Значение эпилога отцы и дети. значение предыстории и эпилога в романе и. с. тургенева «отцы и дети»
Содержание:
Критика
Критика разделилась на две части. Первые прогрессивные рецензенты считали, что Тургенев поддерживает «отцов» и унижает «детей». Вторая половина считает роман прекрасно написанным с разных точек зрения, решающим и философские, и социальные проблемы. Приведем некоторые детали, которые критики упоминают в своих статьях.
Скабичевский заявил, что писатель поставил перед собой задачу: сравнить жизненные философии отцов и детей и показать, что философия детей противоестественна и обречена на гибель, но Тургенев, по мнению рецензента, с этой задачей не справился.
Жуковский считал, что Тургенев не имел такой силы влияния на общество, как Добролюбов, поэтому хотел ему отомстить. Так создается образ Базарова, а чтобы было обиднее, он обзывает его нигилистом и в конце убивает.
Анненков же считал, что Тургеневу удалось создать публичную проповедь.
Писарев полагал, что истинный посыл романа — это вопрос молодым людям — кто они и что собой представляют? Писатель принадлежит к дворянским «отцам», он понимает только Кирсанова. А вот Базарова только пытается понять. Этим вопросом задавалась вся старшая часть России. Молодые, чего вы хотите?
Любопытную и очень гармоничную характеристику романа предложил Страхов:
И так во всем.
Что такое «нигилизм»?
Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано
Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».
«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.
Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.
Основные проблемы
В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.
Остановимся на них подробнее.
Взаимоотношения между поколениями
Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?
Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.
В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.
Личный выбор каждого человека
Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.
Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).
Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.
Трагедия «лишнего» человека
В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.
Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.
Новая русская интеллигенция
В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.
Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.
Вечные ценности
Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?
И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.
Базаров и его родители
В любви, в том числе и родительской, Базаров видел лишь инстинкт, свойственный и животным. Поэтому он не находит с родителями общего языка, а в отчем доме томится, пробыв там всего три дня. Он не видит, не чувствует и не понимает всей силы родительской любви.
Отец так же, как и он, увлечён медициной, но Евгению кажется, что старик уже отстал от века, что его медицинские познания устарели, и он высокомерно обрывает отца, как только тот пытается обсудить какую-то теоретическую медицинскую проблему. Профессиональный разговор с отцом ему скучен, и он это даже не старается скрыть.
Но родители, особенно отец, стараются понять своего сына. Отец чувствует, что медицина — не главное в жизни его сына, что интересы его шире, что его что-то сильно волнует, кроме науки. Об этом он разговаривает с Аркадием.
Виктор Ситников
Сын купца Виктор Ситников – это молодой человек, с которым, как сначала может показаться, приятельствует Евгений Базаров. На самом деле, Ситников не отличается большим умом или сильным характером. Он стыдится своей семьи и слепо подражает новым движениям, даже не разобравшись в их истоках или идеях. Во время общения с Аркадием и Базаровым Виктор проявляет назойливость, часто позволяет себе пошлые и глупые высказывания. Евгений презирает его за такое поведение, в то время как сам Ситников считает Базарова своим учителем.
После того, как Виктор Ситников женился, он получил новый идеал для следования – свою жену. Он во всем с ней соглашается и тем самым перекладывает ответственность на ее плечи.
Авдотья Кукшина
В современном мире Авдотью Кукшину точно называли бы феминисткой, а для того времени она являлась сторонницей эмансипации. Приятельница Ситникова и Базарова с Аркадием предпочитала вызывающее «мужское» поведение, носила вызывающую одежду и проявляла любовь к таким несоответствующим занятиям, как курение папирос или распитие спиртных напитков. Ее взгляды и поведение в романе также можно охарактеризовать как «вульгарный нигилизм».
Фенечка
Дочь простой экономки Фенечка рано осталась без матери. Она простая девушка, крестьянка, с добрым сердцем и чистыми помыслами. После того, как ее мать умерла, она стала любовницей барина и даже родила от него ребенка.
Непорочность, доброта и скромность девушки оставляет неравнодушными сразу нескольких героев романа. Когда Евгений Базаров проводил время у Кирсановых, он попытался поцеловать Фенечку, которой это было не по нраву. Свидетелем сцены стал Павел Петрович, который и сам испытывал симпатию к девушке, поэтому между ним и Евгением состоялась дуэль, окончательно испортившая отношения Базарова с родней Аркадия.
Сама же Фенечка питает взаимные чувства к Николаю Петровичу Кирсанову, но не решается ему об этом сказать. В финале они женятся, несмотря на все общественные предрассудки, и обретают счастье вдвоем.
Дуняша
Простая крестьянка Дуняша – служанка Фенечки, она помогает ей присматривать за рожденным от барина ребенком. Ее поведение имеет сильный контраст с другим слугой – Петров. Дуняша понимает, где ее место, и принимает жизнь радостно: она часто смеется и всегда находит поводы для веселья. В доме же ведет себя строго, но имеет доброе сердце.
Петр
Петр – это самовлюбленный слуга Павла Кирсанова. Имеет невысокий уровень интеллекта и только недавно научился читать (правда, пока по слогам), хотя уже является достаточно взрослым человеком. Несмотря на это, считает себя очень умным и очень любит демонстрировать свои «способности».
Княгиня Р Нелли
Загадочная Княгиня Р Нелли – персонаж, который встречается в романе только из рассказов других. В эту женщину был сильно влюблен Павел Кирсанов, и она имела большое значение для его судьбы. После того, как пришло известие о ее смерти, Павел покинул страну, закрылся в себе и потерял смысл жизни.
Написание романа
Произведение Тургенев пишет в другой европейской стране. Больше половины романа Иван Сергеевич создает в Париже, все это время он не стремится вернуться на родину, там, в России, недостаточно свободная атмосфера, чтобы написать такой актуальный и смелый роман. Работа над «Отцами и детьми» быстро и сильно увлекает писателя, удачное начало и скорое продвижение процесса создает у Тургенева впечатление, что роман буде написан за очень короткий срок.
Однако, после первой половины романа, Иван Сергеевич решает вернуться домой. Ему все же не хватает живых лиц и ощущений того, о чем он пишет. Он понимает, что за границей дописать роман «Отцы и дети» не сможет. Тургенев едет в Россию, чтобы посмотреть «сливок общества» вживую, а получает отмену крепостного права. Так совпадает, что вскоре, после возвращения из Парижа в Россию Тургенева, царь принимает решение отменить кабалу длиною в жизнь для крестьян.
Последние главы писатель пишет в родном селе, в нем теплится надежда, что проведенная реформа сможет полностью изменить политическое и общественное развитие страны. Ему кажется, что «Отцы и дети» остерегают от того, что настичь Россию не сможет.
Смысл названия
Конечно, знакомясь с кратким содержанием «Отцов и детей» и анализом произведения, читателю хочется понять суть его заглавия. Бесспорно, его не стоит трактовать в буквальном смысле.
Произведение рассказывает нам о двух семьях – двух представителях старшего поколения и двух их сыновьях. Однако при рассмотрении краткого содержания «Отцов и детей» герои несколько отступают на задний план. Основной смысл романа заключен вовсе не в описании их жизнедеятельности. Он заключен в глобальных отличиях мировоззрений.
О чем нам может сказать анализ краткого содержания «Отцов и детей» И. Тургенева? Название романа говорит читателю о том, что в общении двух поколений всегда были, есть и будут существовать некие противоречия. При этом родители и их дети противопоставляются друг другу с помощью союза «и». Но это только на бумаге. Фактически же между ними существует целая пропасть. Это временной промежуток в четверть века или более того, за который порой полностью меняется культурная, экономическая и политическая ситуация в стране и, конечно, взгляды общественности. При этом старшее поколение стремится сохранить уже сложившееся мировоззрение, а молодежь приобретает собственные взгляды на жизнь. И подобная ситуация повторяется вечно. Именно поэтому взгляды отцов и их детей на жизнь совпадают крайне редко. В этом и заключен смысл заголовка романа Тургенева «Отцы и дети», который говорит нам о том, что этот антагонизм является весьма естественным, и в нем нет ничего предосудительного
При этом важно, чтобы обе стороны сохраняли друг к другу взаимное уважение, и оставалось почтение к родителям с принятием их добрых пожеланий, напутствий и советов
Анализ произведения
В романе поднимаются противоречия в понимании друг друга двух поколений. Автор не только раскрывает конфликт, но и вместе с героями пытается найти выход из сложившейся ситуации. «Отцы и дети» ясно указывают на то, что старый уклад жизни уже изжил себя, а новый только формируется. Действие романа происходит накануне отмены крепостного права. Система, при которой поместное дворянство жило за счёт рабского труда крестьян, давно требовала перемен. Любое безвременье, считает автор, рождает таких людей, как Базаров — нигилистов, полностью отринувших прошлое, но не нашедших себя в будущем, отрицающих государственное устройство и моральные ценности. Сам писатель был сторонником постепенных, реформенных преобразований, насилие революции он не принимал.
Главные темы
- Основная тема произведения звучит в названии романа — многогранная тема отцов и детей. Это не только известный конфликт поколений — старшего и молодого, но и столкновение старых и новых взглядов на жизнь, разных типов мировоззрения. Базаров — представитель нового поколения, тип нового человека. Он отрицает образ жизни аристократов, видя в нём зло для народа, препятствие к развитию. Вместе с тем герой — вульгарный материалист, он готов ниспровергнуть и все нравственные ценности. Носители старых взглядов — семья Кирсановых. Тургенев писал, что вывел в их образах представителей передового дворянства. «Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?».
- Второй темой можно считать критику чрезмерно материалистического взгляда на мир. Базаров — скептик и нигилист, презиравший романтическое отношение к женщинам, всегда искавший в них один «толк», вдруг переполняется этой самой романтической любовью к женщине, от которой «толку» не добиться. Скептицизм Тургенева по поводу нового мировоззрения подчеркивают такие персонажи, как Кукшина и Ситников. Эти недалёкие люди со слабой мыслительной деятельнстью в подражании Базарову нелепы, в их исполнении идеи нигилизма ещё более непривлекательны.
Композиция
Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых — поместье Одинцовой — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.
Во второй части герой переживает внутреннюю перемену, которая нанесла удар по его мировоззрению. Он уже не может всё отрицать. И. С. Тургенев показал нового человека трагической фигурой. В начале романа Базаров появляется у Кирсановых уверенным в себе и в своих убеждениях, во второй части произведения новые чувства Евгения вступают в противоречие с его мировоззрением. Любовь к Одинцовой его изменила, пошатнула принципы нигилизма.
Жанр
Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.
Популярные сочинения
- Сочинение Что сказали мне стихи Пушкина? 6 класс Александр Сергеевич Пушкин – великий и неповторимый писатель и поэт русской литературы. Его знают все, от мало до велика, ведь он наша ценность. Творчество Александра Сергеевича Пушкина
- Почему Толстой назвал Лескова писателем будущего? сочинение Очень часто случается так, что человек родившись в какой либо эпохе начинал чувствовать себя как не в своей тарелке, и это также подмечают окружающие человека люди. О таких людях говорили то
- Сочинение про Неуверенность в себе рассуждение Для ребёнка любой взрослый человек является неким авторитетом. А собственные родители непререкаемыми авторитетами. Ведь они старше, умнее и знают все на свете. Но постепенно взрослея, дети учатся критическому мышлению
Сочинение 3
Непрерывно сменяются поколения. На место старых приходят новые, до поры до времени не запачканные мирской суетой. Это, казалось бы, логичный цивилизационный этап. Но этап этот несет в себе массу поражающих преобразований как в структуре государства, так и в структуре человеческих взаимоотношений. Именно поэтому извечная проблема «отцов и детей» наречена вечной, цикличной, непрерывающейся.
Данный процесс сопутствуется всем нам известным «конфликтом поколений», когда обе стороны, доказывающие друг другу субьективную правоту, до конца своих дней не могут прийти к общему умозаключению. Связано это как раз с временным промежутком, пораждающим бесчетное количество ссор и недопониманий. Культура, быт, ценности, цели – всё от мала до велика является противоположным в стычке двух поколений – «отцов» и «детей». На стороне старшего поколения – взвешенность, политкорректность и, главное, опыт. Младшее поколение резво, радикально, импульсивно и хитро. В плоскости этой «гонки вооружеий» каждый пытается навязать оппоненту свои правила, свою мораль, своё мировоззрение. Так было и будет всегда. Столь очевидным есть и тот факт, что в будущем эта борьба будет всё масштабней, глобальней, ожесточённей, затрагивающей каждую мелочь. Сопровождать нас этот конфликт будет везде и всюду. И именно подкованность и настырливость одной из сторон будет играть решающую роль, по совместительству являющую кульминацией для того, кто сдал свои позиции и проиграл. Это по праву считается одной из основ мироздания, так как именно конфликт поколений закаляет, заставляет «копаться» в окружающем, и обязательно рыть поглубже.
Вывод напрашивается самостоятельно – никто не будет до конца мириться со сменой привычной им жизни, и сквозь призму своей «правоты» будет вести ожесточённую борьбу за свои идеалы. Нельзя расценивать это как негативный процесс, разрывающее и дестабилизирующее явление, так как это в корне абсурдно. Нужно лишь сполна проанализировать собственное мировоззрение и попытаться приблизиться к объективной, а не субъективной истине, принимая которую, в один миг чётко осознаёшь свою линию.
Характеристика героев романа
Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.
- Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
- Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
- В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
- Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
- Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.
- Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
- Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
- Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
- В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
- Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
- Этот человек глубоко несчастен.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.
- Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
- Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.
Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.
- Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
- «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
- Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».
Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.
Павел Петрович
Павел Петровичуехал за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене (Германия)
«Упомянем кстати о Петре
Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн, но тоже женился и взял порядочное приданое за своею невестой, дочерью городского огородника, которая отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было: а у Петра не только были часы — у него были лаковые полусапожки.»— «Отцы и дети». Глава 28
«Он все делает добро, сколько может; он все еще шумит понемножку: недаром же был он некогда львом; но жить ему тяжело..
тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»— «Отцы и дети». Глава 28
Очень краткий пересказ романа «Отцы и дети».
Аркадий Кирсанов возвращается домой вместе с другом Евгением Базаровым. Молодые люди только окончили университет. У них складываются непростые отношения со старшими Кирсановыми — отцом Аркадия и его дядей. Происходит столкновение двух поколений — отцов и детей.
Старшие придерживаются патриархальных взглядов, а младшие — заражены молодёжным видением мира нигилизмом. Два поколения спорят и никак не могут найти общего языка.
Спустя некоторое время Аркадий и Евгений знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой и её младшей сестрой Катериной. Молодые люди одновременно влюбляются в Анну. Устои Базарова, в частности, отрицание брака и чувств рушатся. Он признаётся Анне в любви, но получает отворот поворот.
Аркадий отказывается от нигилизма и понимает, что влюблён в Катерину. Между Евгением и дядей Аркадия происходит дуэль. К счастью, все остаются живы. Евгений уезжает к своим родителям и вскоре умирает, заразившись тифом, а его друг женится на Катерине. Дядя Аркадия уезжает из страны. Анна Одинцова вновь выходит замуж.
Как Базаров освобождался от теории нигилизма
Убеждения Базарова писатель развенчивает постепенно, в романе начало этого положено в 13-ой главе. До этого противостояние было только внешнее: между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Но вот Базаров влюбился в Одинцову — и конфликт начал развиваться уже в его душе, ведь до встречи с ней он отрицал существование любви. Он осознал себя романтиком (а до этого презирал романтизм Пушкина). Теперь он презирал себя за слабость, но не мог забыть Одинцову. Он начал ловить выражение её глаз, а раньше смеялся над этим и рассуждал об анатомии глаза. Охватившая его любовь начала разрушать теорию нигилизма. Он начал по-другому смотреть на мир и на себя и постепенно пришёл к выводу, что жизнь гораздо шире и многограннее нигилистической схемы.
Любовь Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не состоялась не по причине холодности и рассудочности характера Одинцовой. Дело в том, что преданный идеям нигилизма, Базаров не мог создать свой Дом.
Но Базаров не хочет так быстро сдаться, он пытается вновь утвердиться в своих нигилистических принципах и пытается сблизиться с Фенечкой в соответствии со своими убеждениями, что любовь — это всего лишь физиологическое влечение. Но оказалось, что даже простенькая и необразованная Фенечка живёт не по физиологическим, а по нравственным законам. И Базаров начинает терять почву под ногами — его теория уже не могла помочь ему.
Нелепая дуэль «за убеждения» с Павлом Петровичем заставила его увидеть в противнике не заносчивого аристократа и идиота-дядюшку, а страдающего пожилого человека. Он понял, что не так уж непреодолима пропасть между людьми, надо просто научиться слышать и понимать друг друга.