Постриг в монахини

Исторические упоминания об обряде Постриги.

Как таковой, упоминаний об Постригах в языческую эпоху у славянских народов нет, вместо этого мы имеем упоминания об этом обряде в ранних христианских летописях. Кстати, стоит заметить, что после прихода христианства на славянские земли, этот обряд принял религиозный смысл, и перестал считаться языческим, но об этом мы поговорим чуть позже. В пример исторического упоминания мы можем привести постриг чешского князя Вацлава. Данное действие датируется десятым веком. Так же существует задокументированное свидетельство о том, что обряд Постриг проводился и у русских, над князьями Юрием и Ярославом. Датой этих обрядов указаны 1192 и 1194 год. У поляков так же есть описание этого обряда, и оно свидетельствует о его языческом происхождении. Как мы видим, этот ритуал уходит глубоко корнями в языческое прошлое наших предков, и не является плодом воображения наших современников, которые кстати, очень любят приписывать нам несуществующих богов, и прочую языческую атрибутику.

История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Постригаемый в схиму дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Что такое Великая схима

Виды монашеского пострига

В Русской православной церкви официально существуют 3 типа пострига – рясофор, малая и великая схимы.

Рясофор

Рясофор считается подготовительным периодом. Перед постригом женщина проживает в обители – по церковным правилам это занимает не меньше трех лет. Ходатайствовать о процедуре могут и раньше – при наличии тяжелой болезни у кандидатки.

Посвящение в рясофор проходит путем чтения соответствующих молитв, во время процедуры волосы женщины постригают крестом, ее облачают в рясу и клобук. Постригаемой могут поменять имя. Обеты ни в период подготовки, ни во время священнодействия не произносятся.

Малая и великая схимы

Началом монашества в церкви считается непосредственно вступление в малую схиму, именуемую также мантией. Процедура характеризуется:

  • наличием обетов постригаемой;
  • полным отречением послушницы от «мирской» жизни;
  • получением нового имени;
  • выдачей монашеской одежды.

Вступление монахини в великую схиму – наиболее торжественная служба. Посвящение проводит архиерей. Но с разрешение архиерея постриг могут совершить другие служители – игумены, настоятель или другие.

Сопровождается длительными молитвами и наставлениями игумена. Постригаемая вновь получает новое имя. К ранее выданным одеждам прибавляются куколь с аналавом и великий параман. Отныне монахиню в монастыре называют схимницей.

Суть славянского обряда Постриги.

показать

1 Суть славянского обряда Постриги.

2 Срок для проведения обряда Постриги.

3 Исторические упоминания об обряде Постриги.

4 Обряд Постриги — описание.

5 Вас также может заинтересовать:

Изначально, ребёнок был предоставлен в полное распоряжение матери. Это совсем неудивительно, ведь именно мать, окружая заботой своё чадо, помогала ему сделать первые шаги и начинать познавать этот мир. Забота матери была необходима для нормального формирования личности ребёнка, ведь до того, как он начнёт осмысливать свою роль в обществе, он должен быть полностью защищён. Так было издревле, и так происходит и сейчас. До того, как ребёнок учится, говорить, мыслить, осознавать, он полностью находится под материнской опекой, невзирая на половую принадлежность. Конечно, заботится о ребёнке должен и отец, но в древности мужчины брали на себя эту ношу только после того, как ребёнок достигал вполне сознательного возраста. В частности, это касалось мальчиков. Дело не в том, что дочерей любили меньше, или их вообще не признавали, всё дело в том укладе жизни, который был у древних славян. Наши предки жили по чёткому гендерному делению. Женщины должны были содержать хозяйство, готовить, убирать, шить, печь, рожать детей и так далее. Мужчины, в свою очередь, должны были охотиться, вспахивать поля, рыбачить, строить дома, воевать. У древних славянских мужчин попросту не было ни умения, ни времени заниматься с маленькими детьми, тем более девочками. Маленький ребёнок воспринимался, как нечто чрезмерно нежное и хрупкое. Совладать со всем этим могла лишь женская энергия. А когда мальчики достигали определённого возраста, уже отцы и остальные члены семьи мужского рода, брали его под свою опеку и начинали обучать воинскому делу и другим мужским ремеслам. Именно этот переход из-под материнской опеки, под отцовскую, знаменовал обряд Постриги.

Смысл пострижения

Монашество зародилось в четвертом веке нашей эры как форма ухода от мирской жизни для ведения благочестивого жития в молитвах и труде. Всем известно, что во время пострига с макушки головы крестообразно срезают волосы. Смысл этого обряда имеет древнее значение — отрицание собственной воли, добровольное или недобровольное служение господину. В христианстве старинный смысл служения тоже сохранился, только постригаемый отдает себя в служение не человеку, а Иисусу Христу.

В христианстве обряд пострижения вобрал в себя и элементы крещения: обращаемый получает новое имя. Сходство с крещением имеет определенный смысл, ведь человек отрекается от старого образа жизни и обретает новый, ангельский, образ. В чем же отличается монашеский постриг от крещения?

Обряд крещения принимается человеком в младенчестве, то есть, является неосознанным выбором. Многие христиане не понимают, что посвятили свою жизнь служению Господу и ведут небогобоязненный образ жизни. Таинство пострижения принимается в сознательном возрасте, когда человек принял решение уйти из мира суеты и полностью посвятить себя служению богу.

Смысл пострижения волос:

  • приношение богу от верхней части нашего тела;
  • отрицание плохих мыслей, посвящение ума богу.

Таким образом, человек проходит как бы повторное крещение. Однако к обетам служения богу добавляется еще одна часть — духовный брак со Христом. Душа монаха или монахини в это время сочетается нерасторжимыми брачными узами с духом Христа, становится одним целым с ним.

Стоит ли уточнять, что этот брак заключается на всю жизнь? Как мы помним, Христос был распят, и смертью искупил грехи своей невесты — церкви. Теперь он ожидает свою невесту в небесных чертогах Царствия Небесного. Постриг в монахини — очень красивый обряд бракосочетания в небесным женихом, однако, часто его использовали как насильственное действие. Об этом есть немало исторических фактов, например, насильственный постриг жены Петра Великого.

Чем отличаются монахи от обычных верующих христиан? Прежде всего, непрестанным общением с Господом. Монахи полностью отрезаны от мирской суеты и размышляют только о вышнем мире. Можно сказать, они живут в ином мире уже сейчас, на земле.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Расстояние – не помеха!

– Почему именно 20 марта было выбрано днем пострига?

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий назначил этот день для пострига.

– А кто Вас постригал?

– Блаженнейший.

– Когда была объявлена дата пострига? Быстро это время пролетело?

– Мой разговор о постриге с Митрополитом Онуфрием состоялся за несколько месяцев до Великого Поста. В один из воскресных дней перед началом Четыредесятницы за богослужением Блаженнейший подозвал меня к себе и благословил готовиться к постригу на ближайший пост. Тогда я поехал к своему духовнику отцу архимандриту Серафиму, который несет послушание наместника монастыря в Беларуси (возле города Бреста). Он много лет подвизается в своей обители, за пределы которой выезжает крайне редко, поэтому к поездке в Киев на мой постриг он готовился весьма серьезно и заблаговременно. Он и стал моим восприемником. Я благодарю Бога, что когда-то Он сподобил меня встретиться с этим духовным и умудренным годами человеком.

С духовником, архимандритом Серафимом

– Что значит восприемник?

– Это тот человек, под духовное водительство которого вручается новопостриженый монах. Восприемник должен наставлять и вести врученное ему духовное чадо. Меня с моим духовником разделяет 600 км и граница с другим государством, но я стараюсь ездить к отцу Серафиму при первой же возможности. Он мне так и говорит: «Жаль, что ты так далеко, но ничего, расстояние не помеха!» Если возникают вопросы, звоню ему, советуюсь, принимаю благословение. Его слово для меня закон, даже если у меня есть свое видение на тот или иной вопрос. Бывает, звоню старцу, а он уже ждет и знает что я по делу, а не просто с праздником поздравить

Очень важно не самочинствовать, а выполнять благословение духовника, через которого человеку приоткрывается воля Божия

– Вы уже стали чьим-то восприемником?

– Я еще молод (улыбается).

– Это от возраста зависит или теоретически Вы можете стать?

– Теоретически могу, конечно. На практике, по установившейся уже традиции, новопостриженных иноков воспринимает духовник монастыря. Это, как правило, опытный и духовный человек, который является авторитетом для братии. В духовной академии тоже есть духовник, который свой опыт передает молодым монахам, ставшим на эту стезю.

Из рясофорников — в схимники

Таинству пострига в монахи обязательно предшествует время испытаний — трудничество в монастыре, затем послушание, во время которого желающий стать монахом трудится во славу Бога и несет определенные обязанности в монастыре. Причем его образование или предпочтения часто не учитываются, например, послушника, имеющего образование архитектора, могут послать убирать скотный двор, а бывшего механика — работать в пекарне. Это делается для того, чтобы испытать человека. Затем начинаются степени монашества: рясофорство (в Греции рясофоры не считаются монахами, а только послушниками), иночество, Малая схима и Великая схима. Эти степени монашества отличаются обетами, правилами послушания и одеждой, которую имеют право носить монахи.

При постриге послушника в рясофорные монахи человек получает новое имя. Одежда рясофорника состоит из рясы и камилавки, он имеет право носить четки.

Далее следует иночество — так называемое «новоначальное» монашество. Многие монахи всю жизнь остаются на этой степени монашества.

Далее следует Малая схима — полное отречение человека от мира. Человек опять нарекается новым именем и дает монашеские обеты: нестяжания, целомудрия и послушания — отказа от собственной воли. Постриг совершают на Литургии, после чего монаха облачают в хитон и параман, опоясывают поясом, надевают на него рясу и мантию. На ноги одевают сандалии, а на голову клобук, в руки дают четки.

С этого момента монах беспрекословно следует воле избранного им старца — духовного руководителя. Дьяконы, принявшие Малую схиму, становится иеродьяконами, иереи — иеромонахами.

Высшей ступенью монашества является Великая схима — полное отчуждение от мира людей для соединения с Богом. Принявших Великую схиму называют схимниками или схимонахами. Схимонахи живут отдельно от остальной братии. Они уже не трудятся и проводят время в непрестанной молитве Богу. Именно схимники уходят в затвор или добровольно погребают себя в пещерах, где остаются наедине с Богом. В облачение схимника входят подрясник и ряса, аналав и хитон, пояс, сандалии, четки, куколь и мантия.

При постриге в Великую схиму монах снова меняет имя, теперь уже окончательно. В современной России в Великую схиму чаще постригают монахов «библейского» возраста, страдающих тяжелыми физическими недугами. В греческой традиции существует только две степени монашества — это рясофорный постриг и Великая схима.

Таким образом, монах Русской православной церкви меняет имя трижды — во время рясофорного пострига, пострига в Малую схиму и пострига в Великую схиму. Каждая ступень монашества возлагает на монаха новые обязательства перед Богом.

Исторические упоминания об обряде Постриги.

Как таковой, упоминаний об Постригах в языческую эпоху у славянских народов нет, вместо этого мы имеем упоминания об этом обряде в ранних христианских летописях. Кстати, стоит заметить, что после прихода христианства на славянские земли, этот обряд принял религиозный смысл, и перестал считаться языческим, но об этом мы поговорим чуть позже. В пример исторического упоминания мы можем привести постриг чешского князя Вацлава. Данное действие датируется десятым веком. Так же существует задокументированное свидетельство о том, что обряд Постриг проводился и у русских, над князьями Юрием и Ярославом. Датой этих обрядов указаны 1192 и 1194 год. У поляков так же есть описание этого обряда, и оно свидетельствует о его языческом происхождении. Как мы видим, этот ритуал уходит глубоко корнями в языческое прошлое наших предков, и не является плодом воображения наших современников, которые кстати, очень любят приписывать нам несуществующих богов, и прочую языческую атрибутику.

Обитель имени Крупской

Эта удивительная история может показаться невероятной. Но всё так и было: в деревне Захарьино Ярославской области более 10 лет под видом сельхозкоммуны им. Крупской действовала тайная монашеская община.

Всё началось в 1921 году, когда по благословению архимандрита Никона (Чулкова), настоятеля Павло-Обнорского монастыря, шесть молодых монахинь поселились в Захарьине с намерением, чтобы со временем их община выросла в полноценную монашескую обитель.

Однако советские порядки мало способствовали такой перспективе. Поэтому планы архимандрита и его подопечных несколько видоизменились. Было решено вести монашескую жизнь тайно, дожидаясь падения безбожной власти. Общину зарегистрировали как сельскохозяйственную артель, при этом её внутренняя жизнь была устроена строго по монастырскому уставу. Численность коллектива быстро увеличивалась. К 1930 году в общине было уже более 100 человек. Её к этому времени переименовали в коммуну им. Н.К.Крупской.

Послушницы-коммунарки трудились на совесть. Кроме сельскохозяйственных работ, многие девушки освоили профессии каменщиков и плотников. В общине действовали кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, валяльно-катальная, швейная и сапожная мастерские, кузница и ветряная мельница. Монахини вырубали лес, корчевали пни, а на расчищенных полях сеяли хлеб. У общины был огород с парниками и прекрасный сад.

Духовник обители архимандрит Никон приезжал в деревню тайком, окормлял, наставлял, совершал богослужения.

Хорошая работа принесла коммуне широкую известность. Ей присуждали награды на всесоюзных смотрах и посвящали восторженные публикации. «Женская сельскохозяйственная коммуна имени Крупской, — говорилось в одной из центральных газет, — является наиболее ярким образцом героической борьбы трудящейся крестьянки под руководством Коммунистической партии за своё раскрепощение».

Однако тайное всё-таки стало явным. По завершении следствия в 1932 году многих насельниц общины отправили в лагеря, а монахиню Анну (Благовещенскую) через некоторое время расстреляли.

Но самое поразительное, что, несмотря на репрессии, уничтожить общину полностью не удалось. Оставшихся участниц ликвидированной коммуны включили в состав соседнего колхоза, но они продолжали вести совместный монашеский образ жизни и отдельное хозяйство. Колхоз потом упразднили, а община продолжала жить. И дожила до начала 1990-х годов, пережив советскую власть.

Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?

Важно знать некоторые формальности, если вы хотите стать монахиней. Ведь в некоторых случаях вам будут вынуждены отказать

В каких именно?

  1. Если вы состоите в официальном браке. В монастырь не принимают людей, имеющих счастливые семейные отношения (да и вряд ли у них возникнет такое желание).
  2. Если вы одиноки, но у вас есть несовершеннолетние дети. По правилам русской православной церкви, недопустимо брать с собой детей в обитель, ведь монашество – представляет собой только добровольное решение человека. Оно не может быть никем навязано.
  3. Если у вас имеются нерешённые проблемы семейного, имущественного или юридического характера.

Как правило, постричься в монахини можно женщине по достижении возраста тридцати лет. Если же у неё остаются несовершеннолетние дети, то потребуется оформить свидетельство про их опёку.

Помните, что постриг в монахини – весьма серьёзный и ответственный шаг, люди не приходят к нему просто так, руководствуясь сиюминутными мотивами. Решение посвятить себя Богу должно быть тщательно обдуманно и пройти испытание временем. Только тогда его можно считать правильным.

У купцов и у дворян

Таким образом, можно смело говорить, что в крестьянской среде на отсутствие девственности часто закрывали глаза, особенно, если девица была жениху люба и не имела дурных привычек.

Что же касается купеческой среды, то в ней часто расчет перевешивал аморальное поведение. Отцы дочерей старались грех скрыть, а дочь побыстрее отдать замуж «с глаз долой», давая за ней большое приданое, которое должно было раз и навсегда заткнуть родню жениха и всех, кто знал о позоре.

В дворянской среде потеря невинности была настоящей трагедией. За дочками следили строго, на сексуальные темы с ними не говорили, следили, чтобы не читали «опасных» романов, наедине с мужчинами не оставляли. Исключение могли сделать только для «просватанного жениха».

Как пишет Пушкарева в статье «Представление о женской чести в дворянской культуре», юные дворянки находились под неусыпным контролем взрослых. Те были своеобразными «хранителями чести». Сама же дворянская культурная традиция была в большом сходстве с крестьянской, и в ней существовал обычай благодарить родителей невесты, если та оказывалась девственницей.

Случаи потери девства до брака среди дворянских дочерей были крайне редки, и такие девушки немедленно лишались родительского благословения, отсылались в деревни или отдаленные поместья, где часто выдавались замуж за людей, стоящих ниже их по социальной лестнице.

При этом поведение замужних дворянок было более свободным: на адюльтеры и увлечения смотрели часто сквозь пальцы.

Постриг в монахини: ступени, типы монашества

Желающая постричься в монахини должна пройти длительную подготовку, а именно:

  1. Побыть трудником.
  2. Затем она может стать кандидаткой в послушницы.
  3. И только потом – самой послушницей.

Быть трудником возможно каждому верующему христианину. На данном этапе человек выполняет определённую работу, помогая монастырской обители в своё свободное время.

Трудники – это не всегда послушники, у них может быть семья, мирская жизнь. А в некоторых случаях они даже получают зарплату от обители за свой труд. Но если трудник принимает решение жить при монастыре, то в обязательном порядке должен придерживаться установленных правил: не нарушать режим дня, отказаться от пагубных привычек.

Женщина, которая хочет стать монахиней, при поступлении в обитель, становится кандидаткой в послушницы. Другие сёстры знакомят её с правилами устава, а она уже сама должна для себя определить, согласна ли она вести строгую монашескую жизнь.

Если под конец испытательного периода претендентка не меняет своего решения остаться при монастыре, отсутствуют какие-либо внешние препятствия – она зачисляется в послушницы. Настоятельница монастыря и сама кандидатка пишут прошение правящему архиерею. Получив благословение, сестре потребуется пройти специальный ритуал посвящения в монахини.

В современном русском православии используются три разновидности пострига в монахини:

  1. Рясофор.
  2. Малая схима (иначе мантия).
  3. Великая схима.

Чтобы постричься в первый тип – рясофор, женщине потребуется не меньше трёх лет прожить в монастыре. Правда, в отдельных случаях делаются исключения – к примеру, если кандидатка смертельно больна и жить её остаётся меньше положенного для пострига срока.

Ритуал пострига в монахини рясофор включает в себя:

  • произнесение особых молебнов;
  • обрезание волос в форме креста;
  • изменение либо оставление мирского имени;
  • облачение в специальную одежду (ряса и клобук);
  • при этом отсутствуют обеты.

Но хотя данный тип монашества не предполагает применение обетов, решение посвятить свою жизнь Богу – это уже весьма серьёзное обязательство. Рясофор – это подготовительная стадия монашества, она подобна обручению перед браком. На данном этапе женщину называют инокиня, рясофорная послушница или рясофорная монахиня. Она получает Божью благодать, а также помощь той святой личности, в честь которой её нарекли в процессе обряда.

Нужно отметить, что схема пострижения в монахини может варьироваться в зависимости от конкретной обители. Так возможно, что стадия рясофор пропускается, сразу же производится посвящение в малую схиму. А некоторые монахи на святом Афоне и вовсе принимали великую схиму без предварительной подготовки. Все люди разные, все находятся на разном уровне духовного развития, поэтому иногда делаются исключения из общих правил.

Ритуал пострижения в малую схиму – это уже начало иночества. На данном этапе, женщина должна дать обеты перед Господом, полностью отказаться от мирской жизни, ей даётся новое имя и специальное одеяние.

Обряд посвящения в великую схиму отличает особая торжественность: долго читаются различные молитвы, игумен даёт монахине свои наставления. Затем она получает новое имя и одежду, а также великий параман (особый платок с сакральной христианской символикой), куколь с аналавом. Теперь её называют схимница.

Обряд совершается либо непосредственно правящим архиереем, либо иными высшими чинами духовенства (игуменами, иеромонахами, архимандритами), но обязательно с его разрешения.

В православии

В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров , протоиереев , иереев , протодиаконов , диаконов) обычно включают представителей низшего клира : иподиаконов и чтецов (псаломщиков) .

Вступление в брак

Исторически выбор своего пути в сторону белого духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», вскоре после чего обычно рукополагался и назначался в приход . В отличие от мирян, овдовевшему священнослужителю запрещено вступать во второй брак, что делало рукоположение вдовца невозможным, хотя правила и делали исключение для 40-летних . В Русской православной церкви с 2011 года рукоположение лица, не состоящего в браке (неженатого, вдовца или разведённого) и не являющегося монахом, стало возможным при выполнении определённых условий .

Сословие

Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства , их дети — потомственного почётного гражданства , вдовы и дети причетников — личного почетного гражданства .

Поведение

Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волоса на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи – вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество – это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Что значит постричься в монахи

Очень часто монахов сравнивают с ангелами. Только их называют «земными ангелами». Действительно, стать монахом в какой-то мере значит стать ангелом. Ангелы всегда видят лик Божий, они ничего не ищут для себя. Их главная миссия – это служить Господу. Тем же должны заниматься монахи. После обряда пострига их жизнь фактически принадлежит Богу. Этот обряд приравнивается ко второму крещению человека. Снова жизнь стает иной и делает крутой поворот. Быть «земным ангелом» — это хорошо и плохо одновременно.

Как хорошее можно отметить особую связь с Богом. Монахи все время пребывают в молитве и в Слове Божьем. Причем они молятся не только за прощение своих грехов, а также и за грехи всего мира. С другой стороны, есть и обратная сторона медали. Иисус говорил, что кто хочет идти с Ним, пусть отвергнет себя, возьмет свой крест и следует за Ним. Казалось бы, это все очень просто. Но в отличие от ангелов, которые созданы для того, чтобы служить Богу и быть Его вестниками, человек имеет в себе нечто такое внутри, что все время побуждает его любить себя, а не Бога. В этом плане ангелам проще, а монахам очень сложно полностью посвятить себя Господу.

Рясофор

При постриге в рясофор кандидатка в монахини должна не менее трех лет прожить в обители. В случае, если кандидатка страдает неизлечимым заболеванием, срок может быть уменьшен. В этом случае настоятельница может подать ходатайство о постриге раньше положенного времени. Священнодействие включает в себя чтение молитв, пострижение волос крестом, переменой или оставлением имени, отсутствием обетов и облачением в рясу. Хотя обеты во время пострига не произносятся, выступление на ионический путь считается обязательством чистого жития перед Богом. Можно считать, что рясофор – это своеобразная подготовка к монашескому постригу. Женщина после него может зваться инокиней, рясофорной послушнице или рясофорной монахиней.

Особенности чинопоследования монашеского пострига

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector