1449,иерархия священнослужителей в русской православной церкви, от диакона до патриарха

Путь к священству.

Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:

1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;

2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их;

3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:

– быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,

– иметь минимальное образование (т.е. среднее),

– быть не женатым или иметь первый брак,

– получить рекомендацию епископа или священника прихода,

– сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,

– письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,

– ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).

Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.

Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам

Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:

– принятие монашеского пострига,

– женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,

– отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).

Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии. Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.

Духовенство

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.

Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.

Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Иерархия священнослужителей

Архиерей (епископ), иерей (священник), диакон — это названия священных санов в Православии. Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов.

В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство. 

При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов (правил) Православия. Священнослужители (епископы и священники) совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими.

Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств. В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение. Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона.

Обращение к священнику

К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.

Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:

Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?

Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.

Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать.  Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.

Православие для начинающих

Он может иметь помощников в лице викарных епископов. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

В отличие от католичества (где папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), православный патриарх не наделен статусом непогрешимости. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом, в который на постоянной основе входят архиереи. Священник может совершать шесть таинств Церкви, кроме таинства рукоположения, то есть возведения в одну из степеней церковной иерархии, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Юрий Белановский: В каких вопросах миряне должны слушать священника?

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Юрий Белановский: Откуда взялись правила поведения в храме?

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Оставить комментарий (1)

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Чем отличается священник от протоиерея

Отличие заключается в следующем: священник более широкое понятие, чем протоиерей. Священник – лицо второй степени церковной иерархии. Он может принадлежать как к белому духовенству, имеющему право жениться, так и к черному духовенству – монахам.

Протоиерей может относиться только к белому духовенству, это старший священник православного храма. Как семейный человек, обычно с большим количеством детей, он лучше понимает нужды простых и бедных прихожан и более понятен им, особенно в сельской местности.

  • https://molitva.guru/interesno-znat/tserkovnaya-ierarhiya-v-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.html
  • https://ikona-i-molitva.info/kto-takoj-protoierej-v-pravoslavnoj-cerkvi/
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kto-takoj-protoierej-v-pravoslavnoj-tserkvi.html
  • https://1001molitva.ru/slovarik/protoierej.html

Митрофорный протоиерей — обладатель трёх поощрительных знаков: палицы, креста и митры

Определение понятия «митрофорный протоиерей» не исчерпывается формулировкой: «протоиерей, удостоенный права носить митру».

До её получения первосвященник проходит долгий путь. Ему предстоит получить несколько наград за праведную службу.

Палица (епигонатий) — первая награда, которую может получить протоиерей. Это ромбовидный платок. Его острым концом прикрепляют к ленте.

Раньше этот атрибут рассматривали как неотъемлемую часть одеяния архиереев, но позже он стал использоваться в качестве награды для представителей других церковных званий. Носить его нужно через правое плечо и под фелонью.

Епигонатий — первый поощрительный знак протоиерея

Чтобы получить право ношения епигонатия протоиерей должен иметь стаж службы не менее пяти лет. Тогда патриарх может подписать указ о выдачи награды.

Патриарший наперсный крест — вторая награда, которую может получить протоиерей. Это настоящая драгоценность: золотое изделие, которое имеет обрамление из бриллиантов.

Прежде такой атрибут разрешалось иметь лишь представителям высшего чёрного духовенства — архиереям. Также это украшение называют «кабинетным крестом».

Патриарший наперсный крест — вторая высшая награда протоиерея

Чтобы получить право ношения кабинетного креста, протоиерей должен прослужить ещё пять лет после того, как ему выдали первую награду — епигонатий.

Правом ношения митры протоиерея могут поощрить за 30 лет безупречного служения церкви

Митра — третья награда, которую может получить протоиерей. Этот атрибут тоже обычно носят архиереи. Та корона, которую получает митрофорный протоиерей, отличается от архиерейской. На ней нет креста.

Облик митры постоянно меняется, из-за чего до 1988 года вводились поправки в то, кто и какую митру может носить.

Митрофорный протоиерей надевает митру для участия во всех торжественных богослужениях: для чтения Евангелия, для Великого славословия, для молебнов, для совершения литургии Преждеосвященных Даров и т.д.

Но ношение митры не даёт митрофорному протоиерею права на служение литургии с открытыми царскими воротами.

Митрофорный протоиерей Иван Мисеюк в богослужебном облачении

Чтобы получить право ношения митры, протоиерей должен служить в церкви 30 лет и иметь при этом безупречную репутацию. В этом случае патриарх издаёт указ о поощрении протоиерея такой привилегией.

Как обращаться к священнику вне храма

Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.

Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).

Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно. 

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Интересно! В годы советской власти, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла. Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника. Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Каким должен быть настоящий священник

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора — архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности — у викария не может быть своей епархии.

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой, в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Читайте о служителях церкви:

  • Кто такой клирик
  • Кто такой протоиерей
  • Архиерей в православии

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности — замещение основного служителя. Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ

Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector