Церковь святителя николая чудотворца на щепах
Содержание:
- Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках
- Внутри
- Охранный статус и состояние храма[ | ]
- Деревянная или каменная?
- Деревянная или каменная?
- Возрождение
- Внутренне убранство Храма Всех Святых на Соколе
- Храм святителя Николая на Щепах
- Оригинальное зодчество
- История
- Почему слобода называется Хамовничьей
- Деревянная или каменная?
- XIX век
- Ближайшие похожие организации
- XIX век
- Настоятели
- Деревянная или каменная?
- XIX век
- Возрождение
- Становление святыни
- Возрождение
- XIX век
Интересные факты из истории Храма Николая Чудотворца в Хамовниках
- Известно, что в 1625 году в Московской слободе Хамовники, где жили зажиточные ткачи, уже стояла деревянная церковь.
- Как каменный храм упоминается в 1657 году. А в документах 1677 году назван под своим нынешним именем. Что случилось с первоначальным храмом, неизвестно, но в 1679 году был заложен тот, который мы знаем на его месте.
- Следующие полтора века храм миновали серьезные потрясения, и лишь во время нашествия наполеоновской армии он подвергся частичным разрушениям, которые устранили к средине века. В это же время строится ограда, ворота, внутренний интерьер здания украшают росписями.
- Возможно, сыграло свою роль заступничество небесного покровителя, но Храм Николая Чудотворца относительно спокойно пережил лихие революционные годы, массовую антирелигиозную истерию 1920-х годов. Никоим образом не пострадал в Великую Отечественную войну. После ее завершения дважды реставрировался. Богослужения в храме никогда не прекращались.
- В 1992 году на храмовую колокольню установлен новый колокол массой в 1700 кг.
-
Храм обладает особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных», 160-летие перенесения которой под своды торжественно отпраздновал в 2008 году.
- Великий писатель и мыслитель Л. Н. Толстой проживал недалеко от храма, часто заходил сюда и оставил память о нем в своих сочинениях.
- Среди почитателей Храма Николая Чудотворца – всемирно известная исполнительница Мирей Матье. Она оказалась настолько поражена красотой и величием храма, что старается приходить сюда каждый раз, во время приездов в Москву.
- На настоящий момент, помимо богослужений, храм ведет активную общественную жизнь. При нем открыта воскресная школа и молодежный центр.
Внутри
Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.
Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».
К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.
Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.
Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».
Охранный статус и состояние храма[ | ]
До 2000-х годов здание, несмотря на солидную историю, не имело какого либо охранного статуса.
В начале 2000-х годов проводилось историко-архитектурное обследование здания. Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки — и церковной, и административной. Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о реставрации, при этом отмечалось нецелесообразность сноса советской постройки, имеющей по мнению специалистов ценность, как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» так и места, где на протяжении многих лет работали лучшие советские мультипликаторы. Также отмечалось, что в случае сноса административного здания «Союзмультфильма» и восстановления бывшего на его месте храма, алтарные абсиды выйдут на проезжую часть улицы.
Колокольня храма в октябре 2020 года. Пристройка снесена.
16 ноября 2004 года рабочая группа экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям, осмотрев здание, постановила: «принимая во внимание утрату основного объёма храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». 30 декабря того же года решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям
Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий.
28 декабря 2005 года решением Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма («Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С. Ф. Воскресенский, Н. С. Курдюков, 1904 г.») отнесено к объектам историко-градостроительной среды.
19 сентября 2006 года в постановлении правительства Москвы № 706-ПП было указано, что здание храма находится в границах объединённой охранной зоны № 141 и «является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия».
Журналисты, писавшие о здании храма в 2010-е годы, отмечали его плохое состояние. В 2011 году «Коммерсантъ» констатировал: «в зданиях „Союзмультфильма“ капитальный ремонт не проводился уже полвека, а в 30 % помещений из-за ветхости труб вообще нет центрального теплоснабжения». В 2020 году Анар Гасимов отмечал, что красный кирпич, из которого были вытроены колокольня и трапезная, потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, во многих местах осыпался.
В мае 2020 года активисты московского штаба Общероссийского народного фронта констатировали, что храм нуждается в реставрации: старая кирпичная кладка разрушается, колокольню лишили купола и колоколов, окна выбиты, вокруг — покосившийся забор с колючей проволокой. В связи с этим представители ОНФ сформировали пакет документов для заявки в Мосгорнаследие о признании храма с его многовековой историей объектом культурного наследия. Координатор движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов о.
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.
Возрождение
Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!
В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.
Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.
Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!
Внутренне убранство Храма Всех Святых на Соколе
Вся внутренняя часть церкви выполнена в васнецовском и псевдорусском стиле, и представлена следующими обрамлениями:
- Оригинальной композицией под названием «Собор всех святых», на которой изображены святые, почитаемые в Грузии. Данная композиция была выполнена в 1949 году.
- Масляной живописью, датированной 1884 годом, и сохранившаяся до настоящего времени.
- Главным трехъярусным иконостасом и иконостасом боковых пределов, которые были выполнены в бело-кремовых тонах, в 1948 году.
- Хоры, размещенные над входом в трапезную.
- Мемориальные доски с обликами священников, и представителей грузинской диаспоры, которые были похоронены во дворе собора.
Кроме того большая часть собора оформлена росписями 60-х годов, которые также сохранились до нашего времени.
Храм святителя Николая на Щепах
Москва. Март. Смоленская площадь — широкое Садовое кольцо. Тысячи машин, откуда они только берутся.
Где-то справа-сзади от площади — высокое здание МИДа и Старый Арбат. А слева — одна из самых загадочных станций московского метро. «Смоленская»-Филевской линии.
Когда-то она была ответвлением самой первой красной ветки, потом стала частью голубой-Филевской и — почти бесполезной, потому что рядом теперь есть еще одна более нужная станция «Смоленская»-синяя, а на эту уже никто почти не приходит, и даже выход из нее с некоторых пор скрыт в фасаде Сталинского дома — дома Жолтовского.
Сейчас — после реконструкции Садового кольца — храм Николы на Щепах немного видно: и с самой улицы, и с площади перед Смоленской. По крайней мере зимой — когда нет листвы.
Церковь на Смоленской — как и многие храмы в самом центре города — зажата между самыми разными домами. Окружена постройками самых разных времен и стилей.
Отражается в их стеклах.
Оригинальное зодчество
У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.
Церковь
Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.
Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.
Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.
На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.
Колокольня
Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.
Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.
Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.
Роскошный интерьер
Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.
Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.
В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.
Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.
История
История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий.
Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку).
Храм Николая на Щепах, 1883 год
Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н. И. Финисова был построен северный придел церкви.
В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра».
В 1993 году здание было возвращено церкви. Богослужения возобновлены в 1994 году, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма, и 22 апреля 2008 г. состоялось малое (иерейское) освящение основного придела храма.
В 2009 году завершились работы по росписи бокового придела в честь правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и 17 мая 2014 года состоялось его малое (иерейское) освящение. В настоящее время продолжается роспись основного придела.
По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне Первый и Второй Николощеповские переулки, а также Третий Николощеповский переулок, который в 1957 году был переименован в проезд Шломина.
Почему слобода называется Хамовничьей
История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.
Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год
В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий. Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.
Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.
Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.
О чем можно молиться Николаю Угоднику:
- Молитва на удачу и везение
- Молитва от тревоги за будущее
- Молитва о семье
У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.
XIX век
Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.
Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Ближайшие похожие организации
Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А500 метров
Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1890 метров
Храм в честь Иконы Печерской Божией Материплощадь Киевского Вокзала, 11 200 метров
Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.11 200 метров
Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.11 200 метров
Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеМалый Предтеченский переулок, 21 200 метров
Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.11 300 метров
Храм Священномученика Антипы Епископа на Колымажном двореКолымажный переулок, 8/4 стр.11 600 метров
Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.11 700 метров
Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.51 700 метров
Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 700 метров
Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.81 900 метров
Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 12 000 метров
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 152 200 метров
Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 142 300 метров
Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыряТверская ул., 6 стр.62 400 метров
XIX век
Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.
Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Настоятели
Даты | Настоятель |
1736—1745 | протоиерей Георгий Гарсеванишвили |
уп. (упоминается) 1772 | священник Стефан Иванов |
уп. 1782—1788 | священник Василий Михайлов |
1788 — уп. 1795 | священник Феодор Степанов |
уп. 1811—1833 | священник Тимофей Яковлев |
1834—1879 | священник Иоанн Александрович Глинков:33 |
1879—1885 | протоиерей Никанор Андреевич Румянцев:33-34 |
1885—1886 | кандидат Московской Духовной Академии Сергей Гаврилович Розанов:35 |
1887—1890 | кандидат Московской Духовной Академии Пётр Орлов:35 |
1890—1900 (?) | священник Василий Николаевич Виноградский:35-36 |
1900 — ? | протоиерей Сергей Николаевич Лебедев:103 |
? — ? | священник Александр Алексеевич Терновский:103 |
1935—1935 | обновленческий епископ Лазарь (Любимов) |
1946—1948 | кандидат Московской Духовной Академии, магистр богословия (1917) протоиерей Вениамин Васильевич Платонов:104 |
1953—1955 | протоиерей Михаил Фокиевич Голунов |
1955—1961 | протоиерей Димитрий Алексеевич Введенский |
1961—1971 (?) | протоиерей Аркадий Станько |
1978—1995 | протоиерей Анатолий Серафимович Казновецкий |
1995—2000 | архиепископ Тихон (Емельянов) |
2000 — настоящее время | протоиерей Василий Бабурин |
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.
XIX век
Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.
Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Возрождение
Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!
В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.
Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.
Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!
Становление святыни
Первое упоминание о святыне датируется 1625 годом, когда в местных краях была возведена деревянная церквушка для жителей окрестностей. Поначалу здесь располагалась небольшая слобода, жители которой занимались, преимущественно, одним ремеслом – ткали пряжу и продавали заезжим купцам. Так как ремесло процветало, в слободе становилось все больше жителей. Поселенцы из окрестностей перебирались ближе к центру ремесленнической жизни, и в скором времени слобода выросла, превратившись в большое поселение.
Вследствие увеличения числа жителей населенного пункта и их духовных потребностей, в Хамовниках начали строить храмы. Деревянная церковь теперь стала не единственным строением, куда можно было пойти, чтобы помолиться. Но чудом именно этой постройки, габариты которой изначально совершенно не внушали восторга, суждено было выстоять во времена жестоких гонений. Остальные церквушки были снесены во время революции.
Церковь изначально строилась на личные средства местных ремесленников-ткачей, на протяжении ее существования строительные работы по обновлению неоднократно финансировались и другими меценатами. Название святыне было дано в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Во времена русско-французской войны, когда на территорию страны вошли войска под командованием Наполеона, церковное строение было частично разрушено огнем и стрелами.
Хоть русские войска и одержали победу в войне, но на то время местные жители были слишком истощены последними политическими событиями, чтобы заниматься реставрацией святыни.
Возрождение
Богослужения в храме Николая Чудотворца на Щепах возобновились почти сразу, и сразу же началась и реставрация. Учитывая то, в каком состоянии достался общине храм, работы предстояли долгие и кропотливые. Начали с масштабной реконструкции самого здания и восстановления куполов, а также колокольни. Между прочим, звонница Николощеповской церкви считается одной из лучших в Москве. На ней — девять колоколов, причем главный из них весит две с половиной тонны!
В 2002 году над храмом снова засияли позолоченные кресты и начались работы по восстановлению интерьеров. Благодаря усилиям меценатов, мастера воссоздали резной иконостас, и через шесть лет состоялось малое освящение основного придела храма.
Прошел еще год, и на стенах бокового придела Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы снова появились росписи.
Говорят, что, когда церковное здание было освобождено от лесов, жители соседних домов долго удивлялись, — мол, церкви здесь прежде не было! Многие и не подозревали, что изуродованная постройка на их улице — на самом деле прекрасная церковь!
XIX век
Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.
Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.