Архимандрит василий (бакояннис) «что такое исповедь и как к ней приготовиться?»

Содержание:

Как правильно подготовиться

Подготовка к исповеди – залог результативного покаяния, которое принесет духовные плоды. Поэтому ей стоит уделить много внимания.

Когда лучше исповедоваться

Таинство чаще всего проводится в храме. Но оно может происходить также вне церковных стен: дома у кающегося, в больнице и др. Для покаяния необходимо выбрать удобное время, чтобы человека не отвлекали рабочие или домашние заботы.

У некоторых выбор «удобного времени», правда, затягивается на месяцы, поэтому необходимо быть честным с собой и не откладывать исповедь под надуманными предлогами. Оттягивание исповеди, как правило, усугубляет духовные проблемы, общее психологическое состояние, делает исповедь очень тяжелой.

Сколько времени готовиться

Обычно на подготовку к покаянию выделяют 2-3 дня. Но при особых обстоятельствах (критическая ситуация, срочный отъезд) готовиться к таинству можно и меньше, даже до нескольких часов. Не нужно перед исповедью соблюдать пост. Ограничить себя в пище следует только, если после исповеди будет следовать таинство Причастия.

Как осознать свои грехи

Подготовка к таинству покаяния – проверка совести человека. Современный человек не привык «внимать себе» и анализировать свои недостатки. Помочь здесь могут Священное Писание, молитвы, пособия для подготовки к исповеди, побуждающие к духовной работе.

Писание и молитвы

Проверять совесть священники советуют, прежде всего, по Священному Писанию. Это:

  1. 10 заповедей пророка Моисея (Исх. 20:2-17).
  2. Евангельские «заповеди блаженства» (Мф.5:3-11; Лк. 6: 20-23).
  3. Нагорная проповедь Христа (Мф.5).

Кроме того, в составе вечернего молитвенного правила есть молитвословия, содержащие перечисление важнейших грехов. Это:

  • молитва Святому Духу (третья)
  • «Исповедание грехов повседневное».

Пособия для кающихся

При подготовке к исповеди можно пользоваться распространенными пособиями:

  1. «Наставление для подготовки к исповеди» свт. Игнатия Брянчанинова; пособие полезно для начинающих, так как содержит перечень основных грехов.
  2. «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна Крестьянкина – подробный разбор духовных состояний, удаляющих человека от Бога.

В то же время, к разным пособиям для подготовки к исповеди следует относиться с рассуждением. Сейчас можно встретить разные «исповеди» сомнительного происхождения. Это исповедание грехов, приписываемое оптинским старцам (под видом его часто идет «Наставление» свт. Игнатия Брянчанинова), так называемая «генеральная исповедь» – список из более чем 200 грехов, многие из которых таковыми не являются, и другие. Пособия для подготовки к покаянию лучше всего покупать в храме или церковной лавке. Это проверенные практикой книги, не содержащие ошибок.

Как «внимать себе»

Основной принцип подготовки – честность с самим собой. Следует избегать поверхностного разбора духовной жизни, когда покаяние сводится мелочному перечислению отдельных проступков без анализа их причин. Например:

  • леность, посторонние помыслы на молитве имеют причиной другой грех – маловерие и неверие;
  • осуждение людей вызвано гордыней: именно в этом, а не только в конкретных случаях осуждения, стоит каяться.

Подобным образом следует рассматривать и другие свои грехи. Чтобы увидеть свои грехи, опытные духовники рекомендуют действенный, хотя очень болезненный прием: вспомнить, в чем обвиняют нас ближние. Как правило, их претензии имеют основания.

Как подготовиться к Великому посту

Еще несколько лет назад к церкви относились скептически. Сегодня же многие из нас ходят на службу, исповедаются, ждут причастия. Понятие, постные дни у всех разное, да и не всегда правильное. Ведь большинство считает, что банального отказа от жирной еды вполне достаточно для получения Божьего снисхождение. Это страшная ошибка, которую допускать в свое подсознание ни в коем случае нельзя.

Первое. Осознание допущенных ошибок, неправильных поступков, произнесение плохих слов, брани – это тот балласт, который тянет на дно, его нужно сбрасывать. Сбросить его можно только осознав и отказавшись от повтора этих же ошибок в будущем, при этом моля Господа о смирении и терпении, прощении грехов.

Второе. Исповедь, именно она та палочка выручалочка, которая поможет окончательно избавиться от груза прошлого. Нужно помнить, Всевышний все видит, прощает только при условии чистосердечного раскаяния. Для нее отведено 14 подготовительных дней.

Третье. Причастие, единственный инструмент, связующее звено с Богом. Именно оно подтверждает ваше смирение, веру, любовь к Богу и ближним.

Внешнее очищение

Что это значит? Во первых, все что длительно залежалось, что не носите, к чему не лежит душа, отдайте людям. Не загромождайте свой дом ненужными вещами. Только что-то жертвуя от чистого сердца, получите то, в чем сильно нуждаетесь. Это закон Вселенной и он работает. Для этого при каждой церкви ведется благотворительная деятельность, вещи, обувь, можно относить прямо туда.

Во вторых, помним о доме. Душевный настрой должен подпитываться уютом, домашним теплом. Проведите генеральную уборку, вымойте все, вплоть до дверных проемов. На душе станет легче, а в доме светлее. После наведения порядков зажгите принесенную после утренней службы свечу. Ее яркое пламя, словно благословение Всевышнего в начале трудного пути.

Самое сложное в этот период воздержание от запретной еды. Неподготовленному человеку довольно сложно удержаться и не соблазниться. Да и после масленичной недели с растянутым желудком тяжело бросаться сразу в омут с головой. Тут нужен правильный подход, тактика. С чего же начать?

Начинать нужно с дробного питания, однозначно постными продуктами, но очень часто. Первые дни положено кушать до шести раз. Максимум за три дня пищеварительная система привыкнет к новым правилам, терять сознание при виде еды вы точно не будете. Можно сказать что даже наоборот, немного втянувшись, человек чувствует облегчение. Совершенно нет желания хапать колбасу, заедать ее жирным мясом. Это уже работает на уровне подсознания, мне легко, нет тяжести в желудке, сонливости, я чувствую прилив сил, зачем все портить.

После таких ощущений открывается совершенно другое восприятие мира, хочется парить, делать добро. Подкрепляется пост всегда молитвой, ярким пламенем свечи в вечернее время.

Меню на весь период постных недель

Очень важной миссией есть составление графика питания, рациона

В церквях, монастырях, храмах, все священники и к ним приближенные держат очень строгий пост. Для всего православного мира он не так строг. Например, кушать нам можно чаще, да и количество блюд не на столько ограничено. Разрешено пить много жидкости, есть всевозможные фрукты.

Готовясь к посту нужно составить предварительное меню на все семь недель. Только так можно закупать необходимые для приготовления продукты сразу на всю неделю. При полном ассортименте необходимых ингредиентов веселее готовить, вкуснее выходит приготовленное блюдо.

Также стоит помнить о питательности продуктов, калорийность в этот период удержать в норме до 2000 кал вряд ли выйдет. Чтобы не истощать себя нужно употреблять продукты богатые белками, например, орехи, бобы — они насытят организм. Крупы, фрукты наладят метаболизм.

Не стоит забывать о сладостях. Сухофрукты, джемы и повидла не содержат запрещенных продуктов. Добавляйте их к постным блинчикам, гренкам, тостам. В сладком нуждается печень, мозг, почки, не истощайте их. Более того, именно сладкое дает ощущение счастья, радости, позволяет не думать о запретной еде.

Отдельно нужно выделить рыбу, ее разрешается кушать только по определенным дням. Учтите это при составлении меню, она крайне важна для поддержания баланса. Также стоит ввести на этот период витамины, лучше если это будет комплекс микроэлементов.

Правильная подготовка, вместе с положительным настроем, Божьим благословением, помогут стойко пройти все семь недель. 

Христианское восприятие греха

Многие святые подвижники неоднократно описывали суть греха, стараясь объяснить его природу и дать конкретное определение. Очевидно, что грех – это отступление от заповедей, данных Богом. Безусловно, грех является добровольным выбором, независимо от тех обстоятельств, в которых он совершается, потому как будучи от рождения абсолютно свободным в действиях, человек может удерживаться от зла и порока или, наоборот, поддаться и принять это в свое сердце, создавая духовную болезнь. Она будет разрастаться и охватывать всю душу, подчиняя через определенную страсть, дурную привычку или наклонность всего человека, отдаляя тем самым от Бога.

Существует ошибочный подход к духовной стороне жизни, при котором выполняется формальное соблюдение определенных заповедей, рассматривающихся лишь как строгие правила. И если внешнее проявление подобной жизни может показаться благочестивым и основанным на серьезных нравственных сваях, то глубокий анализ показывает наличие огромной гордыни, самолюбования, тщеславия, маловерия и других «скрытых» пороков.

Другими словами, человек может не лгать, не грубить, не красть, быть всегда нарочито добрым и отзывчивым, регулярно посещать богослужения и соблюдать посты, но в душе иметь презрение, ненависть и, самое важное, в нем может не найтись места для любви. Условно грехи можно подразделить на несколько типов: против Бога, против ближнего и против самого себя

Условно грехи можно подразделить на несколько типов: против Бога, против ближнего и против самого себя.

Общая исповедь в период Великого поста

Общая исповедь является одной из тайн церкви. Прихожане верят, что исповедание очищает душу. Проводится она перед Богом в присутствии священника и других верующих. Но в случае, когда человек решил исповедаться впервые, то лучше это делать без лишних глаз, только в присутствии священнослужителя. Ключевым требованием является искреннее покаяние.

Исповедь в церквях проводится ежедневно в период Великого поста. Чаще всего перед Причастием или накануне вечером. Исповедаться можно часто, но вот причащаться – не более 1 раза в неделю.

Как проводится общая исповедь?

Общую исповедь проводит священнослужитель. Он зачитывает самые распространенные грехи, а присутствующие должны в это время искренне покаяться. Послу чего все прихожане зачитывают разрешительную молитву.

К вопросу о признании в преступлении

Исповедь предполагает признание во всех грехах. Даже включая поступки, которые имеют правовые последствия для кающегося.

Согласно тайне исповеди, основные положения которой даже зафиксированы в законе, показания священника в суде не будут иметь силы. Поэтому, если у человека хватит моральных сил, он может признаться даже в самых страшных поступках.

Тем не менее, это не значит, что священник отнесется к признанию в преступлении нормально и сразу отпустит грех. Батюшка может предложить человеку пойти с повинной в полицию.

Если серьезный проступок имел место, то рассказывать о нем нужно не вскользь и не ограничиваясь общими словами. Священник должен понять, насколько тяжел грех человека.

Примером могут служить следующие варианты исповеди:

  1. Батюшка, в свое время я совершила серьезный грех. Я работала на предприятии в бухгалтерии, и директор уговорил меня пойти на крупное хищение денег. Возможно, из-за моих действий многие люди получили некачественные услуги или товары. Мне стыдно, что тогда согласилась сделать подобное. Я раскаиваюсь в преступлении, и мне искренне жаль, если мой поступок причинил кому-то серьезные проблемы;
  2. В молодости мне несколько раз приходилось торговать наркотиками. Я не делал это на постоянной основе, только когда хотел купить себе новую вещь, так как рос в достаточно бедной семье. Знаю, это никак не оправдывает моего участия в наркобизнесе. Полностью раскаиваюсь и понимаю всю тяжесть совершенного греха;
  3. Друг попросил меня дать ложные показания. Я не смог отказать и из-за этого пострадал другой человек. Теперь все больше мучает совесть, прошу у Бога прощение за это.

Подготовка к исповеди

Потребность исповедаться в подавляющем большинстве случаев возникает при:

  • совершении тяжкого греха;
  • подготовке к причастию;
  • решении венчаться;
  • душевных муках от содеянных проступков;
  • серьезной или неизлечимой болезни;
  • желании изменить греховное прошлое.

Перед исповедью требуется подготовка. Необходимо узнать расписание, когда проводятся таинства и выбрать подходящую дату. Обычно исповедь совершают в выходные и праздничные дни, возможны ежедневные обряды.

Внимание! При проведении таинства присутствует значительное количество верующих. Если возникают сложности с раскрытием души перед священником и покаянием перед большим скоплением народа, желательно обратиться к служителю церкви и выбрать день, когда возможно остаться с ним наедине.. Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив

Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения

Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив. Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения.

Чтобы настроиться на нужный лад, желательно прочесть вечером перед таинством Покаянный канон

Важно идти на исповедь при отсутствии неблагочестивых мыслей, простить своих обидчиков и извиниться перед теми, кого обидели сами. Пост перед обрядом необязателен

Исповедоваться следует 1 раз в месяц, при желании и возникновении потребности можно делать это чаще. Женщины во время менструации от обряда воздерживаются.

Подготовка к ритуалу

Тем, кто готовится к любому виду исповеди, включая общую, православные священники рекомендуют:

  • начать подготовку за несколько дней до проведения таинства;
  • тщательно проанализировать свои прегрешения перед Богом, людьми и самим собой;
  • сопоставить содеянные поступки с христианскими заповедями, выявить все, что нарушалось;
  • попросить прощения у тех, кого обидели словом и делом (если это невозможно, стоит обратиться к таким людям мысленно);
  • искренне простить собственных обидчиков, избавиться от внутреннего негатива по отношению к ним;
  • не пропускать чтения ежедневных молитв, добавить к ним покаянные каноны Иисусу Христу, Богородице и Ангелу-хранителю.

Специальный пост перед исповедью не требуется. Исключением являются случаи, когда этот обряд проводится накануне причащения.

О таинстве причастия

Таинство Причастия Иисус Христос открыл своим ученикам перед своей смертью на кресте на Тайной Вечере. Тогда он взял чашу с вином и сказал, что это Кровь его, проливающаяся за всех людей. Разломив хлеб, он также раздал его своим ученикам, объяснив, что это Тело его. С тех пор все верующие люди регулярно принимают участие в Причастии, или Евхаристии, чтобы пребывать в духовном единении со своим Спасителем.

Некоторые христиане ошибочно полагают, что для спасения своей души достаточно совершать добрые поступки и периодически возносить молитвы. Однако священнослужители утверждают, что без единения с Богом через таинство Причастия сложно устоять и воздержаться от греха. Все чаще и чаще у такого человека возникают проблемы в семье, пропадает радость и умиротворение в душе.

Прикосновение к святыне, коими являются хлеб и вино, освященные в храме, дает духовный мир и желание творить добро. Пропадает желание участвовать в сомнительных мирских развлечениях, наоборот, тянет к чтению Святого Письма и молитвам. После Причастия любые события, происходящие в жизни человека, воспринимаются как закономерность и Божий промысел и не вызывают раздражения, христианин начинает осознавать, что любая неприятность воспитывает в нем смирение и привычку полагаться на Господа во всех своих делах.

К такому важному церковному таинству, как Причастие, нельзя подходить формально, без подготовки, так как это не принесет никакой духовной пользы христианину

В подготовительные мероприятия входит:

  1. Пост, то есть отказ от пищи животного происхождения за 3 дня до Причастия. Некоторые верующие в последний день перед таинством вообще исключают любые жиры и употребляют только растительную пищу. С утра перед походом в храм не стоит завтракать, достаточно выпить стакан чистой воды.
  2. Чтение Святого Письма, специального молитвенного правила и последования ко Святому причастию.
  3. Молитва по утрам и вечерам, где человек должен попросить прощения перед Господом за совершенные проступки и грехи.

Одним из основных подготовительных этапов к таинству считается исповедь. Священнослужители рекомендует не пренебрегать этим правилом и подходить к Причастию с чистым сердцем.

Общая информация про таинство исповеди

По-гречески покаяние обозначается словом «метанойя», или изменение, преобразование. Изменение жизни – суть и результат исповеди.

Исповедь первых веков христианства

В древней Церкви чин метанойи состоял из нескольких этапов:

  • обращение кающегося к священнику с просьбой принять его в церковное общение;
  • епитимия, которая месяцы или даже годы: кающиеся или вовсе не имели права входить в храм, или могли присутствовать только на части богослужения;
  • введение в церковное общение, которое обычно происходило перед Пасхой. Грешники, прошедшие все ступени метанойи, получали благословение причащаться, после того, как еще раз публично каялись.

С IV в. кроме публичной исповеди появляется тайная. При такой исповеди покаяние происходит наедине со священником. Постепенно возникает представление о том, что тайна исповеди должна быть соблюдена, разглашение грехов кающегося недопустимо.

Исповедь в современном православии

Сейчас по преимуществу принята тайная исповедь, и, значительно реже, так называемая общая.

Тайная исповедь

Чинопоследование тайной исповеди включает:

  • молитвы, предваряющие таинство;
  • обращение священника к исповеднику с призывом без стыда исповедать грехи;
  • собственно исповедание грехов;
  • разрешительную молитву, которая произносится священником. При этом он покрывает главу кающегося епитрахилью.

Существует также кратчайшее последование тайной исповеди, совершаемой над тяжко больным «страха ради смертного», где до минимума сокращены предварительные молитвы.

Общая исповедь

Кроме тайной исповеди может проводиться так называемая общая исповедь. Такая исповедь редка и совершается в особых обстоятельствах. Например, общей была исповедь у прав. Иоанна Кронштадтского, так как количество людей, желающих исповедаться у батюшки, исчислялось тысячами ежедневно. Общая исповедь прав. Иоанна представляла собой полный чин исповеди, но совершался он одновременно над 5000 и более людей. Всем им давалась общая разрешительная молитва.

Общую исповедь проводили некоторые священники во времена СССР, когда было мало храмов и священнослужителей. Такая исповедь состояла в прочтении иереем перечня грехов для всех кающихся. Затем чаще всего следовала индивидуальное покаяние и разрешительная молитва для каждого.

Существует определенный скепсис по поводу духовного значения общей исповеди. Однако, когда она проводится опытным духовником, результатом ее также может быть глубокое изменение жизни. Примером могут служить общие исповеди советских времени современного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина. Яркие проповеди о. Иоанна с подробным, беспощадным разбором грехов, общих всем людям, были записаны, изданы под названием «Опыт построения исповеди».

Кто совершает исповедь

Таинство исповеди совершается только священником. Иерей имеет благодать разрешения грехов кающегося от лица Бога, по слову Христа Апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Необходимо понимать, что для совершения Таинства не имеют значение такие обстоятельства, как личная греховность или праведность священнослужителя, степень его веры или даже неверие. Таинство совершается Богом, а не силами священника.

Значение облачения священника при совершении исповеди

Совершающий таинство священнослужитель должен, кроме традиционного подрясника и иерейского наперсного креста, иметь также следующее облачение:

  • поручи – нарукавники, стягивающие края подрясника; они символизируют то, что исповедующий священник связан волей Божией и во время таинства ничего не делает от себя;
  • епитрахиль – лента, надеваемая на шею и спускающаяся ниже груди; спереди епитрахиль скрепляется пуговицами или сшивается. Епитрахиль – символ благодатных даров священнического сана. Без нее иерей не совершает никаких священнодействий.

В особых обстоятельствах (покаяние в местах заключения, в дороге, во время стихийных бедствий) отсутствие поручей и епитрахили не является препятствием к совершению таинства. Описан случай, когда для срочной исповеди тяжело больного священник использовал вместо епитрахили рушник – длинное полотенце. По совершении таинства он посоветовал жене исповедника повесить рушник к иконам. И все же при обычных обстоятельствах совершение исповеди без поручей и епитрахили считается невозможным.

Разрешение грехов человека, которое дает священник, означает, что эти грехи прощены Богом. Есть свидетельства из житий святых, грехи, записанные за человеком на хартиях бесами, исчезали после исповедания их перед духовником.

Сколько раз в году нужно причащаться?

– До сих пор не могу разобраться, сколько раз в году надо причащаться. Много читал, священники противоречат друг другу.

– Если мы обратимся к истории Церкви, то увидим, что первые христиане старались причащаться каждый день. Сам Господь Иисус Христос однозначно сказал, что тот, кто не причащается, не имеет в себе жизни (Ин. 6: 53). И в то же время апостол Павел писал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27–30). Недостойно — значит с неверием в таинство, имея нераскаянные грехи или злобу на кого-то, сюда же относится и гордыня, ощущение своей лжеправедности.

Евхаристия была центром жизни христианской общины, в первые века истории Церкви. В качестве примера можно сказать, что Трулльский собор своим 80 правилом отлучал от церковного общения тех, кто без уважительных причин, не причащался три недели подряд. Но когда время гонений на Церковь прошло, христианство в четвертом веке стало государственной религией Римской империи, то вот это ощущение Божественной Литургии, как центра жизни христианина, стало ослабевать. Отношение к причастию стало искажаться. В Российской империи был печальный период, когда исповедь и причащение раз в год рассматривались как свидетельство гражданской благонадежности. А потом, в советское время гонений на Церковь, некоторые и церковные авторы пытались представить это как норму. На самом деле причащение один раз в год – духовно опасно, человек за год может просто погибнуть в своих грехах. Поэтому мое мнение — чем чаще причащаться, тем лучше. Именно в таинстве причастия мы соединяемся с Христом, становимся частью Церкви – Тела Христова. Чем чаще мы молимся за Божественной Литургией, чем чаще причащаемся — тем лучше для нас.

В современной практике Русской Православной Церкви причастию предшествует исповедь. Это обусловлено тем, что выше уже было сказано: не очистившемуся от греха человеку причастие будет в осуждение, а сам он не станет частью Тела Христова, даже если внешне и причастится. Был случай, когда митрополит причащал, а в это время маленький мальчик громко смеялся. Митрополит попросил его вывести, но потом задумался и после службы попросил найти мальчика и его маму и спросил у ребенка, чему он так смеялся. И тот сказал, что когда архиерей подносил лжицу с причастием ко рту причастника, то на нее садился голубок, и эту частичку склевывал. И тогда митрополит понял, что это знак, что многие люди идут причащаться, будучи к этому не готовы. И именно для этого нам нужна исповедь. Тот, кто часто исповедуется, начинает понемногу очищаться. Чувство греха начинает жутко давить, ощущается наша несовместимость с образом Божиим, а мы все им являемся, с тем грехом, который нас поражает, в первую очередь, через наши же поступки. Это очень тяжелое состояние, оно побуждает к частой исповеди. Многие святые старались причащаться каждый день.

Один архимандрит говорил, что начало духовной жизни, когда человек начинает видеть бездну своих грехов. Все святые ощущали свою греховность. В молитвословах есть повседневное исповедание грехов — наше покаяние перед Богом перед сном. Даже по ней можно ежедневно анализировать свое духовное состояние. Если возникают вопросы – обращайтесь к батюшке. Но не ориентируйтесь на внутренние ощущения – их различение дается только старцам.

Информация о Великом посте, которую должны знать христиане

Пост перед Пасхой состоит сразу из нескольких частей и в целом составляет 48 дней:

  • святая Четыредесятница;
  • Страстная седмица.

Пост завершается накануне праздника Пасхи – 18 апреля 2020 года.

В церквях отмечают, что Великий пост является периодом, когда можно излечить душу. Это время, когда верующий должен отказаться от употребления мяса и веселья, зависите и плохих мыслей. Часто этот период называют «душевной весной», так как можно омолодить свои мысли и сделать их лучше, и себя, в том числе.

К главным правилам Великого поста относят отказ от:

  • мясных блюд;
  • молочных продуктов;
  • пищи содержащей яйца;
  • рыбных блюд.

В Страстную пятницу нужно вообще отказаться от приема пищи. Исключения могут распространяться на некоторые группы людей:

  • женщин, вынашивающих ребенка;
  • больных.

Немаловажным требованием поста является отказ от проявления негативных эмоций и причастие.

Совершение таинства исповеди

В Церкви каждое таинство имеет свой особый обряд, последование. Исповедь, как одно из таинств, также имеет свой особый чин, содержащийся в Требнике. Однако сегодня в Греческой Православной Церкви это последование почти уже не совершается. И хотя это обстоятельство не препятствует подаваемому в этом таинстве оставлению грехов, это не должно оправдывать несоблюдения установленного чина. Если такое последование существует в уставе нашей Церкви, его не следует игнорировать.

Но нужно ли его читать всякий раз, когда кто-нибудь исповедуется? Например, жена ворчит на мужа, исповедуется в этом, священник читает последование и дает оставление. А если она снова будет ворчать (а она непременно будет это делать) и на следующий или даже в тот же день снова придёт на исповедь, или будет приходить с этим каждый день, духовник опять должен читать последование?

Конечно, нет. На наш взгляд, это последование непременно должно читаться в особых случаях, когда, например, кто-нибудь давно не исповедовался, или отягчён тяжёлыми, смертными грехами. В остальных случаях это оставляется на усмотрение духовника.

Таинство покаяния

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника — этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
  • редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости;
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду;
  • отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются:

  • отсутствие веры, хула на Господа;
  • жестокость;
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам;
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

Грехи по отношению к Богу

К этой категории относятся пороки, направленные против Господа:

  • интерес к оккультным наукам;
  • вероотступничество;
  • оскорбление Бога, неблагодарность ему;
  • нежелание носить нательный крест;
  • суеверие;
  • атеистическое воспитание;
  • упоминание Господа всуе;
  • нежелание читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм по воскресеньям и праздникам;
  • мысли о суициде;
  • увлечение азартными играми;
  • редкое чтение православной литературы;
  • несоблюдение церковных правил (поста);
  • отчаяние в трудностях и проблемах, отрицание промысла Божьего;
  • осуждение представителей церкви;
  • зависимость от земных удовольствий;
  • боязнь старости;
  • утаивание грехов при покаянии, нежелание бороться с ними;
  • самонадеянность, отрицание Божьей помощи.

Грехи по отношению к близким

Группа пороков против ближних включает:

  • неуважение к родителям, раздражение старостью;
  • осуждение, ненависть;
  • гнев;
  • вспыльчивый нрав;
  • клевету, злопамятность;
  • воспитание детей в иной вере;
  • невозврат долгов;
  • невыплату денег за работу;
  • отказ людям, нуждающимся в помощи;
  • высокомерие;
  • ссоры, ругань с близкими и соседями;
  • жадность;
  • доведение ближнего до самоубийства;
  • совершение аборта и подталкивание других на это;
  • употребление спиртного на поминках;
  • воровство;
  • леность в работе.

Грехи по отношению к душе

В эту категорию относят грехи, направленные против самого себя:

  • обман;
  • сквернословие (употребление нецензурной лексики);
  • самообольщение;
  • тщеславие;
  • зависть;
  • лень;
  • отчаяние, грусть;
  • нетерпение;
  • отсутствие веры;
  • прелюбодеяние (нарушение верности в браке);
  • смех без причины;
  • рукоблудие, противоестественный блуд (близость людей одного пола), кровосмешение;
  • любовь к материальным ценностям, стремление к обогащению;
  • чревоугодие;
  • лжесвидетельство;
  • совершение добрых дел напоказ;
  • зависимость от алкоголя, табака;
  • празднословие, многословие;
  • чтение литературы и просмотр фотографий, фильмов с эротическим содержанием;
  • внебрачная плотская близость.

Что такое исповедь в православной церкви

Ритуал освобождение от грехов является неотделимой частью практически каждого церковного Таинства. Чтобы на человека снизошел Святой Дух, необходимо искренне покаяться и всем сердцем уверовать в Бога. Еще Иоанн Предтеча говорил мирянам во время крещения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!».

Ритуал освобождение от грехов

Исповедь – это устное признание своих прегрешений перед Всевышним. Священник является только посредником между верующим и Господом, а потому не несет ответственности за слова или действия кающегося. Чтобы грехоотпущение свершилось, необходимо выполнение нескольких условий:

  • твердая вера в Спасителя;
  • искренность;
  • проговаривание грехов вслух;
  • сильное желание вернуться на праведный путь;
  • разрешение конфликтов с близкими;
  • надежда на милость Создателя.

Причастие

Безгрешным является только Иисус Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Именно через святую кровь Христа человек может быть прощенным и обрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел тайную вечерю, на которой назвал хлеб своим телом, а вино — своей кровью.

Что это значит для верующего? Это значит, что через кровь и плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает вопрос: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, то можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?

Верующий должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая совесть может быть только после таинства покаяния.

Причастие в осуждение

Недостойно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Если человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает хлеб как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.

Также к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует на ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам.

Однако и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы тоже не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, стремиться к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе путь в небесную обитель будет закрыт.

Жизнь верующего — это постоянная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Все великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и не отказывались от принятия святых тайн.

Не причастился перед смертью

Неужели душа человека попадет в ад, если он не успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от состояния души человека. Если он в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, то будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.

Например, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, то душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Не его вина, что священник не смог успеть причастить его перед смертью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector