В канун дня памяти святителя николая чудотворца предстоятель русской церкви совершил всенощное бдение в храме святителя николая в покровском

наш приходской сайт

Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305–311). Сщмч. Горазда, еп. Чешского и Моравско-Силезского (1942). Прп. Исаакия Оптинского (1894).

Сщмч. Афанасия еп. (270–275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270–275). Мц. Евлалии девы (ок. 303).

Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); сщмчч. Феодора, еп. Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937).

Грузинской иконы Божией Матери (1650).

На этот день переносится с 23 августа служба мч. Луппа.

В храме святителя Николая Чудотворца

На все предстоящие Богослужения необходимо приходить обязательно в масках, для соблюдения мер безопасности и санитарно-гигиенических требований в сложившихся эпидемиологических условиях. Мера касается всех прихожан от мала до велика, т.е. и детям и взрослым необходимо быть в масках. По возможности, находиться на безопасном расстоянии друг от друга (1,5 — 2 метра). http://nikola-torzhok.cerkov.ru/2020/04/17/vsem-byt-v-maske/

В дни, когда не совершается богослужение, храм открыт с 09:00 до 15:00.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Храм Николы Чудотворца построен в стиле ампир, с одним куполом. В круглых нишах над северным и южным входами установлены барельефы апостолов — по два над каждым. Перетекание плоскости стен небольшого помещения к широкой воронке купола производит впечатление простора, «раскрытости», устремленности в светлый мир. Прекрасная освещенность интерьера способствует этому. Через тройные окна барабана внутрь льются широкие потоки света: выделяются вызолоченные лепные украшения иконостаса, подчеркивается серебристый цвет росписи купола с изображением Святой Троицы.

Внутреннее оформление

Церковь находится в прекрасном состоянии и внутри, и снаружи. Благодаря большим окнам, внутри здание кажется просторным и хорошо освещенным. Внутреннее убранство очень скромное и простое, в нем нет помпезности, поэтому и складывается уютная атмосфера, в которой любой чувствует себя, как в большой православной семье. Посетить храм может каждый желающий, батюшки в нем служат добрые и справедливые.

Святыни

Главной святыней считается чудотворная икона Божией матери — «Утоли моя печали». Благодаря этой святыне произошло много чудес. Икона помогает отчаявшимся людям в исцелении телесных недугов и избавлении от грехов и искушений. Трогательные и нежные молитвы и дали название этой дивной иконе.

На иконе изображена Богородица, держащая правой рукой Младенца Христа, в руках которого развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левая рука Богоматери приложена к склоненной набок голове, будто бы она прислушивается к молитвам обращающихся к ней .

Матерь Божия просит за христианина перед Господом, и тот получает желанную поддержку. Много событий было совершено ею. Описывается один случай. Больная, умирающая женщина увидела образ Богоматери во сне. Она попросила отвести себя в храм. Но такой иконы не нашлось. Священник открыл все кладовые, и среди запыленных икон женщина наконец увидела приснившийся ей образ. Она едва смогла поднять руку и перекреститься. После молебна, приложившись к иконе, больная женщина встала на ноги и пошла.

Раньше Образ Богородицы находился в церкви Николы в Садовниках, а после революции был перемещен на постоянное хранение в Кузнецы.

Праздник чудотворной иконы — 25 января

Другие святыни храма:

  • икона Богоматери «Взыскание погибших»;
  • икона святого Николая Угодника и его житие;
  • иверская икона Богородицы;
  • икона Святителя Алексия.

Расписание богослужений

Посетить церковь и богослужения может любой желающий.

Настоятель храма — протоиерей Воробьев Владимир Николаевич.

Богослужения проходят в:

  • будние дни 8:00 — обедня;
  • воскресенье и праздники в 7:00, 9:00 обедня;
  • будние и праздничные дни — 17:00 вечерняя служба.

Освящается вода по четвергам.

Воскресная школа

При церкви работает воскресная школа для детей разных возрастов. Сначала с детьми проводят подготовительную работу. Занятие идет один час. Дети старше 6 лет учатся полтора часа. Уроки построены в игровой манере. Кроме Закона Божьего, в школе преподают хоровое пение, проходят уроки церковнославянского языка и уроки творчества. Ученики школы могут питаться в трапезной.

Летом, начиная с 1991 года, для детей действует православный палаточный лагерь «Богослово». Дети в лагере находятся под присмотром батюшек и не только играют и развлекаются,но и трудятся на благо лагеря. Также храм ведет социальную и просветительскую работу, оказывает помощь многодетным семьям и одиноким пожилым людям.

При церкви открыта школа для взрослых, имеется православный гуманитарный университет, проводятся занятия по изучению Священного писания, а также беседы для желающих креститься.

Как добраться

Добраться до храма, находящегося в самом сердце Замоскворечья, недалеко от метро «Павелецкая» (по адресу: Вишняковский пер., д. 15) можно:

  • от ст. м. «Павелецкая», «Новокузнецкая» трамваем 3, 39, А, остановка Вишняковский переулок»;
  • от ст. м.«Китай-город», «Охотный ряд», «Кузнецкий мост» автобусом М 5, остановка Старый Толмачевский переулок».

Угодник Божий

Историки полагают, что святитель Николай родился около 270 года. У его родителей, благочестивых Нонны и Феофана, жителей малоазиатского города Патара, долгое время не было детей. Рождённый после горячих молитв младенец являл чудеса божественного промысла с первых дней жизни.

Во время обряда крещения малыш три часа самостоятельно стоял в купели, оказывая почести Триединому Богу.

Изучая Божественное писание с раннего возраста, Николай достиг таких духовных высот, что епископ Патарский, родной дядя благочестивого юноши, возвел молодого человека в священнический сан. Множество чудес совершил святитель.

Божий Угодник приходил с помощью к незаслуженно осуждённым узникам. Личное имущество Ликийский епископ тратил на то, чтобы уберечь соплеменников от совершения неблаговидных поступков. Молитвы праведника помогали морякам, терпящим кораблекрушение.

Около 350 года святой Николай мирно отошёл к Богу. Мощи божьего угодника сохранялись в местном кафедральном соборе и источали благовонное миро.

В X веке турки-сельджуки совершали набеги на византийские земли. Христианские святыни подвергались осквернению и разграблению.

В 1087 году итальянские купцы из Бари перевезли большую часть останков епископа Мирликийского на родину. Для сохранения мощей горожане построили храм.

Святитель почитается христианами разных конфессий. На праздник покровителя путешественников паломники со всего мира посещают базилику святого Николо, которая находится по адресу: Bari, Largo Abate Elia, 13.

Ставропигиальное патриаршее подворье свт. Николая Чудотворца в Бари готово встретить российских пилигримов. Паломническая служба помогает с оформлением визы и обеспечивает жильём.

График богослужений и где находится

Богослужения совершаются ежедневно. Утренняя Литургия в 8 часов, вечерняя в 17 часов. По воскресным дням и праздникам Литургия служится в 9 часов утром, а в 17 часов служится вечерня с чтением акафиста Иерусалимской иконе Божией Матери. Более точное расписание богослужений можно найти на сайте прихода: https://www.voznesenie.ru.

Богослужения в святой обители проводятся ежедневно В России построено много церквей в честь Вознесения Христова. Среди них выделяется храм за Серпуховским воротами. Это прекрасный архитектурный ансамбль, выстроенный в стиле барокко, пробуждает у москвичей и паломников из иных мест самые теплые чувства в их душах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Настоятели

  • Никита (1624 — 1628)
  • Нефедий (1634 — 1644)
  • Андрей Нефедьев (1645 — 1653)
  • Алексей (1653 — 1654)
  • Симеон (1655 — 1656)
  • Поликарп Степанов (1656 — 1680)
  • Пров Поликарпов (1681 — 1694)
  • Иван Данилов (1694 — 1730)
  • Симеон Александров (1730 — 1759)
  • Илья Федосеев (1759 — 1760)
  • Иоасаф Сахаров (1760 — 1764)
  • Василий Григорьев (5 октября 1764 — 1773)
  • Тарасьев Никифор Васильев (1775 — 1810)
  • Андрей Орлов (10 июня 1814 — 1843)
  • Петр Покровский (1856 — 1857)
  • Пётр Ильинский (9 июня 1860 — 1888)
  • Евлампий Кременский (1888 — 1903)
  • Симеон Ковганкин (1903 — 1911)
  • Николай Померанцев (1911 — 1927)
  • Александр Смирнов (1927 — 1950)
  • Григорий Разумовский (1950 — 1951)
  • Всеволод Шпиллер (1951 — 8 января 1984)
  • Владимир Рожков (1984 — 19 апреля 1997)
  • Владимир Воробьёв (с 1997)

Очаг духовной жизни

В годы богоборчества, возведённого в ранг официальной государственной идеологии, общая кампания по закрытию храмов обошла стороной церковь Николая Чудотворца. История её служения Богу и людям не прерывалась в течение всего долгого периода господства безбожной власти. Храм не только оставался негаснущим очагом духовной жизни, но и являлся прибежищем для многих святынь, доставленных в него из закрывавшихся московских церквей.

В наши дни, когда народ очнулся от атеистического дурмана, церкви вновь стали достоянием сложившихся вокруг них религиозных общин. Вместе с ними продолжает служение Богу и людям храм Николая Чудотворца в Кузнецах. Расписание богослужений, проводимых в нём, едва ли чем отличается от графика служб в других столичных церквях. Традиционно в будние дни по утрам они начинаются в 8:00 и затем продолжаются в 17:00. Исключение составляют воскресные и праздничные дни, когда Божественная литургия совершается дважды – ранняя в 7:00 и поздняя в 9:30.

Клириками храма и наиболее активными членами его общины постоянно ведётся широкая духовно-просветительская работа среди прихожан. В частности, за последние годы, кроме существовавшей ранее воскресной школы, стала действовать и Православная гимназия, в которой учащиеся наряду с изучением общеобразовательных предметов много времени уделяют Священной истории и Катехизису.

Каменный храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких построен иждивением князя Ивана Николаевича Трубецкого, в его имении Гольяново. Это было чуть ли не единственное село, принадлежащее Трубецким, которое не разорили французы в войну 1812 года. Тогда семья Трубецких переехала в Гольяново и занялась благоустройством места.

Церковь освятили в 1842 году. Четверик служил летней церковью. Трапезную часть пристроили позже. Престол посвятили мученикам Адриану и Наталье. Там служили зимой. История села и храма началась гораздо раньше.

Патриарх Иоаким благословил решение о возведении кирпичной церкви Николы, вместо деревянной

Шло время, слобода разрасталась, кузнецы активно занимались промыслом и вели торговлю. Когда поселение выросло до двухсот дворов, благословением Иоакима патриарха Московского, в 1681 году, началось строительство кирпичного храма взамен обветшавшей деревянной церкви.

Обновленный храм имел один придел и трапезную, рядом была пристроена колокольня. За два года возвели пятикупольное сооружение с кокошниками в несколько ярусов. Окна сделали только в центральном барабане храма, пристройки же были сплошные, глухие.

Каменный храм Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, выстроенный по проекту одного из учеников М.Ф. Казакова в XIX веке и доживший до наших дней

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Служители храма Святителя Николая ведут воскресную школу, организуют паломничества

При церкви организована бесплатная воскресная школа как для детей, так и для взрослых, где каждый желающий может обучаться Слову Божиему, хоровому пению, постигать Библию,

Юноши и девушки от 13 до 25 лет участвуют в занятиях молодежного хора при воскресной школе Николо — Кузнецкого храма

В летнее время работает выездной православный лагерь «Богослово», участники которого, в основном дети и подростки из малоимущих семей не только духовно просвещаются, но и активно отдыхают на свежем воздухе.

Организовываются паломнические поездки по святым местам.

Работает и православная Свято-Петровская традиционная гимназия, где наряду с Богословием преподаются и общеобразовательные дисциплины. По окончании, учащиеся получают аттестаты государственного образца.

Существует и так называемая семейная церковь, где обучают родителей семейным ценностям, обыгрывая разные мирские ситуации, с библейской точки зрения.

Организована и успешно развивается социальная помощь малоимущим и многодетным семьям. Работает группа помощи в чрезвычайных ситуациях.

Храм свт. Николая Чудотворца в Кузнецах

Описание Храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецах

Главный престол освящен в честь Перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бари, южный придел — во имя прп. Сергия Радонежского, северный придел — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, престол крестильного храва — во имя св. равноап. кн. Владимира.

История. Первая церковная постройка на месте нынешнего здания известна с 1491 г. Согласно реестру 1722 г. каменный храм был построен по благословению патриарха Иоакима в 1683 г. В 1805 г. старый храм был разобран, и тщанием прихожан построен новый в стиле ампир, сохранившийся до настоящего времени. К 1847 г. относится сооружение храмовой трапезной с трехъярусной колокольней. В новой трапезной были устроены большие придельные алтари, причем северный, во имя свщмч. Власия Амасйского был переосвящен митр. Филаретом (Дроздовым) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с указанием продолжать праздновать память свщмч. Власия как престольный праздник, считать его покровителем храма и всегда поминать на отпусте.

Храм не закрывался. С 1927 г. по 1950 г. настоятелем был протоиерей Александр Смирнов, ректор Московской Духовной Академии и Семинарии. C 1951 г. настоятелем храма был протоиерей Всеволод Шпиллер. В храме установилось местное почитание прп. Андрея Рублева. По благословению о. Всеволода в начале 1980 гг. прп. Андрею была составлена служба и написана первая икона.

В храме находятся святыни. Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» (25 января/7 февраля), перенесенная при закрытии из храма свт. Николая в Садовниках (XVIII в.); Иверская икона Божией Матери, ранее находившаяся в храме вмч. Георгия на Б.Ордынке; чтимая икона Божией матери «Взыскание погибших»; храмовая икона свт. Николая с житием (первая половина XYII в.); особо почитаемая икона прп. Андрея Рублева; в иконостасе Сергиевского придела на южной двери — икона редкой композиции «Святитель Алексий, возлагающий крест на прп. Сергия».

Богослужение: ежедневно — Литургия в 8 час., вечерня и утреня — в 17 час., в четверг -канон с акаф. иконе Божией Матери «Утоли моя печали» и водосвятие; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 9.30, накануне — всенощное бдение в 17 час.

К храму была приписана часовня-памятник Гренадерам Плевны на Славянской пл. в Китай-городе, восстановленная в 1997-1998 гг. при участии общины храма. В крестильном храме имеется баптистерий для крещения взрослых, проводятся огласительные беседы. При храме действует воскресная школа. В одной ограде с храмом расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского богословского института, действует благотворительная столовая

Паломнические поездки к Храму свт. Николая Чудотворца в Кузнецах

  • Поездка из Твери в Храм свт. Николая Чудотворца в Кузнецах
  • Поездка из Клина в Храм свт. Николая Чудотворца в Кузнецах
  • Поездка из Солнечногорска в Храм свт. Николая Чудотворца в Кузнецах

От Николы в Пупышах – до Николы в Кузнецах

18.03.2020
  Колокольчик
 
Елена Григорян
 

7 февраля – праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Ещё недавно, в 60-е годы, в центре Москвы был такой переулочек – Пупышев. Он выходил на набережную Москва-реки. На углу его когда-то высилась церковь – нарядная, с шатровой колокольней. Она была украшением этой местности, возвышаясь над тихими московскими двориками (кстати, на знаменитой картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик» изображён очень похожий храм – Спаса на Песках, который, к счастью, уцелел до наших дней).

Церковь Святителя Николая в Пупышах – так её звали москвичи.

Таким был Никольский храм в Пупышах

На картине «Московский дворик» Василий Поленов изобразил очень похожий храм

Современному человеку название покажется смешным и непонятным, а между тем пупыши – это кочки на болоте. Вообще-то, слово «пупыш» на Руси было многозначным: так называли и выпуклые украшения из металла, и почки растений, и гордецов, воображавших себя «пупом Земли». Но вернёмся к истории храма. Место было низменное, и церковь поставили на самом высоком бугре – пупыше. Низину заливало водой, но до храма она добиралась лишь в самые большие паводки. На стене Никольской церкви долгие годы отмечали, насколько поднималась вода.

Вот в этом-то храме, у стен которого плескались вешние воды, и хранился чудотворный образ Богоматери «Утоли моя печали». В Москву его в середине XVII века привезли из Белоруссии казаки. А прославился образ спустя столетие, в 1760 году, и вот как это вышло. Далеко от Москвы жила одна богатая боярыня. Всего у неё было вдоволь, вот только здоровья не было. Бедная женщина страдала неизлечимой болезнью и уже не вставала с постели, но однажды во сне увидела Божию Матерь. Богородица сказала ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: “Утоли моя печали”, молись пред ним и получишь исцеление». Проснувшись, боярыня рассказала про сон, и родные, конечно же, повезли её в Москву. Тяжёлый путь они проделали, прежде чем оказались в храме Святителя Николая на Пупышах. Но, осмотрев всю церковь, не нашли того образа, который явился во сне. Тогда спросили у батюшки, нет ли в храме ещё икон. Священник припомнил, что на колокольне хранятся старые образа, и велел причётникам принести их все. И действительно, среди обветшавших и запылённых икон нашлась одна с надписью: «Утоли моя печали». Увидев её, больная воскликнула: «Она! Она!» – и перекрестилась. Родные её изумились: ведь минуту назад женщина даже пальцем не могла пошевелить. После молебна перед иконой боярыня встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года – 7 февраля по новому стилю. С тех пор было установлено в этот день совершать празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Со всех концов России ехали к чудотворному образу.

После революции храм закрыли, а в 30-е годы начали разбирать его – говорили, что для строительства метрополитена не хватает материала. Ведь метро людям нужнее – так говорили. Не доломав до конца, бросили, и простояла бедная церковь полуразрушенной несколько десятилетий, пока в 70-х годах руины не разобрали окончательно. Нынче на её месте обычный двор с автомобилями, гаражами и мусорными баками и ничто не напоминает о находившейся здесь когда-то святыне. Правда, старожилы говорят, что каменные ступеньки, которые вели к спортивной площадке во дворе, остались от трапезной храма.

Исчез и тихий Пупышев переулок – на его месте выстроили огромный многоэтажный дом. Но чудотворная икона Божией Матери не исчезла – в 30-е годы её перенесли в храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе, или в Кузнецах, как называли это местечко москвичи. Образ, перед которым с любовью и надеждой молилось много поколений русских людей, по-прежнему с нами.

Перед чудотворным образом всегда теплятся лампады и свечи

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →Оглавление выпуска

Русская древлеправославная церковь(РДЦ)

Это одно из направлений отечественного старообрядчества. Действует в России и еще в нескольких странах.

История

Основу религиозного направления изначально составляли последователи беглопоповцев, которые не приняли в 1846 году белокриницкую иерархию. 4 ноября 1923 года они создали свою религиозную группу, признав главой саратовского архиепископа Николу. В 1924 году центр русской древлеправославной церкви переместился из Саратова в Москву. Изначально он базировался при Никольском храме на Рогожском кладбище. 14 октября 1944 года старообрядец епископ Иоанн (Калинин) был избран Архиепископом Московским и всея Руси. Скончался он 27 августа 1956 году.

В 1990 году московской общине был передан Покровский старообрядческий храм Замоскворечья. С тех пор он стал главным московским храмом старообрядческой общины.

Соборы и храмы РДЦ в Замоскворечье

Наиболее известные действующие церкви:

  1. Покровский древлеправославный собор (старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины белокриничников) — кафедральный собор Русской старообрядческой церкви, именно в нем базируется патриарх. Год постройки 1908—1910гг. Построен в Византийском стиле. Находится в столице по адресу: Новокузнецкая улица, д. 38, недалеко от метро Павелецкая. Здание собора величественно возвышается в самом сердце Москвы.
  2. Николая Чудотворца в Пыжах (Святителя Николая Мирликийского) — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии. Он построен стрельцами полка Богдана Пыжова в 1670—1672 гг. на месте деревянного храма, известного с 1635 г. Расположена в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, 27/6. Является памятником архитектуры XVII века.
  3. Николая Чудотворца (Спаса Преображения) в Заяицком — православная церковь, известна с середины XVI века, (перестроена в 1749—1759 годах). Построена заяицкими казаками — выходцами из-за реки Яик (Урал) в стиле барокко. Находится по адресу: 2-й Раушский переулок, на углу переулка и набережной.
  4. Михаила Архангела (Покрова Пресвятой Богородицы) в Овчинниках — православная, принадлежащая Московской городской епархии Русской Православной Церкви. В слободе царских овчинников храм известен с 1551 г., перестраивался в 1662 году. В настоящее время находится во дворе многоэтажного административного здания по адресу: Москва, Средне-Овчинниковский пер,7.
  5. Священномученика Климента, Папы Римского(Спаса Преображения) — храм Московской городской епархии Русской православной церкви. Первые упоминания о нем относятся к 1612 году. Перестроен в 1720 году. В 2014 году реставрирован. Стиль барокко. Один из крупнейших в Замоскворечье. Расположен на пересечении Климентовского переулка, д. 7/26 и улицы Пятницкой.
  6. Иверской иконы Божией Матери (Георгия Победоносца) на Всполье — православная Москворецкого благочиния Московской епархии. Первое каменное здание церкви построено не позднее 1673 года. Расположена в районе Замоскворечья Центрального административного округа города Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, 39/22. Памятник архитектуры конца XVIII века.
  7. Георгия Победоносца (Рождества Пресвятой Богородицы) в Ендове — храм Московской городской епархии Русской православной церкви. Первое здание построено до 1612 года, существующее сейчас — в 1653 году, в 1970 частично отреставрировано. Стиль — московское узорочье. Находится по адресу: Садовническая ул., 6. Памятник архитектуры XVII века.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь… И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector