Краткая история крымского княжества феодоро

Последние дни православного государства

Но выживание в крымских условиях нелегко давалось жителям княжества. С одной стороны, их теснили итальянские колонии, а с другой татарские степи. Действительно, Феодоро имело небольшие размеры и небольшое население, но неоднократно давало отпор ногайским ордам и воинству хана Едигея.

В 1475 году на полуостров вторгся новый враг, который почти сто лет наводил ужасы на окрестные народы и победить пока его никому не удавалось. В Крым пришел грозный султан Мехмед II Завоеватель.

Войну с захватчиками возглавил последний правитель Феодоры Александр. Из дипломатических документов известно, что первоначально он воевал против турок в Молдавии, где узнал, что султан направил свои войска в Крым. В 1475 году он во главе отряда в 300 всадников возвращается на родину и захватывает Мангуп силой. Это он сделал очень вовремя, так как уже были силы готовые сдаться мусульманами.

Турки основательно подготовились к завоеванию полуострова. Один итальянский шпион в Константинополе докладывал в Геную, что в поход отплыло 180 боевых галер и более 200 грузовых судов. Армия захватчиков составила 70 тысяч человек и их поддержали крымские татары.

Турки подошли к крепости Мангуп. На все предложения сдаться защитники отвечали отказом. Опыта для обороны крепостей у феодоритов было много, и штурмом взять их крепости было практически невозможно. В данном случае можно сказать, что туркам помог прогресс. На их вооружении была многочисленная артиллерия, с лучшими европейскими мастерами.. Перед огнем турецких пушек пали почти все крепости феодоритов. Такая же участь постигла и итальянские крепости. Участь жителей была печальна. Кровожадный враг вырезал всех поголовно. Дальше, часть османской армии двинулась в сторону Азова и Черкесии.

История княжества Феодоро

В начале XIII века власть Византийской империи значительно ослабла. Земли, принадлежавшие ей в Крыму, переживали смутный период. Один из правителей, вершивших от имени империи власть на полуострове, создал новое государство. На бывших землях Византии и Крымской Готии зародилось княжество Феодоро. Оно сплотило людей разных культур и национальностей. Здесь мирно уживались вместе готы, греки, аланы, армяне и черкесы.

Все они были сплочены общей задачей – сохранить своё княжество среди опасных соседей. Православное княжество Феодоро в Крыму, занявшее земли в центре полуострова, стало костью в горле для мусульманской Османской империи и католиков-генуэзцев, имевших здесь свою колонию. Такое окружение требовало не только военной подготовки, но и хитрости и смекалки. Феодоро появилось на свет в непростое время, и этот факт сплотил его жителей, научил их держаться друг друга и быть мужественными в любых ситуациях.

В сердце полуострова

Туристы, отправившиеся в поход по Крыму, довольно часто проходят по территории некогда могущественного и самобытного средневекового княжества. Феодориты обосновались и заняли земли от крепости Чембало (Балаклава) до Алустона (Алушты). Они создали пещерные города и воздвигли мощные укрепления – крепости Каламита в устье Чёрной реки, Фуна у подножия Демерджи и многие другие. Столицей княжества стал одноименный город на вершине горы Мангуп.

Удивительно, но даже спустя несколько столетий многие города Феодоро по-прежнему на слуху. Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла – все их знают жители и гости полуострова. Ныне туристы восторгаются окрестными пейзажами, а для феодоритов это был дом. Все пещеры и церкви были выточены их руками, их ежедневным трудом. Некоторые монастыри, вырубленные в скале, действуют и поныне. Например, Шулдан или Челтер-Мармара.

Процветающее государство

Княжество Феодоро просуществовало более двухсот лет – по меркам средневекового Крыма это был очень долгий срок. Эти столетия принесли полуострову долгожданную стабильность. Население княжества достигало 230 тысяч человек.  В процветающем государстве развивалось сельское хозяйство, строительство, кораблестроение. Феодориты основали свой порт, что позволило им осуществлять торговлю с дальними землями.

Стабильность княжества сказалась и на его искусстве. Город приютил немало талантливых людей, искавших лучшей жизни. Иконописцы и зодчие создавали свои работы для церквей и монастырей. Путешественники, приезжавшие в столицу, удивлялись красоте мангупского дворца, мраморным скульптурам и белым башням.

К сожалению, маленькое княжество в сердце Крыма, не смогло устоять под натиском врага. Сопротивление превосходящим силам Османской империи было долгим и кровопролитным. Враги, несмотря на их численное превосходство, более полугода не могли сломить дух феодоритов, боровшихся за своё государство до последнего. Тем не менее, в 1475 году они потерпели поражение, перевернув очередную страницу истории Крыма.

Горы и долины полуострова были безмолвными свидетелями того, как зародилось и кануло в лету целое государство. Княжество Феодоро в Крыму официально исчезло более пятисот лет назад. Но фактически оно напоминает о себе повсюду – пещерные города, монастыри, крепости, названия из прошлого. На тропах, где прошли тысячи людей, и поныне чувствуется дыхание веков.

История

В конце XII века Крымский полуостров отделился от Византийской империи , но вскоре после разграбления Константинополя в 1204 году его части были включены в Трапезунтинскую Газарскую Ператию . Эта зависимость никогда не была очень сильной и в конечном итоге была заменена вторгшимися монголами , которые в 1238 году хлынули на полуостров, заняли его восток и наложили дань на западную половину, включая Готию. Помимо упомянутой дани, их влияние было ограниченным, а административные вопросы оставались в руках коренного населения.

Княжество Готия впервые упоминается в начале 14 века, а самая ранняя дата была названа поствизантийским историком Теодором Спандоунесом , который зафиксировал существование «князя Готии» во время правления Андроника III Палеолога (1328–1341). . Дальнейшие упоминания происходят в течение 14 века, когда несколько ученых идентифицируют «Дмитрия», одного из трех татарских князей в битве на Синих Водах (ок. 1362/1363), с князем Готским. Имя в данном случае может быть именем при крещении татарского правителя Мангупа по имени Хуитани (см. ). Имя «Теодоро» (в искаженной форме Θεοδωραω) впервые появляется в греческой надписи, также датированной ок. 1361/1362, а затем снова как «Теодоро Мангоп» в генуэзском документе 1374 года. А. Меркати предположил, что эта форма является искажением греческого множественного числа Theodoroi «Theodores», что означает Святых Теодора Стратилата и Теодора Тиро , но Н. Бэнеску предложил альтернативное объяснение, что оно произошло от окончательного греческого названия τὸ Δόρος ( для Дороса ) или τὸ Δόρυ ( для Дори ), от раннесредневекового названия региона. Независимо от его происхождения, название прижилось: от 1420 — й лет официальной titelature князя читать «Повелителя города Феодоро и Приморский край» ( αὐθέντης πόλεως Θεοδωροῦς καὶ παραθαλασσίας ), в то время как в просторечии его называли Θεοδωρίτσι ( Theodoritsi , «немного Феодоро ‘) его обитателями.

В 1395 году военачальник Тамерлан вторгся на Крым, разрушив несколько городов, включая столицу Готии Феодоро. После его смерти в 1404 году Готия стала одной из самых значительных держав на Черном море, извлекая выгоду из периода генуэзской нестабильности и пренебрежения ее черноморскими колониями, а также подъема Крымского ханства . В 1432 году Готия выступила на стороне Венеции против Генуи из-за обещания последней предоставить Готии выход к морю.

Крепость Каламита

Княжество имело мирные отношения с Золотой Ордой на севере, платя ежегодную дань в качестве вассалов, но находилось в постоянном конфликте с колониями Генуэзской Газарии на юге за доступ к побережью и торговлю через крымские гавани. Узкая полоса прибрежных земель от Ямболи ( Балаклава ) на западе до Аллстона ( Алушта ) на востоке, первоначально входившая в состав княжества, вскоре перешла под контроль генуэзцев. Местные греки называли этот регион Параталасия ( греч . Παραθαλασσια , «берег моря»), а под властью генуэзцев он был известен как капитанство Готии. Потеряв гавани на южном берегу, Феодориты построили новый порт Авлита в устье реки Черная и укрепили его крепостью Каламаты (современный Инкерман ).

Мангупская крепость донжон

В 1474 году жители Каффы оказались на грани восстания; в официальных документах этого года описан ущерб, нанесенный готским землевладельцам и фермерам, или сожженные здания в приграничных районах Алушта и Чембало. Тогдашний князь Исаак подал генуэзцам официальную жалобу, опасаясь войны с Каффой. 6 июня 1475 г. полководец османских албанцев Гедик Ахмет-паша захватил Каффу после пяти дней осады.

Осада Мангупа началась где-то в сентябре. В обороне князя сражались триста валашцев. По словам Васильева, во время осады город пережил пять крупных штурмов; В конце концов, снабжение Теодоро продовольствием было заблокировано, и люди начали страдать от голода. В конце декабря 1475 года Мангуп сдался османам при условии, что принц, народ и их имущество будут сохранены. В то время как большая часть остального Крыма оставалась частью Крымского ханства , ныне османского вассала, бывшие земли Феодоро и южный Крым находились под непосредственным управлением Возвышенной Порты . С падением Мангупа Княжество Феодоро прекратило свое существование и унесло с собой последний остаток Римской империи после 2228 лет римской цивилизации с момента легендарного основания Рима в 753 году до нашей эры.

Геральдика [14] ↑

  • 2020-10-05 Истоки феодоритской геральдики
  • 2020-09-22 Двуглавый орел в Византии. Выводы
  • 2020-09-14 Геральдика Трапезундской империи
  • 2020-09-06 Двуглавый орел в Византии. Часть 6. Византийское наследство
  • 2020-08-21 Двуглавый орел в Византии. Часть 5. Герб
  • 2020-07-08 Двуглавый орел в Византии. Часть 4. Геральдическая эмблема
  • 2020-07-04 Двуглавый орел в Византии. Часть 3. Императорская инсигния
  • 2020-06-25 Двуглавый орел в Византии. Часть 2. От украшения к символу
  • 2020-06-22 Двуглавый орел в Византии. Часть 1. Скульптурный декор
  • 2020-06-01 Двуглавый орел: Покорение Запада
  • 2020-05-15 Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Крестовые походы
  • 2020-05-13 Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Романское искусство
  • 2020-04-27 Геральдика Феодоро. Волшебная птица Востока
  • 2019-12-02 Геральдика Феодоро. Происхождение двуглавого орла

Конец истории

В ту пору Османская империя была в полном расцвете своего могущества, и турецкого султана раздражало небольшое самостоятельное христианское государство в Крыму. В 1475 году турки-османы, захватив прибрежные города, осадили столицу Феодоро — Мангуп. После шестимесячной осады город был взят. Защитникам удалось практически полностью уничтожить отборный корпус янычар, но силы были слишком неравны. Османский хронист Саад-эд-дин писал, что турки «обрушили дождь из тысячи бед… на их головы, заставив их плавать в море крови». Тогдашний правитель княжества Феодоро Александр был взят в плен и вместе со всеми членами княжеской династии отослан в султанскую Порту. Там спустя время все они были казнены. Так закончило своё существование независимое крымское православное княжество Феодоро. На его месте была образована административная единица Османской империи — Мангупский кадылык, в который входили 3 города (Мангуп, Инкерман, Балаклава) и 49 деревень.

Главная легенда Крыма

У каждого народа есть свои святыни. Такой святыней княжества Феодоро была многократно изображённая на сохранившихся фресках золотая колыбель с младенцем, вокруг которой стоят ангелы и святые отцы. Нет в Крыму более распространённой легенды, чем легенда о золотой колыбели. А рассказывается в ней вот о чем. Когда к Мангупу уже подступали полчища врагов и стало понятно, что город не удержать, собравшиеся в храме-октагоне отцы города и военачальники решили спрятать святую реликвию — золотую колыбель — в одной из пещер горного хребта Басман, где были подземные некрополь и храм и куда вела лишь узкая, малозаметная тропинка. Схоронив реликвию, они в молитвах своих обратились с просьбой к Господу: «Просим Тебя открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем, кто будет искать её для возрождения народа, его славного имени, его непокорного духа», А через некоторое время произошло землетрясение, которое полностью завалило вход в пещеру с золотой колыбелью…

Родня Палеологов и Комнинов

Хотя достоверные сведения о Феодоро относятся уже к XIV столетию, есть косвенные свидетельства, позволяющие утверждать – это и ранее было довольно сильное по средневековым понятиям княжество.

Знаменитый западный путешественник Гийом де Рубрук, посетивший эти края в 1253 г. по дороге к монголам, отметил, что на готских землях есть 40 замков.

Феодориты вели широкую торговлю через собственные порты в районе современных Балаклавы и Алушты, их основным занятием было сельское хозяйство (особенно виноградарство) и виноделие. Первый известный историкам точно феодорийский правитель Алексей построил в районе Балаклавы порт Авлиту и крепость Каламиту для его защиты.

Феодоро имело частые конфликты с генуэзскими колониями в Крыму (с переменным успехом), а также с Крымским ханством. Но это княжество умело устанавливать с другими странами и мирные отношения. С теми же генуэзцами иногда получалось договориться – они даже платили «арендную плату» за пользование городами.

Князья Феодоро действительно были связаны родственными и брачными узами с такими византийскими родами, как императорские фамилии Комнинов и Палеологов. Всего историкам достоверно определены имена 6 правителей этого княжества. Тесные отношения поддерживались также с Молдовой, Венгрией и даже Москвой.

После окончательной гибели Византии деспоты Феодоро начали звать себя «василевсами», подчеркивая свою «правопреемственность» от могущественной империи. В свой герб они включили императорскую корону. Он, кстати, весьма примечателен – представляет собой изображение двуглавого орла.

Конец существованию Феодоро положило турецкое завоевание Крыма в 1475 г. При штурме Мангупа лег практический весь янычарский корпус – лучшие воинские части того времени…

XI век[править | править код]

В император Василий Болгаробойца отправляет флот и осаждает Корсунь. В осаде также принимают участие русы Таманского полуострова под предводительством старшего сына Святослава, Сфенга Святославича. Уже второй раз за четверть века Корсунь подвергается осаде превосходящих сил противника. И, в конце концов, город был взят штурмом, а его защитник, еврейский князь Сенхериб, попадает в плен. Находясь в безвыходном положении, Сенхериб принимает христианство и признает протекторат Византии над Крымской Хазарией – Феодоро. С тех пор российские историки, говоря о княжестве Феодоро, всячески подчёркивают, что это христианское княжество Феодоро, чтобы читатель не подумал, что оно было еврейским.

Впоследствии зависимость Феодоро от Византии была чисто номинальной, и отнюдь не тяготила евреев. Характерно, что даже после взятия Константинополя в 1204 году крестоносцами и максимального ослабления империи, Феодоро и пальцем не пошевелило, чтобы избавиться от этой зависимости, и официально объявило свою зависимость от её наследницы, Трапезундской империи. Объяснение данному факту только то, что эта зависимость широко открывала византийский рынок для еврейской торговли и обеспечивала Феодоро сельскохозяйственными продуктами Малоазийского полуострова.

С другой стороны, войдя в зону влияния империи, князья Феодоро породнились с царствующими домами Комнинов и Палеологов и, следовательно, питали какие-то отдалённые надежды – при благоприятных обстоятельствах занять византийский престол. Кстати, у императоров из династии Комнинов, также как и у грузинских царей из династии Багратуни, в жилах текла и еврейская кровь.

Император Византии был вполне удовлетворен формальным признанием своей власти княжеством Феодоро и, взяв Корсунь, всё своё внимание переключил на Болгарию, где в это время разыгрывались решающие события исторической драмы, долгой борьбы между двумя государствами.

Преемник Сфенга, Мстислав Владимирович также энергично включился в борьбу за власть на Руси и, захватив Чернигов, покинул Тмутаракань.

Еврейское княжество получило более чем двухсотлетнюю передышку от войн и вражеских вторжений, и превратилось в сильное, экономически процветающее государство, в котором господствовала традиционная веротерпимость, и где евреи-христиане и евреи-иудаисты мирно уживались с людьми других вероисповеданий, а город Мангуп-кале стал одним из богатейших и красивейших городов Восточной Европы.

Однако вызывает изумление тот факт, что российские историки, посвятившие свои монографии исследованию истории Крымского полуострова, часто упоминают о Готии и готах, обитавших в Крыму, и ничего не говорят о еврейском княжестве Феодоро. В то же время арабские и персидские источники также часто упоминают о существовании готов в Крыму, которые говорят на немецком языке и имеют свою государственность. Всё это вместе взятое привело к подмене понятий и ложному представлению о том, что в средневековом Крыму существовало готское государство, и еврейское княжество Феодоро нередко именовали Готией.

Падение Мангупа

Какое то время неприступной еще оставалась столица Феодоро город Мангуп. За стенами укрылось 15 тысяч жителей и беженцы из итальянских колоний. Город защищали стены и башни, а еще 6 километров неприступных обрывов плато.

Согласно сохранившимся источникам, турки семь раз штурмовали крепость, но каждый раз с большими потерями отступали. Каждый воин проявлял доблесть и решительность, так как понимал, что милости от турок ждать не приходилось. В самые напряженные моменты боя все церкви православной столицы били в колокола, что вдохновляло воинов  последнего осколка Византийской империи.

Форпост православия

Уже долгое время наши противники муссируют тему воссоединения Крыма с Россией. Главным их аргументом было, что эти земли никакого отношения к России не имеют, а все это результат аннексии Россией Крымского ханства. Эту тему мы уже столько раз разъясняли, (Какой крымский город первым вошёл в состав Российской империи?) что даже штатные  двоечники сдали все экзамены и перешли в другой класс. Но вот этот сюжет наши «доброжелатели» не то что замалчивают, а скорее просто не имеют о нем понятия. Так вот, до появления Крымского ханства полуостров был христианским, а основными жителями его были греки, крымские готы, армяне и те же славяне. Называлось государство, которое объединило все эти народы, княжеством Феодоро. Государство было небольшое и по площади и по населению, появилось оно на закате Византийской империи. Здесь процветала византийская традиция, а официальным наследником княжества и его идеологии стало российское государство со своей основополагающей идеей «Москва – Третий Рим».

Как добраться, расписание богослужений

Церковный комплекс расположен в Бахчисарайском районе Республики Крым в селе Малое Садовое. Чтобы добраться до этого места из Симферополя или Севастополя, необходимо сесть на электричку и добраться до Бахчисарая, а далее на автобусе до места назначения.

В 2002 г. здесь возобновились богослужения — молебны и акафисты по четвергам и пятницам начинаются с 9 часов утра. В субботу проходит Всенощное бдение, а в воскресенье Божественная литургия. Расписание на церковные праздники следует уточнять по контактному телефону.

В храме учится и служит братия под духовным руководством настоятеля. В воскресенья и праздники здесь проводят сильные соборные молитвы. Прихожане могут прийти на занятия, где изучаются Священные Писания.

Мужской монастырь святого великомученика Фёдора Стратилата

VII век[править | править код]

В конце VII-й века Крымский полуостров переживал один из драматических моментов своей истории: «И было в лето 4450 (по еврейскому летосчислению, т.- е. в 690 г. по Р. Х.), и усилилась борьба между измаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (измаильтянами), и пали они под их ноги, и спасались бегством многочисленные евреи из страны Парас (Персия), как от меча, и двигались они от племени к племени, от своего государства к другому (чужому) народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев, особенно в городе Галле, где похоронен Мар Зутра, и основали там духовные академии (ешиботы), дабы приобщаться к Закону Божию, и был над ними главой р. Вениамин, сын р. Зераха».

Согласно этому сообщению Лев Гумилёв приходит к выводу, что: «Путь еврейских эмигрантов из Ирана пролегал не через северокавказские степи, в те годы обагрённые болгарской и аланской кровью, а только через Малую Азию и Черное море к устью Днепра и в Русию, а оттуда – в земли, где уже были колонии западной ветви евреев, оставшихся в Европе после распада Римской империи».

Надобно полагать, что хронист и врач Иосиф б. Иегошуа Га – Коген, которому приписывается авторство еврейской летописи, под Швецией имел в виду будущую Землю Новгородскую, которая в то время входила в состав Великой Швеции или Годхейма. Но добраться туда, а оттуда в Галле могли только очень богатые и не многие семьи. В то время это были почти непреодолимые расстояния для бедных эмигрантов, даже если делать по двадцать километров в день

К тому же, надобно принять во внимание, что без хорошей охраны двигаться на такое расстояние было довольно таки не безопасно

Киевская Русь в то время ещё не существовала, поэтому евреям нечего было искать на берегах Днепра. Однако в то время существовала Азово-Черноморская Русь с центром в Неаполе-скифском, куда евреи могли прибывать с южного побережья Чёрного моря прямым путём в Крым.

Никакой «земли» Ашкеназ на севере Германии никогда не было. Земля Ашкеназ, известное впоследствии как еврейское княжество Феодоро, находилось в горной части юго-западного Крыма. Вот туда-то и шёл основной поток еврейских эмигрантов. Они бежали к своим: к евреям-руси. Именно в то время как свидетельствуют археологические раскопки, и начинается массовое заселение Крыма.

«В конце VII века произошли события, приведшие к появлению массы оседлых и полуоседлых селищ в степи и по берегам пролива. Резко изменился характер культуры и тех поселений, которые существовали в 5-6 веках. Возрождаются посёлки на месте Тиритаки, Гермонасы (будущего Тмутараканя), Кеп, Патрея, Мермекия и других боспорских городов. Новые поселенцы буквально встраивают свои жилища в развалины покинутых в III-IV веках античных поселений».

Благодаря прибытию в эти края новой волны эмигрантов в этих местах наблюдается значительное развитие земледелия, расцвет ремесла и торговли, рост городов. С этого момента и вплоть до 10-го века жизнь в Таврике вступает в полосу экономического подъёма и обновления, и не малое значение для этого имело фактическое падение византийского господства в этом крае и усиление хазарского влияния в нём.

Воспользовавшись временным ослаблением Руси, княжество Феодоро вновь захватывает Корсунь. Надо полагать, что Корсунь в это время сам искал протекторат Феодоро в связи с усилением гонений против ариан в Византии и торжеством православия на Руси, в связи с победой Ярослава Мудрого.

Это Ярослав Мудрый, а не князь Владимир, утвердил православие на Руси. Причём, сделал это совершенно неприметным и безболезненным способом. Пользуясь полнейшим равнодушием народа к тонкостям религиозных доктрин в христианстве, он перевел Русь из арианства в православие: переосвятил церкви, заменил арианских священников на православных, завёз христианскую литературу из Греции, подчинил русскую церковь в административном отношении константинопольскому патриархату.

Всё это толкало херсонесцев искать защиты под сенью Хазарского каганата. Мощь Хазарии была подорвана в борьбе с Русью, а Византия набирала силы.

Население

Население княжества составляло 15-20 тысяч человек. При этом на Мангупе проживало около 1 700-2000 человек, в Каламите около 1 000 -1500 человек. Встречающаяся в научной литературе оценка населения в 150 000 человек является многократно завышенной.

Время существования княжества Феодоро – важный период в процессе этногенеза крымско-греческой народности, известной также как мариупольские греки. Еще в византийский период, проживавшие в горных областях полуострова готы и аланы оказались под сильным политическим, культурным и религиозным влиянием Византии. К началу XIII века население Готии в большинстве своем исповедовало православную форму христианства, использовало греческий язык и являлось носителем провинциальной византийской культуры. В некоторых общинах на протяжении XIV-XV веков сохранялся готский, а также возможно аланский язык. После татаро-монгольского завоевания усилилось тюркское влияние, что, в частности, привело к использованию тюркских имен наряду с христианскими.

В княжестве также проживали армянская, иудейская и караимская общины, но общая их доля в составе населения была относительно небольшой (2,5-5%).

История Ай-Тодорской святыни

Как и большинство других пещерных монастырей Крымского полуострова, возник Челтер-Коба в период Иконоборческого движения в конце VIII столетия. Как и сам входивший в состав Византийской империи Крым, Пещерный монастырь Феодора Стратилата стал оплотом иконопочитателей в частности и православной веры в целом. Но первоначально находился он на территории Сюйреньской крепости, стоящей на соседнем мысе Куле-Бурун. Впрочем, данная версия спорная, да и доказательств нет – это всего лишь теория.

Возникновение обители на нынешнем месте археологи относят к началу IX века, к большому сожалению, почти ничего неизвестно о его ранней истории. Что уж говорить, когда даже название святыни является условным. Сейчас нет сомнений, что названа она в честь Феодора, но вот какого именно – Тирона, Студита или Стратилата – точно неизвестно. Из трех святых никто не имеет к ней прямого отношения. Отчего преподобный Лазарь отдал предпочтение последнему при восстановлении комплекса – непонятно, даже сегодня это загадка.

Период расцвета пещерного монастыря связан с возвышением княжества Феодоро, пришелся он на XIV-XV вв., но благоденствие это было недолгим. Находясь в северной приграничной области государства, он часто страдал от вражеских нападений, а феодориты, вынужденные отбиваться на всех направлениях, попросту не могли его защитить. Но зато насельники, монахи, монастырские послушники и жители окрестных деревень всегда находили убежище за толстыми стенами Сюйреньской крепости или даже столичного Феодоро.

Однако в 1475 г., во время масштабного османского вторжения на полуостров, ничто не могло защитить ни сам монастырь Челтер-Коба в Крыму, ни его обитателей. После захвата генуэзской Феодосии огромная турецкая армия под командованием Кедук-Ахмет-паши устремилась на запад, покорять границы княжества Гаврасов, по пути она захватила и полностью разорила обитель в пещере.

Правящая династия

В научной литературе бытуют две версии относительно происхождения княжеской династии Феодоро. Согласно первой из них, его правители являлись выходцами из византийской аристократической семьи Гаврасов. Согласно второй, получившей популярность в последние годы, они были черкесами. Обе гипотезы лишены надежных доказательств. В настоящий момент более перспективной кажется рабочая версия, что в Феодоро правили местные уроженцы, крымско-греческого происхождения.

Правители княжества использовали титулы «Владыка города Феодоро и Поморья» и «Владыка Феодоро и Хазарии».

Погребальная пелена Марии Мангупской (+1477)

Церковь

Большинство жителей княжества находились под церковной властью предстоятелей Готской митрополии Константинопольского патриархата, резиденция которых располагалась на Мангупе. Ее границы не соответствовали границам княжества, распространяясь на земли капитанства Готии, подконтрольные генуэзцам.

В XIV веке в Крым проникло учение исихазма, что связывают с появлением новых пещерных монастырей и скитов. В XV веке православные верующие княжества оказались вовлечены в процесс заключения унии с Римом, провозглашённой на Флорентийском соборе. Известны имена двух униатских митрополитов Готии. Однако уния не пустила в Феодоро глубоких корней.

Мангуп. Руины городских ворот. Из альбома А. Шарлеманя «Виды и типы Крыма»

Осколок Великого переселения

История княжества Феодоро официально отсчитывается от середины XIV в. Однако его «непосредственным предком» является готское государство, возникшее на этой территории (Южнобережье, между современными Севастополем и Судаком).

Возникло оно ориентировочно в IV веке н. э., когда часть готов, попавших в Крым в ходе Великого переселения народов, решило не идти с королем Теодорихом громить Рим, а осталось на благодатных землях Тавриды. Об их стране – Готии – рассказывает знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский.

Держава была тесно связана с Византией. Ее жители приняли христианство по восточному образцу и использовали, наряду с собственным, схожим с немецким, греческий язык. Их столица называлась Дори, а после захвата хазарами (Хазарский каганат был весьма воинственен) получила новое имя – Мангуп.

С хазарами Византии в IX ст. удалось договориться и вернуть себе контроль над готскими землями. Но вот с европейскими крестоносцами этот номер не прошел – в 1204 г. они разорили Константинополь, что стало началом распада империи на независимые территории. Путем этим пошли и готы.

В середине XIII века их правитель объявил себя деспотом, то есть почти независимым феодалом – ничего плохого это слово тогда не значило, а генуэзцы, появившиеся в скором времени в Крыму, называли в своих документах его владения «Тодоро», «Теодоро». В греческом варианте получается «Феодоро». Вероятно, название пошло от бывшей столицы (но уж точно не от имени красавицы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector