труда русских зодчих. Стены храма сложены из кирпича и имеют декоративные вставки из белого камня.
Легкое воздушное здание возведено в стиле московского или «нарышкинского» барокко, но сохраняет стилизованные черты древнерусской архитектуры. Южный и северный фасады завершают ряды из трех килевидных закомар, а фасады с восточной и западной стороны – из пяти закомар меньшего размера.
Над ложными закомарами возвышается ряд кокошников, который обозначает переход к кровле с пятью аккуратными главами. Кокошники окружают каждый барабан. Под нижними закомарами нет карниза, и от этого стены церкви кажутся выше, а сама постройка – устремленной вверх.
Фасады основного объема не разделены лопатками, а углы оформлены утопленными в стену и пестро раскрашенными колонками. Главное украшение церкви – красно-зеленые резные наличники окон. По стилю они близки к узорочью, которое было очень популярно в старых ярославских храмах.
Еще один яркий элемент декора – роскошные поливные изразцы. Они не образуют сплошные фризы, а украшают фасады в отдельных местах – на основном объеме и на колокольне.
Особого внимания заслуживает большой живописный крест, который возвышается над центральной главой Никольской церкви. Он оформлен набором православных символов, хорошо понятных верующему человеку. Косая перекладина напоминает о весах Страшного суда, полумесяц возле основания – о чаше, а выразительные трилистники – о Святой Троице. Крест венчает корона – знак того, что в этой церкви побывала монаршая особа.
На территории храма сохранилось два дома причта, которые были построены в XIX веке.
Вознесение Господне
Этот праздник празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверг 6-й недели. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события Вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо (Мк. XVI, 9-20; Лк. XXIV, 36-53; Деян. I, 4-12). В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся всем вместе апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, «вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании», на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле.